В позднюю античность все человечество Евразии, от Испании и до Кашмира, от степей Урала и до Цейлона и Мальдив поклонялись одной и той же богине. У неё было много имён: на греческом, латинском, финикийском, еврейском, арамейском, фригийском, армянском, среднеперсидском, бактрийском, согдийском, хорезмийском, хотаносакском, гандхари, пали, санскрите и список языков с её именами можно продолжить, он очень длинный. Но это была одна и та же богиня. И её типичных иконографий было всего три-четыре. И они были общими иконографиями богини для греков, финикийцев, сирийцев, ассирийцев, римлян, согдийцев, бактрийцев, буддистов, индуистов и т.д. Общими один в один.
Чаще всего это богиня, держащая рог изобилия или профиль богини в короне. Именно в её короне изображала себя Елизавета II.
Очень популярной богиня стала при Селевкидах. Она тогда ими называлась Τύχη Βασιλεύς ("царственная Тюхе" или "Тюхе царей") и считалась покровительницей монархов. Затем она стала считаться покровительницей императоров Рима под именем Fortuna regia (дословная калька с греческого). А у кушан она считалась покровительницей владык уже под именем ΑΡΔΟΧϷО. А у буддистов она же -- Hārītī, покровительница всех буддистов.
У евреев она называлась Ašerato ("Ашера Его" или "Астарта Его"). При этом она не была отдельной богиней. Это было лишь присутствие Всевышнего. Сейчас это присутствие называется Škinato.
У финикийцев это 𐤕𐤍𐤕 (Tīnīt или Tanit). Она также не отдельная богиня, а pene Baal -- "присутствие Баала". Почти также как у евреев. Чаще это фигуральное название храма Баала.
Именно такое же понимание у Fortuna regia и ΑΡΔΟΧϷО. Это божественное присутствие царской власти, а не какая-то отдельная богиня. А Hārītī -- это божественное присутствие самого Будды.
Мы видим не только одну и ту же её иконографию по всей Евразии, но и одни и те же коннотации богини.
Это не мир-система, это целая мир-религия поздней античности. Фоточки богини Евразии с общей иконографией в первом комментарии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий