вторник, 13 августа 2024 г.

О созерцании


 ВКРАТЦЕ О СОЗЕРЦАНИИ (ДЛЯ ЛЮДЕЙ) ТРЕХ УРОВНЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Способ (созерцания) для людей с низшими способностями


а) Поиск состояния покоя


1) Укрощение мыслей


Прежде всего необходимо практиковать гуру-йогу. Затем примите семичленную позу Вайрочаны. Особенно важно, чтобы ладони лежали на коленях, а шея была прямой. Визуализируйте три канала (в теле) и на выдохе посылайте вовне из нижнего окончания каналов рома и кьянгма светящийся воздух, подобный закрученной дымящейся нити (различных цветов и природ): ярко-белого, бледно-голубого, темно-красного, ярко-желтого, темно-зеленого и синевато-серого. Вдыхая, считайте про себя до пяти. Когда вы сделаете это соразмерно числу бусинок четок мала (т. е. выполните 108 циклов дыхания), ваши грубые мысли успокоятся.


2) Концентрация ума


Установите перед собой объект для концентрации — изображение, книгу, камешек или кусочек дерева. Оставайтесь в неподвижности, концентрируясь на нем без отвлечения. Если во время концентрации возникают возбужденность, запахи, мысли и т. д., отсекайте эти переживания, предоставляя им возможность уйти. Наблюдайте объект, оставаясь с пустым умом. Когда достигнете однонаправленности ума, продолжайте пребывать в этом состоянии, закрыв глаза, представляя себе (отпечатавшийся в уме) образ объекта концентрации. Если ум отвлекается, откройте глаза и снова смотрите на сам объект. Практикуя таким образом, развивайте безмятежность ума, концентрацию на видимостях пяти видов объектов чувств и явлений (Ch'os), объекте ума.


3) Концентрация на звуке и состояние покоя


Таким же образом необходимо медитировать на звуке… Созерцайте однонаправленно, концентрируя слух на звуках, производимых людьми, ветром, собаками и т. д. Затем перестаньте слушать внешний звук и созерцайте, как и в предыдущем случае, обратив внимание вовнутрь и слушая звук, отпечатавшийся в уме. Повторяя поочередно эти (два) упражнения (со звуком), доводят до совершенства этот вид концентрации. Таким же образом практикуйте с запахом, вкусом и прикосновением. Впоследствии, когда вы освоитесь с этими упражнениями, при любом виде медитации пять видов объектов перестанут отвлекать вас и станут опорами для практики. Это очень важно.


4) Практика дхармы


Визуализируйте себя в образе божества и оставайтесь в этом состоянии без отвлечения. Развив способность поддерживать однонаправленную концентрацию, измените (способ) созерцания, используя (другие образы), как, например, благословление всех существ посредством распространения и вбирания (тронду, ‘Phro-'Du) лучей света, или выполнение медитации четырех безмерных (т. е безмерных любящей доброты, сострадания, сорадования и беспристрастия) по отношению к живым существам. Концентрируйтесь без отвлечения, развивая ясный и однонаправленный ум. Чередуя эти два вида медитации (обычную концентрацию и благословение существ), развивают состояние покоя при поддержании концентрации на беспристрастии (в двух разных случаях) — в проекциях (ума) и в (его) пребывании (‘Phro gNas).


Развитие прозрения


1) Созерцание в равностном состоянии подобного пространству отсутствия внешних воспринимаемых объектов


Различные проявляющиеся объекты предстают подобно сновидениям и волшебству, но при анализе их вплоть до неделимых атомов они (воспринимаются) как пустотные, поскольку не обладают независимым существованием. Созерцайте раскрепощенно, пребывая в состоянии саморожденной ясности и пустоты (как объектов), так и воспринимающих их чувств. Это важный момент в постижении небытия объектов и восприятия (gZung-Ba'i Shes-Pa).


2) Внутренний оценивающий лишен корня и пустотен


Сколько бы мы ни искали природу ума, воспринимающего (явления) как объекты и субъекты, мы не обнаружим никакого ее бытия, прошлого или настоящего, материального или нематериального, возникающего, пребывающего и уходящего, не обнаружим ни цвета, ни формы и т. д. На этом этапе раскрепощенно оставайтесь в состоянии лишенного основания ума без оценок. Это созерцание приведет к постижению пустоты таких понятий, как «я» и «самобытие».


3) Созерцание единства (состояния покоя и прозрения)


Это сочетание медитаций состояния покоя и прозрения, которые в предыдущем случае практиковались раздельно… Созерцайте все, что проявляется (в уме), пребывая в естественно спокойном, блаженно невозмутимом, беспрепятственно ясном, безмерно свободном и безгранично открытом состоянии без каких-либо пут анализа. При этом возникает подобное пространству постижение, которое не (различает) внешнее, внутреннее и промежуточное. Это спонтанное достижение состояния покоя, поскольку оно продолжительно, состояния прозрения, поскольку оно ясно, и состояния их единства, поскольку оно нераздельно.


II. Способ (созерцания) для людей со средними способностями


а) Медитация на подобной пространству пустоте


Тело остается неподвижным, как гора Меру, в семичленной позе Вайрочаны. Чувства остаются в саморожденной непрекращающейся ясности, подобной отражению луны в пруду. Какая бы (видимость) ни проявлялась (в уме), не концентрируйте (ум) на аспекте проявленности, но пребывайте в ее пустотном аспекте, который представляет собой всестороннюю, текучую и изобильную ясность без (различений и ограничений) внешнего, внутреннего или промежуточного. Посредством этой медитации познают все явления как подобную пространству неразрушимую пустоту.


в) Медитация на зерцалоподобной ясности


Положение тела и направленность чувств такие же, как в предыдущей медитации. Здесь мы не концентрируемся на аспекте пустоты, но ясно, живо и энергично созерцаем состояние саморожденной ясности без оценки воспринимаемых объектов, ясно, ярко и живо. Затем возникает постижение состояния неопределимости (восприятия или неопределенного возникновения) (Khral-Ma Khrol), в котором все явления возникают без их оценивания.


с) Медитация на волноподобном возникновении


Положение тела и направленность чувств такие же, как и прежде. Здесь мы целенаправленно сосредоточиваемся на возникновении мыслей о создании и прекращении, опираясь на состояние коренной осознанности (ригпа, Rig-Pa). Вслед за этим возникает (в самой себе) реализация освобождения (мыслей) без основы и оценивания, что подобно растворяющимся в воде волнам.


III. Способ (созерцания) для практиков с высшими способностями


Здесь (состояние медитации и постижения) является непрерывным, как течение реки. Поскольку мы реализовали осознанность как дхармакаю, возникающие и прекращающиеся (мысли) проявляются и растворяются как энергия изначальной природы. Поэтому (все) возникает подобно углубляющей ясность практике, направленной на реализацию без отвержения или приятия, без отклонений и омрачений. На золотом острове даже при тщательных поисках невозможно обнаружить обычные камни и землю. Подобно этому, поскольку все проявляющееся в уме возникает как спонтанно возникшая мудрость, субъектные мысли суть не что иное, как реализация изначально свободного Саман-табхадры (Кунтусангпо, Kun-Ти bZang-Po). Все, что проявляется как объект, возникает одновременно как пустота и форма (пустота-форма). Поэтому (для йогина) объектные мысли суть не что иное, как безмерное пространство изначально свободной Самантабхадри (Кунтусангмо, Кип-Ти bZang-Mo). (Для него) все феноменальные аспекты, которые воспринимались раздельно как ум и объект, прекращаются в сфере недвойственного Великого Совершенства. (При этом все феноменальное бытие) возникает в безмерности мудрости без (различения) внешнего и внутреннего; становится равностью, в которой нет верха или низа; проявляется как самовозникающая изначальная мудрость без (различения) направлений или точек отсчета; возникает как энергия изначальной природы без пристрастий; самосовершенствуется в состоянии естественного пребывания без (различения) между собой и другими; и достигает изначального пространства без (различения) места и времени. В этот момент йогин, исчерпавший свой ум, счастлив и пребывает в состоянии исчерпания (явлений) в изначальной природе. Благодаря тому что он получил введение в нерушимую реализацию и обнажилась его осознанность, йогин с уверенностью поддерживает чистый ум вне медитации — обнаженно текучий и всецело беспрепятственный. Ум Будды

Комментариев нет:

Отправить комментарий