четверг, 23 июля 2020 г.

Впечатления о поездке Бориса Гребенщикова в Ашрам Сатья Саи

Борис Гребенщиков много раз был в Прашанти Нилаям, приезжал туда с группой и своими родными, вот что он рассказывает:


Это фото сделанные в 1999 году во время 2й Молодежной конференции.

post-4739-038634300 1306016155_thumb.jpg

post-4739-090763500 1306016337_thumb.jpg


(Диалог Бориса Гребенщикова с Игорем Поповым, корреспондентом газеты «Аргументы и Факты» во время путешествия в Ашрам Сатья Саи Бабы в начале 1997 г.)

– Борис Борисович, вы довольно резко отзываетесь о западном образе жизни, подчеркивая свою восточную ориентацию. Чем же вам Запад-то не угодил?

– Мыслить в европейских рамках мне было неинтересно с детства. Европа скучна, ее культура нам известна, выхода из создавшегося тупика она не предоставляет. Запад ориентирован на сугубо материальные вещи, а на Востоке люди устремлены к ценностям, которые не сосчитать и не измерить линейкой. Даже те, кто живет здесь уже несколько жизней, находят простор для духовного совершенствования, ибо тут можно совершенствоваться бесконечно. А на Западе совершенствоваться в чем? В технологии? Это скучно и потом технология еще никогда и никого не делала счастливым.

– Зато, как я понял, помочь людям стать счастливыми может загадочный Сатья Саи, к которому мы едем. Неужели это действительно Бог? Поверить, признаться, трудновато...

– Точно я не знаю, но, судя по тому, что вижу и слышу, это высоко реализованное существо. Степень его реализации мне неизвестна. Нет сомнений в том, что он совершает какие-то чудеса; по собственному опыту я знаю, что он всеведущ и вездесущ, отсюда и сформировалась моя точка зрения: да, Баба что-то вроде Бога.

– Вы получили какие-то доказательства его божественной сущности?

– Для себя лично я их получил и вполне ими удовлетворен.

– Не могли бы вы рассказать о них?

– Как человек, специализировавшийся по кафедре математической статистики, могу сказать: то, чему я был свидетелем, физически нереально и выходит за рамки объяснимого с материалистической точки зрения. Это происходит не только здесь, но здесь точно, и это приятно, поскольку мне очень нравится климат вокруг Бабы – он очень благотворно на меня действует. К самому Бабе я испытываю большую симпатию, хотя в мои рамки начинающего тибетского буддиста общение с Богом никак не лезет и портит всю картину.

– А нет ли у вас чувства дискомфорта от того, что рядом есть нечто высокоразвитое и могучее, у которого вы как бы на ладони и под постоянным вниманием? Помните, Мастер говорит Воланду: «Спокойнее было бы считать Вас плодом воображения...»

– Нет. Это европейский подход, а вот, например, с тибетской точки зрения, Бог не есть что-то такое особенное и уж во всяком случае, не конечная абсолютная точка мироздания. Богов много, все они хорошие...

– Борис Борисович, вы как-то обмолвились, что в первый свой приезд сюда очень хотели, чтобы Баба вас заметил...

– Естественно, этого всем хочется. Человек рассуждает так: вот я, личность неординарная; жду от высшего существа подтверждения того, что оно божественное. Если оно меня признает – значит действительно божественное.

– Признаться, у меня именно такие мысли...

– Ну а со временем понимаешь: а) Ты – ординарный; б) Если он божественный, то ему незачем тебе какие-то знаки подавать; он другими вещами занимается.

– Но если он и вправду всеведущ, то, видимо, знает, что я представляю газету с многомиллионным тиражом, собираюсь писать материал, но терзаюсь сомнениями. Почему бы ему ни показать мне что-нибудь этакое? Или ему все равно?

– Ему нет нужды себя рекламировать.

– Несмотря на потенциальные миллионы людей, которые могут прийти к нему, прочитав материал?

– Предполагаю, что у высокореализованного существа голова работают по-другому. Боги ничего не планируют и не рассчитывают. То, что ты не получаешь никаких доказательств – твоя проблема, а не его.

– Ну хорошо, что же я не так делаю, из-за чего мне не было ни откровения, ни просветления какого-нибудь?

– Возможно, ты еще не готов к восприятию и нужно сделать все по-другому. Сядь, расслабься и обдумывай себя и свою жизнь. Постепенно многое станет на свои места.

– Главное, что меня интересовало в эти дни, – настоящее Это или нет? Поверю я живого в Бога или не поверю?

– Мой прогноз: через месяц ты сам себе ответишь на эти вопросы. Пока у тебя попытки понять, а они только мешают. Понимание приходит само по себе. Это как медитация: когда пытаешься медитировать, ничего не выходит; перестанешь – тут же получилось. Словом, не торопись.
– Борис Борисович, а что вы в эти дни просите у Саи Бабы?

– Ну... Я как бы не совсем прошу... В этот раз я приехал в Путтапарти: а) из чистого удовольствия; б) у меня все-таки есть мысль, что пребывание здесь поможет в окончании нового альбома, и я уже, в общем, разобрался.

– Вы получили ответ?

– Не то чтобы получил – я его увидел. Мне тут комфортно, удобно и сами собой становятся ясными вещи, по поводу которых я был в затруднении. Это практически поставлено на поток. Например, Баба здорово помог с «Навигатором» – без его помощи альбом не был бы записан.
– Вы хотите сказать, что он помогает вам в творчестве?

– Нет. Он только предоставил возможности для записи, задействовал каких-то людей, без которых я бы не обошелся. А с творчеством... Я всегда говорил и говорю, что творчество – это мое личное дело и никакие Боги или святые тут не помогут. Да я их, собственно, и не пущу.

– А если они сами захотят войти и вмешаться?

– Ну, если мне что-то приснится, например, и понравится, то я могу это принять. А вообще-то все правильные мелодии и слова в голове уже есть. Вопрос в том, чтобы заставить свои посторонние мысли приутихнуть настолько, чтобы песни стали слышны.

– Некоторые люди на территории Ашрама говорили мне, что получают тут какую-то энергию. Мне кажется, что из меня она, наоборот, исходит. А как чувствуете себя вы?

– Как в пионерлагере! Здесь, собственно, и есть пионерлагерь. Люди ходят босиком, все в белом, по вечерам поют песни у костра. Такая смесь пионерлагеря с психлечебницей.

– Вот это определение вы потом наверняка вычеркнете...

– Ну почему? Существуют ведь дурдомы просто для сумасшедших, а бывают для тех, у кого сквозняк по чердаку идет. И здесь эти люди имеют возможность наполнить свой чердак ветром очень правильного направления. Я в Ашраме полностью отдыхаю – просто как нигде! Вот вчера мы вечером шли, проходили мимо этого поля – ну чисто рай! Птички поют, цветочки цветут. Счастье!

– Почему бы, в таком случае, вам совсем сюда не переселиться?

– А чем я буду тут заниматься?

– Медитировать. Самосовершенствоваться до бесконечности!

– Большая ошибка считать, что самосовершенствоваться можно в изоляции. Самосовершенствование связано с принесением пользы другим людям. В России у меня большие возможности для этого; здесь – равны нулю. В Индии или в Непале поселюсь тогда, когда совсем голос потеряю.

– Мне говорили, что в прошлой жизни вы были Пушкиным.

– Я вообще не понимаю, какое это имеет значение. Допустим, в позапрошлой жизни ты был Шекспиром, а в прошлой – Пушкиным. Ну и что? Сейчас это тебе сильно помогает?

– Все-таки не могу вот так просто принять, что чудеса возможны...

– Знаешь, есть по этому поводу старинная пословица: «можно долго дурить ограниченное количество людей или недолго дурить очень большое количество людей, но нельзя бесконечно долго дурить бесконечно большое число людей». Здесь же чудеса продолжаются добрых пятьдесят лет, изо дня в день, и при огромном скоплении народа. Чудеса возможны. И все они имеют простое объяснение с точки зрения физики.

– ???
– Да. Закон сохранения энергии! Просто всем давно пора понять, что он справедлив и в духовной сфере. Мы ведь почему-то не включаем в действие этого закона такие реально измеряемые вещи как этика, доброта, чистота и всякое такое.

– Не очень понимаю. Он что, из собственной доброты может материализовать, скажем, колечко?

– Ну, в то, как работают Боги, я лучше лезть не буду. Я не в курсе, честно говоря. Законы духовной сферы действуют везде, но здесь, благодаря присутствию Бабы, это ощущается мгновенно.

– И вот что меня еще волнует. Если здесь исполняются все желания, то, как быть с людьми, приехавшими в Путтапарти со, скажем так, неправедными намерениями. Что если они попросят помощи в темных делах?

– Желания, приносящие вред окружающим, и даже просто связанные с изменением судьбы другого человека, не исполняются.

– Значит, если сюда нагрянет убийца...

–... у него есть шанс очиститься и задуматься над тем, что он делает.

Диалог реконструирован из июльских номеров газеты «АиФ, Я – Молодой» за 1997 г



Маленькая историйка из жизни БГ.
:
Мы познакомились с Борисом Гребенщиковым в ашраме в 1998 г. и пригласили приехать с концертом к нам в город. Он не замедлил, и через полтора месяца приехал. Одна из наших подруг прийти не могла, поэтому фото с ним, сделанные в ашраме, передала через другую свою подругу. Та стала ждать его у того конца сцены, где он должен был выходить. Но, после концерта он вместе с сопровождающими его лицами пошел в другой конец. Тут она поняла, что фото не передаст, т.е., не выполнит поручение. Этого допустить она не могла и закричала, что есть мочи: "Боря, Саи Рам!"
Волшебные слова круто развернули БГ на 180 градусов и он через всю сцену полетел к ней, и обнял


Я родился сегодня утром
Еще до первого света зари
Молчанье у меня снаружи
Молчанье у меня внутри
Я кланяюсь гаснущим звездам
Кланяюсь свету луны
Но внутри у меня никому не слышный звук
Поднимающийся из глубины
Я родился на севере
Чтобы дольше оставался цел
У меня нет друзей
Чтобы никто не смог сбить прицел
Море расступилось передо мной
Не выдержав жара огня
И все стрелки внутри зашкаливали
При первых проблесках дня
Я не мог оторвать глаз от тебя.
Я родился со стертой памятью
Моя родина где-то вдали
Я помню, как учился ходить,
Чтобы не слишком касаться земли;
Я ушел в пустыню,
Где каждый камень помнит твой след
Но я не мог бы упустить тебя
Как я не мог бы не увидеть рассвет.
Я не могу оторвать глаз от тебя.
===========
вообще, когда услышала эту песню, стало очень интересно в каком году она написана
попала на неё этой весной, и девушка, в журнале которой увидела этот клип, сказала тогда, что эта песня из альбома 2005 года
значит БГ написал её уже после того, как несколько раз съездил к Свами

Я не могу оторвать глаз от тебя

post-214-1253719521,3079_thumb.jpg

АКВАРИУМ
Этот текст - рассказ о трансцендентальном опыте полученном автором истории
на концерте Бориса Гребенщикова, и не является рецензией на его творчество
Каждой фазе состояния соответствует свой текст
Шёл очередной год моей жизни. Днём как и все я занимался делами, а по вечерам, подыгрывая себе на старом органе, иногда пел мантры. И вероятно сейчас моя жизнь была бы совсем иной, если бы однажды, 13 ноября, в мой город со своим чудесным концертом не приехал Борис Гребенщиков.
Когда я вошёл в зал, звучали мантры. Я занял своё место. Оно было далеко от сцены точно посредине зала позади оператора. Начался концерт. Одна песня сменяла другую. Постепенно музыка, действие на сцене, голубые огни аппаратуры стали поглощать меня, а игра и танец одного из музыкантов просто завораживали. Инструмент звучал волшебно. Медленно и незаметно движения музыканта стали плавными, лицо его трансформировалось. Подбородок сильно выдвинулся, рот превратился в улыбку - полукруг, черты лица стали нарисованными. Так гитарист совсем преобразился в мима. Я переживал эйфорию...
Но понял я это спустя много дней, а тогда самые разные чувства и мысли охватили меня. Нет это рафинад какой-то, через некоторое время подумал я. Реальность совсем не такая - всё это неверно, неправильно, всё гораздо серьезнее, труднее, мир не такой праздничный, а красота этой удивительной музыки мираж, иллюзия и ложь, зачем БГ делает это? Нет всё же это его миссия. Действие на сцене результат большой внутренней работы и потому имеет огромной смысл. Мыcли сделали поворот. При чём здесь миссия, - там на сцене просто настоящий артист, звезда, к ниму идут люди, слушают, чувствуют сопереживают и человек этот - часть их мира. Нет никакой миссии, обыкновенный концерт.
Скоро настроение сильно изменилось. Невольно сравнивая жизнь БГ и свою я сильно расстроился. Я рассуждал о человеке жизнь и сцена которого были весь мир. Чем это измерить можно? В его песнях не то чтобы смысл бывает непонятен, иногда непонятно на каком языке он поёт, а воспринимается необыкновенно - чудесная гармония слов.
В мыслях наступила длинная пауза, меня вдавило в кресло словно я умирал, на душе было тяжело. БГ рос, он приобретал размеры концертного зала, и скоро стал больше города в котором я жил. Я же стал никем...
Несмотря на то, что моё состояние уже давно находилось за пределами привычной нормы, глубина переживаний продолжала расти. Я почему-то думал про сцену - аромат цветов, таинственное воздействие пустого зала, свет глаз, слова которые никогда никому не говорят, про мгновения жизни когда слова на губах певца, его голос, музыка и биение сердца соединяются вместе. В тоже время я как будто видил, - БГ снова и снова выходит из-за правой кулисы на одну и ту же сцену концерт за концертом, жизнь за жизнью, и этих жизней сотни и тысячи. Сейчас мне было невыносимо тяжело. Сцена, жизнь и этот концерт превратились в круг. Почему БГ не рвет его, зачем он продолжает и тратит время на это, ведь наверное существует выход, неужели это не так? К концу действия я был совсем подавлен - ни где-нибудь в далёком волшебном Тибете медитирует Гребенщиков, а здесь на сцене поёт свои старые и новые песни... А я... я сегодня навсегда расстаюсь со своей мечтой.
Вдруг всё надоело. В это время началась незнакомая песня. Помню что ритм её напоминал индийский танец. От внезапно овладевшей мной сильной скуки и невыносимого чувства пустоты я стал раскачиваться. Как долго это происходило не знаю...
Когда сознание вернулось, я увидел огромное полотно с образом Сарасвати, оно было точно напротив меня на сцене.
Борис Гребенщиков пел...
ОЖИВШАЯ ФОТОГРАФИЯ
Короткая история о музыке и любви
Со дня "Трансцедентального концерта" прошёл год. Я сидел за компьютером и без всякой цели рассматривал фотографию Гребенщикова на его личной странице в "одноклассниках". Он был в чём то похожем на одежду саньясина, руки крест на крест на коленях. Казалось он завершил все мирские дела. Справа от него располагалась статуэтка женщины с ситаром. Что это означало я не знал. Изучив снимок я сел к органу.
Не успел я прикоснуться к клавиатуре, как передо мной вновь возникла фотография из интернет. С неё медленно, постепенно увеличиваясь в размерах ко мне в лицо приплыл золотой солнечный диск...
Состояние мгновенно изменилось. Стало спокойно и очень грустно. Внезапно из моего сознания исчезло всё что было связано с именем артиста - его слава, известность, положение среди людей. Я словно видел. На ожившей фотографии Гребенщиков находится в удалённом и очень пустынном месте. Там совсем простое жильё, оно спасает только что от солнца и небольшого ненастья. БГ находится в кругу двух или трёх человек. Вместе с ними занимается обыденными делами по устройству жилья и приготовлению пищи. Он делает всё своми руками и в общении с людьми он абсолютно никто.
В изменённом состоянии я пребывал весь день. Кроме того мне вдруг пришло и теперь я был почти убеждён что Гребенщиков отрёкся и стал монахом. "Вот это да, вот это да", - время от времени повторял я. Вечером я рассказал домашним про солнце с фотографии и свои предположения.
Вскоре, когда я обо всём забыл, мне передали рассказ телевизионных новостей об аншлаге на последнем концерте БГ. Порывшись в интернет я обнаружил новые фотографии артиста. Он сидит на сцене в кожанном пиджаке в падмасане, выходит из кабины двухместного вертолёта, в солнцезащитных очках c улыбкой отвечает на вопросы пресс-конференции. Гребенщиков всё также среди людей...
Другое стало понятно. Теперь я знал наверняка что со мной произошло на концерте 13 ноября. И на концерте и на фотографии, сделанной в 2008 году в Индии, Сарасвати и БГ были вместе..



вообще, давно уже хотела здесь дать ссылку на рассказ о первой поездке БГ к Саи
рассказывает этот рассказ один парень-журналист, который тогда полетел к Саи вместе с супругами Гребенщиковыми
и у них тогда чуть самолёт даже не упал в Индии, очень долго искали место для посадки
Индия словно ждала, когда они внутри будут готовы
вообще этот рассказ, думаю многие уже давно читали, он находится в инете уже наверное лет 6-7, если не больше, но может, кто ещё и не читал
вообще, часть этого рассказа уже выкладывалась как-то в этой теме, здесь
а часть хочу запость ниже, интересно этот парень рассказывает о фотографии с даршана, и вообще
вся эта история происходила, если не ошибаюсь, в начале 1997 года:
"Все - решил я, - Завтра уезжаю".
На вечерний "даршн" решил тем не менее сходить - все-таки церемония красивая, да и когда ее еще увидишь. В Мандир явился буквально за десять минут до начала, но, как ни странно, служители усадили меня аж в четвертый ряд - так близко к Бабе я еще ни разу не сидел. Сам появился, как всегда, внезапно, и было видно, что он в хорошем настроении - много общался с сидевшими в первых рядах, улыбался, шутил. Вот он в своем неизменном оранжевом хитоне неспешно продвигается по привычному маршруту, правой рукой собирает письма, перекладывает в левую и снова протягивает руку за очередными посланиями. Скучно - все это я уже видел. Но тут Баба в очередной раз останавливается - останавливается прямо напротив меня! Я, как и в самый первый раз, не свожу с него глаз и замечаю, что он тоже внимательно смотрит на меня! Смотрит всего несколько секунд, но так, что пробирает дрожь. Наконец, отводит взгляд, перекладывает пачку писем в левую руку и свободной правой делает в воздухе несколько движений. Ну а дальше вы мне, видимо, не поверите: на ладони действительно из ничего( !! ) возникает горстка серого порошка "вибхути", который Баба ссыпает в тянущиеся к нему руки паломников. Аватар повторяет свои манипуляции в течение секунд тридцати, одаривает священным пеплом десять-двенадцать человек и отправляется дальше. Я готов поклясться, что порошок взялся не из рукава и что это не было галлюцинацией! С пяти метров я все прекрасно видел! Никакой фокусник не смог бы проделать такой трюк, а значит это не являлось трюком! И показал Баба свое маленькое чудо, не сомневаюсь, именно мне!!! Впрочем, уважаемые читатели, предвижу вашу реакцию и вполне ее понимаю - в таких делах никому нельзя верить на слово...
Сразу после сеанса поделился увиденным с Гребенщиковым. Борис Борисович улыбнулся: "Возможно, это еще не все". И это действительно было не все.
Вечером накануне моего отъезда мы всей компанией решили зайти в симпатичный тибетский ресторанчик в центре Путтапарти. По дороге совершенно случайно завернули в лавку, где продавались фотографии Саи Бабы, - захотелось купить парочку на память. Лавок таких в деревне штук двадцать и в каждой на огромных лотках - груды фотографий и открыток. Мы отобрали себе по несколько штук, расплатились и уже направились к выходу, когда Ирина воскликнула:" Постойте! Взгляните-ка сюда!" На карточке, которую она держала в руке, был запечатлен Баба во время "даршн", а на заднем плане явственно различались физиономии Гребенщикова и вашего покорного слуги! Другие члены группы, да и вообще все присутствовавшие в тот момент в магазине, немедленно бросились искать среди россыпей фотокартинок себя, но тщетно - в десятках тысяч карточек скорее можно было утонуть. Не исключено, конечно, что находка Ирины лишь случайность, но почему-то вспомнились слова старожилов, что в Ашраме ничего случайно не делается. И еще. Откуда берутся фотографии с "даршн", я так и не понял - ни единого разу мы не видели, чтобы кто-нибудь снимал во время сеансов. Может быть, конечно, хитроумные устройства вмонтированы в колонны Мандира...
Третье чудо (если это было чудо) произошло ночью и было совсем уж банальным. Из гостиницы, куда я перед отъездом переселился из Ашрама, ваш корреспондент вышел прогуляться на окраину Путтапарти и загадал, чтобы с неба упала звезда. Она упала немедленно - не прошло и пяти секунд. Тут, признаться, стало немного страшно. Рысью припустил в отель и отдышался лишь тогда, когда захлопнул дверь номера. Неужели это тоже ОН? Ложась спать, загадал: многоуважаемый Саи Баба! Положи мне, пожалуйста, утром на тумбочку кольцо. Самое простенькое, железное - просто как доказательство. Пусть будет еще одно!
Загадать-то загадал - но вы бы уснули в такой ситуации?! Ох, читатель, это была та еще ночь! Любой шорох бросал меня в дрожь; в каждом углу комнаты ежеминутно чудился не то Саи Баба, не то Понтий Пилат, не то черт в образе Жириновского. Семь потов с меня сошло, пока наконец не забылся в каком-то оранжевом сне. Утром пробудился - и сразу к тумбочке. Кольца не было. Боже мой, как же мудро все сделал Хозяин Ашрама - если бы оно было, я бы не поручился за ясность своего рассудка.
Игорь Попов
 Свами, точно знал, что пользы от этого кольца ему не будет


==============
Январь 1998 года, Прашанти Нилаям.

post-214-1253928032,1422.jpg

"Не могу оторвать глаз от тебя" (Аквариум)


Комментариев нет:

Отправить комментарий