среда, 19 мая 2021 г.

Добродетель Шиби

 http://www.apamnapat.com/articles/StoriesFromMahabharata728.html

Добродетель Шиби

Царь Аштака, происходящий от мудреца Вишвамитры, проводил жертвоприношение Ашвамедха. Эту Ягью посетили многие цари и мудрецы. После завершения жертвоприношения царь Аштака возвращался обратно в своё царство вместе со своими двумя братьями Пратарданой и Васуманасом. Их также сопровождал царь Шиби. Проехав некоторое время, они увидели, что по дороге идёт божественный мудрец Нарада. Они отдали дань уважения мудрецу как подобает и спросили его, могут ли они его подвезти.

Нарада принял их приглашение и вскоре все пятеро весело путешествовали. Спустя некоторое время разговор перешёл к вопросу о достоинствах и добродетелях для того, чтобы заслужить небо.

Царь Аштака спросил: «О мудрец, скажи нам, отправятся ли все четверо из нас после смерти на небеса?»

Мудрец ответил: «Все вы заслужили большие достоинства хорошими поступками для того, чтобы достичь небес. Конечно же, вы попадёте на небо, когда придёт ваше время»

Один из них спросил: «Я слышал, что мера аскез определяет длительность пребывания на небесах. И когда эта мера иссякнет, мы будем низвергнуты с неба. Скажи мне, о мудрейший, кто из нас упадёт первым?»

Нарада ответил: «Царь Аштака упадёт первым»

Царь спросил: "Почему?"

"Однажды, о царь, я посетил твоё царство. Когда ты отъехал на некоторое расстояние от городских ворот со мной, я увидел большое стадо коров. Я спросил тебя, чьё это стадо, и ты ответил, что это стадо даровано тобой Брахманам. Этим, о царь, ты совершил грех гордыни своей благотворительностью. За эту ошибку, твоя мера иссякнет самой первой и ты первым из всех четверых падёшь с небес" – сказал мудрец.

Царь Аштака спросил: «Из трёх оставшихся, кто упадёт следующим?»

"Пратардана будет следующим, кто будет свергнут с небес" – ответил Риши.

"По какой причине?" - спросил Пратардана.

Нарада ответил: «Как-то я был и с Пратарданой. Он вывез меня на своей колеснице и мы путешествовали по царству. В одном месте мы встретили Брахмана, который попросил у него лошадь. Пратардана ответил ему, что даст ему лошадь, когда вернётся во дворец, но Брахман сказал, что ему нужно немедленно. Поэтому принц отдал ему левую переднюю лошадь и мы продолжили наш путь на трёх оставшихся лошадях. Спустя некоторое время мы встретили другого Брахмана, который также попросил лошадь и принц отдал ему правую переднюю лошадь. Когда мы проехали ещё немного вперёд, там оказался ещё один Брахман, нуждающийся в лошади и принц отдал ему правую заднюю лошадь. И когда мы проехали ещё вперёд, там снова оказался Брахман, нуждавшийся в лошади и принц отдал ему последнюю лошадь. Потом он сошёл вниз и сам потянул колесницу. Начав тянуть, он сказал: «Теперь нет ничего, что можно отдать Брахманам» И действительно, царь отдал всё, чем владел, на благотворительность, но он снизил свою добродетель, сказав об этом насмешливо и за этот проступок он падёт следующим»

Царь Аштака спросил: «Кто из оставшихся двоих падёт следующим?»

Мудрец ответил: «Однажды, когда я отправился увидеть Васуманаса, его жрецы проводили церемонию освящения новой колесницы. Я вознёс хвалу великолепию колесницы и царь сразу же ответил: «Так как ты восторгаешься её, да будет она твоей!» Я был ублаготворён и вернулся домой с новой колесницей. Спустя некоторое время мне потребовалась ещё одна, и я вернулся к нему, и естественно, у него уже была новая колесница. Когда я снова вслух отметил её надежность, царь конечно же отдал её мне. Однако, когда мне потребовалась колесница в третий раз, и я отправился к нему и восхвалил его новую колесницу, царь опустил глаза вниз и сказал: «О Риши, ты достаточно восхвалил эту колесницу» и не отдал её мне. За этот отказ он будет низвергнут следующим»

"Поэтому только Шиби останется на небесах после нас всех?" - спросил царь Аштака.

"Да, потому что его преданность тропе праведности несравненна. Однажды Брахман пришёл к Шиби и сказал: «Царь, я голоден»

"Царь ответил: «Господин, пожалуйста, идите на кухню. Я попрошу их приготовить пищу по вашему желанию»"

"Брахман ответил: «Мне не нужна просто любая пища. Я хочу рис, поданный с мясом твоего сына Брихадгарбы»"

"Царь выслушал это, даже не моргнув, и сказал: «Я прикажу им сервировать пищу, которую вы просите»"

"Брахман ответил: «Ты должен приготовить её собственными руками»"

"Не промолвив слова, Шиби вышел, зарезал сына, приготовил мясо и вернулся обратно к Брахману"

"Он был встречен некоторыми своими слугами, которые выбежали ему навстречу. Они сказали: «О царь, Брахман поджёг твой дворец. Он выпустил весь твой скот и всё стадо в беспорядке убежало в город. Твой дворец почти весь догорел»"

"Царь не вымолвил ни слова, но просто пошёл и предстал перед гостем. Он сказал: «Господин, еда по вашему желанию готова. Пожалуйста, вымойте руки и идите есть»"

"Брахман был поражён. Он ответил: «О царь, я действительно восхищён твоим гостеприимством. Ты действительно несравненен в твоей приверженности долгу. Знай, что я — Господь Датри. Боги хотели испытать твою добродетель и отправили меня сделать это. Твой сын на самом деле не мёртв, а твой дворец неприкосновенен. История о твоих заслугах будет жить вечно» - с этими словами Брахман исчез"

"И согласно этим словам дворец оказался не тронут, а сын Шиби выбежал ему навстречу"

«За это безупречное следование пути праведности, Шиби надолго задержится на небесах. На самом деле, даже когда я буду низвергнут оттуда, царь Шиби останется там, в следствие своей пожизненной преданности пути Дхармы» - заключил Нарада

Перевод Ирины Смирновой

Сатья Саи ру Форум 

Комментариев нет:

Отправить комментарий