суббота, 31 октября 2020 г.

Фильм Баба Азиз

 Образ принца это символ души увидевшей Бога в образе прекрасной антилопы.

Тот, кто устремляется в погоню за антилопой неподготовленным может заблудиться (принц, девочка, рыжий) в пустыне. В суфизме есть стоянка "пустыня безумия" которую проходит мистик. Рядом с ней такие состояния как "страх", "видения", все это связано с процессом очищения.
Песок наступающий на мир это символ времени и превращения всего в изначальное состояние.
Встреча мистиков на которую стремятся герои фильма, происходит в идеалах, а не в ритуалах, которые у всех могут быть различны. В идеалах сходятся все в независимости от религии и социального происхождения.
Дервиши – это символ ищущих во всех направлениях: религии, науке, искусстве, как в древности так и в современном мире.
В фильме собраны магические вещи и ритуалы которые были созданы видящими, поэтому в них есть необъяснимое волшебство.
Рыжий бежит из рая, но это рай разрушающийся, уходящий, тень от дыма.
Могила куда входят мужчина и женщина – это символ брака души и эго, в результате которого происходит "анта муту кубла" "смерть до смерти"
Воскресение мертвых в пустыне это "второе рождение" после которого человек перестает панически бояться смерти.
В начале истории мы видим город, который строится в пустыне, а потом руины, как символы строительства и разрушения.
Баба Азиз это и есть принц к которому под конец земного существования антилопа уже приходит сама, так как перестает бояться человеческого, которое трансформировалось в божественное.
Один из братьев отдает свои часы, чтобы рыжий мог бежать в мир безопасности и комфорта. Но вручив символ времени опытному проводнику рыжий оказывается в ситуации посредничества в чужих любовных отношениях, начинает метаться и также оказывается в пустыне.
В фильме почти ни разу не было произнесено слово Бог, отсутствуют формальные религиозные ритуалы. Бог появляется в виде символов возлюбленной, антилопы, индивидуальной молитвы и музыки.
Бабочки, которых видит дервиш этот символ верующего летящего на огонь. Об этом поется в стихотворении Джелалуддина Руми, которое звучит в фильме как песня.
Мне показалось, что режиссер фильма изобразил себя в образе дервиша, который на протяжении всего фильма борется с песком. Дело это почти бесполезное, также как бороться со старостью и смертью, но всегда остается надежда из гусеницы превратится в бабочку и сгореть в огне божественной любви, а не в страхе, темноте и отчаянии.





Комментариев нет:

Отправить комментарий