пятница, 9 декабря 2022 г.

Сапта-риши. Первый из них Васиштха

 Сапта-ри‌ши

(санскр. सप्तर्षि saptarṣi IAST «семь мудрецов»)

РИШИ – МУДРЕЦЫ-ПРОВИДЦЫ,

— 7 мудрецов-сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума (манаса-путра), явили Веды (ведийские гимны), считаются творцами Вселенной (Праджапати).

Уже в «Ригведе» находим 7 главных великих риши. Здесь они носят эпитет «божественных», «отцов» и упоминаются заодно с богами. Определённых имён у них ещё нет. В Шатапатха-брахмане они уже индивидуализируются и получают имена. В пуранах Ваю и Вишну к 7 риши прибавляется ещё по одному.
Позднее в число великих риши заносятся ещё:

1. законодатель Ману,
2. поэты Вальмики и Вьяса,
3. Гаутама или Уддалака Аруни (не путать с Буддой Гаутамой)
4. и другие...
В эпосе «риши» — просто название исторических лиц, прославившихся благочестием или мудростью, подвигами или писаниями. Некоторые из риши повторяются и в числе Праджапати, число которых также сначала было 7, а потом 8 и даже 10. К очень древним чертам 7 риши принадлежит их отождествление (в индийской астрономии) с 7 звездами Большой Медведицы и эти звёзды считаются телами сапта-риши. Число их (7) ставится обыкновенно в связь и с числом разных категорий жрецов (брахманов), упоминаемых в ведийских текстах.

Согласно преданиям, древние сапта-риши когда-то, в период трета-юги, во времена Рамы, были людьми, следующими пути Освобождения, вели жизнь аскетов в глухом лесу. Они достигли великих духовных знаний и обрели способности странствовать в трех мирах, став подобными богам.

Ранний список 7 риши даётся в «Джайминия-брахмане» (2.218-221): Васиштха, Бхарадваджа, Джамадагни, Гаутама, Атри, Вишвамитра и Агастья. В «Брихадараньяка-упанишаде» (2.2.6) Агастья заменяется Атри. В более поздней «Гопатха-брахмане» (1.2.8) говорится о восьми риши: Васиштха, Бхарадваджа, Джамадагни, Гаутама, Атри, Вишвамитра, Гунгу, Агастья и Кашьяпа.

По «Вишну-пуране» их имена:

Список 7 риши есть в «Джайминия-брахмане» (2.218-221):

Васиштха,
Бхарадваджа,
Джамадагни,
Гаутама,
Атри,
Вишвамитра и Агастья.

В «Брихадараньяка-упанишаде» (2.2.6) вместо Агастьи упоминается Атри.

7 риши упоминаются и в «Вишну-пуране» XXI.28, подробнее в VII.1-5:

Затем от сосредоточившегося (Брахмы) родились наделенные разумом потомки их тела и способности возникли от телесной (сущности Брахмы). От членов мудрого (бога) появились «познавшие поле». Это я уже поведал ранее. Все они, боги и другие существа, а также неподвижные (предметы) пребывали как вместилище трех гун. Но, поскольку эти существа, движущиеся и неподвижные, не размножались, мудрый (бог) сотворил иных, наделенных разумом сынов, подобных себе. (Эти) — наделенные разумом Бхригу, Васиштха, Ангирас, Атри, Пуластья, Пулаха, Крату

В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

…сначала на свет появился Господь Брахма и 7 великих риши (Маричи, Ангирас, Атри, Пуластья, Пулаха, Криту, Васиштха), а затем различные полубоги. От полубогов происходят люди, животные, деревья, птицы, звери и т.д.


О РИШИ ВАСИШТХЕ

Васи‌штха (санскритское वसिष्ठ, Vasiṣṭha IAST) — «самый богатый», «великолепнейший»

Васиштха — риши-брахман, один из прародителей земных существ, муж Арундхати.

Считается одним из семи божественных мудрецов (сыновей Брахмы), рожденных разумом Брахмы (манаса-путра), но вследствие проклятья лишился своего тела и вновь был рожден из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к небесной деве – апсаре Урваши.

В соответствии с «Йога-Васиштхой», риши Васиштха в эту эпоху родился в 8-ой раз, до этого он был рожден воздухом, ветром, водой, горой, огнем. В «Йога-Васиштхе» сам Васиштха говорит Богу Раме:

«В каждую эпоху Создатель желает и создает несколько мудрецов и меня, - для духовного просветления всех».
Согласно «Вишну-пуране», женой Васиштхи была Урджа, дочь Дакши. Другие источники называют женой Васиштхи — Арундхати, воплощение всех добродетелей.

У Васиштхи был сын Вамадева (святой мудрец, риши).

Васиштха и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, были семейными наставниками царей Солнечной династии.

В соответствии с «Трипурой Рахасьей», Васиштха – один из величайших риши, он служит идеалом брахмана и был «царем самоотречения».

Васиштха был гуру Рамы (седьмой аватары Вишну) — сына знаменитого царя Дашаратхи (представителя Солнечной династии). Васиштха давал молодому Раме пробуждающее знание (джняну) о праведном образе жизни и верности долгу, указал путь к высшей цели жизни человека — мокше. В те времена все правители имели духовных наставников, подобно Васиштхи и не делали без их благословения ни одного серьезного шага, ни в управлении государством, ни в личной жизни. От этого их царства всегда процветали.

Васиштха знаменит как автор нескольких гимнов 7 мандалы «Ригведы» (в анукрамани у 3 из 104 гимнов этой мандалы указаны также и другие авторы), всегда соблюдавший строжайшую приверженность исполнению долга и обрядов, предписанных священными писаниями. В гимнах 7 мандалы «Ригведы» Васиштха описывается как друг богов и прежде всего – Варуны, принимающего его в своем доме, показывающего ему смену дня и ночи, берущего с собой на корабль.

Путь Васиштхи, как одного из семи великих мудрецов – это преданное служение Богу, путь любви и бхакти, и это он считал совершенством жизни.

За время жизни уединение Васиштхи не мешало ему жить семейной жизнью, преподавать медицину сиддхов и раскрывать тайны мантр для исцеления. Одной из таких великих мантр, проявленной Васиштхой, стала Гаятри Мантра, которая является одной из самых сильных мантр распространённых в Индии, ведущих к очищению ума и тела.


Сатья Саи Баба считает риши Васиштху одним из великих преданных Богу:

«Джняна (знание) есть панацея от всех пороков, беспокойства и страданий», – так Веды описывают джняну.
Для достижения знания (джняны), есть много путей, и самый главный из них – путь преданности и любви, бхакти, путь, пройденный Васиштхой, Нарадой, Вьясой, Джаядевой, Гаурангой и другими великими личностями. Как масло необходимо для того, чтобы зажечь светильник, так бхакти, преданность необходима, чтобы зажечь Джняну.

Однажды Васиштха сказал:

«Если дерево предложит тебе свою тень, свои плоды и цветы, неужели ты захочешь в благодарность вырвать его из земли и унести с собой?»
В традиции Санатана Дхармы (индуизма) считается, что одним из источников учения прямой Адвайты, ануттара-тантры, лайя-йоги является древняя традиция риши, сиддхов и натхов, берущая начало от самого Исконного Бытия – Парабрахмана, бога Брахмы, Вишну и Шивы, которые передали это Знание Вайвасвата Ману и семи святым мудрецам-риши: Кашьяпе, Вишвамитре, Гаутаме, Васиштхе, Джамадагни, Атри и Бхарадвадже.

Индийский востоковед Рамакришна Гопал Бхандаркар говорит, что в 8 мандале Ригведы, в 3 и 4 шлоках гимна, риши называет себя Кришной. Бхандаркар говорит, что род этого Кришны, именуемый «Каршаяна готра», — браминский, из группы родов, ведущих своё начало от Васиштхи. Автор допускает, что Кришна, сын Дэваки, ученик Гхоры Ангираса, о котором упоминает Чхандогья-упанишада, происходит из этого рода (L. с. [33], стр. 10, 11).
— Смирнов Борис Леонидович (Очерк развития вишнуизма по текстам «Махабхараты»)

Васиштха выступает одним из главных героев «Йога-Васиштхи».

С именем Васиштхи связана и Махамритьюмджая-мантра, перед её воспеванием рекомендуется выразить почтение Ганеше и самому Васиштхе.

Ряд индийских авторов отождествляет Васиштху с древним мудрецом, упоминаемым в ведах, и выдвигают этот факт в качестве аргумента в пользу того, что индийская астрология возникла во времена мифической древности.

Васиштха считается автором трактата «Васиштха-самхита», посвящённого ведийской астрологии Джйотиш.




ТГ канал Веды

Комментариев нет:

Отправить комментарий