Часть 1
Каждый год Веда Пуруша Саптаха Гнана Ягнам начинается в Пурначандра аудитории тем, что священники трут друг о друга священные куски дерева, чтобы призвать Бога Огня и начать ежегодный Ведический жертвенный ритуал. И тогда вся атмосфера наполняется пением этих священных гимнов.
В центре сцены находится изысканная Дасаватара форма Господа – Космического Сознания с Его различными формами. Справа стоит величественное серебряное кресло, приглашающее это Космическое Сознание, заключённое в красивую, небольшую и восхитительную форму Шри Сатья Саи, председательствовать на праздновании.
Когда видишь великолепную Ягнам в Пурначандра Аудитории, невозможно не вспомнить заявление Бхагавана, сделанное Им в 1962 году. Точнее, в октябре 1962 Свами объявил, что Он собирается через месяц открыть в Прашанти Веда Патхашалу (школу изучения Вед), и когда в ноябре торжественное открытие действительно состоялось, Свами сказал:
В центре сцены находится изысканная Дасаватара форма Господа – Космического Сознания с Его различными формами. Справа стоит величественное серебряное кресло, приглашающее это Космическое Сознание, заключённое в красивую, небольшую и восхитительную форму Шри Сатья Саи, председательствовать на праздновании.
Когда видишь великолепную Ягнам в Пурначандра Аудитории, невозможно не вспомнить заявление Бхагавана, сделанное Им в 1962 году. Точнее, в октябре 1962 Свами объявил, что Он собирается через месяц открыть в Прашанти Веда Патхашалу (школу изучения Вед), и когда в ноябре торжественное открытие действительно состоялось, Свами сказал:
“Моя Према (любовь) к Ведам равноценна только Моей Преме к человечеству. Моя миссия, помните, состоит из четырёх частей:Веда Пошана, Видватх Пошана, Дхарма Ракшана и Бхакта Ракшана (забота о Ведах, забота о ведических учёных, защита дхармы и защита преданных). Распределяя Свою милость и Свою энергию вдоль этих четырёх направлений, Я помещаю Себя в центре”.
- Первое, Веда Пошана – это поощрение вневременных ценностей древней культуры, все из которых должным образом записаны и сохранены в Ведах.
- Второе, Видватх Пошана, т.е. обеспечение содержанием тех, кто занят регулярным изучением и постоянным распространением этих действенных Ведических принципов и практик.
- Третье – Дхарма Ракшана, это связано возрождением и оживлением принципов праведности, объединяющих общество, определяющих значение и предписания для жизни каждого существа на планете.
- Четвёртое – Бхакта Ракшана, т.е. защита тех, кто посвящает Богу и пути к Богу, по крайней мере, хоть в какой-то степени, своё время и энергию, интересы и стремления, желания и беспокойства, цели и миссии, беспокойные умы и встревоженные сердца, молодость и силу, ресурсы и результаты. Бхагаван сказал, что гарантия безопасности, радость и счастье этих людей входят в число Его самых важных задач.
Всякий раз, когда в Пурначандра Аудитории пламя поднимается вверх, очищая атмосферу там и, в то же самое время, освящая наши мысли и внутренние чувства, ум всегда возвращается к этим заявлениям Бхагавана.
Когда мы слышим, читаем или наблюдаем, что человечество сейчас погрязло в постоянном хаосе, творящемся во многих сферах человеческой жизни, то всё больше и больше убеждаемся, что только эти бесценные добродетели, записанные в Ведах, могут спасти современного человека. И как только мы восстанавливаем связь с нашими корнями и узнаём, как усилить их, тогда мы узнаём, что о побегах, ветвях, цветах и плодах забота будет проявлена автоматически; они будут непрестанно, без лишних усилий и красиво расти, распускаться, цвести и созревать.
Дасара – это время размышлять об этих священных идеях и идеалах. Чтобы помочь нам глубоко разобраться в этих вопросах, несколько бывших студентов университета Бхагавана провели в октябре 2012 на Радио Саи дискуссию по этой теме. Это обсуждение было частью дискуссий в прямом эфире по четвергам, называвшихся «Вовне, Внутри, Глубоко Внутри», которые вёл журналист Радио Саи Бишу Прусти. Ниже мы поместили отредактированные выдержки из этих бесед, в которых принимали участие три человека:
Когда мы слышим, читаем или наблюдаем, что человечество сейчас погрязло в постоянном хаосе, творящемся во многих сферах человеческой жизни, то всё больше и больше убеждаемся, что только эти бесценные добродетели, записанные в Ведах, могут спасти современного человека. И как только мы восстанавливаем связь с нашими корнями и узнаём, как усилить их, тогда мы узнаём, что о побегах, ветвях, цветах и плодах забота будет проявлена автоматически; они будут непрестанно, без лишних усилий и красиво расти, распускаться, цвести и созревать.
Дасара – это время размышлять об этих священных идеях и идеалах. Чтобы помочь нам глубоко разобраться в этих вопросах, несколько бывших студентов университета Бхагавана провели в октябре 2012 на Радио Саи дискуссию по этой теме. Это обсуждение было частью дискуссий в прямом эфире по четвергам, называвшихся «Вовне, Внутри, Глубоко Внутри», которые вёл журналист Радио Саи Бишу Прусти. Ниже мы поместили отредактированные выдержки из этих бесед, в которых принимали участие три человека:
- 1. Мистер К. Веданараян, преподаватель санскрита в средней школе Шри Сатья Саи, работающий там с начала 1980-х годов.
- 2. Мистер Н. Шива Кумар, преподаватель факультета менеджмента и коммерции в кампусе Бриндаван Шри Сатья Саи Института Высшего Образования.
- 3. Мистер Шашанак, который был в 2012 году научным сотрудником с докторской степенью на факультете изучения менеджмента Шри Сатья Саи Института Высшего Образования.
Бишу Прусти (БП): Праздник Дасары отмечается в Прашанти с сороковых-пятидесятых годов. И за эти годы красота и величественность этого празднования только усилилась. Теперь, в 2012, хоть прекрасная физическая форма Свами и не председательствует на празднестве, ритуалы и празднование проводятся в той же самой неподражаемой манере. Господин Веданараян, могу я спросить у вас, какие чувства вы испытывали, сидя этим утром в Пурначандра Аудитории?
Мистер Веда Нараян (ВН): Это вызвало во мне много смешанных чувств, потому что после поступления в колледж Свами это 36-я Дасара, в праздновании которой я принимаю участие. Я сравнивал один из тех дней с порядком проведения в это утро (октябрь 2012). Мы обычно вставали с большим энтузиазмом и собирались с огромным предвкушением, особенно в период Дасары, потому что это нечто особенное для ребят, поющих Веды. Дасара всецело посвящена изучению Вед.
В те дни я обычно вставал в 2 часа ночи с большими ожиданиями, и в это утро я сделал то же самое. Тем не менее, нам не хватает физического присутствия Бхагавана. Я помню, что входил в молитвенный зал и садился там, ожидая Господа. Пандиты, которые приходили к Свами в те дни, обычно всегда декламировали Веды в определённом стиле, называемом крама. Они обычно обходили вокруг всего мандира, а затем заходили внутрь и садились.
Господь терпеливо ждал их, а когда они подходили к Нему, Он лично раздавал каждому из них оранжевые дхоти и белые Ангавастрам (накидки на плечи), называемые «дикша вастрам» (одеяния для проведения ритуалов).
Он ждал, когда они завершат свою санкальпу. Они уходили, переодевались и приходили, а затем начиналась процессия. Звучала музыка Надасварам, и любимица Свами слониха Саи Гита возглавляла процессию. Все студенты тоже были там. В Прашанти Нилаям не оставалось ни дюйма свободного места. Саи Кульвант холла в те дни не было, но каждый дюйм песка был занят людьми. Прашанти был переполнен.
Свами очень величественно шествовал в процессии, а затем поднимался на сцену. Он красиво двигался от одного конца сцены к другому. В те дни Свами жевал листья паан, и на Его красных губах играла великолепная улыбка. Он двигался плавно, словно скользил, и наши сердца трепетали каждую секунду, когда Он проходил перед нами. Я скучаю по тем дням.
Он ждал, когда они завершат свою санкальпу. Они уходили, переодевались и приходили, а затем начиналась процессия. Звучала музыка Надасварам, и любимица Свами слониха Саи Гита возглавляла процессию. Все студенты тоже были там. В Прашанти Нилаям не оставалось ни дюйма свободного места. Саи Кульвант холла в те дни не было, но каждый дюйм песка был занят людьми. Прашанти был переполнен.
Свами очень величественно шествовал в процессии, а затем поднимался на сцену. Он красиво двигался от одного конца сцены к другому. В те дни Свами жевал листья паан, и на Его красных губах играла великолепная улыбка. Он двигался плавно, словно скользил, и наши сердца трепетали каждую секунду, когда Он проходил перед нами. Я скучаю по тем дням.
БП: Итак, это было чувство счастья и в то же самое время чувство печали и ностальгии. Господин Шива Кумар, что чувствовали вы?
Др. Шива Кумар (СК): Как сказал господин Веда Нараян, мы действительно тосковали по физической форме Свами. Но одна вещь постоянно напоминала мне, что каждое подношение, сделанное в этом ягнам, в конечном итоге достигало Свами. На самом деле это была одна из очень красивых аналогий, которую Свами привёл во время Своего выступления на самом первом ягнам в 1961 году.
Свами сказал, что много критиков, не понимая значения ягнам, постоянно говорят, что люди зря расходуют топлёное масло и различные другие подношения, отправляя всё это в огонь. Но они не понимают внутреннего значения, что всё это делается с великой целью, и что всё это в конечном итоге достигает Ягна Пурушу (Главное Божество огненного ритуала).
Свами сказал, что много критиков, не понимая значения ягнам, постоянно говорят, что люди зря расходуют топлёное масло и различные другие подношения, отправляя всё это в огонь. Но они не понимают внутреннего значения, что всё это делается с великой целью, и что всё это в конечном итоге достигает Ягна Пурушу (Главное Божество огненного ритуала).
Свами привёл красивую аналогию, обычный пример, который мы все понимаем – денежный перевод. Он сказал, что, если вы хотите послать деньги человеку в своей деревне, вы просто идёте на почту и отдаёте деньги вместе с адресом. Деньги приходят к человеку по месту его жительства, но вас не беспокоит то, как деньги достигают того человека. То же самое происходит и с каждой произнесённой мантрой. Каждая мантра подобна адресу определённого Божества или Ягна Пуруши. Когда вы произносите: «Сваха» и предлагаете подношение огню, оно обязательно достигнет определённого Божества и Ягна Пурушу. Вам не нужно знать, как оно достигнет, так же как вы не интересуетесь, каким образом деньги пришли к человеку.
БП: Да. Огонь – это курьер.
СК: Да. Несмотря на то, что Свами физически не присутствовал, все мы чувствовали, что каждое подношение в конечном итоге достигало Бхагавана, и на нас всех щедро изливались благословения.
БП: Это так прекрасно, потому что, когда проведение ягны начиналось в 60-х годах, Бхагаван очень понятно объяснил внутреннее значение этого праздника. Мы также знаем, когда подростки выражали недовольство, что предложение масла – это совершенно не нужное расточительство, Он говорил, что это подобно земледелию. Вы помните это, Шашанак?
Др. Шашанак Шах (ШШ): Да. Свами говорит, что критиковать то, что масло предлагается огню, всё равно, что критиковать фермера за то, что он зря расходует зерно, бросая его в удобренную почву. Если он посеет зерно в свою землю, то позднее получит урожай зерна, во много раз превышающий количество посеянного зерна. Точно так же, когда вы произносите эти мантры и делаете подношения в ягна кундам (приямок со священным огнём), вы, в действительности, получите многократную выгоду.
Но тогда Свами очень понятно разъяснил одну вещь. Он сказал, что ягнам в других местах проводятся с некоторой долей эгоизма, такого как молитва Природе о дожде или устранении засухи, вызывающей голод из-за недостатка пищи; или об устранении неблагоприятных влияний планет и т.д. Но в Прашанти Нилаям ягнам проводится с единственной целью – Лока Кальяна, т.е. ради благополучия всех. Поэтому, делая эти подношения в ягна кундам, вы молитесь о благополучии всего человечества. Как говорит Свами, это настоящее «Саашватха Саукхям», т.е. истинное счастье, ради которого проводится эта ягна.
Чтобы внести немного юмора в это, в том выступлении, о котором упомянул Шива Кумар, Бхагаван сказал, люди критикуют, что много масла расходуется зря во время ягнам, но они не задумываются, сколько масла они сами потребляют в своей жизни, и приносит ли это какую-нибудь пользу человечеству. Он добавил, что такие ягны принесут обществу в миллион раз большую пользу.
Но тогда Свами очень понятно разъяснил одну вещь. Он сказал, что ягнам в других местах проводятся с некоторой долей эгоизма, такого как молитва Природе о дожде или устранении засухи, вызывающей голод из-за недостатка пищи; или об устранении неблагоприятных влияний планет и т.д. Но в Прашанти Нилаям ягнам проводится с единственной целью – Лока Кальяна, т.е. ради благополучия всех. Поэтому, делая эти подношения в ягна кундам, вы молитесь о благополучии всего человечества. Как говорит Свами, это настоящее «Саашватха Саукхям», т.е. истинное счастье, ради которого проводится эта ягна.
Чтобы внести немного юмора в это, в том выступлении, о котором упомянул Шива Кумар, Бхагаван сказал, люди критикуют, что много масла расходуется зря во время ягнам, но они не задумываются, сколько масла они сами потребляют в своей жизни, и приносит ли это какую-нибудь пользу человечеству. Он добавил, что такие ягны принесут обществу в миллион раз большую пользу.
БП: Да. Только потому, что мы не можем видеть этого, мы не можем этого не учитывать. Мы просто не имеем этого знания, так же как дикарь, который не знает, как работает телевидение, думает, что телевизор – это чудо. Я полагаю, здесь то же самое. Мы не знаем этой науки, но Бхагаван говорит нам, что существует красивая наука об этом, и мы должны это принять.
СК: В одном из Своих выступлений Свами говорил, что, когда ягнам выполняется совершенно бескорыстно и с абсолютной чистотой, это обязательно отразится, и этому будет сопутствовать природный знак, каким является дождь.
БП: И мы видим, что во время каждой Дасары в Прашанти идёт дождь!
ШШ: Не только это. Я помню, что во время проведения Сахасра Пурна Чандра Даршана Ягнам (проводившегося во время празднования 83-й годовщины со Дня Рождения Свами) была трёхдневная программа. После первого дня на следующее утро 3-4 часа шёл сильный ливень. Проведение самой ягны было нарушено, потому что весь стадион Хилл Вью был залит водой.
ВН: Свами также упомянул ещё об одном внутреннем значении этих ягн. Наши мысли, в основном, зависят от той пищи, которую мы едим. Свами привёл красивую связь, сказав, что всякий раз, когда мы с мантрами делаем подношения священному огню, поднимающийся от этого дым формирует облака, которые в свою очередь приносят дождь. Эта вода такая священная, что растения, вбирая её, дают чистое зерно, и когда мы едим это чистое зерно, у нас появляются чистые мысли.
БП: Это космический цикл, таким образом, всё очищается. Сейчас благодаря современным технологиям и пестицидам всё полностью загрязнено.
СК: Верно. На самом деле весь процесс ягнам помимо того, что он чрезвычайно духовный, он также и высоконаучный, он обогащает весь космический цикл.
БП: Вот это да! Я думаю, нам нужно провести отдельную дискуссию только на эту тему, но теперь давайте перейдём к другому. Шашанк, вы читали много Саи литературы благодаря преимуществу работы в издательском отделе общежития. Из того, что вы прочитали, не можете ли вы рассказать нам, как Дасара обычно праздновалась в самые ранние годы, т.е. в сороковых и пятидесятых годах прошлого века?
ШШ: Конечно. Я расскажу о том, что прочитал в самых ранних рассказах о праздновании Навартри в период 1945-46 годов. Это было время, когда Паатха Мандир (старый мандир) был только что построен, и празднования Дасары начали проводиться установленным порядком, если я могу сказать так. Преданные приезжали из различных частей страны, в основном с юга Индии – Бангалора, Ченнаи и из близлежащих городов, таких как Куппам, Виджаявада и других районов. Большинство преданных приезжало со своими семьями.
Программа, которую авторы рассказов описывают очень образно, была обычно примерно такой. Они имели счастливую возможность спать снаружи Паатха Мандира. Поэтому утром Свами вставал под их пение Супрабхатам. Затем Свами совершал утренние процедуры и возвращался, а они пели и приглашали Его в молитвенную комнату, где выполняли Кумкум Абхишекам (поклонение с вермильоном).
Программа, которую авторы рассказов описывают очень образно, была обычно примерно такой. Они имели счастливую возможность спать снаружи Паатха Мандира. Поэтому утром Свами вставал под их пение Супрабхатам. Затем Свами совершал утренние процедуры и возвращался, а они пели и приглашали Его в молитвенную комнату, где выполняли Кумкум Абхишекам (поклонение с вермильоном).
Вот как они делали это: все женщины сидели ровными рядами, и каждой из них давалась небольшая посудина и маленькая фотография Свами. Так же как у нас в общежитии бьют в колокол, там тоже били в колокол, и когда колокол звучал в третий раз, начинался Омкарам. После трёх Омкаров они выполняли Лалита Аштотра Намасмаранам, т.е. воспевали 108 имён Божественной Матери.
Так же как и мы сейчас, они предлагали Кумкум фотографии Свами, поставленной на небольшом подносе, и после того, как были пропеты 108 имён, Кумкум Арчанам завершалось. Всё это время Свами сидел в кресле прямо перед ними, наслаждаясь и принимая все их подношения в форме, соответствующей 108 именам Божественной Матери.
После этого обычно начинались бхаджаны, посвящённые Деви (Богине), а Свами вставал с кресла. Он подходил к каждой из женщин, выполнявших Кумкум Арчанам, и даровал им паданамаскар (позволял поклониться к Своим стопам). Пока продолжалось это благословение, все они группой пылко и радостно пели бхаджаны.
Затем они обедали вместе со Свами, и после этого наступало время общения, Свами говорил о писаниях, таких как Рамаяна, Махабхарата или Бхагаватам, и рассказывал простые истории о великих героях и героинях прошлого. Он выбирал забавные случаи из писаний, а затем очень подробно объяснял внутренний смысл этих историй из Пуран.
Так же как и мы сейчас, они предлагали Кумкум фотографии Свами, поставленной на небольшом подносе, и после того, как были пропеты 108 имён, Кумкум Арчанам завершалось. Всё это время Свами сидел в кресле прямо перед ними, наслаждаясь и принимая все их подношения в форме, соответствующей 108 именам Божественной Матери.
После этого обычно начинались бхаджаны, посвящённые Деви (Богине), а Свами вставал с кресла. Он подходил к каждой из женщин, выполнявших Кумкум Арчанам, и даровал им паданамаскар (позволял поклониться к Своим стопам). Пока продолжалось это благословение, все они группой пылко и радостно пели бхаджаны.
Затем они обедали вместе со Свами, и после этого наступало время общения, Свами говорил о писаниях, таких как Рамаяна, Махабхарата или Бхагаватам, и рассказывал простые истории о великих героях и героинях прошлого. Он выбирал забавные случаи из писаний, а затем очень подробно объяснял внутренний смысл этих историй из Пуран.
Продолжение следует.
Часть 2
БП: Я полагаю, это были самые начальные стадии Прашанти Видван Маха Сабха. Тогда Бхагаван проводил всё Сам лично!
ШШ: Да. Это было подобно речам, с которыми Он выступал позднее, но в то время это больше походило на беседу. Вечером они обычно проводили процессию с паланкинами. Приезжали флористы, главным образом из Бангалора, и делали эти изысканные паланкины с разными темами для каждого из девяти дней.
Интересно отметить, что Свами одевался в соответствии с темой паланкина. Сочетание цвета Его платья и Его дхоти соответствовало теме. Свами входил в комнату около 6 часов вечера, а в 8 часов вечера двери, наконец, открывались, и Свами выходил.
Интересно отметить, что Свами одевался в соответствии с темой паланкина. Сочетание цвета Его платья и Его дхоти соответствовало теме. Свами входил в комнату около 6 часов вечера, а в 8 часов вечера двери, наконец, открывались, и Свами выходил.
Рассказчики описывают, что Он был великолепен в красивых шёлковых одеяниях различных цветов и оттенков. Он выходил и в первую очередь спрашивал их: «Как это одеяние? Подходит ли цвет? Как вы думаете? Оно красивое?»
Выглядело так, словно Ему нужно было немедленно узнать мнение преданных о Своём выборе цвета. Затем Он садился в паланкин. Каждый день темы менялись, в один день это был лебедь, в другой день павлин, в третий день Гаруда, в четвёртый день лотос и т.д.
Каждое одеяние Свами обычно соответствовало теме. Например, когда паланкин выполнялся в форме павлина, одеяние Свами больше соответствовало образу Господа Субраманьи. Когда это был Гаруда, Он обычно надевал белое одеяние, как Господь Вишну. Дхоти тоже соответствовало верхнему платью. Если это было белое платье, дхоти было красным, контрастно платью. Если паланкин был в форме лотоса, дхоти было ярко-зелёного цвета. А иногда Он надевал даже пурпурное платье.
Выглядело так, словно Ему нужно было немедленно узнать мнение преданных о Своём выборе цвета. Затем Он садился в паланкин. Каждый день темы менялись, в один день это был лебедь, в другой день павлин, в третий день Гаруда, в четвёртый день лотос и т.д.
Каждое одеяние Свами обычно соответствовало теме. Например, когда паланкин выполнялся в форме павлина, одеяние Свами больше соответствовало образу Господа Субраманьи. Когда это был Гаруда, Он обычно надевал белое одеяние, как Господь Вишну. Дхоти тоже соответствовало верхнему платью. Если это было белое платье, дхоти было красным, контрастно платью. Если паланкин был в форме лотоса, дхоти было ярко-зелёного цвета. А иногда Он надевал даже пурпурное платье.
БП: Свами делал всё, чтобы доставить радость преданным.
ШШ: Да. Сейчас даже представить себе невозможно Свами в одеяниях того цвета.
ВН: Однажды, к слову, Свами позвал меня и нескольких ребят сделать уборку на верхнем этаже Прашанти Мандира. Поэтому мы вынули те одеяния и нашли среди них одежду даже зелёного цвета. В то время Свами сказал: «Кто будет носить такую зелёную одежду?»
БП: Чтобы доставить радость преданным, Он шёл на всё.
СК: На самом деле вы можете догадаться, что в 1940-х Свами был намного моложе.
БП: Да, пробор в Его волосах был ещё виден.
ШШ: Да, Он обычно делал пробор в волосах посередине, и с одной стороны они имели форму большого полумесяца, с другой стороны – полумесяца несколько поменьше.
ВН: Простите, что вмешиваюсь, но я полагаю, что проводилось нечто вроде Сумангали Пуджи. Вы что-нибудь помните об этом Шашанк?
ШШ: Я думаю, это проводилось утром. Вы об этом спрашиваете, господин?
ВН: Да Свами посылал в дома женщин старшего возраста вермильон, зеркало, браслеты и т.д., положенные на подносе, и Он обычно приглашал на пуджу сначала их. Убирая наверху, мы видели сундук, наполненный браслетами. Свами говорил: «В старые добрые времена я посылал все эти вещи и приглашал сумангали (замужних женщин)». Все те предметы всё ещё лежали в комнате Свами.
БП: Поразительно!
ШШ: Если вы позволите, я продолжу, вечерняя процессия начиналась обычно в 8 часов, и Свами садился в паланкин. Они шли процессией по деревне Путтапарти. Это обычно занимало 4-5 часов, потому что они шли медленно, проходя мимо каждого дома. Они останавливали процессию около особых домов, таких как дом уважаемой Ишвараммы, уважаемой Венкаммы и уважаемой Каранам Суббаммы.
Они обычно выходили и выполняли арати Свами. Очевидно, они имели так называемое «право», потому что Свами был им «сыном», «братом» и «приёмным сыном». Поэтому они имели привилегию предлагать Ему арати. Процессия возвращалась около 2-х часов ночи. Даже тогда они не позволяли Свами сойти с колесницы. Они держали паланкин на своих плечах и раскачивали его как колыбель.
Они обычно выходили и выполняли арати Свами. Очевидно, они имели так называемое «право», потому что Свами был им «сыном», «братом» и «приёмным сыном». Поэтому они имели привилегию предлагать Ему арати. Процессия возвращалась около 2-х часов ночи. Даже тогда они не позволяли Свами сойти с колесницы. Они держали паланкин на своих плечах и раскачивали его как колыбель.
БП: В 2 часа ночи?
ШШ: Да, словно убаюкивая Свами. Раскачивая паланкин как люльку, они пели колыбельные ещё почти час. Постепенно они прекращали петь, и тогда Свами позволялось уйти отдыхать.
СК: В деревнях в те дни ночные программы действительно не были чем-то необычным.
БП: Бхагават Катхи (народные спектакли, основанные на писаниях) обычно представлялись ночью.
ШШ: Да. В действительности, много чудес происходило во время тех процессий. Когда Свами сидел на паланкине, они видели что у Него на лбу материализовывался вибхути тремя отдельными линиями. Вибхути постоянно сыпался, а затем он медленно превращался в три золотые горизонтальные линии у Него на лбу. Это чудо они видели очень часто.
Писатели упоминают, что хотя процессия и шла впереди паланкина, они обычно постоянно оборачивались назад и смотрели на Свами, который сидел в паланкине. Они наталкивались друг на друга, они не хотели ничего пропустить!
Однажды оказалось, что Свами оделся для процессии как Деви (Божественная Мать). Посмотрев на Свами с левой стороны, они увидели Его как Саму Божественную Мать. Они очень отчётливо увидели красную парчовую кайму сари, оранжевую или зелёную подходящую по цвету блузку, волосы, украшенные цветами, и массивные украшающие Её драгоценности.
А когда они посмотрели на Свами с правой стороны, то смогли увидеть Его как Шиву, с Гангой и полумесяцем на Его спутанных локонах и змею, обвившуюся вокруг Его шеи, в виде украшения. Они также увидели следы вибхути у Него на плечах и шкуру животного, служащую Ему одеждой. Итак, они одновременно видели вместе и Шиву, и Шакти.
Когда они были ошеломлены и объяты ужасом, увидев Свами таким, Он прищурил глаза и улыбнулся, словно совершил небольшое озорство, подшутив над ними, показав им Космическую Форму, и снова стал таким же как они, как их родственник. Итак, то были действительно славные дни. Если бы мы не были преданными, мы непременно подумали бы, что это были сценки из какой-то пуранической истории, потому что такое кажется невозможным. Но находясь рядом со Свами, мы узнали, что ничего невозможного нет.
Писатели упоминают, что хотя процессия и шла впереди паланкина, они обычно постоянно оборачивались назад и смотрели на Свами, который сидел в паланкине. Они наталкивались друг на друга, они не хотели ничего пропустить!
Однажды оказалось, что Свами оделся для процессии как Деви (Божественная Мать). Посмотрев на Свами с левой стороны, они увидели Его как Саму Божественную Мать. Они очень отчётливо увидели красную парчовую кайму сари, оранжевую или зелёную подходящую по цвету блузку, волосы, украшенные цветами, и массивные украшающие Её драгоценности.
А когда они посмотрели на Свами с правой стороны, то смогли увидеть Его как Шиву, с Гангой и полумесяцем на Его спутанных локонах и змею, обвившуюся вокруг Его шеи, в виде украшения. Они также увидели следы вибхути у Него на плечах и шкуру животного, служащую Ему одеждой. Итак, они одновременно видели вместе и Шиву, и Шакти.
Когда они были ошеломлены и объяты ужасом, увидев Свами таким, Он прищурил глаза и улыбнулся, словно совершил небольшое озорство, подшутив над ними, показав им Космическую Форму, и снова стал таким же как они, как их родственник. Итак, то были действительно славные дни. Если бы мы не были преданными, мы непременно подумали бы, что это были сценки из какой-то пуранической истории, потому что такое кажется невозможным. Но находясь рядом со Свами, мы узнали, что ничего невозможного нет.
СК: Я вспомнил об одном чуде, как Свами бросал на преданных цветы. Они падали не как цветы, а как ириски или монеты. У моего отца есть одна такая монета, на одной её стороне изображение Баладжи Венкатешвары, а на другой стороне – Ширди Саи Бабы.
ШШ: Я вспоминаю, что однажды подобное случилось в Африке. Когда Свами уезжал, преданные захотели получить какой-нибудь подарок, и в розданном каждому из них прасаде они находили медальон, и на каждом медальоне были различные изображения. Христиане находили крест, мусульмане находили медальоны с написанным на них словом «Аллах», а индуисты находили изображение Ишта Девата, т.е. избранного ими Божества. Поэтому я думаю, что это вполне обычное чудо, творимое Свами повсеместно.
СК: Я читал об этом случае в одной книге. В качестве пуджи, проводимой по утрам, женщины выполняли Кумкум Арчана (поклонение с кармином), и это выполнялось в течение всего празднования Наваратри. В конце Свами обычно раздавал каждой из них материал на блузку. Каждая женщина в уме думала, какого цвета материал ей хотелось бы получить. И однажды так случилось, что, когда Свами раздавал материал всем, каждая женщина получила материал того цвета, который хотела, хотя казалось, что Свами раздавал подряд, не выбирая. Свами всегда заботится, чтобы все получили именно то, что хотят.
БП: Удивительно! Столько много поразительных вещей происходило во время празднования Дасары. Я полагаю, существует много тонкостей, о которых многие из нас могут даже и не представлять, и существует много чего незаписанного. Но всё, что записано, само по себе является фантастическим. Итак, это происходила в 40-х и 50-х годах. Давайте теперь перейдём к 60-м годам. Я думаю, это то время, когда началось проведение обряда Ягнам в том виде, в котором он проводится сейчас. Верно, господин Веда Нараян?
ВН: Да. Свами начал сочетать этот Видван Маха Сабха с официально признанным празднованием Дасары. Я полагаю, это началось, главным образом, с 61-62 годов. Всякий раз, когда Свами посещал Венкатагири, правитель Венкатагири приглашал много ведических учёных. Они регулярно устраивали такие собрания, и каждый учёный говорил на различные духовные темы. Возможно, Свами почувствовал, что такие собрания следует проводить и в Прашанти Нилаям тоже. Поэтому в 61-62 проведение Веда Пуруша Саптаха Гнана Ягнам впервые было организовано в Прашанти Нилаям.
И в течение этого периода произошёл очень интересный случай. Свами назначил Куппа Байраги Шастри возглавлять проведение ягнам. Он был великий ведический учёный и астролог. На самом деле в те дни он составлял ежегодный альманах. Свами позвал его и сказал: «Всё должно быть спланировано тщательно в соответствии тем, как сказано в Ведах. Дайте мне список всех материалов необходимых для проведения ягны. Позаботьтесь, чтобы было записано всё, потому что, если в последний момент окажется, что чего-то недостаёт, этого не будет здесь».
Я пришёл к Свами в 1968 и помню, что здесь почти ничего не было. Восточного Прашанти тогда не было. Сидя перед мандиром, вы могли видеть реку Читравати, потому что между рекой и мандиром ничего не было. Повсюду был только колючий кустарник и больше ничего. Магазинов практически не было. В углу находилась чайная и всё. Поэтому Свами особо сказал Байраги Шастри: «Составьте подробный список, и я добуду всё это». Учёный составил список и отдал его Свами, и всё было доставлено.
Настал день начала проведения ягны. Когда процессия завершилась, Свами увидел, что даже Агни, огонь, производился из арани (дерева, из которого трением добывают огонь). Он благословил всё и вернулся в Свою комнату, но не прошло и пяти минут, как Куппа Байраги Шастри вошёл в Его комнату. Увидев его, Свами немного расстроился. Он сказал: «Я пошёл туда и положил начало всему. Почему вы ушли оттуда и пришли сейчас сюда?»
Куппа Байраги Шастри упал Свами в ноги и сказал: «Свами, пожалуйста, простите меня. Я забыл записать одну вещь в список, который дал». Свами заметно расстроился и сказал: «Я много раз говорил вам проверить, чтобы не было упущено ничего из того, что нельзя раздобыть нигде в этой местности. Быстрее скажите мне, что это?»
И в течение этого периода произошёл очень интересный случай. Свами назначил Куппа Байраги Шастри возглавлять проведение ягнам. Он был великий ведический учёный и астролог. На самом деле в те дни он составлял ежегодный альманах. Свами позвал его и сказал: «Всё должно быть спланировано тщательно в соответствии тем, как сказано в Ведах. Дайте мне список всех материалов необходимых для проведения ягны. Позаботьтесь, чтобы было записано всё, потому что, если в последний момент окажется, что чего-то недостаёт, этого не будет здесь».
Я пришёл к Свами в 1968 и помню, что здесь почти ничего не было. Восточного Прашанти тогда не было. Сидя перед мандиром, вы могли видеть реку Читравати, потому что между рекой и мандиром ничего не было. Повсюду был только колючий кустарник и больше ничего. Магазинов практически не было. В углу находилась чайная и всё. Поэтому Свами особо сказал Байраги Шастри: «Составьте подробный список, и я добуду всё это». Учёный составил список и отдал его Свами, и всё было доставлено.
Настал день начала проведения ягны. Когда процессия завершилась, Свами увидел, что даже Агни, огонь, производился из арани (дерева, из которого трением добывают огонь). Он благословил всё и вернулся в Свою комнату, но не прошло и пяти минут, как Куппа Байраги Шастри вошёл в Его комнату. Увидев его, Свами немного расстроился. Он сказал: «Я пошёл туда и положил начало всему. Почему вы ушли оттуда и пришли сейчас сюда?»
Куппа Байраги Шастри упал Свами в ноги и сказал: «Свами, пожалуйста, простите меня. Я забыл записать одну вещь в список, который дал». Свами заметно расстроился и сказал: «Я много раз говорил вам проверить, чтобы не было упущено ничего из того, что нельзя раздобыть нигде в этой местности. Быстрее скажите мне, что это?»
Учёный сказал: «Свами, в Ведических текстах сказано, что должен быть медный сосуд, нечто подобное тому, чем пользуются мудрецы, т.е. камандалу. Это маленькая вещь, похожая на калаш (священный сосуд) с ручкой и носиком. Я каким-то образом забыл внести это в список. Пожалуйста, простите меня, Господь. Без этого мы не можем продолжить».
Свами был действительно расстроен и сказал: «Как вы могли совершить такую ошибку? Что теперь делать? Без этого вы не можете продолжить?»
Учёный сказал: «Свами, сначала я не хотел сообщать Вам, потому что Вы сказали, чтобы было записано всё. Но, пожалуйста, простите меня, Свами». Свами немного подумал. Затем Он встал с кресла и пошёл в спальню. Через несколько секунд Он вышел с сосудом, который имел ручку и носик, и спросил: «Это то, что вы ищете?» У учёного не было слов, потому что это был именно такой сосуд, какой описан в Ведах. Свами сказал: «Знаете, этим сосудом я пользовался в Ширди».
Свами был действительно расстроен и сказал: «Как вы могли совершить такую ошибку? Что теперь делать? Без этого вы не можете продолжить?»
Учёный сказал: «Свами, сначала я не хотел сообщать Вам, потому что Вы сказали, чтобы было записано всё. Но, пожалуйста, простите меня, Свами». Свами немного подумал. Затем Он встал с кресла и пошёл в спальню. Через несколько секунд Он вышел с сосудом, который имел ручку и носик, и спросил: «Это то, что вы ищете?» У учёного не было слов, потому что это был именно такой сосуд, какой описан в Ведах. Свами сказал: «Знаете, этим сосудом я пользовался в Ширди».
СК: На самом деле Свами сказал, что он был у правителя Чинчоли.
ВН: Да, Свами сказал: «Мне пришлось взять его оттуда, чтобы отдать его вам». Таково всеведение и всемогущество Господа.
БП: Он Ягна Пуруша, тот, к кому в конечном итоге идёт всё, предлагающееся в поклонении, но Он также и тот, кто тщательно организует каждую мелочь празднования.
СК: Я добавлю крупицу информации, этот особый сосуд, если я не ошибаюсь, играет важную роль, он используется в определённой ситуации. Водой из этого сосуда окропляется всё по периметру ягна кунды под рецитацию этих мантр: Атитхе, ануманья-сва, анумате ануманья-сва, Сарасвате ануманья-сва, дева савита прасува, это означает, что мы, в действительности, просим разрешения у Ягна Пуруши начать ягнам. Этот особый сосуд используется, главным образом, для окропления водой очень эффективным способом. Этим утром они выполняли этот ритуал, и в этот момент я вспомнил этот случай.
Продолжение следует.
Часть 3
Бишу Прусти (БП): Господин Веда Нараян, вы говорили, что пришли к Бхагавану в 1968 году. И вы упомянули, что это 36-е празднование Дасары, которое вы имеете счастье наблюдать, и в котором вам посчастливилось принимать участие (октябрь 2012). Итак, какими были празднования в 70-х?
Веда Нараян (ВН): Восхитительными днями! Дасара и День Рождения Свами были самыми долгожданными праздниками. В первый день собиралась процессия, и Саи Гита возглавляла её. Свами выходил, украшенный длинной гирляндой. Над Ним держали зонт, так же как его держат всегда, когда идёт царская персона. Другой человек нёс опахало, называемое чаамара (опахало из хвоста яка)
БП: Это была царская процессия.
ВН: Не только это, в те дни женщины, такие как Педдаботту Амма и другие красиво украшали весь путь от комнаты для бесед Свами до Пурначандра Аудитории. Они постилали ковёр из цветов для Свами, чтобы Он шёл по нему. Они работали с раннего утра. Свами величественно шёл по этому ковру.
Придя в Пурначандра Аудиторию, Он обычно находился там часами. Он приходил и садился на полу. Раньше в Пурначандра Аудитории вы могли подняться на сцену прямо от среднего прохода, и Свами обычно сидел в среднем проходе.
Много раз Он проходил между преданными до конца ряда, собирая письма и т.д. Он проходил по всем трём проходам: по крайнему проходу на мужской стороне, по крайнему проходу на женской стороне и даже по среднему. Затем около 10 или 10:30 утра Он поднимался на сцену, где находился главный калаша (священный сосуд).
Придя в Пурначандра Аудиторию, Он обычно находился там часами. Он приходил и садился на полу. Раньше в Пурначандра Аудитории вы могли подняться на сцену прямо от среднего прохода, и Свами обычно сидел в среднем проходе.
Много раз Он проходил между преданными до конца ряда, собирая письма и т.д. Он проходил по всем трём проходам: по крайнему проходу на мужской стороне, по крайнему проходу на женской стороне и даже по среднему. Затем около 10 или 10:30 утра Он поднимался на сцену, где находился главный калаша (священный сосуд).
Пандиты (священники) стояли с двух сторон и декламировали Мантру Пушпам, а затем украшали Свами красивой гирляндой. Боже Милостивый! Я знаю наверняка, что все Боги присутствовали там, чтобы лицезреть славу Господа. Свами обычно раскачивался, а они декламировали! Все преданные были переполнены радостью, наблюдая эту чудесную сцену. Свами ждал, когда пандиты закончат выполнять обряды, а затем возвращался.
В те дни весь день и ночь были заполнены деятельностью. Обряды Ягнам заканчивались около 11:30, а к часу дня все опять собирались в Пурначандра Аудитории, потому что после обеда группа Видван Маха Сабха представляла Хари Катху Каалакшепам на языке телугу. Они рассказывали красивые истории о Шри Рама Паттабхишекам и Шри Кришна Тулабхарам и т.п. в форме песен и повествований. Это обычно продолжалось до трёх часов дня.
В 4 или 4:30 вечера начиналось Видван Маха Сабха, в котором выступали великие ведические учёные, такие как Чандрамоули Шастри, которому Свами даровал видение Анджанея (Ханумана), Куппа Байраги Шастри, Чандикота Субраманья Шастри и Шри Камавадхани.
Эти учёные обращались к Свами как к Самому Параматме; такой была их вера. В ответ на вопросы, задававшиеся ими в своих речах, Свами давал ответы в следовавших за этим Своих выступлениях, которые заканчивались примерно в 6:30 вечера. После этого Свами уходил в мандир и возвращался к 8 часам вечера, а затем начиналась культурная программа. Были дни, когда программы длились до полночи. Это была действительно Наваратри в истинном смысле этого слова, празднование проводилось ночью. Весь день и вся ночь были наполнены активностью.
БП: Фантастика! Бхагаван в выступлении в то время упомянул о чистоте этих священников. Он говорит, что священник, выполняющий ритуал Сахасра Лингарчана, который длится до 2 часов дня, никогда не сдвинется с места, пока не завершит его.
ВН: Хочу сказать о Сахасра Лингарчана, я спрашивал священника об этом. Каждый день он должен ходить к муравейнику и брать особую глину. Я также думаю, что он должен был 21 раз декламировать Рудрам и сделать 1008 Шива Лингамов. В каждый Лингам он должен был положить одно зёрнышко риса и расположить особым образом как Шри Чакрам, а затем выполнить абхишекам.
СК: А также Шодашопачара пуджу (16 этапов, предусмотренных поклонением).
ВН: Да, для каждого лингама. Поэтому он начинает рано, приблизительно в 2 часа ночи и заканчивает где-то в 2 часа дня.
БП: О, Боже!
ВН: До этого времени он даже воды не пьёт.
БП: Не удивительно, что Свами хвалил чистоту этих священников.
ВН: Такая преданность! На самом деле, предыдущий священник, выполнявший ритуал Сахасра Лингарчана, был настолько истощённый, что, я уверен, Господь Шива Сам появился перед ним и даровал ему освобождение. Это тапас, т.е. настоящая аскеза. Они отказываются от всего и предаются полностью. Ни за какие деньги в мире нельзя купить это.
СК: Каждый день Свами ходил и наблюдал проведение ритуала Сахасра Лингарчана, и выражал признательность человеку, выполнявшему его. Этот человек обычно находился в одном углу Пурначандра Аудитории. Свами ждал и наблюдал за его действиями. Свами уделял внимание каждому аспекту. В действительности, на сцене происходило очень много вещей.
БП: Да. Не все знают о тех различных вещах, которые происходят на сцене. Вы знаете только, что там есть главная Ягна Кндам, и что ягнам проводится, но в каждом углу сцены располагаются группы людей. Не могли бы вы рассказать, что на самом деле происходит в различных частях Пурначандра Аудитории?
ВН: Справа, ближе к женской стороне, проводится ритуал Сахасра Лингарчана. Рядом располагается главный Деви Калашам, представляющий Богиню. Священники декламируют Лалита Сахасранамам, Лалита Тришати, Лалита Аштотхра Шатанамавали и Кхадгамала и выполняют ритуал Кумкум Арчана вместе с Шодашопачара пуджей. Затем Деви Махатмйа Параянам выполняется самим священником.
Когда вы подходите к середине сцены, на правой стороне располагается группа из 4-5 человек. Предполагается, что они закончат чтение всей Кришна Яджур Веды за 7 дней. Иногда они не могут закончить, и поэтому сидят после обеда и даже вечером, потому что в седьмой день они должны завершить всё чтение.
СК: Если вы слушаете их, то понимаете, что они декламируют очень быстро.
ВН: Да. Вы можете видеть грандиозность Вед.
БП: И это только очень малый процент того, что действительно было передано нам; мы потеряли много.
ВН: Не только это, они не обращаются ни к одной книге, а декламируют по памяти. Это поразительно! Затем в середине сцены вы видите Рудра Хомам, где священники каждый день декламируют Намакам и Чамакам как Екадаса Рудрам. Затем ближе к восточной стороне находится человек, выполняющий Сурья Намаскар. В обычном ритуале Сурья Намаскарам декламируют Арунам полностью и обходят вокруг лампады. Они создают Сурья Нараяна Чакрам, вокруг которой они делают прадакшину (обходят вокруг), а потом выполняют намаскар (приветствие).
Этим людям выпала огромная удача простираться прямо у стоп Свами, когда Он поднимался на сцену в то время, когда они совершали прадакшину. Намаскарам должно выполняться особым образом, и Свами обычно ждал, когда они закончат. Только представьте себе! Сам Господь Солнца появлялся перед ними и стоял там в полном великолепии.
БП: Я помню дни, когда священник, выполнявший Сурья Намаскар, имел поистине уникальную привилегию обходить вокруг физической формы Бхагавана.
ВН: Цветок, который используют в поклонении Шиве, – красный лотос, и священник протягивал Свами красный лотос. Я обычно молился: «Как бы я хотел получить такую возможность!» Был ещё один человек, которого я видел только несколько лет. Он был плотного телосложения и выполнял Сурья Намаскар, я никогда нигде не видел, чтобы так выполнялся Сурья Намаскар. Он сгибал свою правую ногу и стоял только на левой ноге. Он поднимал обе руки над головой и стоял, не двигаясь с места. Затем он простирался на полу и выполнял Намаскар, а потом вставал.
СК: Этот Намаскар выполнялся также и во время Сахасра Пурна Чандра Даршанам.
ВН: Да, вы правы. Представьте, этот человек плотного телосложения со своим весом, подняв обе руки, стоял на одной ноге пока полностью не завершал все Намаскары. Это называется аскезой!
ШШ: Я полагаю, они тоже делали 108 Намаскаров каждый день.
СК: Плюс 130 каждый день!
БП: Вот это да! Итак, много что происходит.
СК: Далее, сбоку выполняется также декламация Сундара Кандам.
ВН: Да, они одновременно выполняют на сцене Рамаяна, Бхагаватам и Деви Бхагавата параянам (рецитацию). Свами также дал нашим студентам великое счастье выполнять Деви Махатмья параянам, и я обнаружил, что многие ребята интересуются этим. Напомню вам, что это непросто, потому что эти дети приходят рано утром на голодный желудок. Для тех, кто не знает, параянам длится 4-5 часов. Сегодня я видел около 50 детей, сидевших на сцене и выполнявших Деви Махатмья Параянам.
ШШ: В это раз было почти 60.
БП: Шашанк, расскажите нам, что происходит в общежитии.
ШШ: Хорошо. В этот раз около 59 студентов и я получили возможность проводить это. На самом деле господин Веда Нараян инициировал нас в проведение Деви Махатмьям Параянам, когда я был на втором курсе магистратуры. Наш бывший регистратор господин Лакшминарасимхан получил у Свами разрешение в 2003 году. Он молился: «Свами, ребята хотят что-нибудь сделать для вас». Поэтому Свами дал нам разрешение выполнять Деви Махатмья параянам. Это началось в 2003 и продолжается уже 10-й год (в 2012).
Постепенно количество увеличивалось каждый год, и в этот раз у нас было около 59 студентов из мужских кампусов Бриндавана, Прашанти Нилаям и Мудденахалли, включая учащихся старших классов средней школы. Итак, учащиеся 10, 11 и 12-го классов вместе со студентами, а также некоторыми из преподавателей выполняли эту параянам.
БП: Я не думаю, что это происходило бы в любом другом университете мира.
ШШ: Я не видел нигде, чтобы студенты вставали в 3 часа утра, купались, надевали дхоти и ангавастрам и бежали в ягнашала выполнять Деви Махатмья параянам.
СК: Некоторые из этих студентов настолько наполнены энтузиазмом, что вместе с Деви Махатмья параянам они также хотят отправиться на Грама Севу.
БП: Здорово!
СК: Они хотят закончить параянам до 7:30 утра, и поэтому они начинают очень рано, около 3 часа утра. Они заканчивают параянам, а затем присоединяются к выполнению Грама Севы. Такой у них энтузиазм.
ШШ: Деви Махатмьям очень длинное писание, как говорил господин Веда Нараян. В нём 700 стихов. Оно называется Дурга Сапташати, сапта – 7, а шати – 100.
Эти стихи прославляют Божественную Мать и все случаи, когда она уничтожала и побеждала демонов, чтобы поддерживать праведность в различных формах. Она убила таких демонов как Рактабиджа, Дхумралочана, Чанда, Мунда, Шумбха, Нишумбха и, конечно же, Махишасура. Каждая часть посвящена тому, как был уничтожен демон.
Эти стихи прославляют Божественную Мать и все случаи, когда она уничтожала и побеждала демонов, чтобы поддерживать праведность в различных формах. Она убила таких демонов как Рактабиджа, Дхумралочана, Чанда, Мунда, Шумбха, Нишумбха и, конечно же, Махишасура. Каждая часть посвящена тому, как был уничтожен демон.
БП: Я, думаю, это очень символично.
ШШ: Да. На самом деле господин Веда Нараян говорил нам, что описание каждой битвы, в действительности, является своего рода кодом или мантрой, потому что слоги имеют свою собственную уникальную силу.
ВН: Там есть много скрытого. Для человека, читающего отвлечённо, это всего лишь повествование о какой-то битве, такой как война Махабхарата. Но если вы возьмёте первую букву, в каждом из этих стихов, то найдёте своеобразные Биджакшары, которые приведут к красивой мантре. Это всё скрыто. Чем больше вы будете делать это, то всё больше и больше это будет представать перед вами как откровение.
БП: Как вас посвятили в Деви Махатмьям, господин?
ВН: Это было в 80-х. Это было время, когда мы как раз изучали Веды. Всякий раз, когда приходили пандиты, мы обычно мечтали и удивлялись, наступит ли когда-нибудь день, когда мы тоже сможем надеть оранжевые дхоти и сидеть на сцене.
БП: Вы делаете это сейчас!
ВН: Да, но в те дни это была мечта, хотя так много людей делало это. Мы были очень заинтересованы, а также хотели делать что-то. Поэтому я сказал одному из своих друзей: «Почему бы нам не сделать что-нибудь?». Он сказал: «Прекрасно, но что мы должны делать?» Я сказал: «Мыбудем выполнять Деви Махатмья Параяну. Люди говорят, она очень действенная».
Он сказал: «Великолепно, мы будем делать это». Мы начали узнавать, как выполнять параянам. Кто-то сказал, что мы не можем делать это просто так, пока кто-то не инициирует нас в мантру. В то время Шри Падманабха Шастри отвечал за проведение Деви Махатмья Параянам здесь.
Он сказал: «Великолепно, мы будем делать это». Мы начали узнавать, как выполнять параянам. Кто-то сказал, что мы не можем делать это просто так, пока кто-то не инициирует нас в мантру. В то время Шри Падманабха Шастри отвечал за проведение Деви Махатмья Параянам здесь.
БП: Мандир пуджари (священник, выполняющий обряды в мандире)?
ВН: Да. Мы пошли к нему и попросили объяснить. Он сказал: «Обычно предполагается, что вы должны прочитать всю книгу за один день, все 700 стансов».
ШШ: Хочу дополнить, существуют Пурваангам и Уттарангам (стихи, которые должны читаться до и после Деви Махатмья Параяны)
ВН: Да. Существует Навангам, чтение которого само по себе занимает полтора часа.
ШШ: Это почти дважды по 700, т.е. почти 1400 стихов.
ВН: Книга довольно большая. Он сказал: «Вы можете делать это, но вы должны получить посвящение». Я сказал: «Вы выполняете это. Почемувы не посвящаете нас?» Он сказал: «Нет, нет. Я не могу. Я не правомочен посвящать кого бы то ни было». Мы сказали: «Пожалуйста, поймитенаше положение. Мы действительно хотим научиться. Почему вы не помогаете нам?» Он отказался. Мы спросили: «Куда же ещё мы можем пойти?» Он сказал: «Пойдите к Свами и попросите Его посвятить вас».
О, Боже! Это была последняя «граната», которую он нам бросил – пойти к Свами и получить посвящение. Но мы восприняли его совет действительно серьёзно. Мы написали мантры и положили в свои книги. Мы собирались спросить у Свами, если нам вообще-то выпадет шанс, можем ли мы действительно делать это даже без посвящения. Это была наша идея. Итак, мы пошли на даршан и сели.
В те дни Свами жил в мандире. Вечером около 4 часов Свами открыл дверь и пошёл прямо к нам. Он Сам протянул руку за книгой. Я держал её внизу, я даже не вытащил её. Он взял книгу, открыл её и вытащил лист, на котором я написал мантры. Он прочитал мантры и спросил: «Ты собираешься выполнять Деви Махатмьям Параянам?»
Я сказал: «Да, Свами». Он сказал: «Успешно выполняй это», – закрыл книгу и протянул её мне. Он взял книгу и у другого парня тоже. Он открыл книгу, увидел мантру, положил назад и вернул книгу парню.
О, Боже! Это была последняя «граната», которую он нам бросил – пойти к Свами и получить посвящение. Но мы восприняли его совет действительно серьёзно. Мы написали мантры и положили в свои книги. Мы собирались спросить у Свами, если нам вообще-то выпадет шанс, можем ли мы действительно делать это даже без посвящения. Это была наша идея. Итак, мы пошли на даршан и сели.
В те дни Свами жил в мандире. Вечером около 4 часов Свами открыл дверь и пошёл прямо к нам. Он Сам протянул руку за книгой. Я держал её внизу, я даже не вытащил её. Он взял книгу, открыл её и вытащил лист, на котором я написал мантры. Он прочитал мантры и спросил: «Ты собираешься выполнять Деви Махатмьям Параянам?»
Я сказал: «Да, Свами». Он сказал: «Успешно выполняй это», – закрыл книгу и протянул её мне. Он взял книгу и у другого парня тоже. Он открыл книгу, увидел мантру, положил назад и вернул книгу парню.
БП: Это было непосредственное посвящение!
Окончание следует.
Часть 4
ВН: Совершенно верно! Мы не могли и просить о большем. Мы должны были быть там рано утром в 5:20 для рецитации Вед, а затем к 8 часам утра мы должны были прийти в Пурначандра Аудиторию, потому что Свами приходил туда. Где нам было взять время 4-5 часов для выполнения параянам? Поэтому мы вставали 1.30 ночи и купались.
БП: Вы были под стать тем пандитам.
ВН: Поскольку Свами выполнил посвящение, мы хотели делать это со всей нашей энергией. Я хочу рассказать об одном случае, произошедшем в последний день первого выполнения Параянам. В тот день предполагалось, что Пурнахути должно было выполняться только где-то в 9:30 или 10 часов утра, ребята, поющие Веды должны были возглавлять процессию. Поскольку времени было достаточно, я подумал, что после рецитации Вед рано утром я выполню Параянам. Я пошёл и сел в старом общежитии, где сейчас живут студенты из Бриндавана, когда приезжают в Прашанти. Оно находится прямо напротив мандира, балконы там смотрят прямо на мандир Свами Прашанти Нилаям. Я полагаю, преданные смогут представить себе, о чём я говорю.
БП: Да. Саи Кульвант холла в то время ещё не было.
ВН: Я завершил своё выполнение Параянам и читал Арадха Кшама Стотрам. Я закончил читать последнюю строчку, а затем наклонился и выполнил Намаскар, молясь: «Свами, пожалуйста, простите меня. Мы все несмышлёные дети, но мы любим что-нибудь делать для вас. Я знаю, что могут быть ошибки». Подняв свою голову, я увидел поразительную вещь. Свами стоял на балконе мандира! Никто больше не видел Его. Он подал мне знак и позвал меня. Сначала я инстинктивно захотел спрыгнуть прямо с террасы и побежать, но не сделал этого. Я пробежал по ступеням и подошёл к Свами. Он широко улыбнулся и сказал: «Иди и подготовься. Позови для процессии ребят, поющих Веды». Конечно, это было всего лишь совпадение, но стоит заметить, что Он позвал меня в последний момент. Он много раз благословлял меня подобным образом.
БП: Он выражает признательность.
ВН: Да. На самом деле я выполнял Деви Махатмья Параянам по столь многим поводам. Однажды я хотел поехать на открытие Трейи Бриндавана (резиденции Свами), но без разрешения Свами мы никуда не можем поехать. Я не хотел упустить эту золотую возможность. Мы не знали, что делать, и поэтому я сел выполнять Деви Махатмьям и начал молиться Свами: «Свами, пожалуйста, позовите нас». Свами действительно передал Кутумба Рао послать нас двоих на открытие Трейи Бриндавана. Он отвечает таким образом.
БП: Я полагаю, сила этих мантр удивительная.
ШШ: Да, но при этом мы всё время говорим ребятам, что Деви Махатмьям не следует использовать как средство для сдачи экзаменов.
ВН: Но, Шашанк, на начальной стадии пока они что-то не получат, они не будут убеждены. Как только они получат опыт, то убедятся, что смогут использовать это для высших целей.
ШШ: Да. Мы всегда рассказываем вашу историю и ваш опыт, что Деви Махатмьям – это стрела, бьющая в цель, если вы действительно хотите достичь чего-то.
СК: Студенты не молятся ни о каких особых вещах, но это всё же происходит.
БП: Сам факт, что так много ребят с энтузиазмом принимаются за это, показывает, что они что-то получают от этого.
ШШ: Да. Это очень трудно, потому что они должны встать рано утром, выкупаться и сидеть 4-5 часов. Некоторые из них решают выполнять Грама Севу, но некоторые из них – нет, и на основе этого существует небольшая модификация в том, что они читают. Существует и ограничение в пище тоже, вы должны есть только определённую сатвическую пищу. Вы также не можете пойти в туалет во время Деви Махатмья Параянам, вы должны сидеть и читать её 4-5 часов.
ВН: Скажите мне, Шашанк, вы можете представить, что в сегодняшнем мире и при образе жизни современной молодёжи они делают это, в то время как могли бы пойти и весело провести 5 часов в клубах?
БП: В наше время можно найти много способов потратить 5 часов на подобные занятия, например, провести их на Facebook and Twitter.
СК: Давайте также не забывать, что для них это иностранный язык. Они не знают санскрит, но читают 5 часов, не понимая ничего. Единственное, в чём можно быть уверенным, – это в том, что они делают это с позитивным отношением и ради благополучия человечества. Они участвуют в этом в непосредственном присутствии Свами и участвуют в самой ягне. Это большой стимул для них. Но, как сказал господин, если в наше время вы скажете об этом где-то в другом месте, люди скажут, что эти ребята сошли с ума.
ШШ: Ортодоксально и старомодно.
ВН: Но это безумие помогает!
ШШ: В конечном итоге у всех этих студентов в уме одно – они хотят порадовать Свами. Это самая великая цель.
БП: Так же как Свами обычно шёл на всё ради студентов, и сейчас Он делает то же самое своими собственными мистическими способами. Эти узы между Свами и студентами существовали всегда.
ВН: Когда Свами был здесь, стимул был высоким, но я думал, что в будущем количество сократится. Я был очень удивлён, услышав от Шашанка, что в этом году участие приняли 59 ребят.
ШШ: Мы сами удивились. Наш комендант обычно говорит ребятам: «Если вы в один год выполняете Деви Параянам, то на следующий год вы должны выполнять Грама Севу, чтобы вы получили опыт и в том, и в другом», – потому что некоторые из них учатся только в магистратуре два года.
Но студенты буквально отбивались, говоря, что не хотят отправляться на Грама Севу, а хотят выполнять только Деви Махатмья Параянам. Такие переживания у них были. Это так необычно, что такое и представить себе трудно в наше время.
Но студенты буквально отбивались, говоря, что не хотят отправляться на Грама Севу, а хотят выполнять только Деви Махатмья Параянам. Такие переживания у них были. Это так необычно, что такое и представить себе трудно в наше время.
БП: Как сказал господин Шивакумар, некоторые ребята делали и то, и другое.
ШШ: Да. Это очень стимулирует. Продолжим, Свами приходил и, закончив на сцене дела с пуджари (священниками, выполняющими ритуалы), которые, в основном, выполняли ритуалы у Рудра Хомам, Он шёл к группе Деви Махатмьям. Я обычно сидел там с ребятами, потому что тоже выполнял это в течение 8 лет подряд. Свами подходил туда и не просто окроплял нас водой из калашам (священного сосуда), но иногда просто купал нас в ней. Моё лицо, мои волосы и т.д. были мокрыми, и ребята позднее спрашивали: «Брат, что ты делал. Ты что купался на сцене?» – Я говорил: «Нет, Свами искупал меня кропилом, которое используется для ягнам!» Как это называется, господин?
ВН: Трава Дарбха. (Ботаническое название травы дарбха – Poa Cynosuroides, другое название этой травы – куша, по-русски – мятлик)
ШШ: Да. То были незабываемые времена.
БП: Я думаю, что это было самое долгожданное событие Дасары, по крайней мере, после того, как я стал студентом. Вы ждёте до последнего момента и в последний день пытаетесь занять выгодное место, чтобы, когда Бхагаван будет окроплять водой, капли попали на вас.
ВН: В те дни Свами обычно выходил из Пурначандра Аудитории. Толпа обычно была очень большой, и Он окроплял каждого. В последний год, я помню, в физическое отсутствие Свами, они просили кого-то из нас брать воду и окроплять преданных. Через 5 минут у меня в правой руке начиналась сильная судорога. Только представьте, Свами один выполнял это для всех людей! Какому физическому напряжению Он подвергался. Я мог огорчиться, если на меня не попадало ни капли воды, но представьте Свами, доставлявшего удовлетворение столь многим преданным! Окропление водой занимало обычно полтора часа.
ШШ: Иногда Пурначандра Аудитория была переполнена, и поэтому Он переносил эту церемонию на вечер, и проводил её в Саи Кульвант холле. Саи Кульвант холл в два раза больше Пурначандра Аудитории, и поэтому времени требовалось в два раза больше. Я всё ещё помню, как Свами последний раз физически делал это на Дасару 2002 года. Я учился тогда на первом курсе магистратуры. Свами обошёл весь зал и увидел, что во многих частях зала вода не попала на людей. Поэтому Он обошёл второй раз, окропив водой каждого. Он сделал два круга, сосуд со святой водой нёс главный священник, И Свами окроплял всех кропилом из травы дарбха.
ВН: Свами жил для других. Абсолютная жертвенность! С Его стороны это была ягнам.
БП: Совершенно верно!
СК: Я помню, в 1978-м я приехал 11-летним мальчиком. Одним из наиболее ярких моментов Пурнахути была Вибхути Абхишекам Ширди Бабы. После Пурнахути ставили статую Ширди Бабы, и профессор Кастури держал сосуд. Свами подходил и просто вращал Своей рукой, и вибхути сыпался на Ширди Бабу. Самое интересное, когда Свами вынимал одну руку, на те несколько минут поток вибхути прекращался, а как только Свами помещал в сосуд Свою другую руку, поток вибхути опять возобновлялся.
БП: Мы смотрели видео, это фантастика.
СК: Я лично видел это, это было потрясающе.
ВН: Это обычно происходило на Шиваратри, Дасару и День Рождения. Обычно Свами омывал всю статую Ширди Бабы водой. Однажды Свами материализовал большой красивый предмет, похожий на бриллиант, и поместил его на лоб статуи. В тот момент в очень научном уме др. Бхагавантама, бывшего научного советника правительства Индии, возникла мысль: «Статуя серебряная, а это камень. Свами только что сотворил его и прикрепил на лоб статуи. Как такое возможно?» Он спросил: «Свами, как он прикрепился?»
БП: Камень прилип к металлу.
ВН: Свами ответил: «Если Я смог сотворить его, Я смог также и заставить его прикрепиться».
СК: У меня есть ещё один красивый случай, связанный с Дасарой. Как я только что сказал, когда Свами вынимал Свою руку из сосуда, поток вибхути прекращался. Я наблюдал подобный случай в 1989, когда Саи Кульвант холла ещё не было, и студенты обычно сидели на песке. Когда начинался дождь, все мы бежали и садились как можно ближе к комнате для бесед, чтобы не промокнуть.
Однажды начался дождь, и все бросились вперёд. Я сидел где-то в конце на краю парапета. Свами вышел из комнаты для бесед и шёл по краю. Он подошёл близко ко мне, Он улыбался всем. Неожиданно Он посмотрел в небо и произнёс: «Прекратись».
В следующее же мгновение дождь полностью прекратился. Даже с научной точки зрения, размышлял я, если дождь начал литься из такой большой тучи, он должен идти и падать. Но он не падал. Он просто остановился. Это чудо продолжалось всего несколько секунд.
Затем, когда Свами сказал: «Начинайся», – дождь начался. Так же, как поток вибхути прекращался, когда Он вынимал руку из сосуда, и опять возобновлялся, когда Он помещал в сосуд другую руку. Это всё чудеса Свами, и мы просто должны наслаждаться каждым моментом.
Однажды начался дождь, и все бросились вперёд. Я сидел где-то в конце на краю парапета. Свами вышел из комнаты для бесед и шёл по краю. Он подошёл близко ко мне, Он улыбался всем. Неожиданно Он посмотрел в небо и произнёс: «Прекратись».
В следующее же мгновение дождь полностью прекратился. Даже с научной точки зрения, размышлял я, если дождь начал литься из такой большой тучи, он должен идти и падать. Но он не падал. Он просто остановился. Это чудо продолжалось всего несколько секунд.
Затем, когда Свами сказал: «Начинайся», – дождь начался. Так же, как поток вибхути прекращался, когда Он вынимал руку из сосуда, и опять возобновлялся, когда Он помещал в сосуд другую руку. Это всё чудеса Свами, и мы просто должны наслаждаться каждым моментом.
ШШ: Это та статуя Ширди Бабы, которая стоит в бхаджан холле. Она находится в Святая Святых Прашанти Мандира.
ВН: Я полагаю, она была подарена мистером Ратан Сингхом.
БП: Существует так много историй, и мы никогда не закончим, даже если будем продолжать ещё час или два, но я благодарю вас за то, что вы поделились воспоминаниями об этих драгоценных сокровищах празднования Дасары в прошлые годы. Я знаю, что в ваших сердцах таится ещё много воспоминаний, и нам обязательно нужно встретиться снова. Но позвольте мне задать вам вопрос, господин Веда Нараян. Какими моментами дорожите вы, и что вдохновляло вас во время каждого празднования Дасары? Что лично вы почерпнули из этих празднований?
ВН: Определённые видения, которые Свами давал мне во время Дасары, и которыми я не делился ни с кем. Я смотрел на Свами как на свою мать, и Он исполнял эту роль. Существуют определённые вещи, очень личные, которые Он показывал мне на сцене во время Виджаядасами. Именно поэтому я с нетерпением ждал Дасары. У меня есть настоящий тихий уголок для Божественной Матери, и я думаю о Свами как о своей матери и обращаюсь к Нему как к матери.
БП: Он давал вам переживания, подтверждающие это, и это именно то, что действительно так сильно связывает вас с Дасарой.
ВН: Да. Та любовь – это нечто восхитительное. Подобно матери Он исправлял меня в моей жизни и всегда был любящим и прощающим.
БП: Прекрасно! Господин Шивакумар, какими моментами Дасары дорожите вы? Что вдохновляет вас при упоминании Дасары?
СК: Это очень простая вещь, но это связано с тем количеством интереса, который проявляет Свами. Поскольку мы декламируем очень долго, я обычно беру немного семян гвоздики и постоянно жую их, чтобы смягчить горло. Я жую их медленно, так чтобы это было удобно. Однажды, возможно 5-6 лет назад, Свами привезли в кресле на сцену, а я декламировал Веды там. Когда Свами оказался близко от меня, я смог разобрать, что Он что-то тихо говорит. Я постарался очень внимательно прислушаться к тому, что Он говорил. Увидев меня, Он прокомментировал на телугу: «Он что-то жуёт». Это незначительные вещи, но они показывают, как много любви Он проявляет. За то количество любви, которое Свами изливает на всех нас, мы никогда ничем не сможем воздать Ему. Мы очень благодарны Свами.
БП: Шашанк, что значит Дасара лично для вас?
ШШ: Лично я думаю, что Дасара в Прашанти Нилаям – это возможность, которую использовал Свами, чтобы показать студентам и преданным славу богатой культуры Индии. Я приехал из огромного города, такого как Бомбей, где религия, духовность и т.д. являются для многих чем-то немодным, устаревшим. Там есть много истинных преданных и искателей, но большинство населения этим не интересуется. Если бы не было таких праздников, мы никогда не получили бы возможности увидеть великолепие индийской культуры.
В таких случаях мы понимаем, насколько значима и насколько возвышенна наша индийская культура, потому что позади науки есть другая наука, есть логика позади логики, в каждом ритуале есть глубокая духовность, и всё это проявляется в действии. Свами Сам наблюдал за каждым из этих действий и давал студентам возможность принимать в этом участие. Приняв участие, они осознают, какое удовлетворение и какую радость они получают от этого. Они на всю жизнь убеждаются, что, то, что говорил Свами, и то, что они делали и переживали, действительно истинно. С этим они выходят из стен учебного заведения как истинные посланцы этой великой культуры и самскрти (улучшения), которую Свами всегда хотел передать посредством Своего университета и Своих образовательных систем. Он использовал для этого Дасару как очень важное средство.
В таких случаях мы понимаем, насколько значима и насколько возвышенна наша индийская культура, потому что позади науки есть другая наука, есть логика позади логики, в каждом ритуале есть глубокая духовность, и всё это проявляется в действии. Свами Сам наблюдал за каждым из этих действий и давал студентам возможность принимать в этом участие. Приняв участие, они осознают, какое удовлетворение и какую радость они получают от этого. Они на всю жизнь убеждаются, что, то, что говорил Свами, и то, что они делали и переживали, действительно истинно. С этим они выходят из стен учебного заведения как истинные посланцы этой великой культуры и самскрти (улучшения), которую Свами всегда хотел передать посредством Своего университета и Своих образовательных систем. Он использовал для этого Дасару как очень важное средство.
Конечно, я имел возможность выступать перед Свами по многим поводам, и я всегда говорил, что во время Дасары в Прашанти Нилаям мы видим три вещи: Карму (действие), Упасану (поклонение) и Гнану (знание) – все три пути к Богу. Карма проявляется в форме Грама Севы или Нараяна Севы. Упасана выполняется в форме Ягнам и ритуалов. Гнана даётся через Прашанти Видван Маха Сабха и выступления Свами, и выступления преданных и студентов. Все аспекты нашего пути к Богу в действии. Вы можете сделать свой выбор, а затем начать работать над этим, и вы можете быть уверены, что достигнете своей цели тем путём, который вам интересен.
СК: Карма, Упасана и Гнана – это то, как расшифровывается имя Саи: Служение, Поклонение и Просвещение (SAI – это: Service, Adoration, andIllumination)
ВН: Прекрасно!
БП: Замечательно! Свами очень красиво ввёл это в учебный план студентов, и поэтому к тому времени, когда студенты покидают стены университета, они имеют такой прекрасный кругозор, они получают не только мирское образование, но, что более важно, всестороннее образование.
В 1992, объясняя внутреннее значение празднования Дасары, Свами сказал, что мы поклоняемся трём Богиням: Дурге, Лакшми и Сарасвати. Мы поклоняемся Деви, чтобы обрести Ичча Шакти, т.е. силу воли, и это очень важно, потому что сила воли является источником других различных потенциалов, таких как интеллектуальная сила и сила проницательности. Чтобы развить всё это, вам нужна сила воли.
Он добавил, что, чтобы обрести силу воли, мы должны развивать вайрагью, т.е. отрешённость. Как нам развить вайрагью? Свами сказал, если человек имеет плохие привычки, например, привычку пить спиртные напитки, он должен отказаться от некоторых из них для начала, а потом постепенно он разовьёт ментальную силу отказаться и от других привычек. Поэтому, когда мы выполняем эти ритуалы и поклоняемся Деви, развивается сила для отказа от мирских чувств и развития Божественных чувств. Мантры дают нам способность развить силу воли.
На самом деле существует так много концепций, которые действительно необходимо понять во всех подробностях. В столь многих выступлениях на Дасару Бхагаван детально объяснял их, в частности, такие понятия, как Сатьям и Ритам, Пракрити Шакти, Пара Шакти, Вак Шакти, Каивальям, Ичча Бхаванам и очень много сложных духовных понятий. Но я помню, в одном выступлении Свами действительно объяснил всё очень просто. Он сказал: «Вы постигнете значение этого празднования, если поймёте, к чему человек должен стремиться, этого достаточно. А к чему должен стремиться человек? Человек должен стремиться не к временному и изменчивому, а к постоянному и неизменному, т.е. к Богу».
Ещё одно имя божественности – это Према, т.е. чистая божественная любовь. Только Божественная Любовь вечная и приносящая наибольшее удовлетворение, все остальные формы, которые мы называем Премой, на самом деле являются различными формами мирской любви, имеющей так много названий, таких как мохам, анурага и т.д. Свами приводит пример Тукарама, который молился: «О, Рама! Я не знаю всю эту Веданту, я не имею всего этого знания. Единственный метод, который я знаю – это любить Тебя чистым сердцем. Позволь мне иметь Твою милость, чтобы заботливо взращивать эту любовь!»
Он добавил, что, чтобы обрести силу воли, мы должны развивать вайрагью, т.е. отрешённость. Как нам развить вайрагью? Свами сказал, если человек имеет плохие привычки, например, привычку пить спиртные напитки, он должен отказаться от некоторых из них для начала, а потом постепенно он разовьёт ментальную силу отказаться и от других привычек. Поэтому, когда мы выполняем эти ритуалы и поклоняемся Деви, развивается сила для отказа от мирских чувств и развития Божественных чувств. Мантры дают нам способность развить силу воли.
На самом деле существует так много концепций, которые действительно необходимо понять во всех подробностях. В столь многих выступлениях на Дасару Бхагаван детально объяснял их, в частности, такие понятия, как Сатьям и Ритам, Пракрити Шакти, Пара Шакти, Вак Шакти, Каивальям, Ичча Бхаванам и очень много сложных духовных понятий. Но я помню, в одном выступлении Свами действительно объяснил всё очень просто. Он сказал: «Вы постигнете значение этого празднования, если поймёте, к чему человек должен стремиться, этого достаточно. А к чему должен стремиться человек? Человек должен стремиться не к временному и изменчивому, а к постоянному и неизменному, т.е. к Богу».
Ещё одно имя божественности – это Према, т.е. чистая божественная любовь. Только Божественная Любовь вечная и приносящая наибольшее удовлетворение, все остальные формы, которые мы называем Премой, на самом деле являются различными формами мирской любви, имеющей так много названий, таких как мохам, анурага и т.д. Свами приводит пример Тукарама, который молился: «О, Рама! Я не знаю всю эту Веданту, я не имею всего этого знания. Единственный метод, который я знаю – это любить Тебя чистым сердцем. Позволь мне иметь Твою милость, чтобы заботливо взращивать эту любовь!»
Прочитав это, я почувствовал, что об этом тоже следует молиться. Давайте также молиться Богу, чтобы, продолжая жить в этом мире и переживая всё, что происходит во внешнем мире, мы также использовали каждую возможность очищать себя внутри. В каждой деятельности давайте очищать и прояснять наше внутреннее сознание, чтобы мы могли живо и ясно видеть отражение Бога и отчётливо слышать Его нежный голос глубоко внутри. Давайте дорожить и наслаждаться этой любовью.
Пусть она растёт, и пусть она ведёт нас к облегчению и очищению не только наших жизней, но и жизней всех, с кем мы соприкасаемся с рассветом каждого нового дня нашего путешествия жизни на этой Земле, потому что, если и есть одно переживание, одна общая цель для всех, – это ощущение единства. Глубоко внутри все мы едины, и мы должны молиться Бхагавану, чтобы мы не только знали это как интеллектуальную концепцию и идею, но чувствовали и переживали это как истинный и душевный образ жизни.
Этой молитвой давайте завершим это коллективное обсуждение. Я благодарю всех вас троих: господин Веда Нараян, Брат Шашанк и др. Шивакумар за то, что вы пришли сюда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий