суббота, 3 февраля 2018 г.

Из книги "Благословленные души"

Шри Венкатагири Раджа  
Благословлённые души
Автор Г. Кришнамурти

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба в беседе от 18 февраля 1964 года отметил: "Город Венкатагири в течение многих столетий был резиденцией княжеской семьи, посвятившей себя поддержанию, защите и продвижению дхармы. Многие храмы были отремонтированы и поддерживались на средства этих людей. Бесчисленные знатоки Вед получали их покровительство, множество духовных и религиозных книг было опубликовано за их счёт на благо духовных искателей. Даже сейчас княжеская семья помогает храмам и матхам (религиозным центрам), хотя в водовороте политических изменений, после обретения Индией независимости, состояние князей уменьшилось, а княжеский статус был потерян".
Около 60 лет назад Венкатагири ещё было княжеством и оно находилось примерно в 100 километрах к северу от Ченнаи в районе Неллор в Андхра-Прадеш. После провозглашения независимости все княжества Британской Индии вошли в состав Индии или Пакистана, в зависимости от географического расположения и состава населения.
Раджа Венкатагири, Шри Сарваджня Кумара Кришна Ячендра был одним из первых последователей Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы. В этом человеке соединились Восток и Запад: он получил образование в Англии, был вхож в европейское общество и играл в поло. Будучи яркой личностью, с благородными княжескими манерами, он говорил по-английски с английским акцентом. Однако, несмотря на всё это, в религиозных вопросах он оставался ортодоксальным индусом.
У него была глубокая вера в Санатана Дхарму и он поклонялся Шри Рамачандре, своему семейному божеству. Бхагаван даровал первый даршан Радже Венкатагири будучи ещё подростком, и тогда Раджа сразу понял, что Свами – это вновь снизошедший на землю его дорогой Господь Рама: с того дня для Раджи его Рама стал «Саирама».
Бхагаван часто посещал Венкатагири и любил подолгу там оставаться. Местные люди были очень близки Свами, среди них было много знатоков ведийских текстов и любителей  музыки. Саи Баба даже давал музыкальные концерты во дворце в присутствии княжеской семьи. Когда для Свами приходило время возвращаться в Путтапарти, Раджа ложился на дорогу, в момент когда автомобиль Свами проезжал мимо него. Дороги тогда не были заасфальтированы и машины поднимали много пыли. Преданный Свами Раджа стремился буквально «искупаться» в священной пыли – столь велико было его благоговение перед Саи Бабой! Чтобы пыль не была "осквернена" пылью от других машин, Раджа запрещал ездить по дороге другому транспорту! По дороге мог ехать только автомобиль Свами!
В те времена Раджа Венкатагири был единственным, кто отвечал за организацию различных празднеств в Путтапарти: он лично следил за подготовкой фестивальных программ, которые всегда поражали своим масштабом. Свами часто вспоминал те славные дни и хвалил Раджу Венкатагири как самого верного Своего почитателя, преданность которого могла уступать лишь разве преданности самого Ханумана! А это чрезвычайно высокая похвала от Бхагавана.
Венкатагири Раджа узнал о Свами впервые в 1948 году, когда Свами находился в гостях в доме покойной г-жи Сакаммы в Бангалоре.
Потом в 1950 году Бхагаван впервые посетил княжество Венкатагири. Раджа тогда сказал, что желал бы получить даршансвоей матери, умершей в 1947 году. Свами указал на стену перед Собой и позвал: "Ратнамма, выйди к нам!» И Ратнамма, покойная мать Раджи, в физическом теле вышла из стены! Она появилась живой и сказала своему сыну, Радже Венкатагири: "Свами (Бхагаван Баба) является на самом деле Шри Рамой, которому ты все время поклоняешься. Но по Своему характеру Он похож на Шри Кришну. Он будет пытаться обмануть тебя и скрыться из виду. Будь осторожен и никогда не оставляй Его". Через несколько минут она исчезла.
Следующий эпизод, связанный с первым даршаном Бхагавана Бабы Радже Венкатагири и его семье, не менее интересен. Раджа и члены его семьи –  всего около 100 человек – приехали в Бангалор и в волнении ждали приглашения Свами перед домом Сакаммы.
Когда сообщили об их прибытии, Свами ответил: "Что? Разве что-то срочное? Пусть подождет. Я встречусь с ним позже." Свами не встречался с ними пять дней, а они ждали Его с утра до вечера каждый день, притом что слугам в это время были даны интервью. Членам княжеской семьи было ясно, что Свами таким образом испытывает их, и, наконец, вера и томительное ожидание Раджи принесли свои плоды и все были приглашены на интервью. А потом произошло чудо. Сын Венкатагири Раджи страдал от экземы, у него из кожи сочилась жидкость с неприятным запахом. Первое, что сделал Свами, – Он  коснулся мальчика по всему телу и о чудо из чудес! – экзема исчезла. Бхагаван с великой любовью и состраданием в мгновение ока навсегда излечил эту неприятную болезнь.
В первый раз Венкатагири Раджа приехал в Путтапарти в 1950 году и во время этой поездки Бхагаван пригласил его на торжественное открытие средней школы Шри Сатьи Саи в Буккапатнаме. Тогда Раджа молился Свами, чтобы Он приехал в Венкатагири и Свами откликнулся на его просьбу: "Пришлите кого-нибудь с машиной, и Я приеду!» В те дни у Свами не было автомобиля, и Раджа сказал, что он отправит для Свами машину с водителем после фестиваля Кришна Джаянти.
Раджа поручил привезти Свами в  Венкатагири не кому-то, а собственному сыну, однако молодой человек, не хотел этого, поскольку был атеистом, и у него не было веры в Саи Бабу! В итоге Радже пришлось искать другого человека, чтобы привезти Свами в Венкатагири. В это самое время Бхагаван, явившись молодому сыну князя во сне, предложил ему плоды манго и попросил съесть. И пока тот ел эти плоды, у него возникло сильное желание немедленно отправиться в Путтапарти, чтобы отвезти Свами в Венкатагири с подобающим почётом и уважением. Всё это произошло во сне, однако память о приснившемся эпизоде продолжала преследовать его даже после пробуждения.
В результате, он пошёл и сказал отцу, что готов ехать в Путтапарти, чтобы привезти Свами в Венкатагири. Отец попросил, чтобы он каждый раз давал телеграммы, когда они со Свами будут проезжать через крупные города по их маршруту с подробной информацией о поездке. Раджа хотел успеть подготовиться к встрече Свами: предложить пурнакумбхам(специальный ритуал гостеприимства, букв. «полный кувшин»), украшенных слонов и со всеми подобающими атрибутами отвезти Бхагавана к дому во главе торжественной процессии.
К приезду юного князя в Путтапарти в полном разгаре шли приготовления к фестивалю Шри Кришна-Аштами. Свами тогда проживал в старом Мандире. Когда молодой князь пришёл в старый Мандир на даршан Свами, Тот явился ему в облике Саи Кришны: с телом синего цвета, знаком Кастури Тилакам на лбу и короне, украшенной павлиньими перьями! Потом преданные пели бхаджаны.
Бхагаван выехал в Венкатагири рано утром на следующий день в автомобиле с молодым князем за рулём. Когда они проезжали через первый крупный город, молодой человек остановил машину и попросил разрешения у Свами дать телеграмму отцу, как тот ему сказал. Но Свами ответил: "Нет необходимости; зачем тебе эти  пустые хлопоты? Ведь Я еду с тобой, разве не так?» В итоге Свами и молодой князь поехали вперёд, не посылая телеграмм. По дороге они остановились только чтобы пообедать.
Когда Бхагаван прикоснулся к посуде, она наполнилась разнообразной едой, и сопровождавшие Свами преданные с удовольствием досыта наелись. Когда все, наконец, доехали до Венкатагири, Раджа встретил Бхагавана традиционнымпурнакумбхамом, процессией со слонами и другими знаками уважения. Свами доставили во дворец, Раджбхаван, где Ему была отведена специальная комната. Эта комната, благословлённая пребыванием Бхагавана, до сих пор сохранилась в том же состоянии как божественное напоминание о тех чудесных днях.
Молодой князь сообщил отцу, что он не посылал никаких телеграмм по дороге в Венкатагири, согласно указанию Свами. Махараджа был удивлен и показал им множество телеграмм с сообщениями для него: "Мы проехали через Кадири», «Мы пересекаем Маданапалле» и т.д. Тогда он пригласил начальника почтового отделения и спросил, приходили ли на его имя какие-либо телеграммы в течение последних нескольких дней. Начальник отделения ответил, что нет, после чего Махараджа показал ему полученные  телеграммы и спросил: "А это что за телеграммы?» Теперь пришёл черед удивиться начальнику отделения. Он внимательно осмотрел их и сказал Махарадже: "Сэр! Без сомнения, эти телеграммы отпечатаны в почтовом отделении. Но на них нигде нет штампа почтового отделения. Вы сами можете в этом убедиться!"
Это была правда! Дело в том, что телеграммы пришли из Божественного департамента, во главе которого находится Бхагаван Шри Сатья Саи Баба!
Бхагаван остановился во дворце Венкатагири Раджи на две недели и провёл с членами княжеской семьи много времени. Было несколько духовных программ и публичных встреч. Однажды, когда Свами беседовал с членами семьи Раджи, каждый из них захотел, чтобы Свами подарил им разные фрукты. Свами, шутя, подвёл итог: "Итак, вам нужны разные фрукты! В вашем саду есть одно маленькое дерево. Идите к нему, и каждый из вас сорвёт с этого дерева фрукт, какой захочет". Потом молодой князь рассказал об этом случае так: "Мы все пошли к тому дереву и сорвали плоды, каждый – какой пожелал. На самом деле, это было даже не дерево, а  куст. Свами никогда не приходил в наш сад. Я сорвал себе плод манго и съел. Скажу без преувеличения: никогда в жизни я  не ел столь вкусного манго».
А вот ещё один случай, рассказанный князем: "Однажды Свами отдыхал, лежа на кровати, а я массировал Его стопы». Я спросил: "Свами! В чем разница между Тобой и другими святыми, такими как Рамакришна Парамахамса, Чайтанья Махапрабху и Рамана Махарши?" Свами любезно объяснил: «Они все достигли Божественности через свою садхану. Я же, обладая  бесконечными божественными силами, пришел с уровня Бога, чтобы спасти человечество".
После этого Бхагаван приезжал в Венкатагири несколько раз, и каждое из Его посещений было «прелюдией» к началу какого-либо нового духовного проекта или проекта по служению обществу. Бхагаван объяснил значение своих визитов так: "Мои первые приезды были с целью показать некоторые божественные лилы (Лилаканда); затем целью поездок стало обучение (Бодханаканда); и, наконец, вовлечение Венкатагири Раджи и членов его семьи в участие в садхане (программах служения)".
IX Всеиндийский Конгресс «Божественной Жизни» (All-India Divine Life Convention) состоялся в Венкатагири в 1957 году и стал знаковым в движении Бхагавана за возрождение дхармы, потому что Он Сам проводил заседания секций и призывал к садхане и духовному возрождению. Свами Сатчитананда, исполнительный секретарь и член-учредитель филиала Общества «Божественная Жизнь» в Венкатагири позже признался, что когда он, будучи в Тируваннамалаи, услышал новость, что Саи Баба будет председательствовать на конгрессе, то пришел в замешательство, потому что кто-то ему сказал, что Саи Баба знает только магию и что Он плохой оратор. Свами Сатчидананда добавил: «Однако вскоре я понял, что тот, кто мне это сказал, был глубоким невеждой».
В день начала конгресса в город приехало множество делегатов, гостей и преданных, включая многих саньясинов из таких далёких мест, как Ришикеш и Раджамандри, Калахасти и Мадрас. Для Саи Бабы приготовили великолепный паланкин, украшенный цветами, который ждал Его у входа во дворец Венкатагири – в нём Саи Бабу должны были доставить к месту проведения конгресса. Однако, несмотря на уговоры Раджи, Саи Баба отказался от такой чести, сказав: «Здесь есть несколько саньясинов, с кем рядом Я хотел бы пройти».
Какие-то люди, по неведению, ранее распространили листовки об особом внимании Саи Бабы к богатым и аристократии. Продолжая распространять эти лживые листовки, они не знали, что по той же самой дороге, где они это делали, Саи Баба шёл пешком, отказавшись от роскошной процессии! Свами Садананда отметил это в инаугурационной речи, дав понять, насколько абсурдна была скандальная кампания, особенно в свете того, что произошло утром. Бхагаван в своей вступительной речи председателя разъяснил, что Божественная Жизнь –  это вдохновение, движущая сила всего сущего, начало и  конец всему творению –  от микрокосма до макрокосма. Божественность неотъемлемо присутствует в каждом человеке, как масло в молоке.
Так же, как мы сбиваем молоко, чтобы отделить масло, человек должен «взращивать благое» в своем уме, совершая добрые дела и стремясь к хорошему окружению. Ум колеблется между вечным духом и иллюзорным миром, и поэтому обязанность таких организаций, как Общество «Божественная Жизнь» – привнести в умы своих членов святые мысли и помочь им избавиться от «нечистоты» страсти и похоти. Каждый человек призван трансформироваться, ибо вкус блаженства одинаков для всех!
Внимательно слушавшие духовную беседу Бхагавана члены Общества «Божественная Жизнь» Свами Садананда и Свами Сатчидананда были ошеломлены. Один известный знаток Вед из штата Андхра-Прадеш, который перевёл на язык телугу комплекс текстов «Праштхана трайя» («Упанишады», «Брахма-сутры» и «Бхагавад-гиту») и ряд других духовных текстов был под большим впечатлением от Бхагавана, его речи и ясного стиля изложения. По окончании заседания конгресса этот человек признался: «Раньше, до этого конгресса, я много слышал о том, что люди говорят о Шри Сатье Саи и Его Божественной славе. Но я решил сделать для себя выводы только после того, как увижу Его сам. Я пришёл на этот конгресс, чтобы узнать истину о Саи Бабе. Короче говоря, я пришёл, чтобы бросить вызов! Но, я возвращаюсь обожествлённым! Я рад признаться в этом уважаемому собранию, и я прошу прощения у Саи Бабы за свою ошибку».
Однажды Бхагаван рассказал, что первое время все праздники в Путтапарти обычно организовывал Раджа Венкатагири, привозя для этого специалистов и всё необходимое из Венкатагири: браминов, поваров, паланкин, цветы и людей, украшающих паланкин и т.д. В частности, во время фестиваля Дасары члены княжеской семьи обычно приглашали Бхагавана сесть в украшенный цветами паланкин и в процессии сами несли его на плечах. Во время фестиваля Бхагаван обычно в больших масштабах проводил «Нараяна Севу».
Местные жители, особенно жители Путтапарти, были не слишком благожелательно расположены к Свами в те дни. Обычно, когда Свами несли в паланкине по улицам Путтапарти, они сидели на крышах своих домов и курили биди и сигареты. Тем не менее, стоило Свами хоть раз на них взглянуть –  они молча исчезали из виду.
Они привыкли думать, что Свами родился в их деревне, как и любой из них, и он не имел права на такой почёт и уважение.
Свами, однако, не обращал внимания на их безразличие и высокомерие. Он советовал "одинаково относиться к похвалам и критике".
Бхагаван регулярно приезжал в Венкатагири до 1 июня 1970 года –  времени, когда Раджа Венкатагири оставил своё бренное тело, после чего Свами перестал туда ездить.
В 1951 году в княжеском дворце в Венкатагири произошло одно беспрецедентное и чудесное событие. Бхагаван сообщил, что Он приедет в Венкатагири в определённый день. Махараджа и его семья организовали встречу Свами на самом высоком уровне. В то же время известная певица и музыкант из Бангалора Нагаратнамма прислала Радже Венкатагири телеграмму, что она тоже хочет приехать и получить даршан Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы.
Это была необычная история. Как выяснилось, она сказала махарадже, что её гуру и знаменитый исполнитель музыки в стиле Карнатик Шри Тьягараджа Свами пришел к ней во сне и направил в Венкатагири, чтобы получить даршан Бхагавана. Поэтому она и приехала в Венкатагири в поисках Свами.
Тогда ей было 80 лет, и как только она получила даршан Свами, она спонтанно запела знаменитый киртан «Канугантини  Шри Рама» («Наконец-то, я нашёл Тебя, о Господь Шри Рама!»). Тот же самый киртан пел и святой Тьягараджа около трехсот лет назад, когда нашел статую своего возлюбленного Господа Рамы в реке Кавери. В божественном присутствии Бхагавана Нигаратнамма спела ещё два киртана Тьягараджи – «Ра Ра Маа яинтидака» на рагу (вид мелодии) Асавери и «Нану палимпага надачи ваччитиво» на рагу Мохана. Потом она попросила Бхагавана, который Сам был великим исполнителем музыки в стиле Карнатик, чтобы Он спел несколько киртанов вместе с ней. Они оба спели некоторые редко исполняемые киртаны Тьягараджи –  одним из них был знаменитый киртан «Рагхувара! Апрамея!» на рагу Камбходжи. Этот концерт продолжался около двух с половиной часов!
Бхагаван обычно останавливался в доме Раджи Венкатагири, когда ездил в Мадрас. В Его божественном присутствии исполнялись бхаджаны. Как правило, Бхагаван приезжал в Мадрас в период между празднованием Его Дня рождения и фестивалем Санкранти.
Бхагаван изливал великую милость и божественную благодать на семью Раджи Венкатагири: вплоть до её третьего и четвертого поколения в божественном присутствии Бхагавана проводились такие важные ритуалы, как наречение именем новорождённого ребёнка (намакаранам), инициирование ребёнка на обучение (акшарабхьясам), брачные церемонии и т.д.
Так происходило благодаря беспрецедентной и непоколебимой преданности Бхагавану со стороны Раджи Венкатагири и его семьи.
Говард Мёрфет, автор знаменитой книги «Человек, творящий чудеса», описывает удивительный случай, который демонстрирует преданность Шри Венкатагири Раджи и бесконечную милость Бхагавана к его семье: "Группа около двадцати или тридцати преданных выехали из дворца Раджи на автомобилях за город. Саи Баба попросил Раджу остановить машину в любом месте, где был песок. Проехав несколько миль по дороге, они увидели сухое песчаное русло. Все вышли из машин и сели на песке вокруг молодого Свами.
Побеседовав со Своими преданными, Саи Баба закатал рукав до локтя и сунул руку глубоко в песок.
Затем Свами вынул руку –  и вспышка яркого голубого света озарила всё в радиусе около трёх метров. Все преданные увидели, что Саи Баба держит в руке какой-то предмет размером 20 см. Это оказалась статуэтка Господа Рамы и его супруги Ситы!
Господь Шри Рама был любимым божеством Раджи Венкатагири и его семьи: они поклонялись Ему в течение нескольких поколений. И Бхагаван подарил эту красивую статуэтку супруге Раджи – княгине Венкатагири".



Комментариев нет:

Отправить комментарий