воскресенье, 2 августа 2020 г.

Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны. Сегодня благословенный день Павитра-рупини Экадаши и начало Джхулана-ятры, праздника качелей во Врадже. Завтра, 31 июля, мы будем отмечать день ухода Шрилы Рупы Госвами, ближайшего спутника Шри Чайтаньи Махапрабху, который выразил Его сокровенное желание сердца.​
Для нас, садхаков, очень важны дни ухода и явления Вайшнавов, поскольку такие праздники становятся дополнительным стимулом для памятования их наставлений.​
Шрила Гурудев всегда говорил, чтобы преданные изучали «Шри Упадешамриту» Шрилы Рупы Госвами, и подчеркивал ее важность. Посмотрите, даже впервые приехав на Запад в 1996 году, Шрила Гурудев практически сразу дал лекцию по «Упадешамрите»! В ней собрано много основополагающих и практичных наставлений для духовной практики.​
В этот день мы молимся Шриле Гурудеву, Шриле Рупе Госвами и всей рупануга-гаудия-гуру-варге о том, чтобы мы смогли следовать наставлениям «Шри Упадешамриты», которые так важны для всех садхаков.​

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,
команда Бхакта-бандхав

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Нектар наставлений
14 мая 1996 года, Голландия, Гаага
(лекция размещена на bhaktabandhav.ru)


Вачо-вега бесконтрольная речь

Шрила Гурудев: Что означает слово упадешамрита?​
Преданный: Нектар наставлений.​
Шрила Гурудев: Это как нектар. И даже не просто как нектар это нектар и есть. Наставления, подобные потоку нектара. И это то, благодаря чему мы можем получить нектар. Вы сможете понять, что такое нектар, если вы будете следовать написанному в этих книгах. Первая шлока «Упадешамриты» гласит:​

вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишьят
(Упадешамрита, 1)
«Мудрый, владеющий собой человек, способный подчинить себе шесть побуждений – желание говорить, импульсы ума, порывы гнева, требования языка, желудка и гениталий – достоин наставлять весь мир».

Нужно выучить все эти шлоки. Вы не можете войти в обитель бхакти, обходя их стороной. Всегда памятуйте эти шлоки. Я думаю, что каништха вайшнавы хотят проскочить мимо них, но не стоит этого делать. Наоборот, применяйте в жизни то, что написано в этих шлоках.​
Из шести побуждений вачо-вега является корнем всех проблем как для преданных-домохозяев, так и для бхакт, покинувших дом. Иногда вам не удается контролировать речь, и это в итоге становится причиной падения. Если вы ссоритесь с родственниками: мужем, женой или детьми, ум становится беспокойным, и у вас не получается сосредоточиться на сознании Кришны. Не надо ни о чем помышлять, кроме любви к Божественной Чете, Шри Радхе и Кришне.​
Что бы вы ни делали, делайте это ради своего Гурудева и Божественной Четы Шри Радхи и Кришны, а также ради Шри Гаура-Нитьянанды Прабху и Шри Гаура-Гададхары Прабху. Умерьте свои требования и желания мирского. Если у вас есть какие-то мирские желания, то, несомненно, что-то помешает их осуществить, и тогда вы потеряете покой, вас охватит гнев, и все будет испорчено. Если у вас нет мирских желаний и вы не идете на поводу у своих чувств, то у вас не возникнет и причин для гнева. Поэтому постарайтесь следовать Рупе Госвами.​
Когда гнев только зарождается, хорошенько подумайте, как вести себя. Невозможно никого контролировать гневом. Чтобы победить своих врагов, ведите себя с ними ласково, с любовью. Слуги станут танцевать, а демоны оставят свою злобную природу и станут благосклонными. Вы должны попытаться победить этого грозного врага. Кроме того, если в приступе гнева, вы не следите за языком, то этот язык наговорит много глупостей. Пример тому можно найти в «Шри Махабхарате». Драупади сказала Дурьодхане: «Каков отец – таков и сын. Слепой отец – слепой сын». Дурьодхану эти слова привели в ярость, и он поклялся отомстить за нанесенное оскорбление. С этим намерением он пытался раздеть Драупади на глазах всего царского собрания. Он непристойно вел себя с ней. Такими были ужасные последствия гнева.​
Прежде чем сказать Дурьодхане обидные слова, Драупади не подумала дважды.​
Так что необходимо контролировать побуждения языка. Язык – без костей, всегда держите его на привязи. Не говорите ничего, что не благоприятствует служению Кришне и гуру.​
[Шрила Гурудев говорит на хинди.]​
Если вы хотите себе добра, держите язык за зубами при любых обстоятельствах. Если подчините язык, гнев утихнет, и ум будет побежден. Я думаю, что язык является корнем всего зла. Не давайте шанса для сплетен. Всегда думайте, прежде чем что-то сказать. Используйте свою речь для прославления Кришны и вашего духовного учителя. Будьте осторожнее в словах, иначе бесконтрольная речь может привести к фатальным последствиям. Это краткое описание вачо-вега (неконтролируемое побуждение говорить).​

Удара-вега – желание вкусно поесть

Что такое удара-вега? Это желание вкусно поесть, и если вкусной еды нет под рукой, то возникает гнев.​
Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рагхунатхе дасу Госвами: «бхала на кхаибе ара бхала на парибе – никогда не ешь изысканных блюд и не носи роскошных нарядов» (Чайтанья-чаритамрита, Антья, 6.236).​
Не гонитесь за вкусной едой и предметами роскоши, держитесь от этого как можно дальше. Принимайте то, что благоприятно для служения Кришне и гуру.​
Чрезмерное потребление пищи может привести к ожирению. Такой человек не сможет нормально двигаться, у него также появится много нарушений в организме. Тот, кто меньше ест, дольше проживет, а тот, кто ест слишком много, умрет раньше из-за разных болезней. Переедание уродует людей, у них свисают животы. Они будут ходить туда-сюда и потратят свою жизнь впустую. Итак, все зависит от вашей воли.​
Кто-то может думать: «Я не могу ни минуты провести без общения с противоположным полом. Неважно, завершил ли я служение Кришне или нет, но мне нужно именно это общение». Такое настроение все испортит. Если вы хотите служить Кришне и доставлять Ему радость, тогда следуйте по стопам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Если это невозможно, тогда служите Кришне хотя бы немного. Живите и питайтесь скромно. Всегда думайте перед тем, как что-то сказать, и не впадайте в гнев.​ Прежде всего вашему поведению должны быть присущи чистота и любовь. Контролируйте речь и никогда не говорите того, что неблагоприятно для Кришны и служения Ему. Мы должны полностью контролировать эти шесть побуждений и с энтузиазмом следовать шлокам «Упадешамриты».​

Атьяхара – накопительство

Преданный: Атьяхара праясах ча праджалпа ниямаграха.
Шрила Гурудев: Ты помнишь эту шлоку? Постарайтесь выучить наизусть все шлоки “Упадешамриты”. Атьяхара праясах ча праджалпа ниямаграха. Что такое атьяхара?​
Преданный: Накопительство.​
Шрила Гурудев: Переедать и накапливать больше, чем необходимо, это атьяхара. Никогда не принимайте того, что неблагоприятно для вашего бхакти. Деньги, дорогая одежда, гордыня, склонность видеть красивые вещи, слушать мелодичную музыку и смотреть фильмы все это вредит бхаджану. Не увлекайтесь кинозвездами, это разрушит ваше бхакти. Лучше слушайте как можно больше хари-катхи, кришна-катхи. Смотрите на лотосные стопы Божеств и Гурудева, а не на прекрасных женщин и мужчин, иначе лица мирян сведут вас с ума.​
При виде какой-то женщины думайте: «Она моя мать», «Она моя дочь» или: «Она моя сестра». Но никогда не смотрите на женщину как на объект вашего наслаждения, как это делают материалисты. Если вы видите очаровательную женщину, то думайте: «Моя сестра так прекрасна, она возлюбленная Кришны!» Сталкиваясь с красавицей или каким-то привлекательным объектом, настраивайте свой ум: «О, как она прекрасна! Нужно занять ее в служении Кришне... О, как прекрасен этот объект! Его нужно использовать для Кришны». Всегда думайте о женщинах как о своих матерях, сестрах или дочерях. Красивых юношей воспринимайте как друзей Субала, Шридамы, Мадхумангалы и других сакхов. Думайте, что все они служат Кришне. Если начинает появляться страсть к мирскому, немедленно пресекайте это.​

Праясаш-ча – чрезмерные усилия

Что такое​ праясаш ча?​
Преданный: Чрезмерные усилия.
Шрила Гурудев: Не переусердствуйте в мирских делах, к чему этот бесполезный труд. Вы можете пойти к астрологу, который скажет: «Дайте мне взглянуть на вашу ладонь, я очень хорошо разбираюсь в хиромантии». Найдя ваше слабое место, астролог продолжит: «Я знаю, что вы очень бедны. Также на ваших ладонях написано, что у вас проблемы с желудком, а пронзительный взгляд Шанидева сулит вам беду». Не надо ходить к таким людям. Отправляйтесь только к лучшим врачевателям – возвышенным преданным.​

Не ходите к астрологам и хиромантам

Харинама и хари-катха внесут в вашу жизнь огромное благо. Они лучшие врачи и астрологи. Я могу рассказать вам что угодно, я могу предсказать будущее каждого человека в этой аудитории, но я не делаю этого, потому что это противоречит вайшнавскому этикету. Я знаю миллионы предыдущих рождений каждого человека. Когда-то вы были свиньями и боровами, собаками, а иногда и полубогами.​
Преданный: Мой Гуру Махарадж сказал мне, что я все еще свинья.​
[Смех]​
Шрила Гурудев: Итак, я знаю все, действительно знаю. По пульсу пациента врач обнаруживает причину болезни и саму болезнь. Поэтому не ходите к астрологам и хиромантам, не поддавайтесь на уловки заклинателей и их захватывающие представления. Я знаю, что многие преданные ИСККОНа ходят к астрологу, который является одним из моих главных учеников в Матхуре. Все они приходят к нему.​
Когда я вижу их, мне кажется, что на самом деле они не преданные. Они идут в противоположном направлении. Не стоит ходить к этим астрологам и хиромантам. Наш астролог это Шьяма Вайдья. Вы знаете, кто такой Шьяма Вайдья? Он живет во Вриндаване. «Вайдья» означает аюрведический врач. Кто же этот аюрведический врач? Это Сам Шьям. Мы пойдем к Нему, и Он избавит нас от всех проблем. Ему даже не надо проверять наш пульс Он даст много хороших лекарств, и у вас все будет хорошо.​
Не ходите никуда, особенно к астрологам или хиромантам. Они в один голос будут твердить: «На вас дурной глаз Шани, вам придется принести десять грамм золота и много чего другого. Кроме того, возьмите с собой сто долларов, и я проведу церемонию, благодаря которой сглаз уйдет».​
[Смех]​
Астролог просто положит золото и деньги к себе в карман, так что даже не помышляйте о походе к нему.​
Преданный: Гурудев, я знаю многих людей, которые зарабатывают на этом кучу денег.​
Шрила Гурудев: Я знаю, что большинство преданных ходят к этим попрошайкам. Они нищие. Если они могут сделать кого-то богатым, то почему они сами бедны? Все хироманты и астрологи настолько бедны, что не могут прокормить жену и детей. Но они обещают: «Я сделаю тебя сказочно богатым, ты станешь, как Индра! Я остановлю дурной взгляд Шани». Но ты-то остановил взгляд Шани на себя?​
[Смех]​
Имейте твердую веру в бхакти.​
Шрила Рупа Госвами прославлял святое имя. Во многих писаниях описана слава харинамы:​

мадхура-мадхурам этан мангалам мангаланам
сакала-нигама-валли сат-пхалам чит-сварупам
сакрид апи паригитам шраддхая хелая ва
бхригу-вара нара-матрам тарайет кришна-нама
(Сканда-пурана)
«Имя Кришны слаще сладостного и благоприятнее всего благоприятного. Это зрелый плод цветущей лианы Вед и воплощение божественного знания, чит-шакти. О лучший из династии Бхригу! Тот, кто хотя бы раз произнесет имя Кришны без оскорблений неважно, с верой или​ чувством безразличия, освободится из океана материального бытия».
Если вы повторяете не чистое святое имя, а только нама-абхасу, тень святого имени, то даже это избавит вас от всех грехов, оскорблений, анартх, беспокойств и неприятностей.​
Аджамила хороший тому пример. Его имя овеяно недоброй славой: он был пьяницей, бросил свою жену и детей и пошел к блуднице. Но своего последнего сына, рожденного от нее, он нарек Нараяной. На смертном одре он взывал: «Нараяна, Нараяна!», и благодаря этому пересек океан рождения и смерти, стал служить Нараяне. Имя, которое он повторял, было абхасой (подобием святого имени).​
Что же тогда произойдет, если вы будете повторять шуддха-наму (чистое святое имя)?​
Я никогда не показывал свои руки ни одному хироманту или астрологу. Напротив, многие астрологи и хироманты приходят ко мне, чтобы стать моими учениками, но я их отвергаю. Я говорю им: «Сначала оставьте эту профессию, а потом приходите ко мне».​

атьяхарах праясаш ча
праджалпо ниямаграхах
джана-сангаш ча лаульям ча
шадбхир бхактир винашьяти
​ (Упадешамрита, 2)
«Шесть пороков разрушают бхакти: 1) излишества в еде и склонность к накопительству (атьяхара); 2) усилия, неблагоприятные для бхакти (праяса); 3) бесполезные мирские разговоры (праджалпа); 4) пренебрежение важными предписаниями шастр или слепое следование им (ниямаграха); 5) общение с теми, кто враждебен к бхакти (джана-санга); 6) жадность или подверженность ума разного рода бесполезным идеям (лаульям)».

Не занимайтесь праджалпой, не сплетничайте. Все разговоры за исключением кришна-катхи – это майя-катха. Оставьте пустословие. Всегда повторяйте: «Харибол! Харибол! Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Если вы хотите воды, скажите: «Харе Кришна, не могли бы вы принести воды?» «Харе Кришна, я пошел на улицу».​
Никогда не говорите ничего, что не имеет отношения к кришна-катхе. Всегда разговаривайте на темы, которые связаны с Кришной, Гурудевом и нашей гуру-варгой. Мы должны служить нашей гуру-варге своей речью.​
Атьяхарах праясаш ча праджалпо ниямаграхах / джана-сангаш ча лаульям ча шадбхир бхактир винашьяти. Попытайтесь понять, что такое ниямаграха.​

Ниямаграха слепое следование или пренебрежение

По правилам, во время поклонения Господу (арчаны) я не должен ни с кем разговаривать или отлучаться, оставляя служение. Но что, если в то время, когда вы проводите поклонение, придет ваш Гурудев? Что вы сделаете в такой ситуации? Возможно, вы дали клятву, что не будете отвлекаться ни на что во время арчаны. Но вдруг​ появляется ваш Гурудев и видит, что никто не приветствует его и не выражает почтение.
Как​ поступить ученику в данной ситуации? Он должен немедленно оставить арчану и приветствовать своего Гурудева как положено. Он занимается поклонением Господу только по милости Гурудева, поэтому его главная обязанность – принять Гурудева, позаботиться о его потребностях и послушно служить ему. И только когда Гурудев будет доволен его служением, он может с его разрешения возобновить поклонение. Если вы этого не делаете, это ниямаграха (чрезмерное рвение в следовании предписаниям шастр). Не поступайте так.​
Если вы каништха-адхикари (преданный-неофит), Гурудев говорит вам повторять шестнадцать кругов, заниматься арчаной и другими формами поклонения. Эти наставления для новичка. По мере развития в сознании Кришны каништха-адхикари захочет повторять шестьдесят четыре круга или даже больше. Ученик может подумать: «Если я буду повторять шестьдесят четыре круга, я пренебрегу наставлением моего Гурудева, потому что он сказал мне повторять шестнадцать кругов, а не шестьдесят четыре». Это также ниямаграха. Мы должны продвигаться в нашем сознании Кришны.​
[Звук прерывается]​
Шрила Гурудев: Если вы пообещаете: «Я всегда буду практиковать только то, что велел мой Гурудев», это означает, что вы не до конца поняли настроение своего Гурудева. Ваш Гурудев никогда не говорил: «Повторяйте только шестнадцать кругов». Это наставление для начинающих.​
Нужно шаг за шагом развиваться в бхакти, иначе это ниямаграха (пренебрежение предписаниями, которые способствуют бхакти, или принятие тех правил, которые предназначены для других). Возможно, вы решили: «Каждый день я буду повторять тридцать два круга харинамы. Я буду кланяться всем Вайшнавам и личностям, связанным с Кришной, Шримати Радхикой, нашей гуру-парампарой, и всеми местам, где Кришна совершал Свои игры. Я буду предлагать 1 008 поклонов. Также я ежедневно буду прочитывать по главе из “Чайтанья-чаритамриты” и “Шримад-Бхагаватам”». Но позже вы подумаете: «Иногда я выполняю свои обеты, а иногда, когда пощусь, я не повторяю харинаму. Возможно, внешне я и повторяю “Харе Кришна”, но в голове у меня крутятся разные мысли». Это ниямаграха. Старайтесь завершать свое служение, иначе это будет ниямаграха. Вы все поняли, что я только что сказал?​
Преданный: Если вы обещаете повторять определенное количество кругов или выполнять какое-то служение, то нужно делать это не внешне, а с преданностью.​
Шрила Гурудев: Иногда вы быстро и невнимательно выполняете важные составляющие бхакти, а иногда тщательно следуете им. Иногда вы поклоняетесь, а иногда пренебрегаете. Вы то слушаете хари-катху, то нет. Эти перепады и есть ниямаграха. Не стоит так делать. Преданное служение должно выполняться регулярно и последовательно.
Джана-сангаш ча сторонитесь дурного общения. Никогда не принимайте пищу и воду из рук тех, кто не поклоняется Кришне. Не принимайте от них ничего, иначе потеряете разум. Храните от них в тайне свое бхакти. Никогда не вступайте с ними в длительные разговоры, даже если один из них ваш сын, брат или муж. Вы можете при встрече говорить на мирские темы, но ни в коем случае не раскрывайте им сокровенные истины бхакти. Нужно вести себя правильно.​
Всегда будьте в садху-санге. Что такое садху-санга? Это общение с возвышенным преданным, который находится в линии нашего гуру, особенно в линии Шрилы Рупы Госвами и Шри Чайтаньи Махапрабху. Найдя такого садху, попытайтесь получить его общение и слушать его катху. Не сближайтесь с мирянами. Любыми способами следует избегать людей, лишенных преданности, иначе потеряете бхакти. Это относится даже к духовным братьям: они могут вести пустые разговоры, а этого нужно избегать. Лучше общайтесь с таким преданным, который занят служением Кришне. Он плачет, непрерывно воспевая святое имя, и намного более продвинут, чем мы.​
Лаульям ча жадно стремитесь обрести служение Кришне. Не гонитесь за мирскими вещами. Старайтесь следовать всем этим наставлениям.​
Наше время закончилось. Мне не следует больше говорить, так как врачи советовали мне отдыхать. Я буду скучать по преданным. Будьте счастливы. Раздайте всем маха-прасад

Прислал Хари дас Гиридхари Прабху
Вся слава Бхагавану

Комментариев нет:

Отправить комментарий