Значение и символизм http://www.omsrisairam.ru/index/znachenie_i_simvolizm/0-93
Ведические мантры нельзя понимать буквально. На самом деле, у каждой мантры есть буквальный, символический и глубинный духовный смысл. Если мы будем размышлять над значением мантр, переживая радость и смирение, то мантра сама раскроет нам свой глубинный смысл. Тогда нам будут доступны все уровни смыслов, которые располагаются подобно слоям луковицы. Существуют следующие значения ведических мантр:
• значение слога
• значение слога (в контексте слова)
• значение слова (в контексте предложения)
• значение предложения (в контексте стихотворного отрывка)
• значение стихотворного отрывка (в контексте гимна)
«В Ведах заключён глубокий смысл. В ведических наставлениях бесконечное количество значений. Не все люди способны понять внутренний смысл этих наставлений».
Баба
«Веды нужно не только петь: после того, как вы узнали их смысл, необходимо применять в жизни их поучения. Пение Вед может принести вам некоторую радость, но пение Вед со знанием их внутреннего смысла сделает вашу жизнь плодотворной. К сожалению, сегодня редко можно встретить людей, которые знают истинный смысл Вед».
Баба
«Человеку следует знать значение каждой буквы. Сегодня люди читают книги, не зная настоящего смысла слов. В древние времена люди знали значение каждой буквы. Истинным поэтом является тот, кто знает значение каждой буквы, каждого слова и предложения.
Сегодня люди хотят понять смысл всего предложения, не зная смысла букв и слов. Современные учителя знают только буквальное значение предложения. Они не могут передать их нравственный, этический и духовный смысл. Учителя ответственны за распространение нравственных, этических и духовных принципов. В постижении этих принципов заключается истинное образование. Мы должны знать значение каждой буквы, каждого слова и каждого предложения и вести себя соответственно».
Баба
Вот краткий список слов и имен, которые часто встречаются в ведических мантрах. Символические значения слов взяты из бесед Сатья Саи Бабы и работ доктора Р. Л. Кашьяпы из Института ведической культуры Шри Ауробиндо Капали в Бангалоре (http://www.vedah.org).
| Слово | Буквальное значение | Глубинный смысл |
| ахути | жертвоприношение | подношение |
| агни | огонь | Господь тепла и света всего космоса; Господь силы воли и мудрости. |
| притхиви | земля | Царство космической материи; царство физического тела человека. |
| ваю | воздух или ветер | Господь всех жизненных энергий (пран). |
| аапа | вода | Божественные энергии, которые текут сверху и всё очищают; любовь. |
| акаша | пространство | Бесконечность; то, что пронизывает всё. |
| чандра-ма | Луна | Приятный, очаровательный; ум. |
| кету | одна из планет Зодиака | Восприятие, дарующее истинное знание; знание, рождённое глубинным пониманием. Если нет такого знания, то это акету. |
| вайкунтха | обитель Вишну | Место или стадия, где нет «кунтитхи» - тупоумия и глупости; где нет уродства, страданий, печали и страха; неизменное место, где имя Господа воспевается во всём величии и великолепии. |
| адри | гора | Силы невежества. |
| нади | река | Текущий поток энергии. |
| гуха | река | Символ потаённого места или информации; спрятанный. |
| Индра | Господь всех существ, всех индрий (органов действия и восприятия). | Господь божественного ума; интеллект, наделённый способностью различения. |
| Сурья | Солнце | Тот, кто освящает; Высший свет; Господь Света и Истины. |
| Сома | Луна, трава, способствующая развитию трансцендентального вдохновения. | Господь наслаждения и бессмертия (наслаждение действиями человека); ананда – это наслаждение во всей своей полноте. |
| Ашвины | Боги-близнецы красоты и скорости. | Божественные целители, исцеляющие нас от смертной иллюзии; Господь блаженства; божество запаха. |
| Марутс | Боги бури | Свирепые и яркие проявления ума. |
| Пушан | Солнце | Тот, кто питает. |
| Сарасвати | Богиня речи | Богиня вдохновения. |
| Уша | рассвет | Духовный расцвет. Богиня пробуждающегося духовного сознания. |
| Ила или Ида | Дочь Ману; тонкий канал левой части тела | Богиня Откровения. |
| Сарама | Богиня интуиции. | |
| Адити | Богиня бесконечности. |
http://www.omsrisairam.ru/index/znachenie_i_simvolizm/0-93
Значение и символизм
| Варуна | Бог океана и дождей | Господь океана Истины; широта океана; тот, кто устраняет ограниченные представления и рожденные ими действия. |
| Джатаведа | Агни | Тот, кто знает всё обо всём. |
| Брихаспатир | Божественный Учитель | Сила Души |
| Твашта | Божественный изобретатель и создатель оружия | Ловкость |
| Дхата | Брахма | Щедрость, благородство |
| Митра | Господь любви и гармонии | |
| Бхага | Тот, кто дарит наслаждение. | |
| го | корова | Луч знания; ведическое знание; земля; область сердца; символ бескорыстия (корова ест сухую траву и дает молоко, которое поддерживает нашу жизнь). |
| ашва | лошадь | Жизненная сила или витальная энергия (мы часто говорим о лошади, когда хотим измерить силу). |
| аджа | коза | Нерождённый |
| дадхи | простокваша | Жажда знаний |
| гхрита | гхи или очищенное масло | Чистота ума или свет |
| мадху | мёд | Вселенское наслаждение |
| грих | дом | Тонкое тело |
| уру | бедро | Широкий, обширный |
| кави | поэт | Провидец |
| праджа | потомство | Умножение знаний, которые передаются от одного поколения другому. |
| ратха | колесница | Движение; физическое и тонкое тело. |
| лошадь | Переменчивый и непостоянный ум (лошадь не может стоять на одном месте). Это значение используется там, где в Ведах говорится о жертвоприношении коня (ашвамедха ягья). |
| коза | Негативные тенденции, которые не характерны для человека. |
| буйвол | Гордыня |
| овца | Упрямство |
| кот | Мелкое воровство |
| обезьяна | Переменчивый обезьяний ум |
| собака | Гнев |
| змея | Неблагодарность |
«Молоко, простокваша, гхи, сок сомы и вапа – это то, что должно быть предложено в качестве подношения во время проведения ягьи.
Санскритское слово «го» означает не только корову. В Ведах оно также имеет особый смысл: под этим словом подразумевается земля и область сердца. Древние мудрецы утверждали, что слово«го», используемое в Ведах, это то же самое слово, которое в физическом мире обозначает корову.
Среди подношений, которые делаются во время ягьи, вапа – это самое важное подношение. В течение долгого времени под вапой понимали кожу сердца ребенка. Но это неверное понимание.
Овца покорное животное, которое никому не приносит вред. Тело ягненка такое же нежное, как и тело человека. Ребенок символизирует невинность. Сердца детей чистые, их не беспокоит ум. Природа детей бескорыстна и божественна. Поэтому подношение кожи сердца ребенка означает подношение Богу чистого, бескорыстного и лишенного эгоизма сердца».
Баба
«Риг, Яджур, Сама и Атхарва Веды необходимо постигать с любовью и пониманием».
Чандогья Упанишад
Комментариев нет:
Отправить комментарий