понедельник, 10 декабря 2018 г.

Обезьяний ум винит горшок


Глава 14
Баба предупреждает нас:
Не осуждайте ум, считая его обезьяной. Это – превосходный инструмент, с помощью которого вы можете обрести как освобождение, так и рабство
Он также говорит:
Обезьяна, которая не может вытащить свой сжатый кулак от узкого горлышка, винит горшок или изготовителя горшка. Но если только она выпустит земляные орехи, которые сжимает в своем кулаке, она легко сможет вытащить лапу. Вина лежит на самой обезьяне. Никто не засовывает ее лапу в горшок, равно как и никто не принуждает обезьяну хватать орехи. Она становится жертвой своей собственной жадности
Мы все похожи на обезьяну, которая обвиняет безжизненный горшок в своем тяжелом положении, в то время как только она сама ответственна за свое пленение. Гораздо легче и менее опасно (для нашего эго) возложить вину за наши проблемы на других людей, например, на родителей и их влияние на нас, друзей или врагов, на работу включая босса и коллег, на братьев и сестер, на финансовый статус, обстоятельства рождения, и найти тысячи других причин наших проблем.
Но, подобно обезьяне, только мы сами виноваты в сложившейся ситуации, которая обусловлена нашими действиями или в прошлых жизнях, или в нынешней. Мы сами заманили себя в ловушку, независимо от того, хотим ли мы принять этот факт или предпочитаем отрицать это, ибо закон действия и противодействия не имеет отклонений и не признает исключений. Поэтому только мы сами можем ускорить свое спасение из западни, созданной нами самими. Вместо того чтобы обвинять в своем тяжелом положении кого угодно или что угодно, кроме самих себя, мы должны взять на себя ответственность за собственные действия и ошибки, как прошлые, так и настоящие, и перестать уходить от проблем через ощущение жалости к самому себе. Безусловно, это принесет нам гораздо больше пользы.
Другой метод, к которому мы все прибегаем, пытаясь отложить момент приведения своей жизни в порядок, заключается в переносе своих ошибок и слабостей на других, когда мы энергично обвиняем и критикуем их за те самые недостатки, в обладании которыми можно обвинить нас самих. Я вспоминаю короткое высказывание, которое я часто слышала в детстве:
Живущие в стеклянных зданиях никогда не должны бросать камни
Как и в случае со многими другими подобными содержательными высказываниями, я не понимала полностью его значение, и поскольку никто не объяснил его мне, оно было поглощено моим подсознательным умом наряду с остальными неусвоенными или необработанными частицами мудрости, готовое появиться на свет из подсознания в надлежащее время. Теперь я понимаю, что оно подразумевало тот факт, что обычно намного легче и приятнее обсуждать и осуждать кого-то, чем тратить время и усилия, требуемые для обнаружения и устранения пятен в нас самих.
Другая цитата, которая приобретает большее значение в свете учения Бабы –
Не судите, да не судимы будете… И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
(Матфей 7:1,3)
Каждый, кто ездил в ашрам к Бабе, обнаруживал себя в крайне неловких ситуациях, которые, кажется, были сверхъестественным образом созданы для того, чтобы вызвать все отрицательные реакции и чувства, которые, как мы думали, уже давно изжиты и не имеют к нам никакого отношения!
Баба говорит, что он преднамеренно использует некоторых людей, чтобы преподать другим то, чему они должны научиться. Например, я помню одну женщину, которая была в ашраме во время одного из наших ранних посещений. Ее поведение, связанное с Бабой, было таким шокирующим для многих преданных, что мы поражались, почему Баба продолжал оказывать ей привилегии, несмотря на ее выходки. Некоторым молодым людям было очень трудно понять, почему она получала так много внимания со стороны Бабы, в то время как они, старающиеся соблюдать правила ашрама, не удостаивались даже взгляда от него во время даршана. И тогда один из членов организации спросил Бабу о том, почему он смотрит сквозь пальцы на ее сомнительное поведение и, казалось, потворствует этому, в то время как эта ситуация оказывает негативное влияние на некоторых молодых людей. Баба просто улыбнулся и кивнул головой в знак согласия с его словами, сказав этому человеку, что он использовал эту женщину, чтобы поднять на поверхность всю ту ревность и зависть, которая скрыта во многих преданных, внешне не проявляющих такие эмоции. Он, по-видимому, демонстрирует, что все мы имеем проблемы, но только когда нам станет известно о том, что они у нас есть, мы можем признать их и освободиться от них. Когда мы претендуем на совершенство и безошибочность и переносим собственные недостатки на других, критикуя их за те самые вещи, которые присутствуют в нас самих, нам необходимо испытать встряску, вызванную собственными недостатками – ведь только их, а не недостатки других, мы можем устранить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий