суббота, 24 октября 2020 г.

Дхармо ракшати ракшитах

 



САТЬЯ САИ ГОВОРИТ



*Том ХХVI*


*Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г*

Глава 24

Дхарана может выполняться без пранаямы


Студенты должны воспитывать в себе выносливость до возможного предела. Хотя поначалу это трудно, она станет вашей второй натурой путем постоянных упражнений, как утверждается в Бхагавад Гите. Даже если студенты находят пранаяму трудной, они могут все равно выполнять дхарану. Это однонаправленная концентрация на выбранном объекте. Это не трудно. Если этим заниматься, она легко приведет вас к дхьяне (медитации). Сказано, что с помощью йоги человек может контролировать все, включая зло в любой форме, входящее в ум через органы чувств. Чувства подобны дверям в доме, куда могут входить только избранные люди. Йога усиливает охрану. Это избавляет нас от животных качеств, таких как эго, беспокойство, нерешительность, гнев, ревность и т.д. 


В первую очередь вам нужно научиться видеть Бога в каждой форме, и тогда уже через три дня вы почувствуете, как расцветают в вас божественные чувства. Иначе и 30 жизней, исполненных садханы будут бесполезны. 


Пурва мимамса и Уттара мимамса


Мудрец Джаймини вложил в этот текст упорные и непрестанные усилия всей своей жизни. Мимамса означает исследование. Оно называется Пурва, так как существовало даже раньше, чем появились Веды в записанной форме. 


Пурва мимамса относится к развитию преданности и мудрости. И та и другая относятся к карма канде (полю деятельности). Обе школы очерчивает путь достижения Брахмана как начинающийся в карме, затем переходящий к дхарме и наконец к Брахме. Эти три стадии называются соответственно Карма Джиджнясу, Дхарма Джиджнясу и Брахма Джиджнясу. 


Карма Джиджнясу: Это относится ко всем действиям, производимым человеком. Даже дыхание и кровоток считаются видом кармы. Это можно сравнить с процессом смешивания компонентов для приготовления пищи. Как компоненты должны быть смешаны в правильном соотношении, так и действия в повседневной жизни тоже должны быть в идеальных пропорциях. 


Дхарма Джиджнясу: Это можно сравнить с пробованием на вкус приготовленной пищи. При этом выявляются дефекты в приготовлении. 


Брахма Джиджнясу: Исправление недостатков после их выявления есть стадия Брахма Джиджнясу. Можно сказать, что мирская жизнь подобна Карма Джиджнясу, понимание того, что этот мир не может дать постоянного счастья, есть Дхарма Джиджнясу, и привнесение блаженства в повседневную жизнь путем внутреннего видения есть Брахма Джиджнясу. 


Человек не может полностью избавиться от всех тревог и огорчений, даже если он будет служить всем божествам. И это потому, что он забыл принципы нравственной жизни и принимает тело за истинное “Я”. Когда кого-нибудь спрашивают, кто он, он сперва называет свое имя. Когда его спрашивают более подробно, он называет свою профессию. Затем он называет свою страну. Но человек не есть имя, или профессия, или страна. Он есть Атма. Правильный ответ: “Я есть Атма”. Человек может принять псевдоним, сменить профессию или эмигрировать в поисках лучшей жизни. Но его истинная сущность не изменится. 


Шивам без Атмы становится шавам


Когда человек говорит “я” или “мое”, “я” в действительности относится к Атме, а “мое” относится к телу, то есть речь идет о Дехи и дехам. Тело появляется только в том случае, если собрать воедино все его члены и органы. Так же Атма есть комбинация ума, интеллекта и самскары (наклонностей). Именно Атма проникает во все органы и заставляет их работать. Поэтому тело с Атмой называется Шивам (благим). Когда Атма покидает тело, все органы прекращают работу, и тело становится инертным. Поэтому такое тело называют шавам (труп). 


Атма есть комбинация ума, интеллекта и самскар (наклонностей). Ум думает, отражает и формирует мысли, основываясь на подсказках Атмы. Интеллект, оснащенный тройной способностью различения, анализа и решения, также функционирует благодаря Атме. 


Самскара означает “развитие внутренней культуры” и является основой следующего рождения. Наши нынешние действия становятся семенами самскар, которые определяют плод следующей жизни. Поэтому рекомендуется делать добрые дела и постоянно концентрироваться на Боге, так как это приводит к мирному концу жизни. Это без сомнения может быть достигнуто постоянной практикой, как утверждается в Бхагавад Гите. Хорошие действия становятся хорошими самскарами, что приводит к хорошему рождению. 


Избирательная приверженность карма канде


Джаймини исследовал парадокс, почему, хотя тело временно, акцент делается на карму (телесные действия). Он заключил, что это необходимо для очищения ума. Поэтому тело должно совершать действия. Но сегодня люди выбирают из карма канды то, что им нравится и отвергают остальное. Существует история о ленивом отшельнике, который пришел в дом к одной женщине попросить еды. Добрая женщина, хотя было неподходящее время, не стала нарушать традиции. Она предложила нищему, пока она приготовит что-нибудь для него, совершить положенное омовение в близлежащей реке. Ленивый отшельник сказал: “Имя Говинды само по себе является омовением”. Мудрая женщина тут же разглядела в “садху” притворщика и ответила: “В таком случае имя Говинды также является и твоей пищей!” 


Именно из-за такого избирательного отношения к карма канде человек стал столь загрязненным. 


Люди говорят, что природа — естественная сущность, в том смысле, что никто не создавал ее. Но материя и энергия нуждаются в ком-то, кто бы соединил их. Масло, фитиль и сосуд могут присутствовать. Но должен быть кто-то, кто зажжет спичку и засветит лампу. Хотя субъект и ум присутствуют, необходим учитель, который станет проводником в процессе образования. Джаймини утверждает, что хорошее образование, помимо умственных знаний, должно включать хорошие привычки, идеалы, правдивость, ответственность и дисциплинированность. 


*Пурва мимамса учит обуздывать гнев* 


Для того, чтобы достичь всего этого, Джаймини рекомендует чистоту. Без этой внутренней чистоты, божественность — отдаленный мираж. Тучи возникают из-за Солнца, и они же скрывают Солнце. Но это временный эффект. Человек должен иметь терпение, чтобы стереть невежество, которое скрывает его “Я”. Терпение — другая добродетель, упоминаемая в Пурва Мимамсе. 


Метод контроля над гневом: Текст предлагает очень логичный метод преодоления препятствий. Например, когда подкрадывается печаль, он советует подумать о радостных событиях. Это приносит радость, а также побуждает к анализу природы аджняна-праджняны (невежества-мудрости). 


Обуздание гнева и преодоление препятствий в повседневной жизни тоже упоминаются в тексте. Пурва мимамса учит, что человек, при первых признаках гнева, должен спокойно проанализировать ситуацию. К тому времени, когда будет сделан вывод, чувства значительно охладятся. Также можно воспользоваться одним из следующих приемов: 1) выпить холодной воды; 2) посмотреть в зеркало, и вид вашего искаженного лица охладит вас; 3) быстро пройтись в одиночестве. Это ускорит обмен веществ, который уничтожит злость; 4) открыть кран и тихонько спеть под мелодию льющейся воды. При всех этих действиях время и внимание помогают остудить чувства. 


*Не поддавайтесь возбуждению* 


Следует также включить в свою жизнь Уттара мимамсу в максимально возможной степени. 


Человек не должен поддаваться возбуждению. Арджуна был сильно взволнован, когда Кришна отправился на последние мирные переговоры с Кауравами. Он убеждал, что война — лучший выход, так как Кауравы никогда не признают требований Пандавов. Но тот же самый Арджуна беспомощно пал духом, увидев в рядах “врагов”, с которыми ему предстояло сражаться, своего деда, учителей, двоюродных братьев, родственников и друзей. Он не хотел жить, запятнав свои руки их кровью. 


Поэтому студенты должны быть спокойными и сдержанными. Вам нет необходимости возбуждаться, чтобы достигнуть чего-нибудь. Если вам что-либо суждено, оно придет, где бы вы ни были. Вам стоит лишь постоянно заботиться о том, чтобы ваш образ жизни был праведным, и тогда сама дхарма (праведность), в свою очередь, защитит вас. “Дхармо ракшати ракшитах”, говорит писание. Поэтому, выполняя повседневные дела, всегда размышляйте о Боге. Где бы вы ни были, что бы вы ни делали, делайте это с божествеными чувствами. 


Краткое изложение лекций с 27-5-1993 по 31-5-1993 

в Летней школе в Бриндаване


Источник https://scriptures.ru/sss26_24.htm#24




Комментариев нет:

Отправить комментарий