суббота, 5 марта 2022 г.

Четыре дня в Тирупати

tirumala4

ЧЕТЫРЕ ДНЯ В ТИРУПАТИ.

Сегодня расскажу о том, как мы провели четыре дня в Тирупати, поднялись на Тирумалу и получили-таки благословения Баладжи.

В Тирупати мы приехали поздно вечером 31 января. Поезд задержался в пути на час-полтора – это обычное явление для индийской железной дороги. Поселились в храме ИСККОН бесплатно, благодаря конечно-же Доял Нитаю, которого приняли как брахмачари-послушника ИСККОН и меня поселили уже за одно с ним. Если Вы не брахмачари-член ИСККОН, вы можете снять комнату в гэстхаусе при храме или в соседних гостиницах. Средние цены от 350 рупий в сутки.

Храм-лотос ИСККОН в Тирупати – наверное самый красивый из всех храмов ИСККОН, которые мне довелось повидать. К сожалению, на фото только фрагмент храма.

Храм-лотос ИСККОН в Тирупати

Там мы прожили 2 дня, после чего по стечению обстоятельств переехали в Шринивасам комплекс. Находится он недалеко от автобусной станции. Проезд от ИСККОН до Шринивасам комплекса стоит всего 7 рупий на городском автобусе. Комнату там можно снять от 200 рупий – с холодной водой, до 1000 рупий в сутки.

Мы естественно сняли самую дешевую, но она оказалась достаточно приличной, для жизни в течение двух дней.

Комната в Шринивасам комплексе

Снять квартиру в Тирупати на сутки можно здесь >>

1 февраля. Заехали на Тирумалу на Джипе. На самом деле, мы не собирались в этот день туда подниматься. Хотели просто подойти к горе, чтобы разведать обстановку — чтобы на следующее утро выйти пораньше с утра — когда еще  не жарко — и не заблудиться в темноте.

Гора Тирумала оказалась в пятнадцати минутах ходьбы от храма ИСККОН. Но на подходе к горе к нам подъехал индус на джипе, который стал уговаривать сесть. Мы долго отказывались, но он подъезжал снова и снова, открывая дверь и приглашая сесть в машину. В конце концов, мы сдались — наивные — подумали, что он просто хороший человек — хочет подбросить паломников. Только в конце пути выяснилось, что он хочет по 100 рупий с пасажира. Выскочив из авто, в неожиданном месте мы спрятались во дворах. Через какое-то время он устал гоняться за нами на машине и уехал. А мы стали выбираться из запутаных дворов городка на горе. Ни в коем случае не рекомендуем повторять наш опыт =). Урок из этой истории нужно вынести следующий — если не планируете платить — не доверяйте добрым индусам предлагающим подбросить бесплатно.

С трудом разобрались где там что. Наконец, нашли храм Варахадева (он находится правее если стоять лицом к главному входу в храмовый комплекс Баладжи). Согласно истории появления Божества Баладжи — прежде чем идти к Самому Баладжи, нужно выразить почтение Варахадеве. Что мы благополучно и сделали.

Очередь в храм Варахасвами

Потом встретили преданного ИСККОН, который трижды (спасибо ему за упорство) объяснил по английски, что чтобы увидеть Божество, нужно заплатить 300 рупий и отстоять в общей очереди 4 часа, либо можно показать русский паспорт и отстоять в меньшей очереди 3 часа, но все равно заплататить 300 рупий или можно подняться на Тирумалу пешком и пройти по бесплатной очереди часов за 5.

Поэтому, даршан Баладжи мы решили отложить на завтра, а сегодня он посоветовал пообедать. С правой стороны от храмового комплекса есть FREE ANNADANAM — бесплатная столовая для паломников — там можно поесть отварного риса с очень острыми подливками. Чили не жалеют.

Все готово к приему людей.

На фото рис и основные подливки пока не раздали… ждем.

Перекусив, мы, также по совету того самого преданного ИСККОН, пошли на остановку автобуса RAMBAGEECHA BUSSTEND где за 27 рупий можно сесть на автобус идущий в паломничество по трем святым местам Тирумалы: PAPAVINASANAM — AKASHA GANGA — VENUGOPAL TEMPLE.

Принцип паломнической поездки такой: Садимся на автобус и покупаем билет за 27 рупий. С этим билетом доезжаем до конечной PAPAVINASANAM, где омываемся в текущих сверху святых источниках. Далее возвращаемся обратно на конечную автобусную остановку, где с тем же билетом садимся на очередной прибывший автобус — и едем одну остановку назад – AKASHA GANGA. Здесь принимаем омовение в Акаша Ганге и снова возвращаемся на остановку куда через некоторое время снова приходит автобус — на нем едем еще остановку обратно до VENUGOPAL TEMPLE.

Там посещаем храм Вену Гопала и снова с остановки возвращаемся обратно к храму Баладжи — это все за 27 рупий. От храма Баладжи можно вернуться в Тирупати на автобусе Тирумала-Тирупати за 40 рупий.

2 февраля.  Встали пораньше до рассвета и в 4:30 вышли в путь, чтобы пешком взойти на Тирумалу и получить благословения Баладжи. Даже в это время на гору продолжал подниматься нескончаемый поток паломников.

Поднимались где-то 2 с половиной часа. По-пути покормили горных оленей. Морковь и другие лакомства для оленей продаются прямо там же – 20 рупий кулечек.

Повстречали двенадцать Альваров – великих святых, писавших песни прославляющие Бога.

Нескончаемый поток людей поднимается в гору круглые сутки. Таким образом ежедневно храм посещает около ста тысяч человек. Некоторые пытаются повторить подвиг Шри Рамануджачарьи – подняться на Тирумалу на коленях. Другие – на каждой ступеньке зажигают кусочек камфоры.

Каждый паломник восходящий пешком по ступеням на определенном этапе пути получает талон с персональным фото и далее по-пути штамп на этом талоне. Талон позволяет пройти в храм по более короткой очереди, чем та, где идут паломники приехавшие на авто, а также получить бесплатный чек на освященную сладость – ладду.

Поломники восходят на Тирумалу

Когда поднялись уже совсем рассвело.

Здесь на фото один из небольших храмов по периметру храмового комплекса Баладжи.

Фото самого храма Баладжи почему-то так и не сделали. Может быть в следующем году мне удастся раздобыть качественные фотоаппарат и тогда посты этого блога будут сопровождаться хорошими снимками. Пока же мой мобильник Nokia 500 и мыльница Доял Нитая делают снимки не регулярно и не так часто как хотелось бы.

Фотографировать на территории храма нельзя.
Фотоаппарат Доял Нитая сдали в специальную камеру хранения фотоаппаратов и мобильных телефонов, а сами пошли на даршан (увидеть Баладжи ) — шли за толпой паломников, чтобы не заблудиться, пока не попали в огороженную очередь. Это более короткая очередь — специальная для тех, кто поднимался пешком.

В 7:50 уже сидели в зале ожидания пока пустят очередную группу на даршан. В зале бесплатно раздавалось горячее молоко. Наконец в 8:30 ворота зала открыли и паломники восклицая «Говинда! Говинда!» бросились дальше… а дальше еще 30 минут в очереди и долгожданные 4 секунды впитывания глазами облика Божества и вознесения молитв. После чего осталось только бросить пожертвования в специальный мешок.

Также на территории храмового комплекса находится особый камень – по преданию, написанные на нем пальцем желания исполняются, поэтому вокруг него толпились и писали свои желания индусы.

Не упустив возможности написать желания мы пошли дальше. Получили махапрасад — сладкий освященный рис в маленькой лиственной тарелочке и позже по талонам 2 сладких ладду.

Умудренные вчерашним опытом, забрав фотоаппарат из камеры хранения, сразу же отправились в FREE ANNADANAM центр, где снова поели вдоволь риса с очень острыми подливками. Причем, после первого приема, по-ошибке, попали еще во второй зал — где получили еще по одной порции. Пришлось съесть и эту.

В окресностях храма разбиты сады с фонтанами, пальмами и водоемами.
фонтан

Сады с водоемами

И вообще местность непривычно чистая и красивая.

Музей

Обратно решили спуститься также пешком, чтобы уже при свете дня сделать еще несколько фото.

на Тирумалу

Вдоль идущих наверх ступеней встречаются храмы: Здесь храм Лакшми-Нрисимхи. Мальчик-пуджари раздает освященную воду.

Мистическим образом тот же мальчик оказался в следующем храме – храме Ханумана. До сих пор ума не приложу как ему это удалось…

Поглазели на горы вот такой вышины.

И деревья вот такой ширины.

Дерево Баньян

А это изображение Кришны танцующего на головах змея Калии.

Снова встретили старого оленя.
Совсем ручной старый олень

3 февраля. Отходили от вчерашнего подъема в гору. Посетили городской рынок – отоварились фруктами и картофелем. Цены умеренные – раза в два-три ниже чем у нас в Беларуси.

Ананас 1 шт— 40 руп
Папайа большая (килограмма на два) — 50 руп
Мандарины 1 кг — 25 руп
виноград 1 кг — 50 руп
кокосы (сок) 1 шт — 10 руп
Редиски длинные 4 шт — 8 руп
картофель 1 кг — 20 руп
дутый рис 1 пакет – 10 руп

4 февраля. Я поехал по местным храмам Тирупати (Lockal Temples). Поездка стоит 50 руп. Автобус отправляется прямо из Шринивасам комплекса. Парикрама посещает 5 храмов: Храм Шивы, Храм Падмавати, еще один храм Шивы, храм Венкатешвары и еще один храм, до которого я не доехал — не доехал автобус и предполагалось, что мы должны своим ходом добираться потом до Шринивасам комплекса, поэтому я, побоявшись заблудиться и не имея особого желания идти потом пешком — не пошел в храм, а вместе с автобусом вернулся обратно.

Организованная поездка по храмам оказывается очень выгодной, если у вас в запасе всего день и вы хотите посетить все эти храмы за один день. Чтобы посетить их самостоятельно потребуется гораздо больше времени и расходов на транспорт. Кроме того, участников организованной парикрамы пропускают по специальной короткой очереди. Но погрузиться в атмосферу храма в этом случае не получится, т.к. На каждый храм выделяется всего 10-15 мин.