ОБРАЗ ШИВЫ
Впечатляющие откровения, зашифрованные в Его таинственной Форме
Эта статья была опубликована на сайте Радио Саи 4 марта 2016 и посвящена Шиваратри
В январе 2016 мы на Радио Саи начали серию аудио передач «Святые – Душа Индии». Первый выпуск был посвящён святой Андал. Позднее был ещё один выпуск, посвящённый бессмертной работе Андал «Тируппаваи», после которого был представлен музыкальный шедевр святого Тьягараджи – «Панчаратны». Четвёртый выпуск, переданный 3 марта 2016, был посвящён святому Маниккавасагару. Эта дискуссия, в действительности, входит в четвёртый выпуск. Однако главным фрагментом первой части было размышление о Шиваратри и Принципе Шивы. Ниже представлены наиболее интересные моменты этой беседы между журналистом Радио Саи Бишу Прусти (БП) и добровольным работником Радио Саи миссис Лалитой Шекхар (ЛС).
БП: Саи Рам, миссис Лалита Шекхар. Вы заметили, что в этом году (2016) Шиваратри выпадает на понедельник, т.е. Сомавара, как он называется на многих индийских языках?
ЛС: О, да, на день недели, предназначенный для поклонения Шиве.
БП: Бхагаван Сам воплотился в день Сомавара в индийском месяце Картика. В благоприятные ранние часы того утра, когда вся деревня Путтапарти была погружена в пение гимнов во славу Шивы, Господь Саи Шива решил низойти. Значение времени этого события стало понятным и более определённым, когда в 1963 году Бхагаван сделал историческое заявление: «Я – Шива Шакти». Неудивительно, что Шиваратри стало таким важным праздником в Путтапарти, начиная с 1940-х.
Видео клип: Празднование Шиваратри в Прашанти Нилаям в 60-х и 70-х годах || Лингодбхавам || Вибхути Абхишекам
Связь ума с Луной
ЛС: Действо Лингодбхавам, несомненно, сделало Шиваратри историческим событием. Наряду с этим благовестия Свами, которые Он произносил по этому случаю каждый год, тоже актуальны и имеют очень глубокий смысл. Например, вы упомянули о Сомаваре. Слово Сома означает Луна, и праздник Шиваратри связан с Луной. Однако как он может быть не связан с Луной, если Шива украшает Себя Луной!
Слово Шиваратри буквально означает «ночь Шивы». Бхагаван говорит, что в отличие от других ночей это ночь концентрации, преданности и просветления. Мы знаем, что каждый месяц разделён на две части по две недели. Шиваратри выпадает на четырнадцатый день после полнолуния – время, когда Луна почти не видна. Луна теряет одну пятнадцатую часть своего сияния каждый день, и поэтому на четырнадцатый день остаётся одна пятнадцатая её силы. Это важно, потому что Луна связана с умом. В писаниях говорится: «чандрама манасо джатаха (Луна появилась из ума)». Поскольку Луна ослаблена в этот период, Бхагаван говорит, что в это время легко контролировать непокорность ума; этого можно легко достичь с помощью садханы (духовной практики).
Надпись на фото: Ночь Шивы – это ночь концентрации, преданности и просветления
Эту практику можно выполнять многими способами, один из них – бодрствовать всю ночь и воспевать Его Имя. Вот почему мы проводим акханда бхаджаны, непрерывное пение бхаджанов.
БП: Это очень символично, эта практика должна стать постоянным упражнением всю нашу жизнь, не так ли?
ЛС: Верно. Люди также постятся в этот период. Это тоже символично. На самом деле это отвлечение чувств от удовольствий, которых они жаждут; проще говоря, как говорит Свами, это ограничение наших желаний и обращение их к Богу.
БП: Но разве эта ночь не наступает каждый месяц?
ЛС: Вы правы, она наступает. Она называется Маса Шивартри, т.е. она наступает каждый месяц, когда Луна убывает. Однако такая ночь, наступающая в индийском месяце Магха, считается самой благоприятной. Поэтому она называется Маха Шиваратри.
БП: Это самое благоприятное время для растворения в Шиве, я полагаю. Каждое утро Маха Шиваратри, когда поются те гимны, вы чувствуете себя таким возвышенным. Они без всяких усилий облагораживают вас. На самом деле, если человек просто говорит себе: «Шивохам, Шивохам, Шивохам», – это само по себе успокаивает ваше существо. Когда ваш ум концентрируется на той форме, он автоматически успокаивается.
Очаровывающая и Таинственная Форма Шивы
Я помню, в Своём выступлении на Шиваратри 2003 Бхагаван дал красивое описание Господа Шивы:
Надпись на фото:
Вот! Созерцайте Господа на ледяной вершине,
Увенчанного полумесяцем,
Со сверкающими спутанными локонами,
Промокшего насквозь от вод низошедшей с небес Ганги,
Во лбу – пылающий глаз,
Пурпурное пятно от смертельного яда на прекрасной шее,
Браслеты из живых извивающихся змей и
Пояс из кобры не позволяют подкрасться животным,
Грудь Его покрыта пеплом жемчужного цвета,
На лбу ослепительная красная точка
Рядом с пламенеющим глазом,
Красные губы, смазаны недавно жёваным бетелем,
Серьги из чистейшего золота, украшенные бриллиантами,
Покачиваясь, блистают как звёзды в небе,
Вид отрицающего форму
Светлого образа Бога
Излучает Божественное сияние.
– Шри Сатья Саи
ЛС: Потрясающе! Это один пример, когда мы слышали, как Пармешвара описывал Сам Себя. На самом деле форма Шивы так необычна. Его называют «Ади Йоги» – величайший из йогов. Безмятежный Господь с полуприкрытыми глазами, погружённый в глубокую медитацию – именно эта форма Шивы чаще всего приходит нам на ум. Как только Он проявляется в вашем уме, вы погружаетесь в покой. В Его безмятежности и простоте так много красоты.
В действительности, эта форма настолько обворожительна, что многие святые и мудрецы создавали прекрасные сочинения о великолепии этого образа. И это делали не только святые шиваиты. Шри Чайтанья Махапрабху, великий святой из Бенгалии, который был всегда погружён в сознание Кришны, тоже сочинил Шиваштакам – восьми строчные стихи, описывающие эту завораживающую форму. Некоторые из них звучат так:
Многочисленные поклоны Ему,
Глазами которому служат луна, солнце и огонь,
Вселенскому Шиве, рассеивающему тьму,
И который Своей тысячекратной силой
Разрушает тысячи лун и солнц.
Многочисленные поклоны Ему,
Чья форма сияет как драгоценный камень
На голове царя змей,
Тому, кто одет в тигровую шкуру,
Кто имеет лучезарную форму,
Кто находится в середине лотоса
С тысячью лепестками,
И кто носит ослепительные амулеты
На обеих Своих руках.
Шри Чайтанья сказал, что вы можете достичь Хари, сосредоточив свой ум на Хара (Шиве). В действительности, это уводит мой ум в благословенные утренние часы Шиваратри в Прашанти Нилаям, когда пелись эти гимны, и Свами сидел там, погружённый в блаженство. Каким неземным это было! Поистине каждый студент и каждый преданный, присутствовавшие на этих празднествах, были благословлены даршаном Хари и Хара.
Продолжение следует…
ОБРАЗ ШИВЫ
Продолжение
Саи Шива на Калиюга Кайлаше
БП: Совершенно верно! Мне действительно очень хочется оживить те вневременные моменты. Мудрецы и святые прошлого визуализировали Шиву глазом своего ума, а студенты и преданные этой эпохи физически видели Его, сидящим прямо перед ними и в блаженстве слушающим пение Лингаштакам, Бильваштакам, Вишванатхаштакам и т.д.
Я помню, на Шиваратри утром Свами появлялся в жёлтом одеянии, а иногда – в белом, и после круга даршана Он занимал место в центре сцены. Затем начиналась рецитация, и Он закрывал Свои глаза. Некоторое время Его рука медленно двигалась в воздухе, но вскоре и она тоже замирала. Он становился неподвижным. Совершенно неподвижным.
ЛС: И наши умы тоже становились спокойными.
БП: Совершенно верно! Бхагаван говорит: «Когда я с мужчинами, я мужчина, с женщинами – я женщина, с детьми – я ребёнок, а когда я один, я – Бог». Для меня те моменты были моментами Бога. Он – тот Атман, Бытиё Знание Блаженство. Умиротворённость тех моментов переносило вас на Кайлаш. На самом деле Прашанти Нилаям превращался в Кайлаш, и вы сидели у стоп Саи Шивы!
Надпись на фото: Многочисленные поклоны Ему, глазами которому служат луна, солнце и огонь, Вселенскому Шиве, рассеивающему тьму
Вы хотели, чтобы это никогда не прекращалось. Вы не хотели, чтобы песнопения прекращались. Вы хотели, чтобы ничто не изменило этот момент. Это просто наполняло вас таким огромным покоем.
ЛС: Эти песнопения оказывают такое сильное воздействие, что где бы вы ни были, дома или на улице, как только вы слышите их, вам становится легче, и вы чувствуете себя лучше; они переносят вас в другое измерение. Теперь представьте, каково слушать их, когда Свами сидит прямо перед вами!
БП: Прелесть Шиваратри, как вы упомянули ранее, в том, что утром звучат эти песнопения, которые описывают самую красивую и, как представляется, необыкновенную форму Шивы с луной на Его голове, с рекой Гангой, ниспадающей с Его локонов, и т.д.
А вечером Бхагаван объяснял значение различных аспектов этой непостижимой формы.
Наставления, кроющиеся в этой впечатляющей форме
ЛС: Я помню красивый гимн из Натья Шастры (писания, посвящённого танцу), в котором говорится:
āngikam bhuvanam yasya (ангикам бхуванам ясья)
vācikam sarva vāngmayam (вачикам сарва вангмайям)
āhāryam candra tārādi (ахарьям чандра таради)
tam vandē sātvikam śivam (там ванде сатвикам шивам)
Мы склоняемся перед Господом Шивой,
Который исполнен чистоты и благоприятности,
Чьим телом является этот мир,
Чья речь – это универсальный язык, и
Украшениями которому служат луна и звёзды.
Бхагаван говорит, что третий глаз Шивы представляет гнану, это глаз космического знания. Он может даровать знание на всех трёх путях достижения Его, т.е. на путях Кармы, Бхакти и Гнаны (работы, поклонения и мудрости). Он может наделить им в мгновение ока. Три глаза символизируют, что Он Владыка Прошлого, Настоящего и Будущего. На самом деле Он контролирует время, а также находится за пределами времени.
Точно так же Его оружие – трезубец – символизирует, что Он уничтожает в нас все три гуны – Сатву, Раджас и Тамас. Человек может достичь Бога, только когда он поднимается над этими свойствами. Всевышний Бог – Гунатитам и Ниргуна, Он находится за пределами этих атрибутов, и Шива с трезубцем помогает нам достичь того состояния.
БП: В конечном счёте, даже Сатва гуну, хорошие склонности, нужно превзойти. Я полагаю, наличие любого качества ведёт к созданию кармы.
Надпись на фото: «Мы склоняемся перед Господом Шивой». Который исполнен чистоты благоприятности, Чьим телом является этот мир, Чья речь – это универсальный язык, и Украшениями которому служат луна и звёзды.
ЛС: Да, нужно стать пустым. Его покрытое пеплом тело несёт это послание. Он учит нас, что всё временно. Всё, что мы считаем постоянным, однажды обратится в ничто; прах – неизбежный конец всего.
Упоминание о тигре вызывает в нашем уме образ свирепости, бесстрашия и силы. Но Шива одет в шкуру тигра, это свидетельствует, что Он полностью подчинил Себе даже самые ужасающие силы.
БП: Вот почему Он ‘Пашупати’.
ЛС: Да, Тот, кто победил все животные склонности. Урок, которому учит нас Нанди, бык Шивы, просто невероятный. Бык полностью обуздан и испытывает робость в Его присутствии; его сосредоточенное внимание направлено только на Шиву.
Я недавно была в храме Аруначалешвара в Тируваннамалаи в Тамил Наду. Интересно, что в этом храме на удивление три Нанди. Один находится у входа в храм, он огромного размера, другой, находящийся на полпути к святилищу, намного меньшего размера, а бык, находящийся прямо напротив Лингама – самый маленький. Это навело меня на размышления о том, как животные качества постепенно уменьшаются по мере того, как вы приближаетесь к Богу; чем ближе становится Бог, тем больше они уменьшаются.
БП: Прекрасно! Это подобно убыванию луны.
ЛС: Совершенно верно. Когда мы движемся к Богу, Он помогает нам победить самые трудные из наших склонностей. Нам только нужно сделать этот шаг и добровольно предаться Богу.
БП: Ещё один красивый аспект Нанди состоит в том, как, имея однонаправленную сосредоточенность на Боге он поднялся до уровня Его посланника. Это обычная практика для преданных в храмах Шивы – шептать свои желания в уши Нанди. Верят, что молитвы доходят прямо до Бога, если они переданы через Нанди; это надёжно. Благословение перейти от состояния животного к становлению прекрасным носителем Господа Нанди достиг только благодаря своей непоколебимой, ненарушимой и безраздельной сосредоточенности на Боге.
ЛС: Существует ещё одна практика. Я помню, когда я, будучи ребёнком, ходила в храм Шивы, моя мама просила меня смотреть на Шива Лингам в пространстве между рогами Нанди. Так вы не сможете видеть ничего другого. Вы автоматически будете видеть Бога по прямой линии. Это потому, что глаза Нанди всегда направлены на Его Хозяина. Я думаю, что Нанди показывает нам, каким слугой и преданным Бога следует быть.
БП: Какой впечатляющий урок и тоже от животного!
ЛС: Да. Если мы размышляем над каждым аспектом формы Бога в таком направлении, это так возвышает. Теперь, когда мы, имея это понимание, поём гимны, посвящённые Господу Шиве, все наши переживания такие освящающие и возвышающие.
БП: Совершенно верно. Когда я пою эти шлоки и представляю себе Шиву, для меня Его форма очень сокровенна и является всеобъемлющим описанием самого творения. Например, всё вокруг нас – это игра противоположностей. Позитивное и негативное, день и ночь, рождение цветка и умирание растения, холод утром и тепло днём и т.д. Как говорят, мир полон инь и ян. Именно этим являются Шива и Шакти или, как объясняет Бхагаван, игра Пуруши (Творца) и Пракрити (Природы).
В одном из выступлений Свами сказал, что Пранава или Ом имеет внутри себя силы Шивы и Шакти. Учёные называют это электронами и протонами, составляющими атом. Это, в действительности, Шива и Шакти неразрывно связаны друг с другом.
Если вы размышляете о форме Шивы, Он представляется таким красивым сочетанием обеих этих сил. Вы видите в Нём наилучшую позитивность и высшую степень негативности. Например, холодная река Ганга стекает с Его головы, но прямо на лбу находится Его третий глаз, представляющий собой ни что иное, как огонь. Опять же, исходящая из Его волос вода символизирует рождение жизни, но Его тело покрыто пеплом, который символизирует конец всего.
Размышляя в том же духе, мы видим, что Его спутанные волосы и одеяние из шкуры тигра придают Ему вид совершенного аскета, но в то же самое время рядом с Ним находится Шакти.
ЛС: Она не только находится рядом с Ним, на самом деле Он отдал ей часть Себя, сделал Своей второй половиной.
БП: Верно, Шива сделает ради Шакти всё, что угодно, ради той любви, которую Шакти питает к Нему. На самом деле история о том, как Шакти добилась Шивы, очень проникновенная, это, по сути, история путешествия каждой Дживатмы к Параматме. Только благодаря её несравненной чистоте, невообразимой аскезе и поражающему воображение терпению Господь отдал ей половину Себя.
Итак, вы видите Шиву и как возвышенного отрешённого, и как семьянина. У Него есть семья, которую Он очень любит.
Окончание следует…
ОБРАЗ ШИВЫ
Окончание
'Единство в Многообразии' в Семье Шивы
ЛС: Несомненно. И интересно, что Его семья, опять же, полна противоположностей. Вокруг Его шеи змея, а у Его сына Ганеши – мышь, которая не может противостоять змее. Точно так же у Его второго сына павлин, а мы знаем, что змея и павлин – заклятые враги. Шакти ездит на льве, поэтому её называют Симха Вахини, а у Ганеши – голова слона. Говорят, если слон даже подумает о льве, он сходит с ума. Не только это, здесь лев Шакти и бык Шивы счастливо сидят вместе!
Если вы посмотрите на Шакти, на ней золотые и прекраснейшие украшения, а на Шиве простейшие украшения из Рудракши. Шиву называют Дигамбара, потому что на Нём нет одеяния, кроме шкуры тигра.
Подобно этому, хоть в семье Шивы всё кажется таким противоречивым, вы видите тесное единство, единую семью, в которой каждый живёт для другого, и все с огромной любовью и радостью пребывают у стоп Шива-Шакти.
БП: Такой важный урок для всех нас! И хоть это божественная семья, всё же она полна противоположностей. Я полагаю, мы не должны жаловаться, если кто-то в нашей семье имеет противоположное мнение и настроен иначе, чем мы. Так и должно быть. Наши силы, в действительности, заключаются в этом разнообразии, так же как рука делает миллионы вещей, потому что размер, форма и тип каждого пальца различны.
ЛС: На самом деле в Природе всё разное. Какой тоскливой была бы моя жизнь, если бы все мои дети имели один и тот же размер, характер и талант. Не было бы ни проблем, ни обучения.
БП: Мир был бы скучным местом. Но Господь всегда хочет, чтобы всё было наполнено энергией, было красочно и активно, подобно Его танцу Тандава.
На самом деле форма Шивы настолько завораживающая и такая многозначительная, что нет конца знаниям, которыми Он наделяет. Чем больше вы размышляете о Нём, тем больше изумляетесь.
В Своём горле Шива носит смертельный яд, а с Его головы течёт вода, дающая жизнь. Одной из основных целей космических исследований человека является обнаружение жизни где-то ещё, а способ удостовериться в этом – найти признаки воды там.
Ещё один удивительный аспект этой загадочной формы в том, что вы видите самых опасный созданий, таких как змея и тигр, а также самых незлобивых представителей царства животных, таких как павлин и бык. В поклонении вы предлагаете Ганеше траву, а Шиве – листья бильвы. Шакти держит в руке лотос.
Армия Шивы состоит из ганов, небожителей, а Его собственный сын – наполовину человек и наполовину слон. Итак, вы видите представителей флоры, фауны, человечества, небожителей и даже космического представителя – луну, она находится у Него на голове. Поэтому для меня это удивительный образ Творца и Его творения так красиво заключённых в этой невероятной форме.
Достижение Непостижимого Шивы
ЛС: Мы никогда не сможем понять Его, и бесполезно даже думать о том, чтобы попытаться сделать это. Лично я с того времени, как я знаю Свами, думала, что если я буду пытаться понять Его, то потеряю массу времени. Поэтому лучше всего любить Его; тогда, возможно, Он даст мне достаточно мудрости узнать, что мне нужно, чтобы достичь Его. В любом случае это – конечная цель.
БП: Так верно. Вот почему Веды описывают Его как вневременного, не имеющего определённого места пребывания, не рождённого, бессмертного, неразрушимого и т.д. Он не ночь и не тьма, не форма энергии, не звук, не материя. На самом деле Он двандватитам – Тот, кто находится за пределами пары противоположностей.
ЛС: Верно. Веды говорят: «māyām tu prakṛtim viddhi māyinam tu maheśvaram (майям ту пракритим виддхи майинам ту махешварам)», т.е.: знайте, что Пракрити – это майя, а Махешвара управляет майей.
Однако этого загадочного Бога на самом деле не слишком сложно достичь. Существует один способ, посредством которого каждый может связать Его, и это – Любовь. Любовь действительно самая сильная вибрация в этом мире. Даже Господь не может устоять перед силой и тягой чистой любви.
БП: Это действительно тот путь, которым шли многие святые. Они связывали Бога своей искренней и преданной любовью. Благодаря силе своей любви они не только обретали мудрость, но также и плод всей мудрости.
ЛС: Совершенно верно. Господу действительно легко угодить. Простые деяния любви восхищают Его. Он не просит и не ожидает выполнения сложных ритуалов. В каждом храме Шивы можно найти медный сосуд с отверстием в центре, из которого вода постоянно капает на Шива Лингам. Такого простого абхишекам (омовения) водой достаточно в качестве проведения ритуала. Господьумилостивлен и готов излить благословения. Вот почему Его называют Бхоленатх. «Бхола» означает невинный, бесхитростный, от которого легко можно всего добиться.
БП: Наши писания наполнены историями о многих, получивших невероятные милости от Шивы. Даже Равана получил все свои силы посредством поклонения Господу Шиве.
ЛС: Да, Он исполнит желания любого, кто помнит Его и искренне тоскует по Нему. В Тамил Наду есть истории о 63 святых Шиваитах, которых называют Наянмарами. В действительности, в каждом известном храме Шивы можно найти изображения этих святых. В храме Аруначала, например, всех этих великих преданных можно увидеть в зоне святая святых. Когда люди обходят вокруг Лингама, перед их взором предстают эти выдающиеся святые. Великий святой поэт Секкизхар написал истории жизни этих просветлённых преданных и назвал эту книгу ‘Перия Пуранам’.
На самом деле именно чтение копии ‘Перия Пуранам’ побудило маленького мальчика Венкатарамана прийти в Тируваннамалаи и со временем превратиться в Бхагавана Рамана Махарши. Настолько мощное воздействие оказывают эти истории.
Надпись на фото: Саишвара Атма Лингешвара
БП: Не удивительно, что Свами всегда советовал студентам изучать жизни святых. Размышления об их жизнях проясняют сомнения, очищают наше сердце и ведут нас к нашей цели. Такие святые как Маниккавасагар, Каннаппа и Самбандар вдохновляли много поколений развивать непоколебимую веру и ощутить сладостную милость. Короче говоря, вот то, чему они учили и продолжают учить нас: Любите Бога всем своим сердцем, всеми своими силами, всем своим умом и всей своей душой, и Господь отдаст вам Своё сердце, Свою силу и даже Свою душу...
Свами завершил выступление на Шиваратри 2003 словами:
“Если вы хотите достичь счастья, живите в счастье. Вселенская семья, состоящая из Господа Шивы, Матери Парвати, Субраманьи и Винаяки, – совершенный пример этого принципа. Подражайте им. Поклоняйтесь им. Но имейте в виду: вы можете поклоняться изображению как Богу, но не Богу как изображению. Поэтому поклоняйтесь семье Ишвары, следуя их примеру. Благовестие Шиваратри – жить в единстве и гармонии со всеми.
Живите добропорядочной жизнью и ведите себя хорошо. Это единственное, чего Я хочу. Это единственное, что приносит мне радость. Не только студенты, но и преданные тоже должны вести себя хорошо. Они должны чувствовать, что являются членами вселенской семьи Господа Шивы. Мать Парвати представляет тело, в то время как Господь Шива представляет сердце. Когда тело и сердце объединяются как место обитания, там располагается человеческая природа. Это называется Пракрити. Человеческое тело представляет Правритти, в то время как Атма, пребывающая в теле, представляет Нивритти. Человеческая природа – это единение Правритти и Нивритти. Будучи рождёнными в такой священной человеческой природе, люди забывают присущую им божественность.
Освободитесь от своего эго и развивайте чистую и бескорыстную любовь ко всем и каждому. В этом мире нет ничего, чего нельзя было бы достичь с помощью любви”.
ЛС: Давайте наполним наши Шиваратри этой чистотой Шивы и ощущением любви и блаженства Саи.
– Редакция радио Саи
Комментариев нет:
Отправить комментарий