Уддхава в разлуке с Кришной
28 сентября 1996 года, Матхура
(лекция размещена на bhaktabandhav.ru)
«Виновата Твоя красота»
Шрила Гурудев:
намамишварам сач-чид-ананда-рупам
ласат-кундалам гокуле бхраджаманам
яшода-бхийолукхалад дхаваманам
парамриштам атьянтато друтья гопья
(Дамодараштака, стих 1)
[Я смиренно склоняюсь перед Шри Кришной, обладателем всех энергий. Его прекрасное тело является обителью вечности, знания и блаженства. На Его щеках игриво покачиваются серьги в форме рыб. Он излучает ослепительное сияние, которое озаряет божественное царство Гокулы. Кришна боится Мамы Яшоды, потому что разбил глиняный горшок с йогуртом. Заметив, что она приближается, Он спрыгивает со ступы и стремительно убегает прочь, однако Яшода догоняет Его, так как бежит быстрее.]
Мы объясняли комментарий Шри Шримад Санатаны Госвами к первому стиху «Шри Дамодараштаки». В своем комментарии Шрила Санатана Госвами процитировал следующую шлоку из «Шримад-Бхагаватам» (10.29.40):
ка стрй анга те кала-падаята-вену-гита
саммохитарья-чаритан на чалет три-локьям
траилокья-саубхагам идам ча нириксья рупам
йад го-двиджа-друма-мригах пулаканй абибхран
[О Шьямасундара, песнь Твоей флейты завораживает слух, а Твоя красота несет счастье всей вселенной! Увидев Твой прекрасный облик, коровы, птицы, деревья и олени приходят в такой восторг, что у них волоски на теле встают дыбом. Можно ли во всех трех мирах найти хоть одну женщину, которая не привлеклась бы Твоей красотой и сладостной игрой на флейте, оставив моральные устои и застенчивость?]
Гопи произнесли: «Мы нарушили религиозные устои (дхарму). Мы оставили своих мужей и пришли к Тебе. Ты говоришь, что нам суждено отправиться в ад, раз мы уклонились от выполнения дхармы. “Вы должны служить своим мужьям, даже если они хромы, бедны, слепы или глупы”, – сказал Ты. Но на самом деле мы не нарушили дхарму, и нам не придется идти в ад. Это Ты нарушил дхарму, поэтому Тебе и придется страдать от последствий. Это потому, что Ты предстал перед нами в Своем неописуемо прекрасном и сладостном облике, играя на флейте.
Неудивительно, что все реки, горы, птицы, животные и женщины, заслышав эти чарующие звуки, меняют свою природу. Вода замирает, а неподвижные существа от Твоей сладости и красоты приходят в движение. Камни и горы начинают таять в экстазе. Хотя Ямуна всегда плавно несет свои воды, она останавливается, очарованная мелодией Твоей флейты. Птицы и животные оставляют свою дхарму. Олени, потеряв всякий страх, близко подходят к Тебе.
Так что мы не виноваты. Преступив моральные устои и забыв о стыдливости, мы пришли к Тебе – поэтому Тебе придется пожинать плоды нарушения дхармы, а не нам.
Это не мы преступники, а Ты: Твоя красота, сладость и другие достоинства заодно со сладкой песней Твоей флейты. Ты виноват, а не мы».
Кришна так прекрасен! Нараяна очень красив, а Рамачандра еще красивее. Дваракадиш Кришна и Матхуреш Кришна тоже поражают Своей красотой. Однако Их красота меркнет перед очарованием Кришны, когда Он предстает перед гопи. Он становится манматха-манматхаха (Тем, кто смущает ум Купидона, бога любви):
тасам авирабхуч чхаурих
смайамана-мукхамбуджах
питамбара-дхарах срагви
сакшан манматха-манматхаха
(Шримад-Бхагаватам, 10.32.2)
[И тогда Шри Кришна появился среди гопи. Нежная улыбка озаряла Его лицо, подобное лотосу. На шее у Него покоилась гирлянда из лесных цветов, на плечах блистала желтая питамбара. Он был настолько неотразим, что Своей красотой смущал бога любви, который сводит с ума каждого.]
Но Он не манматха-манматхаха в Двараке или Вайкунтхе.
Итак, Нанда-нандана Кришна появился среди гопи во всей Своей несравненной красоте. В руках у Него была флейта. Но ни в Матхуре, ни в Двараке, где Он находится с Сатьябхамой и Рукмини Он не берет в руки флейту.
Гопи сказали Кришне: «Мы не виноваты. Если кто-то и виноват, так это Ты Сам, Твое прекрасное лицо, Твои лотосные стопы и очаровательный облик».
Затем Санатана Госвами приводит еще один пример того, как прекрасен Кришна.
Разлука с Кришной
Обычно люди думают, что Двараку поглотил океан. Арджуна решил: «Мой сакха Кришна покинул нас и вошел в Свою вечную обитель». Погруженный в глубокую разлуку, Арджуна ушел из Двараки в Индрапрастху.
Прежде Кришна говорил Уддхаве: «Ты должен встретиться с Майтреей в Бадрикашраме и передать ему Мои наставления». Уддхава безутешно плакал в разлуке с Кришной. Встретив Видуру на берегу Ямуны во Врадже, он громко зарыдал и стал кататься по земле. Видура не знал, почему Уддхава так горько плачет.
Шрила Тривикрама Госвами Махарадж: Могу я задать один вопрос?
Шрила Гурудев: Посередине?
Шрила Тривикрама Госвами Махарадж: Да.
Шрила Гурудев: Ты мой шикша-гуру. Ты всегда можешь делать это, не нужно спрашивать.
Шрила Тривикрама Госвами Махарадж: Махарадж говорит, что Уддхава очень страдал в разлуке. Но Кришна вездесущ, Он везде. Я не могу понять, почему Уддхава чувствовал разлуку?
Шрила Гурудев: Пуджьяпад Тривикрама Махарадж – мой шикша-гуру. Он хочет вдохновить меня рассказать то, чему сам же и научил меня. Он всему научил меня. Все, что я говорю, только по его милости. Иногда, когда я что-то забываю, он напоминает мне. Думаю, это он вдохновляет меня что-то рассказывать. Он необыкновенно умен. Я не могу даже коснуться пыли с его лотосных стоп.
Игры Кришны настолько сладостны! Если они могут изумлять неодушевленных существ, что тогда говорить об Уддхаве? В нем присутствуют как величие, так и сладость.
[Звук прерывается]
После ухода Кришны все плакали в Двараке. Не думайте, что в Двараке есть только айшварья (величие), там присутствует и мадхурья (сладость). Хотя обычно в Двараке преобладает айшварья, иногда мадхурья берет верх. Не надо думать, что в Двараке совсем нет сладости. Потому Уддхаве свойственна мадхурья. Из-за нее он иногда не может понять, что Кришна – вездесущий Бхагаван. В то же время он осознает, что Кришна не удалился в Свою обитель, Он находится рядом.
Узнав об уходе Кришны, Пять Пандавов стали горько плакать. Арджуна упал на землю и зарыдал. Что тогда говорить об Уддхаве, он в тысячу раз возвышеннее Арджуны. Поэтому неудивительно, что Уддхава страдал намного сильнее. Я слышал это от Пуджьяпада Тривикрамы Махараджа и только повторяю его слова.
Итак, встретив Видуру, Уддхава зарыдал еще сильнее. Он сказал Видуре: «Кришна обманул нас. Он отправился на Голоку Вриндавану».
Почему Кришна обманул Уддхаву? Незадолго до ухода в Свою обитель Он сказал Уддхаве: «Ты должен остаться в этом мире, не уходи со Мной». Затем Уддхава начал рассказывать о детских играх Кришны и в особенности о Его прекрасном облике.
Под покровом Йогамайи
ян мартья-лилаупайикам сва-йога-
майя-балам даршаята грихитам
висмапанам свасья ча саубхагарддех
парам падам бхушана-бхушанангам
(Шримад-Бхагаватам, 3.2.12)
[Посредством Своей внутренней энергии (Йогамайи) Бхагаван Шри Кришна проявляет в этом бренном мире Свой вечный облик, который идеально подходит для Его подобных человеческим игр. Несравненная красота Его облика пленяет всю вселенную и приводит в изумление даже Самого Шри Кришну. Украшения обычно украшают того, кто их носит, но божественный облик Шри Кришны столь прекрасен, что служит украшением Его украшений.]
Ян мартья-лилаупайикам сва-йога-майя-балам даршаята грихитам. Нектарные игры Кришны приносят жителям этого мира высшее благо.
[Звук прерывается]
Кришна пришел в этот мир, приняв прибежище Йогамайи.
нахам пракашах сарвасья
йога-майя-самавритах
мудхо 'ям набхиджанати
локо мам аджам авьяям
(Бхагавад-гита, 7.25)
[Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. Моя внутренняя энергия скрывает Меня от них, и поэтому они не знают, что Я нерожденный и непогрешимый.]
Поскольку Йогамайя всегда скрывает Кришну, миряне не могут понять, что Он – Верховная Личность Бога. Камса, Джарасандха, Калаявана и другие демоны сражались с Кришной лицом к лицу и все равно не поняли, кто Он. Кришна отправился как посланник мира, но Дурьодхана, Карна и другие демоны не смогли Его понять.
Видеть Его могут парама-бхакты, преданные высшего уровня, но не простые смертные. Обычные люди видели сварупу Кришны, но считали Его таким же, как они сами. Некоторые даже воспринимали Его своим врагом. Они не могли видеть Его как Бхагавана.
Поэтому, хотя мы и пришли в дхаму, по сути мы не находимся в дхаме. Наши глаза застланы майей.
майя-джалаврита чакшу декхе кшудрагара
джада-майя бхуми джала дравья джата ара
майя крипа кари джала утхая джакхана
анкхи декхе сувисала чинмайя бхавана
(Навадвипа-бхава-таранга, стих 11)
[Тот, чьи глаза покрыты завесой майи, воспринимает дхаму как обычное место, состоящее из земли, воды и других материальных элементов. Однако, если иллюзорная энергия милостиво поднимет свой покров, человек увидит великую трансцендентную обитель.]
По сути мы не видим Матхуру или Враджа-мандалу. Однако это не относится к чистым преданным.
Кришну могут видеть только те, кто обладает преданностью к Нему.
преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хридайешу вилокаянти
ям шьямасундарам ачинтья-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
(Брахма-самхита, 5.38)
[Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, обладателю бесчисленных непостижимых качеств. Чистые преданные, глаза которых умащены бальзамом премы, всегда созерцают Господа в глубине своего сердце в Его вечном образе Шьямасундары, цвет тела которого напоминает темное грозовое облако.]
Игры Кришны приносят миру огромное благо. Благодаря слушанию о них мы сможем прийти к Кришне и служить Ему. Кришна явился в этом мире, приняв прибежище Йогамайи. Когда Кришна приходит в материальный мир, Он сохраняет Свой трансцендентный облик. Как мы знаем, этот мир состоит из майи, однако Кришна не имеет никакого отношения к миру майи. Йогамайя устанавливает связь между Кришной и материальным миром, когда Он являет здесь Свои игры. Благодаря этому обычные люди могут получать даршан Его игр, но они не в состоянии понять ни игры Кришны, ни Его Самого. Тем не менее они могут видеть Кришну. Агхасура и Бакасура видели Кришну, но понять Его не смогли.
Йогамайя устанавливает связь между этим миром и сат-чит-ананда Шри Кришной, облик которого состоит из вечности, знания и блаженства. Все Его игры – сат-чит-ананда. Его имя, красота, качества, спутники и игры полностью состоят из вечности, знания и блаженства.
ят кинчит трина-гулам киката мукхам гоштхе самастам хи тат
сарванандамаям мукунда дайитам лиланукулам парам
шастраир ева мухур мухух спхутам идам нистанкитам ячнья
брахмадер апи шастприхена тад идам сарвам майя вандьяте
(Враджа-виласа-става, 103)
[С огромным почтением я склоняюсь перед всеми существами Враджа, включая траву, кусты, насекомых и птиц. Все они необычайно дороги Шри Мукунде. Исполненные трансцендентного блаженства, они помогают в Его играх. Их удача настолько велика, что даже Брахма и Уддхава жаждут родиться во Врадже среди его обитателей. «Шримад-Бхагаватам» и другие шастры непрерывно говорят об их славе.]
Все деревья, лианы и другие существа в этом мире во время игр Кришны были исполнены вечности, знания и блаженства (сат-чит-ананда). Вместе с тем Дурьодхана и другие, подобные ему, тоже присутствовали в этом мире, однако их природа была иной.
Кришна заручается поддержкой Йогамайи, которая устраивает все в этом мире согласно Его воле. Когда Кришна приходит в этот мир, Его облик невероятно прекрасен.
Висмапанам свасья ча саубхагарддех парам падам бхушана-бхушанангам. Кришна Сам приходит в изумление, когда видит Себя. Он думает: «Как я прекрасен!» Поэтому, созерцая Свой облик, Он желает насладиться этой красотой.
Кришна разговаривает со Своим отражением
В Нанда-бхаване Кришна любил обходить колонны. Однажды, увидев в отражении обнаженного мальчика с маслом в руке, Он удивился: «Кто это? Я никогда не видел во Врадже такого красивого мальчика. С маслом в руке Он ходит вокруг колонн... Мне нужно с Ним подружиться». На самом деле Он видел Самого Себя, а не другого мальчика. Кришна захотел стать Его другом. Он протянул Своему отражению руку с маслом и произнес: «Возьми, угостись маслом».
Его отражение также протянуло Ему руку с маслом. Кришна удивился: «Почему Ты так делаешь?» Он пожурил Свое отражение, и оно ответило тем же. Тогда Кришна пригрозил Своему отражению: «Ну Я тебе покажу!»
Яшода, сбивая масло, увидела, что Кришна разговаривает со Своим отражением. Когда Кришна заметил это, Он смутился и тут же побежал к маме, прыгнул к ней на колени и спрятался за ее одежду.
Он раздумывал: «Я так прекрасен! Как Мне ощутить Свою красоту в этом мире и на Голоке Вриндаване? Только Шримати Радхика ощущает Мою красоту несравненным образом. Я хочу проникнуться Ее настроением и ощутить сладость Моего лика».
Итак, если Кришна Сам жаждет испить нектар Своей красоты, что говорить об остальных? Олени, коровы и другие существа Враджа приходят в восторг от прекрасного, сладостного, благоухающего и нежного лица Кришны. Не только Кришна прекрасен – Его спутники тоже прекрасны. Их природа сат-чит-ананда. Все Его спутники исключительно нежны и прекрасны.
Без гопи Кришна не так красив
У Рамы есть спутники, у Дваракадиша... У Лакшми-Нараяны также много спутников, и Нарада – один из них. Среди спутников Рамачандры – Ситы, Ханумана и Лакшмана, лучший – это Хануман. Несмотря на то, что Хануман имеет облик обезьяны, он очень красив. У Кришны много спутников в Двараке: Уддхава, Акрура, Рукмини, Сатьябхама и другие. Из них Сатьябхама превосходит всех своей красотой и добродетелями. Но когда Кришна находится в обществе гопи, Его красота несравненна. Только во Врадже Он играет на флейте. Спутники Кришны во Врадже самые возвышенные: они намного превосходят Его спутников в Двараке и на Вайкунтхе.
Среди разных спутников Кришны во Врадже также существует градация. Сакхи (друзья) Кришны превосходят Его слуг, таких как Рактака и Патрака. Родители Кришны и Его спутники, обладающие родительской привязанностью к Нему, превосходят Его друзей. Даже среди Его родителей Яшода Маийя возвышеннее, чем Нанда Баба.
Гопи занимают более высокое положение, чем родители Кришны, и самые возвышенные среди них – это Шримати Радхика и Чандравали. Если сравнить их обеих, Шримати Радхика наиболее возвышенна. Без гопи Кришна не так прекрасен. Без Своих преданных Кришна является нирвишеша-брахманом, лишенным формы и качеств. С преданными Он Бхагаван, а с гопи – манматха-манматхаха.
татропавиштто бхагаван са ишваро
йогешварантар-хриди калпитасанах
чакаса гопи-паришад-гато ’рчитас
траилокья-лакшмй-эка-падам вапур дадхат
(Ш.-Б., 10.32.14)
[После этого Господь Кришна, Верховная Личность Бога, которого великие знатоки мистической медитации усаживают на лотосе своих сердец, занял Свое место среди собравшихся гопи. Когда они поклонялись Ему, трансцендентное тело Кришны, высшее средоточие красоты и других совершенств во всех трех мирах, излучало удивительное сияние.]
Шрила Санатана Госвами приводит еще один пример несравненной красоты Кришны, покорившего сердце самого Купидона.
Не нужно никаких украшений
После того, как Кришна исчез с арены танца раса, гопи поклонялись Ему, исполняя «Гопи-гиту». Они горько плакали и молились: «Яви Себя нашему взору прямо сейчас». И Кришна пришел к ним. От смущения Он опустил голову и повязал чадар вокруг шеи, выразив тем самым смиренное настроение, тринад-апи-сунича бхаву. Он считал Себя оскорбителем лотосных стоп гопи, поскольку гопи оставили все ради Него, а Он исчез.
Кришна чувствовал Себя виноватым. И все же Его появление было беспрецедентным. Застенчивая улыбка подчеркивала Его красоту. Поэтому Санатана Госвами сказал: траилокья-лакшмй-эка-падам вапур дадхат.
Гопи сделали удобную асану (сидение) для Кришны из своих вуалей, на которых остались следы кункумы. Там были миллионы гопи, но каждой гопи казалось, что Он разговаривает именно с ней. Он смущенно улыбался, и на Его лице проявилось много ярких настроений. Нужно было видеть красоту Его облика! Поэтому Шукадева Госвами не мог полностью описать Его прекрасный облик. Раньше он говорил: висмапанам свасья ча саубхагарддех парам падам бхушана-бхушанангам, а теперь: траилокья-лакшмй-эка-падам вапур дадхат.
Такого поразительно красивого Кришну невозможно увидеть во всех трех мирах. Шукадева Госвами подумал: «Кришна никогда не выглядел таким». Он был так прекрасен, что даже не нуждался в украшениях. В день свадьбы невеста выглядит очень красивой благодаря множеству украшений. Она. Однако стоит ей их снять, как от былой красоты не останется и следа. Мы восхищаемся Тхакурджи, когда Они нарядно одеты и украшены. Без украшений или если Их одежда немного нечиста, Они уже не будут выглядеть для нас столь привлекательно. Однако преданные так не думают. Кришна остается манматха-манматхаха независимо от того, наряжен Он или же обнажен.
Поэтому нет смысла украшать Кришну, пытаясь сделать Его более привлекательным. Не нужны никакие румяна и пудра. Пыль Враджа лучше любой пудры. Если лицо Кришны покрыто пылью, Он становится еще неотразимее. Без одежды Он еще очаровательнее. Облик Шри Кришны столь прекрасен, что служит украшением Его украшений (бхушанам бхушанангам).
На этом мы сегодня остановимся.
В преддверии Враджа-мандала-парикрамы
Скоро начнется наша парикрама. Сегодня мы пойдем на даршан Матхуры-деви. Матхура-деви – это богиня. Поэтому мы пойдем на ее даршан. Рупа Госвами прославлял Матхуру. Матхура-деви – это сакхи Ямуны. Матхура – это двери во Вриндаван. Также Матхура находится на территории Мадхувана, так сказано в “Шримад-Бхагаватам”. Амбариша Махарадж приходил в Мадхуван, а его дворец находился в Матхуре. Матхура является частью Мадхувана, только настроение Матхуры отличается от настроения Вриндавана, или Враджа.
Мы пойдем получить даршан места рождения Кришны. По пути мы увидим Матхуру-деви и Диргха-Вишну. Кто такой Диргха-Вишну? Когда Кришна пришел со Своими друзьями-пастушками в Матхуру, они сказали Кришне: «Ты маленький десятилетний мальчик, а Камса, Муштика, Джарасандха и другие вон какие громилы! Как же Ты сможешь убить Камсу? Ты говоришь: “Я убью Камсу”. Но мы боимся, что у Тебя ничего не выйдет».
«Вы хотите увидеть, как Я расправлюсь с демонами?» – ответил им Кришна.
Затем Он стал огромным четырехруким Вишну, чем рассмешил Своих друзей.
Они заметили: «Да, Ты можешь делать все, потому что в Тебе пребывает Нараяна. Нанда Баба настолько хорошо поклонялся Нараяне, что покорил Его, и тогда по Своей милости Нараяна вошел в Тебя. Мы знаем, что Нараяна может убивать демонов, но Тебе это не под силу».
Это Диргха-Вишну. Потом мы посетим место рождения Кришны, то есть тюрьму Камсы. Также мы получим даршан Ади-Кешавы, который находится рядом. Это был самый старый храм. Ади-Кешава находится там в форме большой шалаграмы. Если вы посмотрите на Него со спины, то увидите, что Он выглядит как шалаграма, а когда посмотрите спереди, то увидите Божество Ади-Кешавы. Особенность Ади-Кешавы заключается в том, что в Нем присутствуют Варахадев, Ваманадев, Матсьядев и все остальные воплощения.
Ваджранабха, правнук Кришны, основал храм Ади-Кешавы. Шри Чайтанья Махапрабху приходил туда. Позже мусульманский правитель Аурангзеб разрушил храм, но со временем его снова построили. В наши дни остался только маленький храм.
Затем мы отправимся к Бхутешваре Махадеву. Без его милости не получится войти в Матхуру. Пиппалешвара Махадев, Рангешвара Махадев, Бхутешвара Махадев и Гокарнешвара Махадев – это четыре Махадева, которые охраняют Матхуру. Без их милости мы не сможем войти туда. Нам нужно молиться Бхутешваре Махадеву: «Надели нас качествами, необходимыми, чтобы войти в Матхуру. Тогда мы можем получить даршан Кришны. Пусть месяц Картика пройдет для нас успешно».
Гаура Премананде! Хари Харибол!
Комментариев нет:
Отправить комментарий