суббота, 7 марта 2020 г.

Рабийя аль-Адавийя - великая женщина-суфий

Рабийя аль-Адавийя - великая женщина-суфий
сегодня попался небольшой рассказ о жизни этой женщине, решила поделиться им в этой теме
раньше не приходилось что-либо читать о ней, или смотреть
  ЛЮБОВЬ РАБАЙИ
Любовь моя к Тебе о двух основах:
От страсти, и –
                            достойная Тебя.
В любви от страсти Твое имя вновь и снова
                                   шепчу, Тебя единого любя.
В любви второй Ты мне даруешь чудо,
раскрыв завесы, видеть Лик Живой.
Ни за одну хвалы просить не буду –
Любовь и та, и эта мне даны Тобой.
Рабийя
*** стихотворный перевод стихов Рабийи, приводимых здесь и далее - АсСалам (т.е. автор этой статьи )
160661_300.jpg.ae7fd9b72c4ea0272b1f0112db38653c.jpg
слева на фото Рабийя в молитве (кадр из фильма «Рабийя», Турция-Иран, 1993, здесь и фото ниже)

Рабийя аль-Адавийя - великая женщина-суфий, маленькими босыми ногами протоптавшая человечеству Путь Реализации Через Любовь.
       Фарид-ад-дин Аттар называл ее «пламенеющей огнем любви, потерявшей себя в Божественном союзе». Он писал, - отвечая тем из религиозных законоведов, кто считал, что молитва, произнесенная женщиной, имеет меньшую силу, нежели произнесенная мужчиной: «Всевышний не смотрит на внешнюю форму. То, что имеет значение для Него – намерение сердца. Когда все вернутся в Единство, что останется от различий «тебя» и «меня»? Что останется от различий мужчины или женщины?»
       Согласно жизнеописанию Рабийи, составленному Аттаром, судьба ее была нелегкой. Она родилась в 8-м веке, в персидской Басре четвертым ребенком в очень бедной, хотя и достойной, семье (отсюда ее имя, означающее «четвертая»). Когда Рабийя была еще совсем юной, в Басре случилась сильная засуха, и родители ее умерли от голода и болезней. Оставшуюся без родных сироту захватили лихие люди и продали в рабство, где хозяин нагружал ее тяжелой работой изо дня в день. Большую же часть ночи она проводила в молитве.
У одиночества, страданья, мук -
исток в глубинах сердца моего.
В Cлияньи Друг
мой исцелит недуг -
нет у врачей лекарства от него.
      Аттар повествует, что однажды хозяин Рабийи, заметив ночью странный свет в комнате рабыни, увидел ее, со склоненной в молитве головой произносящую: «О мой Господь, Ты знаешь, что желание моего сердца – повиноваться Тебе, какое бы служение Ты мне ни уготовил. Если бы была на то моя воля, я посвящала бы все мое время Тебе, но ты сделал меня рабой одного из Твоих созданий, и все дни мои заняты земными страждами, а для Тебя остается только ночь». Хозяин увидел, что странный свет исходил от головы Рабийи, хотя в комнате не было ни лампы, ни свечи. Увиденное вызвало в нем такой трепет, что на следующее же утро он даровал рабыне свободу.
       Как повествуется далее, Рабийя направилась в пустыню, где поселилась в крохотной келье и проводила свое время в молитве.

О мой Господь! Во тьме мерцают звезды,
И царские врата уж заперты,
Глаза смыкает дремой вечер поздний,
С возлюбленной в уединеньи сонном
Обнявшись нежно, крепко спит влюбленный,
И мы в уединеньи - я и Ты.
161860_300.jpg.2b59e188054eb132a2e7d413bcdc780a.jpg       Когда молва о святой распространилась по всей округе, люди стали совершать туда паломничества. Некоторые женщины оставались рядом с Рабийей насовсем, другие люди просто приходили за советом или наставлением.

О мой Господь! душа моя – Твой дом,
А тело - все в служении людском.
С заботой тело гостя привечает,
Но в сердце лишь Единый гость бывает.
       Судя по всему, Рабийя иногда прерывала свое уединение в пустыне, возвращаясь в город, чтобы преподать урок, иногда выражаемый в парадоксальном поведении.
       Рассказывают, что однажды Рабийю видели ходящей по улицам Басры с горящим фонарем в одной руке и с ведром воды в другой. Когда ее спрашивали, что это значит, она отвечала, что хочет залить водой ад, дабы люди не поклонялись Богу из страха наказания, и спалить огнем рай, чтобы вера их не была вызвана алчностью до райских наслаждений. «Может быть, тогда, - сказала Рабийя, - люди станут искать Бога ради Него самого».  
       По такому же поводу она сказала: «Я никогда не стану служить Богу как поденщик, ожидая оплаты».
       А самые знаменитые слова Рабийи были сложены в стихотворные строчки:

О мой Господь, коль я молюсь из страха ада,
ввергни в ад меня.
О мой Господь, коль я молюсь из жажды рая,
в рай мне вход закрой.
Но коль молюсь для самого Тебя я,
Даруй мне счастье лицезреть Твой Лик Живой.
       Из огромного количества историй о жизни Рабийи, имеющих хождение на Востоке от Персии до Северной Африки, - истинных и вымышленных, - довольно большая доля посвящена духовной дружбе Рабийи с другим суфием, Хасаном из Басры. Хасан был известным ученым и проповедником, послушать которого стекались сотни людей со всей окрестности. Рассказывают, что обычно Рабийя тоже присутствовала на таких проповедях, - отчего иногда ее считали ученицей Хасана, - однако на самом деле эти отношения были совсем другого рода, о чем свидетельствует следующие истории:
       Однажды Рабийя против своего обыкновения не пришла послушать беседы Хасана, и тот не смог вымолвить ни слова. Он вынужден был распустить собрание. Когда толпа, жаждавшая услышать слова мудрости и разочарованная отказом Хасана, стала допытываться о причинах, ученый сказал, что если и бывает мудрость в его беседах, она приходит к нему из сердца Рабийи.
       Утверждают также, что Хасан неоднократно искал руки Рабийи, но она неизменно отказывалась, до самой смерти ведя аскетическую и целомудренную жизнь. В объяснение своего отказа однажды она сказала Хасану: «Договор о браке заключается между отдельными существами, между «тобой» и «мной». В моем случае «меня» давно нет. Я живу только Им, и мое существование – тень Его воли».
       Хасан спросил: «Как же ты сумела достичь такой высокой духовной стоянки?»   
       Рабийя ответила: «Отказавшись от мысли о своих достижениях и отдав всю себя Ему».
       «Но как ты знаешь, когда ты и Он - одно?» - вновь спросил Хасан.
       «Ты знаешь все о том, «как», - сказала Рабийя. – А я знаю, как обходиться без «как».  Ни глаза человеческие, ни язык не дадут тебе доступа к Нему. Подлинная Работа – в сердце. Пытайся достичь пробуждения сердца, ибо когда сердце твое пробудится, оно будет тут же забрано у тебя Богом без остатка. Это и есть та стоянка души, что называется «исчезновением в Нем». 
161339_600.png.76779962539fb11b68b7c143c21265fe.png       Как пишет Идрис Шах в книге «Путь суфиев», однажды Рабийя услышала, как один из шейхов поучает своих учеников: «Всякому, кто стучится непрестанно, будет отворено». Рабийя сказала: «Сколько еще вы будете повторять: "Будет отворено?" Его дверь никогда не бывает закрытой».
       Непривязанность Рабийи к вещам этого мира стала предметом многих историй.
       Говорят, что в жилище святой были лишь кувшин с отколовшимся краем, кирпич, подкладываемый под голову во время сна, и соломенная циновка. Носила Рабийя только простую одежду из грубой шерсти. Среди ее посетителей бывали состоятельные люди, спрашивавшие, не могут ли они чем-то ей помочь, однако Рабийя всегда отвечала: «Я стыжусь просить вещи этого мира даже у Того, Кому принадлежит этот мир. Как я могу просить их у вас, кому он не принадлежит?»
       Однажды Рабийя была больна, и ее пришел проведать посетитель из законоведов. Он очень долго распространялся по поводу грешности и испорченности этого мира, затем о людских пороках, а также о том, как он разочарован в мирских делах, но Рабийя прервала его и сказала: «На самом деле ты еще слишком привязан к этому миру. Человек всегда любит говорить о том, что составляет предмет его помыслов».
       Несмотря на то, что Рабийя никогда ничего не просила для себя у Бога, она никогда не оставалась без средств к существованию. Как говорят, однажды в доме у нее женщины готовили обед для посетителей, и обнаружилось, что не хватает лука. Через некоторое время лук непонятным образом появился, словно свалился с неба, что было превознесено за чудо. Рабийя ответила на это: «Вы что же, думаете, мой Господь – зеленщик?»   

 161141_600.jpg.d9af447e559eb9afa54fdcdd2b9f452d.jpg      Она никогда не поощряла разговоры о совершаемых ею чудесах, замечая, что достоинства следует скрывать так же тщательно, как люди скрывают пороки. Последние Рабийя, однако, не осуждала, говоря: «Моя любовь к Всепрощающему не оставляет во мне места для осуждения ни единой твари, включая даже Сатану».
       Однажды к святой пришел человек, много грешивший, и спросил: «Если я покаюсь, простит ли Господь мне мои грехи?» Она ответила: «Если Бог простит тебя, Он даст тебе силу раскаяния».
       Рабийя перешла в лучший мир в 801 г., когда ей было уже почти девяносто лет. Перед смертью она попросила собравшихся вокруг нее шейхов и последователей покинуть ее дом, «чтобы дать место Ангелам», после чего тихо отошла. Смерть для нее была не чем иным, как долгожданным мостом, который соединяет нас с Другом.
       Когда-то Рабийя сказала: «Если бы восторг Божественной Любви, которую я испытываю, низошел на человечество, ни один человек не мог бы остаться незатронутым этой Любовью».
Поверь, никто не остался незатронутым огнем твоей Любви. Никто, о Рабийя.  
========


Суфийская притча о Рабийи
:clover:   Красота Творца
Рабийя большую часть времени проводила взаперти дома, предаваясь созерцанию.
Однажды один из друзей Рабийи подошёл к её окнам и крикнул:
— Рабийя, выйди наружу, посмотри на красоту творения!
Из-за закрытых ставен донёсся ответ:
— Лучше зайди сюда, внутрь, и посмотри на красоту Творца!
и ещё одна  
 Соперничество, а не духовность
Однажды Хасан натолкнулся на Рабийю, когда та сидела в кругу созерцателей, и сказал:
— Я обладаю способностью ходить по воде. Давайте, пойдём вон к тому водоёму и, сидя на его поверхности, поговорим на духовные темы.
Рабийя сказала:
— Если вы хотите отделиться от этой достойнейшей компании, то почему бы нам не взлететь и не побеседовать, сидя в воздухе?
Хасан сказал:
— Я не могу этого сделать, ибо не обладаю силой, о которой вы упомянули.
Рабийя сказала:
— Вашей силой — не тонуть в воде — обладает рыба. Мою способность — летать по воздуху — имеет муха. Эти способности не являются частью реальной истины и могут стать основанием для самомнения и соперничества, а не духовности.

источник: https://pritchi.ru/id_492

Комментариев нет:

Отправить комментарий