понедельник, 7 ноября 2022 г.

Патанджали и Веды: происхождение «Йога-сутр»

  

 Андрей Лобанов

Вот уже больше 9 месяцев я участвую в работе международного совета по созданию образовательных стандартов современной йоги. Вместе экспертами из Италии, Индии, Австралии и других стран мы обсуждаем вопросы, которые наверняка будут интересны и практикам йоги в России. 

 

В описании одного из стандартов прозвучала мысль: Патанджали создал текст «Йога-сутр» на основе Вед, и его труд, по сути, является интерпретацией ведических текстов в сжатой форме. 

 

Многие толкователи «Йога-сутр» привязывают их к философии санкхьи, созданной ранее на основе ведических текстов, и в этом с ними обычно соглашаются последователи Вед. 

 

Есть и другие исследователи, утверждающие, что в йоге Патанджали содержится своя собственная философия и психология, которая просматривается в его труде сквозь афористичное изложение науки йоги. 

 

Моя точка зрения, которую я изложил на Совете, заключается в следующем. 

 

Веды, как считается, были созданы риши — особыми людьми, способными узреть истину. Получив истинное знание, они описали его в текстах. 

 

Зачем риши их писали? Для самих себя? Или это была их миссия — передать открывшиеся им знания другим людям, которые по каким-то причинам не способны познать истину через прямое взаимодействие с информационным слоем Вселенной? 

 

Из тех же священных текстов известно утверждение: «Человек создан по образу и подобию Божьему» и, стало быть, наделён всеми необходимыми возможностями, чтобы взаимодействовать с мирозданием напрямую, и способен жить по его законам, которые интуитивно знает, так как они уже в нём заложены творческой силой создателя. 

 

Но в человеке есть составляющая, искажающая это знание: его ум — искусственный интеллект, возникший в сообществе людей в процессе выживания. Он сформировался под задачи выживания человеческой особи в природной среде и социуме. 

 

Для функционального ума был изобретён язык, который в словесно-образной форме описывает мир, вводит понятия и формирует на их основе различные противодействующие друг другу идеи и философии. Они определяют, как должна быть устроена жизнь людей, по каким правилам они будут существовать в этом мире, созданном идеями. 

 

Доминирующей в человеческом сообществе стала идея индивидуализма, отдельности личности, её независимости от других людей и от планеты. Она существует и поныне, хоть и не соответствует действительности. 

 

Следуя идее отдельности, люди живут в постоянных кризисах, внутренних и внешних конфликтах. 

 

Человек наделён способностью жить в единстве с мирозданием, не по его словесному описанию, а имея прямую связь с действительностью — тем, что есть на самом деле, то есть с истиной, и ощущать, переживать ее в своём сознании. 

 

Но эту способность реализуют немногие. Большинство довольствуется описаниями мира, сделанными кем-то и оформленными в текстах, провозглашённых священными и потому абсолютно верных и обязательных к исполнению. При этом люди находят способы обходить неудобные для них правила, интерпретируя их и искажая, как им выгодно. 

 

Патанджали на мой взгляд был один из тех немногих, кто умел получать знания напрямую, через связь с действительностью. Как учёный, он исследовал себя и мир, и поставил задачу разобраться, почему человек живёт в постоянных конфликтах и страданиях. 

 

Он понял, что причина кроется в механизме, который люди используют для взаимодействия с информационной средой мироздания. 

 

Этот механизм — функциональный ум — имеет пять родов деятельности, которые вносят искажения в восприятие, и на основе ошибочного восприятия совершаются действия, приводящие к обусловленной жизни — формированию кармы, страдательной судьбы. 

 

Патанджали предложил выход: переключиться на более адекватный механизм взаимодействия с миром, заложенный в человеке. А именно — использовать природную способность соединяться с информационной средой через чувственно-интуитивное взаимодействие с ней. 

 

Этот способ и процесс был назван йогой — санскритским словом, означающим «создание связи», «соединение».


И чтобы его обрести и выйти из колеса страданий, необходимо отключить функциональный ум, недостоверно отражающий действительность, и переключиться на интуитивный ум, который воспринимает действительность напрямую, без помех и искажений. 

 

И Патанджали дал практическое руководство, как это сделать с помощью восьми ветвей системы йоги. 

 

Научившись достоверно познавать мир и самого себя, адекватно обращаться с информационной средой своего внутреннего мира и мироздания, человек способен жить в согласии с универсальными вселенскими законами, зная своё место в мире, пребывая в состоянии, которое люди называют счастьем. Тогда ему открывается жизнь в единстве и многообразии её форм, без конфликтов и страданий. 

 

Патанджали с большой вероятностью сам владел технологией йоги — прямым взаимодействием с действительностью, иначе не смог бы его описать столь системно и лаконично. 

 

У него не было надобности опираться на тексты Вед, поэтому никаких отсылок к ведическим текстам в его сутрах нет. 

 

Его труд открывается тем, кто идёт путём исследователя-практика, а не интерпретатора-теоретика, сравнивающего философские системы. 

 

Овладение йогическим способом взаимодействия и основанной на нём технологией самьямы делает практикующего человеком знания, истинно ведающим, а не цитирующим тексты, имеющим это знание в себе как неразрывную ткань сознания, присутствующую в нём.





Комментариев нет:

Отправить комментарий