19 августа. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Галина Менжинская
19 августа — православный праздник Преображения Господня. Преображение (греч. метаморфосис — «превращение в другой вид», «изменение формы»). Так называется одно из важнейших событий Евангельской истории, произошедшее во время земной жизни Иисуса Христа на горе Фавор. Три близких ученика Христа — апостолы Пётр, Иаков и Иоанн стали свидетелями его Преображения: «И просияло лицо его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17 12).
Свет Преображения святоотеческая традиция называет Фаворским Светом — небесным, нетварным, невещественным, духовным Светом. Он имеет иной Источник, чем любой свет, видимый человеческим глазом в окружающем нас материальном мире. Фаворский Свет — это Божественный Свет, вечно и непрерывно исходящий из непознаваемой для человека Божественной сущности.
Святитель Григорий Палама блестяще доказал, что природа Фаворского света — Божественная энергия. Он был одним из монахов-исихастов, которым в результате духовных практик открывались эти энергии в виде ослепительного, как солнце, света. Этот свет видели многие святые. Его увидел Мотовилов от преподобного Серафима Саровского — Свет благодати, свет любви Божией, свет чистоты, свет будущего Царствия Божия! Этот Свет, освящающий и просвещающей человека, познаётся как благодать Духа Святого, которая даёт переживание «неизреченной радости» встречи с Богом.
Антоний Сурожский начинает одну из своих проповедей на праздник Преображения так: «Бывают в духовной жизни… мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы». Он говорит об опыте величайшей духовной радости, который испытали в своих сердцах апостолы…
На Фаворе Петр пришел в такое восхищение, что ему захотелось остаться там навсегда, а для этого сделать Христу и обоим пророкам — Моисею и Илье— по шатру. Так понятно по-человечески, что он захотел сохранить блаженство. Хотел внешним путем удержать внутреннее. А оно — дар Божий. «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк 17:21).
И для нас всегда открыт путь на Фавор. Мы можем испытать ту же самую радость. Царство Божие наступит, когда Бог воцарится в наших душах (в мыслях, желаниях, словах, делах).
Апостолы увидели Христа, просиявшего Божественным светом. Это видение того, каким должно стать наше преображение и всего мира.
Во всех богослужебных текстах и молитвах часто повторяется слово «свет». Свет Божественный всегда постоянный и неизменный. По мере духовного роста, человек может воспринимать этот Божественный свет и излучать его. Духовный рост — это не какая-то мистика. Это возрастание в человеческой любви к ближним, доброте, доброжелательности. Про таких людей говорят – «светлые люди». Не потому ли, что в других они видят те же лучи Фаворского Божественного света.
Духовное значение праздника Преображения — открытый для всех путь восхождения на собственный духовный Фавор и обретение Света Истины. Потеряв это Свет, человек не видит мир в истинном свете, не различает добро и зло. Его ум погрязает в земных переживаниях, теряет способность мыслить высоко, воспарять над земным, а сердце теряет радость — теплоту благодати Святого Духа. Благословенна теплота в нашем сердце, которая животворит — возвращает в нас Жизнь, Царствие Божие на Земле. Без внутреннего опыта это невозможно понять. Для этого надо стяжать благодать Святого Духа — копить, взращивать свет, мир и радость в своём сердце. Мы все призваны к Свету — святости, потому что ее Источник — вечный, неизменный Бог.
Фото: Храмовая икона Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, Ярославская область.
Комментариев нет:
Отправить комментарий