ПО ЕГО СТОПАМ
Даршан в Бриндаване в середине семидесятых… ностальгические воспоминания о тех прошедших золотых днях. Следовать по Его стопам, разыскивать те золотые моменты – это самая лучшая медитация, которую только можно выполнять. Он не только двигался среди мужчин и женщин, удовлетворяя их духовную жажду, но также отдавал Себя им, становясь «панацеей» от всех мирских проблем, созданных человеком, в то же самое время поднимая людей в высшие сферы духовности. Это попытка Х. Сундера Рао описать шаг за шагом один из тех знаменитых утренних даршанов в Бриндаване в те старые золотые дни.
Учитель, продолжай двигаться вперёд,
а я до последнего вздоха буду следовать за тобой в истине и преданности.
Время пришло! Баба входит в личную комнату Своей резиденции. Время даршана в Бриндаване. Он вскоре появится из комнаты и направится к воротам, за которыми собрались сотни преданных, сидящих на земле тесными рядами в ожидании, молчании, и каждый полон огромных надежд, что Бхагаван скажет особое слово утешения…, возможно, сделает какой-то жест любви и сострадания… или даже дарует долгожданное интервью.
Два добровольца открывают главные ворота. Баба выходит, на его красивом лице сияет лучезарная улыбка. Его свободное светло-красное одеяние и Его великолепная копна волос сияют, словно какой-то божественный искрящийся свет падает на Его изящное, очаровательное, стройное тело. Он на мгновение останавливается за воротами и бросает Свой взгляд на большое количество собравшихся мужчин, женщин и детей. Они приехали из всех частей Индии, а многие – из-за границы. Взгляд Бабы производит на них электризующее воздействие. Человек, по-видимому, погружается в какую-то высшую силу, «махашакти». Вся атмосфера заряжена любовью, «Премой». Баба – это воплощение сострадания. Когда Он стоит здесь некоторое время, обводя взглядом преданных, Его руки делают несколько выразительных жестов – возможно жестов ободрения, утешения и благословения, потому что Баба знает каждого человека в толпе. Он может проникнуть во внутренние глубины каждого человека, понять нужды и проблемы каждого преданного.
Теперь Он движется к преданным, сидящим в длинных, почти бесконечных линиях, – мужчины с одной стороны, а женщины с другой. Одна женщина неожиданно встаёт и подходит к Нему, голосом, дрожащим от какого-то сильного страдания, удручающего её сердце, она шепчет несколько слов этой инкарнации Бога, находящегося сейчас среди нас, чтобы исполнить торжественное обещание, данное Им Арджуне тысячелетия назад при битве на Курукшетре:
«Каждый раз, когда Дхарма приходит в упадок, и Адхарма возрастает,
О, Бхарата, тогда Я воплощаюсь из века в век».
Он слушает женщину. Он знает, что беспокоит её. Он сразу же немного вытягивает Свою правую руку, делает ею несколько круговых движений, и появляется небольшое количество священного вибхути. Он сыплет его в ладонь женщины… В её глазах слёзы, не горя, а глубокой удовлетворённости, радости, «анады». Это слёзы благодарности, слёзы любви. Его божественное прикосновение к её голове рассеивает все её сомнения и страхи.
Ещё несколько шагов… В тени дерева рядом с воротами Он видит больного ребёнка, искалеченного какой-то болезнью. Он направляется к ребёнку. Родители и другие члены семьи собираются вокруг Него. Баба точно знает, что случилось с ребёнком. Он Аватар – всемогущий и всеведущий. Люди должны отрабатывать свою «карму», но милость Бога более могущественна. Он лучше знает, что делать в каждом случае страдания. Его сострадание может растворить эффекты Кармы, смягчить её суровость. Баба успокаивает родителей и родственников ребёнка несколькими ободряющими словами, похлопывает по голове ребёнка и… чудо из чудес! Он говорит родителям всё о болезни ребёнка, опять материализует священный вибхути и с любовью наносит его на части тела ребёнка. Уныние, окутывавшее родителей ребёнка, исчезает. Баба приносит новую надежду, усиливает веру в силу, находящуюся за пределами нашего ограниченного мышления. Веды описывают Всевышнего как «апрапья манасасаха», находящегося за пределами человеческого рассудка и человеческой логики.
«Бог, ходящий среди людей», – слышу я, как кто-то шепчет своему соседу. Когда он произносит эти три слова, его глаза увлажняются. Возможно, это мгновенно пронесшееся суждение, но в присутствии Бабы он глубоко тронут. Сотни других тоже взволнованы, они испытывают глубокие чувства. От одного только присутствия Бабы атмосфера сразу же наполняется светом и великолепием, «которого никогда не было ни на земле, ни на море», величием, которое едва ли может быть описано человеческим языком. Когда Он движется вдоль двух рядов преданных, многие делают безуспешные попытки заглянуть Ему в глаза или привлечь Его внимание. Жаждущие, наполненные слезами глаза, лица, на которых написано страдание, какое-то неизвестное волнение или страх, разбитые сердца, разочарованные люди, мужчины и женщины, стонущие от тяжёлого бремени мирских забот и проблем, раскаивающиеся люди, просящие прощения у Бога, духовные искатели, ищущие существо, достигшее высшей самореализации…, другие, беспокоящиеся о каких-то знаках сострадания, и те, кому крайне необходимы какие-то земные блага – все они находятся здесь. Гита говорит о четырёх типах «бхакт»: человек в горе, человек, ищущий знания, человек, ищущий богатства, и человек, наполненный мудростью. Все эти типы находятся здесь, и многие другие, покинутые и заброшенные…, иногда это те, кто приходит посмотреть на Бабу из любопытства…, скептики и атеисты, скитальцы, которые надели одежду «саньяси», чтобы поддерживать себя, не работая, бродяги, сбившиеся с пути, блуждающие в мире… Иногда Он обнаруживает сверхъестественное понимание тех, кто каким-то образом чувствуют себя чуждыми атмосфере этого места.
Все глаза устремлены на стройную, лучезарную любимую фигуру. Со сложенными руками они смотрят в Его глаза. Он останавливается перед группой, чудо священного вибхути повторяется. Его глаза смягчаются глубоким состраданием, когда какая-то пожилая женщина пытается коснуться Его стоп. «Нет, Бангару», – говорит Он ей. «Бангару» – это предпочитаемое Бабой слово, выражающее Его любовь. Когда Он говорит его преданному, оно свидетельствует о Его безграничной заботе о самом незначительном из Его преданных. Это «открывающий сезам», который открывает двери человеческого сердца, его сладость надолго остаётся в сердце, вибрирует и реверберирует в душе человека. Бангару – это слово на языке телугу, означающее «золото». Когда я много лет назад впервые услышал его, обращённое ко мне, я почувствовал себя так, словно меня подняли на небеса. Оно продолжает неотступно следовать за мной, и всякий раз, когда Баба говорит мне это магическое слово, я наполняюсь радостью и спокойствием, которые, по-видимому, не имеют границ. Иногда Баба стоит совершенно неподвижно, глубоко погружённый в Свои собственные мысли. Он напоминает мне Высшего Йоги – незатронутого волнами мирского океана. Только Он знает, о чём Он думает, – прошлом, настоящем или будущем творения и, может быть, о Своей долгой неразрывной череде воплощений из поколения в поколение: «Мы много раз принимали рождения с тобой, о, Арджуна. Я знаю их все, тогда как ты не знаешь, о, Парантапа». Это слова Йогешвара Кришны из Гиты.
Баба – это сознание, которое пребывает в вечности, сознание, которое не стирается и не дробится по прошествии бесконечной череды эонов, сознание, которое сохраняется в катаклизмах и трансформациях мироздания. Он – ОДИН, кто остаётся, в то время как многое меняется и исчезает.
Иногда Он идёт быстро, едва ли обращая внимания на толпу, молчаливый, отрешённый, даже не улыбаясь им. Он не безразличен. Он знает, когда Ему следует заговорить с определённым преданным. Его благословения – составная, неотделимая часть Его «Даршана». Посредством неслышимых духовных вибраций, с помощью непроизнесённых слов Баба может осуществить скрытую, безмолвную трансформацию людей. Само Его присутствие – это бесконечное благословение. «Когда я впервые увидел Его», – сказал мне один преданный из Америки, – «я был взволнован и возвышен выше своих самых безрассудных ожиданий». Божественные пути всегда неисповедимы. Бог непостижим. Он действует таинственным образом, чтобы совершать Свои чудеса. Божественная любовь не подвержена взлётам и падениям, превратностям человеческого поведения. В способах действия Бхагавана, конечно же, есть скрытая цель; Его Према неистощима. В одном из Своих самых трогательных заявлений Он говорит, что, несмотря на то, что люди игнорируют Его, сомневаются в Нём, неблагодарны и не признают Его, Его забота, любовь и попечение никогда не уменьшатся. Многие предлагают Ему гирлянды и другие вещи. Они просят у Него автограф. Иногда, если преданный удачлив, к подношениям прикасаются, и они отдаются назад. Цветочные гирлянды неизменно с очаровательной улыбкой бросаются женщинам. «Не для тебя», – озорно добавляет Он – «раздай цветы другим».
Вот несколько молодых людей, одетых в яркую вызывающую одежду, с длинными волосами и баками, типичные представители нашей упаднической смешанной культуры. Баба не терпит таких отклонений в молодёжи. Он строго разговаривает с ними. Некоторые приносят Ему подарки. «Я не желаю ваших подношений», – мягко делает Он им замечание, – «предложите Мне чистоту вашего сердца. Этого для Меня достаточно». Часто Он говорит людям, что Он не Тот, Кто берёт, а Тот, Кто даёт. Он истинный «Кальпаврикша» – божественное дерево, исполняющее желания. Его великодушие огромно как океан.
У Бабы искрящийся юмор. Я помню, как одна женщина жаловалась Бабе, что её сын плохо учится в школе. Баба, не моргнув глазом, говорит ей: «Тогда самым лучшим будет пойти в школу тебе». Его шутки не обижают. Никто так не счастлив, как те, над которыми Он иногда подсмеивается. Юмор Бабы подобен нежным отблескам света на поверхности реки, когда на неё падают лучи утреннего солнца. Его юмор благоухает ароматом нежных душистых лепестков роз, лучится сиянием переливчатой радуги, охватившей небо, он свеж, как летний ливень, трогателен как улыбка ребёнка, очарователен как пение птиц… Он всегда мягок и нежен. Когда Он видит в толпе кого-то, кто умолял и был прощён «более семи раз», но продолжает упрямствовать, Его замечание неожиданно становится резким. Даже эта резкость является частью Его божественной миссии, Его постоянной заботы о Своих преданных. В такие времена Он твёрд как алмаз, однако в основе Своей сострадательный и понимающий.
Баба любит детей. Они иногда вырываются из рук своих матерей или отцов и бросаются к Бабе с цветком или с фотографией, на которой они хотят получить автограф. Баба всегда обращается с ними нежно. Он похлопывает их по спине, и я видел, как Он давал им сладости, которые как раз оказались у Него в руке в тот момент. Он не возражает, когда дети простираются перед Ним, хотя Он явно не расположен, чтобы взрослые делали паданамаскар (прикасались к стопам), когда Он движется среди толпы преданных. Это мешает Его продвижению и «беспокоит» Его, когда Он занят каким-то серьёзным разговорим с кем-то из преданных. Он выполняет для детей «акшарабхьяса» – пишет слог «Ом» на грифельной доске, принесенной ребёнком, и мягко, с любовью обучает детские руки писать буквы.
Когда приезжают давнишние преданные, Он справляется об их благополучии и иногда приглашает в Свою резиденцию на интервью. У Него для таких преданных есть уютный уголок, потому что они ехали издалека, чтобы получить Его даршан. Он просит их группами прийти и постоять перед комнатой для интервью, долго разговаривает с ними и отсылает их с «прасадом». Баба любит простодушных и бесхитростных людей. Эти «интервью» (это название не может быть адекватно переведено, потому что в действительности это глубокое общение между Господом и Его бхактами – преданными, это своего рода исповедание), происходят ли они в Бриндаване или Прашанти Нилаям, имеют чрезвычайно важное значение. Для преданного это настоящий «красный день календаря», когда он лицом к лицу встречается с Богом. Находиться в непосредственном присутствии Бабы, чтобы излить самые глубокие чувства своего сердца, искупаться в ауре Его божественной любви – действительно редкое переживание. Для человека – это момент возрождения духа, чудесное преображение. Тот, кто в глубинах своего существа хранит память об этих драгоценных минутах, действительно благословенен. Когда преданный находится в непосредственном божественном присутствии, происходит расширение сознания, возрождение божественной любви, ясное осознание неизменных ценностей, интимное общение с самой глубинной и божественной частью самого себя. Используя слова св. Мартина, происходит духовный «взрыв», когда наша обычная воля на мгновение рассеивается и уничтожается контактом с божественностью.
Пришло время для Него возвращаться в Свою резиденцию. Его возвращение несколько шумное, толпа жаждет приблизиться к Нему. Линии нарушаются, и многие люди бросаются к Нему. Они знают, Он уходит, им тоже придётся вернуться домой. Когда наступит другая благоприятная возможность? Они хотят коснуться стоп Бабы, сделать «паданамаскар», пасть к Его Лотосным стопам. Для индийских преданных прикосновение к стопам Гуру – это акт абсолютной самоотдачи. Создаётся некоторый беспорядок. Добровольцы должны быть бдительными; иначе Бабе будет «трудно» освободиться от этих бесчисленных просителей Его милости и благословений. Теперь Он входит в ворота, быстро поворачивает налево и идёт к комнате для интервью по узкой дорожке между садом роз и оградой, увитой зеленью. Снаружи на веранде сидят те, чьи омрачённые горем умы и опечаленные сердца ожидают прикосновения целебного бальзама любви и понимания Бабы. Баба мягко открывает дверь, входит и приглашает войти преданных… Так день за днём осуществляет Он Своё божественное пастырство везде, где бы Он ни находился.
Источник: http://www.sssbpt.org/Pages/Prasanthi_Nilayam/sundayspecial24012010.html
фотографии с даршанов Свами
https://www.sairam.ru/topic/7771/?tab=comments#comment-80280
Комментариев нет:
Отправить комментарий