пятница, 16 октября 2015 г.

В память о моих родителях Встреча со свами Шиванандой Абдул Калам



Мать
Морские волны, золотой песок, вера паломников, улица с местной мечетью в Рамешвараме – всё сливается 
Мама, ты приходишь ко мне, простирая напитанные небесной лаской руки! Я помню суровые дни войны, когда жизнь была трудной, полной невзгод и изнурительного труда. Мили и мили, пройденные мной пешком в 
предрассветные часы – сначала к святому учителю у храма, дававшему мне уроки, потом в школу, где учили 
арабскому языку, затем через песчаные холмы на железнодорожную станцию, чтобы забрать газеты и разнести 
их жителям храмового городка, через несколько часов после восхода солнца – школа, вечером – работа по дому, поздно ночью – подготовка домашнего задания. И всю эту боль маленького мальчика ты смогла преобразовать в праведную силу одними лишь молитвами и поклонами, совершаемыми пять раз в день, когда, стоя на коленях, ты просила Всевышнего только одного – Его милости. Твоя неколебимая набожность, мама, стала силой твоих детей! Ты всегда делилась с теми, кто испытывал нужду. Ты 
всегда только отдавала и отдавала с верой в Него. Одно детское воспоминание до сих пор живо во мне. 
Мне 10 лет. Я сплю на твоих коленях на зависть старшим братьям и сёстрам. Ночь, полнолуние – мой мир знал 
только тебя, мама! Когда я вдруг проснулся в середине ночи, задыхаясь от слёз, капающих на мои ноги, ты, моя 
добрая мама, почувствовала и поняла внутреннюю боль своего сына. Твои ласковые руки нежно развели боль и 
страдания ребёнка. Твоя забота и твоя вера давали мне силу принимать этот мир без страха, уповая на Всесилие 
Того, к кому ты обращала свои молитвы. В великий Судный День мы встретимся вновь, моя милая, добрая мать! 

Отец 
Мой отец не имел формального образования и не был богат, но обладал глубокой врождённой мудростью и истинной духовной щедростью. Одним из моих самых ярких воспоминаний раннего детства было то, как два близких друга, мой отец, мусульманин, и старший брамин главного храма Шивы в Рамешвараме, каждый одетый в свою традиционную одежду, обсуждали духовные вопросы. 
Мы жили в мусульманском районе, в котором находилась очень старая мечеть, и отец ежедневно ходил со мной туда на вечернюю молитву. Я ничего не понимал в арабских словах, но был абсолютно убеждён, что творимые молитвы достигали Бога. Когда я подрос и мог уже задавать вопросы, я спросил своего отца о значимости молитвы. 
Отец ответил, что в молитве нет никакой тайны. Она, скорее, создаёт возможность духовного общения людей. Он сказал: « Когда ты молишься, ты превосходишь своё тело и становишься частью Космоса, в котором отсутствуют все различия – богатства, возраста, касты, религиозной принадлежности». У отца была удивительная способность объяснять сложные духовные понятия простыми словами обыденного тамильского языка. Однажды он мне сказал: «Каждый человек, в любой момент своей жизни, в любом 
месте, где он находится, являясь тем, чем он есть в действительности, на той ступени, которой он достиг, хороший 
он или плохой, представляет уникальную частичку единой проявленной в мире божественной Сущности. Поэтому че-го бояться трудностей, страданий и проблем? Когда ты сталкиваешься с трудностями, пытайся понять причину 
своих страданий. Невзгоды всегда представляют возможность заглянуть внутрь себя".
В течение всей своей жизни я старался следовать при-меру отца в моём собственном мире науки и технологии. Я пытался понять фундаментальные истины, открытые мне моим отцом, и могу с твёрдой убеждённостью заявить, что да! существует божественная сила, которая может поднять человека, вывести его из состояния смятения, отчаяния, тоски и неудач, направив по предназначенному для него, его собственному пути. Как только человек отсекает эмоциональные и физические привязки, ему открывается дорога к свободе, счастью и покою ума! 

Духовный наставник 
Шёл 1958 год. Я получил диплом инженера аэронавтики, и передо мной открылись две альтернативные возможности работы, обе приближающие к осуществлению моей давней мечты – летать. Одна была связана с карьерой в Военно-воздушных силах Индии, другая – с работой в Директорате технического развития и производства авиационной отрасли (ДТРП) в Министерстве обороны. Я подал заявления в обе организации. Приглашения на собеседование пришли практически одновременно из Дехрадуна, Отдела 
по набору кадров ВВС, и из Дели, ДТРП Минобороны. И с Корамандельского побережья я отправился на север Индии 
впервые через всю мою обширную страну. Сначала я прибыл в Дели, город великого суфийского святого Хазрата Низамуддина, и прошёл собеседование в ДТРП, спокойно и без труда ответив на все заданные вопросы. Затем я отправился в Дехрадун и предстал перед члена-ми Приёмной комиссии ВВС. Здесь внимание уделялось в большей степени личностным качествам кандидата, чем 
его знаниям и эрудиции. Отвечая на вопросы, я был во-одушевлён, но нервничал, решителен, но волновался, уве-рен в себе, но испытывал напряжение. В итоге по результатам собеседования из 25 человек я оказался девятым, а приняли первых восьмерых. Я очень сильно расстроился, осознав, что шанс стать лётчиком от меня ускользнул. В подавленном состоянии я побрёл из здания комиссии и оказался на самом краю скалы: далеко внизу блестело озеро. Я знал, что впереди меня ожидают трудные дни. Передо мной стояло много вопросов, на которые надо было найти ответ и выработать дальнейший план действий. 
Я поехал в Ришикеш. Там я искупался в Ганге, получив огромное наслаждение от её освежающей чистой воды. За-тем я отправился в Ашрам Свами Шивананды, который возвышался на берегу Ганги неподалёку. Войдя в ашрам, я 
ощутил в теле сильную вибрацию. Там я увидел множество сидящих вокруг садху, пребывающих в трансцендентном состоянии. Я читал, что садху– это люди, обладающие психическими силами, имеющие интуитивное знание вещей: в моём подавленном состоянии я искал ответы на сомнения, которые терзали меня. Я встретился со Свами Шиванандой. Этот человек, похожий на Будду, был одет в белоснежное дхоти и деревянные падуки (традиционная обувь садху). У него было смуглое лицо и пронзительные чёрные глаза. Меня поразили его неотразимая почти детская улыбка и необыкновенное великодушие. Я представился: моё мусульманское имя не вызвало в нём никакой реакции. Ещё до того, как я успел что-то сказать, он спросил меня о причине моей печали. Он не объяснил, каким образом он узнал о том, что я испытываю состояние душевной горечи, а я не стал его спрашивать об этом. Я рассказал ему о моей неудачной попытке стать лётчиком ВВС и о моём давнем заветном желании 
летать. Он улыбнулся, и все мои тревоги рассеялись почти в тот же миг. Он сказал тихим, но глубоким и проникно-венным голосом:«Желание, если оно исходит из сердца и одухотворено, если оно чистое и устремлённое, оно обладает благой электромагнитной силой. Эта энергия уходит в эфирное пространство во время ночного сна, когда ум погружается в глубокий сон. И каждое утро она возвращается к вам в бодрственном состоянии, усиленная космическими 
потоками. Всё, что было в воображении, безусловно, обязательно воплотится в действительности. Молодой человек, вы можете положиться без всякой доли сомнения на этот извечный Промысел с той же убеждённостью, как вы полагаетесь на то, что завтра снова взойдёт солнце... или в своё время наступит весна!» Когда ученик готов, является Учитель. Как верно сказано! Вот истинный учитель, явившийся, чтобы указать путь ученику, чуть было не заблудившемуся в своих поисках! «Примите свою судьбу и 
идите вперёд по жизни. Вам не предназначено быть военным лётчиком. Кем вам быть, в настоящий момент вам ещё не открыто, но это уже предопределено. Забудьте об этой неудаче. Она была необходима, чтобы направить вас на предназначенный вам путь. Ищите истинную цель своего 

10 уроков жизни Абдула Калама
1. Вы должны мечтать, прежде чем ваши мечты могли 
бы осуществиться. 
2. Сделать страну свободной от коррупции и превра-тить её в нацию прекрасных умов, по моему глубокому 
убеждению, возможно с помощью трёх ключевых членов 
общества. К ним относятся отец, мать и учитель-наставник. 
3. Моё послание молодёжи: Имейте мужество выра-жать собственное мнение, смелость изобретать, бесстрашие идти по неизведанному пути и открывать невозмож-ное, побеждать проблемы и добиваться успеха. Вот такое 
будет моё послание вам молодым! 
4. Чтобы добиться успеха, нужно иметь твёрдую, не-сгибаемую, всепоглощающую преданность избранной 
цели. 
10
существования. Мой сын, станьте единым с самим собой! 
Предайте себя воле Бога», – сказал Свами. 

Я вернулся в Дели узнать результат собеседования в ДТРП. В ответ мне вручили письмо о моём назначении на 
должность старшего научногосотрудника в Техническом центре гражданской авиации. Я подумал, что если это было моё предназначение, то пусть так и будет. Наконец мой ум успокоился. Если мне не было суждено управлять самолётами, то по крайней мере я буду вносить свой вклад в их надёжность и совершенствование И никогда больше в сво-ей жизни после этой неудачной попытки стать лётчиком я не испытывал ни чувства горечи, ни разочарования. 

О Бхарата, ты  вечной мудрости источник, 
Любви и святости ты— суть и плоть!

г Дели
-Абдул Калам. Вдохновенные мысли 
Перевод с английского, русский текст, редакция: 
Б. А. Загорулько, Н. Н. Самсонова. – Дели, 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий