пятница, 7 августа 2020 г.

Великий индийский мистик Рамакришна

На изображении может находиться: 1 человек


РАМАКРИШНА И ТАНТРА

Великий индийский мистик Рамакришна (1836-1886), знакомясь с различными религиями и духовными течениями, прошел и через опыт тантрической садханы. Известно, что у Рамакришны была тантрическая наставница, которую его биографы называют Бхайрави. Знакомство Бхайрави и Рамакришны произошло в 1861 г. Женщина-гуру ранее слышала о молодом жреце Кали и сама искала его.
Вот как описывается их первая встреча: «Хотя Рамакришна почитание в храме Кали больше не совершал, он привык, как в прежние времена, приходить сюда за цветами. Однажды утром, собирая цветы, он увидел, что к ступеням храма подплывает лодка. В лодке сидела женщина в охряного цвета одеждах, говоривших о ее принадлежности к общине бхайравов, почитателей Шакти. Бхайрави было под сорок, но она все еще была стройна, красива и держалась очень прямо. Волосы свободно падали на ее плечи. С собой у нее была стопка книг и кое-что из одежды. Других пожитков она не имела, так как была странствующей монахиней. <…>
О себе Бхайрави говорила мало – и при первой встрече, и потом тоже. Она была окутана таинственностью, которую еще больше усугубляли ее зрелая красота и незаурядность. Известно только, что звали ее Йогешвари, что родом она из Джессора, из брахманской семьи».
Благодаря встрече с Бхайрави Рамакришна наконец-то обрел наставника, которого ему так не хватало. Под ее руководством он стал совершать тантрическую садхану, которая продолжалась с 1861 по 1863 гг. Посредством тантрической практики Рамакришна обрел необычайные мистические способности (говорят, он даже мог понимать язык зверей и птиц), а его тело словно стало излучать сияние.
Важно отметить, что в своей тантрической практике Рамакришна прибегал только к первым четырем «М»: мадья (вино), мудра (поджаренные зерна), матсья (рыба) и мамса (мясо). Пятую М, майтхуну, он считал особенно опасной практикой и поэтому воздерживался от нее. Что же касается их взаимоотношений с Бхайрави, то таинственная женщина-гуру смотрела на своего молодого ученика только как на своего ребенка и заботилась о нем, как Яшода о маленьком Кришне.
Для Рамакришны Тантра оказалась только одним из этапов его духовных поисков. Вскоре он заинтересуется учением адвайта-веданты, с которым его познакомит странствующий аскет Тота Пури. Это, а также конфликты Бхайрави, которая, как пишет К. Ишервуд, «была женщиной ревнивой и самовластной», с родственницами Рамакришны привели к тому, что пути Бхайрави и Рамакришны разошлись. Женщина-тантрик отправилась в Варанаси, а затем во Вриндаван, где она вскоре и скончалась.
Однако благоговение перед женским началом сохранилось у Рамакришны на всю жизнь. Как писал Юрий Линник: «У Рамакришны было сердце поэта. Его восприятию Вселенной присущ подлинный лиризм. Как и другие поэты человечества, он воспевал Вечную Женственность. Рамакришна говорил: “Я чувствовал Мать Вселенной в каждой женской фигуре”. Прекрасные слова! За красотой реальной женщины Рамакришна видит ее космический первоообраз. Это – Афина греков, это – Лада славян, это – Кали индусов».


Андрей Игнатьев

Комментариев нет:

Отправить комментарий