Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы
© Sri Sathya Sai Books & Publications Trust Prasanthi Nilayam
- СОДЕРЖАНИЕ
Пранамы Лотосным Стопам Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы, который является Лока Гуру и Богом, проявившимся в человеческой форме, по Его милости ради спасения человечества и излияния Его благословений и Премы. Он является побудительным началом и мотиватором, а мы все - всего лишь инструменты в Его Божественной Руке. Его благословениями и милостью я был способен написать эту книгу, предназначенную главным образом для студентов Шри Сатья Саи Балвикас, а также для тех, кто интересуется изучением Индийской культуры и духовности.
Так же, как белка в одном из эпизодов Рамаяны, имевшая сильное желание помочь Господу Раме в Его миссии во время построения моста через океан, чтобы достигнуть Ланки, перекатывалась в пыли и затем вытряхивала из своей шерсти это небольшое количество пыли около побережья, где Шри Рама и ванары строили мост, так и я с глубоким желанием помочь миссии Саи, с моими ограниченными способностями, написал эту книгу благодаря милости и благословениям Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы. Бхагаван оказал мне большую честь, дав возможность посетить все летние курсы, кроме одного, которые Он проводил в Бриндаване, Уайтфилд (с 1972 по 1979). Я подвел итог того, чему я научился там. Первые 108 вопросов и ответов предназначены для новичков или студентов начальных курсов, а остальные содержат возвышенную Философию и Божественное Учение Бхагавана, направленное на процветание всего человечества. Маленькая белка добилась похвалы и ласки Божественной Руки и завоевала милость Господа. Если подобным образом с помощью этого маленького действия я также смогу доставить удовольствие Господу и добиться Его милости и благословений, я буду чрезвычайно благословлен.
Мы делаем гирлянду из красивых и ароматных цветов, созданных Богом, и предлагаем эту гирлянду Ему как наше собственное предложение, являющееся выражением нашей Премы. Точно так же подобно гирлянде я предлагаю эту книгу, являющуюся выражением моей Премы, содержащую учение Бхагавана Бабы, преподанное Им Самим, к Лотосным Стопам Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы.
Преклоняясь перед Лотосными Стопами Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы,
Смт. Каусалья Рани Рагхаван.
Смт. Каусалья Рани Рагхаван.
1. Каково название нашей страны (Индии)?
Название нашей страны - Бхарат.
2. Почему наша страна называется Бхарат?
Наша страна называется Бхарат, потому что люди, живущие на этой земле, имеют привязанность к Бхагавану. "Бха" означает "Бхагаван", а "Ратхи" означает привязанность. Таково духовное значение термина "Бхарат".
3. Назовите два великих эпических произведения нашей страны.
Два великих эпических произведения нашей страны - Рамаяна и Махабхарата. Рамаяна - это история Господа Рамы, Маха Бхарата - это история Господа Кришны.
4. Кто написал их?
Великий мудрец Валмики написал Рамаяну. Великий мудрец Вьяса написал Маха Бхарату.
5. Что такое "Веда"? Определите это понятие.
По определению "Веды" означает "Знание обо всем". Это слово получено из корня "Вит", который означает знание. Бог дал нам из Своей милости эти Веды, чтобы позволить нам познать этот мир, понять значение человеческого рождения, а также постигнуть дух божественного. Поэтому "Веда" означает "слова Бога".
6. Как появились Веды?
Бог дал "Веды". Они подобны самому дыханию Бога. Священные Риши - Провидцы этой страны, исполнявшие эпитимии и осуществлявшие исследования в отношении Природы Бога, восприняли Веды через различные божественные звуки, достигавшие их. Для таких вещей, которые были услышаны через Божественные Звуки, не существует никакой другой Праманы, или авторитетного источника. Поэтому Веды - это слова Бога, и "Швара", или "Вани", или звук - это источник Вед. Акшара "АУМ" - источник Вед и всего Творения.
7. Почему Веды называются "Шрути"?
"Шрути" означает "услышанное". Эти Веды - исключительно результат восприятия провидцами различных Божественных звуков. По причине того, что они получены посредством слушания, Веды называются "Шрути".
8. Сколько существует Вед? Назовите их.
9. Что такое Риг Веда?
Риг Веда содержит маленькие строфы или Мантры, и поэтому она получила имя Риг. В ней также приводятся важные утверждения, такие как "Сатьям Вада" - (Говорите Истину), "Дхармам Чара" - (действуйте праведно). Также Риг Веда содержит описания различных ритуалов и процедур, которые предназначены для оказания помощи в поддержании целостности общества.
10. Что такое Яджур Веда?
Эта Веда помогает исполнять наши обязанности и сообщает, как нам вести себя, в дополнение к заботам об обществе.
11. Что такое Сама Веда?
Слова Сама Веды положены на музыку, в то время как ее текст излагает сущность Риг и Яджур Вед.
12. Что такое Атхарвана Веда?
Эта Веда говорит нам о том, как человек должен заботиться о своих детях, семействе, старших и жить счастливо. Она также преподает специальные дисциплины и лечебные методы.
13. Почему Веды называются "Нитья" и "Апурушейя"?
Веды - "Нитья", потому что они вечны. Веды - "Апурушейя", потому что они не созданы человеком. Их происхождение божественно. Они - само дыхание Бога.
14. Из каких четырех частей состоят Веды?
15. Каким образом ведическое учение сохранилось до наших дней?
Ведическое учение сохранилось благодаря традиции передавать его устно от учителя к ученику. Поэтому оно называется "Шрути".
16. Кто такие "Мантра-Драшта"?
Те Риши, которые получили ведическую истину и узрели мантры непосредственно от Высшей Сущности, то есть Бога, называются "Мантра Драшта".
17. Кто называется "Брахмавадини"?
Провидицы-женщины, имевшие видение Мантр и Ведической истины, называются Брахмавадини.
18. Сколько людей имело видение Ведических Мантр?
300 людей, как сообщают, имели видение Ведических Мантр.
19. Сколько провидиц-женщин было среди них?
Имелось 32 провидицы среди женщин.
20. Назовите некоторых Брахмавадини.
Упанишады, в частности, говорят о следующих мудрецах-женщинах:
21. Что такое Веданта?
Буквально это слово означает "завершение Веды"; Веданта включает в себя систему философии, лежащей в основе Упанишад. Упанишады составляют сущность Вед, и поэтому они называются "Шрути Шира", вершина "Шрути". Она стремится вести человека к единой науке, единой мудрости, которая видит себя как реальное, а все остальное - как нереальное.
22. Сколько Мантр и Шукт содержится в Веде? Какие другие полезные практические знания основаны на Ведах?
23. Сколько существует Упанишад?
В настоящее время существует 108 хорошо известных Упанишад. Первоначально имелось 1180 Упанишад.
24. Назовите десять широко известных Упанишад.
25. Что означает слово "Упанишад"?
26. Кто перевел Упанишады на персидский язык?
Джаганнатха Пандитараджа преподавал Упанишады принцу Дарашикону, сыну Императора Шахджахана. Дара перевел Упанишады на персидский язык. Переводы Упанишад существуют на латыни, английском, немецком, русском и большинстве других языков.
27. На каком языке написаны Веды?
Язык Вед - санскрит (его поздний вариант также известен как грамматика Панини, прим. перев.).
28. О каком знании рассказывают Упанишады?
Упанишады рассказывают о знании Брахмавидьи.
29. Что такое "Упасана"?
Упасана - это принятие дикши (Духовного решения) и исполнение садханы под руководством Гуру, чтобы в конечном счете достигнуть божественного могущества.
30. Сколько существует типов Дикш?
Существует 32 типа Дикш.
31. Каковы важные шаги в Упасане?
Ануньяса, относящаяся к исполнению Джапы и ощущению присутствия Божественного в собственном теле - важные шаги в Упасане.
32. Кто называется "Адикави", или первым поэтом, в санскритской литературе?
Великий поэт Валмики, автор Шримад Рамаяны, считается Адикави, или первым поэтом, в санскритской литературе.
33. Почему Валмики считается Адикави санскритской литературы?
Валмики считается Адикави (первым поэтом) санскритской литературы, потому что он - автор великого эпического произведения Шримад Рамаяны, которое наполнено нравственным величием и возвышенной поэзией. Ведические Гимны и Упанишады существовали до Рамаяны, но они трудны для восприятия обычным человеком, потому что они составлены на "ведическом" санскрите. Но Валмики написал его Рамаяну на "лукик" санскрите, который легко понимаем обычным человеком. И все же она несет в себе свое собственное обаяние и величественность. Она приятна и возвышенна в самой своей простоте.
34. Что является основой "Рамаяны"?
Гаятри Мантра - основа Рамаяны. Она отражена (воплощена) в Рамаяне.
35. Какая поэма является самой длинной в мировой литературе?
Махабхарата - самая длинная поэма в мировой литературе, и она содержит 18 парв или песен. Это эпическое произведение содержит много упакхьян и эпизодов.
36. Что называется "Панчама Веда"?
Великое эпическое произведение Махабхарата называется Панчама Веда, то есть Пятая Веда.
37. Что такое Бхагавад Гита?
Бхагавад Гита является частью Махабхараты. Это наиболее драгоценная жемчужина среди драгоценных камней индусских священных писаний. Она содержит сущность философии Веданты в форме учения Самого Господа Кришны, преподанного Арджуне на поле битвы Курукшетра. Оно воспринимается как учение Самого Господа, предназначенное для всей Вселенной. В слове "Гита" "Ги" означает "жертвенность", а "Та" указывает на духовность. Следовательно, Гита учит нас как жертвенности, так и подлинной природе души.
38. Сколько глав в священной книге "Бхагавад Гита"?
Бхагавад Гита состоит из восемнадцати глав.
39. Сколько канд (разделов) в Бхагавад Гите? Назовите их.
Первые шесть глав формируют Карма канду. Вторые шесть глав формируют Бхакти канду, а последние шесть глав формируют Джнана канду. Таким образом, в Бхагавад Гите имеется три канды, выделяющих ритуалы, преданность и самоотдачу, мудрость.
40. В чем заключается наивысшая форма Бхакти, которой учит Бхагавад Гита?
Наивысшая форма Бхакти или Прапатти заключается в отреченности от всего и полной самоотдаче Богу. "Нишкама карма" или Карма Пхала Тьяга рассматривается как наивысшая форма Бхакти.
41. Что такое Нишкама Карма или Карма Пхала Тьяга?
Нишкама Карма - это выполнение любого действия с полной самоотдачей Богу без стремления получить что-то для себя, это отсутствие эгоистичного желания обладания результатом деятельности.
"Кармапхала Тьяга" означает предложение Богу результатов любого предпринятого действия.
42. Что такое Пураны?
Пураны - это истории, касающиеся Богов и их взаимоотношений с людьми. Цель Пуран состоит в том, чтобы расширять и распространять значение и содержание Вед.
43. Когда Пураны были записаны?
Пураны были записаны после Вед, но хотя Пураны не старше Вед, описанные в них истории могут описывать события, произошедшие до Вед.
44. Сколько существует Пуран?
Существует 18 Пуран, 18 Упапуран и 18 Упа Упапуран.
45. Назовите наиболее важные Пураны.
46. Каковы пять характеристик Пуран?
Пять характеристик Пуран следующие:
47. Что фактически содержат Пураны?
Фактически это истории с большим элементом удивительного в них, показывающие всевышнее могущество Бога в Его многих проявлениях и Его божественную миссию защиты Дхармы и разрушения Адхармы.
48. Что такое Упакьяны?
Упакьяны в различных Пуранах - это исходные книги для многих поэм, написанных впоследствии.
49. Почему Пураны имеют такое большое значение для нашей жизни?
Пураны - это высоко ценимые исторические записи о нашей стране. Пураны поддерживают жизнь индусской религии в массах с помощью содержащихся в них увлекательных рассказов и драматической природы описываемых в них эпизодов.
50. Что такое Бхагавата?
Это одна из главных Пуран. Различные Манвантары и Аватары, принятые Господом, описаны в этой Пуране. В ней в краткой форме рассказываются истории воплощений Господа Вишну.
51. Сколько Аватаров упоминается в Маха Бхагавате?
В Маха Бхагавате упоминается двадцать один Аватар, из которых десять являются важными.
52. Что символизируют эти Аватары?
Различные Аватары символизируют постепенное развитие сознания от рыбы до животного, и затем до осознающего себя человека.
53. Зачем являются Аватары?
Бог проявляет Себя, чтобы уничтожить порочных и восстановить дхарму. Вселенную необходимо периодически очищать и переделывать, чтобы она была достойна "Кшетры" (места действия) Божественного. Это и есть причина явлений Аватаров.
54. Какой Аватар называется "Пурна Аватара"?
Господь Кришна называется "Пурна Аватара". ("Пурна" означает "Полный")
55. Как называется та разновидность Бхакти, которая была у гопи (пастушек) к Господу Кришне?
Бхакти гопи называется Мадхура Бхакти. Это не какая-то обычная любовь, а глубокая тоска души о слиянии с Божественным через путь самоотдачи и Премы.
56. Что символизирует такое известное произведение, как "Бхрамара Гита"?
Известное произведение "Бхрамара Гита" символизирует постоянную тоску о Божественной любви, Пример Бхакти Гопи. Они не могут вынести разлуку со своим Господом даже на мгновение. Они излили свою тоску Бхрамаре (пчеле), чтобы донести это до их Господа Кришны.
57. Каковы истории, или Упакхьяны в Бхагавате?
58. Что мы подразумеваем под словом "Яга"?
Яги - это жертвоприношения, выполненные в соответствии с Ведами.
59. Что означает Яга?
Яга означает отказ от материального ради Божественного. Благодаря этому увеличивается внутренняя сила человека.
60. Что является наивысшей разновидностью Яги?
Гита предлагает много видов жертвенности. Наивысшая из них - Сатья Яджна. Бог изливает свою милость на тех, кто исполняет ягу. Если тот, кто исполняет ягу, не имеет никакой эгоистичной заинтересованности в ее плодах, то это принесет благословения всему миру.
61. Что такое Ягна?
Цель Яги, заключающаяся в том, чтобы вызвать расцвет гуманности в человеке и оказание помощи в достижении божественности - это Ягна.
62. Что показывает Яга?
Яга показывает Ягинешвару, Всевышнего Господа жертвоприношения. Через Ягу Гаятри Деви защищает мир.
63. Что такое Йога?
Йога - это единение Дживы и Атмы.
64. Каковы различные ответвления Йоги?
Существует несколько ответвлений Йоги, таких как Хатха, Мантра, Лайя, Раджа и Шабда.
65. Кто написал "Йога Даршан"?
Патанджали написал "Йога Даршан".
66. Каким образом необходимо практиковать Йогу?
Яма, Нияма, Асана, Пранаяма и Пратьяхара - пять внешних предписаний, которые необходимо практиковать. Дхарана, Дхьяна и Самадхи - это внутренние дисциплины. Процесс йоги приводит к отвлечению ума от внешних объектов. Некоторые варитти, или действия, антагонистические (противодействующие) по отношению к медитации, должны быть устранены. Они могут управляться через абхьясу (практику) и ваирагью (отречение). Также необходимо и очищение Нади, то есть нервных центров.
67. Как возникла Мимамса?
Веда учит Дхарме, которая является основой четырех пурушартх (Дхарма, Артха, Кама и Мокша). Мимамса появилась, чтобы разъяснить Дхарму; в ней исследуется природа Дхармы. В ней говорится, что Дхарма - это инструмент для достижения блаженства как в этом мире, так и в следующем. Мудрость должна сопровождать действие.
68. Кто написал Мимамса Сутру?
Джаймини написал Мимамса Сутру.
69. Что такое Пурва Мимамса?
Пурва Мимамса занимается методикой рассеивания и устранения расхождений и установления единства.
70. Какие действия предписаны Ведами?
Действия, предписанные Ведами, троекратны. Это Нитья, Камья и Вишуддха - обязательные, целенаправленные и чистые.
71. Что такое Мокша?
"Моха Кшая" - это Мокша, то есть полная отреченность от мирских желаний и мирской вовлеченности.
72. Что такое "Махавакьи"?
Махавакьи - это великие высказывания Упанишад. Они содержат сущность Веданты и окончательной истины.
73. Изложите Махавакью Риг Веды и ее значение.
Махавакья Риг Веды - "Праджнанам Брахма". Это означает: "Божественное сознание - это Высшая Реальность или Пара Брахман".
74. Какова Махавакья Яджур Веды? Приведите ее значение.
Махавакья Яджур Веды - "Ахам Брахмасми". Это означает - "Я есть Брахма". То есть, это "Я" в каждом - это Брахма.
75. Какова Махавакья Сама Веды? Объясните ее значение.
Махавакья Сама Веды - "Татвамаси". Ее значение - "Ты есть то".
76. Какова Махавакья Атхарвана Веды и ее значение?
"Аям Атма Брахма" является Махавакьей Атхарва Веды, и ее значение - "Атма - это Брахма".
77. Каковы три Мантры Ишавасьи Упанишад? Объясните подробно их значение.
Сущность всех Упанишад содержится в трех Мантрах Ишавасьи Упанишад. Первая Мантра говорит "Ишавасьям Идам Сарвам Йат Кинчья Джагатьям Джагат". Ее значение - все в этом мире окутано Богом и пребывает в Нем. Она учит нас, что наивысшее счастье достижимо через Тьягу, т.е. через жертвование ради счастья других. Вторая Мантра учит нас работать в этом мире и исполнять свои обязанности в духе самоотреченности. Третья Мантра говорит о том, что тот, кто видит Бога всюду и во всем, равно как и внутри себя, не будет испытывать никаких страданий.
78. Каково значение "Кена Упанишад"? О чем говорится в ней?
"Кена" означает "чем?" То есть - какая сила приводит в движение все в этой вселенной? Ответ - "Бог", или "Брахман".
79. Какая история рассказана в Катхопанишад?
Катхопанишад рассказывает историю о Начикетасе, который просил Яму, Бога Смерти, только об Атма Видье.
80. Что такое "Шрейас" и что такое "Прейас"?
"Шрейас" означает "извечное благо", а "Прейас" означает "приятное". Начикетас из Катхопанишад твердо верил в то, что "извечное благо" лучше, чем "приятное", то есть он предпочел "Прейасу" "Шрейас".
81. Что означает термин "Авашта Трайя Вичара"?
Мандукья Упанишад состоит из детального анализа природы Атмы и ее проявления в "Омкаре" или "Пранаве". Этот анализ известен в Упанишаде как "Аваштатрайя Вичара".
82. Каковы три состояния сознания, переживаемые человеком?
Три состояния сознания, испытываемые в обычной жизни - (1) Джаграт, (2) Свапна, и (3) Сушупти.
83. Что означает термин "Джаграт"?
Термин "Джаграт" означает состояние бодрствования, то есть все то, что происходит во время периода бодрствования. В состоянии Джаграта переживающий действует как через ум, так и через пять органов чувств. Поэтому мы пребываем в непосредственном контакте с окружающим миром, с людьми и качествами внешних объектов.
84. Объясните термин "Вишва" и "Стхула Бхук".
В состоянии бодрствования, или Джаграт, индивидуум известен как "Вишва" - то есть тот, кто испытывает реальные грубые объекты с вполне определенным весом и размерами. Эти грубые объекты дают нам возможность испытывать наслаждение, и индивидуум, находящийся в таком состоянии, называется "Стхула Бхук".
85. Что такое "состояние Свапна"? Объясните это подробно.
Состояние "Свапна" - это состояние сна со сновидениями. В этом состоянии прекращают функционировать органы чувств. В это время у нас нет никакого контакта с объектами внешнего мира; в этой стадии мы контактируем только с тонкими идеями и устремлениями ума.
86. Объясните термины "Теджаса" и "Прадивикта Бхук", упомянутые в Мандукья Упанишад.
Состояние Свапна настолько же богато, реально и конкретно, как и мир, воспринимаемый человеком в бодрствующем состоянии. В этом состоянии сна со сновидениями активен только ум, и поэтому этот опыт называется "Теджаса". "Теджаса" на санскрите означает "Свет". Таким образом, ум, пребывающий в состоянии сна, зависит от света самого ума. Тонкие объекты становятся видимыми благодаря самогенерирующемуся Атмическому свету, и такой опыт называется "Прадивикта Бхук".
87. Объясните подробно состояние "Сушупти".
Состояние глубокого сна без сновидений или "Асвапна Нидра" называется "Сушупти". Здесь ум и органы чувств не функционируют. Только Атма продолжает функционировать, являясь свидетелем этого состояния Ананды. Поэтому мы говорим, что вездесуща только Атма, или Душа.
88. Объясните термин "Прджна" и "Ананда Бхук".
Опыт глубокого сна без сновидений называется "Праджна". Но даже при том, что ум и органы чувств прекращают функционировать, личность продолжает испытывать состояние Ананды, и она называется Ананда Бхук.
89. О ком Мандукья Упанишада упоминает как о "Сакши"?
Молчаливый свидетель вашего "я" (сущность), который беспристрастно созерцает как наличие, так и отсутствие внешних объектов, и который присутствует во всех трех состояниях восприятия, а именно Джаграт, Свапна и Сушупти, упоминается в "Мандукья Упанишад" как "Сакши", или свидетель.
90. Что является реальным и постоянным (вечным)?
В то время как ум и органы чувств подвержены изменениям во время своей деятельности, свет Сущности остается постоянным и неизменным. Это реальность, "Сат", Атман, и это - единственная точка неподвижности, бездеятельная лампа и светильник. Поскольку все три другие переживаемые состояния временны и нереальны, то Атман, или сила, являющаяся свидетелем внутри нас, известная как "Сакши", одна является реальной.
91. Кто известен как "Вишвавират"?
Вещественная Вишва (восприятие мирского опыта) соответствует вещественному миру материи, называемому "Вират", и поэтому известна как "Вишвавират". (состояние Джаграта).
92. Что такое "Тайджаса Хиранья Гарбха"?
Тайджаса соответствует сознанию мира. Хиранья Гарбха известна как Тайджаса Хиранья Гарбха (состояние Свапны).
93. Чему соответствует "Праджна" индивидуум?
"Праджна" индивидуум (человек в состоянии глубокого сна без сновидений) соответствует Ишваре или Богу, из которого он произошел и к которому он должен вернуться.
94. Что такое Брахман?
Атман - это Брахман. В конечном итоге субъективный (феноменальный) Атман или "Турия" соответствует Брахману, в котором объективное (реально существующее) и субъективное (феноменальное) сплавлены.
95. Что означает "Ом Ити Ек Акшарам"?
Акшарам "ОМ" - это сам Брахман, и в этом содержится окончательная истина. Оно присутствует во всех трех состояниях восприятия как Атман или Брахман. Поэтому, это вечный свидетель.
96. Какую истину декларирует Тайтирийя Упанишад?
Тайтирийя Упанишад утверждает, что у существа имеется пять оболочек, которые можно сгруппировать в три тела.
97. Что это за пять оболочек, о которых говорится в Тайтирийя Упанишад?
98. Что такое "Стула Шарира"?
"Стула Шарира" относится к Аннамайя коше, или, другими словами, принадлежит физическому телу, которое подвержено изменениям и умирает физической смертью.
99. Что такое "Сукшма Шарира"?
Пранамайя коша (жизнь, дающая жизненную силу), Маномайя коша (ум или Манас) и Виджнянамайя коша (мудрость) принадлежат одному телу и называются Сукшма Шарира. Сукшма Шарира - тонкое тело, которое составляет характер дживы.
100. Где пребывает в теле Атман или Брахман?
Атман или Брахман пребывает в "Карана Шарира" или причинном (казуальном) теле, которое является также телом невежества. Оно называется так по причине того, что оно не осознает себя. Из-за этого Адвидья или "Карана" подвержена перерождению.
101. Что такое "Атмавидья"?
Атма Видья - это знание или Видья об Атмане или Абсолютной Реальности. Только когда индивидуум осознает свое "Я" (Сущность) как свою реальность, только тогда он сможет стать свободным и абсолютным. Также это называется Брахма Видья.
102. Что означают термины "Пуруша" и "Пракрити"?
"Пракрити" - это первичная материя, вкратце - материал вселенной. "Пуруша" - это, если говорить коротко, индивидуальное сознание или разум.
103. Как развивалась вселенная?
Вселенная развивалась через взаимодействие Пуруши и Пракрити (подр.см.: Санкхья Даршана мудреца Капилы).
104. Каковы три гуны или качества Пракрити?
Сатва - качество света, Раджас - качество деятельности, и Тамас - качество инертности.
105. Как космическая эволюция была приведена в движение в мироздании?
В самом начале качества Пракрити - Сатва, Раджас и Тамас находятся в равновесии. Когда это предкосмическое равновесие нарушается из-за воздействия со стороны Пуруши, тогда космическая эволюция приходит в движение.
"Махат" и "Ахамкара" - две эволюты (крайние точки) в течение этой "Паринамы" или эволюции.
106. Что означают термины "Махат" и "Ахамкара"?
"Махат" может быть описан как Буддхи, космический разум или всемирное сознание.
Значение:
Эти пять тонких элементов имеют свои материальные аналоги, такие как:
107-а. Каково различие между сознанием и материей?
Сознание - это тонкая Пракрити, а материя - грубая Пракрити.
107-б. Каково различие между Пурушей и Пракрити?
Пуруша пассивен, а Пракрити активен; Пуруша - это сознающий разум, Пракрити - материальная деятельность.
Пуруша может освободить себя от зависимости Пракрити через Вивекакхьяти или различение (проницательность).
108. Кто является Настоящим Пурушей?
Только Бог или Брахман - единственный настоящий Пуруша. Душа или Пуруша - это то единственное, что является ясным, чистым, неразрушимым, лучезарным и сияющим.
109. Что означает термин "Даршана"?
"Даршана" - это Высшее Видение, наблюдаемое внутренним глазом.
110. Что означают термины Астика и Настика?
Астика - верящий в существование Бога. Такой человек имеет веру в карму и перерождение.
Настика - тот, кто не признает существование Бога. Такой человек не верит в существование рая, ада и перерождения.
111. Сколько систем философии существует в Индии?
Существует шесть систем индийской философии (Даршанов). Адвайта Даршана и Двайта Даршана - это те две категории, к которым можно отнести все Даршаны. В категории Двайты имеется несколько как Астика, так и Настика школ Даршанов.
112. Объясните вкратце философию "Чарвака Даршаны"?
Система философии "чарвака" не признает существования Бога. Она рассматривает и тело, и душу как нечто временное и преходящее. Эта система философии не верит в рай и ад. Она считает, что цель жизни заключается только в материальном наслаждении. Согласно этой философии природа вещей и случай - причина мироздания. Для нее не приемлемы никакие другие сущности, кроме тела. Для ее последователей сознание - это всего лишь физическая принадлежность и свойство тела. Они принадлежат школе мысли Настика, и у них отсутствует концепция Бога.
113. Объясните систему философии "Санкхья".
Последователи философии Санкхья верят в то, что материя, или "Пракрити", и дух, или "Пуруша", сосуществуют. Творение и развитие происходит, когда "Пракрити" входит в контакт с "Пурушей". Внутренняя сущность ("я") состоит из сочетания "Чайтаньи" и "Антахкараны". Эта система философии научна, но в ней все же нет осознания существования Бога.
114. Объясните "систему Йоги" древней Индии.
В системе Йоги признается существование Бога, потому что он - "Пуруша" или "Четана". Йога - теистична (Астика). Основная дисциплина в Йоге - надлежащий контроль за умом. Патанджали описывает Йогу кратким и точным выражением "Читта Вритти Ниродха" ("Ума волнений обуздание"). Чистота ума и тела - необходимое требование, при соблюдении которого йог может размышлять о Боге. Чтобы заниматься йогой, крайне необходим компетентный Гуру. Бог признается в Йоге полностью. Бог - сущность, обладающая наивысшим совершенством.
115. Что является тем главным источником, из которого можно узнать систему философии Йоги?
"Йога-сутры" Патанджали являются главным источником системы философии Йоги.
116. Сколько пад или частей в Йога Сутре Патанджали и о чем они?
Йога-сутры Патанджали состоят из четырех пад или частей:
(1) Самадхи-пада; (2) Садхана-пада; (3) Вибхути-пада; (4) Кайвалья-пада.
Самадхи-пада имеет дело с чистым сознанием. Садхана-пада описывает методы и техники Йоги. Вибхути-пада имеет дело с пробуждением духовных сил. Кайвалья-пада затрагивает вопросы, связанные с мокшей, или духовным освобождением.
117. Каковы те пять недостатков, которыми индивидуум обладает согласно "Йога Сутре"?
Индивидуум имеет пять недостатков:
(1) Авидья (невежество), (2) Асмити (эгоизм), (3) Рага (привязанность), (4) Двеша (отвращение), (5) Абхинивеша (бесконечное стремление к жизни).
118. Объясните термин "аштанга-йога".
Йога-сутры предписывают восемь важных шагов в практике дисциплины для осознания Бога. Это:
(1) Яма - правильное поведение, или внешняя (видимая) чистота; (2) Нияма - чистота мысли; (3) Асана - положение тела; (4) Пранаяма - контроль дыхания; (5) Пратьяхара - контроль ума; (6) Дхарана - однонаправленная концентрация; (7) Дхьяна - непрерывное созерцание объекта; (8) Самадхи - дхьяна, в которой отсутствует самоосознавание сознающего, т.е. исчезает двойственность сознания (сознающий-сознаваемое). Эти восемь ступеней практики составляют Аштанга Йогу. Первые пять - внешние вспомогательные средства в Йоге, а последние три - внутренние.
119. Как практиковать первую ступень, называемую "Яма"?
Яма состоит из пяти практик. Это: (1) Ахимса - ненасилие; (2) Сатья - правдивость; (3) Астейя - не-присвоение чужого; (4) Брахмачарья - безбрачие; (5) Апариграха - не-принятие даров.
120. Каковы шаги в практиковании "Ниямы"?
Нияма состоит из таких пяти практик:
(1) Сача - чистоплотность; (2) Сантоша - удовлетворенность; (3) Тапас - аскетизм (эпитимия); (4) Свадхьяя - изучение; (5) Ишвара Пранидхана (стойкая преданность Ишваре - Богу).
121. Каков наиболее важный аспект йоги?
"Читта-вритти ниродха" является наиболее важным аспектом йоги. Полный контроль ума и чувств, чистота ума и тела очень важны. Йога пробуждает кундалини-шакти, которая находится в районе нервных каналов и проходит через шесть духовных центров от муладхары до аджны и достигает сахасрары, или тысячелепесткового лотоса, доставляя наслаждение от блаженства единения с Богом.
122. Объясните учение системы философии Ньяя Вайшешика.
Ньяя и Вайшешика системы изучаются вместе из-за их сходства во многих аспектах. Обе они заявляют, что внутренняя сущность "я" или Атман - это нечто, независимое от тела. Оно вечно и пронизывает все. Знание, воля, радость и т.д. являются внешними свойствами "я", а не самим "я". Последователи философии Ньяя Вайшешики верят в мироздание, а не в эволюцию. Агент (действующая сила) - Ишвара. Здравый смысл - основание систем философии Ньяя и Вайшешика.
123. Какие четыре пути изложены в Ньяя Вайшешика Даршане для сбора знания?
Независимо от того, о каком знании идет речь - мирском или духовном, имеются четыре пути для его сбора. Это:
(1) Прямой опыт; (2) Рассуждение и вывод; (3) Аналогия; (4) Веды.
124. Объясните, что такое Пурва Мимамса.
Это - исследование или интерпретация мантр, содержащихся в Ведах. Оно основано на вечности Звука, отождествляемого с Брахманом. Пурва Мимамса отличается в некоторых важных аспектах от Ньяя и Вайшешики. Для приверженцев Пурва Мимамсы "Я" - это некая сущность, но знание не является чем-то внешним по отношению к ней. Это разновидность или "Крийя" Атмы или "Я". Внутренняя сущность ("я") не является ни полностью инертной (джада), ни Чайтаньей (чистым сознанием).
125. Что такое Уттара Мимамса и что в ней содержится?
Уттара Мимамса появилась в более поздние времена, и в ней содержится Веданта. Она развилась в три школы мысли, а именно: (1) Адвайта; (2) Вишишта Двайта; (3) Двайта.
126. Что утверждается в "Адвайта Даршане"?
Когда нет двойственности - это Адвайта, это только один Брахман, там нет двойственности. Среди шести Даршанов Адвайта - единственная система философии, которая рассматривает Атмана и Параматмана как одну и ту же Высшую Реальность. Адвайта основана на непосредственном восприятии. Согласно Адвайте, видимый мир чувств - это Митья, то есть ни Сатья (Истина), ни Асатья (Неистина). Он иллюзорен, а невидимый Атман - одна единственная реальность. Последователи Адвайты полагают, что внутренняя сущность "я" - это комбинация "Шудха-Чайтаньи" и "Антахкараны", которая включает "Буддхи", "Манас", "Читту" и "Аханкару". Здесь Чайтанья являет собой основу как всего объективного, так и всего субъективного. Концепция панча-кош (пяти оболочек) и трех состояний сознания - бодрствующее, сон со сновидениями, глубокий сон без сновидений, стхула, сукшма и карана тел разработана здесь. Адвайтисты рассматривают Брахмана как комбинацию Шуддха Чайтаньи и Майи. Майя, обладающая могуществом "Авараны" и "Викшепы", может проецировать и проявлять вселенную. "Брахма Сатьям, а Джагат Митья", утверждается в Адвайте.
127. Назовите три неотъемлемых принципа философии Адвайта?
(1) Только один Брахман реален; (2) Мир иллюзорен; (3) Душа ни что иное, как Брахман.
128. Объясните слово "Митья".
"Митья" означает иллюзия - ни реальное, ни нереальное. Ади Шанкарачарья утверждает в своей философии "Адвайта", что этот мир - "Митья". Под термином Реальность мы подразумеваем нечто, что не подвержено изменениям и противоречиям. Этот постоянно меняющийся мир не может быть воспринят как реальный. Но в то же самое время он не является "нереальным" или незаполненным. Он не является ни реальным, ни нереальным. Поэтому его нельзя описать. Это просто проявление наподобие того, которое найдено в "Виварте", или видоизменение.
129. Объясните термин "Майя".
"Майя" является причиной восприятия того мира, который мы видим, во множестве его форм. Майя оперирует двумя силами - одна позволяет ей скрывать истину, а другая позволяет ей защищать иллюзорный образ. "Майя" не может вводить в заблуждение Брахмана; но она является причиной "Авидьи" (невежества) в человеке.
130. Каковы те три уровня реальности, которые приняты в "Адвайта Даршане"?
Адвайта рассматривает три уровня реальности. Это:
(1) Брахман, или наивысшая реальность, (2) Относительная истина, или Вьявахарика Сатья, (3) Проявление, или Пратибхашика Сатья. Они - всего лишь различные уровни Реальности. По правде говоря, Реальность - только одна, и это Брахман.
131. Каков тот метод познания истины, который предписывается Адвайтой?
Метод постижения истины, предписываемый Адвайтой - это Джнана (знание). Никакое количество деятельности или молитвы не поможет рассеять невежество. Карма (деятельность) и Бхакти (преданность) помогают очищению ума. Но только Джнана приносит осознание Истины, говорится в философии Адвайты.
132. Каковы те пути, с помощью которых можно достичь Джнаны?
Джнана может быть получена с помощью четырех путей:
(1) изучение священных писаний; (2) воспроизведение (отражение) того, что мы изучаем (Манана); (3) созерцание; (4) непосредственное восприятие или видение.
133. Что такое "освобождение" для последователей Адвайты?
Они полагают, что "освобождения" можно достичь или через внезапное откровение в этой жизни, или через постепенное развитие, совершая хорошие дела и выполняя поклонение. Они также говорят об индивидуальном спасении и спасении всеобщем, что до тех пор, пока каждая душа не освобождена, то нет такой души, которая была бы полностью свободной. Душа должна достигнуть того места, откуда она пришла.
134. Кто распространял философию Адвайты?
Сущность Адвайта Даршаны наследуется от Вед, а Веданта была систематизирована поначалу Гоудападой, а затем позже Ади Шанкарой. Ади Шанкара основал и распространял Адвайту, или не-двойственную философию, в этом мире.
135. Что является авторитетными писаниями для Адвайта Даршаны?
(1) Шрути; (2) Йукти; и (3) Анубхава являются тремя авторитетными писаниями, на которые ссылается Адвайта для провозглашения и основания своей философии. Шанкара отводит "Анубхаве" или обычному опыту высшее место, и он расценивает Шрути как единственное руководство.
136. Объясните философию Двайты.
Последователи Двайты верят в дуализм (двойственность). Они полагают, что внутренняя сущность "я" отличается от Брахмана. Для них "я" - прототип Брахмана, но все же оно не идентично Брахману. Философия Двайты - нечто похожее на Санкхья и Ньяя Вайшешика. Для них "Пракрити" - материальная причина, в то время как Пуруша - это "Карта", или творец. Они говорят, что Джива и Пракрити существуют всегда и везде, но они никогда не станут одним.
137. Кто распространял философию Двайты?
Шри Мадхавачарья пропагандировал философию Двайты.
138. Кто распространял философию Вишиштадвайты? Объясните ее.
Шри Рамануджа распространял философию Вишиштадвайты. Вишиштадвайта принимает феномены (явления) проявления и иллюзии и говорит о "Чит" и "Ачит" в мире явлений. Она заявляет, что оба являются истинными и действительными. Вишиштадвайта также устанавливает единство Джагата, который является "Джада" или инертным, и Дживы, которая наполнена сознанием. Вишиштадвайта также утверждает, что Джада и Чайтанья, то есть инертность и сознание - это проявления одного и того же принципа Божественности, и поэтому одинаково имеющие силу. Джагат или вселенная, Джива или сознание и Пуруша или Всевышний - не три отдельных сущности, а одно и то же с окончательной точки зрения. Несмотря на то, что проявления могут быть различными, объединяющий их дух - один и тот же. Например, хотя украшения могут быть различными, золото в них - одно и то же. Подобным образом, хотя формы различны, но существует только один Пуруша, который един во всем этом разнообразии и многообразии.
139. Каковы два аспекта, представленные в иллюзии или Майе?
Имеются два аспекта, существующие в этой иллюзии. Один - "Паринама", или эволюция, а другой - "Виварта".
140. Объяснить подробно значение терминов "Паринама" и "Виварта".
"Виварта" - это свойство, которое заставляет нас думать о каких-то изменениях, несмотря на то, что сущность остается той же самой. Например, если мы наталкиваемся на веревку и впадаем в заблуждение, представляя, что это змея. На самом деле веревка не исчезает, змея не появляется. Это - Виварта, или иллюзия. Это качество, которое заставляет нас забывать о реальной вещи и принуждает нас воспринимать вместо нее нечто другое, чего на самом деле там нет. Это влияние Майи.
"Паринама" - это свойство эволюции или изменения, подобно тому, как молоко превращается в творог. Если нет молока, то не будет и творога. Паринама - это то, что меняется. Майя присутствует и в "Паринаме", и в "Виварте".
141. Мы находимся под влиянием "Виварты". Объясните это утверждение.
Хотя каждый из нас является Атма Сварупой (воплощением Атмы), мы забываем Высшую Реальность и живем в "Дехабхранти", или иллюзии тела. Мы ошибочно полагаем, что наше преходящее существование является реальным. Мы не боимся веревки, но мы боимся змеи. Точно так же мы не боимся "Атмы", но боимся "жизни".
Хотя мы - Атмасварупа и должны быть свободны от страха, к сожалению, мы потерялись в страхе и иллюзии. Это - влияние "Виварты". Поэтому корректным является утверждение, что мы живем под влиянием "Виварты".
142. Адвайта, Вишиштадвайта и Двайта. Хотя они являются различными системами философии, в основе всех их лежит единство. Что это за единство?
Адвайта, Вишиштадвайта и Двайта, хотя и являются тремя различными системами философии, все они говорят об Атмататве. Атмататва - единственная непреходящая вещь, и она остается вечной и неизменной. В Двайте всегда остается дуальность. Вишиштадвайта учит нас тому, что могут иметься различия в Рупе (форме) и Наме (имени), но Пуруша, стоящий за ними - один и тот же. Они также принимают постоянство и джады, и Чайтаньи. Джада настолько же истинна, как и Чайтанья. Из-за того, что наш взгляд направлен только в одну сторону, мы не способны познать другую сторону картины. Только когда мы способны познать обе, только тогда мы будем способны понять и осознать единство. Мы должны пытаться достичь единства через дуальность. Если мы хотим достигнуть стадии Адвайты, вначале нам необходимо пройти через состояние Двайты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий