понедельник, 29 ноября 2021 г.

Мост Рамы

 Мост Рамы.

Факт существования гигантского сооружения особо никогда и не оспаривался. Впервые на карте его отметил древнегреческий ученый Птолемей. Затем, по мере заселения индостанского полуострова мусульманами, мостом активно пользовались арабские торговцы: есть масса письменных источников и точнейших карт, которыми пользовались предприимчивые поборники ислама. Правда, в этих летописях строение именуется «мост Адама». Мусульмане считают, что Цейлон (Шри-Ланка) было первым местом на Земле, куда спустился Адам, изгнанный из рая. В этих источниках говорится, что пешеходный мост от южной оконечности Индии до севера Шри-Ланки функционировал вплоть до 1480 года, когда был разрушен землетрясением и частично затоплен. Мост был широкий и надежный, длиной 48 километров. На нем, как на современной трассе, располагались различные пункты отдыха и торговли, что делало удобным как пешее, так и конное путешествие. В ХХ веке почему-то стало принято считать мост легендой, а песчаную дамбу, на которой он располагался, - аномальным природным формированием. Песчаная коса, протянувшаяся от индийского города Рамешварам до ланкийского северного побережья, прекрасно видна как из космоса, так и с борта самолета. Она представляет собой песчаную отмель с цепочкой небольших островков. Глубина отмели варьируется от полутора метров до нескольких сантиметров. Практически, из Индии можно пешком уйти на Цейлон, бредя в воде по пояс, за исключением небольшого участка в полтора километра, где глубина существеннее. Знали о нем и английские колонизаторы, и он им очень мешал. Дело в том, что из-за дамбы пролив между Индией и Шри-Ланкой несудоходен, и торговым кораблям до сих пор приходится огибать Цейлон, чтобы попасть с западного побережья Индии на восточное. А это лишние 800 км пути и, соответственно, дополнительные траты. Поэтому англичане предложили отмель взорвать. За эту идею ухватился индийский правитель Джавахарлал Неру в 60-х годах, однако неожиданно это прагматичное решение вызвало волну протестов среди индуистского населения. Тогда и заговорили о дамбе как о древней святыне, упоминающейся во всех индийских эпосах – «Рамаяне», «Пуранах», «Махабхарате» и других. Рама был индийским царем и очень любил свою жену – красавицу Ситу. А на Шри-Ланке жил царь Равана, который в принципе любил красивых девушек. Поэтому он ее похитил и увез к себе домой. Рама бросился в погоню, но его огромное войско наткнулось на непреодолимую преграду в виде океана. Надо сказать, что главной боевой опорой Рамы было войско человекоподобных обезьян под предводительством верного Ханумана. А обезьяны, как выяснилось, боятся воды (это правда, плавать они не особо любят). Так было принято решение о строительстве моста. Сооружение строилось пять лет, естественно, с помощью различных полубогов-союзников. Сначала морские твари нанесли слой песка на морской грунт. Затем сверху укладывались округлые валуны размером 1,5 на 2,5 метра. Примечательно, что в той местности камней вообще не очень много, так что стройматериалы явно везли издалека. Мост получился хороший – от 1,5 до 4 км в ширину, так что все войско быстренько добежало до Шри-Ланки, где Раме удалось убить Равану загадочным «лучом Брахмы» .На этом легенда заканчивается и начинается быль. В конце прошлого века индийские геологи наконец приступили к масштабному исследованию таинственной отмели. Правда, только с индийской стороны: примерно посередине маршрута проходит индийско-ланкийская граница, поэтому исследования в тех районах пока невозможны, только если появится международная геологическая программа. И вот, что выяснили индийцы. При ширине дамбы около 4 км с обеих сторон происходит резкое опущение дна с 1,5 до 12 м глубины. Опущение равномерное, что говорит в пользу искусственного возведения преграды. Возле индийского побережья в основании моста были пробурены порядка 100 скважин для установления возраста пород. Выяснилось, что возраст донных отложений превышает 1 млн лет, тогда как верхние песчаные слои, лежащие в основании моста, датируются возрастом от 12 000 до 19 000 лет. Кроме того, было установлено, что валуны правильной формы, лежащие в основании дамбы, наиболее схожи по составу с каменными породами Бенгальского залива, а это в паре тысяч километров от Рамешварама. На этих основаниях геологическая служба Индии сделала вывод о том, что данная насыпь однозначно является рукотворным сооружением. А тут еще подключились экологи. По данным исследований специалистов биосферного заповедника «Андаманские острова», за время существования дамбы, произошли необратимые процессы в изменении биосферы прилегающих заливов. Так, с северной стороны бушуют штормы и ветра, а сразу за дамбой – безмятежный Маннарский залив, с прозрачной водой меньшей солености и, как следствие, с буйным развитием кораллов и другой морской живности. Более того, ученые сделали однозначный вывод, что именно мост Рамы принял на себя основной удар разрушительного цунами 2004 года, вследствие чего жертв и разрушений оказалось намного меньше, чем могло быть.

 

 

India-Sri-Lanka-Adam-Bridge-islands-sea-top-view-NASA_1600x900.jpgНравится


Комментариев нет:

Отправить комментарий