суббота, 10 декабря 2022 г.

Глубокий разбор темы духовного сердца (анахата чакры) у натхов

 

1-.thumb.jpg.1a2cd874512799e5801c31c33d09de6e.jpg

Анахата-чакра связана с сердцем и чувствами, чувства – с элементами, а элементы – со всеми кармендриями (органами действия), и джнянендриями (органами восприятия). В анахата-чакре находится основная прана, потом она делится на пять великих вайю и пять упа-вайю, одни связаны с кармендриями, другие – с джнянендриями. Об этом сказано в тексте Матсьендранатха «Йога - вишaйя». Я уже говорил, что все элементы имеют один источник происхождения, все они являются Шакти. Но есть ещё такое понятие, как «панчикаран», когда в одном элементе содержатся все другие. Возьмем, например, землю: в ней есть вода, естьо гонь, есть воздух (газ) и есть акаша. Кроме того, земля почитается как Богиня, у натхов почитанию Дхартри уделяется особое внимание, например, при установлении асаны для садханы, перед хомой. Земля, на самом деле, – это просто уплотненная энергия света, которая связана с солнцем, и неслучайно Горакшанатх «cурья - акашу» считает наивысшей. Опять же, анахата-чакра, как центральная чакра, – центр нашего существа, где находится мадхьяма - шакти,соединение Адхо– и Урдхва-Кундалини. Три верхние чакры связаны с луной, а три нижние – с солнцем, и анахата-чакра – это то, что связывает верхние "холодные" энергии с нижними "горячими", т.е. луну и огонь. Анахата – это то место, где исчезает разделенность на верх и низ, это место соединения противоположностей, Шивы и Шакти, там всегда недуальное состояние, поэтому этот центр очень важен в каулической садхане. Это место также называется ананда-кханда, и в ней вы можете медитировать на Иштадевату,пребывая в состоянии ананды. Согласно «Кубджика-тантрам», Иштадевата может включать в себя любое иное Божество, помимо главного. Важно только то, что в вашем сознании, а остальное – это упаи как вспомогательные элементы, они важны, но они играют только вспомогательную роль. Эту же идею вы можете встретить и в первой части "Сиддха-сиддханта паддхати", где описывается микрокосм и макрокосм, причем оба считаются одновременно Шивой и Шакти,при этом Атман остается всегда вне всех качеств и делений, но всевозможные качества и деления вы всегда можете найти в нем. Атман – это то, что за пределами всего, даже разных форм ананды, он – неописуемая трансцендентная запредельная пустота. Из нее все проявляется: все Шакти и чакры энергий Божеств, все проявления речи, тонкой и грубой. Поэтому Атман находится в анахата-чакре, эту чакру называют существующей за пределами всех соприкосновений. Она чиста, и благодаря ее чистоте вы можете через нее постичь любой объект мироздания. С ней связано слишком много самой разной и многозначительной символики. Там изображают антилопу, потому что антилопа прислушивается к каждому малейшему шороху, точно так же йогин вслушивается в звуки нады. В анахата - чакре изображена шаткона (шестиугольная звезда),которая есть соединение двух треугольников, как символ соединения любых двойственностей. Эта чакра за пределами двойственности, но она отличается от сахасрары тем, что анахата-чакра внутри тела, а сахасрара – за пределами физического тела. В анахата-чакре вы познаете трансцендентное внутри тела, а в сахасрара-чакре – трансцендентное за пределами индивидуального тела. Эти два центра очень важны в практике внутреннего созерцания, или поклонения. Очень важно прийти к такому состоянию, чтобы ваше сердце и ум всегда были в гармонии. Посредством ума вы можете вслушаться в сердце, а посредством сердца вы устраняете в уме все лишнее, искусственное и мертвое. Это также очень важные точки в Аюрведе, с которыми связаны оджас, теджас и прана; через них йогин может регулировать свое психофизическое состояние, сохранять тело здоровым, а состояние души совершенным, соответствующим дхарме."
НАТХА-ВИДЬЯ Базис теории и практики традиционной йоги http://nathas.org.ua/
( по материалам выступлений Гуру Йоги Шри Матсьендранатха Махараджа)

2-.jpg.df3e11464a823538048214835d3ca81f.jpg
"Четвёртая – адхара сердца, (имеющая вид) восьмилепесткового лотоса, повёрнутого вниз. В его центре, в семенной коробочке, следует созерцать форму пламени, имеющую образ лингама. Именно она есть хамса-кала, подчиняющая все индрии."
Выдержка из "Сиддха-сиддханта паддхати" – текста о метафизических аспектах Традиции натхов, где перечислены 9 чакр

"Чакра сердца (хридая-чакра) – восьмилепестковый [лотос], обращённый вниз. В её центре следует созерцать сияющий (джьётирмая) лингам. [Шакти этой чакры] Хамсакала, Возлюбленная, Подчиняющая [себе] весь мир. "
Саубхагьялакшми Упанишада, относящаяся к разряду Шактийских

О янтре Шри Шакти из Саубхагьялакшми Упанишады:
"Ее питха(место поклонения): в венчике собрана Шри биджа, в восьми и двенадцати (лепестковых) лотосах в каждой части (помещена) половина (каждого) рика(стиха) Шри сукты. Снаружи – чистота с матрикой(матерью). Нарисовав эту десятичленную священную янтру, следует призвать (в нее Богиню) Шри. Первое окружение – шаданга, второе (божества) начиная с Падмы, третьи – локапалы, четвертое – их оружие. (Затем следует пуджа), призывание и т.д. с (рецитацией) Шри сукты и джапа (Шри сукты) шестнадцать тысяч раз. -
Ее питха (состоит) из восьми лепестков, трех линий, двенадцати спиц, и квадрата. Это Рама питха. В ее венчике почитаются ее шакти: Канти, Сришти, Кирти, Санкита, Вьюшти, Уткришти, Риддхи. Этих девять шакти следует почитать в дательном падеже, начиная с пранавы заканчивая на НАМАХ."
___________

"Слово анахата означает «нетронутый» или «не испытавший удара». Следовательно, эта чакра является центром неударного звука. То есть, в этом центре слышится космический звук (шабда брахман)... звук, который в отличие от других звуков возникает не в результате соударения двух объектов. Звук, который слышится, не имеет причины.
Кроме того, из за местоположения этой чакры, ее часто называют хридайя чакрой — сердечным центром.

Атрибуты

Этот центр принято считать центром сознания (дживатма) в человеке. Вследствие этого многие школы утверждают, что на нем лучше всего сосредоточиваться во время медитативных практик. В Йога Сутрах Патанджали говорится:

«Атма постигается медитацией над сердечным центром (анахата чакрой)».

(гл. 3:34)
...........

3.thumb.jpg.8e4dbf801fff1d3e935938ea794789ca.jpg

Ананда канда

Чуть ниже анахата чакры находится второстепенный центр, именуемый ананда канда — корень блаженства. Именно здесь многие люди создают образ своего ишта деваты (персонифицированного божества) и мысленно поклоняются ему. Это центр, где усиливается религиозность.

Считается, что в этом центре находится небесное древо. В традиционных текстах оно называется кальпа врикша, кальпака и кальпа тару; все эти названия означают одно и то же — «древо исполнения желаний». Говорят, что оно находится в саду Индры и что оно дарует исполнение всех желаний. Конечно, это верование окружено множеством историй и мифов, но оно отражает великую истину: что на уровне анахата чакры человек, как правило, получает все, чего он желает. Это странная вещь, но, тем не менее, это аспект восхождения в сферы высшего понимания. Желания человека исполняются, если санкальпа (желание или намерение) достаточно сильно. Это относится и к положительным, и к отрицательным желаниям. Следовательно, на этом уровне человек должен проявлять осторожность и избегать отрицательных намерений, которые могут привести к разрушительным результатам. Например, можно простой мыслью (санкальпа) вызвать тяжелую болезнь. Однако закон существования, как правило, делает невозможным восхождение на этот уровень для людей с отрицательными отношениями. Прежде чем человек поднимается на уровень анахата чакры, должно происходить определенное самоочищение, иначе отрицательные мысли и амбиции легко могли бы становиться разрушительными и причинять огромный вред.

В некоторых тантрических текстах кальпа врикша упоминается и под названием чинтамани. Санскритское слово чинша здесь означает «мысли», а мани — «жемчужина». Следовательно, чинтамани означает «жемчужина мысли». Говорят, что чинтамани — это дерево, растущее посередине божественного озера. Божественное озеро находится в середине прекрасного сада, который считается местом обитания божественных существ. Смысл этой картины состоит в том, что люди, живущие на уровне анахата чакры, обладают божественным осознанием, и все их желания исполняются."

Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи.
_______
Некоторые источники ананда канду помещают в правую сторону груди. Это может говорить о некоторой подвижности коренного бинду, как опоры для сознания, независимо от "правильности" понимания его природы в разных традициях. Интересно, что центральный(и высший) элемент мандалы Калачакры - восьмилепестковый лотос собственного сердечного центра с восемью бинду-Шакти(9 с Вишмавати), в центре которого и проявляется йидам.

https://vk.com/wall156055172_1279

Комментариев нет:

Отправить комментарий