четверг, 8 августа 2024 г.

Смерть и тилак


Маха Мритьюнджая мантра – Великая мантра Победителя Смерти – одна из древнейших мантр почитания Шивы. Впервые эта мантра упоминается в Ригведе в гимне «К марутам» . Так-же эта мантра приводится в Шатарудрии  – самом важном гимне Шивы из Яджурведы.
Мантра обращается к Трехокому Шиве с просьбой освободить от Смерти, «как освобождается огурец». Это выражения у многих вызывает недоумение - казалось бы, при чём здесь огурец?
В действительности, здесь речь идёт о специфическом индийском растении, момордика (Momōrdica), иначе называемом «бешенный огурец». Оно интересно тем, что, созрев, лопается с такой силой, что это напоминает взрыв – если его обвязать верёвкой, то сила этого «взрыва» разорвёт и веревки.
Именно этот взрыв «бешенного огурца» сравнивают с моменталь-ным, спонтанным Освобождением, которое приходит изнутри и разом разрывает все оковы Духа – анава, майия и карма малу. То, на что обычно требуется множество жизней практики, по воле Шивы может произойти в один миг!
Именно об этом и просят Шиву практикующие, произнося эту мантру.
Также мантру читают ради людей, за жизнь которых есть осно-вания опасаться – как для себя, так и для другого человека. Чи-тают, чтобы избавиться от болезни – это мантра целителей.
Либо – когда понимают, что смерть неминуема – мантру читают ради освобождения от страха смерти, ради того, чтобы перейти в следующую жизнь спокойно и осознано.
И это – самое лучшее, что мы можем попросить, даже и не дожи-даясь, пока окажемся на пороге смерти!
Ведь даже самая сильная мантра – это всё-таки не «волшебная кнопка», а просьба к Богу, который, в конечном счёте, определяет срок нашей жизни по своему усмотрению.
А смерть, по большому счёту, неминуема и для всех живущих в проявленном мире, и для самого проявленного мира…




Тилак (तिलक, tilaka) — священный знак (отметка), который хинду наносят глиной, пеплом (вибхути), сандаловой пастой (чандан), кумкумой, синдуром или другим освященным веществом на лоб (часто в область межбровья) и другие части тел. Тилака обладает благоприятным, очищающим и защищающим эффектом, это знак божества, его благословение, символ приверженности определенному духовному пути. На языке хинди произносится как «тилак».

В зависимости от духовной школы, традиции тилака может иметь разную форму и значение. Вишнуиты наносят вертикальную U-образную тилаку, обычно сандаловой пастой или глиной. Такие тилаки называются урдхва-пундра и их существует множество вариаций. Шиваитская тилака, трипундра, состоит из трех горизонтальных линий, наносимых священным пеплом, вибхути, часто их пересекает вертикальная красная линия. Шакты обычно наносят в район аджня-чакры красную точку (либо в форме капли или вертикальной линии).

Одна из мантр для нанесения тилака (садхаки обычно наносят его во время утренней садханы):

चन्दनस्य महत्पुण्यं पवित्रं पाप नाशनम्।
आपदां हरते नित्यं लक्ष्मीस्तिष्ठति सर्वदा।।

candanasya mahatpuṇyaṁ pavitraṁ pāpa nāśanam|
āpadāṁ haratē nityaṁ lakṣmīstiṣṭhati sarvadā||

Великое благо чандана [в том, что он есть] средство очищения и разрушения греха, он постоянно устраняет неудачу (беду), [так что] всегда пребывает Лакшми (энергия удачи, процветания и красоты).

Комментариев нет:

Отправить комментарий