Нелёгкое бремя белого человека
“В этот в высшей степени опасный момент человеческой истории единственный путь спасения для человечества – это путь индийский”, – сказал Арнольд Тойнби, едва ли не самый мудрый из современных историков. Это век разочарований, страха, комплексов, навязчивых идей и пустых фантазий. Везде и всюду преобладают такие болезни общества, как преступность, правонарушения, разводы, самоубийства, азартные игры и наркомания. Из страны в страну распространяются недуги политические – ренегатство, лицемерие, распри, коррупция и шовинизм. А также экономические беды, такие как нищета и роскошь, эксплуатация и стремление к сверхприбыли, становятся присущи всему миру.
Основной причиной всех этих хронических заболеваний, согласно Саи, является отсутствие у человека веры в себя:
“Человек утратил веру в себя, он натянул на себя личину слабости и нерешительности, сомнения и неудовлетворенности и скрыл от самого себя сознание огромных потенций добра и красоты, силы и удовлетворения, кроющихся в его природе”.
“Для того чтобы жить, – пишет Эйн Рэнд, – человек должен действовать; чтобы действовать, он должен делать выбор; чтобы сделать выбор, он должен определить шкалу ценностей, а чтобы определить какую-то шкалу ценностей, он должен знать – кто он и где находится, т. е. он нуждается в метафизике, эпистемологии (теории познания) и этике, что означает философию”.
И Тойнби заявляет: знать именно “индийскую философию”. Ибо в Индии философия никогда не была замурована в гробницы. Она всегда была обращающейся в ходу дела жизни, кровеносным руслом семьи, общества, общины и нации. Она-то и зовется сатья — даршаном, то есть переживанием мудрости, опытом мудрости. Иными словами, это скорее образ жизни, чем мировоззрение. Она склонна акцентировать нравственное поведение – дхарму, основанную на неизменной сатья-метафизике (философии истины).
Неудивительно, что Саи Баба стал утешением и крепостью многих отчаявшихся искателей мира и блаженства, прибывавших в Его присутствие из таких заморских стран, как США, Великобритания и других, страдающих от избытка внешнего блеска и технических новинок. “Вы не приехали бы ко Мне, если бы Я не позвал вас. Я знаю прошлое и будущее каждого из вас – к чему вы стремитесь в настоящем, и как и когда стремление ваше осуществится”, – сказал Саи Баба группе “чужеземцев”, хотя для Него такое их наименование звучит ошибкой; они скорее “чуждоземцы” – как бы “отчуждённые” от своей истинной “земли” и ищущие чего-то или кого-то “своего”, кого могли бы обнять как близкого и родного.
“Большинство из нас слышали о Саи Бабе от кого-то ещё, – пишет Джон Хислоп. – Обычно человек узнаёт, кто такой Баба, услышав, как кто-то о Нём рассказывает. Первая волна информации о Нём здесь в Калифорнии пришла от Боба Реймера и его друзей. Вторая – от Индры Дэви и её окружения. Сама Индра Дэви услышала от Мёрфета в Мадрасе. А Мёрфет прежде узнал от Реймера. Тот услышал от своей знакомой, которая потом стала его женой! Она в свою очередь услышала о Саи от своей подруги. Но первое – начальное! – звено в этой цепи – это Сам Саи Баба!”
Послушайте, как с Ним впервые соприкоснулась Элси Коуэн:
“Мы с мужем многие годы нашей совместной жизни были искателями истины. Мы следовали одному верованию за другим; каждый шаг приносил немного мудрости, но не давал ни уверенности, ни реального знания – как достигнуть цели. Как и всем ученикам истины, нам говорили, что Христос внутри нас и т.п. Наконец, когда мы услышали об одном гуру, который может нам помочь, то последовали за ним и за его учением. Истина, которой он нас учил, была та же, что и у всех Великих Учителей. Мы научились медитации и молчанию. Но духовный мятеж в нас оставался.
Почему мы не можем познать Бога? Если человек способен на осознание “Я”, то почему ничего не получается? – вопрошали мы. Ответа не было. Мы были обескуражены. Обсудили это и приняли важное решение: настойчиво и искренне молиться высочайшему из живущих Учителей, чтобы Он явился и привёл нас к цели”.
Этот Учитель знал об их смятении и ответил на их призыв, ибо Он явился ради таких, как они. Пусть они сами расскажут, как это случилось!
«На другой день к нам в дом пришла моя подруга и вручила нам книжку. Это была книга о жизни Сатьи Саи Бабы! Мы прочитали её от корки до корки и вдруг почувствовали, что нас наполнил покой – великий и безмятежный! Мы поняли, что наши молитвы получили ответ. Вскоре последовали дальнейшие шаги Его «спасательной операции». Мы связались с подругой, которая принесла эту книгу, и нашли другие книги Саи, прочли их и с головой окунулись в Его «простые» истины. В ближайшее воскресенье мы пошли в храм, прихожанами которого были. Туда зашла одна из моих подруг, которую мы не видели уже много недель, и села рядом с нами. Она вынула из сумочки какую-то сложенную бумажку; мы смотрели, как она её разворачивает, и были удивлены, что в ней оказалось немного пепла! Её знакомая привезла ей этот пепел от Саи Бабы (Его милость!), – сказала она, и у неё возникло неодолимое желание дать его нам (Его бесконечная милость!), для этого она нас и разыскала. Она сказала (словами Бабы?), что нужно на ночь немножко этого пепла класть на язык. То было началом благословений и чудес, что стали происходить в нашей жизни, и хотя мы и не могли видеть Его своими глазами, Он давал нам о Себе знать разными путями. Затем однажды нам вдруг очень захотелось увидеть Его, и мы поехали в Прашанти…
Жену Хислопа Магдалену Баба привлёк к Себе в самой ранней поре её жизни. Саи пришлось много лет назад явиться перед ней в Гаване (Куба) и озарить её незрелый детский ум (ей был всего лишь год!) ярчайшим светом. “Она как раз училась ходить, – рассказывает Хислоп, – когда увидела Ширди Саи (Саи Баба принимает и этот облик, чтобы благословить кого-то и даровать милость), стоящего в углу сада! Она заковыляла было к Нему с лепетом “Папа! Папа!”, – затем, смутившись, остановилась. Ведь её настоящий отец стоял у входа в дом: – И вот, чудо из чудес, – пишет Хислоп, – в прошлом году, когда мы были в Индии, Саи подтвердил Магдалене, что её “видение” было подлинным фактом. Он описал костюм, в котором был тогда, и как Он стоял в уголке того сада 35 лет назад!”
Индра Дэви – “первая леди йоги в Америке”, русская по рождению с американским гражданством и индийским именем – возглавляет институт йоги на границе США и Мексики. Она изучала йогу в Майсуре, давала её уроки в Шанхае, Лондоне и Москве. В 1966 г. она была в Бомбее совсем неподалеку от Гвалиорского дворца, где Саи Баба в окружении тысяч почитателей, жаждущих Его милости, провёл больше недели. Тогда ей не довелось увидеть Его, она лишь угодила в “пробки” вблизи того места, где проходили бхаджаны и беседы Саи, когда спешила по своим делам в город! Затем, уже на пути в Сайгон (Саи никогда не “спешит”, – сказал я ей впоследствии, – Саи привлекает), она заглянула в штаб-квартиру Теософского общества в Мадрасе повидаться с подругой и наткнулась на Мёрфетов. Из тех буквально бил фонтан опьяняющих вестей о Саи Бабе, Его любви, влиянии и милости. Индра Дэви вернулась из Сайгона, поскольку зов был очевиден и убедителен. На пути в маленькое селение, которое обессмертил Его приход, она встретила д-ра Тригуна Сена – министра правительства Индии, возвращавшегося из этого святого места после долгой вдохновляющей беседы с Бабой. Д-р Сен предупредил её, что может случиться, что она захочет остаться в Прашанти, почувствовав, что уже достигла цели своего назначения. Практически так оно и вышло, ибо она вручила своё сердце Бабе навсегда: она дышит Саи, говорит Саи, грезит Саи и пребывает в Саи, куда бы ни направлялась!
Хильда Чарлтон из Нью-Йорка много лет прожила на Цейлоне, а потом поехала в Дели, где была посвящена в культ Великой Матери и в медитацию на Неё. Ей случилось посетить Ширди, где она услышала, что Саи Баба жив и Его можно увидеть в Путтапарти за 500 миль от Ширди!
Ещё одним “чужеземцем”, привлечённым Саи Бабой из Ширди – места Его прошлой жизни, был Альф Тидеман Иоганнесен из Осло – глава богатой компании, ведущей свои дела в Бомбейском порту в качестве судовых агентов. Его конкуренты пытались погубить беднягу, репутацию и доходы Альфа всеми бесчестными средствами, какие только могли придумать, вплоть до чёрной магии! Кто-то из его друзей и один жрец-парс отвезли его в Ширди, чтобы помочь ему заслужить милость и отвратить беду.
В одно из таких посещений в феврале 1966 г., когда безутешный Альф сидел у гробницы “прежнего тела Саи”, “новое тело Саи” взяло на себя его проблемы в своей неподражаемый манере! Внезапно какой-то маленький человечек в голубой рубашке спросил его, похлопав по спине: “Ты когда-нибудь видел Сатья Саи Бабу?”. Альф прежде не слышал этого имени. “Если Бог когда-нибудь и являлся на Землю, так это – Он”, – прошептал ему на ухо человечек и вложил в руки маленький овальный медальон, покрытый эмалью, с портретом какого-то индийца в свободном одеянии и копной пышных волос. “Это и есть Сатья Саи Баба, – сказал незнакомец. – Ты можешь увидеть Его в Бомбее 14 марта”, – и ушёл.
Альф расспросил всех, кого знал, подробнее об этом “Боге на земле”, но никто из них о Нём не слыхал, не знали они и того, где Его можно разыскать 14 марта. Фактически, как он впоследствии узнал, только спустя неделю после того, как тот маленький человечек в голубой рубашке объявил ему эту дату в Ширди, общество Сева Саи в Бомбее получило информацию о дате прибытия Саи с указаниями подыскать и подготовить подходящее место в любой легко доступной части города с большим открытым пространством для собрания преданных Бабы.
Скажем только, что Саи достиг Бомбея в первые часы ночи 13-го марта и подарил, будто узнав Альфа, подарил ему улыбку утром 14-го на бхаджанах во дворце Гвалиор! На первом же интервью, которое последовало за этой чудесным образом устроенной встречей, Саи напомнил ему: “А помнишь того чёрного мага? Я тогда тебе помог”. Рассказав Альфу о его успехах и испытаниях – как в бизнесе, так и в попытках преодолеть расстояние между отчаянием и радостью в сфере духовной – Саи заявил ему: “Отныне Я буду руководителем во всех твоих делах”.
Известный киносценарист и драматург Арнольд Шульман, весьма популярный в Голливуде и Нью-Йорке, встретился однажды с Саи Бабой в Вайтфилде и возвратился в Америку. “И вот однажды, – говорит Шульман, – по неизвестной мне самому причине, я вдруг понял, что во мне как-то само по себе возникло побуждение, которое я не мог ни подавить, ни остановить, ни одолеть, ни разумно объяснить: мне захотелось написать о Бабе книгу!” Впоследствии, когда он приехал в Индию, Баба вызвал его в комнату для интервью и сказал: “Когда приходит время, Я призываю к Себе всех тех, кто во Мне нуждается. Это Я велел тебе написать книгу, потому что Мне был нужен ты. Понимаешь! Ты, а не книга”.
Так и приходили они к Нему со всех сторон. У многих, вроде Хислопа, были позади долгие годы садханы, направляемой её адептами в их собственных странах – в Японии (учителя дзен), в Бирме (буддийские монастыри), в Непале (гуру-шиваиты), на Цейлоне (вихары буддизма) и в Индии (адепты йоги). У других искателей жажда духовных достижений утолялась контактами с Миссией Рамакришны, Обществом самопознания, движением “Харе-Кришна”, ассоциацией Крийя-йоги и другими центрами, зовущими к самоисследованию, самоконтролю и самореализации – осознанию “Я”. Другие, ощутив жажду света, приезжали к Саи, измученные мошенниками и шарлатанами, обещавшими скорые результаты за приличное вознаграждение. А иные ехали, устав и отчаявшись в бесплодной борьбе с гордыней, алчностью и буйной толпой желаний и импульсов, в поисках какого-то выхода, в поисках мира. Многие приезжали, потрясённые и сбитые с толку противоречивой диалектикой тех, чьё красноречие служило в лучшем случае прикрытием пустоты и тщеславия, чтобы теперь, наконец, услышать прямые и простые слова истины, увидеть истину в её строгой красоте и узнать её от Того, кто знает всё.
“Не все почки на дереве расцветают, – говорит Саи, – не всякий цветок обратится в плод и не всякий плод дозреет и одарит мир сладостью”. Поверхностные, инертные, высокомерные, педантичные отпадают. Есть разные уровни готовности у тех, кто едет за теми бесценными дарами, что предлагает Саи. Но каков бы ни был этот уровень, никто не сможет избежать или отрицать того глубокого очищающего влияния, какое испытывает сердце от этого контакта.
Д-р Джудит Тайберг из Лос-Анджелеса пишет: “Уже почти три года как я побывала в Путтапарти и получила божественное благословение Саи. И Его помощь на всех планах бытия всё ещё очевидна, и я очень признательна”.
“Когда у меня было тяжко на сердце и казалось, что восстановить душевное равновесие почти невозможно, я повидал Саи Бабу, – пишет Джек Хакимзаде из Тегерана. – В результате жизнь моя больше не та, что прежде”.
Джнани Грин, побывавший в Прашанти 10 месяцев назад, пишет: “Саи наставлял меня: “Больше никаких врачей, никаких лекарств. Оставь их, брось; дай Мне быть твоим врачом!” Много раз с тех пор Он доказал действенность Своих слов и готовность мне помочь. Однажды я сломал ногу, попав в темноте в узкую выемку. С мучительной болью я добрался до дома. Прошло два часа и внезапно ощущение боли пропало: я был на бхаджанах в Вайтфилде, сидя в коляске! И тут я в некоторой рассеянности отметил, что по всей ноге разлилось тепло. Я встал ею на землю, – она совершенно выправилась! Это происшествие имело на меня большое воздействие, ибо до меня мало-помалу дошло, что я могу обращаться к Нему со всякой болью, со всяким затруднением – как душевным, так и физическим. Я обнаружил, что Его средства действуют одинаково хорошо во всём. Я – ученик медлительный и всё ещё забываю спрашивать! Но Он в Своём безграничном сострадании постоянно мне об этом напоминает”.
Многие искатели находили утешение и силы, помощь и руководство в книгах, написанных Саи, в Его беседах, бхаджанах, в Его портретах и фотографиях, какими они пользуются для почитания и медитации. С Тихоокеанского побережья Америки (Санта-Барбара) Джон Эверсол писал мне: “Спасибо вам за то, что привлекли к Нему моё внимание, что теперь Его портрет может украшать стены моего дома, а вкус Его вибхути – всегда сохранять сладость в моём существе; за то, что моя семья смогла вступить на путь истины, которая есть Он, что слёзы моей радости могут омывать Его стопы с противоположной стороны земли”.
Хильда Чарлтон писала одной из своих студенток, которая отправлялась в Индию к Бабе на несколько месяцев: “Саи желает, чтобы мы жили в согласии, так как не быть в любви с кем-то – значит не быть в любви с Ним. Какой толк любить Его, если мы не можем быть добрыми и внимательными с людьми – Его проявлениями этом мире? Лучший способ побороть раздражение к людям и ситуациям – это считать, что Саи даёт нам испытание, когда кто-то или что-то нам не совсем подходит. В своих переездах вы обнаружите многих, кто восклицает “Баба”, и тем не менее не делает того, что Он велит и чего желает от нас. Сам Баба знает сокровенные мысли и чувства всех. Да, Он – Бог, воплощённый на земле”.
А мне она однажды написала: “В наших классах медитации всегда ощутимо присутствие Бабы. Один мальчик-новичок увидел, что Саи наполняет всё помещение, а один из студентов воспринимал Его как бесконечность. Некоторые не могут сдержать блаженства (ананды), от высокой радости они смеются во время медитации. Саи является им в видениях или снах, исцеляет от болезней. Молодые ребята отвернулись от наркотиков, восстановили здоровье и силу”. И в другом письме: “Я оглядывалась на те славные дни в Прашанти, когда находилась в Его личном присутствии, как на дни благоприятных возможностей. Но теперь, вернувшись на Запад, я всё более и более понимаю, что Он – вездесущ. Я получаю конкретные подтверждения этому снова и снова. Когда я покидала Прашанти, Саи сказал мне: “За пределами Имени! За пределами Формы!””
Диана Маркье из Франции увидела в комнате у кого-то из знакомых портрет Саи. Под портретом были такие слова: “Зачем бояться, когда Я здесь?” – “Ого! Ничего себе! Да кто он такой и кем себя считает?” – воскликнула она. Но когда она узнала о Нём побольше, в ней проснулось любопытство, которое привело к исследованию, открытию и к преданному почитанию. “Однажды, – пишет она, – я попросила у мужа 300 долларов, а когда он сказал, что столько дать не может, я, веруя в Саи, рискнула заявить: “Если ты дашь мне триста, Саи Баба даст тебе в десять раз больше!” Три сотни я получила. И в тот же вечер впервые за весь год прямо в том ресторане, где мы были, он, к удивлению всех, кроме меня, заработал 3 тысячи долларов”.
Мьюриел Энгл из Санта-Барбары пишет: “Мне никогда не доводилось быть так близко к Богу. Поверите ли вы мне, если я скажу, что этот Человек – Христос? Он с первого взгляда видит, кто мы и зачем к Нему явились, без единого слова с нашей стороны. Но в Своей удивительной доброте Он старается не смущать нас проявлением того, что всё видит и знает!”
Говард Мёрфет говорил, как одна немка – серьёзная и преданная сторонница духовного поиска – сказала ему: “Баба – это воплощение чистоты и любви. Я всё больше и больше прихожу к внутреннему убеждению, что Иисус явился вновь в полноте Христа как Сатья Саи Баба”.
“Прожив 41 год и испытав немало разочарований, как описать радость обретения Бога в человеческом облике – чрезвычайной доброты, самой любви во плоти? – пишет Джун Шуйлер. – В моей жизни было много любви, которую мне довелось испытать во всех обычных человеческих отношениях – отношениях с родителями и с друзьями, в семье – с мужем и ребёнком. Ничто не может сравниться с чистотой любви, что дарит и вызывает Саи. Это – святая любовь!
За последние 17 лет до того, как я встретила Саи, жизненные проблемы у меня стали такими напряжёнными, что я стала ощущать внутреннюю пустоту. В присутствии же Саи эта бесплодная внутренняя пустыня омылась животворной водой. В Его присутствии та хрупкая нежность, какая казалась вовсе обезвоженной, ожила и принесла плоды.
9 декабря 1970 г. мы с Аннализой Раджагопал и Индрой Дэви по Его указанию отправились в величественный католический собор – место захоронения Св. Франциска Ксавье в Гоа. И как обычно там, где молятся Христу, любовь Его коснулась меня. Я преклонила колени перед Его статуей со смешанным чувством. Вот я – благочестивая христианка, много лет безошибочно направляемая Иисусом Христом, а теперь сердцем моим всецело завладел Саи Баба.
“Иисусе! Что же это? – спросила я вдруг. – Не пытаюсь ли я служить двум господам? Ты ведь говорил нам, что это невозможно. И Баба говорит то же самое. Ты знаешь, что я люблю Тебя, и тем не менее сердце моё полно Бабой. Я безусловно решилась принять Его руководство и следовать ему. Помоги же мне, прошу Тебя!”
И я тут же вспомнила день, когда Баба говорил перед группой заморских гостей. В тот день Он пользовался переводчиком, хотя очень часто говорит на великолепном английском! И когда Он упомянул об Иисусе в ходе беседы, переводчик начал: “Ваш Иисус:” – “Нет, – прервал его Саи и ласково сказал: – Наш Иисус”, – подчеркнув слово “наш”! Моего сердца коснулась мысль, что Сам Иисус привёл меня к Бабе. Я чувствовала, хотя и была слишком слепа, чтобы видеть, что Саи и Иисус – не два Учителя, не два Господа, а – Один, Одно. Саи Баба учит нас любви, смирению, почитанию, милосердию, возвышению души, а это исходит из живого дыхания всех верований. Умом я была согласна с этим, но понимание этого медленно пускало корни в моём сердце.
В некоторых случаях моих первоначальных переживаний, связанных с Бабой, мой ум норовил вызвать очередную бурю сомнения, но всякий раз на фоне этого смятения глубоко внутри воцарялся безмятежный покой. Я уже давно научилась узнавать этот поток мира и доверять ему. Это Бог внутри меня говорил: “Всё хорошо”.
Склонившись в тот день перед распятием, я поняла, что всё хорошо. Я так щедро благословлена! Я покинула собор, чувствуя себя любимой и любящей”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий