ПАЛОМНИЧЕСТВО В РАМЕШВАРАМ из дневников Елены Язевой
РАМЕШВАРАМ
– относится к числу наиболее важных мест паломничества, и по значимости его
можно сравнить только с Варанаси. Это самый древний город на юге Индии. Здесь,
согласно преданиям, более 7 тысяч лет назад войско Рамы начинало свой
победоносный поход на Ланку. Индусы считают, что посещение двух святых городов
– Рамешварама и Варанаси – особенно полезно для души того, кто решил полностью
предать себя лотосным стопам Господа, дарующего вечное блаженство.
Рамешварам почитают как вишнуиты, так и
шиваиты. Город расположен на небольшом острове на юго-восточной оконечности
Индии, с материком он связан длинным мостом, и попасть туда можно как на
поезде, так и на автобусе или автомобиле.
На острове воздвигнуто несколько
храмов, каждый из которых связан с событиями, описанными в Рамаяне. Основные
объекты почитания, лингамы, установлены в главном и самом большом храме
Рамешварама, именуемом Раманатхасвами. Этот величественный храм является
типичным образцом дравидийской архитектуры. Восточный и западный входы увенчаны
высокими гопурамами (надвратными храмами). В зале, примыкающем к восточному
входу, установлено огромное изваяние быка Нанди. Внутри храма, по его
периметру, находятся четыре коридора с колоннами, на которых искусными
мастерами 12 века высечены изображения многочисленных божеств. Эти коридоры
общей протяженностью 1220 метров производят неизгладимое впечатление, поражая
своими размерами и красотой.
Главным входом в храм считается
восточный, войдя через него, можно приблизиться к главной святыне – Рамалингаму (относящемуся к числу 12 особо
почитаемых джьетирлингамов, установленных в разных храмах по всей Индии).
Высота восточного гопурама – 53 метра. От восточного входа совсем недалеко до
океана, и всем паломникам рекомендуется совершить ритуальное омовение в
океанских водах, прежде чем они вступят под своды храма. Но на этом омовение не
заканчивается – те, кто хочет полностью смыть с себя все грехи и накопленную за
многие годы негативную карму, могут подвергнуться омовению водой из 22
священных колодцев, находящихся в разных частях храма. История возникновения
этих колодцев следующая – когда Рама обнаружил, что на острове нет питьевой
воды, чтобы утолить жажду его войску, он пустил 22 стрелы, и на месте падения
каждой из них возник колодец с пресной водой.
Закончив омовение, можно подойти к
«святая святых» – алтарю, где установлен Рамалингам. Согласно преданию, этот
лингам Сита вылепила из песка. Лингам нужен был Раме для совершения
благодарственной пуджи Шиве, после победного возвращения с Ланки вместе с
Ситой. Рама попросил верного Ханумана слетать на Кайласу и принести шивалингам
оттуда. Хануман отправился в путь. Оказавшись на вершине Кайласы, Хануман стал
ждать появления Господа Шивы. Когда, наконец, Владыка Кайласы явился перед ним,
Хануман объяснил цель своей миссии. Господь Шива даровал ему сразу два лингама,
и доблестный ванар отправился в обратный путь. Тем временем, узнав о победе
Рамы над Раваной, благословить его прибыли риши (святые мудрецы) во главе с
Агастьей. Агастья назначил благоприятный день для проведения пуджи, но так как
Хануман задерживался, решено было использовать для ритуала лингам, слепленный Ситой.
После проведения пуджи, этот лингам стал твердым, как камень. Тем временем
вернулся Хануман с двумя лингами Шивы. Он был весьма разочарован, что его не
дождались и, обмотав свой длинный хвост вокруг лингама, изготовленного Ситой,
хотел его разрушить. Однако ему не удалось причинить этому лингаму никакого
вреда. Осознав, что перед ним – святыня, Хануман стал, как и все остальные,
поклоняться лингаму, сделанному Ситой. Принесенные им самим лингамы также
установлены в храме Раманатхсвами и в наши дни являются объектами поклонения,
наряду с Рамалингамом.
На расстоянии 12 км от Рамешварама
находится храм Котандарасвами, оказавшийся единственным зданием, уцелевшим
после того как на эту часть острова в 1964 году обрушился циклон, и все,
окружавшие храм жилые дома, были разрушены. Храм Котандарасвами был воздвигнут
на том месте, где Рама, вернувшись с Ланки, совершал покаянную пуджу, чтобы
снять с себя грех убийства Раваны (принадлежащего к касте брахманов).
Считается, что на этом же месте произошла первая встреча Рамы с Вибхишаной,
благочестивым братом Раваны, изгнанным с Ланки, когда тот решил искать у Рамы
прибежище. В священном бассейне возле храма Рама совершал омовение.
Проехав еще 2 км на юго-восток можно
оказаться в маленьком рыбацком поселке Дханушкоди, находящемся практически на
самом краю острова. Здесь начинается длинная песчаная коса. Именно здесь ванары
под предводительством Ханумана приступили к строительству каменного моста на
Ланку, по которому войско Рамы смогло перейти через океанские воды. Это место
до сих пор именуется Рама Сету (то есть, Мост Рамы). Останки этого моста
сохранились и поныне, хотя сам мост, частично разрушенный, находится под водой.
Историки утверждают, что до середины 15 века этот мост был пешеходным, и по
нему можно было пройти на Ланку.
Считается особенно важным совершить
омовение в этом месте океана, на краю земли, где можно одновременно наблюдать
заход солнца и восход луны.
Еще один храм, именуемый Гандамадана
Парватам, находится на расстоянии 3 км на северо-запад от Рамешварама. В алтаре
этого храма установлено каменное изваяние стоп Рамы. С крыши храма открывается
прекрасный вид на весь остров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий