вторник, 23 февраля 2021 г.

Дурьодхана

Дурьодхана

Индийский танцор в образе Дурьодханы.

Дурьодхана (хинди दुर्योधनDuryodhana IASTбукв. «лихо сражающийся») — главный отрицательный герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», старший из ста братьев-Кауравовлюбимый сын и наследник слепого царя Дхритараштры и царицы ГандхариНа знамени Дурьодханы изображён слон из драгоценных камнейДурьодхана был рождён чудесным образом по воле Шивы в дар демонам асурампри его рождении завыли шакалыи мудрецы сказали царю и царицечто их старший сын будет истребителем родаНо чадолюбивый царь не пожелал пожертвовать первенцем ради благополучия династии и подданных (срс Приамом и Гекубойкоторые избавились от Париса после вещего сна и предсказаниячто из-за принца погибнет Троя). Дурьодхана с детства соперничает со своими двоюродными братьями Пандавами (старший Пандава принц Юдхиштхира родился на год раньше Дурьодханы и по праву должен занять трон Хастинапурa). Распря между Кауравами с Дурьодханой во главе и Пандавами составляет основу фабулы «Махабхараты». Ещё в юности у Дурьодханы «от жадности к господству зародилось преступное намерение»: он покушается убить самого могучего из Пандавов — Бхимасену, — а затем пытается сжечь всех пятерых братьев и их мать Кунти в специально построенном смоляном домеПобратимомближайшим советником и могучим вассалом Дурьодханы становится старший единоутробный брат Пандавов доблестный Карна — внебрачный сын царевны Кунтиот которого она отказалась в младенчествеБезродный Карна питает к Пандавам неутолимую ненавистьи сказание неоднократно подчёркиваетчто без его поддержки и пособничества Дурьодхане не удалось бы довести распрю с Пандавами до кровопролитной битвыНа сваямваре (выбор жениха невестойцаревны панчалов Драупади Дурьодхана не смог натянуть богатырский луки невеста досталась ПандавамНесмотря на противодействие Дурьодханы и Карныстарый царь Дхритараштра отделяет своим племянникам Пандавам полцарстваДурьодхана страдает от зависти к Пандавамкоторые основали столицу Индрапрастхупостроили прекрасный дворец и покорили окрестные царстваПобывав во дворце у Пандавов на жертвоприношении раджасуягде Юдхиштхира помазан царём царейДурьодхана от горя думает о самоубийстве («С огорчённой душою и охваченный ненавистьюон бродил по дворцу»), но его дядя царь Шакуни предлагает вызвать Пандавов на игру в кости и лишить их царстваС согласия царя Дхритараштры и вопреки возражениям мудрецов царя Юдхиштхиру вызывают для игры в ХастинапурШакуниизвестный искусством игры в костижульнически побеждает Юдхиштхируи Пандавы отправляются в изгнаниелишившись своей доли царства на тринадцать летПодстрекаемый Карной Дурьодхана надеется за это время собрать могучее войско и приобрести любовь подданныхтак что возвращать царство Пандавам не придётсяПо истечении срока изгнания Пандавы направляют послом в Хастинапур своего двоюродного брата Кришнуно Дурьодханауверенный в своей силенарушает условия договора и отказывает соперникам не только в половине царствано даже в пяти деревняхСказание устами рассказчика «Махабхараты» Вайшампаяны обвиняет в развязывании войны предводителя Кауравов: «Коварный и злой царь Дурьодханаобесславивший потомков Курубыл ненавистным всему миру и презреннейшим из людей мужем раздоракоторый вызвал опустошение на всей землеБлагодаря ему вспыхнула великая враждапогубившая всё живущее».

Бхимасена сражается с ДурьодханойАноним1885.

Перед битвой Кришна предлагает двум сторонам на выбор своё войско или себя самого (с условиемчто он не возьмёт оружия в руки). Дурьодхана выбирает войско КришныАрджуна (средний из Пандавов) — самого Кришну в качестве возницыТак сказание подчёркиваетчто разуму и справедливости нечестивый Дурьодхана предпочитает силуДурьодхане удаётся собрать в своё войско самых могучих витязей: деда Пандавов и Кауравов неодолимого Бхишмувоенных наставников Пандавов и Кауравов Дрону и Крипуи главного ненавистника Пандавов их сводного брата КарнуПеред битвой из-за ссоры с Бхишмойкоторого Дурьодхана назначил главнокомандующимКарнасам претендовавший на пост главнокомандующегоотказывается сражатьсяпока Бхишма жив: «Я складываю своё оружие!» После убийства Бхишмы Карна берётся за оружиенонесмотря на мощь и доблесть побратимаДурьодхана в нём разочарован: даже Карна не в силах одолеть Пандавовнаходящихся под защитой КришныНа протяжении 18-дневной битвы Дурьодхана неизменно проявляет доблестьно после гибели Карны понимаетчто армия Кауравов обреченаПользуясь знанием магииобессиленный и отчаявшийся Дурьодхана прячется на дне озераноне выдержав упрёков Юдхиштхиры в трусостивыходит на последний бой с Пандавамикоторый решиткому достанется царствоДуэль на палицах происходит между Дурьодханой и самым могучим из Пандавов Бхимасеной в присутствии Кришны и его старшего брата праведного БаларамыДурьодхана уступает Бхимасене в мощино более ловок во владении палицей — он ежедневно тренировалсяготовясь к этому поединку на протяжении тринадцати летКришна видитчто в честной дуэли Бхимасене не одолеть противникаи подсказывает ему запрещённый приём — удар по бедру (удары ниже пупа были запрещены правилами поединка на палицах). Дурьодхана поверженБхимасена отвратительно глумится над умирающимпопирая ногой его головуВ предсмертной речи Дурьодхана говорит о своей счастливой жизни могучего царя и прекрасной смерти доблестного воинаЧерез много лет вознесясь на небоЮдхиштхира с негодованием видит Дурьодхану благоденствующим в раю — доблестно сражаясь и погибнув («принеся себя в жертву оружию») он действительно искупил все свои прегрешения.

В текстах «Махабхараты» Дурьодхану часто называют СуйодханойБЛСмирнов по поводу этого имени замечает: «В литературе встречается взглядчто различное наименование первенца Дхритараштры свидетельствует о смешении двух редакций: прокауравской и пропандавскойпричём за имя с положительным значением принималось имя Суйодханаа с отрицательным — ДурйодханаОднако против такого понимания можно выдвинуть ряд возражений: далеко не всегда в сложных словах „душ“ (дурпонимается в смысле „плохой“. Ведь нельзя же переводить эпитет богини Кали „Дурга“ через „плохо ходящая“, а не через „труднодостижимая“. Кроме тогов семье Дхритараштры слово „дур“ встречается в ряде имёна не только в имени ДурйодханаМне не приходилось ни разу встречать имя Суйодхана в речи сторонников Дурйодханы: его сторонникивсе без исключенияназывают первенца Дхритараштры ДурйодханойСуйодханой называют его только противники и особенно часто в состоянии раздражения против негоСовершенно ясночто всековеркающие это имяпридают ему отрицательный смысл: „легкоодолимый“». [1]

Примечания

  1.  Махабхарата II. - Бхагавадгита (часть II) (книга VIгл25-42Санскритский текстсимфонический словарь академика АН ТССР БЛСмирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР1962. — 212 с.

Литература

  • АРИбрагимовОбраз Карны в МахабхаратеРазыскания о трагическом герое индийского эпоса. «Спорт и культура», М., 2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий