*САТЬЯ САИ ГОВОРИТ*
*Том ХХVI*
*Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г*
Глава 24
*Восьмиступенчатая Йога Патанджали*
Мудрец Патанджали в своей сутре предписал восемь видов йоги, чтобы человек наслаждался здоровьем и счастьем. Это яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи (ограничения, предписания, контроль тела, дыхания, чувств, концентрация, медитация и связь с Богом). Утверждается, что йога предназначена не только для монахов, одетых в оранжевое, ушедших в лес и ведущих целомудренную жизнь. Современные исследования показали, что в нынешний машинный век йога необходима обычным людям.
Человек трудится целый день, стараясь прокормить и обеспечить свою семью. Эти усилия и намерения делают его беспокойным и даже лишают сна. Он прибегает к искусственным средствам для того, чтобы заснуть и отдохнуть, таким как прием снотворных или опьяняющих напитков. Эти искусственные средства имеют разрушительные побочные эффекты и в сочетании с недостатком отдыха вызывают болезни сердца, повышенное давление, и т.п. Исследования показали, что йога идеально подходит для решения этих проблем.
Все священные тексты родились в Индии. Но благодаря слепому подражанию, которое распространилось в Индии под влиянием современного образования и западной цивилизации, индийцы выказывают скудный интерес к этим блестящим работам. К несчастью для Индии, эти священные тексты пользуются куда большими почтением и доверием за границей, где быстро поняли их важность. Из-за недостатка отдыха тело слабеет. Это вызывает учащенное дыхание, что, в свою очередь, портит легкие. Так как циркуляция крови также ускоряется, повышается кровяное давление. Медицина не может полностью вылечить таких людей, поэтому им рекомендуется заниматься йогой.
Это было доказано некоторыми исследователями в Америке. Некоторые из них даже переменили свое отношение к йоге на противопложное, когда увидели результаты своих исследований.
Здоровый ум и здоровое тело необходимы
Было показано, что удовольствие и бодрость, получаемые от двухчасового сна, могут быть достигнуты всего за 12 минут занятий йогой. Хотя человек может долгое время обходиться без пищи, он не может так же долго обходиться без сна и отдыха. Недостаток сна — распространенная проблема в ряде стран, включая Индию. Это наносит тяжелый урон здоровью. Для того, чтобы достичь четырех целей человеческой жизни — дхармы, артхи, камы и мокши, необходимы здоровые ум и тело.
В Мехико были проведены эксперименты над заключенными, показавшие удивительные результаты. Если раньше они все были больны и беспокойны, то после двух месяцев занятий йогой они стали бодрыми и здоровыми.
Другие исследования показали, что йога помогает избавляться от пристрастий к наркотикам, никотину и алкоголю. По разным оценкам, 300-400 тысяч студентов за границей практикуют йогу.
В Индии, на родине йоги, нет такого интереса. Известно, что Деваки (мать Кришны) оплакивала свою участь: хотя она терпела муки родов, вся радость общения с маленьким Кришной досталась Яшоде, взрастившей Его. Так и Патанджали: хотя он и посвятил свою жизнь изучению йоги и распространению ее в Индии, семя упало на бесплодную почву. Главная причина этого — недостаток шраддхи (убежденности) и бхакти (преданности) не только по отношению к йоге, но и вообще ко всем Писаниям.
*Важность дисциплины*
Патанджали предписывает некоторые важные правила как необходимые условия для получения пользы от йоги, особенно в отношении диеты. Принимаемая пища должна быть одновременно митха и нитха (умеренной и питательной). Так как пища и вода являются лишь лекарствами от голода и жажды, в этом духе они и должны приниматься. Вкус не должен быть критерием для принятия пищи, потому что, на самом деле, пища — лишь средство для поддержания тела.
Западные ученые поняли это и нашли, что снижая потребление перца, соли, тамаринда и т.п., и питаясь умеренно, люди могут сохранить здоровье. Патанджали утверждает, что избыточное потребление пищи ослабляет нервную систему, вызывая проблемы с давлением. Человек становится легко возбудимым.
Недостатку здоровья среди людей также способствует возбуждение и беспокойство в обществе. В Германии исследования, проведенные на обезьянах, показали, что приматы, сидящие молча 3-4 часа в день, становятся очень сообразительными, у них укрепляется память, появляется энтузиазм, в некоторых случаях даже больший, чем у человека!
Подобные эксперименты над студентом, считавшимся тупицей и проказником, показали, что с помощью йоги за несколько месяцев он стал одним из самых умных и воспитанных учеников. Вдохновленный этим примером, его 70-летний отец тоже занялся йогой. Вскоре его тело стало функционировать как у 50-летнего мужчины!
Важность пранаямы: Эта ступень йоги состоит из трех частей, каждая из которых должна выполняться после предыдущей. Она начинается с пураки, затем идет кумбака и заканчивается речакой.
Пурака: Это вдыхание воздуха. Нужно тщательно замечать время, в течение которого воздух вдыхается, и подстраивать продолжительность вдоха под свои способности. Нужно проявлять внимание, чтобы избегать одышки и прочих признаков усталости.
Кумбхака: Воздух должен удерживаться внутри ровно столько же времени, сколько потрачено на вдох.
Речака: Выдох должен также длиться такое же время, как вдох и задержка дыхания.
*Нужно проявлять осторожность в занятиях* *пранаямой*
Занимаясь пранаямой, не следует ставить цель, чтобы задержка дыхания была как можно дольше. Вместо этого следует концентрироваться на том, чтобы вдох, задержка и выдох занимали одинаковые промежутки времени. Иначе процесс пойдет во вред легким. Упражнения под руководством неопытного учителя также могут быть опасными.
Следующий шаг — дышать только через правую ноздрю. Это ида. Затем нужно задержать дыхание между бровями (сушумна) на такое же время, а затем выдохнуть через левую ноздрю в течение того же времени. Последний шаг называется пингала.
Йога даршана соединяется с Ньяя и Вайшешика даршанами многими путями. С помощью Ньяя даршаны можно понять, как нужно выбрать правильное и соразмерное решение в занятиях йогой. Это очевидно на примере выбора длительности вдоха и выдоха при занятиях пранаямой в зависимости от индивидуальных способностей.
Хорошие мысли есть Божественные мысли, и йога предписывает процесс, называемый ангарпанам, как метод достижения этой цели. Ангарпанам означает подношение всех частей и органов своего тела Господу. Это не означает, что надо отрезать их и положить к стопам Господа. Это значит использовать их только в действиях, которые приносят удовольствие Господу. Здесь в йоге делается акцент на важности различения.
Когда достигнуто состояние ангарпанам, наступает настоящая Ананда. Блаженство связано с сердцем. В результате потакания чувственным соблазнам можно испытать только удовольствие. Это называется сантоша, и имеет значение сам + тоша = “немного” счастья (в английском языке some значит немного — игра слов). Эта сантоша относится только к голове, центру ответственности. Человек должен заботиться о том, чтобы в этой голове были хорошие мысли, концентрироваться на этих мыслях и проводить их в жизнь. Это есть единство мысли, слова и дела.
Источник https://scriptures.ru/sss26_24.htm#24
Комментариев нет:
Отправить комментарий