четверг, 8 октября 2015 г.

Комментарий к Махабхарате

КОММЕНТАРИИ
Вступление
1 Нараяна и Нара – два легендарных мудреца, или риши, первоначально выступающие в виде единого образа и почитающиеся воплощением Вишну. Нараяна изображается покоящимся на водах молочного океана. Согласно Махабхарате, Арджуна отожествляется с Нарой, а Кришна с Нараяной.
2 Сарасвати – богиня красноречия, покровитель ница наук и искусств, которая почитается то дочерью, то супругою Брахмы. Ей противопоставляется богиня красоты – Шри или Лакшми.
3 Ломахаршана или Ромахаршана – имя возницы-суты, ученика мудреца Вьясы, который рассказывает различные сказания.
4 Пурана – букв. «сказание о древности», предание.
5 Сута – возница, представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, возницы, или суты, бывали свидетелями их боевых подвигов и воспевали их.
6 Лес Наймиша – название места, где якобы впервые была рассказана Махабхарата. Наймиша отожествляется с нынешним Нимкхаром в Аудхе, в районе Ситапура.
7 Шаунака – имя легендарного мудреца, который почитается автором различных книг, комментирующих веды.
8 Кулапати – букв. «глава», прозвище святого, который обучает большое число учеников.
9 Кришна-Двайпаяна – легендарный мудрец Вьяса, который почитается редактором вед, составителем Махабхараты и пуран и основоположником философской системы Веданты.
Предание считает его внебрачным сыном мудреца Парашары и Сатьявати, дочери царя рыбаков. Так как Вьяса был тайно рожден своею матерью на острове, то он получил прозвище «Двайпаяна», т. е. «остров ной, островитянин». А так как он родился черным и безобразным, то он стал прозываться «Кришна», т. е. «черный».
10 Вайшампаяна – легендарный мудрец. Вайшампаяна признается учеником Вьясы; от него он усвоил Махабхарату, которую рассказывает царю Джанамеджайе во время многолетнего змеиного жертвоприношения.
11 Джанамеджая – царь Хастинапура, сын Парикшита и внук Арджуны, героя Махабхараты. Мстя за смерть своего отца, умерщвленного змеем Такшакой, Джанамеджая решил истребить всех змей и устроил змеиное жертвоприношение.
12 Парикшит – царь Хастинапура, сын Абхиманыо, внук Арджуны и отец Джанамеджайи. Во чреве матери Парикшит был убит Ашваттхаманом, но возвращен к жизни Кришной; после отречения Юдхиштхиры от царства и от мира он наследовал престол Хастинапура.
13 Самантапанчака – букв. «место, окруженное пятью (озерами)», название равнины Курукшетра – «Поля кауравов». Согласно Древним легендам, упоминающимся в Махабхарате, Парашурама (Джамадагнья), истребив весь род кшатриев, образовал пять кровавых озер и кровью напоил своих предков.
14 Дваждырождеиный – название, даваемое брахманам, членам высшей жреческой касты, а также членам трех первых каст (брахманам, кшатриям и вайшьям). Согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек, который приобщился к знанию, достигает второго рождения и носит название «дваждырожденный».
15 Куру – царь лунной династии, сын Самвараны и Тапати, дочери Солнца. Куру правил царством, располагавшимся около нынешнего Доли; предок Дхритараштры и Панду. Куру во множ. числе обозначает также страну и ее население, считающееся потомками Куру; последние обычно называются кауравами.
16 Панду – букв. «бледный», сын Вьясы и брат Дхритараштры, был царем Хастинапура и отцом пятерых пандавов (букв. «сыновья Нанду»), главных героев Махабхараты.
17 Слово «брахма», согласно индийской философии, имеет два значения: 1) значение бога-создателя, который является одной из форм проявления майи, божественной иллюзии, и 2) значение божественной субстанции, которая лишена атрибутов и является первоисточником всех миров. Брахма в первом значении почитается верховным божеством, первым членом божественной триады хинду (индусов), созданной брахманизмом в поздний ведический период, в которую входят Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель). Ввиду того, что в русском языке нет различия в обозначении долгих и кратких гласных, в переводе эти термины пере даются: первый с большой буквы, второй – с маленькой.
18 Шастры – древние священные книги, в которых изложены обязанности хинду. В позднейшую эпоху под шастрами понимаются дисциплины по различным отраслям знаний, основанных на ведах. Под шастрами часто понимаются вообще руководства по различным научным дисциплинам.
19 Веды – древнейшие памятники индийской литературы, которые, согласно представлениям хинду, считались не созданными, а существовавшими до сотворения мира. Они были услышаны несколькими древними мудрецами, поведавшими их миру. Веды представляют собою четыре сборника стихотворных поэтических гимнов, а именно: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Хинду с давних пор считали Махабхарату пятой ведой.
20 Вьяса – имя древнего мудреца Кришны-Двайпаяны. Согласно легендам, Кришна-Двайпаяна разделил веды на четыре части в виде четырех собраний или самхит. По этой причине он получил прозвище «Вьяса», т. е. «расчленитель, составитель, редактор».
21 Ишана – букв. «властитель, владыка», здесь эпитет Шивы.
22 Движущееся и неподвижное, все, что движется и недвижно, т. е. все живые существа и растения.
23 Хари – букв. «уносящий (грехи у поклоняющихся)», одно из имен Вишну-Нараяны. Под именем Хари понимается также божественная субстанция.
24 Юга – мировой период. Под югой здесь имеется в виду созидание мира.
25 Сурагуру – букв. «наставник богов», эпитет бога Брахаспати.
26 Стхану – букв. «стойкий, незыблемый, могучий», эпитет Рудры-Шивы.
27 Maнy – сын «самосущего» (Брахмы), почитается родоначьником человеческого рода.
28 Ка – букв. «кто», имя Праджапати.
29 Парамештхин – букв. «стоящий над», имя верховного божества, эпитет Вишну-Нараяны.
30 Прачетасы – букв. «премудрые», прозвище десяти мифических мудрецов, сыновей Прачетаса, или Праджапати из рода Атри.
31 Дакша – букв. «способный», имя божества, олицетворяющего творческую силу. В первой Махаюге (Великом периоде) Дакша представлялся как Праджапати и почитался одним из десяти сыновей Брахмы, родившимся из большого пальца его правой ноги. Во второй Махаюге (как имеется в виду в контексте) Дакша почитается сыном десяти Прачетасов и Мариши, и сам он имеет семь сыновей (Кродха, Тамас, Дама, Викрита, Ангирас, Кардама и Ашва).
32 Пуруша – букв. «муж», имя первого божества, рожденного Брахмой от своей же женской половины, после того как он сам раздвоился на две половины (мужскую и женскую). Пуруша почитается божеством, олицетворяющим собою мужское начало, В философском значении термин «пуруша» впервые встречается в Ригведе, в знаменитом гимне – Purusasukta (Ригведа, X, 90), где вся вселенная представлена как проявление пуруши. Наиболее важное значение приобретает пуруша в философии Санкхья, которая лежит в основе философских положений Махабхараты. Под термином «пуруша» здесь понимается божественная субстанция, ибо пуруша не является уже творцом, а отличен от природы и «может быть познан только внутренним опытом.
33 Вишведевыбукв. «всебоги», прозвище десяти божеств индийской мифологии.
34 Адитьи – прозвище двенадцати, сыновей Адиты дочери Дакши, почитающихся в индийской владыками вселенной и олицетворяющих двенадцать месяцев в году.
35 Васу – прозвище восьми божеств, подвластных Индре. В ведический период Васу олицетворяла собой явления природы а именно Апа – воду (а согласно Махабхарате вместо Aпа выступает Ахар, олицетворяющий собою день), Дхрува – полярную звезду. Сома – луну, Дхара – землю, Анила – ветер, Анала – огонь, Прабхаса – зарю и Пратьюша – свет. Вследствие проклятья Васиштхи, они якобы родились на земле сыновьями царя Шантану от богини Ганги (Вхагирахти), которая утопила их, за исклю­чением последнего, получившего имя Бхишмы.
36 Ашвины – букв. «всадники», близнецы, божества утренней и вечерней зари.
37 Якши, гухьяки – разновидности добрых полубогов. Согласно индийской мифологии, они составляют свиту бога богатства Куберы и почитаются хранителями его сокровищ.
38 Садхьи – название низших божеств-полубогов, которые представляются олицетворениями религиозных обрядов и ведических молитв.
39 Пишачи – разновидности демонов, злые духи.
40 Питри или питары – духи, души усопших предков.
41 Дьяус – бог небес.
42 Вивасван – букв. «лучезарный», эпитет бога Солнца.
43 Под тройственностью откровения истины, согласно комментатору Девабодхе, надо понимать: 1) воздая ние за добрые и дурные дела, 2) возникновение миров и 3) их разрушение.
44 Сатьявати – мать отшельника Вьясы, дочь царя рыбаков.
45 Парашара – легендарный риши, отец Кришны-Двайпаяны Вьясы. Согласно Махабхарате Парашара считается сыном мудреца Шакти от Адришьянти и внуком Васиштхи.
46 Сын Ганги – Бхишма, сын царя Шантану, предка пандавов, от богини Ганги.
47 Садасья – верховный жрец, наблюдающий за правильностью жертвоприношения.
48 Гандхари – супруга Дхритараштры и мать ста сыновей, кауравов, среди которых старшим был Дурьйодхана. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары.
49 Кшаттри – эпитет Видуры, третьего сына отшельника Вьясы, который родился от рабыни.
50 Васудева – букв. «сын Васудевы», Кришна, который выступает в Махабхарате не только в виде героя, но и в виде высочайшего божества, представляющегося воплощением Вишну.
51 Шлока – название метрического размера, получившего наиболее широкое употребление в санскритской эпической литературе. Шлока представляет собою двустишие, состоящее из двух частей по шестнадцати слогов; каждая же из этих частей слагается из двух половин по восьми слогов. Схематически шлока может быть представлена в следующем виде: ---- |^__- ||---- |^_^- Долгий слог обозначается знаком _ , краткий слог знаком ^ . Когда соответствующий слог может быть долгим или кратким, то он обозначается знаком - . Посредине слога имеется цезура. Поскольку шлока являлась наиболее простым и популярным метрическим размером в древней и средневековой Индии, все законодательные трактаты и даже словари составлялись этим размером для наиболее легкого удержания их в памяти.
52 Нарада – имя одного из мифических божественных мудрецов, который почитается сыном Брахмы.
53 Девала или Асита – имя мифического, ведического мудреца, который почитается олицетворением тьмы.
54 Дурьйодхана – один из кауравов, главных героев Махабхараты, старший из ста сыновей Дхритараштры.
55 Карпа – внебрачный сын Кунти, старшей супруги Панду, родившийся якобы от бога Солнца и посвященный в цари в стране Анга.
56 Шакуни – сын Субалы, царь Гандхары, брат Гандхари и дядя Дурьйодханы ло матери. Шакуни строил коварные планы, чтобы погубить пандавов.
57 Духшасана – один из ста сыновей Дхрита раштры, который оскорбил публично общую супругу пандавов – Драупади.
58 Юдхиштхира – старший из пяти сыновей Панду от Кунти, один из главных героев Махабхараты. Его братья – Бхимасена (Бхима), Арджуна, Накула и Сахадева.
59 Мадри – вторая супруга Панду, сестра царя мадров.
60 Партха – букв. «сын Притхи», т. е. Кунти, старшей супруги Панду; эпитет, относящийся к каждому из трех ее сыновей, главным же образом к Арджуне, третьему сыну, – он также относится и ко всем пятерым братьям-пандавам.
61 Дхарма – бог закона и правосудия; отожествляется с богом смерти Ямой.
62 Ваю – бог ветра.
63 Шакра – букв. «могучий», эпитет бога Индры.
64 Кришна – букв. «темная», эпитет Драупади, дочери царя Друпады и общей супруги пятерых братьев-пандавов.
65 Сваямвара – одна из форм брака у хинду, при которой невеста сама выбирает себе жениха из многих претендентов, приглашенных се отцом. Несомненно, сваямвара является пережитком матриархата. Очевидно, поэтому она не упоминается среди восьми видов брака, которые обычно приводятся в Махабхарате, Законах Ману, Артхашастре Каутильи и др. См. прим. 24–31 к «Сказанию о пpoисхождении» (стр. 650–651).
66 Для того чтобы получить руку прекрасной Драупади на ее сваямваре, надо было совершить подвиг: натянуть тугой лук и пронзить цель Этот подвиг совершил Арджуна, переодетый брахманом.
67 Раджасуя – букв. «царственное жертвоприношение», название торжественного жертвоприношения, которое свершалось при посвящении на царство великими царями-самодержцами с участием подвластных им князей.
68 Джарасандха – сын Брихадратхи, воин и царь Магадхи.
69 Чайдья – букв. «повелитель чедов или чедиев», Шишупала, царь страны Чеди (совр. Бунделькханд и часть Централь­ных провинций).
70 Майя – демон, зодчий асуров и богов.
71 Дрона – учитель военного дела кауравов, сын мудреца Бхарадваджи и апсары Гхритачи.
72 Крипа – сын Шарадвана Гаутамы от апсары Джанапади. Крипа приходился дядей по матери Ашваттхаману, сыну Дроны.
73 Санджая – возница царя Дхритараштры, кото рому перед великим сражением Вьяса дал дар видеть все и быть неуяз вимым, чтобы он мог обо всем осведомлять своего слепого царя.
74 На сваямваре Драупади Арджуна, переодетый брахманом, пронзает стрелою цель и по условию получает невесту, которая становится общей супругою пятерых братьев-пандавов.
75 Субхадра – дочь Васудевы и сестра Кришны, которую похитил и взял себе в жены Арлжуна.
76 Индрапрастха – название столицы, основанной пандавами на берегу Ямуны (Джумны), где ныне расположен город Дели.
77 Агни – имя бога огня. В ведическую эпоху Агни был одним из важнейших божеств и входил в древнюю триаду: Агпи. Индра и Сурья. В эпическую эпоху, когда на развалинах первобытнообщинного строя окончательно установился рабовладельческий строй, Агни вместе с Индрой и Сурьей, которые олицетворяли собою явления природы, отошел на второй план, уступив место новым божествам: Брахме, Вишну и Шиве.
78 Кхандава – название леса, посвященного Индре и сожженного богом Агни с помощью Кришны и Арджуны. Лес Кхандава был расположен у реки Ямуны (Джумны) близ Курукшетры и отождествляется с нынешним Музаффарнагаром, расположенным севернее Мирута.
79 Снатака – букв. «искупавшийся», брахман, кото рый после окончания своего учения совершил омовение.
80 Трьямбака – букв. «трехглазый», эпитет бога Шивы.
81 Пашупата – букв «принадлежащий Пашунати (Шиве)», название мифического оружия.
82 Дхананджая – букв. «завоеватель богатств», Арджуна.
83 Третье небо – третье или высшее небо, где согласно индийской мифологии, пребывают боги.
84 Каурапы по главе с Дурьйодханой совершают поездку в стоянки пастухов, расположенные в лесу Двайтавана, с целью пока зать свою власть и поглумиться над униженными пандавами.
85 Гандхарвы – разновидности добрых полубогов, считающихся небесными музыкантами.
86 Акшаухини – большая армия, состоящая из четырех родов войск: слонов, колесниц, коней и пехотинцев. Согласно Махабхарате, в акшаухини входят: 21 807 слонов и столько же колес ниц, 65 610 коней и 109 350 пехотинцев.
87 Мадху – отец Вришни и потомок старшего сына
Яду – родоначальника рода ядавов, в котором родился и Кришна. Мадху, таким образом, является предком Кришны, который носит прозвище Мадхава, т. е. «потомок Мадху» или «происходящий из рода Мадху».
88 Согласно индийской мифологии, Вишну-Кришна, приняв вид карлика, попросил у Бали, царя дайтьев (титанов), завладевшего тремя мирами, – три шага земли. Получив от Бали просимое, Вишну одним шагом перешагнул всю землю, а другим – небеса. Третьего же шага он не сделал, и поэтому властителем подземного мира остался Бали.
89 Кешава – букв. «прекрасноволосый», эпитет Кришны.
90 Сын Бхарадваджи – прозвище Дроны.
91 Гандива – название лука Арджуны.
92 Показал в своем теле миры, т. е. потусторонние миры, где, согласно мифологии хинду, пребывают боги, а также смертные, накопившие в земной своей жизни достаточные религиозные заслуги.
93 Шикхандин – сын царя Друпады. Шикхандин родился девочкой, но потом некий полубог с ним обменялся полом, В поединке с Бхишмой Арджуна, оказавшись не в силах победить его, выставил впереди себя Шикхандипа, но Бхишма отказался применить против него оружие, так как продолжал видеть в нем женщину. Этим воспользовался Арджуна и пронзил Бхишму множеством стрел.
94 Сомаки – название народа, получившего свое прозвище от имени Сомака, который был дедом Друпады и передал свое имя потомкам.
95 Шукра – сын Бхригу, наставник демонов-асуров, который при помощи волшебной науки якобы возвращал к жизни асуров, павших в битве с богами. Его также называют Ушанасом.
96 Сурья – одно из имен бога Солнца.
97 Саншаптаки – букв. «поклявшиеся», воины-союзники, давшие торжественную клятву сражаться вместе и отвращать других от бегства.
98 Сын Субхадры – прозвище Абхиманью, сына Арджуны от Субхадры, сестры Кришны.
99 Сайндхава – царь страны Синдху, которая была расположена в долинах реки Синдху, между нынешним Индом в Джхилаиом.
100 Ююдхана – букв. «усердно сражающийся», эпитет Сатьяки, воина из рода ядавов, который сражался на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.
101 Критаварман – сын Хридики из рода ядавов, воин-герой, который сражался на стороне кауравов. В числе трех оставшихся в живых он ночью совершил кровавое нападение на спавший лагерь пандавов.
102 Сын Дроны, т. е. Ашваттхаман.
103 Мадхава – букв. «потомок Мадху», имя Кришны.
104 Гхатоткача – сын Вхимасены от ракшаси Хидимбы.
105 Савьясачин – букв. «ловкий и на левую руку», эпитет Арджуны.
106 Дхриштадьюмна – сын царя Друпады и брат Драупади.
107 Нараяна – букв. «принадлежащий Нараяне», название божественного оружия.
108 Царь мадров, т. е. царь Шалья, брат Мадри, второй супруги Панду. Царь Шалья правил страной мадров, которая была расположена к северо-западу от Хиндустана, на территории между Биасом и Ченабом (совр. Мадрас). Во время великого сраженья Шалья перешел от пандавов к кауравам и был убит Юдхиштхирой.
109 Субала – герой страны Гандхары, которая про стиралась вдоль реки Кабул, между Кунаром и Индом, включая районы Пешавара и Равальпинди в Северном Панджабе. Субала был отцом Гандхари, ставшей супругой Дхритараштры.
110 Сын Субалы – Шакуни, строил всяческие коварные планы, чтобы погубить пандавов. Он побудил Дурьйодхану вовлечь в игру в кости Юдхиштхиру, который проиграл все свое царство и выну жден был, по условиям игры, удалиться вместе с братьями и общей супругою в лес в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый провести неузнаваемым.
111 Гангахрада – букв. «озеро Ганги», название места священных омовений на реке Ганге.
112 Панчалы – название народа, населявшего страну Панчалу (нынешний Рохилькханд). Панчала первоначально была стра­ной, расположенной на север и запад от Дели, от подножия Хималаев до реки Чамбал. Впоследствии же она была разделена на Северную и Южную Панчалу, которые разделялись Гангою. Столицей первой был юрод Ахиччхатра, а второй – Кампилья.
113 Ашваттхаман – сын Дроны и Крипи, брахман-воин, сражавшийся на стороне кауравов.
114 Айшика – название особого вида оружия, сделанного из бамбукового ствола.
115 Уттара – имя дочери царя Вираты, супруги Абхиманью и матери Парикшита.
116 Брахмаширас – букв. «голова Брахмы», название мифического оружия.
117 Свасти – букв. «хорошо есть», восклицание, выражающее благополучие, счастье и успех.
118 Вирата – царь страны матсьев, которая была расположена близ нынешнего Джайпура. У царя Вираты последний год своего изгнания служили пандавы, скрывая свои имена. Его дочь Уттара стала женой Абхиманью, сына Арджуны, и родила Парикшита.
119 Сын Гавалганы – Санджая, возница царя Дхритараштры.
120 Шайбья – потомок древнего царя Шиби, о котором рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба, – пожертвовав частью своих мускулов, равной весу голубя.
121 Упанишада – букв. «сокровенное знание», название философского раздела ведической литературы.
122 Яти – отшельник, подвижник.
123 Йога – соединение; различные религиозные упражнения направленные якобы на слияние с чистым духом индийской философии.
124 Амрита – напиток бессмертия, амброзия или нектар, пища богов. См. прим. 89 к «Краткому содержанию» (стр. 627).
Краткое содержание (всех книг Махабхараты)
1 В мифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юги: 1) Сатьяюга или Критаюга – Золотой век, 2) Tретаюга – Серебряный век, 3) Двапараюга – Медный век и 4) Калиюга – Железный век. Продолжительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго – 1 296 000, третьего – 864 000 и четвертого – 432 000. Все четыре юги вместе составляют одну «Великую югу» – Махаюгу, или Манвантару («период Ману»), длительность которой равна 4 320 000 лет.
2 Рама, т. е. Парашурама Джамадагнья, сын брахмана и подвижника Джамадагни.
3 Шалья – царь мадров и брат Мадри, второй супруги Панду.
4 Хардикья – букв. «сын Хридики», Критаварман.
5 Гаутама – букв. «сын Гаутамы», Крипа, зять Дроны.
6 Пулома – супруга Бхригу и мать Чьяваны.
7 Итихаса – букв. «так именно было», сказание о древности или о былом, былина, история.
8 Мировая душа или высочайший дух – божественная субстанция, брахма.
9 Паушья – букв. «сын Пушана», имя царя, правив шего областью Каравирапура, которая отожествляется с нынешним юродом Колхапур в Бомбейском президентстве.
10 Астика – легендарный мудрец, сын отшельника Джараткару or сестры великого змея Васуки, который смог остановить жертвоприношение, устроенное царем Джапамеджайей, и спасти змеиное племя вместе с Такшакой от гибели.
11 Хидимба – ракшас-людоед, который был убит Бхимасеной.
12 Бака – ракшас-людоед, убитый Бхимасеной.
13 Читраратха – царь гандхарвов, побежденный Арджуной.
14 Царевна Панчалы – прозвище Драупади, дочери Друпады, царя панчалов.
15 Видура – третий сын отшельника Вьясы от рабыни из касты шудр. Видура приходился младшим братом Панду и дядей пандавам
16 Шишупала – царь страны Чеди(совр. Бунделькхаид), двоюродный брат Кришны. Шишупала был непримиримым врагом Кришны из-за того, что тот похитил его нареченную Рукмини. Во время жертвоприношения, которое устроил Юдхиштхира, Шишупала оскорбил Кришну за то, что ему первому была оказана почесть, и был убит Кришной.
17 Кирмира – ракшас, убитый Бхимасеной.
18 Индра – бог бури и грома, а также бог-воитель, носящий часто эпитет «владыка богов». В послеведическую эпоху Индра отошел на второй план, уступив свое место Шиве, или Вишну.
19 Джатасура – ракшас, который в облике брахмана похитил Юдхиштхиру, Сахадеву, Накулу и Драупади, но был пойман и убит Бхимасеной.
20 Маркандея – отшельник, силою аскетических подвигов якобы достигший бессмертия. Во время пребывания пандавов в изгнанпи Маркандея навещал их и рассказывал им древние сказания.
21 Сатьябхама – дочь Сатраджита и одна из четырех главных жен Кришны.
22 Дрона – мера зерна, равная приблизительно 16 кг.
23 Кичаки – название народа, занимавшего территорию, где был расположен город Экачакра (совр. Чакарнагар).
24 Абхиманью – сын Арджуны от Субхадры.
25 Санатсуджата – брахман, вечно-юный риши. Он изложил Дхритараштре науку о высочайшем духе (брахме), знанием которой вместе с йогой якобы побеждается сама смерть.
26 Господь – Кришна.
27 Ратхин – воин, сражающийся на колеснице, колесничный воин.
28 Атиратха – колесничный воин, не имеющий себе равного.
29 Улука – имя посланца Дурьйодханы, который передал пандавам надменное и оскорбительное послание и принес назад их решительный ответ.
30 Амба – сестра матери Панду, дочь царя Кашираджи. Вместе с двумя своими сестрами она была насильно увезена Бхишмой, который отказался жениться на ней, так как дал обет воздержания.
Оскорбленная, она дала обет погубить его и умилостивила Шиву, чтобы он исполнил ее желание. В следующем своем рождении она родилась дочерью Друпады – Шикхандини, а затем обратилась в юношу Шикхандина, который послужил причиной гибели Бхишмы. См. прим. 93 к «Вступлению» (стр. 618).
31 Материк Джамбу, или Джамбудвипа – название одного из семи материков, в систему которого, согласно индийской космогонии, входит Индия.
32 Бхагавадгита – «Песнь господа», философская поэма, входящая в состав Шестой книги Махабхараты.
33 Джаядратха – царь саувиров в области Синдху (совр. Синдх), супруг Духшали, дочери Дхритараштры, и шурин Дурьйодханы, – был убит Арджуной.
34 Гхатоткача – сын Бхимасены от ракшаси Хидимбы.
35 Сарасвати – название древней реки, которая протекала недалеко от Курукшатры, где происходило великое сражение между кауравами и пандавами. В Пенджабе имеется давно высохшее русло реки Сарасвати, которая, по индийским легендам, не исчезла, а протекает под землей и у Праяга (совр. Аллахабад) сливается с Гангой и Ямуной (совр. Джумна).
36 Речь идет о ночном нападении на беспечно спавшее войско Юдхиштхиры, окончившемся полным истреблением лагеря пандавов.
37 Речь идет о сражении на палицах между Бхимасеной и Дурьйодханой, в котором последний был убит только благодаря применению нечестных способов боя по совету Кришны.
38 Здесь описывается плач и скорбь многострадальных жен воинов, павших на поле сражения.
39 Здесь говорится о том, как Юдхиштхира распределял дворцы между своими братьями.
40 Повторная песнь – песня, в которой Кришна, по просьбе Арджуны, резюмирует то, что было им изложено выше в Бхагаватгите.
41 Отшельник Вьяса дал Дхритараштре дар. Дхритараштра, Гандхари и Кунти хотят увидеть павших в бою родственников. Вьяса приглашает их пойти к Бхагиратхе (реке Ганге), где он вызывает для них чудесное видение павших воинов, которые поднимаются из вод, встречаются с ними и исчезают вновь. Вдовы их погружаются в поток, чтобы воссоединиться со своими мужьями.
42 Уттанка – мудрец риши, ученик мудреца Веды. Уттанка достал серьги для царицы, супруги царя Паушьи, и после утраты достал их вновь из змеиного царства.
43 Бхригу – ведический мудрец, великий риши, почитающийся основателем рода бхригуидов или бхаргавов, в котором роди­лись Джамадагни и Парашурама.
44 Гаруда – сын Винаты от прародителя Кашьяпы, птица-великан, царь птиц и пожиратель змей.
45 Уччайхшравас – белый конь Индры, якобы вышедший из воды при пахтании океана.
46 Двайпаяна – букв. «островной, островитянин», эпитет мудреца Вьясы, тайно рожденного своею матерью на острове.
47 Частичное воплощение – неполное воплощенио божеств, которые по индийской мифологии только некоей частью своего существа якобы воплощаются на земле в образе царей, героев и пр. для искоренения зла.
48 Дайтьи – демоны, потомки Дити от Кашьяпы.
49 Данавы – демоны, потомки Дану от Кашьяпы, которые, как и дайтьи, сражались против богов.
50 Бхагратхи – букв. «дочь Бхагиратха», одно из названий Ганги. Согласно преданиям, Бхагиратха – сын царя Дилипы и потомок царя Сагары – своими суровыми аскетическими подвигами низвел Гангу с небес на землю, чтобы воскресить шестьдесят тысяч сыновей царя Сагары, превращенных в пепел проклятием мудреца Капилы. Воды Ганги устремились к мету гибели сыновей Сагары и, омыв пепел, оживили их. Поэтому Ганга называется «дочерью Бхагиратха».
51 Шантану – сын Пратипы, царь лунной династии, который был женат на Ганге и Сатьявати. От первой жены у него был сын по имени Бхишма, а от второй – Читрангада и Вичитравирья.
52 Варапавата – древнее название города Барнава, расположенного в 35 км к северо-западу от Мирута.
53 Апгарапарна – имя Читраратхи, царя гандхарвов, побежденного Арджуной.
54 Тапати – дочь Солнца, супруга царя Самваравы и мать Куру.
55 Васиштха – легендарный мудрец, почитающийся домашним жрецом солнечной династии царей и автором ряда ведических гимнов, в особенности же VII мандалы Ригведы.
56 Аурва – легендарный мудрец, потомок Бхригу.
57 Кхандавапрастха – букв. «область леса Кхандава», то же, что Индрапрастха. См. прим. 76 к «Вступлению» (стр. 617).
58 Нарада – божественный мудрец, который в индийской мифологии признается сыном Брахмы, творца вселенной. Нарада почитается посредником между мирами богов и людей.
59 Сунда и Упасунда – два брата-асура, сыновья Никумбхи, которые убили друг друга из-за Тилоттамы, прекрасной небесной девы, созданной и подосланной богами.
60 Улупи – дочь Кауравьи, царя змей. Однажды, купаясь в Ганге, Улупи увидела Арджуву и, пленившись его красотой, увлекла его в Паталу, подземное царство змей., Улупи предложила себя в жены Арджуне, который произвел от нее сына по имени Ирават. Когда Арджуна в сражении был обезглавлен стрелою Бабхруваханы, пасынком Улупи, то при помощи последней он был возвращен к жизни.
61 Бабхрувахана – царь Манипура (Маналура), сын Арджуны от его супруги Читрангады, который был воспитан Улупи.
62 Дварака, Дварика или Дваравати – столица Кришны, воздвигнутая на острове, посреди океана, которая, но преданиям, была после смерти Кришны разрушена морем. Ныне – город Дварка в западной части Гуджерата.
63 Киритин – букв. «украшенный короной или диадемой», эпитет Арджуны.
64 Колесница желания – мифическая колесница, обладающая свойством двигаться всюду по желанию ее обладателя.
65 Деваки – супруга Васудевы и мать Кришны.
66 Мандапала – некий мудрец, который всю жизнь провел в подвижничестве и умер бездетным. Когда в обиталище Ямы он узнал, что его аскетические занятия не достигли успеха из-за того, что у него не было потомства, он принял вид птицы из породы шарнгика и от птицы той же породы, по имени Джарита, произвел четырех сыновей – шарнгов.
67 В критическом издании Махабхараты содержится 225 глав.
68 Бхима – сокращенное имя Бхимасены, второго сына Панду и Кунти.
69 Сын Дхармы, т. е. сын бога Ямы, Юдхиштхира.
70 Вришни – название общины или рода ядавов, к которой принадлежал Кришна. Такое название идет от имени Вришни, потомка Яду, который принадлежал к лунной династии и был предком Кришны. От него Кришна получил прозвище Варшнея («потомок Вришни»).
71 Саубха – название мифического воздушного города дайтьев на берегу океана, над которым властвовал царь Шальва. Кришна разрушает чудесный город Саубху при помощи своего диска и убивает Шальву.
72 Махадева – букв. «великий бог», эпитет Шивы.
73 Охотник-кирата – представитель лесных и горных племен, живших охотой.
74 Хранители мира, т. е. хранители стран света; их восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.
75 Восхождение на небо, т. е. пришествие Арджуны в царство Индры, своего отца.
76 Брихадашва – мудрец, который для утешения Юдхигатхиры рассказывает ему сказание о Нале и Дамаянти.
77 Ломаша – мудрец, посланный Индрой к Юдхиштхире.
78 Гандхамадана – букв. «опьяняющий запахом», древнее название части горной цепи Рудра-Хималаи в Гарвале, которая находится северо-восточнее Бадринатха.
79 Маниман – друг бога Куберы, убитый Бхимой.
80 Агастья – мифический царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. По преданию, Агастья родился от семени Митра-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху. Об Агастье известен следующий миф. Гора Виндхья потребовала от Солнца, чтобы оно обходило ее, как оно обходит священную гору Меру. Когда Солнце отказало, гора Виндхья, дабы преградить ему путь, стала расти в высь. По просьбе богов, Агастья направился к Виндхье, и она почтила его поклоном. Агастья, приказав ей не подниматься до его возвращения, отправился на юг, откуда уже не вернулся обратно. И Виндхья навсегда осталась распростертой.
81 Ватапи – демон-дайтья, сожженный мудрецом Агастьей.
82 Лопамудра – имя девы, созданной мудрецом Агастьей и тайно им отданной царю Видарбхи. Когда Лопамудра выросла как приемная дочь царя, Агастья сам женился на ней.
83 Шиби – легендарный царь, сын Ушинары, о котором легенды рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба,
84 Ришьяшринга – некий мудрец, сын Вибхандаки. По легендам, он родился от антилопы и имел на лбу маленький рог, отчего и получил прозвище Ришьяшринга («антилопорогий»).
85 Картавирья – сын Критавирьи, царь хайхаев, который правил в Махишмати, наследственной столице царей из рода Хайхая. Он имел тысячу рук и золотую колесницу, которая могла двигаться всюду по желанию владетеля. Картавирья был убит Парашурамой за то, что тот насильно увел корову Камадхену у его отца Джамадагни.
86 Хайхая – название страны и ее народа, обитавшего, как предполагают, в горах Виндхья.
87 Суканья – дочь царя Шарьяти, которую отец выдал за мудреца Чьявану.
88 Шарьяти – царь, отец Суканьи, супруги Чьяваны.
89 Сома – сок растения сома, хмельной напиток, который употреблялся при жертвенных возлияниях и почитался священным, Сома часто отожествляется с амритой, напитком бессмертья.
90 Джанту – сын царя Сомаки, которого якобы отец разделил на сто частей и получил сто сыновей.
91 Аштавакра – легендарный брахман, сын Каходы и Суджаты, якобы изучивший веды еще в утробе матери и родившийся калекой.
92 Бандин – возница-сута, побежденный на диспуте брахманом Аштавакрой.
93 Хираньяпура – название города асуров, якобы расположенного в воздухе.
94 Двайтавана – название леса и озера, находившихся вне пределов Куруджангалы (Курукшетры).
95 Индрадьюмна – имя древнего царя и риши, отца Джанаки.
96 Савитри – царевна, супруга Сатьявана. которого она своею мудростью и любовью спасла от Ямы, бога смерти. Сказание о Савитри рассказывает Юдхиштхире Маркандея для утешения пандавов. Это одно из замечательных сказаний древности, включенных в Махабхарату.
97 Уддалака – имя мудреца и учителя.
98 Вайнья – букв, «сын Вены», Притху, царь солнечной династии, потомок Икшваку. Согласно легендам, он был первым царем, и от него земля получила свое название «Притхви» («принадлежащая Притху»).
99 Рама – легендарный герой древней Индии, сын царя
Дашаратхи, впоследствии признанный воплощением высочайшего божества Вишну. Рама является героем эпической поэмы Рамаяны, автором которой считается Вальмики.
100 Пурандара – букв, «сокрушитель (вражеских) городов», эпитет бога Индры.
101 Дхарма наставляет своего сына, т. е. Яма, бог смерти и правосудия, наставляет своего сына Юдхиштхиру.
102 Шами – название породы дерева (Prosopis spicigera, или Mimosa suma), которое якобы содержит в себе огонь.
103 Врикодара – букв. «имеющий брюхо, как у волка», «волкобрюхий», прозвище Бхимасены.
104 Кичака – полководец царя Вираты, убитый Бхимою за то, что он домогался Драупади.
105 Упаплавья – столица царства Вираты, царя матсьев. По соседству с Джайпуром, в 194 км южнее Дели, находится город Вират или Байрат, который, как предполагают, стоит на месте древней Упаплавьи.
106 Город, носящий имя слона – название города Хастинапура, столицы кауравов, из-за которой возникла великая война. Согласно легендам, город этот основан царем Хастином, сыном первого Бхараты, откуда и название его «Хастинапур», т. е. «город Хастина». Однако Махабхарата и Вишнупурана называют его «город слона», от слова hastin – «слон». Развалины Хастинапура находятся близ старого русла Ганги, в 106 км к северо-востоку от Дели. Согласно легендам, Хастинапур был смыт водами Ганги.
107 Вхагадатта – царь страны Прагджьйотиша, убитый Арджуной. Страна и город Прагджьйотиша находились на востоке в Комаруке на границах Ассама.
108 Аламбуса – ракшас, убитый Гхатоткачей, сыном Бхимасены.
109 Шрутаюс – воин-герой, убитый Арджуной.
110 Джаласандха – воин-герой, сражавшийся с Бхимасеной.
111 Саумадатти – воин-герой, сын Сомадатты, убитый пандавами.
112 Трипура – букв. «тройной город», город дайтьев, сожженный Шивой.
113 Царь справедливости или правосудия – эпитет Юдхиштхиры, сына Дхармы, бога правосудия и смерти.
114 Сатьяки – букв. «сын Сатьяка», воин-герой из рода ядавов, принимавший участие в великой войне на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.
115 Бхарадваджа – мудрец, сын Брихаспати и отец Дроны, учителя пандавов.
116 Пхалгуна – букв. «родившийся при созвездиях Пхалгуни», эпитет Арджуны.
117 Притха – имя Кунти, дочери Шуры, правителя ядавов и деда Кришны. Притха, или Кунти, была старшей супругою Панду и матерью трех старших пандавов.
118 Лучший из всех блюстителей закона, т.е. царь Юдхиштхира.
119 Бхишма, смертельно раненный Арджуной, был положен на ложе из стрел.
120 Смварта – мудрец, сын древнего риши Анги раса. Постоянно притесняемый своим братом Брихаспати, он отказался от своих богатств и удалился в лес, не имея даже на себе платья
121 Марутта – имя древнего царя, совершившего жертвоприношение коня в горах Хималая. Согласно легендам, он роздал во время жертвоприношения много золота брахманам, которые взяли с собою столько, сколько могли понести, а остальное бросили на месте жертвоприношения.
122 Читрангада – царевна Манипура и супруга Арджуны, от которого она родила сына Бабхрувахану.
123 Путрика – дочь, призванная родить от своего мужа сыновей для своего отца, который не имеет собственных сыновей.
124 Гавалгана – отец Санджайи, возницы слепого царя Дхритараштры.
125 Эрака – род травы, которая, по преданию, обратилась в палицы, когда ее сорвали Кришна и люди его племени.
126 Яду – старший сын царя Яяти. Согласно Махабхарате, Яду отказал своему отцу в его просьбе отдать свою юность взамен старости отца. За это непослушание он был проклят своим отцом, и в силу этого проклятия его потомки никогда не могли занимать царского трона. От Яду пошел род ядавов, в котором родился Кришна.
127 Санньяса – полное отречение от мира, последняя ступень жизни брахмана.
128 Веданги или анги – части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия.
129 Пять составных частей мира – по индийской космогонии, это: 1) земля, 2) вода, 3) жар, 4) воздух и 5) эфир (акаса).
130 Согласно индийской традиционной науке, различаются четыре вида живых существ: 1) происходящие от пота, испарений, тепла и т. п. (svedaja), т. е. черви, насекомые; 2) рождающиеся из яиц (andaja), т. е. птицы, пресмыкающиеся; 3) происходящие путем разрывания земли (udbhijja), т. е. травы, деревья; 4) рождающиеся из утробы (jarayuja), т. е. люди, животные.
131 Пушкара – знаменитое озеро, расположенное в 11 км от Аджмира, которое издавна служит излюбленным местом паломничества.
Сказание о Паушье
1 Сарама – в Ригведе почиталась собакой Индры и матерью двух собак, прозванных Сарамеями («сыновья Сарамы»), которые имели по четыре глаза и были сторожевыми собаками Ямы, бога смерти. Согласно Бхагавата-пуране, Сарама – одна из дочерей Дакши и мать всех диких животных.
2 Такшашила – город гандхарвов, который был расположен в нынешнем Панджабе и упоминается у Птолемея и других классических авторов под названием Таксила.
3 Айода Дхаумья – младший брат Девалы, ведического мудреца, и в дальнейшем домашний жрец пандавов.
4 Дхармашастра – руководство, или дисциплина, трактующая о законе и морали.
5 Арка – название растения (Calatropis gigantea), небольшого дерева, красные цветы которого вместе с плодами, соком и корой считаются целебными.
6 Ригведа – одна из четырех самхит или сборников вед, «веда гимнов», наиболее древний памятник индийской литературы, относящийся приблизительно к концу третьего тысячелетия до н. э. Ригведа представляет собою собрание гимнов, направленных к различным божествам, олицетворявшим силы природы. См. прим. 19 к «Вступлению» (стр. 612).
7 Белая и черная ткань, т. е. день и ночь.
8 Под перепелом тут подразумевается птица жизни, под пернатым хищником или Гарудой – неумолимое время. В этих словах следует искать скрытый смысл, т. е. намек на то, что только Ашвины, как врачеватели богов, способны вернуть ему зрение, погубленное растением арка.
9 Три сотни и шестьдесят коров – триста шестьдесят дней, а один теленок – один год.
10 Семьсот двадцать спиц, прикрепленных к ступице и ободу колеса, – число дней и ночей в году; колесо – год.
11 Двенадцать спиц, прикрепленных к оси, – двенадцать месяцев в году.
12 Десять стран света – по индийской эпической мифологии различаются десять стран света: четыре главные страны света, четыре промежуточные, зенит и надир.
13 Кшатрия или кшатрий – член касты воинов, которая считается второй из четырех главных каст.
14 Такшака – царь змей один из главных змей-нагов Паталы, подземного царства, сын Кашьяпы и Кадру. Из-за него царь Джанамеджая устроил змеиное жертвоприношение, чтобы истребить всех змей.
15 Шраддха – поминальная жертва для почитания и поддержания душ усопших предков, которая сопровождается угощением, состоящим из лепешек или вареного риса.
16 Айравата – царь змей, который почитается хинду одним из главных среди змеиного племени нагов, населяющих подземное царство.
17 Дхритараштра – брат Айраваты, один из главных змей-нагов, населяющих подземное царство.
18 Кадру – супруга легендарного мудреца Кашьяны, которая считается матерью могучих змей.
19 Ашвасена – имя змея-нага, сына Такшаки, царя змей.
20 Икшумати – название реки Калинади, которая течет через Камаон, Рохилькханд и район. Канаудж и впадает в Гангу.
21 Махаддьюма или Махаддьюман – название места священных омовений.
22 Двадцать четыре деления, т. е. двадцать четыре фазы луны
23 Сокрушитель Вритры и Намучи – бог Индра.
24 Три мира – три мира, взятые вместе, а именно: небо (svarga), земля (bhumi) и подземный мир (patala).
25 Дхатри и Видхатри – два божества, олицетворяющие творение и установление, имена Брахмы и Праджапати. В эпосе Дхатри и Видхатри часто представляются как два брата сыновья Брахмы.
26 По календарю хинду различаются шесть времен года, а именно: 1) прохладный сезон – с середины января до середины марта; 2) весна – с середины марта до се редины мая; 3) лето – с середины мая до середины июля, 4) дождливая пора – с середины июля до середины сентября; 5) осень – с середины сентября до середины ноября и 6) зима – с середины ноября до середины января.
27 Парджанья – дождевое или грозовое облако; бог грозы и грома Индра.
28 Айравата – слон Индры, который якобы вышел из вод океана во время пахтания его богами и асурами.
29 Хастинапур – название города. См. прим. 106 к «Краткому содержанию» (стр. 628).
30 Разложился на пять составных частей, т. е. умер.
31 Кашьяпа – древний ведический мудрец-поэт, сын Маричи и внук Брахмы. Согласно легендам, он почитается отцом Вивасвана (Солнца), отца Ману, родоначальника человеческого рода.
Сказание о Пуломе
1 При мольбе и приветствии хинду складывают руки ладонями вместе и подносят их к голове. Этот жест на санскрите называется aujali, а тот, кто делает его – krtaujalih.
2 Араньяка – букв. «лесная книга», один из поздних отделов ведической литературы религиозно-философского содержания.
3 Бхригуид или бхаргава – букв. «происходящий от Бхригу», потомок Бхригу.
4 Маруты – боги бури и ветра, которые занимали выдающееся место в ведах и представлялись друзьями и союзниками Индры. Они считаются сыновьями Рудры, бога бури, сыновьями или братьями Индры, сыновьями океана, неба или земли. Они вооружены молниями и громовыми стрелами.
5 Гхритачи – одна из главных нимф-апсар, которые пребывают на небе Индры.
6 Ракшас – разновидность злых полубогов.
7 Павака – букв. эпитет бога огня или бога огня Агни.
8 Семипламенный – эпитет бога огня Агни.
9 Дарша – жертвенный обряд, совершаемый в день новолуния.
10 Паурнамаса – жертвенный обряд, совершаемый в день полнолуния.
11 Ом – слово торжественного обращения или благословения. Оно употребляется в начале молитв и религиозных церемоний и обычно ставится в начале книг. Слово ом, по индийской фонетике, состоит из трех звуков: а, и и т, которые символизировали три веды. С глубокой древности звук «ом» считается в высочайшей степени священным.
12 Вашат – восклицание, употребляемое при совершении возлияний божеству.
13 Свадха – восклицание, употребляющееся при возлияниях теням усопших предков.
14 Сваха – восклицание, употребляемое при совершении возлияний богам.
15 Менака – одна из главных апсар, божественных дев.
16 Бхага-Дайвата – название двенадцатого лунного созвездия Уттара-Пхалгуни, состоящего из двух звезд. По верованиям хинду, созвездие Бхага-Дайвата благоприятствует браку.
17 Царь закона – Яма или Дхарма, бог смерти и правосудия.
18 Дундубха – порода неядовитых змей.
Сказание об Астике
1 Пожиратель жертв – Агни, бог огня.
2 Праджапати – букв. «владыка созданий», прозвище бога-создателя, которое в ведическую эпоху давалось Индре. Савитару, Соме и др.
3 Яявара – букв. «вечностранствующий», прозвище странствующего нищего или святого.
4 Вирана – пахучая трава, корни которой употребляются в качестве прохладительного средства.
5 Васуки – мифический царь змей из племени нагов, населяющих подземное царство, который почитается сыном мудреца Кашьяпы и братом змеи Джараткару. Во время пахтания океана боги и асуры воспользовались помощью Васуки, обмотав его в качестве веревки вокруг горы Мандары.
6 Тот, у кого вместо возницы ветер, тот, кому возницею служит ветер – эпитет бога огня Агни.
7 Деваюга – букв. «божественный век», название первого из четырех мировых периодов, который именуется также Сатья-югой или Критаюгой, т. е. Золотым веком. См. прим. 1 к «Краткому содержанию» (стр. 620).
8 Под Праджапати в данном случае подразумевается Дакша, один из семи мудрецов-риши, духовных сыновей Брахмы, который почитается отцом Кадру и Винаты. Первая почитается прародительницей змей, вторая – птиц.
9 Меру – название мифической горы, на которой расположены небо Индры и города богов с их небесными обитателями. По мифологии хинду, Меру находится в Хималаях.
10 Кальпа – мировой период, составляющий одни сутки Брахмы и равный двум тысячам Махаюг, т. е. 8 640 000 земным годам. См. прим. 1 к «Краткому содержанию» (стр. 620).
11 Асуры – «не-боги», демоны, противники богов.
В ведическую эпоху асуры почитались добрыми божествами.
12 Мандара – легендарная гора, которою якобы воспользовались боги как мутовкой, когда они вместе с асурами пахтали океан для получения амриты и сокровищ. Она отожествляется с горой Мандарагири, расположенной в районе Бхагальпура, в 56 км южнее Бхагальпура.
13 Киннара – мифические существа с лошадиными головами из разряда добрых полубогов, по индийской мифологии почитаются небесными музыкантами.
14 Йоджана – мера длины, равная четырем крошам, или 15 или 17 км.
15 Потомок Бхригу – обращение к Шаунаке.
16 Ананта – букв. «бесконечный, безграничный» прозвище мирового змея Шеши.
17 Варуна – одно из главных ведических божеств, которое олицетворяло собою небесный свод. В позднейшее время Варуна был низведен в разряд второстепенных божеств и занял место простого водяного.
18 Т. е. патала – преисподняя.
19 Опора земли, точнее «носительница земли» – гора, которая, по верованиям хийду, поддерживает землю.
20 Шри – супруга бога Вишну, одно из имен Лакшми, богини красоты и счастья, которая вместе с другими сокровищами появилась при пахтании океана.
21 Белый конь, т. е. Уччайхшравас, конь Индры, который вышел из глубин при пахтании океана.
22 Дханвантари – врачеватель богов. Он почитался хинду учителем науки врачевания – Аюрведы.
23 Майя – божественная иллюзия, творческая сила, якобы создающая мир, который, будучи подвластен ей, имеет призрачное, нереальное существование.
24 Раху – имя демона-дайтьи. Согласно легендам, Раху почитается одной из планет. Он похищает солнце и луну и проглатывает их, вызывая затмения.
25 Чакраюдха – букв. «вооруженный диском», прозвище Вишну-Нараяны.
26 Сударшана – букв. «красивый видом», на звание диска Вишну-Нараяны.
27 Ачьюта – букв. «нетленный», эпитет Вишну или Кришны.
28 Дити и Дану – дочери Дакши, одного из Праджапати, и жены мудреца Кашьяпы, которые почитаются матерями дайтьев и данавов.
29 Ганы – разряд полубогов из свиты Шивы, находящихся под начальством Ганеши, бога мудрости. Гана, букв. «род, раз ряд» – также условное обозначение разряда низших богов, полубогов и прочих существ.
30 Сокрушитель Балы – эпитет бога Индры, убившего демона Балу.
31 Под Критином здесь подразумевается прозвище Нары, олицетворяющего изначального и вечного мужа.
32 Макары – мифические морские чудовища.
33 Панчаджанья – название раковины-трубы Кришны, сделанной из раковины морского демона Панчаджаны, убитого Кришной.
34 Говинда – букв. «пастух, глава пастухов», прозвище Вишну-Кришны. При одном из своих воплощений Вишну, приняв вид ветра, разыскивал землю и поднял ее на своих бивнях из глубин океана.
35 Атри – древний ведический мудрец. Позднее Атри почитался как один из десяти Праджапати, «владык созданий». Согласно индийской мифологии он также почитается одним из духовных сыновей Брахмы.
36 Божественная кобылица – апсара Ашвини, которая в образе кобылицы родила солнцу двух сыновей, Ашвинов.
37 Вибхавасу – букв. «богатый блеском», эпитет огня или Агни, бога огня.
38 Шачи – супруга Индры.
39 Ваю – ветер, бог ветра.
40 Пунаргхана – букв. «постоянно дождящий», эпитет бога Индры.
41 Тысячеглазый бог – прозвище Индры.
42 Кшана – миг, мгновение, единица времени, равная 4/5 секунды
43 Кала – единица времени, равная или минуте, или 48 секундам, или же 8 секундам.
44 Трути – очень малый промежуток времени, равный 1/4 кшана.
45 Разъезжающий на светложелтых конях – одно из имен Индры.
46 Васава – букв. «повелитель (восьмерых) Васу», Индра.
47 Малая – название горной цепи в южной Индия, которая изобилует сандаловыми деревьями. Ныне – область Мальва.
48 Нишады – название горных племен, обитавших в горах Виндхья, к которым относятся охотники, рыбаки и прочие. Нишадами называются также чандалы (candala), считающиеся внекастовыми.
49 Тогда он увидел отца, т. е. мудреца Кашьяпу.
50 Аламба – одно из мест священных омовений.
51 Вайдурья – драгоценный камень, ляпислазурь.
52 Валакхильи – разряд легендарных мудрецов-пигмеев, ростом с большой палец, численностью в 60000. Они почитаются хинду благочестивыми и препровождают колесницу Солнца, сверкая, как его лучи, и питаясь ими.
53 Муни – отшельник-мудрец.
54 Химаван – букв. «обладающий снегами, снежный», Хималаи.
55 Таркша – эпитет легендарного мудреца Кашьяпы, отца Гаруды.
56 Премудрые – боги.
57 Палаша – название дерева (Butea frondosa) с круглыми, зубчатыми листьями.
58 Марича – букв. «сын Маричи» (Marici), одного из десяти Праджапати, Кашьяпа.
59 Аруна – букв. «красный», имя старшего брата Гаруды, который почитается хинду возницей солнца и олицетворяет собою зарю.
60 Бхаувана – букв. «сын Бхуваны», прозвище Вишвакармана, зодчего богов.
61 Тысячеглазый – прозвище Индры.
62 Здесь перечислены имена могучих полубогов, якшей.
63 Вооруженный трезубцем – прозвище Шивы, бога-разрушителя.
64 Супарна – букв. «с красивыми перьями», эпитет Гаруды. Супарны – мифические птицы-великаны.
65 Вайнатея – букв. «сын Винаты», Гаруда.
66 Кришна – главное божество вишнуитов.
67 Я буду почитать риши, т. е. мудреца Дадхичи, который перед смертью завещал свои кости богам. Из костей его зодчий богов сделал ваджру, громовую стрелу, с помощью которой Индра побе дил демона Вритру.
68 Ваджра – громовая стрела, перун. Ваджра почитается оружием бога Индры.
69 Куша – род травы, считающейся священной. Куша составляет необходимую принадлежность различных религиозных обря­дов.
70 Шеша – мифический мировой змей, повелитель подземного мира – Патала. Согласно легендам, он представляется в виде тысячеголового змея, на котором покоится Вишну.
71 Бадари – или Бадарикашрама – место паломничества, посвященное Вишну, оно известно ныне под названием Бадринатх и находится в Гарвале, в Соединенных Провинциях.
72 Гокарна – место паломничества, посвященное Шиве, ныне город Гендия (Гокарн), в провинции северной Канары (район Карвар), в 56 км от Гоа, между Карваром и Кумта.
73 Пушкара – место паломничества, неподалеку от Аджмира, которое славится своим озером.
74 Джата или джати – прическа, представляющая собой скрученные в жгут волосы в виде косы, которую носили отшельники.
75 Полоска мочалы – набедренная повязка у отшельников.
76 Элапатра – имя одного из змеев.
77 Обиталище Варуны – эпитет океана, где обитает бог Варуна, владыка вод.
78 Рудра – букв. «ревун», одно из имей бога Шивы. Во множественном числе (обычно одиннадцать) Рудры – группа божеств, олицетворяющих бурю и находящихся под предводительством Шивы. По одним легендам Рудры почитаются сыновьими Брахмы, по другим – Кашьяпы.
79 Сын Вивасвана – сын Солнца, Яма, бог смерти и правосудия.
80 Мантры – священные стихи и формулы из ведических гимнов, имеющие якобы магический смысл и употреблявшиеся как заклинания.
81 Каши – одно из названий Бенареса, священного города Индии.
82 Пуруравас – имя царя, который почитается сыном Будхи и Илы и основателем лунной династии царей.
83 Урваши – имя прекрасной небесной девы, апсары, упоминаемой еще в Ригведе. В силу проклятия Митры и Варуны Урваши должна была сойти на землю, где она стала женой царя Пурураваса, который пленился ею. Этот сюжет составляет основу драмы Калидасы «Викра морваши», которая переведена Бальмонтом на русский язык под названием «Мужеством добытая Урваси» (К а л и д а с а. Драмы. Перевод К. Бальмонта со вступительным очерком С. Ольденбурга М., 1916).
84 Брахмачарин – букв «изучающий веды или брахману», ученик-брахман, соблюдающий обет воздержания в первой ступени своей жизни.
85 Способами, свойственными белым воронам, т. е необычными способами, так как белых ворон не существует вовсе.
86 Агнихотра – жертвоприношение на огне.
87 Вайшванара – букв. «принадлежащий всем людям, всенародный», эпитет огня и Агни, бога огня.
88 Владыка богов с трезубцем в руках, т. е. бог Шива.
89 Вайшья – член третьей основной касты хинду, в состав которой входят купцы, высшие группы ремесленников, земле дельцы и пр.
90 Шудра – член четвертой касты хинду, в состав которой входят рабочие, ремесленники, домашняя прислуга и пр.
91 Сома – одно из названий луны или месяца. По верованиям хинду, луна, по мере своего роста, наполняется сомой или амритой (напитком бессмертия), которая постепенно поглощается богами Одно из названий напитка бессмертия было затем перенесено на луну, вследствие чего она называется Сомой.
92 Шарадвата – букв. «сын Шарадвана», Крипа, знаток военной науки, который принял участие в великой войне на стороне кауравов.
93 Сын Субхадры, т е. Абхиманью, рожденный Субхэдрой от Арджуны.
94 Шесть врагов, т. е. объединение шести врагов-страстей. В объединение шести врагов, согласно Артхашастре Каутильи, входят: 1) страсть, 2) гнев, 3) жадность или стяжание, 4) гордость, 5) опьянение или безумство и 6) высокомерие.
95 Шрингин – букв. «рогатый».
96 Махараджа – «великий царь»; чаще всего употребляется как форма почтительного обращения.
97 Жрец-ритвидж – жрец, отправляющий службу при жертвоприношениях. Существуют четыре главных жреца-ритвиджа, а именно: 1) хотри, т. е. жрец-взыватель, 2) удгатри, т. е. жрец-певец, 3) адхварью, т. е. жрец-исполнитель, и 4) брахман, т. е. жрец-хранитель.
98 Пожиратель жертв – огонь и Агни, бог огня.
99 Главный зодчий из касты сутов, т. е. сута по имени Лохитакша.
100 Асита – имя ведического мудреца, почитающегося повелителем темноты и магии.
101 Парвата – легендарный мудрец, почитающийся посланником богов. Парвата всегда выступает в сопровождении мудреца Нарады.
102 Атрея – потомок Атри, легендарный врачеватель.
103 Праяга – современный Аллахабад. Место, где соединяются Ганга, Ямума (Джумна) и мифическая подземная Сарасвати. Праяга всегда была популярным местом паломничества.
104 Будет равным им, т. е. будет равно 10 000 жертвоприношений Шакры (Индры).
105 Харимедхас – букв. «совершивший жертвоприношение светложелтого коня», эпитет Вишну-Кришны.
106 Рантидева – легендарный царь из лунной династии, потомок Бхараты. Рантидева был знаменит своим богатством, благочестием и щедростью.
107 Гайя – имя одного из асуров.
108 Шашабинду – царь, сын Читраратхи.
109 Вайшравана – букв. «пользующийся известностью, знаменитый», эпитет Кубезы. бога богатства.
110 Прига – сын Ману Вайвасвата, который, согласно легендам, превратился в ящерицу вследствие проклятия брахмана.
111 Аджамидха – старший сын Хастина, рожденный в роду Пуру, сына Яяти.
112 Дашаратха – царь, отец Рамы.
113 Сокрушитель Вритры – Индра.
114 Читрабхану – букв. «ярколучистый», эпитет огня и Агни, бога огня.
115 Дхармараджа – букв. «царь справедливости, закона или правосудия», царь Юдхиштхира, сын Дхармы (Ямы), бога правосудия и смерти.
116 Кхватванга – имя одного из царей.
117 Набхага – имя царя, который, согласно легендам, в семь ночей покорил землю.
118 Дилипа – царь из солнечного рода, сын Аншу мана и отец Бхагиратхи. У Дилипы долго не было детей. Васиштха велел ему и его супруге Сулакшине ухаживать за небесной коровой Нандини. На двадцать второй день у них родился сын, который покорил весь мир и сделался основателем династии рагхуидов.
119 Яяти – пятый царь лунной династии, сын царя Нахуши. У Яяти было пять сыновей от двух жен. От старшего сына Яду пошел род ядавов, в котором родился Кришна, от младшего сына Пуру, который по просьбе отца уступил ему свою молодость, пошел род Пуру.
120 Мандхатри – царь из солнечного рода, сын Юванашвы. Согласно легендам, Мандхатри родился на свет из чрева своего отца, разорвав его бок.
121 Вальмики – мудрец и первый поэт, который почитается автором эпической поэмы Рамаяны, посвященной подвигам Рамы.
122 Дамбходбхава – царь, который, возгордившись своей силой, решил сразиться с божественными мудрецами Нарой и Нараяной, но побежденный Нарой был повергнут к его ногам. Сказа ние об этом царе рассказывается в Махабхарате как предостережение от гордости.
123 Трита – низшее божество, упоминаемое иногда в Ригведе.
124 Бхагиратха – легендарный мудрец, сын царя Дилипы и потомка царя Сагары; он своими суровыми аскетическими подвигами низвел Гангу с небес на землю. Вследствие этого он почитается отцом Ганги.
125 Лохитакша – зодчий из касты сутов.
126 Громодержец – букв. «держатель перуна», Индра.

127 Асита – «черный», артиман – «испытывающий страдание» и сунитха – «придающий хорошее направление» – все три слова почитаются хинду мантрами или заклинаниями, действующими против змей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий