среда, 15 мая 2019 г.

Словарь санскритских терминов

:
АДИШАКТИ

Адишакти – изначальная сила, имеет пять разновидностей, связанных с функциями: творения, сохранения, разрушения, сокрытия (майя-шакти) и Божественной Милости (Ануграха). Последняя есть сила, дающая Мокшу, или конечное Освобождение, сила, посредством которой устраняется даже сама Майя-шакти. Первые три разновидности представляют единую силу Бога (Ишвары), которая организует и контролирует всю Вселенную и проявлением которой являются многочисленные законы природы. Бог, Тот, кто держит под контролем эту силу, организующую и приводящую в движение все, творит посредством Своей Санкальпы, Божественной воли. «Мужчины, предоставив женщине почетное место, должны вести достойную жизнь. Прототип женщины описан как Ади-шакти, – первичный, изначальный источник всей энергии. Она обладает всем арсеналом сил и ее приветствуют как Мать детей бессмертия (Амритасьяпутра)» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 2 человека, люди улыбаются, текст

Словарь санскритских терминов:
АДИТЬИ

Адитьи – сыновья Адити – «Бесконечной» и Кашьяпы. Адитьи – солнечные боги, ведические божества (обычно 12), отождествляемые с двенадцатью месяцами или знаками зодиака. Иногда Адитьями называют всех богов. Приводятся различные списки их имен, но самыми значительными среди Адитий являются Сурья-Вивасват, Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Амшу, Индра и Дакша. По ведическим преданиям первоначально они были числом восемь, позже их насчитывали двенадцать. Также – просветленное состояние сознания. «Место, где изначально пребывает Адитья (Солнце, Савитар), – это Бхарата, изначальное место Рудры – Гаури, изначальное место Васу – Ида. Васу, Рудра и Адитья представляют собой исходную форму Ведавани (слов Вед). Что касается Адитьи, то слово Бхарата («Радующийся свету») является его полным эквивалентом. Слово Бхарата – синоним слова Адитья, поэтому следует уяснить, что это слово относится не только к какой-то одной стране, но ко всему миру. Полагать, что слово Бхарата, обогащающее и украшающее аспект Адитьи, имеет ограниченный смысл, – значит неправильно его понимать. Это святые ведические слова. Невозможно выразить их в полной мере, пользуясь словами не ведического происхождения» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 1 человек, растение

Словарь санскритских терминов:
АДВЕШТА

Адвешта Сарва Бхутанам – «Освобождение для всех живых существ от плохих чувств» – «Не проявляй ненависти (неприязни) ни к какому существу» - изречение Бхагавад Гиты. «Самая глубинная оболочка – анандамайя коша (оболочка блаженства). Чтобы обрести способность испытать это блаженство, вам нужно на практике осуществлять все то, что вы знаете теоретически, и делать то, что вам полагается делать. Также вам необходимо осознать принцип саматвы (равного отношения ко всем) и экатвы (единства), основанного на ощущении божественного во всем (дайватвы). Это приведет вас к состоянию, когда вы не будете ни к кому испытывать неприязни (адвешта сарва бхутанам)» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 1 человек, улыбается, цветок, растение, природа и на улице


Словарь санскритских терминов:
АДВАЙТА

Адвайта (Адвайта Веданта) – «недвойственность»; индийская философская система монизма, Адвайта веданты, согласно которой существует (и реальна) только одна Высшая Реальность – Брахман. Атман и Брахман едины, а все остальное, включая Мир, нереально и представляет собой иллюзию, Майю. Наиболее выдающимся представителем школы Адвайта Веданта был Шри Шанкарачарья. «Для вас не должно быть ни отдыха, ни покоя души, ни удовлетворенности до тех пор, пока вы не достигнете окончательной стадии – Адвайты, то есть полного слияния с Богом и осознания единства с Ним. В настоящее время вы стремитесь получить лишь отдых для тела и немного покоя для души. Но этого недостаточно. Вы должны достичь постоянного покоя Атмы. Когда вы станете едины с ней, вы станете самим покоем (Шанти). Атма – это само воплощение Вечного Мира. Дживатма, индивидуальное, должно стать единым с Параматмой, Вселенским; тогда долгий путь, наконец, будет завершен и придет осознание Вечного Блаженства» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 1 человек, небо и облако

Словарь санскритских терминов:
АГНИ

Агни – Огонь, космическая сила трансформации; активная сила истинного сознания; божественная воля, вдохновленная божественной мудростью; обожествленный огонь во всех его проявлениях. Божество-посредник между Богом, богами и людьми, возносящий жертвы на небо; Он же Павака – «очищающий (от грехов) и освещающий огонь»; Он же – божество Вайшванара – «принадлежащий всем людям», биологический огонь, отвечающий за метаболизм, огонь пищеварения во всех людях. Он же – Грихапати – огонь домашнего очага. Он же – Явиштха – «младший», – огонь, только что полученный от дерева. Он же – Сахахсута – «сын силы» и Саучика – «острие иглы», Хуташана – пожиратель жертвы. Агни – третий из пяти бхутов (элементов, стихий), из которых построен мир. «Семипламенный», – изображается с семью языками, которыми он вылизывает масло, приносимое ему в жертву. «Описывая аспекты Агни (огня), наши Шрути провозглашают: «Брахман Агнихи» – то есть отождествляют Агни с Брахманом. Веды учат нас и тому, что Бхарата («Радующий Бога») – синоним Агни. В пламени огня сгорают жертвенные дары и огнем очищаются, поэтому Агни называют Павака – «Очистительный». Это слово – Павака (Тот, кто очищает) – относится и к Бхарати. Агни, как содержащий в себе очистительные силы, наделен эпитетом Павакавахана – «Имеющий ваханой Паваку». Еще один ведический эпитет Агни – Джатаведака (Ведатель рождения) – связан с одним из аспектов слова «Павакавахана»». «В аспекте Бхараты существуют в скрытом виде аспекты Агни. Вы уже слышали, что Агни – одно из имен Бхараты. Из Солнца рождается Агни, из Агни – Вайю (ветер, воздух), из Вайю – рашни (вода), из рашни – Бхарата. Эта последовательность (Солнце, Огонь, Воздух, Вода, Бхарата) дает нам возможность понять, что жизнь, существующая в нашем теле, состоит из этих пяти аспектов. Мы дышим благодаря Вайю в форме праны. Интеллект и мышление существуют благодаря Солнцу. Это значит, что для всех материальных органов нашего тела есть Божественная основа, и их жизнедеятельность зависит от присутствия Бога. Вот смысл последовательности, воспетой в Ведах. Агни-Бхарата обладает способностью очищать все, с чем соприкасается его пламя. Именно поэтому Бхарата, тождественный Агни, является, согласно Веде, формой Истины. По этой причине и дхарма (закон праведности) осознается как форма Истины, как нам хорошо известно из изречения: «Сатьям насти паро дхармаха – Нет дхармы выше Истины»». «Как проявляется в теле Агни, элемент огня? Саи: Этот элемент стал органами чувств: ухом, кожей, глазом, языком, носом. И как они называются? Саи: Джнянендрия, органы познания» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: огонь и ночь

Словарь санскритских терминов:
АГАМИ

Агами, агамин, Агами карма – «приходящий», «наступающий», «будущий»; карма, ожидающая живое существо в будущем. «Прарабда карма – это то, что мы испытываем и переживаем в настоящее время. Санчита – это карма, связанная со всем нашим прошлым. Агама соответствует карме, ожидающей нас в будущем. Прарабда находится между Санчитой и Агами, и то, что мы переживаем сегодня, основано на всем предшествующем опыте, то есть на Санчита карме. Результат наших сегодняшних действий скажется в будущем» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 1 человек, улыбается, текст

Словарь санскритских терминов:
АВИДЬЯ

Авидья – неведение, духовное невежество, незнание, непонимание, отсутствие истинного видения, заключающееся в отождествлении себя с телом и принятие иллюзорного мира за реальный – первопричина изменчивого и тягостного бытия человека в сансаре.

Авидья клеша – болезнь, страдание от невежества. «Первая беда – это авидья клеша – недуг, вызванный невежеством. Введенный в заблуждение ощущением того, что он есть тело, а Бог пребывает где-то в другом месте и совершенно отличен от него, человек превращает свою жизнь в страдание. Ошибочное представление, что Бог и человек находятся на разных полюсах, создает дистанцию между ним и Богом и вызывает в человеке беспокойство» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: ночь

Словарь санскритских терминов:
А - ВАНГМАНОГОЧАРАМ

А-вангманогочарам – неподвластный слову и мысли, - одно из имен Бога. «Как назвать Верховного Бога, который наполняет Вселенную? Саи: Его можно называть разными именами: Парама пада (Безграничное пространство), Парама артха (Высшая истина), Ашарира (Бестелесный), Парипурна (Самая полная полнота), А-вангманогочарам (Неподвластный слову и мысли). У него много имен» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 1 человек, текст

Словарь санскритских терминов:
АВАДХУТА

Авадхута – «отбросивший (все привязанности)», освобожденная душа, человек, достигший освобождения – от привязанности к миру, а также и к аскетическому идеалу отречения; он ничего не ищет, и ничего не избегает, постоянно пребывая в экзальтированном состоянии духа. Состояние авадхуты приравнивают к пятой ашраме (стадии жизни), то есть выше санньясы, монашеского отречения от мира. Символом подобного состояния сознания является Даттатрея, воплощение Блаженства, Ананды, считается воплощением трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы, поэтому его часто изображают с тремя головами. «Как ванапрастхи и саньяси, авадхута должны освободиться от привязанностей и ненависти. Они не обращают внимания на то, что их окружает, будь то лес или город, их это ничуть не волнует. Они ни с кем не общаются. Им безразлично прошлое, настоящее и будущее. Они идут по колючкам и камням, молчаливые, улыбающиеся сами себе, всегда радостные, всегда бдительные, не ища убежища и удобств, не ища места для сна и принятия пищи, потому что Ананда является их ахарой (пищей). Даже сейчас существуют авадхуты в Гималаях, в безмолвных пещерах, погруженные в свою внутреннюю Атмананду. Не все могут видеть их. Только счастливый случай может помочь вам увидеть авадхуту. Однако существует много людей, которые, претендуя на звание авадхута, называют себя так. Но истинные авадхуты не ищут людей и не появляются на публике. Если им не удается скрыть свой путь и они появляются среди людей, то они просто молча ускользают, чтобы не обратить на себя внимания. Когда ты встретишь авадхуту, который свободно вращается в обществе и вмешивается в людские дела, знай, что это ямадхута, чудовище» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 4 человека

Словарь санскритских терминов:
АБХЬЯСА

Абхьяса – постоянная практика, дисциплина. «Было сказано: «Шрейо хи джнянам абхьясад» (знание обретается на практике). В человеческую жизнь вплетены как добрые обычаи, так и дурные привычки. Если вы желаете лучшей жизни в следующем воплощении, стремитесь к совершенству сейчас, следуя добрым и полезным обычаям» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: текст

Словарь санскритских терминов:
АБХИШЕКА

Абхишекам – обряд, при котором объект почитания окропляется водой, вибхути или какой-либо другой субстанцией.

Абхишеки – церемония орошения статуи божества водой, маслом или молоком, проводимой во всех храмах Шивы в ночь Шиваратри, в конце каждого часа, а в некоторых местах и постоянно. Происхождение церемонии Абхишеки: «Шива только что проглотил, и тем самым уничтожил, смертельный яд Халахала, появившийся из Океана Молока. Он совершил это в ответ на мольбу всех Миров, которым грозило уничтожение. Жар ядовитых испарений оказался невыносимым даже для Него. Поэтому, как говорят, Ганга непрестанно лила свои воды на Его спутанные локоны. Но Шиве это помогло лишь отчасти. Тогда к Его голове приложили холодную Луну, и это принесло Ему некоторое облегчение. Потом на Его спутанные волосы уложили Гангу. Это очень хорошо помогло» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 1 человек

Словарь санскритских терминов:
АБХИМАНЬЮ

Абхиманью – сын Арджуны (третьего из братьев Пандавов) от Субхадры, сестры Кришны, один из героев эпоса Махабхарата. «В наших Пуранах, священных писаниях, говорится и о другом случае приобретения знаний ребенком еще до рождения. Это история Абхиманью, сына Арджуны, подробно изучившего Падмавьюху (бесконечный лабиринт) в чреве матери. Поэтому в древности существовал обычай, предписывающий особую заботу о беременной женщине. Полагалось все делать для того, чтобы она была счастлива. Ей позволялось слушать только священные писания и благочестивые беседы. Беременным женщинам сообщались лишь добрые известия. Поэтому младенец в чреве матери получал положительные эмоции и рождался счастливым. Но сегодня беременная женщина видит и слышит то, что внушает дурные идеи еще не родившемуся ребенку, и стоит ему появиться на свет, он избирает неправильный путь. Таким образом, все будущее ребенка зависит от поведения и образа жизни женщины, которая носит его в своем чреве. Если сегодня мы избрали священный путь и творим добро, то, без сомнения, в будущем и наши дети будут уважаемыми людьми и изберут праведный путь» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: 2 человека, люди стоят

Словарь санскритских терминов:
АБХАЙЯ

Абхайя, абхая - бесстрашие, отсутствие страха. «Все в этом мире вызывает у нас страх, и только отречение (вайрагья) способно даровать бесстрашие (абхайю). Человек, страдающий от сильной привязанности (раги), мгновенно попадает в когти страха; избавьтесь от привязанности, и страх отпустит вас. Если раге позволить бесконтрольно расти, это неизбежно приведет к роге (болезни)» - Сатья Саи Баба.

Абхайямудра или Абхаяхаста – благословляющий жест, – поднятая раскрытая ладонь, обращенная к человеку.

Абхайякара, Абхаякара – дающий бесстрашие
На данном изображении может находиться: 1 человек, текст

Словарь санскритских терминов:
АВАТАР

Аватар – «нисхождение», «Тот, кто нисходит», воплощение (инкарнация) Бога на Земле в какой-либо форме (животного или человека); проявление Божества в человеческой природе. Различают: Пурна-аватар – полное воплощение божества; Амша-аватар (амса-аватар) – воплощение значительной части божественной силы и Авеша-аватар – «аватар для конкретной миссии», частичное воплощение божества, святая личность, в которой божественность аватара проявляется в значительной мере только временно с целью исполнения определённой миссии (например, Парашурама). На теле Аватара всегда находятся определенные знаки Вишну: раковина – шанкха – символ первичного звука АУМ, диск – Калачакра – символ бесконечности времени и праведности, на груди – родимое пятно – шриватса в форме Гаруды, Хридая-Вихары, или птицы сердца, на которой летает Господь Вишну.

«Признается существование двух типов Аватаров: Амсааватар и Пурнааватар. Все люди являются амсааватарами (частичными воплощениями божественного). Эти “неполные инкарнации”, пойманные в сети майи, иллюзии, становятся жертвами эгоизма и собственнических инстинктов и не выходят за рамки обычной мирской жизни. В отличие от них Пурнааватар (Полное воплощение Бога), подчинивший и преодолевший иллюзию, или майю, примером Своей жизни демонстрирует людям Свою полную Божественность. В зависимости от обстоятельств Он ведет себя по-разному, и может сложиться впечатление, будто Он тоже находится во власти майи, но в действительности Он свободен от майи во все времена». «Разница между человеком и Аватаром? Человек имеет 15 признаков, но он не является их властелином. Они существуют сами по себе. Когда начинают появляться признаки контроля, человек подходит ближе к 16 признаку, Всеведущему Параматману. Пять рабочих органов относятся к использованию рук, речи, хождению, еде и выделению. Пять органов чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство). 16-й фактор – Всеведущий Параматман» - Сатья Саи Баба.
На данном изображении может находиться: один или несколько человек

СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ
ВЕНУ
Вену – флейта. «В чем значение флейты? Она символизирует тело человека. У флейты девять отверстий, так же как и у человеческого тела. Тело нужно воспринимать как флейту Бога. Она должна быть совершенно пустой, чтобы дыхание Бога свободно проходило сквозь нее. Сегодня пустоту тела заполняет целый сонм желаний. Если их изъять из тела, оно станет инструментом Бога, с помощью которого оно наполнится сладостной музыкой. Таков процесс подчинения Богу, когда человек становится упоенным божественной музыкой»
- Сатья Саи Баба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий