понедельник, 3 августа 2020 г.

Сожжение леса Кхандава - Часть 1 из 2




В истории Махабхараты Панду, отец пятерых Пандавов, был правителем царства Хастинапур. Однако Панду попал под проклятие мудреца во время охоты. Опечаленный проклятием, Панду решил покинуть царство и отправиться в леса. Обе его жены Кунти и Мадри последовали за ним в леса. Так как царство Хастинапур осталось без царя, царём стал Дирдараштра, старший брат Панду. В лесах первым Кунти родила Юдхиштхиру и только после этого у Дирдараштры родился Дурьодхана. Будучи старшим сыном Панду, который был действительным царём Хастинапура, право править Хастинапуром принадлежало Юдхиштхире. Тем не менее Дурьодхана ненавидел Пандавов и не желал ничего им отдавать. В своей ревности Дурьодхана пытался сжечь Пандавов в легковоспламеняемом дворце в селении Варанаватха. К счастью, Пандавы уцелели. Когда Пандавы вернулись, слепой царь, не имея выбора, выделил Пандавам часть царства к западу от Ямуны. Место было названо Индрапрастхой (из-за того, что оно было под защитой Индры, повелителя богов). Индрапрастха была окружена густыми лесами Кхандавы. Леса кишели нагами и демонами, а люди постоянно подвергались атакам воров. Когда Кришна, Арджуна и другие стояли лагерем неподалёку от леса, разговаривая друг с другом, к ним подошёл человек. Арджуна заметил, что под глазами человека залегли тёмные круги и он выглядит голодным.
Арджуна немедленно поднялся, предложив человеку сесть. «Господин! Что случилось? Ты выглядишь уставшим и голодным. Могу ли я что-нибудь сделать для тебя?» Несмотря на потрёпанную внешность, человек сухо улыбнулся и сказал: «Мой господин! Думаю, что ты и Тёмный Господь — единственные, кто может мне сейчас помочь» Кришна был приятно удивлён: «Кто ты, господин? Ты выглядишь как порядочный человек, попавший в передрягу. Расскажи, пожалуйста, что случилось?» Человек покачал головой: «Не так скоро. Кришна! Сначала мне нужно твоё обещание, что ты поможешь накормить меня и только тогда я тебе обо всём расскажу» Кришна и Арджуна переглянулись. Они понимали, что эта история не из простых. Оба улыбнулись. Оба были готовы к новым приключениям. Кришна пообещал: «Обещаю от лица нас двоих. Мы сделаем всё, что в наших силах, чтобы накормить тебя!» «Расскажешь ли ты нам сейчас свою историю, господин?» - спросил Арджуна. «С удовольствием!» Человек исчез и на его месте возник Агни, бог Огня. Его кожа была золотой, а глаза излучали огонь. В его руках был огненный шар, но огонь почти не обжигал! Арджуна каким-то чувством ощутил, что Агни, будучи богом Огня, мог быть и сильнее. «Кришна! Арджуна! Как вы знаете, я — Агни!»- сказал он. Кришна был удивлён: «Мой Господин! Ты настолько могущественно пылал раньше. Почему твоя сила ушла?» Агни вздохнул: «Именно поэтому я и пришёл к тебе, Кришна!» Сказав так, Агни рассказал им свою историю: «Мои нынешние беды можно связать с царём Шветакету. Царь Шветакету был хорошим и могущественным. Он хотел провести ягну со всем великолепием, которое было известно раньше» Оба Кришна и Арджуна кивали, слушая с живым интересом, а Агни продолжил: «На самом деле ягна, которую он хотел провести, была настолько напряжённой и заняла бы так много времени, что мудрецы даже не хотели обременять себя этим. Шветакету был в затруднении. Он не мог начать ягну без помощи мудрецов. Он не знал, что делать. Поэтому он молился Господу Шиве о помощи. После продолжительной медитации Трёхокий Господь наконец появился перед ним. Когда Шветакету изложил ему проблему, Господь Шива улыбнулся и сразу же предложил ему решение: «Сын! Отправляйся к мудрецу Дурвасе. Он — могущественный мудрец. Он поможет тебе завершить ягну» Господь Шива не упомянул, что мудрец Дурваса был воплощением самого Господа Шивы и поэтому проблем с завершением ягны не возникнет. Радостный Шветакету отправился к мудрецу Дурвасе. Мудрец Дурваса согласился провести ягну при условии, что гхи будет беспрерывно изливаться в жертвенный огонь на протяжении всех 12 лет совершения ягны. Царь Шветакету согласился и совершил все приготовления, чтобы гхи непрерывно изливалось в жертвенный огонь все 12 лет ягны. Ягна стала величайшим успехом и все оценили Шветакету и мудреца Дурвасу за их свершение»
Вздохнув, Агни закончил. Арджуна взглянул на Агни: «Почему ягна делает тебя несчастным, мой господин?» Агни печально ответил: «Постоянный приём жертвенного масла, мой друг. Это сделало меня слабым. По этой причине мои силы не таковы, как были раньше. Я слабею. Ничто не удовлетворяет мой аппетит. Я постоянно голоден» Кришна и Арджуна посмотрели друг на друга, а затем на Агни. Заговорил Кришна: «Что удовлетворит твой голод, Агни?» Агни улыбнулся: «Лес Кхандава. Лес Кхандава стал опасным. Он стал рассадником демонов и монстров. Ещё давно было решено, что я сожгу его. Это уничтожит монстров и демонов и удовлетворит мой голод» Арджуна посмотрел на Агни: «Что же удерживает тебя от того, чтобы сжечь его, господин?» Агни посмотрел в небо и сказал: «Индра, повелитель богов! Только он останавливает меня!» Оба Арджуна и Кришна были удивлены, а Агни продолжил: «Индра — друг Такшаки, повелителя змей. Такшака живет в лесу Кхандава. Поэтому каждый раз, когда я решаю сжечь лес, Индра насылает мощные дожди и гасит пламя» Агни повесил голову: «Теперь мой голод убивает меня. Если кто-то и может бросить вызов Индре, то только вы двое. Пожалуйста» - сказал отчаянно Агни: «Пожалуйста, помогите мне» Арджуна посмотрел на Агни и сказал: «Так ты хочешь, чтобы мы защитили тебя от Индры, повелителя богов, пока ты будешь жечь лес?» Агни склонил голову, а два друга обменялись взглядами.
Сожжение леса Кхандава - часть 2 из 2
Кришна и Арджуна посмотрели друг на друга, затем на Агни: «Мы защитим тебя, Агни. Но есть кое-что, что мы сначала должны сделать» - начал Кришна, а Агни прервал его. Агни с любопытством посмотрел на них обоих, а затем повернулся к Арджуне: «Арджуна, ты понимаешь, что Индра — твой отец. Ты всё ещё хочешь сразиться с ним из-за меня?» Арджуна улыбнулся, посмотрев на Кришну, а затем на Агни: «Мой господин! То, что ты делаешь — правильно! Индра неправ. И со мной Кришна» - сказал Арджуна, снова посмотрев на Кришну: «Поэтому да. Я сражусь с Индрой из-за тебя» Агни почувствовал облегчение и с гордостью посмотрел на них обоих. Кришна снова заговорил: «Мой господин! Полностью уверен, что смогу предстать перед Индрой. Но он — повелитель богов. Мне нужно особенное оружие, чтобы сражаться с ним. Если я прибегну к земному оружию, я не смогу сразиться с Индрой на пределе своих способностей. Потому что это земное оружие не выдержит и первой атаки! Я думаю, ты должен снабдить нас небесным оружием для того, чтобы мы могли лучше противостоять Индре» Агни смотрел на обоих, оценивая просьбу. Он медленно кивнул: «Верю, что ты — лучший лучник в мире, Арджуна» Сердце Арджуны забилось чаще, когда Агни продолжил: «Думаю, ты заслуживаешь Гандиву» Глаза Арджуны широко распахнулись. Гандива. Наилучший лук из всех возможных. Гандива вместе с двумя неистощимыми колчанами стрел. Стрелы появляются в этих колчанах из ниоткуда. И это всё будет у него. Сердце Арджуны танцевало. Агни повернулся к Кришне: «Мой Господь! Мне даже не нужно говорить о специальном оружии для тебя. Конечно, это Сударшана Чакра. Думаю, это будет идеальным для тебя» Кришна улыбнулся и ничего не сказал.
Глядя на них обоих, Агни продолжил: «Я дам вам колесницу, запряжённую лошадьми, быстрыми как ветер. Эти лошади будут послушны вашим мыслям. Думаю, это не помешает в бою» Арджуна с любопытством посмотрел на Агни: «Где же Гандива прямо сейчас?» «Она у Варуны, бога морей» - ответил Агни, глядя на Арджуну. «Думаю, он отдаст её мне» Сказав так, Агни закрыл глаза и сосредоточился. Арджуна смотрел широко открытыми глазами на чудо появления прекрасной колесницы, запряжённой белыми лошадьми. Колесница была наполнена разнообразным оружием. Но Арджуна смотрел только на Гандиву. С любовью он прикоснулся к луку, взяв его, и улыбнулся. Он сразу же ощутил связь с Гандивой, чего не чувствовал никогда прежде. Как-будто бы лук всегда был его. Закрыв глаза, Арджуна вознёс молитву благодарности. Затем он взял один из колчанов и привязал к себе. Кришна улыбался, глядя на то, как его друг держит в руках Гандиву. Арджуна не знал об этом, но Кришна понимал всю важность Гандивы для Арджуны. Гандива была создана силой Брахмана. Гандива всегда принадлежала лучшим из воинов и обладание ею решало исход войны. Кришна знал, что грядёт великая война. И Арджуне суждено было стать одним из самых важных воинов в этой войне.
И то, что Гандива попала ему в руки лишний раз доказывало то, что войны не избежать. Кришна вздохнул и покачал головой. Теперь перед ним предстала другая задача. Он должен был встретиться с Индрой. Кришна взял Сударшана Чакру и улыбнулся. Возникло чувство, что к нему вернулся старый друг. Сударшана Чакра была оружием Господа Нараяны. Теперь, когда она вернулась к Кришне, который был аватаром Господа Нараяны, означало, что Кришна и Арджуна ступили на путь, предназначенный им судьбой. Вооружившись, Кришна и Арджуна отправились на окраину леса Кхандава. Кришна кивнул Агни. Агни принял свою естественную форму. В лесу Кхандава начался небольшой пожар. Тем временем Индра наслаждался на небесах, не зная о планах Агни. Расслабившись, Индра почувствовал что-то неладное. Индра встряхнулся. Он почувствовал, что что-то не так в лесу Кхандава. Индра ахнул. Лес был местом жительства Такшаки. Агни давно ждал возможности поджечь этот лес. И пока что Индре удавалось остановить его. Индра в гневе поднялся, глядя на лес Кхандава. Он увидел пожар и в гневе призвал тучи и гром. Агни так и не усвоил. Подумал Индра. Арджуна и Кришна смотрели на приближающиеся грозовые облака и оба извлекли оружие. Арджуна взял Гандиву и достал первую стрелу. Арджуна ежедневно практиковался в искусстве лучника и в совершенстве владел им. Он пускал стрелы со скоростью, не виданной раньше. Прежде чем тучи смогли подобраться к лесу Кхандава, над лесом возник настоящий зонт из стрел, защищающих лес Кхандава.
Индра наслал дождевые облака и начался ливень. Но ни единая капля дождя так и не упала в лесу Кхандава. Зонт из стрел был настолько плотным, что ни одна из капель не проникла сквозь него. Индра увидел, что дождь не может залить пожар в лесу Кхандава. Огонь продолжал разгораться и пожар становился сильнее. Именно тогда Индра увидел одеяло из стрел, защищающих лес. С высоты небес он увидел Кришну и Арджуну, защищающих лес. Индра закипел от злости. А обитатели леса были поражены. Асуры, демоны и монстры, жившие в лесу, были ошеломлены, увидев, что по лесу распространяется огонь. Время от времени в лесу возникали пожары. Но вслед за этим всегда шёл дождь. Но асуров ждал и второй шок. Дождь шёл, но не достигал леса. Затем асуры увидели двух воинов, защищающих возникший пожар от дождя. В гневе асуры атаковали их со всех сторон. Но они могли бы ничего не предпринимать. Кришна с его Сударшана Чакрой и Арджуна с его Гандивой. Оба были опаснее всех вместе взятых асуров. Очевидно, что наги и асуры были обращены в бегство. Многие пытались избежать огня, но пожар был уже так силён, что они сгорали в огне. Такшаки, предводителя змей, не было в этот момент в лесу, но его сын Ашвасена был там. Он был очень зол, увидев, что Арджуна и Кришна защищают огонь.
Ашвасена снова и снова атаковал Арджуну. Арджуна сражался с Ашвасеной и его армией. Именно в этот момент Индра применил очень мощный порыв ветра, стараясь сдуть стрелы, защищавшие лес. Арджуна сражался с Ашвасеной, его армией и Индрой, когда особенно мощная буря обрушилась на него и он упал без сознания. Кришна сражался один, пока его друг приходил в себя. Ашвасена понял, что не может одолеть Кришну и Арджуну. И если и возник подходящий момент для бегства, то именно сейчас, когда Кришна сражался один. Возможно, Кришна и не заметит его исчезновения. Используя своих солдат, Ашвасена сбежал из леса. Он пообещал себе, что уничтожит Кришну и Арджуну, когда у него появится такая возможность. Арджуна начал приходить в себя. Он был зол на себя за то, что ослабив оборону, позволил Индре лишить себя чувств. В гневе он подобрал Гандиву. Кришна улыбнулся, увидев, что друг пришёл в себя. Если Арджуна был хорош до того, как потерял сознание, то сейчас он сражался просто превосходно. Асуры и наги даже не осознавали момента своего поражения. Прежде чем они могли закричать или позвать на помощь, на них обрушивались Сударшана или стрелы. Асурам было негде скрыться. С одной стороны была армия из двоих — Кришны и Арджуны, а с другой — бушующий огонь. Асуры, демоны и монстры проиграли, они гибли либо в огне, либо от оружия двух воинов. Тем не менее Индра никак не мог смириться с поражением. В конце концов он был повелителем богов. Он не мог позволить двум людям, неважно кем они были, одержать победу. Индра повторно прибег к каждому из видов оружия в своём распоряжении. Но все усилия были напрасны. Кришна и Арджуна нейтрализовывали любое оружие. Индра даже начал испытывать сдержанное уважение к двум воинам. Индра отрывал вершины гор и метал в них только ради того, чтобы они разорвались в воздухе не достигнув леса Кхандава. Такова была меткость Арджуны. Индра даже метал в них стволы деревьев. Но для Арджуны было неважно, метал ли в него отец горные пики или стволы деревьев. Он методично обезвреживал всё это с впечатляющей эффективностью. Индра проигрывал и знал об этом. Он перепробовал всё, но тщетно. И именно тогда небесный голос изрёк: «ИНДРА! РАЗРУШЕНИЕ ЛЕСА КХАНДАВА БЫЛО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО. ТВОЙ ДРУГ ТАКШАКА В БЕЗОПАСНОСТИ И ЕГО СЕЙЧАС ЗДЕСЬ НЕТ. НИКТО НЕ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ КРИШНУ И АРДЖУНУ. ПРЕКРАТИ СРАЖЕНИЕ!»
Кришна и Арджуна тоже услышали этот голос. Они ждали, глядя на тёмные тучи, зловеще нависшие над лесом. Что произойдёт? Послушает ли Индра небесный голос или продолжит сражение. Они ждали. И вдруг всё прекратилось. Тучи развеялись. Вышло яркое солнце. Место, которое буквально плавилось от грома и молний, изменилось. Друзья обняли друг друга и рассмеялись. Они сражались с повелителем богов и одержали победу! Теперь огонь пылал беспрепятственно, разгораясь всё ярче и ярче. Кришна и Арджуна посмотрели вдаль и заморгали. Сам Индра величественно спускался с небес на своём царственном слоне — Айравате. Кришна и Арджуна поняли, что Индра счастлив и горд. Он был здесь не для того, чтобы сражаться. Глядя друг на друга, они кивнули и сложили оружие. Они склонились перед Индрой. Индра спешился со слона и с гордостью посмотрел на них обоих: «Вы двое — величайшие воины на земле. Я должен был встретиться с вами лично. Я горд увидеть, как вы выстояли против меня и преуспели» Индра сказал это искренне без следа сожаления. Арджуна был горд собой. Его отец обнял его за плечи и сказал: «Ты заставил меня гордиться тобой, мой сын! За то, что ты сделал. Я отдам тебе всё оружие, которым владею и научу обходиться с ним» Арджуна смотрел на Индру, а его сердце порхало. Это могло быть мечтой любого воина. Со вздохом он упал к ногам Индры. Индра с нежностью поднял сына и обнял его. Затем он обернулся к Кришне. Он смотрел на Кришну, в одной руке которого была Сударшана Чакра, а в другой — его палица. Нараяна! Подумал Индра про себя, глядя на Кришну. А за ними огонь разгорался всё сильнее. «Мой Господь! Что я могу предложить тебе?» Кришна склонился перед Индрой и ответил: «Почему, мой Господин, ты всегда можешь кое-что сделать для меня!» Индра взглянул на Кришну и горячо кивнул: «Всё что угодно!» Кришна улыбнулся: «Я всегда дружил с Арджуной. То что я чувствую к нему — больше, чем дружба. Он — часть меня. Я хочу, чтобы о нашей дружбе помнили всегда» Индра рассмеялся. Нара и Нараяна. Арджуна и Кришна. Индра испытывал благодарность Кришне. Одержав над ним победу, Кришна все ещё любезно обходился с ним как с повелителем богов. Он склонил голову: «Так тому и быть!» - прошептал он и исчез. После ухода Индры, два воина взглядом победителей смотрели на лесной пожар, ожидая последующих атак. Кришна рассмотрел кого-то в огне. Этот некто пытался избежать огня и преуспел! Некто избежал огня. Кришна сузил глаза, этот некто оказался асурой. В гневе он потянулся за Сударшана Чакрой, готовясь запустить её. Этот некто бросился вперёд и упал к ногам Арджуны: «Арджуна! Пожалуйста, пожалуйста спаси меня от огня и Кришны! Хоть я и асура, я не злой! Пожалуйста. Я всегда буду перед тобой в долгу! Пожалуйста!»
Взглянув на него, Арджуна ничего не ответил. Кришна всё ещё взирал на него с Сударшана Чакрой наготове. Арджуна изучал асуру. Он выглядел очень образованным. Он также выглядел великим преданным Господа Шивы, несмотря на то, что был Асурой. Он не заслуживает погибнуть в огне как прочие демоны и монстры. Он медленно кивнул и обернулся к Кришне. «Кришна! Оставь его в покое! Не думаю, что он заслуживает погибнуть в огне» Кришна печально улыбнулся и опустил Сударшана Чакру. Он понимал, кого спасает Арджуна, но ничего не сказал. Тем не менее история о сожжении леса ещё не окончена. Теперь, когда Агни был уверен, что Индра не остановит его, он разгорался всё сильнее и сильнее и бушевал на протяжении 14 дней! Ничто не укрылось от его разрушительной силы. Единственными пережившими пожар были Такшака, которого на тот момент там не было, его сын Ашвасена, асура, которого защитил Арджуна и несколько птиц-сарангов. (Эти птенцы были в гнезде, пока бушевал огонь. Не зная, что делать, юные птенцы взмолились Агни о том, чтобы он их помиловал. Говорят, что Агни был настолько восхищён их преданностью, что пощадил их. Огонь прошёл через них, но и пёрышка на их телах не пострадало!) Асура, которого спас Арджуна, смотрел на двух друзей. После того как огонь затих, он заговорил с ними: «Арджуна! Я перед тобой в долгу! Я должен вернуть долг» Арджуна покачал головой. Он ничего не ожидал за его спасение взамен. Тем не менее Кришна подтолкнул его: «Арджуна! Ты говоришь с Майей! Майей — Асурой!» Арджуна моргнул.
Майя был величайшим архитектором в мире. Он был архитектором бесчисленного числа шедевров прошедших эпох. Большинство из его шедевров сохранились на тот момент. Арджуна посмотрел на старое выразительное лицо Майи и морщины, пролёгшие через него и почувствовал огромное уважение. Он он всё ещё ничего не ждал от него. Он посмотрел на Кришну, не зная, что делать. Кришна улыбнулся и посмотрел на Арджуну: «Он — выдающийся человек, Арджуна! Если он хочет отплатить, окажи ему такую честь» Арджуна посмотрел на Кришну и передёрнул плечами: «О чём же мне попросить его, мой Господь?» Кришна улыбнулся и посмотрел на Майю: «Мой господин! Арджуна вместе с братьями оснуют здесь своё царство. Они теперь возглавят царство. Я хочу, чтобы ты построил дворец для моего друга и его братьев. Великий дворец, невиданный до сих пор и после» Майя кивнул, а Кришна продолжил: «Я хочу, чтобы ты построил такой дворец для моих друзей, чтобы их враги сгорали от зависти при виде его» Майя долго смотрел на Кришну и затем кивнул. Он ничего не сказал Арджуне. Но понял намерения Тёмного Господа. (Согласно легендам Индии миссией аватара Кришны было избавиться от воинственных кланов, разрушавших землю. Он родился, чтобы участвовать в сражении на Курукшетре и уничтожить всех нечестивых воинов) Согласно указаниям Кришны Майя разработал план Индрапрастхи. Дворец Индрапрастхи был настолько великолепен и величествен, что затмевал собой все прочие дворцы. Дворец так или иначе был причиной войны между Пандавами и Кауравами. Когда Дурьодхана, старший Каурава, увидел дворец Индрапрастхи, он проникся такой сильной завистью, что замыслил падение Пандавов. Дворец стал причиной, из-за которой Кауравы устроили игру в кости, унизив Пандавов, что привело к войне при Курукшетре между Пандавами и Кауравами

перевод Ирины Смирновой

Комментариев нет:

Отправить комментарий