вторник, 27 июня 2017 г.

Книга Джона Хислопа Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой

XXII
ХИСЛОП: Что Баба имел в виду, говоря о духовных лучах, составляющих человеческое существо и исходящих из него в пространство, в противоположность ограниченному Эго человека?
САИ: Когда мир растворяется, когда наступает блаженство или хотя бы временное состояние счастья, удерживайте это состояние, оставайтесь в нем, не позволяйте себе быть вновь захваченными эмоциями и мыслями Эго. Из человека исходит множество духовных лучей, природой которых является чистая радость, блаженство. Единственное, что нужно человеку, - это проявить в себе это блаженство. Идея поиска неверна. Каждый уже знает истину. Всё, что необходимо, - это заставить эту истину действовать, проявить ее. Истинная природа человека - это эти духовные лучи радости. Для человека не представляет никакого труда поломать цветок или моргнуть глазом. Так же легко для него достичь самореализации.
ХИСЛОП: Свами говорит, что долг человека - быть счастливым.
САИ: Счастье существенно для Богореализации. Это одни из больших врат в Божественное. Это не просто недостаток, если человек несчастлив. Это недостаток, который является одним из наиболее серьезных. Это препятствие к самореализации. В большинстве случаев люди несчастны из-за мирских устремлений, привязанностей, наслаждений. У них слишком много интереса к миру. Чтобы избавиться от этого недостатка, человеку надо указать на серьезность недостатка. Он должен осознать, что желания нескончаемы так же, как волны в море.
ХИСЛОП: Свами говорит, что удовольствие или счастье - это промежуток между двумя страданиями. Что под этим подразумевается?
САИ: Удовольствие - это промежуток между двумя страданиями. Устраните страдания, и останутся только счастье и радость. Но никто не беспокоится о том, чтобы найти причину страдания. Это напоминает ситуацию, когда женщина, потерявшая иголку, ищет ее под уличными фонарями, потому что там светло, а не в темном доме, где она ее потеряла. Дом освещается светом мудрости. Потерянную вещь можно найти только там, где она была потеряна. В действительности, горе и боль порождаются желаниями. Средство излечения в том, чтобы повернуть то же самое желание к Богу, желать Бога. Страдание сразу же прекратится, потому что причина, то есть направленность от Бога к мирскому желанию, была устранена. Причины, вызывавшие страдания, перестанут их порождать. Если внешнее существо, называемое "мое", страдает, то в человеке непосредственно ощущается боль. Но если его желание будет направлено только к Богу, тогда боль прекратится.
ХИСЛОП: Но часто страдают также от осознания того, что другие испытывают боль.
САИ: Страдания, которые испытывают, когда видят других людей страдающими, происходят от воображения. Сочувственное страдание исчезнет, но сочувствие останется. Сострадание происходит, когда любовь подвижна и может передаваться. Личная любовь - это когда она неподвижна и остается фиксированной на муже, жене, детях и т.д. Преданность - это свободное живое течение любви к Богу.



XXIII
ХИСЛОП: Прошлым вечером в беседе со студентами Свами сказал нечто весьма загадочное: что грехи человека могут переходить через прикосновение к коже другого человека.
САИ: По этой причине некоторые святые люди не позволяют своим почитателям дотрагиваться до их ног. Поскольку вы не можете с полной уверенностью сказать, какой человек хороший, а какой плохой, лучше всего воздержаться от прикосновений.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Не потому ли индийцы приветствуют друг друга просто сложив руки, вместо многочисленных рукопожатий, как это делается на Западе?
САИ: Нет, причина не в этом.
ХИСЛОП: Имеет ли в виду Свами, что если я дотрагиваюсь до человека, я совершаю какой-нибудь грех, так же, как и он?
САИ: Когда нежное растение преданности начинает расти, оно должно быть защищено. Когда молодое дерево растет, многие животные объедают его и тем самым могут его погубить. По этой причине вокруг молодого дерева ставится ограда, чтобы его защитить. Когда дерево вырастает, оно не требует защиты. Те же животные, которые причиняли сначала ему вред, теперь ищут и находят тень и убежище под его ветвями. Когда преданность становится сильной и интенсивной, она сжигает все грехи. До этих пор человек, преданность которого еще не окрепла, должен видеть плохое как плохое, хорошее как хорошее. Человек, упрочившийся в своей преданности, может видеть плохое как хорошее, видеть хорошее во всем. Опасность лежит не в физическом прикосновении, но в ментальной близости. Плохие влияния могут передаваться от одного человека к другому. Ваши дети - не ваши дети, они дети Бога. Вы должны любить их, но ваши мысли не должны переходить к ним. Есть телесное родство с матерью, от которой вы произошли, и с бабушкой, от которой произошло тело вашей матери. С сестрами и братьями нужно обходиться с должным уважением, но с другими людьми телесного родства нет.



XXIV
ХИСЛОП: Я дал Свами кольцо, которое было произведено одним йогином. Мне не хотелось его носить, и я не знал, что с ним делать. Поэтому я послал его Свами с посыльным, приложив записку.
САИ: Это была еще одна попытка искушения, предпринятая в отношении вас другими людьми. Вы известны как почитатель Бабы, и это была попытка заинтересовать вас чем-то иным. Точно так же, как с тем делом в одном из западных городов. Вы должны сразу же отвергать подобные попытки.
ХИСЛОП: Но тот человек говорил, что Саи останавливался в его доме.
САИ: Неправда. Это регион, где очень распространены коммунистические идеи. Однажды Баба проявил там истинное свидетельство своей санкальпы, но возникли Эго и делание денег, и Баба всё прекратил. Затем он снова позволил санкальпе действовать, а сейчас вновь ее прекратил. Те люди, боясь потерять репутацию, совершают все посредством обмана.
ХИСЛОП: Человек казался очень хорошим.
САИ: Это не так. Всегда есть хорошее и плохое в двойственных феноменах. Когда приходит Аватар, всегда есть плохое. Приемная мать Рамы была его врагом. Дядя Кришны был его врагом еще до того, как тот родился. Ширди Бабу много оскорбляли. Не так давно один человек бросил вызов Бабе, предложив пройти некоторые испытания. Появилось много россказней, распространявшихся повсюду и даже в других странах. В компании того человека было несколько иностранцев. Некоторые из почитателей Свами просили Его ответить на этот вызов, но это было бы позором. Этот йогин ел гвозди и стекло и т.д. Он соорудил особый бассейн для проверки способности хождения по воде. Почему особый бассейн? Какое-то мошенничество. Он продал билеты зрителям по сто рупий и более за билет. В назначенный день он ступил на воду и провалился. Полиция вынуждена была посадить его в камеру, чтобы защитить от расправы. Все деньги были возвращены. Люди говорили, что он был глупцом, бросив вызов Свами. Всё, что с ним произошло, было результатом глупого вызова. Позднее этот человек написал Свами, что осознал несерьезность своей идеи состязания со Свами и признался, что использовал имя Свами, чтобы было продано как можно больше билетов. Человек исчез, и сейчас о нем ничего не слышно.
ХИСЛОП: Но, Свами, почему человек может быть настолько глупым, чтобы пытаться ходить по воде, если он не делал этого раньше?
САИ: Он мог ходить по воде, но появилось Эго и жадность, отчего и исчезли способности. Мысль, слово и действие должны быть в единстве.



XXV
В машине по пути в Анантапур один американец, который был преподавателем в бриндаванском колледже Сатья Саи, сказал Свами: "Я чувствую себя виноватым, что пропускаю занятия".
САИ: Исполнение мирского долга не является важным и первостепенным, если Бог зовет вас. Бог - цель жизни. Когда находишься в Его присутствии, нет никакого долга. Когда Он не рядом, например, в поездке и т.п., тогда исполнение долга во всей его полноте - это самое главное, ибо долг - это Бог.
ХИСЛОП: Когда я вне контакта с физической личностью Свами и нахожусь далеко в Америке, я узнаю о Его действительном присутствии по запаху жасмина. Некоторые говорят, что этот запах ощущается органами обоняния в тонком теле, правильно ли это?
САИ: Нет. Чувства находятся в физическом теле. Тонкое тело не имеет чувств.
ХИСЛОП: Человек имеет три тела?
САИ: Да. Тело, ум, душу. Физическое тело, тонкое тело, каузальное тело. После смерти физическое и тонкое тела разлагаются. Каузальное, или причинное тело остается.
ХИСЛОП: А как относительно пяти кош, пяти оболочек?
САИ: Пищевая оболочка, жизненная оболочка, умственная оболочка не постоянны. Оболочки разума и блаженства остаются. Тело - это грязь. Всё произрастает из грязи. Умирает только тело. Жизнь и все чувства растворяются в уме, ум растворяется в мудрости, мудрость погружается в блаженство Бога. Таковы пять оболочек.
ХИСЛОП: Каковы 14 лок, или 14 миров?
САИ: Они в действительности есть мысли. Есть 7 уровней мысли, ведущих вверх, и 7, ведущих вниз.
ХИСЛОП: Свами, некоторые люди заявляют, что путешествуют в астральном плане через проецирование своего ума.
САИ: Это как сны и видения. Это нереально. Однако если видение появляется в медитации, оно имеет некоторую реальность.
ХИСЛОП: Время устанавливается по часам, и на часах каждая минута подобна предыдущей. Но в жизни человека время течет очень медленно при одних состояниях и очень быстро - при других.
САИ: Хислоп засыпает в Бомбее, ему снится, что он родился в Калифорнии и прожил 65 лет жизни. Но все эти 65 лет занимают всего 2 минуты на часах. Хислоп уснул в Бомбее, но бомбейское тело оставлено позади. Это доказательство того, что Хислоп не есть то тело. Для джнани, который пробудился для мудрости, 65 лет обычной жизни - это всего лишь момент, так же, как сон Хислопа.
ХИСЛОП: Что значит этот настоящий момент?
САИ: Бог вездесущ (omnipresent), то есть Он присутствует всегда. Этот момент - Бог. Есть только Бог. Истина одна и та же для прошлого, настоящего и останется такой же в будущем. Поэтому временная последовательность прошлого, настоящего и будущего - всего лишь воображение. Но "Я" безвременен, выше всякого времени. "Я" взираю на прошлое, настоящее и будущее, и они не являются мной. Конечно, прошлое, настоящее, будущее должны учитываться в повседневных делах. Эти два аспекта времени должны быть объединены и действовать одновременно. Восприятие временной последовательности как существующей лишь в воображении и что "Я" существую без времени и вне времени - оба эти аспекта должны присутствовать в тот момент, когда временная последовательность используется для повседневных дел.
ХИСЛОП: Если исходить из нереальности времени, как мы должны воспринимать прошлое, настоящее и будущее?
САИ: Они не реальны, но в то же время Атман реален. Придерживайтесь этой центральной реальности. Не должно быть никакой путаницы. Внутренний разум может сгармонизировать опыт относительного времени и постоянного "Я". Даже в настоящий момент вы видите и слышите, и ваш внутренний интеллект согласует одно с другим.
ХИСЛОП: В данный момент мы кажемся такими, как есть. Когда Свами смотрит на нас своими глазами, что он видит?
САИ: У человека два глаза. Он видит только прошлое и настоящее. У Бога три глаза. Глаза Бога духовные. Он видит перед собой, позади себя, вверху, внизу. Это как гирлянда, висящая на пальце. Палец - настоящее. Он находится в соприкосновении с прошлым и будущим. Бог - настоящее. Он вездесущ. (на англ.языке здесь игра слов: "Cod is the present. He is omnipresent". Буквально - "Бог - настоящее. Он всенастоящее".) Когда Баба смотрит на людей, он видит прошлое, настоящее и будущее в любом направлении.



XXVI
ПОСЕТИТЕЛЬ: Я смотрю на фотографию Свами у меня дома, на моем столе, в моей стране и получаю инструкции Свами. Он велел мне приехать в Индию на эту конференцию.
САИ: Вы думаете о Саи, и у вас появляется некоторое чувство.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Я смотрю на фотографию Свами и мысленно посылаю ему вопросы и проблемы, тревожащие других людей, и получаю его инструкции для этих людей. Правильно ли это?
САИ: Нет. Это неправильно. Для себя вы можете спрашивать, но вы не должны ставить себя между другим почитателем и Саи. Это неверный подход.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Каковы 16 признаков Аватара? Я спрашивал, но никто не может ответить.
САИ: Разница между человеком и Аватаром? Человек имеет 15 признаков, но он не является их властелином. Они существуют сами по себе. Когда начинают появляться признаки контроля, человек подходит ближе к 16-му признаку, всеведущему Параматману. Пять рабочих органов относятся к использованию рук, речи, хождению, еде и выделению. 5 органов чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. 5 элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство), 16-й фактор - всеведущий Параматман.
ХИСЛОП: Можно видеть, что люди разбивают кокосовые орехи перед автомобилем Свами, когда он уезжает из Прашанти Нилаям или Бриндавана. Что это значит?
САИ: Пока в кокосовом орехе есть молоко, означающее мирское желание, и мякоть, прикрепляющаяся к кожуре, орех может прорасти, если его посадить. Непосаженный орех изменяется: молоко исчезает, мякоть отстает от кожуры, и орех уже не сможет прорасти. Орех выбран как символ трех глаз - двух физических и глаза мудрости (нераскрытого). Когда орех разбивается, это означает раскрытие сердца и просьбу к Господу наполнить его. Это "предание себя Богу". Ничто внутри не может быть скрыто, и если орех разбит, он вновь никогда не прорастет.



XXVII
САИ: Мистер "X" - большой ученый, имеющий различные степени, проведший жизнь в садхане в Гималаях и других местах.
ХИСЛОП: Я думаю, что степени это хорошо. Но единственное знание, представляющее интерес для этого ученого, - это знание учения Свами. Это подобно обнаружению самого большого месторождения золота в мире. Зачем искать еще что-то?
САИ: Замечание относительно золота очень важное. Залежи золота не ограничены одним местом в мире, но золото находят только некоторые люди. Бог не ограничен только одним местом. Он везде, и Его можно найти повсюду. Но это возможно только для тех, кто имеет чистое сердце. Под последним я подразумеваю такое сердце, в котором есть любовь.
ХИСЛОП: Нет сомнения, что золото может быть везде, но большие залежи золота находят редко. То же самое верно и относительно больших источников воды. В Бабе мы находим источник Божественной сладости.
САИ: Вода из источника часто бывает нечистой. Чистая вода может быть найдена, если рыть для этого скважину. Один человек может выкопать 100 футов, а другой может найти чистую воду уже на глубине сорока или десяти футов. То же самое в духовной жизни. Количество работы, затраченной для обретения Божественной сладости, зависит от чистоты сердца.
ХИСЛОП: Только ли силой любви к Богу человек обретает единство с Ним? Или есть другие действенные средства?
САИ: Наиболее благодатная вещь, которая может произойти с человеком, - это то, что он привлечет к себе любовь Бога. Его любовь к Богу менее важна, ибо она - несовершенное смешение божественной и человеческой любви. Наиболее важная вещь, посредством чего можно привлечь к себе любовь Бога, - это праведность, дхарма. На ровной поверхности может быть разбросано золото, серебро, медь, железные опилки, бриллианты, рубины, шелка и другие ценные вещи. Но магнит не обращает внимания на ценность вещей. Он выбирает только железные опилки. То же самое происходит и с поклоняющимся Богу. Бог не основывает свой выбор на критерии богатства. Он смотрит на чистоту сердца.
ХИСЛОП: Свами говорит об обращении лицом к Богу. Пожалуйста, поясните.
САИ: Когда два человека смотрят в лицо друг другу, каждый проникает своим взором в глаза другого. Эти два человека теперь различаются только именем и формой. Во всем другом они одинаковы. Поэтому очень важно быть обращенным лицом к Богу, чтобы стать Им. Вот почему человек закрывает глаза в храме, он использует глаз мудрости вместо физических глаз.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Слово "садхана" используется во многих случаях.
САИ: Садхана - это замещение плохих тенденций ума божественными атрибутами Атмы. Ум имеет две основные плохие характеристики: тенденцию двигаться не прямо, а окольными путями, и тенденцию желать и захватывать все вещи, которые он видит. Он похож на змею, которая движется, извиваясь, и кусает всех, кого она видит. Ум должен идти прямо к Богу, обратившись к нему лицом.
ХИСЛОП: Баба говорит: "Зачем бояться, когда я здесь?" (Why fear when I am here?) Эти слова, наверное, имеют еще более широкое и глубокое значение? Не скажет ли Баба об этом?
САИ: "Я есмь" относится к Атману, который существует всегда и везде. Атман похож на бесстрашного льва. "Страх" относится к телу, которое подвержено беспокойству, унынию, дрожи, страху. Тело, как овца, мечется то в одну, то в другую сторону. Тело всегда ищет информации, собирает ее, вопрошает. В то время как Атман, как лев, полон энергии и бесстрашия. Атман - это Бог. Вы - Бог. Бог вездесущ. Это "Я" есть вы. То "Я" - также вы. Вы - всё.
(Английское выражение "Why fear when I am here?" при выделении слов "I am" ("Я семь") имеет более глубокий, ведантический смысл: "Зачем бояться, когда Я есмь здесь?" Это значит, что истинное "Я" человека (его Высшая духовная сущность, индивидуальный дух, искра Божья, Атман) бессмертно, то есть существует вечно ("есмь") и, будучи основой всего сущего, присутствует всегда и везде ("здесь"). Прим.перев.)
ПОСЕТИТЕЛЬ: Что есть "джнана"?
САИ: Джнана - это обычное знание, знание о жизни в мире. Знание особенное - это мудрость. Любовь отдает и прощает. Эгоизм берет и забывает (Love is giving and forgiving. Selfishness is getting and forgetting.) Любовь - это расширение, эгоизм - сужение.



XXVIII
ПОСЕТИТЕЛЬ: Я вижу зло повсюду, и это меня озадачивает.
САИ: Вот банан. От кожуры для нас нет никакой пользы, поэтому она рассматривается как плохая. Но если бы не было кожуры, внутренность банана была бы повреждена. Не смотрите ни на что, как на плохое. Если человек причинил вам зло, и вы принимаете его как зло и отплачиваете ему тем же, то вы также стали плохим. Но оставаясь хорошим и не рассматривая других как злых, вы получаете право исправлять их. Если в комнате дурной запах и зажечь ладан, аромат изменит запах в комнате. Плохие действия нужно встречать хорошими действиями и хорошим отношением, и злое изменится. Разница между добром и злом - это функция времени. Пища, когда ее принимаешь, является хорошей. Через определенное время она подвергается изменению, выделяется и считается плохой. В то время как истина остается одной и той же и не меняется с течением времени. Поэтому временная последовательность - это всего лишь воображение.
ХИСЛОП: Иногда кажется, что некоторые люди абсолютно плохие, так как их преступления слишком тяжки.
САИ: Нет человека, который полностью был бы плох, потому что Бог в сердце каждого. Мать и сын могут вести в суде тяжбу из-за имущества, но родство матери и сына всё равно остается. Два человека, которые ненавидят друг друга, живут в разных домах, и у каждого над дверью висит фотография Бабы. Дом представляет тело, фотография Бабы представляет Бога, обитающего в душе. Тело может нуждаться в исправлении своего поведения, и лучшее средство сделать это - привлечь человека любовью. Есть абсолютно хорошее, но нет абсолютно плохого. Плохое изменяется; плохое - искаженный аспект хорошего. Однако обладая лишь обычным физическим зрением, невозможно воспринимать добро и зло как единое. Только тогда, когда человек познает божественную искру в самом себе и в других, он сможет видеть добро и зло как одно и то же. Если человек сможет принять как истину то, что реально только добро, и всё то, что он видит, в своей сущности есть добро, хотя и искаженное, тогда, относясь к миру подобным образом, он приобретет огромную силу. Ученые могут спорить относительно мира и говорить, что всё это иллюзия и безысходность, но они никогда не смогут жить без любви к миру. Любовь нельзя не учитывать. Мир может казаться неистинным с материальной точки зрения, но он истинен, если смотреть с трансцендентальной точки зрения.
ХИСЛОП: Мы спрашиваем Свами о "плохих" людях. А что Свами может сказать относительно бедной жертвы злодеяния?
САИ: Каждый человек является хорошим, но есть плохие действия. Действия и их последствия. Что касается жертвы злодеяния, то здесь всё было совершенно правильно. Мы видим только настоящее, Баба видит прошлое. Четырехлетний ребенок подвергся нападению из-за золотой цепочки, висевшей у него на шее. Грабители ослепили ребенка, чтобы он не мог их узнать. Ребенок горько плакал из-за того, что он теперь не сможет видеть. Родители также плакали. Они приехали к Бабе. В прошлой жизни ребенок был жестоким человеком и сам ослепил нескольких людей. Теперь он так и останется слепым. Но если, став взрослым, он всё осмыслит и поймет, что ослеп в силу своих прошлых невежественных деяний, и если затем искренне раскается в своих дурных самскарах (тенденциях ума) и сделает настоящую попытку изменить себя, моля Бога простить его, то Баба может снять с него карму и восстановить ему зрение.
ХИСЛОП: Как мы должны относиться к так называемым "плохим" людям?
САИ: Держите тело подальше от людей, дающих плохую пищу чувствам, даже если они все ваши братья. Пусть души будут в Боге, но тела раздельно.
ХИСЛОП: Очень часто трудно выбрать правильное действие. Как можно приобрести способность определять, какое действие является правильным?
САИ: У каждого человека есть дар различения плохого и хорошего действия. Плохое действие влечет за собой чувство вины, в то время как хорошее действие свободно от всяких сомнений.



XXIX
ХИСЛОП: Свами, временами звуки слышны как обычно, но каждый звук окружен безмолвием, и слышно само безмолвие.
САИ: Тишина, окружающая внешние звуки, - это Бог. Внутри тишины существует вечный звук "ОМ". Каждый другой звук возникает из звука "ОМ".
ХИСЛОП: В себе осознаешь некоторую силу, которая поднимается внутри. Что это?
САИ: Эта жизненная сила должна быть повернута к Богу.
ХИСЛОП: Как ее повернуть?
САИ: Через веру и любовь. К ней нужно относиться с любовью и оберегать, как нежное растение. Росток нельзя мгновенно превратить в дерево.
ХИСЛОП: Баба сказал, что Рамакришна Парамахамса простым прикосновением к Вивекананде трансформировал его?
САИ: Да, но эффект был временным. Через некоторое время всё исчезло. Сильный и неуравновешенный характер Вивекананды вновь вернулся к нему, и ему пришлось работать над своей садханой. Что сделал Рамакришна, так это повернул направление жизни Вивекананды снизу от материальной жизни вверх, к духовной садхане. Без этого Вивекананда продолжал бы жить материалистической жизнью.
ХИСЛОП: Можно ли сказать, что то изменение, которое произвел Рамакришна в Вивекананде своим прикосновением, осуществляется в нас простым даршаном Свами?
САИ: Баба этого не делает. Он медленно и постепенно изменяет жизнь своих почитателей. Но это изменение происходит навсегда.
ХИСЛОП: Как нужно слушать Свами, когда он говорит или беседует? Ведь слова Свами имеют множество глубинных уровней понимания.
САИ: Свами говорит с вами через тело, используя голос. Слушайте Его, как вы это делаете обычно. В конце концов тело и ум исчезнут и останется божественное, непосредственное понимание.
ХИСЛОП: Часто мы слышим, как Свами говорит: "Да, да, да".
САИ: "Да, да, да" относится к внутреннему приятию. В жизни человека происходят различные события, осваивается жизненный опыт. Человек склонен говорить "да" тому, что для него приятно, и "нет", если перспектива обратная. Это большая ошибка. Свами говорит "да, да, да" в отношении всего, что к нему приходит. Всё - дар Бога. Любой опыт, данный Богом, является хорошим. "Да, да, да" относится к внутреннему приятию. Но есть хорошие и плохие действия. Какими бы они ни были, они реальны. "Да, да, да" их не меняет. Человек прячет свои ценности в сейф и уносит ключ, будучи уверенным, что они в безопасности. Но воры взламывают сейф. Поэтому человек должен быть уверен, что он правильно понимает суть каждой ситуации.
ХИСЛОП: Сколько невидимой внутренней и внешней работы нужно проделать человеку. Но духовная жизнь кажется очень трудной.
САИ: Для духовной жизни крайне важно иметь уверенность в себе, а также убеждение, что ты есть Атман. Вести духовную жизнь легко. Есть некоторые начальные трудности, как и при изучении чего-либо. Но это легко. Перевернутая чаша остается сухой, какой бы сильный дождь ни шел. В то время как в открытой чаше обычно скапливается вода, даже если дождь и не очень сильный. Если сердце обращено к Богу, то хотя бы немного милости Господа да будет воспринято. Если стремление и преданность сильны, то Божья благодать наполнит чашу. Жизнь во внешнем мире - постоянная проблема, в то время как духовная жизнь проста. Каждый уже имеет необходимую концентрацию. Чтобы родиться вновь, не требуется никакой работы. Чтобы приобрести богатство, требуется много труда. Чтобы остаться бедным, не нужно никакого труда.



XXX
ХИСЛОП: Когда человек находится в бодрствующем состоянии, он понимает, что сон - это проекция его собственного ума. Свами говорит, что состояние бодрствования - это также сон. Но где та точка отсчета, откуда можно видеть, что бодрствование - тоже сон.
САИ: Человек может видеть сон, что он ребенок, что он посещает школу, приобретает друзей, женится, становится отцом, делает карьеру - последовательность событий, покрывающая 45 лет его жизни. Сон может начаться в 3 часа 15 минут утра и закончиться в 3 часа 17 минут. За две минуты сна человек испытал события длительностью в 45 лет жизни. Когда человек поднимается на трансцендентный уровень, который выше состояния бодрствования, тогда он воспринимает последнее как сон. Жизнь в бодрствующем состоянии заняла у него всего две минуты его трансцендентного состояния. Состояние бодрствования воспринимается как сон, а сон - как сон во сне. Состояние сна - это нереальное в реальном, а трансцендентное - это реальное в реальном. "Я" в состоянии сна воспринимается как тело. "Я" в состоянии бодрствования воспринимается как ум. "Я" в трансцендентном состоянии - это Бог.
ХИСЛОП: Но, Свами, есть еще одна разница между состоянием сна и состоянием бодрствования. Когда находишься в состоянии сна, нет никаких сомнений в его реальности, в то время как в бодрствующем состоянии существует высокая степень сомнения. В состоянии бодрствования человек не уверен в том, что он реальная сущность. Он видит себя как тень, а не как реальную личность, вовлеченную в деятельность.
САИ: Вы видите себя как тень, и затем происходит изменение, и вы ощущаете себя как реально сущее. И подобным образом всё меняется то в одну, то в другую сторону. Это как две стороны монеты - лицевая и обратная.
ХИСЛОП: Да, это так.
САИ: Но это не типичное ощущение бодрствующего состояния, это йогическая стадия, имеющая место в результате садханы. Люди обычно испытывают состояние сна как реальное во время сна и состояние бодрствования как реальное, когда они бодрствуют. То, что испытываете вы, - это ограниченный монизм. В состоянии Адвайты даже тень воспринимается как отражение Божественного.
САИ (студентам колледжа в группе): Необходимо понимать такие вопросы, как этот, хотя они несколько сложны для понимания.
САИ (Хислопу): Что находится под вашей рубашкой?
ХИСЛОП (доставая цепочку, которая висела у него на шее, и передавая ее Свами): Это кольцо, которое Свами подарил мне. Оно сломано.
САИ (после того, как студенты осмотрели кольцо): Что бы вы хотели?
ХИСЛОП: Чтобы, если можно, Свами починил кольцо.
САИ: Только это?
ХИСЛОП: Всё, что Свами ни соизволит сделать, будет благом для меня.
Саи взял сломанное кольцо и, поместив его между большим и указательным пальцем, подул на него. Тотчас же появилось новое кольцо, которое Саи Баба передал студентам, чтобы они его посмотрели. Когда кольцо вернулось к Нему, Он взял левую руку Хислопа и надел кольцо на безымянный палец. Это было золотое кольцо в прекрасной филигранной оправе. Отполированный камень был большого размера и овальной формы, с улыбающимся портретом Саи Бабы на светло-голубом фоне.
САИ: Во внешнем мире металл, камень, ювелир и тот, кто будет носить кольцо, отдельны друг от друга. Но они должны быть слиты воедино. В мире Свами металл, камень, ювелир и тот, кто носит кольцо, едины. И это Единство - Бог. В мире для всего необходимо время. Бог вне времени. Одно мгновение - и кольцо готово.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Интересно, смог бы Баба создать большое творение?
САИ: Поскольку Свами взял это тело, он наложил на себя определенные ограничения. Свами материализовывал из золота статуэтки и мог бы также создать золотую гору. Но если бы он сделал это, правительство сразу же взяло бы Его под свою опеку и не подпустило бы к Нему никого. В жизни Бабы до 16 лет были лилы, божественные игры, с 16 до 35 - "чудеса", с 35 до 60-поучения и "чудеса", после 60 лет Он будет вне широкого общественного доступа. Но даже после 60 лет близкие почитатели смогут видеть его. Он предупредит правительство о них. Его тело будет жить до 96 лет и останется молодым.



XXXI
Manifestation of Crucifix
ХИСЛОП: На распятии, которое материализовал Свами, на металлической фигуре Христа металл под большим увеличением выглядит так, как будто он покрыт в некоторых местах маленькими выпуклостями. Что это такое?
САИ: Это кровь, сгустки крови, тело было в очень плохом состоянии, оно было сильно избито и всё изранено. Во время смерти кровь резко свернулась, эти уплотнения - сгустки крови.
ХИСЛОП: Свами, на увеличенной фотографии этого изображения кажется, будто бы стесана часть носа.
САИ: Нос целый, это большое кровавое пятно. Если лицо увеличить, будет видно, что это лицо мертвого человека. Свами сделал металлическую фигурку тела после его смерти.
ХИСЛОП: Благодаря распространившимся фотографиям этой маленькой фигурки на кресте, а также фотографиям и истории ее создания, напечатанным в книгах, она становится весьма известной. Что с ней следует сделать? Может быть, ее стоит поместить в новый музей Сатья Саи?
САИ: Для музея Свами сделает большое изображение Христа, маленькое - для вас. Оставьте его у себя.
САИ: Что для вас значит Рождество?
ХИСЛОП: У меня никогда не было особого интереса к христианству, но я стал уделять ему больше внимания после того, как Свами создал это распятие.
САИ: Я имею в виду, что представляет собой Рождество?
ХИСЛОП: Рождение Христа.
САИ: 25-е не было днем рождения, это было 24-е, около полуночи.
(В Индии начало дня отсчитывается от рассвета. Т.о. время с полуночи до рассвета относится к предыдущему дню, в отличие от европейского исчисления. Прим.перев.)
ХИСЛОП: Не так давно я нашел нечто весьма интересное относительно христианства. Ранние христианские отцы восточной церкви знали кое-что, о чем современное христианство не имеет никакого представления. Ранние отцы учили, что нужно постоянно повторять: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!" Должно быть постоянное повторение Христова имени, пока Имя не войдет в сердце, где повторение будет продолжаться безостановочно. Наряду с повторением имени в уме визуализируется образ Христа. Я узнал об этом, прочитав старую книгу "Путь странника", переведенную с русского.
САИ: С течением времени наиболее значимые факторы духовного пути теряются. Христианские мистики стали повторять имя Христа через 19 лет после Его смерти. Со временем человеческая природа выходит на передний план, а Божественное отстраняется и забывается. То, что было известно как духовный путь после Рамы, уже не существовало во времена Кришны, и то, чему учил Кришна, ушло, когда пришел Саи. То же самое с буддизмом, мусульманством и джайнизмом.
ХИСЛОП: То, чему учили ранние христианские мистики, было несомненно сущностью христианства. Но от современных христиан сегодня ничего об этом не услышишь.
САИ: Какая у вас работа в Америке?
ХИСЛОП: Я вышел в отставку и не работаю.
САИ: Как вы проводите свои дни?
ХИСЛОП: В большинстве случаев я провожу день со Свами. День начинается со Свами утром, и это продолжается в течение всего дня. Я работаю за столом, пытаюсь вникнуть в финансовые дела, затем много дел в отношении дома. Поистине, Бхагаван - наша жизнь. Наше различение вдобавок к нашему непосредственному опыту говорит нам, что Баба - сам Бог. Что может еще существовать, кроме Него?
САИ: У вас хорошая возможность изучать то, чему учит Саи.
ХИСЛОП: Пусть Свами скажет, что он желает, что бы я делал как Председатель Американского Центрального Комитета Общества Саи Бабы. Это будет моей теперешней работой.
САИ: Вам нужно немного поездить, посетить центры Сатья Саи Бабы. Но за это, поскольку вы уже не на службе, вы не должны платить из своего кармана.
ХИСЛОП: Меня не особенно беспокоят деньги. В финансовом отношении я полная бездарность, и только благодаря милости Саи я не являюсь сейчас абсолютно разоренным. Когда я буду посещать центры Свами, от меня будут ожидать речей. О чем мне говорить?
САИ: Говорите о принципах духовной жизни, о тех вещах, которые Свами считает существенными для постижения Бога. О таких аспектах духовной жизни, как дисциплина, преданность, садхана. Старайтесь быть ясным, выполняйте свой долг спокойно, и в определенное время цель будет достигнута.
ХИСЛОП: Учение Свами достаточно ясно, и об этом я скажу.
САИ: Сейчас больше всего необходимо, чтобы почитатели были терпимы друг к другу. И еще. У них нет правильного различения в отношении многих "гуру" и различных духовных путей. У них не было личного контакта со Свами, который есть у вас. У вас также есть огромный запас опыта, касающегося духовной жизни, которого нет у них. Вы должны повести их за собой.
ХИСЛОП: Новые правила для центров, которые будут в "руководствах", расшевелят многие центры.
САИ: Это как раз то, что надо. Саи-Центры должны отражать отличительную особенность нашей организации. Не следует смешивать центры Сатья Саи Бабы с многочисленными гуру и многочисленными духовными путями. У нас есть своя цель. Свами указал путь, по которому нужно следовать, и мы должны со спокойствием и искренностью посвятить себя этому пути. Руководители должны являться примером в своем поведении.
ХИСЛОП: Не все центры, существующие в настоящее время, отдают себя полностью учению Саи.
САИ: В настоящее время некоторые люди формируют свои собственные организации и используют имя Саи-Центра как инструмент для достижения своих собственных интересов и целей. Некоторые руководители делают бизнес на йоге и используют имя Саи для того, чтобы их дело шло лучше.
ХИСЛОП: Что делать в таком случае? Является ли известный руководитель исключением из правила, правила, по которому лидер Саи-Центра не должен вести занятий по йоге или любых других занятий, относящихся к духовной садхане, и брать с обучающихся за это деньги?
САИ: Свами не знает об исключениях.
ХИСЛОП: Я понимаю. Один и тот же принцип применим ко всем. Но, возможно, такой руководитель скажет, что независимо от того, что он обучает йоге ради заработка, он будет продолжать занимать какую-нибудь должность в Саи-Центре.
САИ: А как это будет на практике? От этого произойдет путаница. Таким людям придется решить и выбрать одно или другое. Два пути одновременно - это не пойдет, и это - правило для каждого. Те приверженцы, которые пожелают выбрать отдельный путь для своих организаций, вправе сделать это.
ХИСЛОП: Я знаю одного руководителя, как человека с двойственным характером. В некоторых случаях он проявляет большую добросердечность. Но в других случаях, если кто-либо перейдет ему дорогу, он "лишает его головы", и тот сходит со сцены.
САИ: Именно так всё и происходит в мире. Люди проявляют доброту. Но когда поступают неправильно, их нужно строго исправлять. Это и делает Свами. Тем, кто действует, исполняя Его волю, и слушается Его, Он дает всё, чтобы исполнить его нужды и потребности. Но если после долгого проявления любви и терпения они ослушаются, Свами налагает на них суровое наказание. Он делает это из любви к человеку, потому что знает, что если Он не накажет, человек испортится.
ХИСЛОП: Но здесь большая разница, касающаяся того, кто наказывает. Через Свами наказывает Бог. В другом же случае наказание налагает руководитель центра, который является человеком.
САИ: Да, это именно так, как вы говорите. Саи вознаграждает и наказывает без чувства "Я". Когда же награждают и наказывают люди, всегда есть личная заинтересованность.
ХИСЛОП: Да, личная заинтересованность там есть. Когда человек, о котором я говорю, с большим великодушием помог некоторым людям, находившимся в трудном положении, то он поставил им такое условие, которое внешне выглядело благородно, но которое имело своим результатом то, что люди должны были отплатить за это великодушие большой работой.
САИ: Это было правильно. Этот человек помог людям, и они должны отплатить за это благодарностью. До тех пор, пока человек не научится проявлять свою благодарность другим людям его уровня, как можно ожидать, что он проявит благодарность Божественному.
ХИСЛОП: Как мне кажется, неблагодарность по отношению к Богу - это большой грех.
САИ: Не суметь проявить благодарность - это плохо, выказать неблагодарность - это грех. Есть четыре класса людей в мире. Первый тип - это те, кто называют всё, что видит, "хорошим". Второй - те, кто называют плохое плохим, а хорошее - хорошим. Третий - те, кто не имеют никаких суждений. Во всех трех можно видеть некоторую разумность. Четвертый класс - это те, кто всех и вся видят плохим; они не видят ничего хорошего.
ХИСЛОП: Должно быть, это всего лишь небольшая группа людей. Возможно, это люди из низших социально-экономических групп?
САИ: Совсем наоборот, это самый обширный класс из всех. И это не есть особая черта бедных людей. Наибеднейшие крестьяне часто полагаются на наши индийские традиции тысячелетней давности и ведут себя очень осторожно. Они боятся совершить грех. Бедняки, которые покинули свои места и поселились вблизи городов, потеряли контакт со своим наследием прошлого и живут в мире, который они видят как абсолютно плохой. То же самое верно и в отношении так называемого образованного среднего класса. Это те, кто наполовину образован и наполовину невежествен. Они не боятся греха и не верят в Бога. Они становятся грешными, развращенными, аморальными, жадными, ненавидящими других и т.д., и это их мир.
ХИСЛОП: Когда говорит Свами, я вспоминаю Запад, и это совершенно верно, что на Западе те, кто полностью испорчены, происходят из образованного среднего класса. Они имеют богатство, авторитет, силу. Но многие рабочие также отличаются испорченностью как в своем поведении, так и во взаимоотношениях друг с другом. Но я не думаю, что в Америке подобное поведение типично для высшего класса.
САИ: Если под высшим классом вы имеете в виду тех, кто сохраняет традиции и правильно воспитан родителями, тогда то же самое будет верно относительно большого числа крестьян в деревнях Индии.



XXXII
Manifestation of picture of Jesus Christ at the age of 28 or 29
ПОСЕТИТЕЛЬ: Свами, мистер "X" желает сделать фильм о так называемых "потерянных годах Иисуса". У него большой опыт в этом, и он является почитателем Саи Бабы.
САИ: Иисус осознал, что он Христос на 25-ом году жизни. В течение 8 лет после того, как ему исполнилось 16 лет, он путешествовал по Индии, Тибету, Ирану, России (очевидно, имеется в виду территория этих государств, прим.перев.). Его по-разному воспринимали: как нищего и как саньясина. У него не было никаких денег. Его родители были очень бедными и фактически оставили его в раннем детстве.
ХИСЛОП: Как научиться искусству видеть Бога даже в неприятных и имеющих плохой характер людях?
САИ: Даже если человек не является хорошим по своей природе, нужно осознавать, что Бог находится и в его сердце. Всегда помните об этом и относитесь к человеку настолько хорошо, насколько вы способны. Через некоторое время будет ответная реакция, и его природа изменится. На людей смотрят как на "хороших" и "плохих", потому что не видят человека в целом, а воспринимают его только с одной стороны. Предположим, мать имеет 6 футов роста и ее ребенок не может ходить, а только сидит на полу. Разве она скажет ему: "У меня 6 футов роста. Я стою прямо и не нагнусь к ребенку, чтобы помочь ему"? Или же она нагнется к ребенку, потому что любит его? Другой пример: разве человек со многими научными степенями, имеющий маленьких детей, откажется помочь им, потому что так много знает? Дети должны начать обучаться с алфавита, и начинать следует с их уровня.
ХИСЛОП: Глаза видят тело. Как увидеть самого Бога?
САИ: Разве вам нужен фонарь, чтобы вы могли видеть Луну? Луна видима посредством ее же собственного света. Точно так же, если кто-то желает видеть Бога, то он может видеть Его посредством любви, которая есть свет Бога.
ХИСЛОП: Свами говорит, что точно так же, как слепой, у которого отсутствует зрение, не способен видеть, слепы и мы, так как не способны видеть нашу Божественность. При помощи какого зрения человек видит свою Божественность?
САИ: Слепой не может видеть свое тело. Вы же можете его видеть, так как у вас есть глаза. Но у вас нет внутреннего зрения, чтобы видеть ваше духовное тело, которое вездесуще. Это тело можно видеть духовным оком.
ХИСЛОП: Не мог бы Свами описать духовное зрение?
САИ: Конечно же. Духовное зрение - это Бог. Достигнете Его - и духовное зрение откроется.
ХИСЛОП: Что имеет в виду Свами, когда говорит "смотрите в себя"? Что означает "смотреть"?
САИ: "Смотреть" в себя не означает смотреть на тело, состоящее из плоти и костей. Это означает превзойти чувства так же, как в глубокой медитации.
ХИСЛОП: Когда человек обращается внутрь, в его поле зрения попадает чувство. Женщины говорят о сердце. Свами подчеркивает значение сердца. Что означает слово "сердце"?
САИ: "Сердце" внутри. "Притворство" снаружи. (На английском языке здесь игра слов: "Heart is inside. Art is outside". Прим. перев.)
ХИСЛОП: Свами говорит, что сердце - это отражение Атмана. А также что сердце - это лучшее зеркало, отражающее истину. Что значит это "сердце"? К чему относит это Свами?
САИ: Сердце - это сознание.
ХИСЛОП: Является ли "сердце", о котором говорят женщины, тем же, что имеет в виду Свами?
САИ: Нет. Это подсознательный ум, смешанный с их желаниями.
ХИСЛОП: Значит, у меня под кожей на расстоянии около дюйма, как оказывается, существует зеркало. Когда я вижу Бабу снаружи, я вижу его также в этом зеркале. "Зеркало" отражает каждое движение Бабы. Из этих двух Свами, которых я воспринимаю через физическое зрение и как отраженного внутри, кто является более реальным?
САИ: Сознание - это отражение. Если оно чистое, отражение будет ясным. Посредством санкальпы, божественной воли Бабы отражение становится видимым.
ХИСЛОП: Именно к "внутреннему" Бабе должны быть обращены молитвы и преданность, не так ли?
САИ: Когда Бабу находят внутри, его так же будут видеть везде и снаружи.
ХИСЛОП: Когда обращаешься внутрь, находишь, что "Я" - это "Я". Это "Я" мыслится как ты сам, но потом мне кажется, что "Я" - это совсем не я, а Баба.
САИ: Это правильно. "Я" - это Баба. Не сомневайтесь, вы и Баба - одно и то же. Не устремления вашего ума и т.п., но ваше истинное "Я" и Баба - это одно и то же.
ХИСЛОП: Некоторые говорят, что необходимо подвергнуть тело умерщвлению, чтобы преодолеть тенденции ума.
САИ: Некоторые духовно ищущие подвергают себя тапасу или другим различных формам аскетизма, которые мучают и ослабляют тело. Это неправильно. Здоровое тело - это основа здоровых мыслей.
ХИСЛОП: Тенденции ума сохраняются очень долгое время. Независимо от тебя они выходят на поверхность вновь и вновь.
САИ: Есть солнце, увеличительное стекло и бумага. Бог - это солнце. Он далеко. Сердце - это увеличительное стекло. Желания и склонности (тенденции ума) - это бумага. Если увеличительное стекло в хорошем состоянии, бумага сразу загорится. Если сердце имеет сильную любовь к Богу и веру в Него, то увеличительное стекло автоматически становится таким, как надо.
ХИСЛОП: Одна из очень сильных тенденций ума связана со вкусовыми ощущениями. Она порождает желание иметь вкусовые ощущения вновь и вновь. Как преодолеть эту склонность ума?
САИ: Тело подобно нарыву. Вода применяется для очищения раны. Пища - лекарство. Одежда - повязка. Если на тело смотреть таким образом, то тяга иметь вкусовые ощущения уменьшается. Но то, что воспринимается через зрение, слух, речь, - более важная пища. Грубая пища для тела подобна рытью колодца. В то же время чистые, тонкие впечатления, воспринимаемые чувствами, подобны возведению высокой стены, уходящей в небеса. Построению высокой стены следует уделить большее внимание.
ХИСЛОП: Тело подобно нарыву. Но Свами часто употребляет фразу "тело - храм Бога".
САИ: В духовном мире другая арифметика. 3 - 1 = 1. Есть вы, зеркало и изображение. Устраните зеркало, и останется только одно. Жизнь - зеркало, тело - отражение. Прикрепитесь к Богу, и будет только одно - Бог. Тело - храм Бога. Жизнь человека - это священник, пять чувств - сосуды, используемые в религиозной церемонии. Атман - это Бог, образ Бога. Никто не может сказать, что тело - храм Бога, пока оно действительно не станет таковым. Каждое действие, мысль, слово должно быть молитвой в храме. Пять чувств нужно постоянно очищать и отшлифовывать, чтобы с почтением предложить Богу молитву. Когда идешь на работу, ты говоришь себе, что каждое действите в течение дня должно быть поклонением Богу, и это будет так.
ХИСЛОП: Свами говорит, что когда чувства оставляют свое место и смешиваются с объектами мира, от этого происходят страдания и удовольствия. Каково настоящее место чувств?
САИ: Всё это - игра желаний. Желание, направленное к объектам мира, производит удовольствия и страдания, в то время как желание, направленное к Богу, дарует блаженство и не производит никакой боли.
ХИСЛОП: Большинство наших действий происходит от мирских желаний. Мы видим, слышим, ощущаем запах, думаем, чувствуем. Затем появляется некоторое желание, и оно ведет к действию.
САИ: Бог действует через вас как желание.
ХИСЛОП: Свами, неужели Бог порождает и плохое желание?
САИ: Существует сильная тенденция к проявлению жизненной силы, желание жить. Если оно превращается в действие в благоприятной сфере, оно становится Любовью. В противном случае оно остается желанием. Если желание выражается в благоприятной области, оно выражается как Любовь. Затем возникает знание. Затем - Блаженство. Сила, энергия, побуждающий импульс в желании - это Бог. Независимо от того, хорошее это или плохое желание, оно соотносится с местом, временем и человеком. В ранние годы желание материальных достижений можно расценивать как хорошее. В зрелые годы его нужно считать уже плохим. Плод, хороший сегодня, может оказаться гнилым через несколько дней. Одна половина яблока может быть хорошей, а другая - гнилой. Различение говорит нам, что надо съесть хорошую и выбросить плохую. Есть другая сила в вас, через которую действует Бог. Эта сила - различение. Различение используется для того, чтобы избежать дурных действий. Сила различения знает, что хорошо и что плохо. Плохое желание - это Бог, скрытый силой майи, в то время как различение - это Бог, в меньшей степени скрытый силой Майи.
ХИСЛОП: Свами, это поистине разъясняет проблему добра и зла.
САИ: Да. Примером этому может служить история с Вальмики. Он был безжалостным грабителем и убийцей, не имевшим никаких сомнений относительно своих действий. Но однажды он послушался пяти мудрецов и стал повторять "Рам". Та же сила и энергия, которая сделала из него ужасного преступника, была направлена на Божественные желания, и он достиг Богореализации. Он начал повторять "Рама", и последнее, при увеличении скорости произнесения, слилось и поглотило в себе "Мара" ("Мара" - сила, олицетворяющая злого духа-искусителя. Прим.перев.). При этом он перестал ощущать тело, преодолев чувства. Потеря ощущения тела должна происходить именно так, естественно, безо всякого применения силы.



XXXIII
ХИСЛОП: Свами говорит, что тело, ум, интеллект (Понятия ум и интеллект соответствуют санскритским терминам "манас" и "буддхи". Манас, ум, являясь координатором чувств, сам по себе не является разумным. Буддхи же, интеллект, озаренный светом чистого сознания или духа, Атмана, является различителем или разумом. Прим.перев.) не действуют для кого-то другого, а выполняют свою собственную функцию. Что это значит?
САИ: Это значит, что, к сожалению, это так и есть. Они выполняют свою собственную функцию, но их деятельность должна быть согласована друг с другом для пользы высшего. Например, глаза видят. Это их функция. Но если они будут видеть не для кого-то, в их деятельности не будет никакого смысла. Через глаза должен смотреть ум. Интеллект должен направлять и контролировать ум, потому что это его работа.
ХИСЛОП: Тогда для кого должен работать весь механизм в целом?
САИ: Для Атмана. Маленький пример: Земля вращается вокруг своей оси, но в то же время она вращается и вокруг Солнца. Различные способности человека должны выполнять свою собственную работу. Но Атман - это центр их Вселенной.
ХИСЛОП: Здесь что-то не так. Атман непосредственно не выполняет работу по управлению способностями. Как тогда можно привести способности под контроль Атмана?
САИ: Когда кто-либо осознает, что Атман - реальность, всё будет функционировать само собой. Это вопрос предания (surrender) себя Атману.
ХИСЛОП: Но Саи сказал, что нельзя отдать то, чем ты действительно не владеешь и над чем не имеешь контроля.
САИ: Вопрос не в том, чтобы отдать себя кому-то другому. Ты отдаешь себя себе. Признать то, что Атман - это ты, и есть отдать себя ему. Предать себя - означает осознать то, что всё есть Бог, что нет никого, кто отдает себя, и нет ничего, что отдается. Нет также никого, кто бы это принял. Всё есть Бог. Есть только Бог.
ХИСЛОП: "Surrender" (предание себя) - на самом деле не очень удачное слово, оно не способно полностью передать весь смысл.
САИ: Это мирской язык. Для того, чтобы передать смысл правильно, требуется Божественный язык. В английском языке нет адекватного слова, и потому употребляют слово "surrender".



XXXIV
ХИСЛОП: Когда Свами говорит "образ Бога", что он имеет в виду? То есть, когда я думаю о Господе, образ Бабы приходит на ум, и это естественно. Но что стоит за этим?
САИ: Если вы будете продолжать представлять в уме образ, когда вы заняты какой-либо деятельностью, вы наделаете ошибок. Например, если вы станете визуализировать Бога во время работы, находясь на службе в учреждении, вы наделаете ошибок. Таким образом, когда вы вовлечены в какое-то действие, "визуализация" Господа будет означать совершение работы во имя Господа, а не совершение работы во имя ее результатов.
ХИСЛОП: Тогда скажите об Имени, о повторении Имени.
САИ: Когда Бог приходит, принимая человеческую форму, очень трудно воспринимать Его как Бога. Человек видит то тело, затем свое тело и не может не соотнести их и не поставить то тело на тот же уровень, что и себя. Но если бы Бог явился во всем Своем величии, люди бы испугались, и у них не было бы возможности узнать и полюбить Его. Например, люди поклоняются образу Змея в храме, но если бы змея ожила и поползла, извиваясь, к людям, они бы от страха убежали. Люди не смогли бы вынести Бога в сверхчеловеческой форме. И только когда Бог является в человеческом теле, люди способны приблизиться к Нему, способны научиться любить Его и даже немного познать Его. Но не надо совершать ошибку, думая, что Бог - это только то, что вы видите. Например, самолет, который летает высоко в небе, приземляется в аэропорту. Но при этом не нужно делать ошибку, считая, что самолет - это наземная машина, только потому, что вы видите его на земле. Как только он возьмет груз - пассажиров, он вновь взмывает в небо. Точно так же и Бог, хотя, так сказать, и приземлился здесь, не ограничен своей человеческой формой.
ХИСЛОП: Мог бы Свами рассказать побольше о произнесении имени Бога?
САИ: Вот маленький пример. Человеку нужно было пройти 20 миль по лесу ночью. У него был только маленький фонарь, который светил на 3 фута. Он опустил фонарь и стал плакать, потому что не мог видеть дальше, чем на три фута. Путешественники, которые проходили мимо него, спросили о причине его горя. Они воскликнули: "Но, господин, если вы будете идти, неся с собою фонарь, и даже если вы будете видеть всего лишь на 2 фута перед собой, этого будет достаточно, и вы сможете пройти таким образом сотню миль по темному лесу без всяких затруднений. Но если вы оставите фонарь там, где он сейчас, вы вообще не сможете передвигаться в этом темном лесу". Точно так же имя Бога может быть дано в книге, которую вы держите перед собой. Но найти путь вы сможете лишь употребив это Имя. Имя должно быть вплетено в ваше дыхание, чтобы вы могли взывать к Богу целый день "Со-хам" - "Он есть Я". "Он" - со вдохом, "Я" - с выдохом. Или "Саи Рам". Можно произносить другое Имя на ваш выбор, повторяя его с движением дыхания. Дыхание - это жизнь. Жизнь - это Бог. Дыхание - это Бог, имя Бога и форма Бога. Дышите Богом, зрите Бога, ешьте Бога, любите Бога. Имя Бога озарит каждый шаг вашей жизни, приведет вас к Нему. Имя должно произноситься с любовью. Бог - это Любовь. Нет силы сильнее Любви. Если произносить с Любовью имя Бога, любое имя Бога: Рам, Саи Рам, Кришна, Иисус, Со-хам - это маленькое имя раскроет смысл жизни и озарит ее. Для тех, кто желает реализовать Бога, достаточно только имени. Океан огромен, но чтобы выплыть в него, не требуется огромный пароход. Маленький резиновый круг может вынести вас в океан.
ХИСЛОП: Если говорить о повторении имени Бога, каково отношение между именами: Саи Баба, Саи Рам и Со-хам? И какой образ должен быть визуализирован для каждого из них?
САИ: Саи Баба - это физическая форма. "Саи Баба" также означает "Божественные Отец и Мать", слог "са" означает "Божественный", слог "аи" означает "Мать" . "Баба" означает "Отец". "Саи Баба" означает "Божественные Мать и Отец". "Саи Рам" указывает на ту же самую форму, что и "Саи Баба". За "Со-хам" не стоит никакой формы. Оно означает "Я есть Бог". Так же, как и человек может иметь несколько имен, но все они относятся к одному телу. Вначале должно быть повторение имени с формой. Позже - поклонение происходит вездесущему, трансцендентному Божественному. Если кто-либо видит Бога как сущность каждого человека, с которым он встречается, тогда он также может любить Саи Рам, постоянно культивируя это чувство в уме, потому что все различные формы сливаются в одну форму - Саи Рам.
ХИСЛОП: Как правильно петь "ОМ"?
САИ: Звук ОМ - это АУМ. "А" начинается мягко в горле, это земля. "У" выходит изо рта и сила звука увеличивается. "М" звучит на губах. Сила звука уменьшается подобно самолету, слышимому вдалеке, звук которого усиливается при приближении и ослабевает на расстоянии. "А" - это мир, "У" - это небеса, "М" - Божественное, которое выше всяких чувств.
ХИСЛОП: А если не сумеешь добиться правильного произнесения?
САИ: Совершенное произнесение "ОМ" не так важно, если есть Любовь. Любовь - это узы преданности между матерью и ребенком. И если ребенок плачет, мать не беспокоится о том, что плач дисгармоничный. Она устремляется к ребенку и проявляет заботу о нем. Божественная Мать находится в любом месте. Свами - здесь, а Божественная Мать - везде. Каждый имеет шанс. Как только человек устремляется к Богу, Божественная Мать сразу же отзывается своей милостью. Во всем этом наиболее важным является любовь. Поклонение Богу означает любовь к Нему. Истинный звук ОМ самопроизволен, Он входит через ноздри до центра межбровья и выходит через уши в мир. Он подобен звуковой волне, идущей от радиостанции.
ХИСЛОП: Не опасно ли произносить звук "ОМ"? Я слышал, что звук "ОМ" беспрерывен и постоянно поддерживает Вселенную. Человек же, произнося "ОМ", разрушает эту непрерывность, и таким образом может разрушить свою жизнь. Я слышал о ряде подобных случаев. Также говорят, что "ОМ" подходит только для саньясинов, которые уже разорвали свои мирские узы.
САИ: Что такое "саньясин"? Есть три типа саньясинов. Первый - это "саньясин одежды", то есть тот, кто притворяется отреченным, нося оранжевую одежду. Таких тысячи в Индии. Следующий тип - это "саньясин чувств", то есть тот, кто обрел контроль над чувствами. Таким людям никогда не следует оставлять мир и жить в одиночестве. Они должны оставаться в миру, где они смогут наблюдать за своими реакциями, чтобы знать, что их контроль над чувствами - настоящий. Наконец, есть те, кто предал себя Богу, посвятив плоды каждого своего действия Ему. В таком саньясине для Эго нет места. Его сердце чисто. Его чувства спокойны и не затрагиваются противоположностями. Если сердце чисто, тогда непрерывность "ОМ" не будет нарушена. И даже если появляется нечто, кажущееся плохим, оно не реально, ибо только "ОМ" реален.
ХИСЛОП: Свами говорит, что люди делают ошибку, не произнося "Со-хам" с каждым дыханием. Как надо это делать?
САИ: Сах - это Он, Ахам - это Я (По правилам слияний звуков в санскрите "Сах + Ахам" дают "Со-Хам". Прим.перев.). Йогин "X", о котором вы упоминали, учит произносить "Саа, Саа,..." 24 часа в сутки. Поскольку "Хам" не произносится, предполагается, что "Я", личность, должна исчезнуть. Крайне трудно произносить это в течение 24 часов, а во сне - почти невозможно. Йогин "X" говорит, что делает это, но на самом деле это не так. Какой смысл тратить силы на овладение такой сложной практикой, как эта, когда есть более легкое и эффективное средство.
ХИСЛОП: Хорошо, Свами. Тогда оставим йогина "X", потому что я хочу делать так, как говорит Баба и научиться произносить "Со-хам" с каждым дыханием. Какая здесь техника? Нужно ли это произносить с каждым вдохом и выдохом?
САИ: Дыхание само все время говорит "Со-хам". Практика произнесения заключается в том, чтобы произносить "Со" с каждым вдохом, а "Хам" - с каждым выдохом. Произносите это мысленно. Цель такого повторения - поддерживать ум в устойчивом и спокойном состоянии. Через некоторое время произнесения "Со-хам" в течение дня становится автоматическим. Ночью, во время сна, звук естественно меняется на "ОМ".
ХИСЛОП: Нужно ли думать: "Он есть Я"?
САИ: Нет. То, что звучит - это "Со-хам". Это не индийское или американское сочетание слов. Это звук того, что произносит дыхание. Конечно, было бы правильно также знать и значение звука.
ХИСЛОП: Свами говорит, что "Со-хам" - естественный звук дыхания. Когда я слушаю свое дыхание, мне не кажется, что я слышу звук дыхания именно таким образом.
САИ: Звук, проходящий через нос и рот, смешивается с умом и может быть слышен по-разному. Сущность в том, что когда ум неподвижен, а дыхание совершенно спонтанно и естественно, звук дыхания (через ноздри) - это "Со-хам". Дыхание через рот идет в желудок.
ХИСЛОП: Кришна рекомендовал Арджуне произносить "ОМ" в уме.
САИ: "ОМ" везде: в уме, на языке, в сердце и т.д. Сначала "ОМ" звучит на языке, а затем в уме. Звучание "ОМ" 21 раз очень важно. Это 5 внешних чувств, 5 внутренних чувств, 5 жизненных токов (5 элементов), 5 оболочек (кош) и Джива.



XXXV
ПОСЕТИТЕЛЬ: Как предать себя Богу и жизни?
САИ: Предать себя Богу и жизни - означает устранить в себе всякую двойственность и иметь ту же природу, что и Бог. Но подобное состояние выше человеческой воли. Предание себя - это когда деятель, действие и объект - всё Бог. Оно не должно быть форсировано. Оно приходит естественно в сердце, наполненное любовью к Богу. Бог - это как источник чистой, пресной воды в сердце. Лучший инструмент, при помощи которого вы сможете вырыть колодец к этому неиссякаемому источнику и вкусить его сладость - это джапа, повторение имени Бога. Посвятите каждое действие Богу, тогда не останется никакого места для Эго. Это наибыстрейший путь для устранения Эго.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Как научиться быстро продвигаться по пути?
САИ: Любовь - это путь. Начинайте день с Любви. Проводите день в Любви. Наполняйте день Любовью. Заканчивайте день с Любовью. Это путь к Богу. Расширение - это Любовь, но не ограничение и эгоизм, не "мое". Практика, подобная джапе, мантре, пению бхаджанов, походит на мыло, от которого без воды нет пользы. Вода в данном случае - это любовь. Важна именно она. Без любви вы живете в смерти. Любовь - это жизнь. Всё - это единое целое. Относитесь одинаково ко всем. Самоисследование чрезвычайно важно. Кто Я? Тело? - Нет. Дом? - Нет. "Я" есть "Я". Это истина. Тело подобно пузырьку воздуха на поверхности воды. Ум подобен бешеной обезьяне. Он даже хуже, ибо в его действиях нет ни разумности, ни уместности. Обезьяна и та имеет это.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Правильно ли говорить "Саи Рам"?
САИ: "Са" обозначает "Божественный". "Аи" - "Мать", "Рам" означает "Тот, кто находится в сердце как чистая радость". "Саи Рам" означает "Божественные Мать и Отец". Саи Рам, Со-хам, Шива-хам, Самба Шива - всё это одно и то же.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Баба, я так устал. У меня нет энергии. Как получить энергию?
САИ: Энергия обретается посредством предания себя Богу.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Правильно ли будет, если я обращусь к предсказаниям книги "Бхригу"?
САИ: Это не дело Свами советовать, обращаться вам к ней или нет. То, что написано, - правильно, но интерпретация неверная.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Баба, моя энергия?
САИ: Энергия приходит от расширения сердца. Маленькое закрытое сердце - никакой энергии. Если Баба познан в сердце, тогда сердце расширяется. Тело - это храм. Сердце - его местонахождение. Бог находится там.
ПОСЕТИТЕЛЬ: Испытываете ли вы полное удовлетворение?
САИ: Я всегда счастлив. Любовь - моя форма. Иногда, чтобы исправить положение дел, Свами может изменить звучание своего голоса, но внутри нет никакого гнева.
ХИСЛОП: Свами, простите меня. Один человек, который наблюдал за Свами, как тот ходит среди людей и выбирает некоторых из них для особого внимания или личной беседы, озадачен. Почему некоторых Он выбирает, а других нет?
САИ: Вполне естественно, что вы озадачены. Если смотреть извне, нельзя узнать, кто достоин, а кто - нет.
ХИСЛОП: Свами говорит, что не следует говорить о Боге с теми, кто Ему не предан. Как это понимать?
САИ: Вполне правильно говорить для группы. Руководители могут проявить интерес и в свою очередь расскажут последователям. Но если вовлекаться в индивидуальные беседы с теми, у кого нет веры, это приведет к спорам и дискуссиям и будет потерей времени.
ХИСЛОП: Каждый из почитателей жаждет дотронуться до ног Свами. Каково значение прикосновения к ногам?
САИ: Бог имеет положительный заряд. Человек - отрицательный. При контакте божественный поток течет от положительного заряда к отрицательному. Отсюда происходит индийская традиция прикосновения к Божественным личностям. Но без определенной дисциплины и ограничений люди прикасались бы к лицу и телу. Отсюда обычай - прикосновение к лотосоподобным ногам (паданамаскар).
ХИСЛОП: Свами говорит: "Не допускайте воду в лодку". Как это сделать?
САИ: Как удержать воду за пределами лодки чьей-либо жизни? Повернитесь полностью к Богу, и тогда никакой лодки не будет. Никакая лодка не будет нужна. Бог везде. Но место единения с Ним внутри. В сердце.



XXXVI
ХИСЛОП: Должно ли пройти определенное количество времени, прежде чем достигнешь освобождения?
САИ: Время, нужное для освобождения, можно сравнить со следующей ситуацией. Например, вас спрашивают: "Как много времени вам нужно, чтобы поесть?" Ответ может быть следующим: "От 5 минут до получаса". Это неправильный ответ. На еду потребуется ровно столько времени, сколько нужно, чтобы заполнить желудок.
ХИСЛОП: Есть ли в человеке естественное желание освобождения?
САИ: Садхана не приносит освобождения. Она только успокаивает и контролирует раджасическую и тамасическую гуны. Саттвическая гуна всегда несет желание освобождения. Когда в человеке управляет саттвическая гуна, приходит освобождение.
ХИСЛОП: На Западе садхана обычно рассматривается как процесс самосовершенствования. Но это предполагает отождествление себя с изменяющейся личностью?
САИ: Вначале это может быть стремление к самоусовершенствованию. Человек может увидеть, что его моральная природа и характер требуют усовершенствования. Но следующая ступень - это глубокое и всестороннее исследование или анализ (inquiry) реальности тех или иных вещей. Семь десятых садханы - это анализ. Слово "Я", которым обычно пользуются люди, относится к телу.
ХИСЛОП: Согласно Махаяна-буддизму, даже в последний момент перед конечным освобождением человек может сделать выбор: полностью раствориться или принять новое воплощение.
САИ: Выбор между полным растворением и рождением вновь после достижения освобождения зависит от желания. Нет никакого эгоизма в желании раствориться в Боге. Это не ограничение, а расширение.



XXXVII
Посетитель, раджа из другого штата Индии, приехал к Бхагавану, предложил несколько акров земли для йога-центра и попросил Бхагавана посетить его штат и использовать Его волю, чтобы предотвратить опасность политического насилия.
САИ (посетителю): Любовь Свами одинакова ко всем, даже к тем, кто совершает плохие дела. Они страдают не от гнева Свами, а потому, что только через страдания их ум сможет обратиться внутрь для самоанализа. И только через самоанализ они освободятся от иллюзии, которая отделяет их от Бога. Единственный дар, который принимает Свами, - это сердце. Акры земли не представляют для него никакого интереса. В настоящее время имеют место большие беспорядки как среди политиков, так и среди студентов. Это будет продолжаться некоторое время, но на определенном этапе Свами вмешается и восстановит некоторый порядок.
ХИСЛОП: А как насчет порядка в Америке и Европе?
САИ: Страны подобны вагонам. Локомотив - это Бог. Первый вагон - это Индия, затем следуют другие вагоны. Согласно астрологии древних времен изменение в состоянии мира, которое принесет влияние Свами, наступит приблизительно через 15 лет (эта беседа состоялась в декабре 1968 года). Это было предсказано 5 тысяч 600 лет назад в Упанишадах. Приход Бабы, Саи Аватара, включающий три воплощения, предсказан совершенно точно. Люди, рожденные в настоящее время, могут считать себя очень счастливыми.



XXXVIII
ХИСЛОП: Неужели в настоящее время в мире нет святых, имеющих непосредственный глубокий опыт Богореализации?
САИ: Люди, имеющие истинный опыт Боговидения и Самореализации, есть даже сейчас. Они не путешествуют по миру, собирая себе последователей. Они остаются в тишине, вдали от публики и заняты садханой. Если бы вы вдруг нашли такого человека и попросили бы его руководства, он бы не проявил к вам никакого интереса. Если тщательно проанализировать жизнь многих "гуру", которые живут в мире, можно обнаружить, что у них есть желания и проблемы. Их знания заимствованы из книг и от других людей. У них нет истинного Божественного опыта, о котором они говорят. Такие люди попадают в болото самсары, круг рождений и смертей так же, как и вы. Как же они смогут вытащить вас на твердую почву? В настоящее время Бог - единственный гуру. Обратитесь к Нему, и Он покажет вам путь. Он всегда в вашем сердце, готовый защитить и направить вас.
ХИСЛОП: Свами говорит, что есть люди, обладающие Божественным видением. Как его обрести?
САИ: Божественное видение стирает из ума образы того, что непостоянно. Имя, форма и другие характеристики со временем исчезнут. Но для чего ждать? Сотрите их из вашего ума уже сейчас и воспринимайте только то, что истинно. Зачем беспокоиться об иллюзии, о том, что исчезает. Намного лучше уделять время и внимание реальности. Божественное видение воспринимает всё сквозь преходящую иллюзию; пребывая в самой реальности, будучи неотъемлемым от нее, Бог - вечная реальность. Он - неизменная основа всех феноменов. Царь Джанака глубоко утвердился в божественном видении. Имя, форма, личность, качества были так тщательно им проанализированы, что уже больше никогда не попадали в сферу его восприятия в оставшейся части его жизни. Божественное видение - это результат практики и милости Бога. Временами Божественное видение, как может показаться, появляется спонтанно, но в этом случае работа была проделана в предыдущей жизни.
ХИСЛОП: Какая разница между человеком, имеющим Божественное видение, и человеком, реализовавшим Бога?
САИ: Разница есть. Человек, реализовавший Бога - дживанмукта освобожденный при жизни в теле, не имеет уже больше никакого отождествления со своим телом. Он тот, в ком действует только Божественное видение. Он не уделяет никакого внимания телу, и оно истощается. Он не беспокоится о пище и воде, они даже не приходят ему на ум. Как результат, жизнь в теле при таких условиях может оставаться 21 день. Он полностью теряет отождествление с телом, не ест, не пьет, если его насильно не накормят. Срок в 21 день может варьироваться в зависимости от состояния человека. Царь Джанака удалился в лес и стал дживанмуктой. Жизнь оставалась в его теле 19 дней. Человек, имеющий Божественное видение, известен как раджа-йог. Раджа-йог оставляет некоторую степень отождествления с телом. Царь Джанака правил многие годы как раджа-йог. Дживанмукти - это конечная, постоянная Богореализация. Это слияние с Богом. Может также быть временная Богореализация на несколько часов или дней, которая имеет место в глубокой медитации или на различных уровнях самадхи, но она не постоянна. Это не конечное единение.
ХИСЛОП: Простите, Свами, но что такое Божественное видение, это еще не до конца понято мной.
САИ: Вот кусочек чистого стекла. Если вы будете смотреть через стекло с одной стороны, то сможете увидеть предметы, которые находятся за ним. Если же чистое стекло покрыть с одной стороны тонким слоем серебра, то оно станет зеркалом, в котором можно будет увидеть себя. Однако предметы за стеклом уже видны не будут. Точно так же через сознание можно увидеть внешний мир, воспринимаемый чувствами. При помощи же интеллекта можно увидеть и осознать то, что может быть обнаружено внутри самого себя. И если человек живет в реальности, обнаруженной внутри, с Божественными мыслями, желаниями, интересами, если он концентрирует свою жизнь только на Божественной стороне сознания, то сознание становится зеркалом, покрытым с внешней стороны пылью чувственного мира. На чистой, внутренней поверхности этого зеркала, в чистом уме и в чистом сердце можно будет увидеть свое истинное "Я" в отраженном виде, что и составляет реальность, сущность самореализации. Это раджа-йога. Царь Джанака был одним из тех, кто жил такой жизнью.
ХИСЛОП: Свами, даже совершенные люди, как кажется, имеют проблемы?
САИ: Различные святые (Свами упомянул несколько имен) имели бесконечные проблемы, связанные с жизнью в семье, грубым обращением со стороны других людей и т.д., но их вера в Бога оставалась незатронутой.
ХИСЛОП: Но, Свами, эти люди были уже чистыми и святыми, почему же страдания и беды продолжали преследовать их?
САИ: Сами они не страдали. Иисус не страдал, но было необходимо, чтобы они прошли через то, что обычно рассматривается как страдание, для того, чтобы мир имел благородные примеры непривязанности к мирскому и непоколебимой веры в Бога.
ХИСЛОП: В писаниях встречается много историй о великих мудрецах, у которых был очень вспыльчивый характер. Как такое может быть?
САИ: Разгневанные мудрецы в писаниях допускали ошибки в садхане, поэтому их реакции были раджасическими. Саттвическая садхана самая лучшая. Она не приносит никому беспокойства.
ХИСЛОП: Читая, я нашел отрывок, в котором говорится, что мудрец Вишвамитра создал вторую вселенную. Может ли такое быть?
САИ: Да. Мудрец согласился перенести одного из своих учеников в небесные сферы в его физическом теле. Но Боги были не согласны с этим. Вишвамитра очень разгневался и создал вселенную, хотя сам Творец явился к нему и просил его не делать этого. Вишвамитра создал даже пантеон Богов в тонком пространстве и затем транспортировал своего ученика туда в физическом теле. Но то, что противно воле Бога, не может продолжаться, и вселенная Вишвамитры просуществовала недолго.
ХИСЛОП: Прахлада не полностью реализовал Бога, так как его тело продолжало жить. Как же тогда он смог так сильно утвердиться в Атмане, что переносил ужасные пытки, сохраняя улыбку на лице?
САИ: Прахлада - это особый случай. Он был создан Богом как пример совершенной веры во имя Бога и абсолютно непоколебимой веры, что Бог обитает во всех вещах, даже неодушевленных идолах и колоннах. Прахлада не чувствовал никакой боли во время пыток. Из-за его совершенной веры Бог мог являться к нему всегда, когда тот Его призывал, и устранял любую боль.
ХИСЛОП: Каждый желал бы видеть только Бога.
САИ: Нельзя сказать, что можно взять любой объект в мире и превратить его в Бога. Этого человек сделать не способен. Невозможно взять и раскрасить всю природу и объекты в один цвет? Но если надеть очки определенного цвета, тогда всё будет восприниматься в этом цвете. Человек способен изменить свое зрение так, чтобы всё, что он видит, было "одного цвета" - Богом.
ХИСЛОП: Свами говорит, что на всё нужно смотреть как на Бога. Нужно ли на жену смотреть как на Бога?
САИ: На жену нельзя смотреть как на Бога. Если смотреть на нее таким образом, она сядет вам на голову. К ней нужно относиться как к жене, но видеть в ней Бога как ее внутреннюю сущность.



XXXIX
ПОСЕТИТЕЛЬ: Эти чудеса, которые творит Свами посредством движения своей руки! Очень дорогие вещи появляются прямо ниоткуда. Есть ли этому какое-нибудь объяснение?
САИ: Некоторые предметы Свами создает таким же образом, каким он творил материальную вселенную. Другие вещи, например, часы, берутся из уже готового запаса. Нет никаких невидимых существ, которые приносят их Свами. Его санкальпа, Его божественная воля являет предмет в одно мгновение. Свами находится везде. То, что Он творит, исходит из естественной безграничной силы Бога и ни в коей мере не является продуктом йогической или магической силы, как это имеет место у йогов и магов. Его созидательная сила ни в коей степени не является искусственно созданной или развитой. Она естественная.
ХИСЛОП: Правда ли, что дикие животные не причиняют никакого вреда святому человеку?



САИ: Был гуру, который однажды сказал своему ученику, что Бог во всем. Ученик поверил этому утверждению. В тот же самый день проходил царский парад. Царь был центром внимания, он ехал на огромном слоне. Пренебрегая всеми правилами безопасности поведения на парадах, ученик основательно уселся на дороге, по которой должен был пройти царский слон. Он не обратил никакого внимания на крики, предупреждавшие его, что он будет растоптан насмерть. Подойдя к нему, слон поднял его хоботом и поставил невредимым в стороне от дороги. Ученик пошел к гуру и пожаловался ему, что несмотря на то, что Бог был в обоих - в слоне и в нем - он не смог сдвинуть слона с пути, и что, наоборот, слон отодвинул его в сторону. Гуру объяснил ему, что всё дело было только в том, что у слона больше физической силы. Он также сказал ученику, что если бы он не смотрел на слона как на Бога, тот, естественно, растоптал бы его. Но поскольку ученик видел Бога в слоне, Бог безопасно устранил его с пути, где ему был бы причинен вред. Никакое животное, даже кобра, не ужалит человека, который видит Бога как истинную сущность животного или змеи. То же самое верно в отношении опасных людей. Но есть некоторые исключения, которые имеют кармическую причину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий