среда, 26 мая 2021 г.

Не будьте буддологами. Будьте буддистами.

 


Возможно, это изображение (на открытом воздухе)
Сегодня, 26 мая, отмечается праздник Весак – день рождения Будды. Также этот празник известен как Будда-пурнима, Будда-джаянти и под другими названиями.
Этот праздник относится к буддийской традиции тхеравады, согласно которой в этот день года по лунному календарю – в день майского полнолуния – произошли три главных события в жизни Будды: он родился, получив имя Сиддха́ртха Гаута́ма из рода Ша́кья, достиг просветления примерно в возрасте 35 лет, став известным как Будда Гаутама, а в возрасте 80 лет покинул этот мир, уйдя в махапаринирвану.
Весак приходится на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца на санскрите – вайшакха (vaiśākha), на языке пали – vesākha, а на используемом в Шри-Ланке сингальском языке оно звучит как «весак», и в результате праздник получил своё название по этому названию месяца.
На международном уровне этот праздник официально был признан на 79-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходившем в Нью-Йорке 15 декабря 1999 года, когда, по просьбе 34 стран-членов Организации Объединённых Наций (ООН), была принята резолюция «Международное признание дня Весак в Центральных учреждениях Организации Объединённых Наций и в других её отделениях». В 2022 году Весак будет отмечаться 15 мая (в Китае – 8 мая).
Следует отметить, что только в традиции тхеравады, этой старейшей из существующих ныне школ буддизма и одной из восемнадцати ранних буддийских школ, в этот день отмечаются все три главных события в жизни Будды – рождение, просветление и уход.
В то же время в традициях махаяны и ваджраяны тибетского буддизма все эти три события отмечаются в разные дни в году.
День рождения Будды – праздник Весак – отмечается большинством буддийских стран в один и тот же день, и в 2021 году это 26 мая. В Китае в этом году Весак отмечался 19 мая.
День Бодхи (просветления) в традиции махаяны отмечается 8 декабря каждый год по солнечному календарю (не зависит от лунного календаря).
День Махапаринирваны (ухода) большинством буддистов махаяны отмечается 15 февраля, некоторыми махаянскими школами – 8 февраля. В Бутане (в основном там представлена школа друкпа-кагью тибетского буддизма, связанная как с учениями махаяны, так и ваджраяны) он отмечается в пятнадцатый день четвёртого месяца бутанского календаря.
В 1896 году непальские археологи нашли в посёлке Лумбини большую каменную колонну царя Ашоки (см. фото поста) с соответствующими надписями на ней, что позволило идентифицировать место рождения Будды.
Здесь приведены сотни фотографий Лумбини, сделанные в 2009 г.: https://scriptures.ru/nepal/lumbini/
Наилучший способ праздновать день рождения Будды – это практика учения Будды (практика дхармы, то есть буддизма), и одно из лучших предписаний для этого приведено здесь: https://scriptures.ru/yoga/buddiyskaya_meditatsiya.htm
Ритуалы, а также чтение и изучение буддийских текстов (подобно тому, как это делают буддологи, о которых Пелевин написал в романе "Тайные виды на гору Фудзи"), будучи всего лишь подготовительными упражнениями, не являются собственно практикой той дхармы, которую преподал Будда.
Особенно забавно выглядит ситуация, когда буддологи, тщательно изучившие тексты учителей буддизма, написавшие диссертации по ним и заявляющие о том, что они их поняли, так и не приступают даже к практике шаматхи, не говоря уже о последующей випашьяне.
Нюанс здесь в том, что буддолог, кроме того, что он буддолог, ещё и человек. Обычный человек, который подвержен страданиям, болезням, старению с его проблемами, увеличивающимися болезнями и страданиями, а также и смерти с её – согласно представлениям буддизма – неопределённостью перевоплощения. Тем не менее, буддологи, на словах якобы понявшие учение Будды, на деле своим отсутствием практики шаматхи демонстрируют, что учение Будды они если и поняли, то скорее на уровне того, как на ментальном уровне в беседе (или при написании очередной статьи) им следует вовремя употреблять ярлыки и термины, правильно тасуя их в ответ на услышанные ключевые слова собеседника.
Несколько веков назад некоторые неграмотные люди, не умея писать все буквы алфавита, могли написать только своё имя, просто запоминая его начертания в виде рисунка из отдельных изгибающихся линий. Или же, не зная языка иностранцев, туземцы могли запоминать только звуковые последовательности всего лишь пары интересующих их вопросов на иностранном языке, произнося их как некий пароль или мелодию, и пытаясь распознать на слух только одну или две известные им звуковые последовательности ответов из множества возможных.
Сейчас та ситуация повторяется на другом уровне, когда буддологи вроде бы могут написать статью о буддизме или поучаствовать в беседе, но настоящий смысл учения буддийских гуру всё равно ускользает от их сознания, судя по отсутствию практики шаматхи. Анекдот в тему: "Последняя шифровка Центра не дошла до Штирлица. Он перечитывал её текст снова и снова, но её смысл ускользал от сознания легендарного советского разведчика".
Далее та цитата про буддологов и буддистов из книги Пелевина "Тайные виды на гору Фудзи":
"– Джаны являются этапами на пути к просветлению. Вы как бы поднимаетесь по ступеням к вершине.
– Если к вершине поднимаются по ступеням, – сказал Юра, – то, наверно, хотят что-то на этой вершине найти. Что-то такое, чего на самих ступенях нет. Логично? А то зачем все это надо. Устроился на удобной ступеньке и торчишь себе всю жизнь. Если наверх поднимаются, значит, там лучше.
– Ну да, – согласился профессор. – Можно, наверно, и так рассуждать.
Юра обвел нас горящими глазами – и снова повернулся к профессору.
– Хорошо, – сказал он. – Допустим, мы хотим подняться до конца. Осознать эту изменчивость феноменов и получить глубокое просветление. Как конкретно это сделать?
– Тут нет какого-то специально описанного метода, – ответил профессор. – Или какой-то особой техники. Сосредоточенность джаны самым прямым и непосредственным образом направляется на осознание непостоянства всех феноменов. Это и есть самая короткая из известных мне классических инструкций. Надо дать себе соответствующее указание перед медитацией – и, выходя из четвертой джаны, об этом вспомнить.
– А вы сами это дело пробовали? – спросил Ринат.
– Я не буддист, – ответил профессор. – Я буддолог."
Не будьте буддологами. Будьте буддистами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий