четверг, 8 августа 2024 г.

 СОВА В ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Такая птица, как сова, с ее необычным обликом и образом жизни издавна играла большую роль в мистике и магии.  Еще на известном вавилонском барельефе, созданном более четырех тысяч лет назад, мы видим обнаженную женщину-богиню с совиными крыльями и ногами, попирающую двух львов. По бокам от нее находятся две совы. Затем, все помнят, что сова является атрибутом богини мудрости Афины. Индийцы также не обошли сову вниманием. В индийской культуре эта птица воспринималась неоднозначно. С одной стороны, в восточных областях Индии сова изображается ездовой птицей богини Лакшми и соответственно выступает символом удачи и процветания. С другой, сова считалась птицей, сулящей недобрые предзнаменования, и поэтому связывалась с яростными и неистовыми женскими божествами. В частности, сова служит ездовой птицей для Виджаи, грозной богини, восседающей к югу от Шивы-Тумбуру («Винашикха-тантра»). В такой же роли мы видим сову на скульптурном изображении йогини Улупики (Уттар-Прадеш, XI в.), иначе именуемой «свистящей йогини».

В санскритской литературе считалось, что совы живут в вечной вражде с воронами (как у нас «кошка с собакой»). В «Махабхарате» (X.1.28–42) именно сова, ночью уничтожившая целую стаю ворон (кстати, на санскрите ворона это kāka), вдохновила Ашваттхамана на ночное нападение на лагерь пандавов: «Тысячи ворон, растворившись в ночи, сладко спали, о Кауравья, беспомощные поодиночке. Меж тем как вороны мирно спали повсюду, он увидел появившуюся внезапно сову, страшную обличьем, огромную телом, медно-коричневую, с рыжими глазами, длиннющим клювом и когтями, громко ухающую, быструю, точно Супарна. И вот эта птица глухо вскрикнула и, словно бы распластавшись, кинулась на ветвь баньяна, о бхарата! Опустившись на ветвь Антакой для ворон, птица принялась истреблять их, спящих, во множестве. Лапами, как оружием, она отрывала крылья одним, отсекала головы другим, ломала ноги третьим. Вмиг перебила она, могучая, тех, что попались ей на глаза, так что останками их было усеяно все пространство вокруг баньяна, о владыка народов! Истребив ворон, сова преисполнилась ликования: сокрушительница врагов, она покарала недругов, как задумала. Наблюдая то вероломное деяние, сотворенное совою в ночи, Драуни в одиночестве предался размышлениям, склоняясь к мысли совершить то же самое. «Этой птицей в побоище мне преподан урок. По моему разумению, пробил час истребления недругов» (пер. С. Л. Невелевой).

Одновременно в «Кубджикамата-тантре» (5.47) и совы, и вороны были отнесены к числу животных, которых нельзя убивать. При этом части тела совы использовались в магии. Так, чтобы внести раздор в стан врагов, надо было использовать части тела совы вперемешку с частями тела вороны (магическое действие «по аналогии»).  

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий