вторник, 18 августа 2020 г.

Заблудившиеся в самадхи


nandzed

"Если знаешь, как медитировать, но не знаешь, как быть свободным, - чем ты отличаешься от медитативных божеств?". Божества медитации - это существа, застрявшие в высочайших уровнях сансары, называемых "пик бытия". Они медитируют, но не будьте такими, как они.

В Бангкоке есть несколько несчастных примеров медитационных божеств, теоретически называемых архатами. Тела нескольких монахов сохраняются в состоянии, в котором они не живы и не мертвы; совершенный пример умения медитировать, но при этом неумения быть свободным. Прошло уже несколько лет с тех пор, как они "отошли" и остаются в заблокированном состоянии. Они находятся в "замороженной пустоте", в состоянии прекращения, которому не дают раствориться. Это состояние прекращения происходит перед тем, как человек действительно "отходит".

Когда я был в Малайзии, из Бангкока вернулся монах и сказал: "Мой учитель всё ещё находится там в своём теле. Он выглядит точно так же. Он не гниёт. Он не разлагается. Я не осмеливаюсь сжигать его, поэтому я вернулся". Такие люди находятся в медитации, а не в освобождении. Когда говорят, что невозможно достичь просветления путём шаматхи, имеется в виду именно это. У шаматхи всегда есть точка отсчёта. Эти существа застыли в этой точке отсчёта, которую ничем не сломать, как только вы напрактикуетесь в ней. Конечно, такое состояние медитативной поглощённости производит сильное впечатление, но пребывание в одной стабильной мысли нельзя назвать освобождением.

Пребывание в таком состоянии после того, как мы по всем внешним признакам "отошли", означает, что наша длительность жизни, заслуги и сила - исчерпаны, но мы сами ещё здесь. Если вы сжигаете такое тело, вы создаёте себе плохую карму тем, что убиваете его. А оживить такую личность крайне сложно; для этого требуется йогин, подлинный мастер медитации. Лучше всего в этом случае провести перенос сознания. Такое состояние прекращения имеет свой предел по времени; когда-нибудь этот человек снова просыпается. И тут он понимает: "О господи! Я впустую потратил всё это время. Всё это было бессмысленно. В этом не было никакого толка!". Тут в таком человеке появляются неправильные взгляды, сожаление и гнев; подобная горечь может легко "отворить двери" для перерождения в аду. "Я потратил все эти годы на медитацию, а пользы от этого - ни на грош!" Подобное состояние прекращения, в зависимости от силы и стабильности человека, может длиться много лет.

Подобных медитаторов было много в восточной части Тибета. Китайские рабочие в этом районе иногда заходили в пещеры, где сидели тела людей, попавшихся в инертную шаматху. Они взрезали им желудки и доставали из них вещество, используемое для приготовления пороха. У некоторых из них внутренности были, почти как свежее красное мясо. Сердце, кишки - всё было на месте. Я слышал, что в некоторых пещерах сидело по пять-шесть таких тел. Они могут оставаться в таком состоянии тысячу лет. Они сидят, не глядя, с закрытыми глазами. Тела неподвижны, как замороженные. Однако состояние сознания при этом равносильно тупости. Я сам не был там, но другой тулку из Кхама был и рассказывал мне, что сам видел трёх-четырёх таких "сушёных медитаторов". Он не знал, с каких пор они там сидят. Китайские рабочие порезали и испортили немало таких тел.

В Тантрах существует определённая техника, называемая "метод оживления риши". Нужно долго отмачивать такое тело в тёплой воде. Тогда тело начинает чуть-чуть шевелиться, энергии начинают циркулировать в нём. В желудок наливается лекарство. Человеку делается искусственное дыхание. Мало-помалу он опять начинает дышать. Тогда мастер, делающий это, шепчет ему на ухо: "А теперь выходи из состояния прекращения. Ты шёл неверным путём". Я не видел этого текста, но он существует.
Текст такого рода является одновременно указующим наставлением по випашьяне. В принципе, в нём говорится: "Очень хорошо; у тебя всё получилось. А теперь - хватит шаматхи. Теперь нужно начинать практиковать суть этого состояния шаматхи, которая называется - випашьяна". Я не знаю точно, сколько, но такое замороженное состояние имеет свою продолжительность, свой предел. Когда исчерпывается вся сила или истощается весь запас блага в человеке (потому что по-своему это состояние держится на запасе благого в человеке), человек естественным образом просыпается, приходит в себя. Как ото сна. Они просыпаются и очень скоро умирают.

В похожей истории принимал участие мой отец Чимей Дордже. Однажды он присутствовал на церемонии долгой жизни в одном доме, повар в котором, судя по всему, был усердным практиком инертной шаматхи. В то время в Восточном Тибете подавали чай в больших глиняных чайниках. Во время церемонии повар вошёл с таким чайником. И замер в дверях, не проходя ни туда, ни обратно. Он застрял в состоянии инертной шаматхи. Мой отец сказал: "Не будите и не тревожьте его. Иначе он уронит чайник и зальёт всю комнату". Такие чайники бывали очень горячими. Так что мой отец позволил ему так и стоять в дверях с горячим чайником в руках. Отец сказал: "Не трогайте его. Посмотрим, как долго это будет продолжаться". Прошло три-четыре часа. Все начали уже бояться, что он не придёт в себя или уронит чайник.

Отец встал со своего места и подошёл к нему. Позвал шепотом по имени. Повар очнулся. Тогда мой отец спросил у него, что случилось. Повар сказал: " Что вы имеете в виду - что случилось? Я иду и несу чай". Он был очень усердным и вероятно, достиг хороших результатов в практике состояния инертной шаматхи.

А вот ещё одна история про то, как люди теряют путь в шаматхе. Один лама из провинции Голок в Восточном Тибете приехал к великому Джамгону Контрулу Лодрё Тайе. Лама рассказал Джамгону Ринпоче, что девять или десять лет провёл в ритрите, медитируя. "Теперь моя практика стала весьма успешной, - сказал он - иногда я достигаю определённой степени ясновидения. Когда я концентрируюсь на чём-то, моё внимание непоколебимо; я чувствую полную ясность и покой. Я испытываю состояние, в котором нет ни умопостроений, ни мыслей. Подолгу я переживаю блаженство, ясность и не-мысль. Я сказал бы, что моя медитация очень успешна!"
"Какая жалость!" - был ответ Джамгона Контрула.
Лама ушёл в лёгком расстройстве и вернулся на следующее утро. "Честное слово, Ринпоче, моя практика шаматхи хороша. Мне удалось уравновесить все мысленные состояния удовольствия и боли. Три яда гнева, желания и тупости более не властны надо мной. Я медитировал девять лет и мне кажется, что это - достаточно хороший уровень".
"Какая жалость!" - ответил Джамгон Контрул.
Лама подумал: "Говорят, что он - выдающийся мастер без тени зависти, но мне сдаётся, что он немного завидует. Возможно ли это?". Тогда он сказал: "Я пришёл сюда расспросить вас о природе ума, зная о вашей выдающейся репутации. С моей медитацией в течение дня всё в порядке; об этом я и не спрашиваю. Я бы хотел спросить, как практиковать ночью; именно ночью я испытываю некоторые сложности с медитацией". Джамгон Контрул опять сказал только: "Какая жалость!".

Лама подумал: "Он действительно завидует мне! У него, наверное, нет и доли того ясновидения, которое есть у меня". Он рассказал Джамгону Контрулу о своём ясновидении: "Мне совсем не трудно видеть будущее на три-четыре дня вперёд". "Какая жалость!" - вновь повторил Джамгон Кон-трул. Лама ушёл в свою комнату. Но, вероятно, он начал сомневаться в себе, потому что через несколько дней он опять пришёл к Джамгону Ринпоче и сказал: "Я возвращаюсь в свой ритрит. Что мне делать теперь?" Джамгон Ринпоче сказал ему: "Не медитируй больше! Начиная с сегодняшнего дня, забудь о медитации. Если хочешь следовать моему совету, возвращайся домой и оставайся в ритрите ещё три года, но без малейшего намёка на медитацию. Ни чуточки не вызывай в себе состояние покоя". Лама подумал: "Что он говорит? Что он имеет в виду? Что это значит? С другой стороны, говорят, что он - великий мастер. Попробую и посмотрю, что будет". Поэтому он сказал: "Хорошо, Ринпоче", - и удалился.

Вернувшись в ретрит, он столкнулся с тем, что не медитировать ему очень тяжело. Всякий раз, когда он пытался просто быть, без попыток медитировать, он обнаруживал, что снова впадает в медитацию. Позже он рассказывал: "Этот первый год был самым тяжёлым! На второй год стало полегче". Тогда он обнаружил, что медитацией просто удерживал своё сознание в состоянии занятости. Теперь он понял, что имел в виду Джамгон Контрул, когда говорил: "Не медитируй".

На третий год он достиг подлинной не-медитации, целиком отрешившись от сознательного её поддержания. Он обнаружил состояние, свободное от медитации; состояние, с которым ничего не нужно делать; состояние, в котором осознавание просто оставляется, как оно есть, само по себе. В это время в его практике не происходило ничего эффектного; ни даже следа какого-нибудь специального ясновидения. Более того, исчезли даже былые медитационные переживания блаженства, ясности и не-мысли. Тогда он подумал: "Вот теперь моя практика совсем потеряна! Лучше я вернусь к нему и попрошу ещё советов".

Он снова пришёл к Джамгону Контрулу и рассказал, что с ним происходит.
Ринпоче ответил: "Правильно! Правильно! Эти три года сделали твою медитацию успешной. Правильно!" Джамгон Контрул продолжал: "Не нужно медитировать, сознательно удерживая нечто в уме, но не нужно и отвлекаться".

Лама сказал: "Может быть, это происходит из-за моей прежней тренировки в неподвижности, но, на самом деле, периоды отвлечения очень коротки. Я не так много отвлекаюсь. Я чувствую, что открыл то, что вы имели в виду. Я переживаю состояние, которое не создано медитацией, и, однако, оно длится некоторое время само по себе".

" Правильно! - сказал Джамгон Контрул, - Теперь тренируйся в нём всю свою оставшуюся жизнь!"

Такова история ламы из Голока; известно, что впоследствии он достиг весьма высокого уровня реализации.

Ургьен Тулку

https://nandzed.livejournal.com/3040984.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий