ПУСТЬ ГЛУПЕЮ И СТАРЕЮ, НО НАДЕЮСЬ НА МАЙТРЕЮ
Майтрея (санскрит मैत्रेय; пали मेत्तेय्य; китайский традиционный 彌勒 菩薩, китайский упрощенный 弥勒 菩萨, Mílè Púsa, Цы Чжи пуса; японский: 弥勒 菩薩み ろ く ぼ さ つ , Miroku Bosatsu; окинавский: 迎 御 迎, корейский: 보살 보살, монгольский: ᠠᠰᠠᠷᠠᠯᠲᠣ ᠠᠰᠠᠷᠠᠯᠲᠣ, бур. Майдар; тайский: ศรี อริย เมตไตรย , тибетский: བྱམས་ པ་ མགོན་ པོ་, Джампа / Jampa, в «Амитабха Сутра» и «Лотосовая Сутра» – Аджита, «непобедимый») – бодхисаттва семейства Ваджра (будды Акшобхья), преемник нынешнего Будды (Гаутамы, Шакьямуни), который появится на Земле в будущем, достигнет просветления, станет буддой-татхагатой и, научив истинной дхарме людей, забывших о ней, после чего будет править чистой землей Кетумати (как, например, Амитабха – Сукхавати). Символизирует любящую доброту будды, а также аспект видения, зрение.
«Майтрея» – «дружелюбный» от санскритского слова maitrī, майтри – «дружба», «добросердечность», которое, в свою очередь, происходит от существительного mitra – «друг».
Существует предположение, что образ Майтреи, возможно, пришёл от Митры, древнего индоиранского божества. Оно базируется на сходстве их имен и том, что оба персонажа ожидаются в будущем.
Майтрея рассматривается и как бодхисаттва (в сутрах), и как будда грядущего (в тантрах). В «Дигха-никае» (III, 76) о нём говорится как о будущем будде, преемнике Шакьямуни, а в «Лалита-вистаре» (V, 39) рассказывается о том, как Гаутама, прежде чем сойти на Землю с Небес Тушита, указал на бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника и возложил на его голову свою диадему бодхисаттвы.
Одно из пророчеств о Майтрее есть в «Майтреявьякаране» («Пророчестве Майтреи»), где он является учителем людей и богов: «Они потеряют свои сомнения, и потоки их привязанностей будут обрезаны: избавившись от всех страданий, им удастся пересечь океан становления; и в результате учения Майтреи они будут вести святую жизнь. Они больше не будут считать что-то своим, у них не будет ни имущества, ни золота, ни серебра, ни дома, ни родственников! Но они будут вести святую жизнь единства под руководством Майтреи. Они разорвут сеть страстей, и они будут полны радости и счастья, поскольку они будут вести святую жизнь».
Второй перевод того же фрагмента: «Они утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут: свободные от всяческой нищеты они смогут пересечь океан становления, и, по учению Майтреи, они будут вести святую жизнь. Никогда более они не будут расценивать что-либо как принадлежащее им, ничего не будет им принадлежать, ни золото или серебро, ни дом, ни близкие! Но будут вести они святую целомудренную жизнь под водительством Майтреи. Они разорвут сеть страстей и им будет принадлежать изобилие радости и счастья за праведную жизнь их».
Согласно буддийской традиции, каждая кальпа (эпоха, эон) имеет 1000 будд. Последними тремя буддами предыдущей эпохи («славного эона» вьюхакальпы) были Випасси (998-й), Сикхи (999-й) и Вессабху (1000-й и последний). В нынешней эпохе («благоприятном эоне» бхадракальпы) приходили Какусандха (первый), Коджагамана (второй), Кассапа (третий Будда) и Гаутама (четвертый). Майтрея придёт после того, как учение Гаутамы Будды больше не будет практиковаться, и, таким образом, будет пятым буддой бхадракальпы.
Как и все бодхисатвы, прежде чем спуститься на Землю и стать буддами, Майтрея проживает на Небесах Тушита («Сад Радости», тиб. dga-ldan), которые достижимо в медитации. Там его спутниками являются бодхисаттвы Манджушригарбха и Акашавимала, которые в земной жизни были Цонкапой и Атишей, так как в них сливаются два потока, идущие от Будды Шакьямуни – действие, воплощённое в Майтрее, и созерцание, воплощённое в Манджушри.
После медитации под деревом нага (Mesua ferrea) Майтрея достигнет бодхи (просветления) всего за семь дней благодаря его многочисленным жизням, в которых он готовился к состоянию будды. Он вновь представит миру истинную дхарму, которая сохранится в течение следующих 180 000 или 360 000 лет.
В махаяне считается, что свои пять (иногда говорят о четырёх или шести) трактатов Майтрея передал через Асангу (тиб. thags med, Независимый, Бессрастный), который медитируя, очистился от омрачений, и в результате явившийся ему Майтрея спросил (вопрос был не без подвоха): «Теперь каково твое желание?». Асанга не растерялся и попросил наставлений. «Тогда держись за мою одежду», – сказал будда Майтрея, и они поднялись на Небеса Тушита, где пробыл один момент, равный (тут мнения расходятся) 50 / 53 земным (человеческим) годам или шести месяцам. Асанга прослушал изложение праджняпарамита-сутр, большой «Йогачарья-бхуми» и многих других махаянских сутр, но попросил Майтрею сочинить трактат, объясняющий их смысл. В результате ему и были изречены пять работ Майтреи, которые считаются основой йогачары (тиб. rnal `byor spyod pa, по мнению последователей этой школы, «последним из трёх поворотов Колеса Дхармы» – после его вращения Гаутамой и Нагарджуной). Как считают некоторые буддологи, эти тексты Асанга получил от своего учителя Майтреянатха, жившего в первой половине IV века.
Согласно трудам С.Ф. Ольденбурга, культ Майтреи имеет древнюю традицию в Центральной Азии и Гималаях, где в его честь статуи воздвигались уже за 350 лет до н.э. Самый ранний храм Майтреи в Тибете был построен Сронгценом Гампо в VII веке, в этом храме находилась каменная статуя будды Грядущего, повреждённая в 1966 году. В XI веке был сооружён храм Ронгбьямчен, где находилась огромная бронзовая статуя Майтреи. В 1915 году IV Панчен-лама возвёл храм Майтреи в Таши-Лунпо, в котором и сейчас стоит большая позолоченная статуя бодхисаттвы.
Мой старший сын Ваня почти год участвовал в реставрации статуи Майтреи в Агинском дацане «Дэчен Лхундублинг» («Обитель спонтанной реализации великого блаженства» (Амитхаша, Забайкалье).
В Китае вера в Майтрею, очевидно, возникла примерно в то же время, что и в Амитабху, в III веке нашей эры, и с IV по VI век различия между Шакьямуни и Майтреей еще не были проведены, их имена были взаимозаменяемы, а специфика иконографии не была четко установлена (в качестве примера можно привести каменную скульптуру 529 года нашей эры, найденную в тайнике Цинчжоу, Шаньдун).
Впрочем, иконография Майтреи до сих пор очень разнообразна. Часто он сидит на возвышении, иногда – в лалитасане (поза, когда одна нога лежит так, как в обычном положении Будды, а другая опирается на меньший лотос, символизируя готовность встать и пойти). Руки часто сложены в дхармачакра-мудре (жест изложения дхармы). Его тело золотисто-жёлтого цвета, а корона венчается ступой (чайтья, чортен) с реликвиями Гаутамы Будды, символизирующей Вселенную и преемственность дхармы.
Майтрея часто держит оранжевый цветок (нагкешвара, шафран), устраняющий беспокоящие эмоции, или сосуд с амритой (нектаром бессмертия) в левой руке, тогда как правая рука у груди сложена в витарна-мудре (жест во время диспута).
Встречается форма Майтреи с тремя лицами и четырьмя руками. Одна из его левых рук держит цветок, одна из правых рук – в варада-мудре (жесте дарующего благо), а две других сложены в дхармачакра-мудре.
В Китае и Японии стало популярным изображение Майтреи в виде толстопузого «смеющегося будды» (кит. Будай или яп. Хотэй), которое профанирует тему сакрального космического мессианства до мирского благополучия.
Николай Рерих посвятил Майтрее серию картин (мне не очень нравится творчество Рерирохов).
Согласно Нитирену, Майтрея – это метафора сострадания всех бодхисаттв, охраняющих и защищающих почитателей «Лотосовой Сутры». При этом все люди обладают потенциалом раскрытия врожденной природы Будды в течение их собственной жизни, и каждый человек может стать сострадательным Майтреей.
Огромное количество людей утверждали (и утверждают), что являются воплощением Майтреи (так и подмывает написать, что я на это не претендую). Теософское движение 19-го века и, под его влиянием, некоторые религиозные и духовные движения 20-го века приняли и переосмыслили концепцию Майтреи в своих доктринах, приравнивая его к пророкам, мессиям и спасителям разных религиозных традиций, или утверждая, что он уже присутствует в мире или готовится открыто заявить о своем присутствии в ближайшем будущем, чтобы вдохновить человечество на создание нового мира, основанного на равенстве и справедливости. В секте ахмадийя даже считают, Мирза Гулам Ахмад (1835-1908) и был Майтреей, уже выполнив все ожидания в отношении его прихода, тогда как бахаи верят, что Бахаулла – это исполнение пророчества о явлении Майтреи.
День рождения Майтреи в китайском буддизме отмечают в первый день первого лунного месяца китайского лунного календаря.
Круговращение Майтреи (Майдари-Хурал) в индо-тибетском буддизме отмечают в четвертый день шестого месяца тибетского лунного календаря.
Мантры Майтреи
Siddhāṃ:
Семенной слог
Siddhāṃ:
Tibetan:
oṃ mai tri ma ha mai tri mai tri ye svā hā
Ом Майтри Махамайтри Майтрея Сваха
Варианты:
Ом Будда Майтри Мем Соха
Майтри Майтри Махамайтри Сваха
Ом Майтрея Маха Майтрея Арья Майтрея Сваха
Комментариев нет:
Отправить комментарий