понедельник, 18 августа 2014 г.

Исторический экскурс продолжение книги "Танец с Шивой"

Индуистская хроника

Многие аспекты нынешнего состояния Индии и индуизма можно лучше понять, рассмотрев их происхождение и историю. Ниже мы предлагаем вниманию читателя краткую хронологию, в которой рассказывается о мудрецах, царях, иноземных завоевателях и местных реформаторах Индии, которые сделали свой вклад в сокровищницу самой древней в мире цивилизации. Трудно переоценить тот факт, что индуистская Индия была домом четверти человечества с доисторических времен. Ее история, вкратце обобщаемая здесь, — это важнейший ключ к пониманию человеческой истории вообще.

Та обращенность к духовности, которой проникнуты индийское мышление и индийская история, беспрецедентна в опыте человечества. Царь среди своего двора, мудрец на своей горе и крестьянин в одной из 700 тысяч деревень Бхараты (Индии) — все они следуют своей дхарме, имея в виду общую конечную цель: духовное просветление. Эта всеобщая направленность является источником удивительной устойчивости индуизма к воздействию соревнующихся между собой религий и армий захватчиков. Нет другой нации, которая пережила бы такое количество завоевателей — и сохранила себя. Все эти вторжения приводили самые разные народы мира на субконтинент, равняющийся по площади одной трети Соединенных Штатов. При этом Индия осталась Индией.

Многими достижениями древние индусы могли бы гордиться: изобретением десятеричной системы счисления и цифр, философией, лингвистикой, хирургией, городским проектированием и наукой управления государством. А также достижением, оказавшимся весьма полезным при составлении данной хронологии: высокоразвитой астрономией.

Даты индийской истории после Будды вызывают мало споров. Даты же до Будды часто устанавливались, к сожалению, на основе не только научных свидетельств, но и просто преобладавших в тот момент мнений или политических соображений. При этом западная ученость всегда демонстрировала упорную тенденцию к отрицанию древности индуизма.

Индийский ученый С. Б. Рой указывает, что повсеместно принятая хронология немецкого лингвиста Макса Мюллера (1823—1900) базируется исключительно «на сказках из "Катхасаритасагары"». Историк Клаус К. Клостермайер соглашается: «Хронология Макса Мюллера, некритически принятая большинством западных ученых, основывается действительно на весьма шатком фундаменте». Хотя Мюллер и много сделал для знакомства Запада с мудростью Индии, он сам признавался в своем тайном стремлении подорвать позиции индуизма. В письме к жене в 1886 г. он пишет: «Перевод Вед многое прояснит в судьбе Индии и в том, как развивались миллионы душ в этой стране. Это корень их религии, и я уверен, что показать им, что собой представляет корень, — это единственный способ искоренения всего того, что выросло из него за последние 3000 лет».

Современные исследователи, такие как д-р Б. Г. Сиддхартх из Научного Центра Б. М. Бирлы, д-р С. Б. Рой, профессор Субхаш Как, д-р Н. Р. Варадпанде, Бхагван Сингх и д-р Дэвид Фроули, ведачарья, разработали более точную картину древней Индии, собрав новые хронологии на основе высоконадежного метода: датирования эпизодов писаний по упоминающимся в них астрономическим феноменам с учетом прецессии равноденствий. Ось вращения Земли совершает колебания. Это приводит к тому, что созвездия, как они видны с Земли, смещаются с постоянной скоростью по предсказуемой траектории, совершая полный цикл за 25 000 лет. На основе вычислений, например, стих из Ригведы, в котором говорится о зимнем солнцестоянии в созвездии Овна, можно отнести к 6500 г. до н. э. Фроули утверждает: «Прецессионные изменения являются ключом к пониманию индийской астрономии. Нельзя игнорировать их в древних текстах просто потому, что они дают нам даты, слишком ранние для общепринятых воззрений на историю человечества». Кроме астрономических указаний в писаниях, многое поддерживает датировки вышеупомянутых ученых: радиоуглеродный анализ, раскопки городов индо-сарасватийской долины и недавнее установление русла древней реки Сарасвати, важного предмета ведических писаний.

Значительная часть датировок в настоящей хронологии до 600 г. до н. э. взята из работ д-ра С. Б. Роя (Хронологические рамки индийской протоистории: нижний предел, опубликовано в The Journal of theBaroda Oriental Institute, март-июнь 1983 г.) и Дэвида Фроули (Боги, мудрецы и цари). Некоторые исправления в нашей хронологии сделал проф. Шива Г. Баджпай, д-р фил., директор Отдела азиатских исследований Калифорнийского государственного университета, соавтор (наряду спроф. Джозефом Э. Шварцбергом и д-ром Раджем Б. Матхуром) Исторического атласа Южной Азии.

Макс Мюллер был первым евангелистом одной очень зловредной догмы, которую в конце концов навязали индийской истории, а именно теории «арийского вторжения». Термин арья, изначально означавший в Ведах «благородный», затем примененный к праязыку, от которого произошли греческий, санскрит, латынь, германские и другие языки, постепенно стал относиться к тем, кто говорил на этом праязыке, к предполагаемой расе светлокожих ариев. Идея материнской расы овладела умами европейских христианских ученых в XVIII—XIX вв., и они создали разработанные гипотезы о путях миграций ариев из Центральной Азии на запад в Европу, на юг в Индию и на восток в Китай. При этом арии покоряли местные примитивные народы и основывали великие мировые цивилизации. Согласно этой теории, Веды, сердце и ядро Санатана Дхармы, были принесены в Индию извне, а не составлены в самой Индии.

Хотя «арийской» теории недоставало научных доказательств, она (и арийско-дравидское расовое противостояние как следствие из нее) была принята и проповедовалась как установленный факт. Тому было три главных причины. Теория предлагала удобный прецедент для британского, христианского вмешательства в дела Индии. Она примиряла древность индийской цивилизации и религиозных писаний с библейской датой Творения: 4000 г. до н. э. Наконец, она создавала разделение и конфликт между народами Индии, делая их уязвимыми и податливыми для христианских миссионеров.

Современные ученые как Востока, так и Запада считают, что народ Ригведы, называвший себя арья, был автохтонным в Индии, и не было никогда никакого «арийского вторжения». Доказано, что языки Индии имеют общих предков: древнесанскритский и тамильский. И даже эти два вроде бы не связанных друг с другом языка, согласно последним исследованиям «суперсемей», имеют общее происхождение от древнего языка, которому пока дали условное название ностратический.

Примечание к хронологической таблице

В колонке дат даты до нашей эры указаны со знаком минус. Перед датами, установленными лишь приблизительно, стоит ок., что означает «около». Все даты до рождения Будды (624 г. до н. э.) являются приблизительными.

-2,5 млн. Род Homo появился в Африке, колыбели человечества. 

-2 млн. Каменные изделия изготовляются и используются гоминидами в сев. Индии, в районах, богатых животными видами, в том числе слонами. 

-500 000 Каменные ручные топоры и другие орудия используются в сев.

Индии.

-470 000 Индийские гоминиды активны в Тамилнаде и Пенджабе. 

-400 000 Шоанская культура в Индии использует примитивные рубящие

орудия.

-360 000 Homo erectus впервые пользуется огнем в Китае. 

-300 000 Homo sapiens расселяется из Африки в Азию. 

-100000 Homo sapiens sapiens, люди с таким же размером мозга, как и у человека XX века (1450 куб. см.), живут в вост. Африке и мигрируют в Азию через Суэцкий перешеек.

-75000 Начинается последний Ледниковый период. Человеческое население Земли достигает 1,7 млн. 

-45000 Овладев мореплаванием, люди мигрируют из Юго-Вост. Азии в

Австралию и на острова Тихого океана.

-40000 Группы охотников и собирателей в центральной Индии живут в пещерах с разрисованными стенами. Подобные группы в северном Пенджабе живут на открытом пространстве в шалашах. 

-35000 Различные волны миграций из Азии заселяют Европу. 

-30000 Люди заселяют обе Америки. 

-10000 Ледниковый период заканчивается. Первые признаки сельского хозяйства. Население мира 4 млн. чел., Индии — 100 000 чел. 

-10000 Тайттирийя-брахмана (3.1.2) упоминает о созвездии Пурвабха-драпада, восходящем на востоке, —явлении, которое, по расчетам д-ра Б. Г Сиддхартха, приходится на это время. Это самая ранняя известная датировка священных Вед. 

-10000 Ведическая культура, соль вечной мудрости человечества, Санатана дхарма, живет в Гималаях в конце Ледникового периода. 

-9000 В Старой Европе, Анатолии и на минойском Крите — культура, основанная на почитании Богини, и матриархат.

-8500 Тайттирийя-самхита (6.5.3) помещает созвездие Плеяд в зимнее равноденствие, что позволяет судить о древности этой части Веды. -7500 Раскопки в Невели-Кори, Турция, открывают передовую для того времени цивилизацию с развитым сельским хозяйством и городским планированием. Д-р Б. Г Сиддхартх считает, что это была ведическая культура. 

-7000 Заканчивается протоведический период. Начинается ранневедический период.

-7000 Время Ману Вайвасваты, «отца человечества» (по преданию, южноиндийского махараджи, который приплыл к Гималаям во время великого потопа).

-7000 Первые свидетельства наличия лошадей в районе Ганга.

-7000 Жители Индо-сарасватийского региона выращивают ячмень, разводят овец и коз. Они запасают зерно, хоронят своих мертвых и строят дома из глиняных кирпичей, обожженных на солнце.

-6500 Стихи Ригведы (напр., 1.117.22, 1.84.13.5) говорят о том, что зимнее солнцестояние происходит в Овне, что позволяет датировать эту часть Вед этим временем (согласно д-ру Д. Фроули).

-6000 Ранние поселения на реке Сарасвати, тогда величайшей в Индии и протекавшей к западу от Дели; Раджастхан — плодородный регион с обширными пастбищами, как это и описано в Ригведе. Культура, основанная на ячмене (ява), меди (айяс) и коровах, также соотносится с описаниями Ригведы.

-5500 Жители селений Мергарха делают обожженные гончарные изделия и тысячи маленьких глиняных женских фигурок (древнейшие признаки почитания Шакти) и участвуют в торговле драгоценными камнями и морскими раковинами с отдаленными регионами.

-5500 Дата астрологических наблюдений, связанных с древними событиями, позднее упомянутыми в Пуринах (Ален Даньелу).

-5000 Население мира равняется 5 млн. чел., удваивается каждую 1000 лет.

-5000 Начало Индо-сарасватийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Датировка получена археологами, осуществившими раскопки на глубине 14 футов. Кирпичные огненные алтари существуют во многих домах и, вероятно, используются для ведического риту-ала,яджнм. Первые признаки почитания Господа Шивы. Эта зрелая культура просуществует 3000 лет и исчезнет около -1700.

-5000 В Китае выращивается рис, который впервые стали культивировать в восточной Индии.

-4300 Традиционная датировка жизни Господа Рамы.

-4000 При раскопках шумерских городов этого периода Киш и Сузы найдены товары из Индии.

-4000 Население Индии 1 млн. чел.

-4000 Сотворение мира согласно христианской истории.

-3928 25 июля — самое раннее солнечное затмение, упомянутое в Ригведе (согласно современному индийскому исследователю д-ру Шри П. С. Сенгупте).

-3200 Индуистские астрологи, накшатра-дарши, записывают в ведических текстах свои наблюдения полнолуний и новолуний во время летних и зимних солнцестояний и весенних и осенних равноденствий с учетом 27 фиксированных звезд (накшатр), расположенных с почти равными промежутками на лунной эклиптике или видимом пути через небо. Прецессия равноденствий (вызываемая колебанием земной оси вращения) приводит к тому, что накшатры смещаются с постоянной скоростью вдоль предсказуемой траектории с циклом в 25000 лет. На основе этих наблюдений историки могут вычислить даты, когда имели место указанные положения Луны, Солнца и накшатр.

-3102 Начало кали-юги и индуистского календаря Эры Кали.

-3100 Весеннее равноденствие в Рохини (середина Тельца), упоминающееся в нескольких Брахманах (по Б. Г.Тилаку). Традиционная датировка войны, описанной в Махабхарате, и жизни Господа Кришны.

-3100 Заканчивается ранний ведический период, начинается поздневе-дический период.

-3100 Арийские народы населяют Иран, Ирак и подходят к западной границе Индо-сарасватийской долины. Фроули описывает ариев как «культуру духовного знания». Он и другие ученые верят в то, что: 1) Семиречье (Сапта-Синдху), упомянутое в Ригведе, находилось в Индии, 2) народ Индо-сарасватийской долины и народ Ригведы — это одно и то же и 3) не было никакого арийского вторжения. Эта точка зрения в настоящее время преобладает над западной исторической концепцией ариев как отдельной этнической или языковой группы. Тем не менее многие ученые до сих пор считают, что индо-сараеватийский народ — это дравиды, которые были позднее вытеснены пришлыми ариями.

-3000 Свидетельства о наличии лошадей в южной Индии.

-3000 В Тиуакане (Мексика) выращивается кукуруза.

-3000 Традиционная датировка письменной фиксации Шайва-агам древнейшим Тамильским Сангамом.

-2700 Печати из Индо-сарасватийской долины свидетельствуют о почитании Шивы, изображая Шиву как Пашупати, Господа животных.

-2600 Индо-сарасватийская цивилизация достигает пика развития и удерживается на этом уровне до 1700 г. до н. э. Распространяясь из Пакистана в Гуджарат, Пенджаб и Уттар-Прадеш, она является величайшей из трех древнейших цивилизаций мира. Имеет связи с Месопотамией (возможно, и с Критом), Афганистаном, Центральной Азией и Карнатакой. Население Хараппы и Мохенджо-Даро достигает 10 тыс. чел.

-2600 Основные части гимнов Вед составлены в правление Вишвамитры I (датировка д-ра С. Б. Роя).

-2600 Пересыхание прославленной в Ведах реки Дришадвати и, возможно, смещение русла Ямуны, которая отныне впадает в Ганги.

-2600 Строится первая египетская пирамида.

-2500 Основной период индо-сарасватийских городов. Культура базируется на рисе и хлопке, которые были впервые окультурены в Индии. Девяносто процентов городов расположены вдоль реки Сарасвати. Это житница региона. Мохенджо-Даро — большой периферийный торговый центр. Ракхигари и Ганверивала (еще не раскопанные на момент составления хронологии, 1994 г.) —такие же большие, как и Мохенджо-Даро. Индо-сарасватийские поселения были найдены на юге до реки Годавари в Карнатаке и на севере до реки Амударьи.

-2500 Упоминание о весеннем равноденствии в Криттике (Плеядах или раннем Тельце) в гимнах и Брахманах Яджур- и Атхарваведы. Это соотносится с хараппскими печатями, на которых изображены семь женщин (Криттик), поддерживающих огонь.

-2300 Саргон основывает месопотамское царство Аккад и торгует с горо-дами Индо-сарасватийской долины.

-2300 Индоевропейцы в уральских степях (нынешняя Россия) создают эффективную технологию производства колесниц.

-2050 Ведический народ живет в Персии и Афганистане.

-2051 Диводаса (правит до -1961) поддерживает контакты с вавилонским царем Индату (вавилонская хронология). Датировка С .Б. Роя. ок. -2040 Принц Рама рождается в Айодхье (эта и две следующие датировки принадлежат С. Б. Рою).

-2033 Правление Дашаратхи, отца Господа Рамы. Царь Равана, враг Рамы, правит в Шри-Ланке.

-2000 Индоевропейцы (кельты, славяне, литовцы) имеют космологию, теологию, астрономию, ритуал, общественные установления и брачные обычаи ранневедического типа.

-2000 Возможная дата письменной фиксации первых Шайва-агам.

-2000 Население мира: 27 млн. чел., Индии: 5 млн. чел. (22%). На протяжении всей истории на долю Индии приходилось около 1/4 человечества.

-1915 Весь Тамильский Сангам города Мадурая собирается в Тирупа-ранкундраме (по традиционной тамильской хронологии).

-1900 Заканчивается поздневедический период, начинается постведический период.

-1900 Река Сарасвати пересыхает, конец Индо-сарасватийской цивилизации, конец ведической эры. С этих пор центр древнеиндийской цивилизации перемещается с Сарасвати на Гангу. Ведический народ, возможно, мигрирует из Индии на Ближний Восток (предположительно, давая начало миттанийцам и касситам, которые поклонялись ведическим богам). Климатические перемены делают регион Сарасвати слишком засушливым для обитания людей. (В 1990-х гг. русло высохшей Сарасвати, считавшееся потерянным, было наконец обнаружено со спутника.)

-1500 Египтяне хоронят своих правителей в Долине Царей.

-1500 Полинезийцы заселяют все тихоокеанские острова.

-1500 Затопление каменного портового города Дварка близ Гуджарата, где использовалось раннее письмо брахми, древний индийский алфавит. Многие отождествляют этот город (больший, чем Мохенджо-Даро) с Дваракой Кришны. Возможная датировка жизни Господа Кришны. Вторая фаза урбанизации Индии (промежуточная между индо-сарасватийскими городами типа Хараппы и позднейшиими городами на Ганге).

-1500 Автохтонная технология производства железа в Дварке и Кашмире.

-1500 Корица экспортируется из Кералы на Средний Восток.

-1472 Правление Дхритараштры, отца Кауравов, и Юдхиштхиры, царя Пандавов. Жизнь мудреца Яджнявалкьи. Датировки основаны на упоминании в Махабхарате зимнего солнцестояния в Дхаништхе.

-1450 Ригведа-самхита полностью сложилась. В течение следующих нескольких сотен лет составляются Упанишады, а также Веданги и Сутры. -1424 Битва Бхараты согласно Махабхарате. (Профессор Субхаш Как датирует эту битву -2449. Другие авторы дают более поздние датировки, вплоть до IX века до н. э.).

-1424 Рождение Парикшита, внука Арджуны и следующего царя.

-1350 В Богаз-Кой (нынешняя Турция) накаменная запись Митанний-ского договора перечисляет в качестве божественных свидетелей ведических божеств Митру, Варуну, Индру и Насатьев (Ашвинов).

-1316 Эпическая поэма Махабхарата составлена мудрецом Вьясой.

-1300 Панини составляет Аштадхьяйи, систематическое изложение санскритской грамматики (датировка по Рою).

-1300 В Махабхарате и Рамаяне делаются изменения до 200 г. до н. э. Пураны редактируются до 400 г. до н. э. Ранняя литература смрити составляется в течение следующих 400 лет.

-1255 Царь Шучи из Магадхи пишет Джйотиша-ведангу.

-1250 Моисей выводит 600 000 евреев из Египта.

-1200 Возможная дата легендарной Троянской войны греков, о которой рассказывается в эпических поэмах Гомера Илиада и Одиссея (ок. -750).

-1124 Столица эламитов переносится в Вавилон, самый большой город в тогдашнем мире, занимавший 10 тыс. гектаров (чуть больше современного Сан-Франциско).

-1000 Население мира равняется 50 млн. чел., удваивается каждые 500 лет.

-975 Царь Хирам из Финикии для израильского царя Соломона устанавливает торговлю с портом Офир (санскр. Супара) близ современного Бомбея. Подобная торговля существовала еще в эпоху Хараппы.

-950 Евреи прибывают в Индию на торговых судах царя Соломона.

-950 В течение следующих 200 лет санскрит постепенно выходит из употребления как разговорный язык.

-925 Еврейский царь Давид создает империю на территории нынешних Израиля и Ливана.

-900 Железный век в Индии. Первое употребление железа датируется по крайней мере -1500.

ок. -900 Первые упоминания о святом городе Варанаси (Бенарес), одном из древнейших из поныне существующих городов мира, расположенном на священной реке Ганге.

-850 Китайцы используют зодиак из 28 созвездий, выведенный из индийской системы джйотиша. ок. -800 Записываются поздние Упанишады.

-800 Поздние смрити, вторичные индуистские писания, составляются, уточняются и дополняются в течение следующей 1000 лет.

-776 В Греции проводятся первые Олимпийские игры.

-750 Пракриты, местные или «естественные» языки, развиваются у народов Индии. Уже расцветшие в 500 г. до н. э. пали и другие пракриты в основном известны нам по буддийским и джайнским книгам, написанным в то время. Жреческий санскрит постепенно очищается и утончается в течение следующих 500 лет и приобретает свою классическую форму.

-700 Жизнь Зороастра из Персии, основателя зороастризма. Его священная книга, Зенд-Авеста, содержит много стихов из Ригведы и Атхарваведы. Его строгое разграничение добра и зла порождает дуалистическое понятие о Боге и дьяволе, характерное для всех позднейших западных религий.

-700 Ранний смартизм возникает из синкретической ведической брах-манической (т. е. относящейся к жреческой касте) традиции. Сегодня он процветает как либеральная секта смартов наряду с сектами шиваитов, вишнуитов и шактистов.

-623—543 Жизнь Сиддхартхи Гаутамы, Будды, родившегося в нынешнем Уттар-Прадеш в шиваитском царском роду Шакья (датировка шриланкийских буддистов. Индийские ученые называют другие даты: -563—483. Махаянисты Китая и Японии: -566—486 или позже).

ок.-600 Жизнь Сушруты из Варанаси, отца хирургии. Его аюрведические трактаты охватывают пульсовую диагностику, грыжу, катаракту, косметическую хирургию, медицинскую этику, 121 хирургическую операцию, антисептики, токсикологию, психиатрию, ожоги, хирургическую анестезию, чесночную терапию и многое другое, 

ок.-600 Жизнь Лао-цзы, основателя китайского даосизма, автора книги Дао дэ цзин. Его эзотерические учения о простоте и преодолении эгоизма становятся фундаментом китайской жизни на следующие 2000 лет и пронизывают культуру Вьетнама, Японии и Кореи. 

-599—527 Жизнь Махавиры Вардхаманы, 24-го Тиртханкара и почитаемого учителя джайнского ренессанса. Его учение придает особое значение строгим правилам вегетарианства, аскетизма и ненасилия. (Некоторые датируют его жизнь 40 годами позже.) 

-560 В Греции Пифагор учит математике, музыке, вегетарианству и йоге - черпая из мудрости Индии.

-551—478 Жизнь Конфуция, основателя конфуцианской религии. Его социально-этическое учение является основой образования, идеологии правящего класса и религии в Китае.

-518 Дарий I, царь Персии, вторгается в долину Инда. Этот зороастрий-ский царь демонстрирует терпимость по отношению к местным религиям, 

ок.-500 Жизнь Капилы, основателя санкхья-даршаны, одной из шести классических систем индийской философии, ок. -500 В Индии строятся дамбы для сохранения воды.

-500 Население мира составляет 100 млн. чел. Население Индии: 25 млн. чел. (из них 15 млн. живет в бассейне Ганга).

ок.-500 В течение следующих 300 лет (по Мюллеру) составляются многочисленные вторичные индуистские писания (смрити): Шраута-сутры, Грихья-сутры, Дхарма-сутры, Махабхарата, Рамаяна и Пураны и т. д.

ок.-500 Начало эры Тамильского Сангама (500 г до н. э.—500 г. н. э.). Мудрец Агастья пишет Агаттийям, первую известную нам тамильскую грамматику. Толкаппийяр пишет Толкаппийям-пурана-нуру, труд также о грамматике, в котором утверждает, что он фиксирует мысли о поэзии, риторике и т. п. более ранних грамматиков, что указывает на высокую степень развития тамильской языковой культуры уже до того времени. Он приводит правила заимствования санскритских слов в тамильский язык. Другими известными трудами Сангама являются поэтические собрания Па-рипадал, Паттупатту, Эттутокай-пуранануру, Аканануру, Аингурунуру, Падиненкилканакку. Некоторые из трудов касаются почитания Вишну, Индры, Муругана и Всевышнего Бога Шивы.

-480 Умирает Аджита, настика (атеист), который проповедовал чисто материалистическое объяснение жизни и учил об окончательности смерти.

-478 Принц Виджайя, изгнанный своим отцом, царем Синхабаху, отплывает из Гуджарата с 700 последователями. Основывает Сингальское царство в Шри-Ланке (хроника Махавамса, ок. 500 г.).

-450 Расцвет деятельности афинского философа Сократа (ок. -470—400).

-428—348 Жизнь Платона, афинского ученика Сократа. Этот великий философ основывает Афинскую Академию в -387 г. 

ок.-400 Панини составляет свою санскритскую грамматику, Аштадхьяйи

(датировка, принятая большинством западных ученых), 

ок.-400 Жизнь Гиппократа, греческого врача, «отца медицины», сформулировавшего Клятву Гиппократа, кодекс медицинской этики, который до сих пор обязуются выполнять все западные врачи.

-326 Александр Великий, царь Греции, вторгается в северную Индию, но ему не удается ее завоевать. Его солдаты поднимают мятеж. Он покидает Индию в том же году. Греки, оставшиеся в Индии, вступают в браки с индийским населением. Взаимообмен философий оказывает влияние на обе цивилизации. Греческая скульптура оставляет след в индийских стилях. Позже, при бактрийском царстве, греческое влияние еще усиливается.

-305 Чандрагупта Маурья, основатель первой всеиндийской империи (-324—184), громит греческие гарнизоны Селевка, основателя Империи Селевкидов в Персии и Сирии. В эпоху расцвета при императоре Ашоке (правил в -273—232 гг.) империя Маурьев включает в себя всю Индию, кроме крайнего Юга.

ок.-302 Каутилья (Чанакья), министр Чандрагупты Маурьи, пишет Артхашастру, свод законов, административных процедур и политических советов для царей.

-302 В своей Индике Мегасфен, посланник царя Селевка, раскрывает Европе в красочных подробностях чудеса империи Маурьев: общество изобилия с богатым сельским хозяйством, ирригационными сооружениями и 7 кастами: философов, крестьян, солдат, пастухов, ремесленников, судей и адвокатов.

ок.-300 Китайцы изобретают литье железа, известное в Европе к 1300 г. н. э.

ок.-300 Процветает вишнуитская секта паньчаратра. Все позднейшие секты вишнуизма основываются на верованиях паньчаратры (оформленных Шандильей ок. 100 г. н. э.).

ок.-300 Основывается южноиндийское царство Пандьев (300 г. до н. э.—1700 г. н. э.). В его столице, Мадурае, строится величественный храм Минакши. Позднее будут построены также храм в Шрирангаме и храм Рамешварам с его тысячеколонным залом (ок. 1600 г. н. э.).

-297 Император Чандрагупта отрекается от престола, чтобы стать джайнским монахом.

-273 Ашока (правил в -273—232 гг. до н. э.), величайший император в династии Маурьев, внук Чандрагупты, восходит на престол. Отказавшись от насильственных завоеваний после своего жестокого вторжения в Калингу (260 г. до н. э.), он обращается в буддизм. Занимается общественным строительством и посылает дипломатические миссии мира в Персию, Сирию, Египет, Северную Африку и на Крит и буддийские миссии в Шри-Ланку, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Благодаря международному влиянию Ашокибуддизм превращается в мировую силу. Его труды и учение увековечены в Эдиктах на камнях и колоннах (например, на «львиной капители» колонны в Сарнатхе, которая является национальной эмблемой современной Индии). -251 Император Ашока посылает своего сына Махендру (-270—204 г. до н. э.) распространять буддизм в Шри-Ланке, где его по сей день почитают как миссионера—основателя национальной религии.

ок.-250 Жизнь Махарши Нандинатхи, первого известного нам садгуру в Кайласа-парампаре Нандинатха-сампрадайи. Восемью его учениками были Санаткумар, Санакар, Санаданар, Санантанар, Шивай-огамуни, Патанджали, Вьягхрапада и Тирумулар (Сундаранатха).

ок.-221 Строится Великая Китайская Стена, длиной приблизительно 4815 км. Это единственный сделанный человеком объект, видимый с Луны.

ок.-200 Жизнь Риши Тирумулара, ученика Махарши Нандинатхи и автора Тирумантирам, обобщения Шайва-агам и Вед в 3047 стихах и сжатого изложения учения Нандинатха-сампрадайи. Основал южноиндийскую монистическую школу шайва-сиддханты.

ок.-200 Жизнь Патанджали, ученика Нандинатхи и собрата по монашеству Риши Тирумулара. Написал Йога-сутру в Чидамбараме, южная Индия.

ок.-200 Жизнь Бхогара Риши, одного из восемнадцати тамильских сиддхов. Этот мистик сделал из девяти ядов мурти Паланисвами, установленное ныне в храме на холмах Палани (южная Индия). Бхогар либо был родом из Китая, либо бывал там.

ок.-200 Жизнь Святого Тируваллувара, поэта-ткача, жившего в районе современного Мадраса, автора Тирукурала («Святых куплетов»), классического тамильского труда по этике и управлению государством (на этой книге присягают в современных судах в южной Индии).

ок.-200 Джаймини пишет Миманса-сутры.

ок.-150 Начинается строительство буддийских пещерных храмов Аджанты в районе современного Хайдарабада. Создание 29 монастырей и галерей продолжается приблизительно до 650 г. н. э. Знаменитые фрески написаны между 600 г. до н. э. и 650 г. н. э. 

-145 Основана империя Чолов (145 г. до н. э.—1300 г. н. э.) в Тамилнаде, которая в эпоху своего расцвета достигнет больших успехов в административной организации и хозяйстве, в частности развернет огромные ирригационные работы.

-140 В Китае начинается трехлетнее правление императора У-ди. Поклонение Богине-Матери, Земле, приобретает важное значение. 

-130 Конец правления Менандра (Мелинды), индо-греческого царя, обратившегося в буддизм.

-58 Начало Эры Викрама Самват по индуистскому календарю. 

-50 Основание Кушанской империи (50 г. до н. э.—220 г. н. э.). Эта буддийская династия контролирует большую часть Индийского субконтинента, Афганистан и часть Центральной Азии, 

ок. -10 Иланговадикал, сын тамильского царя Чералатана, пишет выдающийся классический трактат о музыке и танце Силаппатикарам. 

-4 Иисус из Назарета (4 г. до н. э.—30 г. н. э.), основатель христианства, родился в Вифлееме (датировка современной библейской науки). 

Начало западного календаря. Наша эра. 

10 Население мира составляет 170 млн. чел. Население Индии: 35 млн. чел. (20,5% мирового населения).

ок. 50 Южноиндийцы захватывают Фунань, Индокитай. Каундинья, индийский брахман, становится первым царем нового царства. Государственная религия — шиваизм.

53 Согласно легенде, в Мадрасе умирает Святой Фома, один из двенадцати апостолов Христа, основатель Малабарской Сирийской христианской церкви в западной Индии.

ок. 60 Император Мин-ди (правил в 58—76 гг.) принимает буддизм и вводит его в Китае. Приглашает двух монахов из Индии, которые строят храм в Лояне (современная провинция Хэнань). 

ок. 75 Гуджаратский принц Аджишака вторгается на остров Ява. 

78 Начало индуистского календаря Шака.

ок. 80 Джайны разделяются, на почве разногласий по поводу правил для монахов, на две секты: шветамбара («белые одежды») и дигамбара («небесные одежды»).

ок.80 Жизнь Чараки (ок. 80 —180). Придворный врач кушанского царя, он формулирует кодекс поведения для врачей аюрведы и пишет Чарака-самхиту, руководство по медицине.

ок. 100 Жизнь Шандильи, впервые в систематической форме обнародовавшего древние учения паньчаратры. Его Бхакти-сутры, посвященные Вишну, вызывают ренессанс вишнуизма. В самхитах Шандильи и его последователей, а также в Паньчаратра-агамах, содержатся главные учения современных вишнуитов. К X веку популярная секта паньчаратра оставляет неизгладимый отпечаток на многих индуистских школах.

100 Чжан Цянь из Китая прокладывает торговые маршруты в Индию и на запад, вплоть до Рима, которые позже станут известны как «Шелковый путь». 

105 В Китае изобретена бумага.

117 Римская империя достигает максимального территориального расширения.

ок.175 Греческий астроном Птолемей, известный в Индии как Асура Майя, объясняет солярную астрономию, сурья-сиддханту, индийцам, изучающим науку звезд.

180 Население мексиканского города Теотихуакан составляет 100 тыс. чел. и достигает 250 тыс. чел. к 500 г.

ок. 200 Жизнь Лакулиши, известного гуру, лидера реформистского движения в пашупата-шиваизме.

ок. 200 Индуистские царства основаны в Камбодже и в Малайе. 

205—270 Жизнь Плотина, родившегося в Египте греческого философа-мониста и религиозного деятеля, трансформировавшего возрождавшийся в Римской империи платонизм в то, что современные ученые называют неоплатонизмом. Это учение оказало большое влияние на исламскую и европейскую мысль. Плотин учил об ахимсе, вегетарианстве, карме, реинкарнации и верил в Верховное Существо, одновременно имманентное и трансцендентное.

ок. 250 В Тамилнаде основана династия Паллавов (ок. 250—885 гг.), которая построит храмовый комплекс Кайласа Камакши в своей столице Канчи и огромные каменные монументы в Махабалипураме (VII век).

ок. 275 В Анурадхапуре, столице Шри-Ланки, основан буддийский монастырь Махавихара.

350 Расцвет династии Гуптов (320—540 гг.). В эту «классическую эру» устанавливаются литературные, живописные, архитектурные и философские нормы. Эта северная индийская империя поддерживает вишнуизм и шиваизм и во времена подъема управляет или получает дань почти со всей Индии. Буддизм также процветает под терпимой властью Гуптов.

ок. 350 Жизнь Калидасы, великого санскритского поэта и драматурга, автора Шакунталы и Мегхадуты (традиционная датировка, предложенная профессором Субашем Каком: ок. 50 г. до н. э.).

ок. 350 Династия Личчхавов (ок. 350—900) устанавливает индуистское правление в Непале. Небольшое царство становится главным интеллектуальным и коммерческим центром между Южной и Центральной Азией. 358 Гунны, превосходные лучники и всадники, возможно, тюркского происхождения, вторгаются в Европу с востока.

375 Махараджа Чандрагупта II Викрамадитья, величайший индуистский монарх, правит до 413 г., расширяя империю Гуптов на север за реку Инд.

391 Римский император Феодосии I разрушает греческие эллинистские храмы и официально запрещает языческие культы.

ок. 400 Написаны «Законы Ману» (Ману-дхарма-шастра). Их 2685 стиха трактуют о космогонии, четырех ашрамах, управлении, домашних делах, кастах и морали (другая датировка: 600 г. до н. э.).

ок. 400 Полинезийцы на открытых каноэ с балансиром достигают таких удаленных островов в Тихом океане, как Гавайи и остров Пасхи.

ок. 400 Шатуранга, индийская предшественница шахмат, разработана на основе аштапады. Настольная игра типа «кто быстрее» преобразовалась в «военную» игру, в которой участвовали четверо и бросали игральную кость. Позднее, из уважения к Законам Ману, которые запрещают азартные игры, поклонники игры отказались от кости и создали шатрандж, стратегическую игру для двух участников.

ок. 400 Ватсьяяна пишет Кама-сутру, известный учебник по эротике. 

419 Перуанский народ моче строит храм Солнца высотой 46 метров, на который пошло 50 миллионов кирпичей.

ок. 440 Пещерные фрески Аджанты изображают Будду как принца Сид-дхартху в рубашке чудидара, прототипе современной «рубашки Неру».

450—535 Жизнь Бодхидхармы из южной Индии, 28-го патриарха индийской буддийской секты дхьяна, основателя чань-буддизма (в Японии называемого дзэн-буддизмом) в Китае (520 г.).

ок. 450 Вторжения эфталитов производят опустошение в северной Индии. Эти «белые гунны» из Китая, по-видимому, не связаны с гуннами, вторгшимися в Европу.

ок. 450 По мере того как империя Гуптов приходит в упадок, индийский литературный стиль продолжает развиваться вплоть до XVI века. Отход от вычурных литературных форм в сторону большей простоты и прямолинейности. 

453 Гунн Аттила умирает, разграбив Европу.

499 Арьябхата I (476—ок. 550 гг.), индийский астроном и математик, используя индийские (они же «арабские») цифры, точно вычислил число «пи» до 3,1416 и солнечный год до 365,3586805 дней. За тысячу лет до Коперника Арьябхата выдвинул теорию гелиоцентрической вселенной с эллиптическими орбитами планет и шарообразной вращающейся Землей. Написал Арьябхатийю, первое изложение плоской и сферической тригонометрии, алгебры и арифметики. ок. 500 Летопись истории Шри-Ланки, Махаванса, начинает вести на языке пали, вероятно, буддийский монах Маханама. Продолжение летописи, Чулаванса, прослеживает историю до 1500 г.

ок. 500 Народные предания различных сект пересматриваются, уточняются, сокращаются и оформляются как Пураны, энциклопедический свод мифологии и культуры индуизма.

500 Население мира составляет 190 млн. чел. Население Индии: 50 млн. чел. (26,3% мирового населения).

510 Эфталит Михиракула, пришедший из-за реки Оксу, сокрушает мощь империи Гуптов. Вскоре он подчиняет своему контролю значительную часть северной и центральной Индии, 

ок. 533 Яшоварман из Мальвы и Ишанаварман из Канауджа наносят поражение и вытесняют эфталитов из северной Индии, 

ок. 543 Пулакешин I основывает династию Чалукьев (ок. 543—757; 975— 1189 гг.) в Гуджарате; впоследствии ее правление распространяется на обширные территории западной Индии.

548 Император Киммэй официально признает буддизм в Японии, принимая в дар образ Будды из Кореи.

553 Второй Константинопольский Собор отвергает доктрину о существовании души до зачатия, исходя из того, что идея реинкарнации несовместима с христианской верой.

565 Тюрки и персы громят эфталитов.

570—632 Жизнь Мухаммеда, проповедника из бедуинского племени курей-шитов, основателя ислама. Мухаммед начал проповедь в Мекке, призвав покончить с «демонами и идолами» арабской религии и обратиться на путь единого Бога, Аллаха.

ок. 590—671 Жизнь шиваитского святого-наянара Тирунавуккарасу, родившегося в крестьянской семье в Тамилнаде. Он написал Тирумурай — книгу из 312 песен и 3066 стихов. Подметая пол в каждом храме, который посещал, он подавал пример истинно смиренного служения Господу Шиве. Его современник, ребенок-святой наянар Самбандар, называет его «Аппар», т. е. «отец».

ок. 598—665 Жизнь Брахмагупты, выдающегося индийского астронома, писавшего о гравитации и заложившего основы индуистской астрономической системы в своем труде Брахма-спхута-сиддханта, две из 25 глав которого посвящены сложнейшей математике, 

ок. 600 Религиозно толерантный царь Нарасимхаварман Паллава строит буддийскую пагоду в порту Нагапатам для китайских купцов и заезжих буддийских монахов.

ок. 610 Мухаммед начинает пророчествовать в Аравии.

ок. 600—900 Двенадцать вишнуитских святых-альваров из Тамилнада написали 4000 стихов и песен (собранных в каноне Налаира-дивья-прабандхам), восхваляющих Нараяну, Раму и рассказывающих о любви Кришны и гопи.

ок. 600 Жизнь Банабхатты, шактистского мастера санскритской прозы,

автора Харша-чариты (истории Харши) и Кадамбари. 

606 Буддист Харшавардхана, правивший в 606—644 гг., основывает первое великое царство после вторжения эфталитов, которое постепенно охватывает всю Индию до реки Нармады на юге. 

ок. 630 Вагбхата пишет Аштанга-санграху, сочинение по аюрведе. 

630—634 Чалукья Пулакешин II становится правителем юга Индии, разгромив Харшавардхану, правителя севера.

630—644 Китайский путешественник Сюань Цзан странствует по Индии и ведет обширные записи. Население Варанаси — 10 тыс. чел., преимущественно шиваитов. В буддийском университете Наланда хранятся тысячи рукописей и проживают 10000 человек, в том числе 1510 учителей.

641—645 Арабы-мусульмане завоевывают Месопотамию, Египет и Персию, 

ок. 650 Жизнь шиваитского святого-наянара Тируджняны Самбандара. Родившийся брахманом в Танджавуре, он написал 384 песни (4158 стихов), составляющих первые трикниги Тирумурая. В 16 лет он исчезает в святилище храма Наллур близ Тиручи, Тамилнад. 

ок. 650 Более 60 китайских монахов уже посетили Индию и ее колонии. Четыреста санскритских трудов переведены на китайский, из которых 380 сохранились до наших дней.

686—705 Правление царя Раджасимхи Паллавы. Ему в наследство достается задача завершить обширные скульптурныеи камнерезные работы, начатые в Махабалипураме императором Махендрой и его сыном Нарасимхой.

ок. 700 В течение следующих 100 лет индонезийский остров Бали перенимает индуизм от своего соседа, острова Ява. 

712 Мусульмане захватывают район Синд (Пакистан) и используют его как базу для грабительских походов в северную Индию. 

732 Франки предотвращают мусульманское завоевание Европы, установив под Пуатье (Франция) северо-западный предел арабо-му-сульманского проникновения.

739 Армии Чалукьев отражают арабо-мусульманское вторжение под Навасари (современная Махараштра).

ок. 750-1159 В Бихаре и Бенгалии правит династия Пала, последние в Индии царственные покровители буддизма, помогающие утвердиться ему и в Тибете.

ок. 750 В Эллоре высекается в скале пещерный храм Кайласа.

ок. 750 Индуистский астроном и математик совершает путешествие в Багдад с Брахма-сиддхантой (трактатом по астрономии) Брахмагупты, который он перевел на арабский, и знакомит арабский мир с десятиричными цифрами и нулем.

ок. 750 Вальмики пишет Йога-Васиштху (29 000 стихов). 788—820 Жизнь Ади Шанкары, родившегося в Малабаре, знаменитого монаха-философа из традиции смартов, автора мистических поэм и многочисленных комментариев к писаниям и оригинальных трудов, в том числе Вивека-чудамани. Шанкара основал десять монашеских орденов (дашанами). Проповедовал майявада-адвайту, делавшую особый упор на иллюзорности мира и признававшую Бога единственной Реальностью.

ок. 800 Возрождение бхакти приводит к ослабеванию буддизма в южной Индии. На севере Будда почитается как 9-я инкарнация Вишну.

ок. 800 Жизнь Наммальвара, величайшего из святых-альваров. В его поэмах, популярных по сей день, воплощены верования южных вишнуитов.

ок. 800 Жизнь Васугупты, родоначальника современного кашмирского шиваизма — монистической, медитативной школы.

ок. 800 Жизнь Аувайяр, святой из Тамилнада, великой преданной Господа Ганеши и автора Аувай-курала. Она связана со школой кундалини Ламбики. (Вторая датировка жизни Аувайяр, 200 г. до н. э., основывается на одной истории о ней, в которой Аувайяр и святой Тируваллувар выступают как современники. Третье упоминание об Аувайяр датируется примерно 1000 г. Аувайяр — тамильское слово, означающее «старая, мудрая женщина»; некоторые считают, что одно и то же имя может относиться к трем разным лицам.)

ок. 800 Жизнь Карайккаль Аммайяр, одной из 63 шиваитских святых Тамилнада. Ее мистические и йогические гимны, сохраненные в Тирумурае, популярны по сей день.

ок. 800 Жизнь Андаль, святой из Тамилнада, автора бхактистских стихов о Господе Кришне. Исчезла в возрасте 16 лет.

ок. 825 Тамильский святой-наянар Сундарар родился в семье храмовых жрецов-адишайвов в Тирунавалуре. Его 100 песен, восхваляющих Шиву (те, что остались от 38 000 его песен) составляют 7-ю книгу Тирумурая. Его поэма Тирутондаттохай, в которой называются имена шиваитских святых, послужила основой для Перийя-пу-ранам святого Секкилара.

ок. 825 Васугупта открывает высеченные в скале Шива-сутры.

846 Виджаялайя восстанавливает династию Чолов, которая за следующие 100 лет становится одной из сильнейших империй юга Индии всех времен.

ок. 850 Вишнуитская секта шри-вайшнава основана в Тамилнаде Ачарьей Натхамуни, предшественником великого богослова Рамануджи.

ок. 850 Жизнь Маниккавасагара, шиваитского святого, родившегося в Тирувадавуре близ Мадраса в семье брахманов, автора знаменитой книги Тирувасагам — 51 поэмы, обрисовывающей эволюцию души к Господу Шиве. Классическими примерами его новаторского стиля бхактистских песен являются Тирупалли-элучи и Тирувем-бавай.

875 Мусульманские владения простираются от Испании до долины Инда.

885 Чолы убивают в сражении Апараджиту, царя Паллавов. 

ок. 900 Жизнь Матсьендранатхи, великого представителя секты натхов, придающей особое значение практикам кундалини-йоги. 

ок. 900 В правление индуистской династии Малла (ок. 900—1700) в Непале вводятся юридические и общественые кодексы, в которых заметно влияние индуизма. Непал распадается на несколько княжеств, ок. 900-1001 Жизнь Сембиян Ма Дэви, королевы в династии Чолов в 950— 957 гг. и покровительницы шиваизма. Она построила десять храмов и сделала из своего внучатого племянника, будущего императора Раджараджу I, также великого строителя храмов. 

900 Индонезийское государство Матарам обращается в шиваизм после столетия буддизма и строит 150 храмов Шивы.

ок. 950 Жизнь Горакшанатхи, йога школы натхов, основателя йогическо-го ордена канпхати и собственной школы шиваизма, известной как горакшанатха-шиваизм или сиддха-сиддханта.  ок. 950-1015 Жизнь кашмирского шиваитского гуру Абхинавагупты.

960 Царь Вира из династии Чолов, получив видение танцующего Шивы Натараджи, начинает расширение храма Шивы в Чидамбараме, в частности строит крытое золотом святилище. Расширение заканчивается в 1250 г.

988 В Киевской Руси князь Владимир Великий официально вводит христианство в качестве государственной религии. Старые языческие культы подвергаются строгому запрету.

ок. 1000 Горакшанатха пишет Сиддха-сиддханта-паддхати («Пути доктрин адептов»). В 353 стихах объясняются природа Бога и вселенной, структура чакр, сила кундалини и методы реализации. 

1000 Население мира составляет 265 млн. чел. Население Индии: 79 млн. чел. (29,8% мирового населения).

ок. 1000 Несколько индийских общин из Раджастхана, Синда и других областей, предки современных цыган, постепенно перемещаются через Персию в Европу.

ок. 1000 Викинги достигают Северной Америки и высаживаются в Новой Шотландии.

ок. 1000 Полинезийцы прибывают в Новую Зеландию, завершая величайшую в истории миграцию и подвиг мореплавания и становясь самой широко распространенной (территориально) расой на Земле. 

1001 Мусульмане-тюрки под предводительством Махмуда Газневи (998 — 1030) вторгаются в Индию с северо-запада и наносят поражение Джаяпале из индуистской династии Сахи, правившей в южном Афганистане и Пенджабе, под Пешаваром. Это первое из мусульманских завоеваний в Индии.

ок. 1010 Намбиандар Намби составляет антологию бхактистских гимнов

шиваитских святых под названием Тирумурай.

1017 Махмуд Газневи захватывает Матхуру, место рождения Господа Кришны, и закладывает там мечеть, в ходе одного из своих 17 грабительских походов в Индию под лозунгом «священной войны» мусульман с «неверными».

1017-1137 Жизнь Рамануджи из Канчипурама, тамильского святого-философа из вишнуитской секты шри-вайшнава, которая продолжила традиции бхакти южноиндийских святых-альваров. Его сильно теистическая недвойственная философия вишишта-адвайта-ве-данты восстанавливает традицию паньчаратры. Главный оппонент системы Шанкары, Рамануджа умер в возрасте 120 лет, будучи главой монастыря Шрирангам.

1018-1060 Жизнь Бходжадэвы Парамары, гуджаратского царя, поэта, художника и богослова монистической шайва-сиддханты.

1024 Махмуд Газневи грабит храм Шивы в Соманатхе, разрушив Лингам и убив 50 тысяч защитников индуизма. Позже он построит мечеть на остатках стен храма.

1025 Махараджа Раджендра I, правитель из династии Чолов, отправляет победоносные морские экспедиции в Бирму, Малайю и Индонезию, после которых начинается упадок тамошней буддийской империи Шривиджайя.

ок. 1040 Китайцы изобретают компас и совершенствуют применение пороха, впервые изобретенного и применявшегося в Индии как взрывная смесь селитры, серы и древесного угля, для ружей и пушек.

ок. 1050 Жизнь Шрикантхи, основателя шива-адвайты, одной из основных философских школ шиваизма.

ок.1130—1200 Жизнь Нимбарки, основателя вишнуитской секты Ниманди, придерживающейся философии двайта-адвайты, или двойственной недвойственности. Он ввел поклонение Кришне вместе с Его спутницей Радхой. (Современные нимаваты, последователи Нимбарки, почитают Самого Вишну в форме Хамса-Аватары как основателя их секты.)

ок. 1130 Жизнь Секкилара, тамильского главного министра при императоре Кулоттунге II из династии Чолов (правил в 1133—1150) и автора Перийя-пуранам, эпической биографии (агиографии) 63 шиваит-ских святых, 12-й книги Тирумурая.

ок. 1150 Жизнь Басаванны, гуру секты вира-шиваитов, придававшей особое значение свободе воли, равенству, служению человечеству и почитанию Шивалинги, носимого на шее.

ок. 1150 Кхмерский правитель Сурьяварман II завершает строительство храма Ангкор-Ват (в современной Камбодже), где позднее будет погребено его тело, а сам он будет почитаться как воплощение Вишну. Этот самый большой индуистский храм в Азии имеет 22 км в окружности и 60-метровую центральную башню, 

ок. 1162 Рождение Махадэви, шиваитской аскетической святой из Карнатаки, написавший 350 великолепных мистических поэм.

1175 Крушение империи тольтеков в Мексике.

1185 Мухаммед Гури завоевывает Пенджаб и Лахор.

1191 Эйсай создает в Японии дзэнскую секту риндзай, пройдя обучение в Китае.

1193 Кутб-уд-дин Айбек основывает первый мусульманский султанат в Дели и династию Гулямов (1193—1290).

1197 Великий буддийский университет Наланда разрушен мусульманином Ихтияр-уд-дином.

1200 Вся северная Индия оказывается под мусульманским владычеством.

1200 Население Индии достигает 80 млн. чел. ок. 1200 Неизвестный автор пишет Йога-Яджнявалкью.

1215 Король Иоанн вынужден подписать Великую хартию вольностей, предоставляющую большие права гражданам в Англии.

1227 Умирает монгольский император Чингисхан, завоевавший территории от Пекина до Ирана и севера Тибета и создавший самую обширную в истории империю. 

1230—1260 Строится храм Сурьи в Конараке (нынешний индийский штат Орисса).

1238—1317 Жизнь Анандатиртхи Мадхвы, почитаемого вишнуитского философа-дуалиста и противника философии майявада-адвайты Шан-кары. Он написал 37 книг и основал школу двайта-веданта, вишнуит скую Брахма-сампрадайю и восемь монастырей (аштаматха) в Удупи.

ок. 1250 Жизнь Мейкандара, шиваитского святого, основателя «мейканда-ровской» (плюралистической) школы шайва-сиддханты, центральным писанием которой стали его 12 сутрШиваджняна-бодхам. 1260 Рождение Мейстера Экхарта, великого немецкого мистика.

1268—1369 Жизнь Веданты Дешикара, талантливого тамильского ученого и поэта, основателя вишнуитской секты вадагалай с центром в Кан-чипураме.

1270—1350 Жизнь Намадэвы, выдающегося поэта и святого, принадлежавшего к вишнуитской школе варкари («странников») в Махараштре, ученика Джнянадэвы. Он и его семья составили миллион стихов, восхваляющих Господа Витхобу (Вишну). 

1272 Марко Поло посещает Индию по пути в Китай. 

1274 Второй Лионский Собор католической церкви провозглашает, что души после смерти направляются непосредственно в рай, чистилище или ад; католические отцы трактуют это как осуждение учения о реинкарнации.

1275—1296 Жизнь Джнянадэвы, вишнуитского святого, обучавшегося у на-тхов, основателя школы варкари, автора Джнянешвари, комментария к Бхагавад-гите на языке маратхи, самой популярной книги в Махараштре.

1279 Рождение Муктибаи, святой из секты варкари в Махараштре, натха-йогини, автора 100 священных стихов.

1280 Монгольская династия Юань (1280—1368) начинает править в Китае. При ней будут сделаны последние переводы с санскрита на китайский язык.

1296 Алла-уд-дин, второй султан в династии Хильджи, правит большей частью Индии после того, как его генерал Кафур завоевывает Юг. Мусульманское владычество распространяется до Рамешварама. 

ок. 1300 Жизнь Джанабаи, святой из секты варкари в Махараштре, написавшей часть из миллиона стихов Намадэвы в честь Витхобы (Вишну).

ок. 1300 Написана Ананда-самуччайя, 277 стихов о хатха-йоге с обсуждением чакр и нади. 1300 Мусульманские завоеватели достигают мыса Коморин (южной оконечности Индии) и строят там мечеть.

1317—1372 Жизнь Лаллы из Кашмира. Шиваитская мистическая поэтесса, ведшая отшельнический образ жизни, сделала значительный вклад в развитие языка кашмири.

1336 Основана империя Виджаянагар(1336—1565—1646) в южной Индии. Европейских путешественников ошеломляет богатством благоустройство ее огромной столицы.

1345 Ацтеки основывают великую цивилизацию в Мексике. 

1346—1390 Жизнь Криттивасы, переводчика Рамаяны на бенгальский язык.

1347 Эпидемия чумы, прозванной «черной смертью», быстро распространяется и уносит 75 млн. жизней по всему миру. Заканчивается в 1351 г.

ок. 1350 Сватмарама пишет Хатха-йога-прадипику.

ок. 1350 Жизнь Аппайи Дикшиты, южноиндийского философа-святого, в чьих писаниях примиряются шиваизм и вишнуизм. Он распространяет шива-адвайту и другие шиваитские школы и составляет руководство для храмовых священников, которым пользуются по сей день.

1398 Тамерлан (Тимур) вторгается в Индию с 90-тысячной кавалерией и подвергает Дели разграблению за то, что мусульманский Делийский султанат слишком терпим к индуистскому идолопоклонству. Монгольский последователь суфизма, он был одним из самых безжалостных завоевателей в мировой истории.

1399 Тимур грабит Хардвар, центр паломничества на реке Ганге, ок. 1400 Написана Горакша-упанишада. http://www.sunhome.ru/books/b.tanec_s_shivoy/66

Комментариев нет:

Отправить комментарий