вторник, 20 июня 2017 г.

Глава 12. Лиламма книга Шри Сатья Саи Анандадаи

Глава 12. Лиламма
 
Я ценю анурагу (любовь) больше раги (тоники)
 и бхаву (чувства) больше бахьи (внешнего).
 Шри Сатья Саи Баба
 

Шримати Лила В. Рао, или Лиламма для своих друзей, была дочерью Шри Венката Рао, главного должностного лица в Майсурском дворце. Воспитанная на классической карнатской и хиндустанской (Carnatic and Hindustani) музыке, она была хорошей певицей и часто вела бхаджаны в Путтапарти. Она была преданным последователем Свами. Несмотря на свой физический недостаток и болезнь, она работала координатором образовательного и духовного направлений Шри Сатья Саи Сева Самитхи в Майсуре.

Она не вышла замуж и провела всю свою жизнь в служении Свами.

Лиламма была разборчива в одежде. Она хорошо одевалась, и, вероятно, именно эта черта заставляла её присматриваться и оценивать детально то, что носил Свами, и что ускользало от наших невнимательных глаз. Нигде больше мы не читали о цвете и структуре ткани дхоти и платье Свами в таких подробностях, какие описаны в её дневнике (который дал нам её брат Гопу) в период с 1948 по 1954 год. Там говорится, что Свами носил платье самых разных цветов – голубого, фиолетового, розового, чёрного, зелёного, светло-зелёного, каштанового, серого, порой, отделанное золотой или серебряной тесьмой. Все те платья были подарены Свами Его бхактами. Свами надевал эти платья, когда они умоляли Его надеть их.

Её дневниковые записи говорили о её сильной тоске по Свами. Она хотела всегда находиться в Его присутствии (что по понятным причинам было невозможно), она не была удовлетворена часовыми даршанами и тем, что имела минимум три паданамаскары в день. Она обычно подстерегала Свами, даже если Он возвращался из поездки уставший, или со свадьбы в деревне или по служебным делам таким, как регистрация земли в офисе финансового управления в Буккапатнаме. Она считала, что Свами выглядит уставшим из-за прогулки по жаркому солнцу. Даже тогда, она не могла не поддаться искушению пасть перед Его стопами, и Свами несколько раз в жёсткой форме отчитывал её за это, назвав её однажды «скорпионом».

Такие нагоняи превращались для неё в благословения, так как позже Свами компенсировал Своё прежнее недовольство несоизмеримым состраданием и радовал её даршаной, самбхашаной и паданамаскарой. Свами даже позаботился вернуть ей новое полотенце, которым было покрыто кресло, где Он однажды сидел во время падапуджи.

Как-то раз ей посчастливилось наблюдать, как две полосы вибхути появились на лбу у Свами. В другой раз она увидела слово nama на Его лбу и записала в дневнике: «Он выглядел, как Кришна» (вспоминается видение образа Кришны, данное Свами доктору Джону Хислопу, которое ошеломило последнего (сноска: John S. Hislop, Dr. My Baba and I, pp.57-60. Published by Sri Sathya Sai Books and Publications Trust, Prashanthi Nilayam, 515 134, India.).

Как упоминалось ранее, Лиламма хорошо знала карнатскую музыку и была хорошей певицей. Свами часто просил её спеть, когда она со своей матерью, братом и т.д. оказывалась в Старом мандире. Она держала рекорд по исполнению любимых песен Свами, некоторые из которых Он просил петь снова и снова, особенно Ra ra enipilicite. Вот песни, которые jна пела для Свами: Radha mukha kamala, Ra ra enipilicite, Vacanadalli namamrta tumbi, Ninnu juci dhanyudaiti, Nanu ninnavanayya, Baba ni samanamevaru, Tum bin mor, Sri Sainatha, Paratpara paramesvara, Darusana dijo, Sumanira karale, Balagopala и Giridhara Gopala.

Она также пела музыкальные сочинения (krtis) святого Тьягараджи: Sambho mahadeva, Ni cittamu na bhagyamu, Tulasidala mulace, Entarani tanakentaponi, Nidu caranamule, Rajagopala, Ni divya, Etula brotuvo teliya и tappulanniyu.

Святой Тьягараджа жил в Тхируваййару, штат Тамилнаду, в 19 веке. Святой Тьягараджа поклонялся Господу Раме посредством музыки (надопасана). Господь Рама, вероятно, хотел послушать некоторые сочинения Тьягараджи спустя два столетия, будучи в теле Саи-аватара. Нет сомнения, что Свами благословил Лиламму вновь совершать Ему поклонения через музыку.

Я вспоминала один случай, произошедший 30 Мая 1959 года. Она находилась в доме со своей старой и больной матерью. Внезапно молния ударила в тот дом и повредила стены. Электрическая связь также повредилась. Она провела всю ночь в страхе и рано утром на следующий день бросилась ко мне. Она сказала, что не успокоится, пока не увидит Свами. Мы с сестрой поехали с ней в Бангалор, где в доме Шри Венкатарамана, общественного бухгалтера, остановился Свами. Когда мы прибыли туда около 8 часов утра, Свами уже поднялся наверх после утреннего даршана. Мы расстроились. Спустя некоторое время Свами через кого-то из обитателей дома передал нам, чтобы мы никуда не уходили, поскольку Он собирается спуститься и поговорить с нами. Нам разрешили остаться в доме. Мы мысленно поблагодарили Свами за Его доброту.

Немного погодя спустился Свами. Улыбка сияла на Его лице. Он справился, как мы поживаем? Потеряв самообладание, Лиламма упала к ногам Свами и положила голову на Его стопы. В слезах она воскликнула: «Свами, Ты защитил нас прошлой ночью. Что бы случилось с нами, если б не Ты?» Свами утешил её и сказал: «Аммайи, кто же ещё, если не Я, защитит тебя?» В этом вопросе и ответе таилась вся жизнь Лиламмы.

Свами расспросил о моих детях и об их будущем образовании. Позже Свами материализовал вибхути, нанёс его на наши лбы и, возложив Свою божественную руку на голову каждой из нас, благославил.

Шримати Лиламма покинула этот мир 17 июля 1983 г.

Глава 13. Размышление
 Лишь постоянное пребывание с именем Господа
 даёт нам неколебимый покой, ненарушаемый
 жизненными взлётами и падениями.
 Шри Сатья Саи Баба

   Как-то в феврале 1955 года пополудни мы собирались покинуть Путтапарти. Поэтому мы не пошли на утреннюю встречу мо Свами. Позже нам сообщили, что именно утром Свами искал «группу из Майсура», имея в виду нас. Когда мы уже днём пошли к Свами, Он встретил нал соь словами: «О, да вы великие люди, как Я посмотрю. Сколько раз Я должен был высматривать вас утром? Где вы были?» Мы ответили: «Свами, мы думали уехать после обеда. Поэтому не хотели беспокоить Тебя утром». Мой муж, Радха и Лиламма сделали паданамаскару. Чтобы сделать паданамаскару я беззаботным движением передала ребёнка, которого держала на руках, в руки Свами.

После этого, отдавая ребёнка мне обратно, Свами сказал: «Каннамма, ты умерла после рождения или же ты родилась после смерти? Если ты будешь продолжать так поступать, когда же ты закончишь свои обязанности? Разве тебе это не противно?» Ребёнок посмотрел, на Свами и захихикал: «Посмотрите на него! – воскликнул Свами. – Он бы не поверил Мне, даже если бы солнце взошло на западе». Затем Свами спросил, как звать ребёнка. Мы стали просить Свами дать ему имя. Свами поинтересовался: «А какому божеству поклоняется ваш дом?» Я молчала. Он снова спросил, и я ответила: «Ты – наше божество, Свами». Но Свами продолжал настаивать, и я сказала: «Субраманья». И тогда Свами дал имя ребёнку – Суреш. «Вы знаете, почему детей называют именами богов? – спросил Свами. – Чтобы родители хотя бы на смертном одре, думая о своих детях, повторяли имя Бога.

У некоего купца было четыре сына. Их звали Рама, Кришна, Говинда и Нараяна. Настал его последний час. Одного за другим он стал звать их. Когда все они собрались, он озабоченно спросил: «Вы все здесь, а кто присматривает за магазином?» Сказав это, он умер. Мысль о магазине, а вовсе не о Боге, занимала его голову в последние минуты жизни». Свами пояснил, что если человек размышляет о Боге в течение жизни, Бог дарует ему милость помнить о Нём в последние минуты. Другого способа не существует.

  Свами спросил о семьях Радхаммы и Лиламмы. Мы просили Его не забывать нас. Свами заверил нас и ответил: «Нет. Я никогда вас не забуду. Вы подвержены изменениям, в то время как Я не меняюсь. Сотни тысяч приезжают сюда. И всё же, разве Я забыл вас?».

* * *

В те годы Свами организовывал севу (служение) для бхактов и устраивал выступления пандитов в ашраме.

Сева начиналась в 3 часа пополудни. Это служение включало в себя полив растений и деревьев, помощь в строительстве и т. д.; иногда участники образовывали цепочку. Выступления пандитов начинались в 4 часа пополудни, после чего следовала божественная речь Свами.

На одном из таких выступлений 2 декабря 1957 года Шри Лакшминараяна Шастри из Салема рассказал об одном эпизоде из жизни царя Амбариши. Как-то раз царь в ожидании мудреца Дурвасы, совершавшего утреннее омовение, попросил всех собравшихся для трапезы святых людей, прежде, чем им будет предложена пища, испить святой воды, которую использовали для богослужения стопам Господа. Вместе со своей женой в окружении святых он продолжал ожидать Дурвасу.

  Свами прервал и исправил Шастри: «Нет, не так. Царь предложил-таки еду святым. Двум или трём группам святых уже подали ему к тому времени, как вернулся мудрец Дурваса. Увидев, что святые едят, не дождавшись его возвращения, он пришёл в негодование и проклял еду, пожелав, чтобы она превратилась в червей. Святые оттолкнули от себя пищу и поднялись со своих мест. Это удручило царя Амбаришу, и он взмолился Господу Вишну. Вишну нацелил свой диск сударшану и послал его в мудреца Дурвасу. Видя это, мудрец Дурваса, преследуемый диском, полетел к Господу Шиве за помощью. Однако Шива сказал, что тот взрастил слишком большое эго, и поэтому Он не намерен спасать его. Тогда мудрец отправился в Вайкунтху и стал умолять Вишну помиловать его. Вишну ответил, что знает только, как отправлять диски, но не знает, как их возвращать. Тогда сам диск сказал мудрецу, что он пощадит его, если тот упадёт к ногам Амбариши и попросит прощения. Мудрецу Дурвасе так и пришлось сделать: он припал к ногам царя и на глазах у всех стал просить прощения. Почему всё это произошло? Следуя путём джняны (джняна марга) и обретя аштасиддхи, Дурваса возгордился своими достижениями. Это и стало причиной случившегося. Царь Амбариша был глубоко предан Богу и имел безграничную веру.

Поэтому Бог внял его молитве. Затем Свами запел песню:
 аштасиддхула саадханендулаку
 адиваттибхрамалалоо
 каттивейюнугаа датамаина
 и дживитаадавилоо
 ваттинаамамее паттапагалау

(Зачем вы выполняете садхану ради астасиддх? Они, в иллюзии, лишь связывают вас. В этой чаще густого леса самсары только имя Бога освещает тропу).
   Он призвал нам оставаться бхактами и продолжать следовать путём бхакти, а не на переходить на путь джняны. (Бхакти – это наилучший путь, чтобы растворить эго в бесконечной глубине божественности. Это также самый лёгкий путь для простого человека в эпоху Кали).

* * *

Ювелир Шри П. Рамачандра Шетти, его жена Шримати Сундарамма и вся его семья были преданными почитателями Свами в течение долгого времени. У Рамачандра Шетти было два сына – Шри Вишванатха Шетти и Шри Венкатачалапатхи Шетти. Их жён звали Шримати Маникьямма и Шримати Сароджамма, соответственно.

  18 июля 1958 года Свами посетил дом Рамачандра Шетти в Майсуре. Он прибыл примерно в 7. 30 утра. Мы подошли туда к 9 часам. Некоторое время спустя мы поднялись наверх, надели на Свами гирлянду и сделали Ему паданамаскару. Затем Он повернулся к бхактам, которые приехали с Ним, и сказал: «Сейчас вы можете походить по городу и посмотреть достопримечательности. Мои последователи хотят увидеть Меня. Здесь не хватит места для всех». Я спросила: «Свами, когда Ты придёшь в наш дом?» Свами ответил: «Я приду. Приехав в Майсур, разве Я могу не прийти в ваш дом? А сейчас Мне нужно обмыться. Я назначу время встречи позже». Мы все спустились вниз. Около 11 утра Свами появился в молитвенном зале и сел на диван. Он попросил собравшихся начинать бхаджаны. Они продолжались до 12 часов.

Рамачандра Шетти совершил арати с камфорой Свами. После того, как несколько человек совершили паданамаскару. Свами поднялся наверх. Члены семьи Шетти последовали за Ним. Там они совершили падапуджу. После этого мы также поднялись наверх и склонились к Его стопам.

  Свами сказал, что заглянет к нам после 5 вечера и попросил ждать Его. Он объяснил, что вечером отправляется в Бангалор, поэтому посетит несколько домов с краткими визитами. Мы расстроились и сказали: «Свами, Ты не был здесь почти 12 лет. Если Ты не останешься на один день или хотя бы на пол дня, мы очень расстроимся». Свами ответил: «Из-за чего вы должны расстраиваться?

Довольствуйтесь тем, что Я сейчас здесь. Даже если б Я остался на три дня, всё равно я бы смог уделить вам не более 5 минут. Какая же разница? Вы все Мои, и Я – ваш. У Меня нет дома и ничего подобного. Ваше сердце – вот Мой дом. Там должно быть ограничение для всего. Если норма превышается, теряется всякий вкус». Глядя на малыша, Он сказал: «Маленькие дети едят, не задумываясь над тем, действительно ли они голодны. Но мать не позволяет ребёнку есть слишком много. Она даёт только требуемое количество. Она знает, что столкнётся с проблемами, если ребёнок будет переедать. Подобным образом, Я даю Свою милость дозированными порциями, которые могут быть легко усвоены. Если ёмкость недостаточно прочна, а её заполнили большим количеством воды, Она даст течь и лопнет.

Так и Я наполняю ёмкость таким количеством воды, которое она способна выдержать. Если б Я приехал после 30-го, Я бы остался здесь на 4 дня. Поскольку Шетти настаивал приехать к нему сейчас, Мой визит ограничен одним днём. Я вижу Гангу в уголках женских глаз! Я дал им глаза, чтобы они могли проливать слёзы радости, а они используют их, чтобы лить слёзы горести, вызванные мирскими желаниями. Если и плакать, то только о Боге. Нет смысла плакать о чём-то ещё.

Тогда мы сказали: «Свами, приди хотя бы не на пять минут, мы не хотим, чтобы это было в спешке». Свами ответил: «Что Я могу поделать? У Меня нет времени. Пользуйтесь тем, что есть. Я уже купил билеты на самолёт. Поезда и автобусы могут немного задержаться с отбытием. Но самолёты взлетают вовремя. Мы не должны причинять беспокойства другим. Мой принцип – не тревожить Моих бхактов в повседневной жизни ни физически, ни морально. Это сродни доставанию воды из колодца: Я – ведро, а вы – верёвка. Если вы тяните верёвку, Я приду».

Свами прибыл в наш дом в 7 часов вечера. Когда Он поднимался наверх по лестнице, Мурали стоял перед Ним наверху. Свами повернулся ко мне и сказал шутливо: «Вот те на, Каннамма! Твой разбойник даёт Мне даршан!». Я ответила: «Свами, он теперь боится Тебя». «Да, он боится», – сказав так, Свами вошёл в комнату, мурлыча песню. Он взял металлический портрет Шри Ширди Саи Бабы с возвышенности на столе и спросил: «Откуда это?» Я ответила, что его дал Гопу.

Какое-то время Он рассматривал портрет. Увидев Своё отражение в зеркале, висящем на стене, Он сказал: «К 8 часам Мне нужно уехать. Я уже и так совершил две поездки, которые можно было не делать». Мы посетовали на то, что Его визит слишком короток. Свами сообщил: «И всё же Мне нужно посетить ещё 3 дома. Я уже был в доме у Сундараммы и Лиламмы. Что поделаешь!». Тем временем мы спросили, можем ли мы совершить падапуджу. «Конечно, с радостью». Сказав это, Свами направился к кушетке, чтоб присесть на неё. Мы попросили Свами пройти в соседнюю комнату. Свами сказал шутливо: «Ладно, а чья это комната?». Мурали ответил: «Свами, это тоже твоя комната». Свами шутливо пожурил его: «Да будет тебе! – ты же не разговариваешь со Мной!». Свами сошёл вниз в комнату для пуджи. Он сел на стул, украшенный по этому случаю. Мы все были очень взволнованы.

Зажигая лампы, мы спросили: «Свами, Ты тогда сказал, что останешься на один день. А теперь Ты торопишься. Мы так надеялись расспросить Тебя кое о чём духовном». Свами вдруг раскрылся: «Я – Брахман. Я – Брахман. Сам Брахман пришёл. Спрашивайте всё, что хотите. Получайте то, что вам следует получить».

Я спросила: «Свами, Ты сказал, что мы можем распевать любое Имя, и это позволит помнить Бога в последние минуты жизни; используйте одно имя и один образ для дхьяны. Можем ли мы, вместо того, чтобы повторять все имена, постоянно распевать только Твоё имя?» Свами ответил: «Несомненно. Разве это не гораздо более благоприятно? В каждом акте божественного служения, разе не джапа составляет ядро? Так и поступайте. Это очень хорошо. Но помните, что медитировать нужно на одно имя и один образ. Если человек постоянно практикует созерцание одного образа и имени, он будет помнить Его, когда придёт конец. Тогда этот человек будет освобождён от цикла рождения и смерти».

Потом все мы омыли Свамины стопы ароматизированной водой, помолились Ему и одели на Него гирлянды. Мать сказала: «Свами, если бы мы знали что Ты прийдёшь так поздно, мы бы приготовили ужин для Тебя». Свами ответил: «Хорошо, ради вас Я съем то, что у вас есть. Несите».

Все дети сели рядом со Свами и плотно прижались к Его ногам. Я спросила: «Свами, если мы хотим быть с Тобой всегда, что же нам делать?» Свами ответил: «Намасмарана, намасмарана. Этого можно достичь, только повторяя имя Бога. Там, где бхакти, там и Бог».

Когда Я захотела поставить на стол перед Свами тарелку со сладостями и острой закуской, Он сказал: «Не ставь, держи её в руках. Я буду есть так». Он отведал по чуть-чуть каждого блюда и отпил несколько глатков горячего напитка. Глядя на мальчиков, Свами сказал: «Почему вы просите всё у своей матери? Всё, что она может дать – это часть своего беспокойства (ашанти). Просите Меня обо всём. Я дам вам, всё, что вы хотите».

Затем Свами подошёл ближе к картинкам Богов, наклонился, чтоб разглядеть получше, и сказал: «Гирлянда из больших бутонов на Моей фотографии, а на других картинах – гирлянды из маленьких бутонов». Мы ответили: «Свами, это потому, что для других изображений мы использовали цветы, оставшиеся после украшения Твоей фотографии». Свами от души рассмеялся.

  Во время арати, Свами попросил нас спеть песню Павана Пуруша (Господь наисвященный). Полузакрыв глаза, Он, стоя, с большим вниманием прослушал всю песню, постукивая в такт ногой. Позже все мы совершили паданамаскару. После этого Свами обнял за плечи Рагху и Шанкару, крепко прижал их к Себе и с ними вышел из комнаты. Он сошёл вниз, сел в машину и уехал. Мы были в восторге, что пробыли со Свами так долго, и нам было так грустно расставаться с ним.

* * *

Жена Рамачандры Шетти обратилась к Свами: «Мы не сможем поехать с Тобой в Бадри. Пожалуйста, привези нам немного воды из Ганги». Свами попросил у неё стакан. Она принесла маленький серебряный стаканчик. Свами на мгновение прикрыл его Своей ладонью и… о чудо! бокал был полон святой воды из Ганги (ganga tirtha) со свежими листьями туласи [Туласи, или тулси, (Ocium sanctum) – кустарник, имеющий большое ритуально-магическое значение в вишнуитском культе. Туласи является символом Вишну и самостоятельным объектом поклонения. – Переводчик] и бильва [Бильва, или бэль, (Aegle Marmelos) – вид дикой яблони, листья которой используются в религиозных церемониях, посвящённых Шиве. – Переводчик] и девятью драгоценными камушками на дне. Наш великодушный друг Шетти сразу же раздал каждому присутствующему ганга тиртху).

Вечером хозяева дома, Свами и несколько членов моей семьи собрались на втором этаже. Свами сказал: «Утром Я сидел у окна и наблюдал за людьми, идущими по дороге. Они несли в руках фрукты и цветы (в тот день был праздник Нагарачаути). Я был счастлив. Так или иначе, пуджа, бхаджаны, праздничные шествия и сатсанги должны иметь место. Благодаря тому, что религиозные праздники проводятся повсюду, эта страна живёт мирно, по крайней мере, более или менее. Если бы не это, она давно бы пала. Но с помощью пуджи и других способов коллективного поклонения Богу окружающая атмосфера очищается».

Шетти сказал: «Свами, Я не хочу ничего, кроме Тебя. Я не хочу получать помощь от кого-либо ещё. Если мы так глубоко верим в Тебя, разве Ты не позаботишься о нашем благополучии?

Свами сказал: «Бог сам непосредственно не приходит на помощь людям. Он осуществляет свой план через других людей (дайвам мануша рупена). Вы можете получить помощь даже от нищего. Никогда не говорите, что вам не нужна помощь других людей».

Шетти спросила: «Свами, говорят, что эта Калиюга это последняя юга, и что она закончится пралайей. Эта правда?» Свами ответил: «Нет. Пралайи не будет. Но катастрофы будут иметь место. Если в доме повреждена какая-то часть, будете ли вы сносить весь дом из-за этого или же просто отремонтируете то, что сломалось. Так же и Я буду ремонтировать ту часть мира, что повреждена». Шетти спросила: «Свами, как же Ты узнаешь это? Свами ответил: «Если что-то в твоём теле болит, как ты об этом узнаёшь? Так же просто и Я узнаю об этом, потому что вся вселенная – это Моё Тело».

  Свами спросил: «Маникьямма, ты не хочешь иметь детей?» Она ответила: «Свами, мой зять Чалапатхи также не имеет потомства. Пожалуйста, благослови его». Глядя на Чалапатхи Свами спросил: «Что, вайрагьям?» Свами дразнил его. Он спросил: «Разве ты не хочешь детей?» Тот молчал. Свами сказал: «Это что такое! Ты хочешь Мою пуджу, праздники и т. д., чтобы всё зашло в тупик с тобой? Чтобы продолжать всё это, разве не следует тебе иметь детей?» Но Чалапатхи продолжал хранить молчание.

Тогда Свами спросил: «Маникьямма, сколько тебе лет?» Она ответила: «Двадцать шесть». Свами благословил её и сказал: «Тогда пусть у тебя родится ребёнок». На следующий год у них родился сын. Свами пришёл к ним домой и назвал ребёнка Тиртха Нараяна. В марте 1985 года Свами посвятил его в ученичество (упанаяна), а 12 марта 1993 года в Бриндаване бракосочетал его со Своей последовательницей Прасанналакшми в Бриндаване.

(Окончание)

Глава 13. Размышление. (Окончание)

* * *

7 декабря 1958 года Свами приехал в дом Шри Рамачандры Шетти около 9.30 вечера. Бхаджаны уже начались. После арати всех присутствующих накормили. Когда Свами поел, Я стала умолять Его посетить наш дом. Свами ответил: «Нет. Уже полночь, а Мне нужно уезжать рано утром. Почему ты так настаиваешь? Твоё сердце – Мой дом. Зачем Мне нужен другой дом? В Бангалоре они организовали процессию и назначили на послезавтра торжество. Я сказала: «Свами, дети будут разочарованы, ведь они ждут Тебя дома. Свами сказал: «Скажи им пусть они придут ко Мне завтра в 5 утра».
 

Ещё раз Свами посетил дом Шетти вечером 11 января 1959 года. К счастью мои дети в то время находились там. На следующий день мой муж и я пошли туда рано утром и просили Свами посетить наш дом. Свами отклонил нашу просьбу, сославшись на то, что уезжает в Бангалор после завтрака в доме Шри К. А. Гопалакришны Шетти. Мы имели счастье одеть на Него гирлянду и совершить паданамоскару. Свами материализовал вибхути и дал его Лиламме, её матери и некоторым другим, включая и меня.

  Свами посетил дом Рамачандра Шетти в мае 1959 года и благословил всех своих последователей в Майсуре.

* * *

Мы отправились в Путтапарти 14 ноября 1961 года. Вечером состоялся даршан Свами во дворе, с внешней стороны комнаты для бесед. Мы находились там в ожидании паданамаскары. Вскоре Свами позвал нас. Войдя в комнату для бесед, мы склонились к Стопам Свами. Я передала Свами письмо от Радхи. Он поинтересовался, как мы все поживаем. Затем я промолвила: «Свами, в Своём недавнем публичном выступлении, Ты сказал, что очень скоро Ты не будешь так свободно доступен как сейчас, и это случится быстрее, чем можно ожидать. Мы также слышали, что Ты не будешь проводить личных бесед и уменьшишь количество праздников, проводимых в Путтапарти. Услышав это, мы очень расстроились. В тебе вся наша жизнь. Мы просто не сможем существовать без Твоих частых даршанов, Свами».

Свами ответил: «Кто вам всё это наговорил? Слушая ложные слухи, вы начинаете понапрасну беспокоиться. Чего Я добьюсь, отстраняясь от всех вас? Мне что, нужно практиковать йогу или выполнять садхану? Почему Я должен отдаляться от Моих бхактов? Но из-за того, что в будущем сюда будет приезжать всё больше и больше людей, возможность встречаться со Мной уменьшится. Посмотрите во двор, как много людей сидят там и ждут личной встречи. Большую часть Своего времени Я провожу в беседах с людьми. Вы уже знаете, что Моя возможность быть с вами уменьшилась, а дальше уменьшится ещё больше».

Я спросила: «Будешь ли ты в будущем совершать ритуалы бракосочетания или упанаяны?» Свами ответил: «Почему нет? Конечно, Я буду это делать и праздники проводить тоже». Кто-то заметил, что Дипавали нынче не празднуется так, как раньше. Свами ответил: «Вовсе нет. Всё было сделано правильно. С тех пор как электрические провода протянули над мандиром, пять хлопушек разорвались только на земле и ни одна не была направлена вверх».

  Свами спросил о нашем судебном разбирательстве. Мы обо всём рассказали. Я попросила Его: «Свами, когда Ты был у нас в доме, Ты обещал, что посвятишь Рагху и Шанкару в ученичество (упанаяна). Пожалуйста, сделай одолжение». Свами сказал: «Да, сделаю. Пусть закончится судебное разбирательство. В этом месяце Мне нужно посетить много мест, для установки статуй божеств. Лишь после этого Я смогу немного передохнуть. Мы совершили паданамаскару, взяли прасаду и вышли.

* * *

Утром 18 ноября 1961 года в субботу я, мой муж и моя мама сидели возле комнаты для «интервью». Позвав несколько человек, Свами пригласил войти и нас. Он пристально посмотрел на нас и сказал: «Если вы до сих пор такие же, когда же Я войду в вашу читту? Вам следует больше работать над собой». Мы ответили: «Свами, укажи, что именно мы должны делать. Мы полностью Твои».

Свами сказал: «Если Я всё сделаю сам, что же останется делать вам? Я сказала: «Свами, мы – Твои». Свами: «Да. Именно потому, что вы Мои, Я буду наказывать вас даже за маленькую ошибку. Я не наказываю других, даже если они совершают грубые ошибки. Мать наказывает только своего ребёнка, но не чужого».

Моя мама спросила: «Свами, пожалуйста, объясни нам, что значит вьяктитва сакшаткара» Свами сказал ей: «Сначала ответь Мне, почему ты ходишь в её комнату? (ссылка на третье лицо)». Моя мать ответила: «Она читает хорошие книги. Я хожу туда только для того, чтобы слушать». Свами сказал: «Тебе не нужно ходить туда. Что же есть такого в пустаке (книге), чего нет в мастаке (голове). Достаточно, если ты будешь размышлять над тем, что ты уже знаешь. Если ты уехала от своих детей и стала жить здесь, зачем же ты ходишь к другим? Люди ссорятся из-за деревяшки или кусочка угля, но никто не борется за Бога. Существуют две вещи: Гуру и цель. Цель – больше, чем Гуру. Если ты крепко держишься за цель, Гуру сам придёт к тебе.

  Говоря так, Свами с большой любовью положил несколько пакетиков вибхути в её руки и нежно сжал их. Когда мы сказали Ему, что хотели бы совершить прадакшину, Он встал в центре комнаты. Мы трижды обошли вокруг Него и, склонившись к Его стопам, сделали паданамаскару. Затем Свами спросил: «Знаете, какая дакшина с вас причитается?» Когда мы спросили, что Он имеет в виду, Свами сказал: «Подобно тому, как тщательно вы отделяете грязь и кусочки ниток от цветов, предназначенными Мне для пуджи, вы должны очистить цветок своего ум (манопушпа), а затем поднести его Мне. Люди переносят много трудностей ради тела, которое обречено погибнуть. Почему люди так волнуются из-за пустяков? Борьба – это порок, заметный во всех людях». Свами материализовал вибхути и намазал им наши лбы. Мы простёрлись перед Ним и, взяв прасаду, вышли.

* * *

К 19 ноября 1961 года большие группы последователей Свами начали прибывать в Путтапарти на празднование Его дня рождения. Место уже переполнялось, и мы решили уехать. Я и моя сестра Радха пошли взять у Свами разрешения на отъезд. В предыдущую ночь Свами пришёл к Радхе во сне и сказал ей, что Ему не нравится, что она уезжает из Путтапарти до дня рождения.

Мы отправились к Свами, взяв с собой Шанкару. Через некоторое время, Свами вышел на веранду. Увидев нас, Он воскликнул: «Вы уезжаете?!» Я ответила: «Да, Свами, ещё немного и здесь трудно будет находится с ребёнком». Свами сказал: «Осталось только три дня до празднования, а вы хотите уехать. Уезжайте, вы обе можете ехать (Он потёр лоб). Вам не судьба присутствовать на праздновании дня рождения. Вы скажете Мне сейчас, что уедете завтра. После «интервью» вы останетесь, как обычно. В этом план?»

Позже Он сказал: «Ждите, Я обмоюсь и приду». Через некоторое время Свами пришёл в комнату для бесед и позвал нас. Мы все трое возложили цветы на стопы Свами и совершили паданамаскару. Увидев Радху, Свами спросил: «В чём дело, почему ты уезжаешь?» Она ответила, что трудно ухаживать за ребёнком при таком столпотворении. Свами сказал: «У тебя здесь прекрасные условия. Дети будут играть во дворе. Если ты не можешь присмотреть за маленьким ребёнком два дня ради Меня, способна ли ты на какую-либо садхану? Оставайся здесь, а поедешь после дня рождения. Можете ехать вместе».

  Радха сказала, что ей необходимо сообщить мужу о дате приезда, так как поезд прибывает поздно ночью. Она спросила Свами, какую дату ей написать. Свами сказал, чтобы она известила мужа о своем приезде 25 числа. Я сказала: «Свами, Мы верим в Тебе полностью и знаем, что Ты тот единственный, кто сделает всё». Свами ответил: «Да, ты действительно веришь». Свами материализовал вибхути и нанёс его на наши лбы. Мы припали к Его Стопам (паданамаскара) и затем вышли.

* * *

30 декабря 1961 года Свами позвал нас в комнату для бесед, материализовал вибхути и нанёс его каждому на лоб. Он спросил меня: «Какие новости?» Я не сразу сообразила, что Ему ответить. Он сказал: «Говори быстрее, много людей ждёт во дворе». Я вновь подняла вопрос об упанаяне для Рагху и Шанкары. Он ответил: «Не сейчас. Март – неблагоприятный месяц. К апрелю мальчики уже сдадут экзамены, тогда без проблем и решим твой вопрос». Я сказала, что Шанкара сдаёт экзамены в апреле. Свами ответил: «Вот как? Тогда в мае после того, как закончатся экзамены». Мурали сказал: «Свами, а может, Ты сделаешь это в январе, если не возражаешь?». Свами ответил (характерным движением пальцев показывая счёт денег): «А где вы возьмёте деньги? У вас они есть? Пусть это будет в мае и только».

Радха спросила о переезде в Майсур. Свами ответил: «Нет. Лучше быть подальше. Не переезжайте ближе». Она спросила, что же сказать ей своему мужу? Свами ответил: «Подобно тому, как мы используем нитку для цветочной гирлянды, шлёпанцы для ног, Мне приходится делать для тебя всё, что ни пожелает твой муж. Сначала он хочет чего-то, потом уже не хочет. И опять, говорит, что хочет оставаться в определённом месте, а потом, что не хочет там оставаться. Разве это возможно следовать его капризам и фантазиям? Успокойся на этот счёт».

Я сказала: «Свами, недавно по случаю Даттаджаянти в доме Шри Б. Кашипатхиах, исполнительного административного инженера, были организованы бхаджаны. Лиламма не могла присутствовать из-за болезни. Нам пришлось вести бхаджаны самим. Мы не знали, в каких тональностях их петь. Мы испугались». Свами ответил: «Почему вы испугались? Если в будущем вы получите такой замечательный шанс, радуйтесь, что Свами даёт его вам, и пойте бхаджаны так, как подсказывает вам сердце. Тональность и ритм – это внешние атрибуты. В них нет нужды. Чувство (бхава) – вот что важно».

Рагху спросил: «Свами, можно мне петь старые бхаджаны?» «Почему бы и нет? Пой себе на здоровье! То, что ново сегодня, завтра уже устареет», – ответил Свами.
 Радха попросила: «Свами, Ты не должен забывать нас». Свами сказал: «Говори это тем, кто забывают тебя, Мне этого не говори».
   По поводу джапы и дхьяны Свами сказал: «Вы не можете выполнять их – у вас дети. Пусть они все повзрослеют». Мурали сказал: «Свами, можно мы совершим прадакшину?» Рядом с нами была ещё одна группа людей. Свами ответил ему: «Нет. Увидев вашу прадакшину, они также захотят это сделать, другие последуют их примеру и будет хаос». Мы сделали паданамаскару, получили прасад и вышли из комнаты.

* * *

15 марта 1962 года Свами позвал нас на беседу. Семья Рамачандры Шетти также была с нами. Мы склонились к Стопам Свами (паданамаскара). Он поинтересовался: «Что нового?» Я ответила: «Моя сыновья сдают экзамены сейчас. Они написали мне, чтоб Ты благословил их и дал прасада для них». Свами сказал: «Мои благословления всегда с ними. Я дам им прасад. Передайте им вот это».

Я сказала: «Свами, излей на нас Свою милость». Свами ответил: «Именно благодаря Моей милости вы приезжаете сюда так часто. Моя милость велика, как горы. Как вам Шиваратри?» Я ответила: «Все могли видеть Тебя, так как празднование проводилось в шеде. Если бы это происходило в Прашанти Мандире, все желающие не смогли бы попасть внутрь». Свами сказал: «У вас был Шиваратри тогда, а у Меня Наваратри теперь. Видите, Мне приходится встречаться с людьми и проводить беседы весь день напролёт. Всему есть предел. Я устал».

Мы сказали: «Да, Свами. Это очень утомительно». В разговор вступили члены семьи Шетти: «Свами, приезжай в Майсур. Там Ты сможешь хорошо отдохнуть». Свами ловко отпарировал: «Ваш дом тоже не испытывает недостатка в Моих поклонниках». Шетти ответил: «Нет, Свами. Мы никому не скажем». Свами сказал: «Даже если вы и не скажете никому, люди всё равно узнают и обязательно придут – как пчёлы слетятся на аромат цветка. Теперь даже Майсур хвастается своими бхактами!» Но члены семьи Шетти продолжали настаивать на приезде Свами в Майсур.

Свами ответил, что в Его запланированном туре, поездка в Майсур не значится. Он пообещал приехать как-нибудь в другой раз и остаться там на целых три дня. Мы сказали, что Свами даёт нам несбыточные надежды, на что Свами ответил: «Что Я могу поделать? Число Моих поклонников возрастает, и Мне приходится оставаться в Парти». Свами материализовал вибхути, насыпал его немного в наши ладони и нанёс его на наши лбы. Увидев, что мы всё ещё держим вибхути в руках, Он призвал нас съесть его. Когда же я сказала, что хочу сохранить его для детей, Свами ответил, что даст вибхути и им тоже – отдельно. Он сказал: «Что Я даю тебе – это для тебя одной. Давай, клади вибхути к себе в рот». Я так и сделала.

  Свами спросил: «Как тебе Моё выступление?» Я сказала, что оно было очень интересным, и что я записала его. Свами сказал: «Не нужно записывать Мои выступления, просто скажи Мне, как тебе Моя речь?» Я повторила, что оно было очень хорошим. Свами сказал: «Нет смысла записывать их на бумаге. Пишите их в своём сердце. Вы же делали паданамаскару уже, не так ли?» Мы ответили: «Да». Свами сказал: «Этого достаточно, разве нет?» Каждому из нас Он в качестве прасада дал вибхути и сказал: «Считайте, что вам очень везёт, – пусть понемногу, но вы всё это получаете (личные беседы и т.д.). Те, кто пришёл после вас, не получат столько. Разве они не говорили вам об этом и не сетовали на судьбу? Как Я уже говорил вам раньше, на каждый камешек, что сейчас находится здесь, будет по десять человек. Саньяси из Удупи настойчиво просили Меня приехать. Я должен поехать туда».

* * *

Однажды Свами сказал Рамачандре Шетти, что в определённый день Он придёт к нему домой. «Ты никому не должен говорить об этом. Пусть присутствуют только члены твоей семьи. Если ты кому-либо скажешь, Я уеду немедленно». Шетти, будучи человеком либеральным, приуныл. Последователи Свами приходят и поют бхаджаны в его доме уже целый год, как же могут они оказаться в неведении, когда Свами приедет? Но с другой стороны, Свами может уехать, если сообщить другим, и это будет идти вразрез Его наставлению. Шетти был в замешательстве.

  В назначенный день 19 июня 1960 года Свами приехал и спросил: «Шетти, ты же никому не сообщил? Да? Только члены твоей семьи присутствуют. Не так ли?» «Да, Свами», – ответил Шетти. Свами посмотрел по сторонам и выразил Своё удовлетворение по поводу того, что Шетти послушался Его, а затем сказал: «Хорошо, а сейчас сообщи всем поклонникам. Прежде всего, скажи Каннамме. Какая счастливая она придёт сюда!» Шетти был вне себя от радости и позвал нас. Мы бросились к нему в дом и утонули в блаженстве.

* * *

Как-то раз Свами посетил наш дом в сопровождении Шетти. Мы со Свами находились в комнате для пуджи, но Шетти не зашёл туда. Я заметила это, только когда Шетти присоединился к Свами, когда мы уже выходили из дома. Позже, когда я встречалась с ним в его доме на бхаджанах в четверг, я сказала: «Почему ты в тот день не зашёл в комнату для пуджи? Разве мы не живём как одна семья уже много лет?» Он ответил: «Быть может, Свами хотел поговорить с твоей семьёй отдельно. Поэтому я и остался за дверью». Вот такой он, наш всепонимающий Шетти.

* * *

Однажды в Путтапарти приехал ученик Шри Пурушоттхамананды, аскета (тапасви) из пещеры Васиштха. Он остановился в старом мандире. Он был великим садхакой. Моя мать как-то спросили у него: «Каким образом можно определить, что человек преуспел в дхьяне?» Он ответил: «Получение желаемого, указывает на это». В тот день моей матери нездоровилось: её тошнило, и у неё болела голова. Она подумала: если был бы лимонный сок, это принесло бы ей облегчение. Но то был не сезон для лимонов. Позже она пошла на вечерние бхаджаны. У ворот старого мандира стояла маленькая девочка и держала в руках корзинку с лимонами. «Аммайи, хочешь лимон?» Моя мать удивилась. Тот ученик сказал ей: «Видишь, ты получила то, что хотела. Но продолжать экспериментировать с этим не стоит, потому что потеряешь то, что приобрела. Продолжай свою садхану».


 Глава 14. Ананья бхакти


Почтовая марка бхакти позволяет молитве достичь места назначения – Бога.
 Шри Сатья Саи Баба
 

Однажды днём, во время шрамаданы между тремя и четырьмя часами пополудни, бхакты, образовав на холме цепочку, занимались поливкой растений. Свами тоже был среди нас. По завершении работы Свами принёс корзинку полную фруктов и начал раздавать их нам. Тех, кто уже получил фрукты, Он попросил идти к мандиру. Бхакты, находившиеся у подножья, стали подниматься вверх по холму. Свами сказал им: «Не поднимайтесь. Тем, кто наверху, Я даю только маленькие бананы. А для вас у Меня припасены большие сочные мосамби». Сказав это, Он показал им один из них.

Позже все собрались в мандире, чтобы послушать Свами. Свами выглянул из окна второго этажа и, подразнивая нас, стал имитировать руками движения очистки банана. «Ну что, все уже покончили с бананами и пришли сюда». Сказав так, Свами ушёл.

Через некоторое время Свами вошёл в мандир и сел в кресло. Шри Лакшминараяна Шастри из Салема начал совершать упаньясану. Он сказал, что Акрура встретил Кршну во время годхули лагны. Свами спросил: «Шастри, откуда ты знаешь, что Акрура встретил Кришну именно в это время?». Шастри ответил: «Свами, мои знания базируются на книгах. Я Тебе не раз признавался в этом. Я не присутствовал при этом, а Ты – да. Ты приоткрываешь тайны прошлых веков, только когда я совершаю какие-то ошибки».

Свами сказал: «Ты говорил об Акруре. Расскажи моим бхактам о гопи». Шастри сказал: «Свами, Я оставляю это Тебе. Ты был именно тем, кто знал их тоску по Кришне. Будет чудесно получить знания от Тебя. Что знаю я? Только то, что написано в книгах».

Свами на ответил. Шастри продолжил свою историю и сказал, что в возрасте восьми лет Кришна отправился в Матхуру. Свами вмешался и сказал: «Как это возможно? Кришна отправился в Матхуру когда ему было 14 лет. Разве не так?» Швстри ответил: «Свами, откуда мне знать? Бхагавата говорит так. Только Ты знаешь, в каком возрасте Кришна отправился в Матхуру. Поведай нам сейчас все свои секреты». Свами мягко рассмеялся, повернулся к бхактам и начал Свой рассказ.

«Кришна отправился в Матхуру в возрасте четырнадцати лет, а не восьми. До одиннадцати лет Он оставался с пастухами. С одиннадцати до четырнадцати Он был с пастушками.

Однажды Камса наслал на Кришну огромного питона, чтоб убить Его. В тот момент Кришна жил в деревне, называвшейся Репалле. То место было окружено холмами, и единственная тропа, которая вела туда, лежала между двуми холмами. Огромнейший питон, открыв свою пасть, расположился именно там.

Кришна знал об этом. Возвращаясь с пастушками и их коровами с пастбища, Кришна повёл всех пастушек прямо в пасть питона. Оказавшись внутри питона, Кришна разрезал его желудок, и все пастушки и их коровы благополучно вышли из него. Тогда только Кришна объяснил им, что случилось. Если бы они знали о змее раньше, они бы не рискнули последовать за Кришной в пасть питона.

До 14 лет Кришна заигрывал с пастушками – дразнил их и допускал всякие шалости. Они жаловались Яшоде на его невыносимое и провокационное поведение. Иногда Яшода приходила в негодование. Когда же она однажды выразила своё возмущение по поводу этих Его проделок с пастушками, Кришна сказал ей: «Мать, разве Я не спал всю ночь возле тебя? Почему ты веришь их жалобам, будто Я не даю им покоя?» Успокоить Яшоду подобным образом не составляло труда для Кришны. Но, несмотря на всё, пастушки не могли оставаться без Него ни минуты. Наблюдая всё это, крестьяне завидовали Кришне и поэтому переправили Его из Гокулы в Бриндавану. Каждый, кто пересекал границы Бриндаваны, должен был платить налог.

Подобно тому, как крестьяне пытались разделить Кришну и пастушек, жители
 Путтапарти пытались вытеснить Меня из этого места, думая, что Я сколочу большое состояние! (Богатство Свами – это Его бхакты).

Но Радха отправилась в Бриндавану. Старик, охраняющий Бриндавану, не впустил её, потребовав уплатить входной налог. На что Радха сказала: «Я – бедная женщина и не могу заплатить налог». Когда стражник сообщил об этом Кришне, Тот сказал: «Вот как?! Когда она снова придёт, не пускай её. Задержи и позови Меня. Я приду и выясню, чего она хочет».

На следующий день Радха вновь появилась, и была чрезвычайно счастлива, узнав, что сейчас к ней прийдёт Кришна. И Он пришёл и спросил её: «Зачем ты здесь? Раз прищла – прати налог». Она ответила: «Кришна, у меня ведь ничего нет кроме корзины с коровьем навозом». Кришна сказал: «В таком случае, предложи себя (атмарпана)». Она согласилась и полностью вверила Ему свою Душу. Есть много путей обрести освобождение; пригодность, наличие необходимых качеств – вот, что важно (“eligibility is essential”).

Пастухи из Гокулы регулярно отмечали праздник, посвящённый Господу Индре. Кришна спросил у Яшоды: «Мать, почему отмечают этот праздник?» Она ответила: «От Индры зависит своевременность дождя, благодаря которому зеленеют наши поля, а также благополучие наших коров. Поэтому мы поклоняемся ему». Кришна сказал: «Индра, может, и даёт дождь, но это благодаря Говардхана Гири всё зеленеет вокруг нас. Почему бы не поклоняться ей (этой горе)?» С тех пор пастухи стали поклоняться Говардхана Гири.

Позднее Кришна спросил Свою мать: «Мама, почему ты поклоняешься Говардхана Гири?» Она удивилась: «Чему ещё мы должны поклоняться?» Кришна ответил: «Благодаря Говардхана Гири деревья и трава такие зелёные, это так. Но именно коровы кормятся ими и дают нам молоко и масло. Почему бы не поклоняться коровам? И пастухи стали поклоняться коровам.

Прошло время, и Кришна спросил у матери: «Почему вы поклоняетесь коровам?» Она ответила: «Ты сам сказал нам делать это». Кришна сказал: «Тогда, почему вы не поклоняетесь Мне?» Пастушки поклонялись только Кришне и никому больше. Их мужья и свекрови были против такой всепоглощающей преданности Кришне и донимали их по этой причине. Но пастушки переносили всё это, повторяя имя Кришны. Когда Кришна вместе со своим дядей, Акрурой, уехал в Матхуру, их охватило отчаяние, которое невозможно передать словами. Некоторые из пастушек улеглись перед колесницей и даже спали так. Другие схватили поводья и не выпускали их. Кто-то из них привязал свои волосы к колёсам колесницы. Были и такие, которые пытались удержать колёса от вращения.

Акрура видел их слёзы и слышал, как они умоляли Кришну не уезжать. Не в силах вынести всё это он остановил колесницу. Кришна сошёл с неё и стал утешать их. Из-за своих попыток остановить колесницу они сильно поранились, их раны кровоточили. Они были так измотаны, что даже не могли говорить с Кришной. И лишь когда Он пообещал вернуться к ним, они отпустили Его. После отъезда Кришны вся Гокула опустела, её жители плакали и пребывали в удручённом состоянии духа. Но Кришна так и не возвратился в Гокулу.

Однажды Кришна приехал в Гокулу с Рукмини и Сатьябхамой, чтобы присутствовать на обряде поклонения Говардхана Гири. У Радхи была сестра по имени Чандравали. Они были совершенно разные, их взгляды на жизнь полярно отличались друг от друга.

Чандравали ненавидела Кришну. Она была уверена, что Кришна – это зловредный бедокур и источник проблем пастушек. Она думала, что, похитив их сердца и заставив их мысли вращаться только вокруг Него, Он тем самым вбивает клин между ними и их мужьями, а также другими родственниками. Чтобы не подпасть под очаровывающее влияние Кришны, она осталась в доме своего мужа. Однако её матери это не понравилось, и она стала убеждать своего зятя отправить-таки жену на предстоящий обряд. Скрепя сердце он согласился, но с условием, что только на три дня. Чандравали пришла в дом матери и закрылась там – столь сильной была её ненависть к Кришне. Тем не менее, Радхе очень хотелось взять Чандравали с собой на обряд. Она пришла, постучала в дверь и позвала её. Но при этом она вместо «Чандра» произнесла имя «Кришна!». Это разозлило Чандравали ещё больше.

Однако Радхе всё же удалось успокоить её и уговорить пойти с ней за водой к реке, объяснив, что если они и встретят Кришну, то в этом нет опасности для неё, поскольку тот будет слишком занят приготовлениями, связанными с обрядом поклонения Говардхана Гири. Но стоило им немного отойти от дома, как Чандравали увидела Кришну, идущего прямо к ним. И вдруг, в мгновение ока, горшок, который она несла, платье, в которое она была одета, деревья, насекомые, цветы, небо над головой, земля под ногами и Радха, находящаяся рядом, всё вокруг предстало в образе Кришны. Ослепшая яростью она ударила Кришну по щеке. Радха была в шоке. Она повернулась к Чандравали и стала ругать её. Показывая на три следа на своей цеке, оставшихся от удара, Кришна, улыбнувшись, сказал: «Нет, не брани её. Она показала, что мы все трое – одно и то же», и он ушёл.

Когда Кришна пришёл домой, Сатьябхама увидела эти следы на Его щеке и сказала Рукмини: «Сестра, посмотри на щёки Кришны. Кто-то ударил Его». Однако Рукмини, будучи человеком саттвическим, ничего не заметила. Кришна успокоил Сатьябхаму и отправился к дому Чандравали.

Выбрав момент, когда та отдыхала, Кришна принял форму Радхи, вошёл к ней и сказал: «Ты знаешь, когда я думаю о Кришне, я принимаю Его образ». Поверив в это, Чандравали провела три дня в обществе Кришны. Однажды Кришна показал Чандравали, как Он выглядит на самом деле, но та подумала, что это Радха и никак не прореагировала. Когда она уже собиралась возвращаться в дом своего мужа, Кришна принял его образ и пришёл к ней. От неё он узнал, что она не ходила к Кришне и не общалась с Ним. По дороге домой, в повозке, Кришна сказал ей: «Знаешь, Кришна может появиться даже в образе твоего мужа. Не верь Ему». В тот самый момент показался её муж – он шёл им навстречу в поисках Чандравали. Пылая ненавистью к Кришне, она слезла с повозки и набросилась на мужа с кулаками.

Возмущённый таким поведением жены, он прокричал в её адрес проклятья и ушёл. Ничего не подозреваюшие о проделках Кришны крестьяне не на шутку обеспокоились таким развитием событий. Чтобы пресечь подобные выходки со стороны других женщин, они соорудили погребальный костёр и заставили Радху и Чандравали войти в него. Тем самым они хотели проучить всех, кто бегал за Кришной. Когда костёр запылал, Радха увидела Кришну, стояшим прямо перед костром. Обратившись к Кришне, она сказала: «Пусть несчастье сваливается на нас. Нам всё равно. Только продолжай смотреть на нас вот так как сейчас, и мы не почувствуем никаких мучений».

Когда огонь стал разгораться, Радха и Чандравали внезапно исчезли из костра. Не было видно и Кришны. В небе же жители деревни увидели Господа Вишну верхом на Гаруде, сопровождаемом справа и слева его супругами, Бхудэви и Шридэви. В изумлении они наблюдали это чудо. Этот случай раскрыл им глаза и они поняли наконец, что Кришна есть не кто иной, как Сам Господь Вишну. О своём прозрении они сообщили другим людям. Они поняли природу Кришны (Кришнататва) – всеведущий, вездесущий Господь не покидает в беде даже тех, кто ненавидит Его. Это тот самый случай, который показывает, как легко можно обрести освобождение через бхакти.

Людям эта святая, чистая любовь пастушек к Кришне представляется в ложном свете. Вы осознаете те только чувства, которые касаются тела. И эти чувства вы распространяете на всё святое. У Бога нет физических связей с людьми. Чистую любовь пастушек можно понять лишь чистым умам и Бога можно достичь лишь чистым сердцем. Бога невозможно привлечь грязными чувствами. Такие чистые и святые чувства имели только пастушки. Никто другой не может сравниться с ними в чистоте любви и необыкновенной преданности. Вы можете состязатья с ними в чистоте любви и силе преданности. Вы можете равняться на них как на идеал. Вы можете спросить: «В чём же величие гопи? Разве преданность Рамадаса, Кабира, Сурадаса и других уступает преданности гопи?» Ничья преданность не идёт в сравнение с преданностью гопи. Преданность всех остальных – это всего лишь тень той преданности, что была у гопи. Бог чист, и потому имейте и вы чистые помыслы по отношению к Нему, тогда вы достигнете Его».

Свами закончил Своё выступление заявлением, что человек может достичь Бога благодаря чистым мыслям и всепоглощающей самоотдаче (ананья бхакти).


Глава 15. Гурупурнима


Есть только один Гуру.
Это Бог, и Бог этот – внутри тебя.
                                                                                                                                                                                                       Шри Сатья Саи Баба.
 

Новость о том, что Свами прибудет в дом Шри Рамачандра Шетти 26 июля 1961 года, в канун Гурупурнимы, распространилась молниеносно. Впервые Гурупурнима отмечалась в присутствии Свами. Бхакты стали собираться в доме Шетти в 18.30. В половине девятого начались бхаджаны. В одиннадцать тридцать приехал Свами, постоял немного в молитвенном зале и после того, как Ему совершили арати, благословил бхактов. Позже Он удалился в верхнюю комнату. На следующее утро Свами вышел к нам с сияющей улыбкой и сел на диван. Когда толпа возросла, Свами стал у входа и в течение двух часов позволял бхактам совершать Ему паданамаскару.

По завершении мангаларати и раздачи прасада, Свами уединился в Своей комнате. Шетти организовал еду для всех бхактов. Свами сошёл в молитвенный зал в 3 часа пополудни. Все присутствующие простёрлись перед Ним. Вечернее выступление Свами было организовано на выставочных площадках. В 17 часов там собрались бхакты.

Пение бхаджанов длилось с 18 до 18.30. К тому времени прибыл Свами в сопровождении Шри Б. Д. Джатти, главного министра штата Карнатака, и других бхактов. Свами, а также ещё несколько людей заняли свои места на сцене. После молитвенного призыва Шримати Сунандаммы Шетти надел Свами гирлянду, зачитал меморандум и вручил его Свами.

Позже с короткой речью выступил Шри Джатти. Он поделился своим опытом общения со Свами, рассказав несколько случаев, и заверил присутствующих в своей глубокой вере в Него. Он призвал всех верить в Свами и по вере получать Его милость. Затем с божественной речью выступил Свами. (Эта речь под заголовком «Будьте благодарны врачам» была опубликована в III томе Первого издания «Sathya Sai Speaks» pp. 67-72 издательством Sri Sathya Sai Books and Publications Trust, Prashanthi Nilayam 515 134, India). [В последующих изданиях, исправленных и дополненных, она вошла во II том. – Прим. пер.].

Он рассказал, что дхарма людей состоит в том, чтобы помогать друг другу в трудные минуты. Свами сказал: «Вам нет необходимости оставаться брахмачари на всю жизнь. В век калиюги это не так просто. Вместо того, чтобы называть себя брахмачари и при этом вести неправедную жизнь, лучше обзаводитесь семьёй, но ведите чистый образ жизни. Я – ваш, а вы все – Мои. Вы должны быть признательны Рамачандра Шетти за то, что он предоставил вам такую золотую возможность. Я приезжаю в этот город уже 20 лет, но впервые обращаюсь к такому большому скоплению людей. Всему есть своя причина и для всего – своё время. Бог – это каласварупа. Поэтому не теряйте времени: размышляйте о Нём и обретайте Его милость. Я благословляю вас всех и тем заканчиваю это выступление». Шри Рамачандра Шетти совершил Свами арати.

По возвращении в дом Шри Шетти были организованы бхаджаны. Позже члены его семьи усыпали стопы Свами таким количеством самых разнообразных благоухающих цветов, что Он оказался погружённым в них по самую шею. Видеть это было истинным наслаждением для бхактов. По окончании мангаларати был организован обед. Из разговоров бхактов между собой мы поняли, что Свами собирается на следующий день посетить некоторые дома. Мы поднялись наверх, чтобы увидеть Свами. Завидев нас, Свами сказал, что Он навестит наш дом после ленча в час дня 28 июля 1961 года. Он предупредил, чтобы мы не ходили на бхаджаны в дом Шетти в этот день, и добавил, что все должны оставаться дома.

Когда мы уже спускались по ступенькам, Он вышел из комнаты, подошёл ко мне и спросил: «Каннамма, как тебе моё выступление?» Я ответила: «Оно было великолепно и интересно. В противном случае, разве могла бы такая толпа людей просидеть столь тихо до самого конца?». Свами сказал: «Всё это возможно только благодаря одному – Любви».

* * *

28 июля 1961 года оказался для нас святым днём, поскольку в этот день в наш дом должен был прийти Свами. Мой муж и старший сын, Мурали, находились в доме Шетти в ожидании Свами, чтобы сопроводить Его в наш дом. Услышав звук подъезжающей машины, я поспешила на улицу и увидела Свами в тот момент, когда Он выходил из машины. Свами спросил у стоящего возле двери Шанкары, здесь ли его мать, и вошёл в дом. Он сразу же поднялся наверх в комнату для пуджи. Я последовала за ним и сообщила: «Свами, Лиламмы нет здесь. Моего мужа тоже нет дома. Что мне делать?» Свами ответил: «Им не повезло – не судьба. А тебе – да. Ты сделаешь пуджу. Так-то вот».

Когда я объяснила Свами, что они ожидают Его в доме Шетти, Свами удивился: «Кто отправил их туда? Вчера Я предупредил: все вы должны оставаться дома. Пусть теперь поплачут, когда вернутся». Я сказала, что Мурали сильно расстроится, Свами ответил: «Пусть тоже поплачет». Он посмотрел на картинки богов и богинь в комнате для пуджи и затем сел в кресло. Я совершила пуджу, осыпав Свами цветами от кончиков пальцев до самой головы. Я надела Ему гирлянду из цветов сугандхараджа и припала к Его стопам (паданамаскара).

Когда я предложила Ему сладости, Он съел немного и спросил: «Каннамма, когда ты собираешься женить своих детей?». Я ответила, что это зависит от Его воли. Свами сказал шутливо: «Я думаю, они женятся и, не спрашивая Меня». Когда я предложила Ему сладости и пряности, Он взял кусочек и сказал: «Кастури и другие тоже приехали». Так как я встретила Свами, когда Он уже вошёл в дом, Я не заметила других людей, находящихся в машине. Шанкара привёл их в дом на второй этаж. Я угостила их конфетами, пряностями и кофе.

Позже Рагху и Шанкара надели на Свами гирлянду и совершили паданамаскару. Свами сказал: «Я уже позавтракал в доме Сунандаммы. Дай Мне немного воды. Этого достаточно». Он повернулся к Кастури и сказал: «Посмотри, Кастури, всё было приготовлено. Они – Мои давние бхакты. Они знают мои порядки и поэтому у них всегда всё готово». Он вновь спросил у меня насчёт Своего вчерашнего выступления. Я ответила: «Свами, выступление было замечательным. Благодаря этому выступлению многие смогли увидеть Тебя. В последний раз, когда Ты приезжал, далеко не все смогли получить Твой даршан Так ни с чем они и разошлись. С иронией в голосе Свами произнёс: «Какая жалось!». Я сказала: «Свами, Твой визит в наш дом это большое счастье для нас». Свами ответил: «Да, много больших людей приглашают Меня. А Я вот пришёл сюда».

Мы высказали пожелание сфотографироваться со Свами и спросили Его согласия. Свами сказал: «Ваши фотографии отпечатаны на Моей атме. Какой прок во внешних фотографиях!».

Я совершенно забыла предложить Свами фрукты и листья бетеля, хотя они лежали прямо передо мною. Шанкара попросил Свами совершить упанаяну для Рагху и для него самого. Свами шутливо сказал: «Ваша упанаяна совершится на ваших свадьбах».

Я попросила Свами благословить их джапамалы. Он благословил их и вернул с вопросом: «Эти мальчики медитируют?». Затем Он материализовал вибхути и приложил его на наши лбы. Немного вибхути Он насыпал в мою руку.

Мы обратились к Нему с горячей просьбой никогда не оставлять нас без Его милости. Мы совершили арати, распевая мелодию павана пуруша. Полузакрыв глаза, сосредоточенно, с нескрываемым удовольствием Свами слушал песню. Улыбаясь, Он посмотрел на нас. Мы вновь припали к Его стопам. Свами спустился вниз и пошёл к машине. Друзья моих сыновей, Рамараджу и Венкоба Рао, также совершили паданамаскару, когда Свами проходил мимо. Свами посмотрел на них, произнёс: «Манчи манасу (хороший ум)», сел в машину и уехал.

* * *

Однажды, когда до празднования Гурупурнимы 1963 года оставалось всего несколько дней, Свами вдруг стало плохо. Подробности этого случая о жестокой болезни одного бхакты, которую Свами взял на Себя, о Его чудесном самоисцелении, а также разъяснении Свами, почему Он взял на Себя такое страдание, уже были описаны в других книгах. (См. "Baba-Sathya Sai", Part II, by Ra. Ganapathi. Published by Divya Vidya Trust, 106/1, Habibulla Road, Chennai 600017, India; "Sathyam Sivam Sundaram," Vol. II, by N. Kasturi, published by Sri Sathya Sai Books and Publication Trust, Prasanthi Nolayam 515134, India).

На самом деле, это была серьёзная проверка для бхактов на преданность и веру – редкая для них возможность направить луч поиска внутрь себя, чтобы проверить, не начал ли вновь раскачиваться маятник сомнения между верой и мукой отчаяния. К тому же, это был ценный урок для бхакты – как должен он вести себя в подобной ситуации? После того, как Свами окончил Свою памятную речь на Гурупурниме, мы пошли на Его даршан, и Он позвал нас в комнату для бесед.

Я сказала: «Свами, Ты – наш защитник. Но Твоя болезнь заставила нас страдать. Пожалуйста, скажи, что мы можем сделать для Тебя в такой ситуации?». Свами ответил: «Вам ничего не нужно делать. Всё само собой образуется». Я задавала Ему тот же волрос  много раз и всегда получала одинаковый ответ. Он сказал: «Если все вы будете следовать Моим наставлениям – этого будет достаточно». Я спросила: «Как конкретно, Свами». Он сказал: «Представь, что Я зову тебя. В этом случае ты должна немедленно примчаться ко Мне, как есть, даже не откладывая в сторону вещи, которые держишь в руках».

Я сказала: «Свами, некоторые люди в Майсуре и Бангалоре говорят о Тебе плохо. Они также рисуют на Тебя карикатуры в газетах. Если Ты их не проучишь или хотя бы не ответишь им, как подобает, разве это не будет означать, что Ты признаёшь правоту их слов?». Свами спокойно ответил: «Аммайи, Я – гунатита (вне свойств, вне характеристик). Те, кто связаны гуной, возмутятся и совершат ошибку, отвечая на необоснованные обвинения».

Я спросила: «Означает ли это, что они не будут наказаны?» Свами сказал: «Они будут наказаны, но не Мной; они накажут сами себя. Если они совершали добрые дела в прошлых жизнях, они будут защищены теми своими достоинствами, даже если теперь они грешат. Но однажды, истощив эти накопленные заслуги (пунья), обретённые благодаря хорошим делам в прошлых жизнях, они будут преданы полному забвению. Вы сами увидите, что случится в будущем. Их песенка будет спета. Мне незачем давать им ответ. Без Моей на то воли даже травинка не колыхнётся. Я говорю всё это вам, потому что вы следуете дхарме».

Глава 16. По храмовым местам

                                                                                                                                   
Бессмертие божественности нельзя обрести
ни богатством, ни кармой, ни наличием потомства,
но только лишь жертвенностью.
                                                                                                                                                                                            Шри Сатья Саи Баба
 

9 марта 1961 года уже довольно поздно вечером, мы прибыли в Путтапарти. Мы пошли к Старому мандиру, где жила моя мама, чтоб оставить там наш багаж и обмыться с дороги. Но ворота оказались заперты. Отсюда мы сделали вывод, что в новом мандире идёт какая-то программа. Мы оставили багаж у ворот и поспешили к новому мандиру. Мы услышали, как Свами говорит о том, что Он будет выступать на публике во время посещения Мадраса, Варанаси, Айодхьи и других мест. Ниже привожу сокращённую версию Его речи:



«Воплощения божественной любви! Меня пригласили председательствовать на торжестве, посвящённом празднованию годовщины Шри Сатья Саи Самадж в Мадрасе (ныне: Ченнаи). Там было очень много людей. В своём вступительном слове Шри Бургула Рамакришна Рао, губернатор штата Уттар Прадеш, заявил, что Индия беднеет как в материальном отношении, так и в духовном. Он сказал, что с этого времени нация могла бы обратиться на поиски духовного света, поскольку Всемогущий Господь воплотился здесь как аватара. Я не согласился с Рао и сказал, что Индия никогда не будет бедной страной, даже, несмотря на то, что материально люди сейчас стали действительно беднее жить. В духовном же отношении Индия всегда была путеводным светом для всего мира. Скажем, вы съели манго, но если отрыгнуть, то с отрыжкой выходит и запах манго. Подобным образом аромат духовности не исчез из Индии. Требуется лишь немного просвещения, чтобы она вернулась к истокам своей изначальной славы.

Нам нужно выдернуть с корнем всё зло, которое начало въедаться в жизненно важные части нашей культуры. Поверхностное, косметическое лечение даст мало пользы. Как слон, чтобы повалить дерево, обхватывает хоботом ствол у самых его корней, так и Я направлю Свои усилия на решение этой задачи. Просвещением будет охвачена вся страна. Везде, куда бы я ни приезжал, Я был доволен преданностью и искренностью людей. Я не удовлетворюсь потрясением веток дерева; закоренелые болезни требуют сильнодействующих лекарств.

Следует восхвалить преданность Рамакришны Рао. Она достойна подражанию. Помимо него, армейские офицеры высоких чинов, такие как генерал Тхиммайя, Шри Котхари и Шри Тхора, с большой преданностью сопровождали Меня всюду в моих поездках. Это люди, имеющие большие деньги, огромную власть и счастливые семьи, для которых не существует неразрешимых проблем и неосуществимых желаний. Они даже готовы были преждевременно уйти в отставку со своих высоких постов с тем, чтобы посвятить себя служению Саи (Саи Сева). Я запретил им делать это, поскольку страна переживает кризис. Я сказал: «Вы должны выполнять свой долг так же хорошо, как вы думаете обо Мне». Они ответили: «Свами, с Тобой нам нечего бояться. Мы готовы сразиться с Китаем – он нам не страшен». Они следовали за Мной как тень. Я хотел, чтоб сопровождавшие Меня последователи были свидетелями этого и извлекли урок.
 Бескорыстные поступки (нишкама карма) сами по себе есть награда.

Когда Я был в Каши, в храме Вишвешвары, Я заметил, что люди, чтоб поклониться господу Шиве, заходят в этот храм через все четыре входа. Поскольку лицезреть Шивалингу сзади не подобает, Я материализовал подвеску, чтобы отметить переднюю часть линги. Первый ряд этой подвески был украшен бриллиантами, второй – рубинами, третий – зелёными камнями в форме листьев бильва. Её вершиной являлась литера ОМ [санскритское написание]. Я сказал жрецу, чтобы он закрепил её на передней части линги и посоветовал людям поклоняться Господу только с этой стороны. Рамакришна Рао велел людям, имеющим отношение к пуджи, изменить ритуалы для пуджи, как им и посоветовали. Затем Я материализовал вибхути и сандаловую пасту и приложил их к Шиве. Я также засунул руку на дно перевёрнутого сосуда, и из него непрерывно потекли воды Ганги.

Жрецы (пандас) начали говорить между собой, что это может вызвать конфликт, так как есть специальная группа людей, имеющих эксклюзивные права наполнять этот сосуд водой каждый день. Услышав это, Я остановил поток Ганги, так как никого не хотел обидеть. Я также материализовал бриллиант, чтоб его поместить на лоб богине Аннапурны.

И вновь возникли проблемы относительно правомерности Моего действия и, поэтому Я сделал из него кольцо и надел его на палец Рамакришна Рао. В Каши и других северных районах Индии многие саньяси и семейные люди практикуют повторение мантры «Рам, Рам». В святых местах, даже если они распевают мантры без полного сосредоточения, их сила возрастает. Вы можете спросить «Как такое возможно?» Подобно тому, как огонь обжигает вас независимо от того, сознательно вы входите с ним в контакт или нет, так и сила мантры в святых местах имеют тот же эффект. Именно по этой причине ваши предки направляли паломников в святые места.

В Айдохье имеются сотни уединённых жилищ, в которых обитают саньясины. Если все они выйдут наружу и образуют процессию, то она протянется на целую милю. Они собрались вместе и приветствовали Меня. Их отношение ко Мне было почтительным и выражало преданность. Они умастили Меня и Моих бхактов душистыми маслами и в добавление к этому поднесли нам смоченные этими же маслами гирлянды.

Они умастили даже прасаду. Я сказал им, что саньяси следует отказываться от этих мирских удовольствий. Они ответили: «Свами, что Ты такое говоришь! Мир зловонен. Душистые масла необходимы, чтобы устранить эту вонь. Кому же ещё, как не Богу, совершать ими подношение?» В Путтапарти некоторые люди также умащивают маслами головы и совершают паданамаскару. Из-за этого умащиваются и ноги Свами. И тогда бхакты, не пользующиеся маслами, совершая паданамаскару, думают, что Свами умащает даже Свои ноги! Саньяси в Айодхьи использовали масла, несмотря на Мой запрет делать это, но люди здесь говорят, что Я пользуюсь ими!

В Айодхье саньяси организовали встречу со Мной в храме, где Рама короновал Хануманта. На обратном пути Рамакришна Рао спросил у Меня, действительно ли Рама короновал Хануманта, так как он об этом нигде не читал. Я сказал, что это правда, поскольку имя Рамы (Раманама) распространяется везде, где почитается Хануман. Если такая личность станет царём, тогда всё царство будет эхом вторить имя Рамы. Именно по этой причине Рама и возвёл Ханумана на трон.

Рама одарил Своей милостью всех, кто присутствовал на церемонии коронации, где также были Васиштха и Вишвамитра. Каждому Он вручил подарки. Некоторых благославил рукой (абхайя хаста), других взглядом (катакша), третьих улыбкой (мандахаса) и многими другими способами.

  И только Хануманта отказался от всех материальных подарков. Рама спросил его о причине отказа. Хануманта ответил: «Свами, Ты всеведущ и всемогущ. И всё же Ты потерял Ситу и отправил меня на её поиски. Объясни мне эту тайну, которую я сам не в состоянии понять. Пожалуйста, пролей свет на это и даруй мне самопознание (атмаджняна). Рама сказал: «В безатрибутном брахме (ниргуна брахма) сокрыта изначальная природа, причинная субстанция (мула пракрити). Эта изначальная природа называется майей (которая привязывает и ослепляет). Майя создала плотные тела, называемые Рамой, Ситой, Ханумантом, и в тонкой форме вошла в эти тела.

Пуруша не имеет формы и сам по себе инертен. В таком случае, как же пуруша может войти в плоть? Даже Рама не является пурушей. Он также – пракрити. Разве возможно увидеть пурушу глазами? Ты можешь убедиться, спросив об этом у самой Ситы». Хануманта повернулся к Сите и спросил: «Это правда?». Она ответила: «Да, Хануманта. Рамаяна – это не что иное, как игра, разыгранная Мной. Я есть Рама и Я есть всё. Хотя материальные тела и различны, тонкая форма одна и та же – это и есть пракрити. Атма же ещё тоньше».

Глава 17. Рождение Организации служения Шри Сатья Саи

Служение – это поклонение Богу. Каждый акт служения – это цветок,
возложенный к ногам Господа. Если служение тронуто налётом “эго”,
оно превращается в цветок, изъеденный насекомыми.
                                                                                                                                                                                                    Шри Сатья Саи Баба
 

Празднование Дасары 1961 года особо примечательно в Эру Саи. На этом празднике впервые была совершена Веда-пуруша саптаха яджня. И с этого времени яджня стала неотъемлемой частью празднования Наваратри в Путтапарти. В последний день этой долгой, недельной яджны, Свами торжественно въезжает в Путтапарти как Бог Вед, материализует девять видов зерна, топлёное масло (гхи) и девять драгоценных каменьев (наваратна) и предаёт их жертвенному огню – всё это свершается во благо мира. 1961 год стал важной вехой и для Организации служения Шри Сатья Саи.

  По завершении финальной части жертвоприношения (пурнахути), Свами подошёл к мандиру, где собралось огромное количество людей, и объявил: «Я учреждаю Организацию служения (Сева Самитхи). Те, кто станут членами этой Организации и будут бескорыстно выполнять свои обязанности, освободятся от круга рождения и смерти; и не только они, но также и их дети, внуки и правнуки. Но испытание будет суровым. Я посмотрю, кто его выдержит и выйдет победителем в конце».

* * *

В 1968 году мы с мужем приняли участие во Всеиндийской конференции Организации служения Шри Сатья Саи, проводившейся в Бомбее (ныне Мумбаи). Обращаясь с аудитории, Свами сказал следующее:

Сатья Саи не нужны ваши деньги. Ему нет дела до ваших карманов, Его интересует лишь ваш характер, ваша добродетель и качество вашей жизни. Чтобы следить за деятельностью певческой группы (Bhajana Mandali) или учебного кружка духовного образования (Study Circle), или детского кружка духовного воспитания (Bala Vikas), деньги не нужны. И это не всё. Служение (сева) – это самое достойное и надёжное богатство. Также не нужны деньги для умственных усилий, объединённых или индивидуальных. Организация Саи – это большой палец руки. Её женское крыло (Махила Вибхага) – указательный палец, волонтеры (Севадала) – средний, детское крыло (Бала Викас) – безымянный палец, а певческая группа (Бхаджана Мандали) – мизинец. Все они должны взаимодействовать и помогать друг другу. Подобные чувства должны существовать между членами внутри Организации, а также между её отделениями, поскольку все они части одного целого.

Организация, учреждённая Свами тогда, разрослась теперь во всемирную организацию, охватив сто шестьдесят шесть стран.

Комментариев нет:

Отправить комментарий