понедельник, 20 июня 2022 г.

Парикрама

 ПОЛЬЗА ПАРИКРАМЫ


Парикрама — это исполненное преданности хождение (прадакшина) вокруг святого, священного места. Этим местом может быть горная вершина, священная тиртха, место паломничества или целая область, считающаяся святыней, освященная традицией. Круговое обхождение обычно совершается в любое время, но в определенные периоды в течение всего года становится особенно массовым.

Обхождение, совершенное небольшое количество раз вокруг небольшого объекта (мурти, установленного на алтаре, священного растения туласи или дерева nunnaл), обычно именуется прадакшиной. Парикрама, без сомнения, включает в себя прадакшину, но это название принято употреблять, говоря о больших обхождениях.

Весьма популярны усложненные формы парикрамы. Ее дополняют действиями, требующими большого напряжения и физических усилий. Некоторые вытягиваются на земле и проделывают весь путь перекатываясь. Другие медленно продвигаются, через каждые три или десять шагов простираясь на земле во весь рост; некоторые делают шаг за шагом, как можно ближе ставя одну ступню перед другой, и так в течение всей парикрамы, а кто-то совершает круговое обхождение, сам вращаясь при этом в постоянной атма-прадакшине. Эти трудные действия выполняются преданными в качестве особого покаяния, или во исполнение ранее данного обета, или же как спонтанное выражение их пылкой страсти.

Результатом должной мотивации и умонастроения будет высочайшая, максимальная духовная польза.

Отважные ятри совершают в студеных Гималаях сложнейшую парикраму горы Кайласы и даже еще более длительное обхождение озера Манасаровар. Другие ятри обходят вокруг всего Уттаракханда, совершая Кедарбадри-ятру, они уходят одним путем и возвращаются другим, кругом обойдя Чардхам.

На далеком Юге благочестивые преданные совершают прадакшину вокруг священного холма Аруначалы в Тируваннамалае. Рама-бхакты и Кришна-преми обходят Читракута Парвату, Айодхью, Брадж, Вриндаван, Говардхану и Бадринатх.

Глубочайший смысл парикрамы состоит в том, что преданный воспринимает не физическое существование данной местности, холма или тиртхи, но духовную мощь, которую они символизируют, и посредством их — проявленное и ощущаемое Божественное Присутствие. Благодаря откровению Господа в десятой главе «Бхагавад-гиты», можно понять, сколь многие особые места проникнуты этим Присутствием. Ревностная вера и почитание делают вас полностью восприимчивым к потоку духовных вибраций, исходящих от святого места. Эти мощные духовные течения пронизывают все оболочки, грубые и тонкие, очищая их и разрушая дурные васаны и самскары. Уменьшается количество тамаса и раджаса. Сконцентрированное влияние саттвы пробуждает дремлющие духовные тенденции. Благодаря парикраме преданный глубоко вдыхает божественную атмосферу, наполняющую данное место, и по завершении этого духовного пути он пронизан саттвическими вибрациями. Таковы скрытое действие и значение совершения парикрамы.

Все преданные приветствуют великое средство очищения — парикраму как способ аскезы, освященный обычаем и мудрой традицией. Это деяние приносит большую духовную пользу и религиозные заслуги. Преданный совершает омовение, облачается в чистую одежду, наносит тилаку или священный пепел, надевает туласи- или рудракшамалу и отправляется в путь с Господним именем на устах. Совершая парикраму, вы обретаете ценную сат-сангу, встречая садху и санньясинов, живущих поблизости. Ваши грехи уничтожаются омовениями в священных реках (во время больших парикрам), прудах и кундах. Вы возвышены и благословлены, получив даршаны многих святынь, встречающихся на вашем пути. Вы воспитываете в себе терпение и выносливость, испытывая неудобства от жары, холода или дождя. Совершить сложную парикраму — значит отказаться от многих привычных и приятных вам вещей. Ваш ум освобождается от всех мыслей и поглощен одной лишь идеей Божественного Присутствия. Совершенная с преданностью парикрама заключает в себе сразу три садханы, возвышая ваше тело, разум и дух. Духовные вибрации священных мест паломничества и святынь очищают ваши низшие асурические наклонности ума (вритти) и наполняют вас саттвой и чистотой. Вам нет необходимости искать возможности для сатсанги. Великие личности (махапуруши) по своей собственной воле приходят к вам. Они всегда в поиске настоящих, преданных садхаков. Отчасти поэтому они и пребывают в священных местах, таких как Бадри, Кедар, Кайласа, Хардвар, Вриндаван, Матхура и во многих других.

Поистине блаженны принимающие участие в парикраме, ибо они скоро обретут покой, блаженство и бессмертие! Слава Господу Раме, Властелину Айодхьи! Слава Кришне, Обитателю всех сердец, Чье излюбленное место пребывания — Вриндаван! Слава бхактам! Их благословение да снизойдет на всех вас!


Свами Шивананда

«Господь Шива и Его почитание»



Комментариев нет:

Отправить комментарий