суббота, 18 июля 2020 г.

Книга Елены Андреевой «Ганеша и его культ: происхождение, иконография, мифология»

МНОГОЛИКИЙ ГАНЕША
Недавно ознакомился с книгой Елены Андреевой «Ганеша и его культ: происхождение, иконография, мифология», вышедшей в этом году в издательстве «Ганга». Книга написана простым, великолепным языком, что делает ее чтение настоящим удовольствием.
Думаю, что всем, кому интересна индийская культура, хорошо знаком бог Ганеша – устранитель препятствий, покровитель любых начинаний, податель богатств, патрон наук и искусств. Возможно, что кто-то даже слышал легенду, что именно Ганеша записал Махабхарату под диктовку Вьясы, вырвав свой бивень и использовав его в качестве письменного прибора.
Однако Е. Андреева обрисовывает образ Ганеши во всей его сложности и многоликости (впрочем, это можно сказать о других божествах индуизма). И очень важно то, что автор показывает феномен Слоноликого божества не как нечто застывшее, а находящееся в непрерывном процессе исторического развития, и обращается к самим истокам формирования этого образа (почитание слона, культ плодородия). Ведь как грустно наблюдать за некоторыми почитателями индуизма, которые, не понимая его бесконечной вариативности, пытаются отыскать «единственно верную версию» того или иного мифа, «именно так, как было на самом деле», или «единственно верное» описание облика того или иного бога…
Например, принято представлять Ганешу толстяком небольшого роста. Однако существуют изображения стройного и мускулистого Слоноликого (причем самые ранние были именно таковыми). Более того, в последние десятилетия, как пишет автор, это божество стало модно изображать в облике известных актеров, спортсменов, политических деятелей и даже героев американских фильмов (Супермена и Спайдермена). Аналогичным образом в нынешней Бенгалии Дурга на Дурготсав может быть представлена как древнеегипетская царица, кукла Барби, гимнастка и др. И если в одних региональных традициях Ганеша выступает как холостяк, то в других у него есть одна или две жены. Столь же разнообразны предания о рождения этого божества и том, почему у него голова слона. Например, согласно одному из мифов, однажды Шива и Парвати, отдыхая в лесу на слонах Гималайских гор, увидели пару слона и слониху, наслаждающихся любовью. Любуясь ими, они сами обратились в слонов и предались страсти в подобном обличье. В итоге появился на свет ребенок с головой слона.
Из книги мы узнаем о таком малоизвестном течении, как ганапатьи, представители которого почитают Ганешу как высшее божество, как сам абсолют. Верования ганапатьев нашли отражение в таких текстах, как «Ганеша-пурана», «Мудгала-пурана» и «Ганапатья-атхарваширша-упанишада». Существует даже «Ганеша-гита» (философский фрагмент «Ганеша-пураны»). Для меня особенно интересно, что одна из форм Ганеши, а именно Уччхишта-Ганапати, почиталась методами вамачары – Тантры левой руки. Уччхишта-Ганапати это, пожалуй, самая эзотерическая из форм Ганеши. Он изображается с красным телом и четырьмя руками, с хоботом опускающимся прямо к йони шакти, которая восседает на его левом бедре. Поклонники этого божества не соблюдали кастовых различий и практиковали обряды, связанные с употреблением вина и сексом.
Уже в старину симпатичное божество с головой слона пересекло границы Южной Азии и добрался до Индонезии. В наши дни, как сообщает Е. Андреева, изображения Слоноликого можно увидеть в разных странах мира на марках, плакатах, сувенирах и украшениях. Поклонник Ганеши фигурирует даже в знаменитом мульсериале «Симпсоны». Так что древний бог не перестает очаровывать современных людей.  
Andrei Ignatiev

Нет описания фото.

Нет описания фото.

На изображении может находиться: текст

Комментариев нет:

Отправить комментарий