четверг, 22 октября 2020 г.

Числа и даршаны

*САТЬЯ САИ ГОВОРИТ*


*Том ХХVI*


*Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г*

Глава 24

*Человек должен контролировать чувства в максимально возможной степени* 

Прахлада еще ребенком сказал своему отцу Хираньякашипу: “О, отец! Ты одержал победу над всеми тремя мирами, но ты — раб своих чувств”. Тот, кто не знает себя и является рабом своих чувств, не имеет никакой власти. Тот, кто поддается внутренним врагам, никогда не может одержать победу над врагами внешними. 


Человек должен контролировать чувства, насколько это возможно. Иначе он погрузится в печаль. Человек не должен совершать ошибки и обвинять всех вокруг в своих несчастьях. С твердым намерением и упорством он может достичь чего угодно. Сейчас человек стал рабом ума. Но человек — господин ума. Только тот настоящий человек, кто понимает истину о том, что микрокосм присутствует в макрокосме и, наоборот, макрокосм заключен в микрокосме. 


*Санкхья даршана относится к числам* 


Этот философский текст дал миру мудрец Капила. Санкхья даршана также называется Капала. Она утверждает, что только человек, контролирующий чувства, является человеком, в противном же случае человеку не подобает пребывать в этой наделенной безграничными силами физической облочке. 


На первый взгляд, эта даршана опровергает утверждения Ньяи и Вайшешики. Она провозглашает, что природа есть комбинация чисел — санкхья (и, следовательно, имен) — и полна противоборствующих сил. Она объясняет, как достичь Бога с помощью чисел. 


Божественное существует в этой природе как масло в семечках или аромат в цветах. Подобно семечкам или цветам, природа есть внешняя форма Божественного. Эта истина известна как Санкхья или Таттвам. Эта истина открывается с помощью силы исследования. 


Санкхья даршана дает и другое свидетельство в пользу этой причинно-следственной теории. Творение может состояться только при взаимодействии двух сил. Эти силы есть Бог и Природа. 


Эта даршана говорит, что природа состоит из двадцати четырех аспектов — пяти органов постижения, пяти органов действия, пяти тонких чувств, пяти жизненных дыханий, манаса (ума), буддхи (интеллекта), читты (отражающего ума) и ахамкары (эго). Каждый аспект проявляется как самостоятельная сила, конфликтующая с остальными. Например: там, где есть огонь, не может быть воды. Санкхья даршана разделяет эти силы на три группы для более легкого понимания: аспекты дживы (индивидуума), пракрити (природы) и Параматмы (творца). Но Санкхья не ограничивается Творцом. Она говорит: “Когда к 24 компонентам добавляется “истинное Я”, число становится равным 25. В то время как 24 компонента являются материей, 25-й аспект — это “Я”, Творец. Процесс эволюции человеческой души начинается с постижения 24 элементов, проходит 25-й и в конце растворяется в аспекте Шивы — 26-м”. 


В то время как “истинное Я” присутствует в человеке в форме духовного сердца, оно также находится и в природе. Только тот высок душой и благороден, кто видит этот двуединый аспект (“Я”) как внутри себя, так и в природе. Человек подобен мосту, связывающему видимую природу и невидимого, но всепроникающего Бога. Поэтому он называется мадхьяна — тот, кто стоит посредине. То, что мы считаем невидимым, является причиной последствий, зачастую противоположных нашим ожиданиям. 


Ум подобен чистой бумаге, на которой записываются наши жизни. Этот ум называется читта. Тот, кто спрятан внутри и делает эти записи, называется читрагупта — невидимый летописец. Эта сила также именуется Праджня шакти — сила знания, или излучение. Это Излучение вызывает Вибрацию (жизненную силу), которая в свою очередь оживляет и заставляет действовать тело — материализацию. 


*Что есть мокша?* 


Это не есть что-то, к чему нужно специально стремиться. Санкхья даршана ясно утверждает, что на самом деле нет нужды добиваться именно освобождения. Когда человек познает свою истинную форму, он освобожден. Когда человек разрушит в себе все желания, он освобождается — моха кшайя (избавление от заблуждений есть мокша). В терминах чисел, пока человек отождествляет себя с 24 элементами и Пурушей (25-м), он не может понять, кто он на самом деле. Только когда он войдет в пределы Сверх-Ума, он начнет постигать Истину. Это уже божественный ум. Он священен, и с этой стадии человек может сделать шаг к Высшему Уму и Просветленному Уму, откуда виден только Запредельный ум и ничто другое. 


Если убрать крышу, можно увидеть небо и звезды. Так же если удалить крышу низшего ума, можно увидеть Высший ум и в конце концов Запредельный ум. Таким способом, путем анализа чисел, этот текст помогает человеку двигаться от природы к Богу. 


*Начните процесс достижения цели жизни сейчас* 


Другой факт, объясняемый Санкхья даршаной, это отношения между человеком и Атмой. Атма не может быть постигнут путем мирских исследований. Он — первозданный и вездесущий, независимо от того, есть тело или нет. Например, хотя само электричество, протекающее по проводам, нельзя видеть, но в момент, когда лампочка включается в сеть, она начинает светиться, показывая, таким образом, присутствие электричества. Подобно этому, Атма остается всегда. Только тело появляется и исчезает. 


Святой Тьягараджа пел, что, хотя птица летает высоко, она вынуждена спускаться вниз и отдыхать на дереве. Также и человеку придется когда-нибудь прийти к Богу. Это есть цель жизни. Лучше сделать это как можно раньше и начать садхану прямо сейчас, вместо того, чтобы обращаться к этому на более поздней стадии жизни. 


Эта даршана утверждает, что забывать Бога — демоническое качество. Человек должен отбросить демонические качества, развивать человеческие качества и достичь божественности. Чтобы увидеть скрытый огонь, сдувают золу; так же нужно сдуть золу дурных наклонностей ветром намасмараны. Как в водоеме разгоняют рукой слой ряски, чтобы увидеть чистую воду, так и человек должен убрать “ряску” чувственных удовольствий руками добрых действий. Намасмарана — лучшее средство для достижения освобождения, предписанное для Кали-юги. 


Когда человек покоряется иллюзиям, он сам становится иллюзией. Эта иллюзия — часть 25-го аспекта (Пуруши). Когда мы понимаем природу взаимотношений между иллюзией и Богом, мы становимся 26-м аспектом — Божественностью. Никто не может объединить воедино пять органов чувств, пять органов действия и пять органов познания. Но упражняясь в контроле и придерживаясь ограничений, можно познать Божественное. Нужно тщательно соблюдать дисциплину. 


В Англии обнаружили, что если фермер кормит и доит коров в неурочное время из-за каких-либо неурядиц в семье, то качество молока становится куда ниже, чем если бы он придерживался строгого расписания в кормлении и доении. Это пример важности дисциплины в жизни. 


*Природа не обманывает* 


Человек никогда не должен ничем пренебрегать, даже мелочами. Маленькие термиты могут разрушить целый дом. 


Вайшешика даршана утверждает различия между двумя атомами. Но Санкхья даршана настаивает, что все творение содержится в микрокосме атома. Поэтому как можно говорить о том, что все атомы уникальны и отличны друг от друга? Бог присутствует в микрокосме. Это является смыслом ведического утверждения: “Аноранийян махато махийян” (меньше самого малого, могущественнее самого могущественного).



Источник https://scriptures.ru/sss26_24.htm#24


*САТЬЯ САИ ГОВОРИТ*


*Том ХХVI*


*Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г*

Глава 24

*Веды и их форма* 


Сказано, что слово есть сама Риг Веда. Оно обладает всем блеском. Ум есть Яджур Веда, а жизнь — Сама Веда. Жизнь дает дыхание. Из этого дыхания происходит песня. Поэтому Сама Веда есть форма жизни. Яджур Веда есть форма мантр, которые происходят из ума. Три Веды вместе утверждают, что Богу, который есть Сияющий (как провозглашает Риг Веда), следует молиться и служить мантрами (установленными Яджур Ведой) и доставлять Ему удовольствие песнями, наиболее любимыми Им (данными в Сама Веде). Богу приносят наибольшее удовольствие только песни, а не слова или речи. 


Когда вы поймете шесть даршан и будете следовать им, у вас исчезнет необходимость в какой-либо садхане. Без понимания этих возвышенных идей индийцы сейчас бредут наощупь тропой невежества. Наши древние истины вечны. Вы должны знать, что они основаны на исследованиях такого уровня, который не достигнут или недостижим в наши дни. 


*Вайшешика даршана говорит о специализации* *атомов* 


Мудрецы и наблюдатели в состоянии глубокого погружения поняли и постигли духовную реальность во всех аспектах. Они мало уделяли внимания мирскому образованию, столь чтимому в наши дни. Они понимали, что одни и те же пять элементов, составляющих человеческое тело, образуют также дерево, гору и вообще все мироздание. Различны только формы. 


Святые установили, что материя состоит из атомов, но каждый атом уникален. Различие между двумя атомами есть вишеша (особенность), и Вайшешика даршана (то, что определяет особенность,) говорит об этом. 


Материя и природа — реальность. Материя неизменна. Меняется только форма, например, глина и вода — творение Бога; они есть материя. Горшок, слепленный из глины и воды, может принимать различные формы. Он может разбиться, но глина и вода остаются неизменными. Таким образом, материя неизменна. 


Природа состоит из пяти элементов, которые не изменяются. Например, звук может быть различных видов, но Изначальный звук, ОМ, — неизменен. Все саптасварас — Са, Ри, Га, Ма, Па, Да, Ни (семь производных звука) — есть викары Омкара (различные формы Изначального звука). Материя и природа, таким образом, неизменны. 


Мужчины и женщины равны. Это — другая истина, провозглашаемая Вайшешика даршаной. Мужчины и женщины различаются только полом и одни не слабее других. Так же как женщины не могут работать без помощи мужчин, мужчины не могут действовать без помощи женщин. Основываясь на этом доказательстве (адхаре), даршана утверждает, что общество погружается в беспорядок, если не принимает эту истину и пытается установить неравенство в этом изначальном единстве мужчин и женщин. 


*Приносите благо обществу* 


Человек постоянно ищет счастья и ожидает, что это счастье будет предоставлено ему обществом. Он ищет покоя и ждет, что мир дарует ему покой. Как это возможно? Если он задаст себе вопрос, что он сделал для блага общества, он не найдет ответа. Если он спросит себя, что он сделал для установления мира в обществе, он опять не найдет ответа. Только если он приносит благо обществу и старается установить мир в нем, он может ожидать от общества счастья и от мира — покоя. Это — еще одна особенность (вишеша), выраженная Вайшешика даршаной. 


*Единство, присущее всем людям* 


Даршана объясняет, что в микрокосме есть безграничная сила, которой человек может пользоваться, если будет изучать его благоразумно. Это тот вид изучения, который объясняет различия между прошлым, настоящим и будущим, а также выявляет истину, присущую всем этим трем состояниям. 


Шукла Яджур Веда представляет исчерпывающее исследование единства в многообразии. То же самое показано и в Вайшешика даршане, которая утверждает: “Все — птицы из одного гнезда (семьи); все — дети одной матери; все — цветы одного растения; все — граждане одной нации”. 


1. Первое утверждение: “Все — птицы из одного гнезда”. Гнездо — это тело. Оно — как гнездо, которое ограничивает птицу. Птица остается в гнезде, пока у нее не отрастут крылья. Тогда она покидает гнездо и становится свободной. Подобным образом, на крыльях антарджняны (мудрости) человек может отдалиться от привязанностей и достичь освобождения. Это справедливо для всех людей. 


2. Второе утверждение: “Все — дети одной матери”. Мать — это Мать-Земля. Все мы родились из земли, поскольку сотворены умом. Новорожденного купают и кладут спать в колыбель. Но несмотря на это, через несколько часов в кулачке младенца можно найти комочек земли. Это — мощное доказательство того, что тело человека состоит из земли. 


3. Третье утверждение: “Цветки одного растения”. Это растение — сердце. Цветок — это сладость чистосердечных взаимотношений, которыми каждый человек связан с каждым. Все сердца связаны таким образом. 


4. Четвертое утверждение: “Все — граждане одного государства”. Мы все — граждане человеческой расы. Наша нация — люди, а не камни или животные. Мы образуем человеческое общество. Так же как волны поднимаются из океана, так и все различные формы происходят из Сат-Чит-Ананды. 


*Вайшешика призывает не преследовать мелочные* *цели* 


Этими объяснениями Вайшешика даршана указывает на сущностное единство всех людей. Таким образом, Вайшешика призывает не гоняться за незначительными мелочами. 


Нимиттадхара и муладхара: Нет в творении ни хорошего, ни плохого. Но, пока существует телесное сознание, человек испытывает и то, и другое. Сказано: 


Тому, кому не хватает разума и мудрости, 

Отречение кажется бременем. 

Тому, кому не хватает знания, 

Тело кажется бременем. 

Для того, кому не хватает любви, 

Ум становится бременем. 


Чтобы избавиться от тяжести этих ощущений, человек должен развивать различение. Оно помогает ему осознать истину, лежащую в основе всего. Что это за истина? Человек должен знать две вещи: нимиттадхару (инструмент) и муладхару (основу). Муладхара есть основа, на которой нимиттадхара (инструмент) строит что-либо. Например, глина и вода — муладхара (основание), гончар — нимиттадхара, который использует их и делает горшки различной формы и размеров.


Источник https://scriptures.ru/sss26_24.htm#24

Комментариев нет:

Отправить комментарий