http://hindumythologyforgennext.blogspot.com/2013/09/an-archer-par-excellence-ekalavya-part.html
Превосходнейший лучник - Экалавья - часть 1 из 2
Хираньядханус, взглянул на своего сына и предупредил его: «Экалавья! Мы больше не в глубине леса! На самом деле мы очень близки к врагу. Будь осторожен и держись рядом» Экалавья с любопытством взглянул на отца: «Где мы, отец?» Хираньядханус с любовью взъерошил волосы высокого мальчика. Высокого несмотря на очень юный возраст. Хираньядханус взял своего сына на охоту. Хираньядханус знал, что его сын очень хорош в искусстве обращения с луком и стрелами. Хираньядханус хотел подарить сыну каждую возможность, чтобы отточить этот навык. «Мы поблизости от царства Хастинапур. Они...» Экалавья был удивлён: «Хастинапур! Они — враги Магадхи, отец! Они сражались против царя Джарасандхи! Что мы здесь делаем?» Хираньядханус ничего не сказал, но плотнее сжал ладонь сына и улыбнулся. Экалавья знал, что отец больше ему ничего не скажет и затих… (Джарасандха был чрезвычайно могущественным царём и хотел завоевать все окрестные царства. Только могущественные царства вроде Хатинапура и Двараки могли противостоять ему)
Экалавья смотрел, как его отец уходит вглубь леса с несколькими друзьями. Экалавья со скукой озирался вокруг. И вдруг он услышал… Едва уловимые звуки клинков мечей… и даже звук тетивы лука. Экалавья был взволнован, услышав это. Ритмичный звук говорил об отличных навыках лучника... Любопытство Экалавьи сработало против него. Нарушив обещание, данное отцу, он пошёл в направлении звука. Дойдя до границы леса, Экалавья увидел источник звука. Перед ним было много, очень много мальчиков. Все они практиковались с различным оружием. Глядя на них, Экалавья неожиданно понял, что они были из царства Хастинапур. Спрятавшись за деревом, Экалавья стал наблюдать. Внимание Экалавьи было незамедлительно привлечено к смуглому мальчику, уединённо стоявшему с луком в руках. Он понял, что звук привлекший его внимание в лесу, принадлежал луку этого мальчика. Чем больше Экалавья смотрел, тем больше он был впечатлён. Мальчик был хорош, действительно хорош. Экалавья смотрел заворожённый искусством мальчика.
По мере того как мальчик практиковался, Экалавья увидел рядом с ним человека. Этот человек наблюдал за всеми мальчиками. Но особенно за этим мальчиком с луком и стрелами. Неожиданно в уме Экалавьи всё прояснилось… Хастинапур! Куру, Кауравы, Пандавы и их учитель Дроначарья… Принцы Куру обучаются военному мастерству у своего учителя! Экалавья с почтением смотрел на Дроначарью. Имя Дроначарьи уже звучало по всей стране. Этот человек хорошо владел любым оружием и был блестящим учителем. Цари и принцы стремились обучаться военному мастерству у него. Экалавья наблюдал, как именно преподаёт Дроначарья и был взволнован. Навыки этого человека… он должен был дать им понять… Всем им… Без этих навыков его мастерство будет неполным… Даже не осознавая этого, Экалавья невольно вышел вперёд… Экалавья глотнул воздух, неожиданно обнаружив себя перед суровым лицом учителя.
«Кто ты? Что тебе нужно?» - спросил Дроначарья, увидев как высокий мальчик стоит и с почтением смотрит на него. Он увидел, что объект внимания мальчика изменился. Теперь он смотрел на Арджуну, Пандаву. Арджуна взял стрелу, метя её в цель. «Я тоже хочу!» - прошептал мальчик, глядя на Арджуну. «Что?» - сурово спросил Дроначарья. Он не терпел никаких поползновений в сторону Арджуны. Экалавья прочистил горло, всё ещё глядя на Арджуну. Ни о чём не заботясь, Экалавья выпалил: «Господин! Мой отец — Хираньядханус, царь Нишады! Я — Экалавья! Я хочу научиться искусству лучника у тебя!» На тот момент Экалавья не осознавал, что он на вражеской территории и говорить о том, что он является наследником врага, было не слишком правильно. Всё чего он хотел было научиться так же стрелять, как и этот мальчик.
Дроначарья моргнул… Нишада! Глядя на отметины на пальцах мальчика, Дроначарья понимал, что у мальчика есть потенциал быстро и хорошо учиться… Возможно, даже лучше чем Арджуна! Дрона неожиданно поддался панике. Что если он обучит мальчика и тот станет лучше, чем Арджуна… Нишадец! Дроначарья сурово покачал головой: «Я не могу обучать тебя! Я — учитель царственных принцев Хастинапура! Я не могу обучать Нишадца! УХОДИ НЕМЕДЛЕННО!» - быстро сказал Дрона. Экалавья с непониманием смотрел на Дрону. Он уже ничего не слышал после отказа обучать его! Он взглянул на Дрону с мольбой в глазах: «Господин!» Экалавья открыл рот но только один взгляд на Дрону дал ему понять, что Дрона несмотря ни на что не изменит своего решения. Он снова посмотрел на Арджуну, а затем снова на Дрону. Склонившись перед Дроной, Экалавья посмотрел ему прямо в глаза. На секунду Дрона задрожал и не из-за холода или страха перед мальчиком… Это было некое ощущение, которое он не мог осознать...
Кауравы и Пандавы были в лагере и забылись ночным сном. Вдруг они все проснулись из-за беспокойного лая собаки. Сонные они проснулись и уставились в ночь. Было очень темно и хотелось спать. Вскоре они разглядели причину беспокойства. Прежде чем они смогли что-либо понять, они услышали тугой звон тетивы лука. И ещё… и ещё… Прежде чем они полностью проснулись, они осознали, что собака умолкла. Удивлённые, они уставились на собаку и были ошеломлены. Собака была жива и полностью в безопасности, однако теперь её пасть была широко раскрыта… внутри пасти было семь стрел. Стрелы не давали собаке закрыть пасть. Поражённые принцы переглядывались друг с другом. Все обратили взгляды на Арджуну. Арджуна же был совершенно не вооружён и смотрел на происходившее с полным потрясением. Сам будучи блестящим лучником, он понимал, что это может быть сделано только превосходным стрелком из лука. С бьющимся сердцем он попытался догнать того, кто это сделал. Все другие принцы последовали за ним.
Там они увидели растрёпанного мальчика, пускавшего стрелы в темноте ночи с поразительной точностью. То, как он пускал стрелы заставило других думать, что он сумасшедший. Но Арджуна знал лучше. Он увидел особое выражение в глазах мальчика. К тому же он должен был знать… Арджуна выступил вперёд: «Кто ты?» Мальчик едва повернулся к Арджуне: «Экалавья! Принц Нишады» Все другие принцы ощетинились, услышав это, но Арджуна не обратил ни малейшего внимания. Глядя на расслабленную позу мальчика, он смотрел на то, как тот пускает стрелы. Арджуна знал, что стрелы попадают в цель. «Кто научил тебя лучному искусству? Кто твой учитель?» - прошептал Арджуна. Экалавья перестал пускать стрелы и посмотрел на Арджуну: «Мой учитель — Дроначарья! Он обучил меня, всему, что я знаю!»
Превосходнейший лучник — Экалавья - часть 2 из 2
Впервые в жизни Арджуна ощутил странное ощущение, скрутившее его живот. Вскоре он осознал, что завидует. Я завидую… с недоверием подумал он. Я завидую Нишадцу… На пути в лагерь его мысли были полностью заняты Экалавьей и его словами… Он не мог стереть Экалавью из своего сознания, даже и во сне. Утром он всё ещё был сбит с толку и ошеломлён. Наконец он поднялся и отправился на поиски Гуру. Дроначарья с первого раза понял, что что-то не так с его лучшим учеником. К этому моменту он уже много лет учил Арджуну и редко видел его в плохом настроении. Но даже и сегодня не казалось, что Арджуна в плохом настроении. Его состояние просто было другим. Впервые Дроначарья увидел Арджуну настолько неуверенным. Арджуна с болью смотрел на Дроначарью: «Ты говорил мне, что обучишь меня всем тонкостям искусства лучника, если я буду сконцентрирован на обучении. Я думал, я преуспел!» - сказал Арджуна апатично.
Дроначарья слушал слова Арджуны, сбитый с толку: «Я обучил тебя всему, что знаю сам. Ты — лучший в классе в искусстве стрельбы из лука… Никто с тобой не сравнится...» «ЭТО НЕ ПРАВДА!» - вскричал Арджуна, не в силах контролировать себя. Дроначарью удивил неожиданный всплеск. Он видел боль в глазах Арджуны. Он недоумевал, что же заставило Арджуну так переживать. «Прошлой ночью я встретил твоего ученика!» - сказал Арджуна после продолжительного молчания. «Которого?» «Экалавью, принца Нишады!» - произнёс Арджуна, стиснув зубы. Изумлённый Дроначарья несколько минут недоумевал, кто же такой Экалавья. Именно тогда ему на ум пришёл образ высокого мальчика, который приходил к нему несколько лет назад и умолял взять в ученики… мальчика, которому он отказал. Дроначарья задавался вопросом, почему Арджуна назвал Экалавью его учеником и что тот такого сделал, что теперь Арджуна в таком состоянии...
Экалавья пускал стрелы с отточенной ловкостью. Он вслушивался в ритмичную мелодию тетивы лука, которая для него была самой наисладчайшей. Ему не нужно было смотреть на цель, чтобы правильно попасть. Он просто знал, что ему нужно попасть правильно… Упражняясь, он неожиданно услышал приближающиеся шаги. Сначала он проигнорировал их. Но потом он понял, что шаги принадлежат тому, кто непривычен к лесу. Любопытно. Экалавья стал всматриваться через кусты...
Дроначарья увидел растрёпанного мальчика перед собой и был поражён. Несмотря на то, что внешне Экалавья выглядел обычно, Дроначарья почти ахнул, увидев необычайную целеустремлённость в его глазах. Он быстро посмотрел на цели, размещённые в невозможных местах и знал, что все они поражены. То что действительно поразило Дрону, это глиняная статуя неподалёку от мальчика. Эта статуя была сделана из глины и имела внешнее сходство с Дроначарьей. «Гуру!» - Экалавья выбежал вперёд и упал к ногам Дроначарьи, шокируя его. «Наконец! Ты пришёл. Я знал, что ты придёшь!» - сказал Экалавья, глядя на Дрону со слезами на глазах. «Почему ты называешь меня своим Гуру?» - хотел грубо спросить Дрона. Но несмотря ни на что слова получились мягкими. «Ты научил меня всему, что я знаю!» - сказал Экалавья так, будто это самая очевидная вещь на свете. «Я практиковался перед твоей глиняной статуей и мог выполнить всё!» - сказал Экалавья с сияющим взглядом. Он посмотрел на Нишадца, глаза которого пылали искренним рвением ученика. Дрона ощутил тяжесть на сердце, понимая то, что собирается сделать. Он сделает это несмотря на то, что это низведёт его в ад. Он сделает это ради Арджуны и Хастинапура. «Так ты считаешь меня своим учителем, гуру!» - резко спросил Дрона. Экалавья с гордостью кивнул.
«Тогда я требую гуру дакшину!» - сурово сказал Дрона. (В те времена после завершения обучения, если учитель просил учеников сделать что бы то ни было, они делали это. Это называлось Гуру Дакшина) Экалавья горячо кивнул: «Должно быть, сегодня я благословлён! Сегодня я отплачу долги своему учителю! Для меня это самое важное» - смотрел он на Дрону в ожидании конкретизации. Дрона смотрел на Экалавью с луком в правой руке. Лук смотрелся продолжением его руки. Дрона сурово смотрел на Экалавью: «Я хочу большой палец твоей правой руки!» Дрона смотрел на Экалавью, ожидая его отказа. Он по меньшей мере ожидал, что тот посмотрит на него с презрением или болью.
Тем чего он не ожидал и тем, что случилось на самом деле было то, что Экалавья вынул нож из-за своего пояса и прежде чем Дрона успел открыть рот, Экалавья отсёк правый большой палец. Короткий миг Дрона сомневался, понимает ли Экалавья содеянное. Для лучника большой палец — самый важный. Без него пускать стрелы почти невозможно. Экалавья, кто был превосходнейшим лучником и кто практиковал это как ежедневную медитацию сделал это так просто, словно это было нечто незначительное. Дрона онемел, когда Экалавья с почтением передал ему правый палец. Именно в тот момент он осознал, что ответственен за устранение выдающегося лучника, но его «ученик» никогда не осудит его за это. Дрона также знал, что хотя Экалавья никогда больше не сможет настолько превосходно владеть луком и стрелами как несколько секунд назад, отсутствие большого пальца никогда не остановит Экалавью. Экалавья продолжит практику… Дрона знал это. Дрона склонил голову, не в силах что-либо сказать или встретиться взглядом с Экалавьей. Это был долгий путь назад для учителя, чей "ученик" даже не произнес ни единого слова. Дрона знал, что никогда не простит себя за то, что сделал. Он должен был жить с этим всю эту жизнь и дальше...
(Экалавья так и не восстановил ту скорость, с которой он однажды пускал стрелы. Но он не прервал практику. Он присоединился к регулярной армии царя Джарасандхи и даже и без большого пальца правой руки он был впечатляющим воином. Экалавья встретил свою смерть от рук Господа Кришны во время одной из атак, которую царь Джарасандха повёл на Двараку...
Перевод Ирины Смирновой
Комментариев нет:
Отправить комментарий