Andrei Ignatiev
Из книги: Silburn L. Hymnes aux Kali, La Roue des Energies Divines. Paris: de Boccard, 1975. P. 167–190. Перевод с французского Андрея Игнатьева. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ КАЛИ 9. Парамаркакали, поглощающая энергия действующего фактора «я». С данной Кали, способной поглотить субъект, или огонь, практика имеет своей отправной точкой умиротворенное «я». Воля оказывается господствующей, в то время как познание и деятельность покоются в ней в недифференцированном состоянии. Снова открывается творящая, но связанная с познающим Субъектом энергия (сришти в праматри). В своей «Тантралоке» Абхинавагупта в таких словах превозносит энергию Парамаркакали, которая поглощает аханкару и, как следствие, побуждает к появлению чистый Субъект: «И оно само, очень высоко стоящее Солнце, близкое к своей полноте, это тринадцатое (должно), поскольку по природе является органом, также без остатка раствориться в творящем субъекте» (164). Если оно «почти полное» (пурнакалпа), то дело в том, что оно поглотило двенадцать инструментов познания и стремится к состоянию чистого субъекта (праматри). Иначе говоря, двенадцать органов поглощены тринадцатым на вершине познания, и этот последний орган исчезает, в свою очередь, в творящем субъекте, принимая единую форму и отождествляясь с ним. Абхинавагупта продолжает: «Сказано, что этот творящий субъект (картри) является двойным, в зависимости от того, ограничен он или нет1 . Ограниченный, он предопределяется телом, разумом и другими причинами» (165). В трактатах он обозначается термином Калагнирудра. Кала это время, так как оно предопределяет и ограничивает, агни, огонь, связанный с временем, отсюда его название наслаждающегося субъекта (бхоктри) и рудра, хозяин, поскольку, свертывая и превращая в жидкость, он составляет и разъединяет становление. (Однако) он не ускользает от принуждения. Стало быть, именно здесь (в нем) действующий фактор «я» полностью растворяется (165–167). Согласно комментарию Джаяратхи, речь идет об ограниченном праматри, едином с телом и его органами, подчиненном времени и ставшем наслаждающимся субъектом. По причине остатка невежества и из желания обладать он свертывает остатки желания наслаждаться. Его, ориентированного на наслаждение, во власти у которого он некоторым образом остается, называют пашу, это связанное существо, которому не хватает полной независимости. Но это не обычный человек, а йогин в 1 Всеобщий и безграничный Субъект (парапраматри) описывается в шлоке 168. 2 самадхи, стремящийся к духовным усладам. Если в момент окончания плавки всех остатков он обретает совершенное сознание «Я», его называют Рудрой, хозяином, потому что он все поглотил в себя. Таким образом, будучи обращен к тому чем наслаждаются, он сохраняет врожденную ограничивающую нечистоту1 или устремление, связанное с первым взглядом2 . «Умиротворенная» аханкара, которая будет окончательно поглощена рассматриваемой нами Кали, называется парамарка, высший луч света (арка), огонь или солнце, или бхаргашикха, при этом Бхарга является одним из имен Шивы, а шикха это язык пламени. Образуя яркий пучок на макушке индивидуального существа, эти лучи «я» теряются как огненные языки в длинном и тонком пламени обладающего сознанием Субъекта. Пандит Харабхатта Прасад следующим образом объясняет термин бхарга: благодаря бха он блистает и проявляется, благодаря ра участвует в наслаждении и благодаря га он возникает и уходит; отсюда бхасанат, ранджанат и гаманат. 1. Постепенная практика, присущая крамамудре, осуществляется таким образом: двенадцать солнечных лучей, или органов познания, которые уже взошли и опустились, поглощаются бхаргашикхой, действующим фактором «я», единым пучком на кончике солнечного пламени, которое образует переход между ними и поглощающим огнем обладающего сознанием Субъекта, их источника. Блеск этого последнего вспыхивает, как только этот пучок, содержащий множество лучей познания, в свою очередь исчезает. Наконец, этот могучий и тем не менее умиротворенный огонь Субъекта, именуемого Калагнирудрой, которого еще ограничивают воля или желание (иччха), поглощается энергией пребывающего в покое сознания, Парамаркакали. 2. Со своей стороны, Абхинавагупта в «Крамастотре» превозносит деятельность без последовательного развития (акрама) рассматриваемой нами Кали (шлока 24). Безграничная, она поглощает в себя внезапно, а значит, одновременно совокупность расплавленных в ней органов. Достигая таким образом высшего Субъекта, она отличается щедростью и благородством, поскольку повсюду распространяет блаженство «Я». Она представляет собой совершенно умиротворенное сияние (прашантадхаман), ибо все остатки «Я» были поглощены этим безграничным пламенем, где не сохранился ни один объект. Следовательно, она заслуживает именоваться «разрушительницей высшего луча», и, если она наслаждается двенадцатью инструментами познания, то это исключительно в ней самой, в ее сокровенной глубине. 1 Анавамала. Зато в нем более не остается следа нечистоты, связанной с иллюзией и кармой. На эту тему см. Paramārthasāra. Р. 34. 2 Пронмишадабхилаша. 3 Будучи экавирой, единственной и терпящей второго, она одновременно тонкая и не-тонкая как вселенская субстанция, содержащая высшее и низшее. Подобно пятой Кали на пороге познания она объединяет в себе средства познания, на этот раз окончательно. Как и первая из Кали, создательница, она является умиротворенным пламенем и огнем и, если она также испускает и поглощает, так как это более не познаваемое, но лучи познания. Кал- обладает здесь значением нада: растворять в себе проявленное и его дифференциацию, чтобы позволить сохраниться только чистому Сознанию «Я». 10. Калагнирудракали, именуемая также Каланарудракали. Энергия, поглощающая ограниченный субъект. Данная практика имеет своей отправной точкой чистый познающий Субъект, еще несколько ограниченный. Благодаря Калагнирудракали он снова признает свою постоянную сущность высшего безграничного Субъекта, именуемого бхайрава (отсюда стхити в праматри). В «Тантралоке» этот процесс описывается таким образом: «Но этот (творящий субъект) сам, по причине своей ограниченной деятельности, (должен) раствориться в высшем Субъекте, именуемом Махакала (Шива или неделимое Время), который заключается в (сознании) совершенно развившихся того и «Я», его превозносят, поскольку он превращает всю вселенную в недифференцированное единство1» (168). Энергия, именуемая Калагнирудракали, которая поглотила ограниченный субъект (калагнирудра), осознает вселенское «Я» (пурнахамвимарша), когда экстериорность умиротворяется в интериорности. «Совершенно развившихся», так как, согласно стиху: «Время в форме Бхайравы извергает мир, начиная от изначальной причины и заканчивая маленьким червячком»2 . Таков высший Субъект, полностью осознающий «Я». Благодаря кругу совершенно проявленных двенадцати органов субъект (калагнирудра) завладел пучком или колчаном стрел, сокровенным огнем субъективности. Когда круг познания проникает в огонь (субъект), он придает ему страшное обличье, отсюда и его имя Калагнирудра. Если солнечный круг помогает Субъекту снова обрести совершенную интериорность, то это потому что ограниченный субъект не может стать вселенским, до тех пор пока органы не обрели божественный статус. С этой целью временная последовательность (калакрама) должна быть преодолена, 1 Или еще: обладающий исключительно недифференцированной природой Всего. 2 Процитировано комментатором на с. 182. 4 поскольку она ограничивает и определяет деятельность органов и инструментов познания. В таком случае циклы, избегающие длительности, показываются иначе, чтобы лучше подчеркнуть их природу обожествленных, поскольку интериоризованных энергий. И вместо сришти, стхити, самхары, тиродханы и ануграхи мы будем иметь соответственно: «удьйогу или удьяму, творческое устремление духовного плана, авабхасу или абхасу, постоянство, оказывающееся лишь наслаждением, когда Вселенная проявляется как совокупность отражений в Сознании; чарвана, или ракти, когда мы наслаждаемся миром в его совокупности; калаграса, когда время поглощается и, наконец, сварупавишранти, или вимаршана, покой в его Сущности, являющийся совершенным и лишенным волнения осознанием1 . Стало быть, совокупность солнц обнаруживается наполненным этим циклом (крама), по ту сторону всякой временной необходимости, будучи свободной игрой внутри вселенского блаженства, в котором мир появляется и исчезает в гармонии с развертыванием божественной деятельности2 . Именно таким образом Калагнирудракали налагает на время печать, применимую к последовательности, и она определенным образом ее прекращает. Как только Шива являет свою милость, средства познания растворяются, и совершенная блистающая энергия изливает всеобщее блаженство, божественное сияние, распространяющееся во все концы, в то время как Субъект вступает во владение своим безграничным и вездесущим Сознанием, так как он ощущает вселенскую объективность в себе и как неотличную от себя. Здесь еще следует указать на влияние чистого познания (прамити), поскольку вселенский Субъект, постигнув свое тождество со всем, способен отвратиться от Вселенной. Согласно «Панчашатике», этот очень возвышенный творец, будучи вселенским, удовлетворяет все желания. Он целиком покрывает поле мистических звуков и превосходит их. Лишенный любого качества и модальности, он, стало быть, подчинен тому, что могло бы нанести ущерб всеобщности обладающего сознанием Субъекта. Связанная с этой Кали практика идет путем наиболее напряженной энергии3 . Калагнирудракали, кроме факта принадлежности к постоянству, обнаруживает некоторые общие черты с Рактакали, красной4 : обе лишены 1 Нистаранга. Трактаты, кажется, не приходят к согласию в отношении этих терминов, соответствующих пяти видам божественной деятельности на уровне опыта йогина. 2 Крамамудра. На эту тему см. в этой книге с. 89. 3 Шактопая. 4 Постоянство вещей для Калагнирудракали, постоянство Субъекта для Рактакали. 5 качеств и наслаждаются Вселенной в ее недифференцированной природе1 . Если красная Кали пьет нектар крови, то Калагнирудракали жаждет пожрать субъект, сдавливая его границы. Как и Мритьюкали, аналогичную позицию с которой она занимает, хоть и на другом плане, она блистает и исполнена блаженства, также находясь в связи с телом, звуком, разрушительным временем или по ту сторону их. Однако осознание, присущее высшему обладающему сознанием Субъекту, именуемому Махакалой, должно, в свою очередь, исчезнуть, потому что этот Субъект остается связанным с наслаждением вселенской объективностью2 , хотя речь идет о наиболее возвышенном из возможных наслаждений, наслаждении Бхайравы, извергающего всё. Таковой будет задача следующей энергии, которая действует на уровне, где поглощается (самхара) высший обладающий сознанием Субъект. 11. Махакалакали, энергия, которая поглощает вселенский Субъект Так, как мы видели, чистый субъект является как огонь, возрастающий в мощи: вначале будучи временным огнем (калагни), он пожирает познание и его инструменты. Став затем огнем могучего Времени (Махакала), который в конце космического цикла поглощает все миры, в образе высшего Субъекта он уничтожает ограничительные конструкции. Наконец, восстанавливая свою всеобщность, этот космический огонь отныне становится яростным пламенем, раздувающим к тому же неистовый ветер, так как без такого ветра огонь никогда бы не смог поглотить всеобщий Субъект. Стало быть, именно вынужденным образом высший Субъект поглощается здесь Махакалакали, куда он не может проникнуть без порыва (удьяма), поднимающего его выше его самого. А значит, Сознание наслаждается вещами в качестве всеобщего «Я», а затем поспешно поглощает их в соответствии с процессом, именуемым поспешным созреванием (хатхапакакрама). Абхинавагупта посвящает два стиха «Тантралоки» этой Кали, которую отличает поглощение, связанное с субъектом (самхара в праматри) и чья деятельность, как и у предыдущих Кали, сводится к погружению дифференцированного в недифференцированное3 . «Именно в этом сознании своего собственного «Я» (которое поглотило ограниченный субъект), Сознание проявляется в состоянии расцвета, говоря себе: «вездесущее, все это, есть я» (169). Но хотя его полнота совершенна, поскольку оно остается увлечено (и пропитано) (высшим) наслаждением 1 С той разницей, что для Рактакали кал- имеет значение джняна, а для Калагнирудракали – значение нада, а значит, по ту сторону викальпы и нирвикальпы, присущих всеобщему осознанию «Я». 2 Сарватмабхава. 3 Отсюда значение нада корня кал-. 6 всеми вещами, остающимися в нем самом в их всеобщей форме, оно растворяется в недифференцированной области (акула)» (170). Отметим еще здесь влияние чистого знания (прамити) или абсолютную уверенность, когда сознание констатирует, что все то, что принимало облик объективно существующей Вселенной, есть не что иное, как «Я» (ахам), поскольку это полностью им поглощено. Как следствие, Джаяратха уточняет: «сознание покоится в осознании «Я», этом восхищении покоем в самом себе»1 . Махакалакали отлична в этом от Мритьюкали, где действующий фактор «я» восклицал: «все это мое», также как и от предшествующей Кали, где вселенское «Я», Махакала, восхищалось: «я есмь все это». Комментатор цитирует по этому поводу знаменитый стих: «Потому что он полностью признал: «вся эта славная мощь принадлежит мне» и поскольку «Я» тождественно всему, он наслаждается суверенным могуществом, даже если продолжают обрушиваться вносящие двойственность мысли»2 . Такова вездесущность этой энергии, способной насладиться ограниченным субъектом. Мир, объединенный ей, отождествляется с высшим Субъектом внутри этого полного сознания «Я», когда поглощение субъекта может иметь место лишь на этой стадии в акуле, недифференцированной области абсолютного «Я», свободного от любой объективности, отсюда стих из утраченной без сомнения «Кали-стотры», процитированный Джаяратхой: «Победа высшей обители Кали, которое в наивысшей степени прославляет обладающий сознанием Свет! Именно в ней, неизменной, недифференцированной, неограниченной, прекращается любое волнение, связанное с различением между добром и злом»3 . Со своей стороны, автор «Крамастотры» сравнивает эту область – область безграничного эфира Сознания (чидакаша) – с огромным полем кремации. Именно здесь высший Субъект, отождествляемый с богом Бхайравой, который проглотил ранее объективность (отсюда его имя ВремяРазрушитель, Махакала) – в свою очередь неудержимо пожираем Махакалакали, которая властвует космической ночью, когда остается только недифференцированное Сознание. Ее называют «неописуемой», так как обозначить её термином «высший Субъект» означало бы некоторым образом отождествить ее с состоянием сознания, в то время как она абсолютна. Ее характеризуют три черты: прежде всего, Махакалакали дает бой высшему обладающему сознанием Субъекту, обреченному на исчезновение, поскольку 1 svātmaviśrānticamatkārarūpāhaṃparāmarśadaśādhiśāyitām iyād iti... IV, p. 185, I.9. 2 sarvo mamāyaṃ vibhava ity evam abhijānataḥ / viśvātmano vikalpanaṃ prasare’pi maheśatā // Iśvarapratyabhijñā. IV. 1.12. Ср. Mahārtha-mañjarī, комментарий на шлоку 60. 3 avyavam akulam ameyaṃ vigalitasadasadvivekakallolam / jayati prakāśavibhasphītaṃ kālyāḥ paraṃ dhāma // Tantrāloka IV. P. 185, 1.4. 7 он еще привязан к наслаждению, очень возвышенному наслаждению Вселенной, воспринятой в её совокупности. На манер яростного пламени Махакалакали поглощает этот Субъект, отсюда использование термина калана, а не кала, чтобы обозначить ее поглощающую деятельность, потому что ее не оскверняет никакая роль. Затем пылая Махакалакали выводит его из-под влияния времени и сплавляет его со Всем, стирая таким образом его последнюю характерную черту – то, что он является субъектом. Наконец, будучи высшим умиротворенным Сознание, она теряет свой пыл, как только устранено время. Именно таким образом бог Бхайрава исчезает, поглощенный Бхайрави – царством чистой единственности. Крамамудра в таком случае достигает своего совершенства: световое Сознание исходит из неопределенной пустоты (нирвикальпа), чтобы достичь разнообразия, но без подчинения последовательности, без оставления Центра и его недифференцированности, когда время целиком отменено даже внутри того, что кажется последовательным. Таков, как мы видели, парадокс крамамудрасаматы. В постоянно равномерном Сознании, которое ничто не превосходит, полная объективность тождественна «Я»1 , отсюда прославление огня (анала) 2 , который символизирует в этих гимнах обладающий сознанием свет, полный деятельности и обязанный своей яркостью сам себе (свапракаша). Блистающее, вездесущее, недифференцированное, неизмеримое, Сознание не содержит более никакого различия между добром и злом, правдой и ложью, реальным и ирреальным. Безмерное и нераздельное счастье, в котором «Я» и Вселенная составляют лишь единое целое, оно пребывает по ту сторону наслаждения Вселенной, покоящейся в Сознании. Очень ограниченный путь, путь Шивы, на своей вершине граничащий с не-путем (анупая). 12. Махабхайравачандограгхоракали. Абсолютное сознание В последней обладающей сознанием энергии ощущение воли сохраняется, в то время как деятельность и знание здесь обретают божественный статус. Корень кал- здесь принимает значение гати, поскольку Махабхайравакали «устанавливает всю дифференцированную объективность в своей собственной недифференцированной сущности», области абсолютного «я», где субъект, объект, познание и его средства тождественны чистому Сознанию. И так как они открываются здесь неописуемым образом как уникальный вкус, речь идет о неописуемом, 1 Иданта = аханта, отсюда пурнаханта. 2 Огонь приходит в спокойное состояние, как только проявилось поглощенное топливо. После того как различие между огнем и лесом отменено, «все» в таком случае только один огонь. 8 связанном с кругом субъекта (анакхьи в праматри). Поскольку эта энергия является Всем, никакой способ приближения, не приводит к ней (анупая). Что говорит «Тантралока» по этому поводу? «Совокупность познающих субъектов, поток средств познания, и познание (само), которые проявляются бесчисленными образами, наконец, поток объектов познания, все это здесь только Сознание (в акуле)» (171). «Необусловленная независимость Сознания «я» – основа такого разнообразия форм – вот Парамешвари, высшая владычица, поскольку эта деятельность выражает только ее развертывание» (172–173). Чтобы прояснить ее независимость, которая заключается в осознании вселенского «Я», Джаяратха цитирует стих: «Осознание этого Бога, превосходящего прочих богов и имеющего сущностью самую возвышенную из степеней просветления, вот эта великая энергия, обладающая всезнанием»1 . Последний стих, который каждый из гимнов посвящает двенадцатой Кали, не открывает ничего нового и не ведет на более высокую степень; понять это означает признать, что двенадцать Кали стоят друг друга; стало быть, акцент делается на отсутствии развития (акрама), поскольку все уже является навеки совершенным. Как и предшествующая, высшая Кали показывает, что Субъект, именуемый Бхайрава, который испытывает какое-либо состояние энергии или ее деятельности (кала), равным образом должен исчезнуть, поскольку абсолют находится по ту сторону любого состояния и любого опыта. Зато вездесущность нашей Кали отчетливо бросается в глаза, поскольку одиннадцать Кали появляются как ее манифестации, о чем также свидетельствуют ее имена, наполненные нарастающим ужасом, которые она внушает: Чандра или Дурга, Яростная, порождает и кладет конец множественности четверного объекта познания, Гхора, Грозная, действует таким же образом по отношению к четверному кругу инструментов познания, Угра, Ужасная, наполняет и поглощает круг чистого познания, также как Махабхайрава делает это в отношении четверного круга обладающего сознанием Субъекта. Последнюю называют Внушающей жуткий страх, потому что она растворяет все в самой себе, не оставляя ни малейшего следа, и ничто не пугает нас больше, чем недифференцированное, поскольку необходимо быть лишенным любого различия, чтобы осмелиться приблизиться к нему. Стало быть, царит лишь единственная Кали, всеобщая Реальность, лежащая в основе всех возможных состояний. Некоторые поразительные образы, используемые в этих гимнах, указывают, каким образом высшее световое Сознание, одновременно бьющее через край и умиротворенное, посредством себя свободно проявляет свою неделимую сущность в форме 1 tasya devātidevasya parabodhasvarūpiṇaḥ / vimarśaḥ paramā śaktiḥ sarvajñajñānaśālinī. P. 187. 9 безграничного разнообразия. Вначале образ зеркала, указывающий на единственный вкус, которым обладают, вопреки их различиям, формы познания и объекты познания, когда они погружаются в недифференцированную область Сознания: таково чистое зеркало, чья поверхность остается неизменной, несмотря на различные отражения на ней, таким образом высшая Кали побуждает взойти к своей сущности диверсифицированную Вселенную. Она создает ее, сохраняет и поглощает последовательно во время почитания двенадцати энергий1 , не переставая быть единой. Второй образ показывает ее способной дать толчок колесу световых лучей, а именно ярко освещенному миру. И это колесо есть колесо богатворца, ведийского плотника Тваштара, «Бога, свершающего добрые деяния, с умелыми руками», обладающего рита2 , и срубающего космическое дерево, чтобы сделать хорошо устроенной многообразную Вселенную. Роль великой Кали заключается в том, чтобы разрубить на куски единую реальность с целью манифестировать множество, но эта роль состоит также в том, чтобы объединить эти куски с целью наладить тройственную последовательность, которая распространяется на три области: низшую, высшую и среднюю. Разрубание означает, что она устанавливает в себе самой очень дифференцированную объективность, а следовательно, она всегда полна и совершенна в своей сущности и, однако, тщедушна и худа (криша) 3 , когда, проявленная, порезанная, она отделяется в виде незначительной и легкой стружки. Другое сравнение, которое неоднократно повторяется в гимнах, это сравнение с потоком, чтобы отметить вселенский динамизм, который увлекает субъект, познание и объект познания. В этом потоке, водой которого она является, двенадцатая Кали выступает опорой разнообразия, когда она извергает семнадцать течений, творцов или долей Луны. Пребывая таким образом в полной манифестации, она погружается в ужас вплоть до Бхайравы Грозного, наслаждающегося состоянием обладающей сознанием энергии. Иначе говоря, высший Субъект погружается в последнюю Энергию, где более нет различия Шива-Шакти. Такова совершенная Богиня Бхайрави, которая привлекает к себе, сдавливая их, чтобы превратить лишь в единое целое, обладающие сознанием субъекты, постигнувшие одиннадцать предшествовавших Кали. 1 Крамарчакали или Калипуджа в школе Крама. 2 То есть совершенное расположение лучей в центре Колеса. Ригведа III.54.12. Тваштар, податель силы, побуждает колесницу быстро ехать, заметим, что это божество, которое оживляет и обеспечивает благополучие, почти всегда призывается с божественными Женщинами. Ригведа X.66.3. 3 Кришодхари. См. с. 106 в этой книге, где дается другая интерпретация. 10 Так как Сознание блистает, «Крамастотра» превозносит «Лунный свет», поскольку, подобная полной Луне, оно озаряет небеса кала1 , шестнадцатую часть лунного диска, «лунного», ибо она заключает в себе чувственно воспринимаемый мир2 . Именно как семнадцатая часть и неделимое единство шестнадцати других Кали, эта Кали распространяет свой вселенский мягкий свет, образуя саму Реальность Четвертого состояния, а именно турьятита, которая, постоянно открываясь, стирает состояния бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений и экстаза самадхи. Отныне имеется лишь одна Кали, содержащая все прочие и забавляющаяся тем, что проявляет их, а затем поглощает, скрывая одних, чтобы использовать других, отсюда ее свободная игра, поскольку эта Владычица одновременно представляет собой совершенное Сознание и всезнающую энергию. Обсуждая точное число Кали, Джаяратха цитирует еще два стиха в честь последней Кали: из «Панчашатики», которая чествует тринадцатую Кали, называемую Сукали, и наслаждается игрой слов: добрая Кали, она засеивает землю; если ее не отличает никакой знак, она тем не менее может по своему усмотрению украшать себя этими знаками или нет. Также, будучи одинокой, ничем не беспокоемой и, стало быть, безгранично спокойной (ниракула), эта Кали представляет собой энергию множества (кулакали) 3 , полную энергию обладающего сознанием света; Все, воспринимаемое в напряженном осознании, преобразуется. Во фрагменте «Крамасадбхавы», который приводит Джаяратха, также воспевается двойственная – грозная и благостная – природа семнадцатой Кали4 : «Это великое, чрезвычайно ужасное Колесо трех последовательностей, имеющее форму времени, источник лучей, присущее божественному плотнику, которому удается положить конец разрушению Вселенной, именно в этом колесе следует предаться при помощи хитроумия великому сексуальному обряду. Очень грозная и ужасная роль колеса, которое есть великая Энергия, заключается в том, что, благосклонная при переходе в Четвертое состояние, эта великая энергия сущности Махабхайравагхорачанды5 поглощает повсюду, разрушительница времени, 1 Калакаша отличается от акашикалы, функции, присущей небесному свету, который может быть Солнцем, Луной и Огнём, в то время как небесный свет калы связан с самой сущностью высшего Субъекта, и именно в ней он поглощается. 2 О сокровенном значении Луны см.: La Bhakti. P.71. 3 На тему Кулакали см. Abhinavagupta. Laghuvṛtti. P.2, а перевод этого стиха см. с. 123 в этой книге. 4 В этом тексте почитаются 16 творцов (кала). 5 Яростная, ужасная и грозная, см. в этой книге с. 187. 11 шестнадцать (функций), знай ее как семнадцатую Энергию, исполняющую все желания»1 . К этой грозной деятельности вселенской поглотительницы добавляется благостная деятельность, когда речь идет о повседневном образе действий. Но именно в особенности через особую практику сексуального союза (ачара) очень высокая Кали являет свою двусмысленную роль по отношению ко времени. На деле эта практика, осуществляемая при помощи тонкого и просветленного разума, чтобы не впасть в западню привязанности к наслаждению, способствует объединению двух крайностей: возбуждения, происходящего во времени, и надвременного покоя. Когда автоматическое движение чередования завершается, последовательность стирается, и Вселенная целиком как Субъект растворяется, чтобы позволить существовать чистому Сознанию. Более нет необходимости жить в кульминации своего существа и в самадхи, все неподвижно при каких бы то ни было обстоятельствах. Таков глубинный смысл цикла энергий, чакры, колеса с бесчисленными лучами, так как наши энергии образуют беспрестанный круг, и это происходит на всех уровнях: они происходят из субъекта, обходят круги познания и деятельности, а затем возвращаются к Субъекту, чтобы погрузиться в Сознание. С двенадцатой Кали Единое, в котором круг Кали имеет свое начало и свой конец, окончательно устанавливается в сердце Реальности. Таким образом было бы ложным утверждать, что мы достигли вершины мистической жизни, кульминации всех видов опыта, так как этот опыт составляет субстрат прочих видов? Как не поддающееся сравнению Сознание – различных областей чувственного и интеллектуального восприятия. В действительности это более не опыт, поскольку не существует субъекта, противоположного объекту. Можно утверждать, что это легкость, прозрачность, спонтанность и гармония, используя образ безграничного небосвода, на котором ничто не покоится2 . Подлинная свобода, ключевое понятие учения Крамы, заключается в том, чтобы уловить свет единства божественной Энергии такой, как проявляется во множестве и в Едином. Кроме того: пусть самопроизвольно текут с приливом, и все существа провозглашают недифференцированную Реальность, пусть вместе с отливом возвращаются к истоку, 1 kramatrayāṇāṃ yaccakraṃ ghoraghorataraṃ mahat / kālarūpaṃ marīcyādyaṃ tvāṣṭraṃ kalpāntakāntagam / ācaret tu mahācāracāturyenaiva tatra ca / yā kalā ghoraghorogrā tasyāḥ sā turyagā śivā // mahābhairavaghorasya caṇḍarūpasya sarvataḥ / grasate yā mahākālī dvyaṣṭakā kālanāśiṇī // Tantrāloka. IV. P. 190, комментарий на шлоку 173. 2 Согласно комментарию Кшемараджи на «Пратьябхиджнясутру» 19, великий йогин в упоении усладой постигает совокупность вещей в небесах Сознания словно легкое осеннее облако. 12 недифференцированному царству, и те же самые существа восходят к «Я», чтобы в нем образовать единое целое. Таким образом предаются приливу и отливу энергии, вечно свободной в сотворении и поглощении, не покидая неописуемое недифференцированное состояние.
ПАРАМАРКАКАЛИ, КАЛАГНИРУДРАКАЛИ, МАХАКАЛАКАЛИ, МАХАБХАЙРАВАЧАНДОГРАГХОРАКАЛИ
О третьей (последней) четверке Кали из числа двенадцати, почитаемых в тантрической школе Крама. Продолжение перевода книги Лилиан Сильбюрн "Гимны Кали".
Текст полностью: http://www.sanskrit.su/nature_of_kali_4.pdf
Из книги: Silburn L. Hymnes aux Kali, La Roue des Energies Divines. Paris: de Boccard, 1975. P. 167–190. Перевод с французского Андрея Игнатьева. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ КАЛИ 9. Парамаркакали, поглощающая энергия действующего фактора «я». С данной Кали, способной поглотить субъект, или огонь, практика имеет своей отправной точкой умиротворенное «я». Воля оказывается господствующей, в то время как познание и деятельность покоются в ней в недифференцированном состоянии. Снова открывается творящая, но связанная с познающим Субъектом энергия (сришти в праматри). В своей «Тантралоке» Абхинавагупта в таких словах превозносит энергию Парамаркакали, которая поглощает аханкару и, как следствие, побуждает к появлению чистый Субъект: «И оно само, очень высоко стоящее Солнце, близкое к своей полноте, это тринадцатое (должно), поскольку по природе является органом, также без остатка раствориться в творящем субъекте» (164). Если оно «почти полное» (пурнакалпа), то дело в том, что оно поглотило двенадцать инструментов познания и стремится к состоянию чистого субъекта (праматри). Иначе говоря, двенадцать органов поглощены тринадцатым на вершине познания, и этот последний орган исчезает, в свою очередь, в творящем субъекте, принимая единую форму и отождествляясь с ним. Абхинавагупта продолжает: «Сказано, что этот творящий субъект (картри) является двойным, в зависимости от того, ограничен он или нет1 . Ограниченный, он предопределяется телом, разумом и другими причинами» (165). В трактатах он обозначается термином Калагнирудра. Кала это время, так как оно предопределяет и ограничивает, агни, огонь, связанный с временем, отсюда его название наслаждающегося субъекта (бхоктри) и рудра, хозяин, поскольку, свертывая и превращая в жидкость, он составляет и разъединяет становление. (Однако) он не ускользает от принуждения. Стало быть, именно здесь (в нем) действующий фактор «я» полностью растворяется (165–167). Согласно комментарию Джаяратхи, речь идет об ограниченном праматри, едином с телом и его органами, подчиненном времени и ставшем наслаждающимся субъектом. По причине остатка невежества и из желания обладать он свертывает остатки желания наслаждаться. Его, ориентированного на наслаждение, во власти у которого он некоторым образом остается, называют пашу, это связанное существо, которому не хватает полной независимости. Но это не обычный человек, а йогин в 1 Всеобщий и безграничный Субъект (парапраматри) описывается в шлоке 168. 2 самадхи, стремящийся к духовным усладам. Если в момент окончания плавки всех остатков он обретает совершенное сознание «Я», его называют Рудрой, хозяином, потому что он все поглотил в себя. Таким образом, будучи обращен к тому чем наслаждаются, он сохраняет врожденную ограничивающую нечистоту1 или устремление, связанное с первым взглядом2 . «Умиротворенная» аханкара, которая будет окончательно поглощена рассматриваемой нами Кали, называется парамарка, высший луч света (арка), огонь или солнце, или бхаргашикха, при этом Бхарга является одним из имен Шивы, а шикха это язык пламени. Образуя яркий пучок на макушке индивидуального существа, эти лучи «я» теряются как огненные языки в длинном и тонком пламени обладающего сознанием Субъекта. Пандит Харабхатта Прасад следующим образом объясняет термин бхарга: благодаря бха он блистает и проявляется, благодаря ра участвует в наслаждении и благодаря га он возникает и уходит; отсюда бхасанат, ранджанат и гаманат. 1. Постепенная практика, присущая крамамудре, осуществляется таким образом: двенадцать солнечных лучей, или органов познания, которые уже взошли и опустились, поглощаются бхаргашикхой, действующим фактором «я», единым пучком на кончике солнечного пламени, которое образует переход между ними и поглощающим огнем обладающего сознанием Субъекта, их источника. Блеск этого последнего вспыхивает, как только этот пучок, содержащий множество лучей познания, в свою очередь исчезает. Наконец, этот могучий и тем не менее умиротворенный огонь Субъекта, именуемого Калагнирудрой, которого еще ограничивают воля или желание (иччха), поглощается энергией пребывающего в покое сознания, Парамаркакали. 2. Со своей стороны, Абхинавагупта в «Крамастотре» превозносит деятельность без последовательного развития (акрама) рассматриваемой нами Кали (шлока 24). Безграничная, она поглощает в себя внезапно, а значит, одновременно совокупность расплавленных в ней органов. Достигая таким образом высшего Субъекта, она отличается щедростью и благородством, поскольку повсюду распространяет блаженство «Я». Она представляет собой совершенно умиротворенное сияние (прашантадхаман), ибо все остатки «Я» были поглощены этим безграничным пламенем, где не сохранился ни один объект. Следовательно, она заслуживает именоваться «разрушительницей высшего луча», и, если она наслаждается двенадцатью инструментами познания, то это исключительно в ней самой, в ее сокровенной глубине. 1 Анавамала. Зато в нем более не остается следа нечистоты, связанной с иллюзией и кармой. На эту тему см. Paramārthasāra. Р. 34. 2 Пронмишадабхилаша. 3 Будучи экавирой, единственной и терпящей второго, она одновременно тонкая и не-тонкая как вселенская субстанция, содержащая высшее и низшее. Подобно пятой Кали на пороге познания она объединяет в себе средства познания, на этот раз окончательно. Как и первая из Кали, создательница, она является умиротворенным пламенем и огнем и, если она также испускает и поглощает, так как это более не познаваемое, но лучи познания. Кал- обладает здесь значением нада: растворять в себе проявленное и его дифференциацию, чтобы позволить сохраниться только чистому Сознанию «Я». 10. Калагнирудракали, именуемая также Каланарудракали. Энергия, поглощающая ограниченный субъект. Данная практика имеет своей отправной точкой чистый познающий Субъект, еще несколько ограниченный. Благодаря Калагнирудракали он снова признает свою постоянную сущность высшего безграничного Субъекта, именуемого бхайрава (отсюда стхити в праматри). В «Тантралоке» этот процесс описывается таким образом: «Но этот (творящий субъект) сам, по причине своей ограниченной деятельности, (должен) раствориться в высшем Субъекте, именуемом Махакала (Шива или неделимое Время), который заключается в (сознании) совершенно развившихся того и «Я», его превозносят, поскольку он превращает всю вселенную в недифференцированное единство1» (168). Энергия, именуемая Калагнирудракали, которая поглотила ограниченный субъект (калагнирудра), осознает вселенское «Я» (пурнахамвимарша), когда экстериорность умиротворяется в интериорности. «Совершенно развившихся», так как, согласно стиху: «Время в форме Бхайравы извергает мир, начиная от изначальной причины и заканчивая маленьким червячком»2 . Таков высший Субъект, полностью осознающий «Я». Благодаря кругу совершенно проявленных двенадцати органов субъект (калагнирудра) завладел пучком или колчаном стрел, сокровенным огнем субъективности. Когда круг познания проникает в огонь (субъект), он придает ему страшное обличье, отсюда и его имя Калагнирудра. Если солнечный круг помогает Субъекту снова обрести совершенную интериорность, то это потому что ограниченный субъект не может стать вселенским, до тех пор пока органы не обрели божественный статус. С этой целью временная последовательность (калакрама) должна быть преодолена, 1 Или еще: обладающий исключительно недифференцированной природой Всего. 2 Процитировано комментатором на с. 182. 4 поскольку она ограничивает и определяет деятельность органов и инструментов познания. В таком случае циклы, избегающие длительности, показываются иначе, чтобы лучше подчеркнуть их природу обожествленных, поскольку интериоризованных энергий. И вместо сришти, стхити, самхары, тиродханы и ануграхи мы будем иметь соответственно: «удьйогу или удьяму, творческое устремление духовного плана, авабхасу или абхасу, постоянство, оказывающееся лишь наслаждением, когда Вселенная проявляется как совокупность отражений в Сознании; чарвана, или ракти, когда мы наслаждаемся миром в его совокупности; калаграса, когда время поглощается и, наконец, сварупавишранти, или вимаршана, покой в его Сущности, являющийся совершенным и лишенным волнения осознанием1 . Стало быть, совокупность солнц обнаруживается наполненным этим циклом (крама), по ту сторону всякой временной необходимости, будучи свободной игрой внутри вселенского блаженства, в котором мир появляется и исчезает в гармонии с развертыванием божественной деятельности2 . Именно таким образом Калагнирудракали налагает на время печать, применимую к последовательности, и она определенным образом ее прекращает. Как только Шива являет свою милость, средства познания растворяются, и совершенная блистающая энергия изливает всеобщее блаженство, божественное сияние, распространяющееся во все концы, в то время как Субъект вступает во владение своим безграничным и вездесущим Сознанием, так как он ощущает вселенскую объективность в себе и как неотличную от себя. Здесь еще следует указать на влияние чистого познания (прамити), поскольку вселенский Субъект, постигнув свое тождество со всем, способен отвратиться от Вселенной. Согласно «Панчашатике», этот очень возвышенный творец, будучи вселенским, удовлетворяет все желания. Он целиком покрывает поле мистических звуков и превосходит их. Лишенный любого качества и модальности, он, стало быть, подчинен тому, что могло бы нанести ущерб всеобщности обладающего сознанием Субъекта. Связанная с этой Кали практика идет путем наиболее напряженной энергии3 . Калагнирудракали, кроме факта принадлежности к постоянству, обнаруживает некоторые общие черты с Рактакали, красной4 : обе лишены 1 Нистаранга. Трактаты, кажется, не приходят к согласию в отношении этих терминов, соответствующих пяти видам божественной деятельности на уровне опыта йогина. 2 Крамамудра. На эту тему см. в этой книге с. 89. 3 Шактопая. 4 Постоянство вещей для Калагнирудракали, постоянство Субъекта для Рактакали. 5 качеств и наслаждаются Вселенной в ее недифференцированной природе1 . Если красная Кали пьет нектар крови, то Калагнирудракали жаждет пожрать субъект, сдавливая его границы. Как и Мритьюкали, аналогичную позицию с которой она занимает, хоть и на другом плане, она блистает и исполнена блаженства, также находясь в связи с телом, звуком, разрушительным временем или по ту сторону их. Однако осознание, присущее высшему обладающему сознанием Субъекту, именуемому Махакалой, должно, в свою очередь, исчезнуть, потому что этот Субъект остается связанным с наслаждением вселенской объективностью2 , хотя речь идет о наиболее возвышенном из возможных наслаждений, наслаждении Бхайравы, извергающего всё. Таковой будет задача следующей энергии, которая действует на уровне, где поглощается (самхара) высший обладающий сознанием Субъект. 11. Махакалакали, энергия, которая поглощает вселенский Субъект Так, как мы видели, чистый субъект является как огонь, возрастающий в мощи: вначале будучи временным огнем (калагни), он пожирает познание и его инструменты. Став затем огнем могучего Времени (Махакала), который в конце космического цикла поглощает все миры, в образе высшего Субъекта он уничтожает ограничительные конструкции. Наконец, восстанавливая свою всеобщность, этот космический огонь отныне становится яростным пламенем, раздувающим к тому же неистовый ветер, так как без такого ветра огонь никогда бы не смог поглотить всеобщий Субъект. Стало быть, именно вынужденным образом высший Субъект поглощается здесь Махакалакали, куда он не может проникнуть без порыва (удьяма), поднимающего его выше его самого. А значит, Сознание наслаждается вещами в качестве всеобщего «Я», а затем поспешно поглощает их в соответствии с процессом, именуемым поспешным созреванием (хатхапакакрама). Абхинавагупта посвящает два стиха «Тантралоки» этой Кали, которую отличает поглощение, связанное с субъектом (самхара в праматри) и чья деятельность, как и у предыдущих Кали, сводится к погружению дифференцированного в недифференцированное3 . «Именно в этом сознании своего собственного «Я» (которое поглотило ограниченный субъект), Сознание проявляется в состоянии расцвета, говоря себе: «вездесущее, все это, есть я» (169). Но хотя его полнота совершенна, поскольку оно остается увлечено (и пропитано) (высшим) наслаждением 1 С той разницей, что для Рактакали кал- имеет значение джняна, а для Калагнирудракали – значение нада, а значит, по ту сторону викальпы и нирвикальпы, присущих всеобщему осознанию «Я». 2 Сарватмабхава. 3 Отсюда значение нада корня кал-. 6 всеми вещами, остающимися в нем самом в их всеобщей форме, оно растворяется в недифференцированной области (акула)» (170). Отметим еще здесь влияние чистого знания (прамити) или абсолютную уверенность, когда сознание констатирует, что все то, что принимало облик объективно существующей Вселенной, есть не что иное, как «Я» (ахам), поскольку это полностью им поглощено. Как следствие, Джаяратха уточняет: «сознание покоится в осознании «Я», этом восхищении покоем в самом себе»1 . Махакалакали отлична в этом от Мритьюкали, где действующий фактор «я» восклицал: «все это мое», также как и от предшествующей Кали, где вселенское «Я», Махакала, восхищалось: «я есмь все это». Комментатор цитирует по этому поводу знаменитый стих: «Потому что он полностью признал: «вся эта славная мощь принадлежит мне» и поскольку «Я» тождественно всему, он наслаждается суверенным могуществом, даже если продолжают обрушиваться вносящие двойственность мысли»2 . Такова вездесущность этой энергии, способной насладиться ограниченным субъектом. Мир, объединенный ей, отождествляется с высшим Субъектом внутри этого полного сознания «Я», когда поглощение субъекта может иметь место лишь на этой стадии в акуле, недифференцированной области абсолютного «Я», свободного от любой объективности, отсюда стих из утраченной без сомнения «Кали-стотры», процитированный Джаяратхой: «Победа высшей обители Кали, которое в наивысшей степени прославляет обладающий сознанием Свет! Именно в ней, неизменной, недифференцированной, неограниченной, прекращается любое волнение, связанное с различением между добром и злом»3 . Со своей стороны, автор «Крамастотры» сравнивает эту область – область безграничного эфира Сознания (чидакаша) – с огромным полем кремации. Именно здесь высший Субъект, отождествляемый с богом Бхайравой, который проглотил ранее объективность (отсюда его имя ВремяРазрушитель, Махакала) – в свою очередь неудержимо пожираем Махакалакали, которая властвует космической ночью, когда остается только недифференцированное Сознание. Ее называют «неописуемой», так как обозначить её термином «высший Субъект» означало бы некоторым образом отождествить ее с состоянием сознания, в то время как она абсолютна. Ее характеризуют три черты: прежде всего, Махакалакали дает бой высшему обладающему сознанием Субъекту, обреченному на исчезновение, поскольку 1 svātmaviśrānticamatkārarūpāhaṃparāmarśadaśādhiśāyitām iyād iti... IV, p. 185, I.9. 2 sarvo mamāyaṃ vibhava ity evam abhijānataḥ / viśvātmano vikalpanaṃ prasare’pi maheśatā // Iśvarapratyabhijñā. IV. 1.12. Ср. Mahārtha-mañjarī, комментарий на шлоку 60. 3 avyavam akulam ameyaṃ vigalitasadasadvivekakallolam / jayati prakāśavibhasphītaṃ kālyāḥ paraṃ dhāma // Tantrāloka IV. P. 185, 1.4. 7 он еще привязан к наслаждению, очень возвышенному наслаждению Вселенной, воспринятой в её совокупности. На манер яростного пламени Махакалакали поглощает этот Субъект, отсюда использование термина калана, а не кала, чтобы обозначить ее поглощающую деятельность, потому что ее не оскверняет никакая роль. Затем пылая Махакалакали выводит его из-под влияния времени и сплавляет его со Всем, стирая таким образом его последнюю характерную черту – то, что он является субъектом. Наконец, будучи высшим умиротворенным Сознание, она теряет свой пыл, как только устранено время. Именно таким образом бог Бхайрава исчезает, поглощенный Бхайрави – царством чистой единственности. Крамамудра в таком случае достигает своего совершенства: световое Сознание исходит из неопределенной пустоты (нирвикальпа), чтобы достичь разнообразия, но без подчинения последовательности, без оставления Центра и его недифференцированности, когда время целиком отменено даже внутри того, что кажется последовательным. Таков, как мы видели, парадокс крамамудрасаматы. В постоянно равномерном Сознании, которое ничто не превосходит, полная объективность тождественна «Я»1 , отсюда прославление огня (анала) 2 , который символизирует в этих гимнах обладающий сознанием свет, полный деятельности и обязанный своей яркостью сам себе (свапракаша). Блистающее, вездесущее, недифференцированное, неизмеримое, Сознание не содержит более никакого различия между добром и злом, правдой и ложью, реальным и ирреальным. Безмерное и нераздельное счастье, в котором «Я» и Вселенная составляют лишь единое целое, оно пребывает по ту сторону наслаждения Вселенной, покоящейся в Сознании. Очень ограниченный путь, путь Шивы, на своей вершине граничащий с не-путем (анупая). 12. Махабхайравачандограгхоракали. Абсолютное сознание В последней обладающей сознанием энергии ощущение воли сохраняется, в то время как деятельность и знание здесь обретают божественный статус. Корень кал- здесь принимает значение гати, поскольку Махабхайравакали «устанавливает всю дифференцированную объективность в своей собственной недифференцированной сущности», области абсолютного «я», где субъект, объект, познание и его средства тождественны чистому Сознанию. И так как они открываются здесь неописуемым образом как уникальный вкус, речь идет о неописуемом, 1 Иданта = аханта, отсюда пурнаханта. 2 Огонь приходит в спокойное состояние, как только проявилось поглощенное топливо. После того как различие между огнем и лесом отменено, «все» в таком случае только один огонь. 8 связанном с кругом субъекта (анакхьи в праматри). Поскольку эта энергия является Всем, никакой способ приближения, не приводит к ней (анупая). Что говорит «Тантралока» по этому поводу? «Совокупность познающих субъектов, поток средств познания, и познание (само), которые проявляются бесчисленными образами, наконец, поток объектов познания, все это здесь только Сознание (в акуле)» (171). «Необусловленная независимость Сознания «я» – основа такого разнообразия форм – вот Парамешвари, высшая владычица, поскольку эта деятельность выражает только ее развертывание» (172–173). Чтобы прояснить ее независимость, которая заключается в осознании вселенского «Я», Джаяратха цитирует стих: «Осознание этого Бога, превосходящего прочих богов и имеющего сущностью самую возвышенную из степеней просветления, вот эта великая энергия, обладающая всезнанием»1 . Последний стих, который каждый из гимнов посвящает двенадцатой Кали, не открывает ничего нового и не ведет на более высокую степень; понять это означает признать, что двенадцать Кали стоят друг друга; стало быть, акцент делается на отсутствии развития (акрама), поскольку все уже является навеки совершенным. Как и предшествующая, высшая Кали показывает, что Субъект, именуемый Бхайрава, который испытывает какое-либо состояние энергии или ее деятельности (кала), равным образом должен исчезнуть, поскольку абсолют находится по ту сторону любого состояния и любого опыта. Зато вездесущность нашей Кали отчетливо бросается в глаза, поскольку одиннадцать Кали появляются как ее манифестации, о чем также свидетельствуют ее имена, наполненные нарастающим ужасом, которые она внушает: Чандра или Дурга, Яростная, порождает и кладет конец множественности четверного объекта познания, Гхора, Грозная, действует таким же образом по отношению к четверному кругу инструментов познания, Угра, Ужасная, наполняет и поглощает круг чистого познания, также как Махабхайрава делает это в отношении четверного круга обладающего сознанием Субъекта. Последнюю называют Внушающей жуткий страх, потому что она растворяет все в самой себе, не оставляя ни малейшего следа, и ничто не пугает нас больше, чем недифференцированное, поскольку необходимо быть лишенным любого различия, чтобы осмелиться приблизиться к нему. Стало быть, царит лишь единственная Кали, всеобщая Реальность, лежащая в основе всех возможных состояний. Некоторые поразительные образы, используемые в этих гимнах, указывают, каким образом высшее световое Сознание, одновременно бьющее через край и умиротворенное, посредством себя свободно проявляет свою неделимую сущность в форме 1 tasya devātidevasya parabodhasvarūpiṇaḥ / vimarśaḥ paramā śaktiḥ sarvajñajñānaśālinī. P. 187. 9 безграничного разнообразия. Вначале образ зеркала, указывающий на единственный вкус, которым обладают, вопреки их различиям, формы познания и объекты познания, когда они погружаются в недифференцированную область Сознания: таково чистое зеркало, чья поверхность остается неизменной, несмотря на различные отражения на ней, таким образом высшая Кали побуждает взойти к своей сущности диверсифицированную Вселенную. Она создает ее, сохраняет и поглощает последовательно во время почитания двенадцати энергий1 , не переставая быть единой. Второй образ показывает ее способной дать толчок колесу световых лучей, а именно ярко освещенному миру. И это колесо есть колесо богатворца, ведийского плотника Тваштара, «Бога, свершающего добрые деяния, с умелыми руками», обладающего рита2 , и срубающего космическое дерево, чтобы сделать хорошо устроенной многообразную Вселенную. Роль великой Кали заключается в том, чтобы разрубить на куски единую реальность с целью манифестировать множество, но эта роль состоит также в том, чтобы объединить эти куски с целью наладить тройственную последовательность, которая распространяется на три области: низшую, высшую и среднюю. Разрубание означает, что она устанавливает в себе самой очень дифференцированную объективность, а следовательно, она всегда полна и совершенна в своей сущности и, однако, тщедушна и худа (криша) 3 , когда, проявленная, порезанная, она отделяется в виде незначительной и легкой стружки. Другое сравнение, которое неоднократно повторяется в гимнах, это сравнение с потоком, чтобы отметить вселенский динамизм, который увлекает субъект, познание и объект познания. В этом потоке, водой которого она является, двенадцатая Кали выступает опорой разнообразия, когда она извергает семнадцать течений, творцов или долей Луны. Пребывая таким образом в полной манифестации, она погружается в ужас вплоть до Бхайравы Грозного, наслаждающегося состоянием обладающей сознанием энергии. Иначе говоря, высший Субъект погружается в последнюю Энергию, где более нет различия Шива-Шакти. Такова совершенная Богиня Бхайрави, которая привлекает к себе, сдавливая их, чтобы превратить лишь в единое целое, обладающие сознанием субъекты, постигнувшие одиннадцать предшествовавших Кали. 1 Крамарчакали или Калипуджа в школе Крама. 2 То есть совершенное расположение лучей в центре Колеса. Ригведа III.54.12. Тваштар, податель силы, побуждает колесницу быстро ехать, заметим, что это божество, которое оживляет и обеспечивает благополучие, почти всегда призывается с божественными Женщинами. Ригведа X.66.3. 3 Кришодхари. См. с. 106 в этой книге, где дается другая интерпретация. 10 Так как Сознание блистает, «Крамастотра» превозносит «Лунный свет», поскольку, подобная полной Луне, оно озаряет небеса кала1 , шестнадцатую часть лунного диска, «лунного», ибо она заключает в себе чувственно воспринимаемый мир2 . Именно как семнадцатая часть и неделимое единство шестнадцати других Кали, эта Кали распространяет свой вселенский мягкий свет, образуя саму Реальность Четвертого состояния, а именно турьятита, которая, постоянно открываясь, стирает состояния бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений и экстаза самадхи. Отныне имеется лишь одна Кали, содержащая все прочие и забавляющаяся тем, что проявляет их, а затем поглощает, скрывая одних, чтобы использовать других, отсюда ее свободная игра, поскольку эта Владычица одновременно представляет собой совершенное Сознание и всезнающую энергию. Обсуждая точное число Кали, Джаяратха цитирует еще два стиха в честь последней Кали: из «Панчашатики», которая чествует тринадцатую Кали, называемую Сукали, и наслаждается игрой слов: добрая Кали, она засеивает землю; если ее не отличает никакой знак, она тем не менее может по своему усмотрению украшать себя этими знаками или нет. Также, будучи одинокой, ничем не беспокоемой и, стало быть, безгранично спокойной (ниракула), эта Кали представляет собой энергию множества (кулакали) 3 , полную энергию обладающего сознанием света; Все, воспринимаемое в напряженном осознании, преобразуется. Во фрагменте «Крамасадбхавы», который приводит Джаяратха, также воспевается двойственная – грозная и благостная – природа семнадцатой Кали4 : «Это великое, чрезвычайно ужасное Колесо трех последовательностей, имеющее форму времени, источник лучей, присущее божественному плотнику, которому удается положить конец разрушению Вселенной, именно в этом колесе следует предаться при помощи хитроумия великому сексуальному обряду. Очень грозная и ужасная роль колеса, которое есть великая Энергия, заключается в том, что, благосклонная при переходе в Четвертое состояние, эта великая энергия сущности Махабхайравагхорачанды5 поглощает повсюду, разрушительница времени, 1 Калакаша отличается от акашикалы, функции, присущей небесному свету, который может быть Солнцем, Луной и Огнём, в то время как небесный свет калы связан с самой сущностью высшего Субъекта, и именно в ней он поглощается. 2 О сокровенном значении Луны см.: La Bhakti. P.71. 3 На тему Кулакали см. Abhinavagupta. Laghuvṛtti. P.2, а перевод этого стиха см. с. 123 в этой книге. 4 В этом тексте почитаются 16 творцов (кала). 5 Яростная, ужасная и грозная, см. в этой книге с. 187. 11 шестнадцать (функций), знай ее как семнадцатую Энергию, исполняющую все желания»1 . К этой грозной деятельности вселенской поглотительницы добавляется благостная деятельность, когда речь идет о повседневном образе действий. Но именно в особенности через особую практику сексуального союза (ачара) очень высокая Кали являет свою двусмысленную роль по отношению ко времени. На деле эта практика, осуществляемая при помощи тонкого и просветленного разума, чтобы не впасть в западню привязанности к наслаждению, способствует объединению двух крайностей: возбуждения, происходящего во времени, и надвременного покоя. Когда автоматическое движение чередования завершается, последовательность стирается, и Вселенная целиком как Субъект растворяется, чтобы позволить существовать чистому Сознанию. Более нет необходимости жить в кульминации своего существа и в самадхи, все неподвижно при каких бы то ни было обстоятельствах. Таков глубинный смысл цикла энергий, чакры, колеса с бесчисленными лучами, так как наши энергии образуют беспрестанный круг, и это происходит на всех уровнях: они происходят из субъекта, обходят круги познания и деятельности, а затем возвращаются к Субъекту, чтобы погрузиться в Сознание. С двенадцатой Кали Единое, в котором круг Кали имеет свое начало и свой конец, окончательно устанавливается в сердце Реальности. Таким образом было бы ложным утверждать, что мы достигли вершины мистической жизни, кульминации всех видов опыта, так как этот опыт составляет субстрат прочих видов? Как не поддающееся сравнению Сознание – различных областей чувственного и интеллектуального восприятия. В действительности это более не опыт, поскольку не существует субъекта, противоположного объекту. Можно утверждать, что это легкость, прозрачность, спонтанность и гармония, используя образ безграничного небосвода, на котором ничто не покоится2 . Подлинная свобода, ключевое понятие учения Крамы, заключается в том, чтобы уловить свет единства божественной Энергии такой, как проявляется во множестве и в Едином. Кроме того: пусть самопроизвольно текут с приливом, и все существа провозглашают недифференцированную Реальность, пусть вместе с отливом возвращаются к истоку, 1 kramatrayāṇāṃ yaccakraṃ ghoraghorataraṃ mahat / kālarūpaṃ marīcyādyaṃ tvāṣṭraṃ kalpāntakāntagam / ācaret tu mahācāracāturyenaiva tatra ca / yā kalā ghoraghorogrā tasyāḥ sā turyagā śivā // mahābhairavaghorasya caṇḍarūpasya sarvataḥ / grasate yā mahākālī dvyaṣṭakā kālanāśiṇī // Tantrāloka. IV. P. 190, комментарий на шлоку 173. 2 Согласно комментарию Кшемараджи на «Пратьябхиджнясутру» 19, великий йогин в упоении усладой постигает совокупность вещей в небесах Сознания словно легкое осеннее облако. 12 недифференцированному царству, и те же самые существа восходят к «Я», чтобы в нем образовать единое целое. Таким образом предаются приливу и отливу энергии, вечно свободной в сотворении и поглощении, не покидая неописуемое недифференцированное состояние.
Комментариев нет:
Отправить комментарий