ДАНЬ ВОЗВЫШЕННОЙ ЖИЗНИ ПОКОЙНОГО ДР. ВИКТОРА КРИШНА КАНУ
ЧАСТЬ 5
Секрет «Чудесной Школы»
Школа Сатья Саи в Замбии работает по соответствующей закону общей программе министерства образования республики Замбия. Она готовит мальчиков для получения аттестатов, одобренных главной комиссией по выдачи аттестатов. Кроме 14 классных комнат в отделении начальной школы и 10 классных комнат в отделении средней школы в школьном комплексе имеется административное здание, в котором находятся офисы директора школы, заместителя директора, директора по образованию и секретариата. Дополнительно к этому есть отдельная аудитория, где может разместиться 2000 учеников. Как было сказано ранее, мальчики, которые раньше были отнесены к группе «отказников, необучаемых» показывали самые лучшие результаты. Это, возможно, единственное учебное заведение в мире, которое с любовью принимает «провалившихся на экзаменах». Но как происходит эта удивительная трансформация в знаниях и характере учеников этой школы?
В специальной аудитории, пристроенной к школе, может разместиться 2000 учеников. И она используется в основном для собраний, показа культурных программ, празднований главных праздников мировых религий и показа спектаклей.
«Это благодаря программе обучения человеческим ценностям», – заявляет Виктор, – «они (руководство) увидели практическое воплощение Истины, Любви, Спокойствия, Праведности и Ненасилия нами – учителями, моей женой и мною. Мы воспитываем учеников, мы делаем из них образцы любви. Мы даём им почувствовать, что они наши дети. Мы просто изливаем на них любовь, любовь и ещё больше любви, это нечто, чего они никогда не ощущали дома».
Как именно Виктор и его группа «изливали любовь» на детей?
«Делясь тем, что мы имеем, и проводя с ними долгие часы, заботясь о них, жертвуя собой, своей жизнью ради них, и работая много часов, чтобы помочь им и заставить их поверить, что они не неудачники, а целеустремлённые люди, добивающиеся успеха. Делясь с ними, заботясь о них и прощая их ошибки. Исправляя их, не причиняя им обиды или боли. Как это делает Свами со всеми нами: Он даёт нам наставления, не причиняя нам ни боли, ни обиды. И когда мы на практике применяем все эти человеческие ценности, ученики откликаются! Они работают усердно и осваивают их. Именно так год за годом мы стали добиваться 100% успеха на выпускных экзаменах за 9 и 12 классы. Вскоре школа стала называться «Чудесной Школой». Это было чудом, потому что невозможное в Замбии стало возможным.
Сатья Саи школа в Замбии – первая Саи школа, открытая за пределами Индии
Секрет «Чудесной Школы» был простым – высвободить силу человеческих ценностей, страстно воплощая их в жизнь. Но все мы знаем, что это легче сказать, чем сделать. Могут ли человеческие ценности быть внесены в такие предметы, как биология, математика, английский язык? Если да, то как? Виктор объяснил:
«Бхагаван говорит нам: «Проявляйте человеческие ценности». Он говорит, что человеческие ценности содержатся не только внутри нас, они также находятся во всём, включая и предметы, которые мы преподаём. Поэтому мы не пытаемся придумывать или создавать ценности там, где их нет. Например, в школьном расписании мы рассматриваем каждый предмет и тему, чтобы это было правильно понято с академической точки зрения для целей сдачи экзаменов. Но мы также рассматриваем их с точки зрения, как извлечь из них скрытые в них ценности и объяснить это детям так, чтобы они могли применять их в своей жизни. Например, в самом английском языке, который мы сейчас используем для общения, содержится 26 букв: от A до Z, каждая буква стоит сама по себе, но чтобы каждая их них была более содержательной, имела больше смысла, она должна быть соединена с другими буквами алфавита. Именно так составляются слова, из слов – предложения, параграфы и т.д. Итак, мы видим здесь совместность, сотрудничество и единство – всё это можно извлечь как урок. Позвольте мне привести ещё один пример. Возьмите осмос – процесс питания растений. Это прекрасная тема. Очень трудно найти прямой корень, они все разветвлённые. Почему? Потому что они ищут воду. Они встречаются с препятствиями: камнями, глиной, песком или чем-то ещё, но они не останавливаются, они никогда не прекращают движение! Они находят альтернативные пути, они всегда находятся в поисках воды, выполняя в то же самое время свой долг. И когда они находят воду, они не оставляют её для себя, они делятся ею. Поэтому, когда дети узнают научное объяснение и наблюдают это в лаборатории, есть много других уроков, которые можно извлечь здесь. Таким образом, программа человеческих ценностей вносит в классную комнату то, что, возможно, было бы преподано вовне».
Власти одобряют, общество поддерживает, родители поражены
Именно этот новый подход к образованию, основанный на учениях Бабы, совершил чудо в Сатья Саи школе в Замбии. Но все ли приняли эту философию? Не было ли какого-то сопротивления в этой в основном христианской стране, где существует широкое разнообразие религиозных традиций, включая глубоко укоренившуюся веру в духов? Как Виктор справлялся с этим?
«Что, ж Свами советовал нам. Он всегда говорит, что образование должно основываться на культуре страны, где оно даётся, мы просто следовали Его совету. Под культурой мы имеем в виду верования и обычаи людей, сложившиеся веками, а традиция – это способ, каким эти верования и обычаи передаются от государства к государству. Итак, какие верования в Замбии? В терминах религии это христианство. Есть ли человеческие ценности в христианстве? Конечно есть. В школе мы провели исследования, в которых изучили Библию и выбрали все или большинство откровений, содержащих Истину, Любовь, Спокойствие, Праведность и Ненасилие, в действительности, вся Библия говорит об этих ценностях. Мы также посмотрели Коран. Пророк Мухаммед сказал: «50% религии – это праведность». Весь Коран посвящён этой ценности. У нас в школе есть Библия, Коран и Человеческие Ценности. И они говорят более-менее об одних и тех же вещах. Местное общество принимает это, потому что мы также учитываем и африканскую культуру».
Поэтому дети в Сатья Саи школе в Замбии имеют прочную основу для своей системы ценностей, и местное общество понимает её значение и одобряет инициативу. Кроме этих групп есть ещё одна часть, получающая огромное благо от этого уникального эксперимента – это родители.
Виктор наблюдал множество примеров такой трансформации жизни, явившейся результатом обучения человеческим ценностям в школе. Одним из самых вдохновляющих знаков для этого учебного заведения является то, что в день открытых дверей в школе участие и сотрудничество родителей – 100%. Неудивительно, что всего через несколько лет после начала работы эта школа, предназначенная для того, чтобы давать детям среднее образование, сегодня переполнена заявлениями о приёме. В эту школу сейчас обращаются не только бедные, в конкурсе на приём в школу участвуют и дети обеспеченных семей.
Виктор сказал: «В действительности, некоторые родители говорят: «Раньше я пил и курил, но теперь бросил, потому что моему сыну это не нравится, он говорит, что это плохо. Я раньше опаздывал в свой офис, но теперь я не могу этого делать, потому что я сначала должен привезти его в Сатья Саи школу вовремя. Когда я делаю это, то на работу прихожу первым. Благодаря этому я получил хорошее повышение, они говорят, что я – серьёзный человек». Другие говорят: «Спасибо Богу! Мой сын изменился. Теперь он очень вежливый, ведёт себя хорошо, усердно учится и подаёт в доме очень хороший пример – он даже помогает своей матери убирать в доме! Мы не знаем, как благодарить Сатья Саи». Как говорит ещё один человек: «Когда у меня возникают проблемы, мой восьмилетний сын говорит, не волнуйся, Баба поможет».
Об этом изменении Виктор сказал: «Что ж, когда мы открыли школу, нам было трудно найти людей, но сегодня всё больше детей приходит из семей среднего класса, живущих в городе, чем детей местных бедняков. Когда мы открыли школу, приезжал только один Мерседес, привозивший в школу мусульманского мальчика. Но сегодня приезжает много машин. Даже богатые люди привозят своих детей в эту школу. Теперь она признана как одна из лучших школ в стране»
Теперь среди учеников этой школы есть сыновья главных инспекторов полиции, министров, инспекторов школ, членов парламента, офицеров полиции и армии и других профессионалов. Однако никому из них не уделяется особое внимание, ко всем детям относятся одинаково. Мальчики с 1 по 11 класс убирают свои классные комнаты, территорию, кабинеты учителей, актовый зал, а также добровольно убирают туалеты, несмотря на то, что есть уборщики для этой работы. И они всё это делают вместе, радостно и поют при этом бхаджаны и религиозные песни.
Несколько лет назад большая правительственная комиссия из офиса вице-президента страны, включая заместителя министра по образованию, приехала проверить школу, чтобы дать оценку программе обучения, ориентированной на человеческие ценности. Их удивило, что нет ни надписей на стенах, ни мусора, ни одно стекло не разбито, а туалет на 51 человека безупречно чистый! В действительности, это произвело на них такое впечатление, что в официальном отчёте они написали: «Мы рекомендуем строительство Сатья Саи школ по всей стране».
Есть один интересный момент во всём этом – правительство некоторое время назад предоставило 20 акров земли на строительство Шри Сатья Саи школы для девочек. И Виктор начал строительство этой отдельной школы рядом с уже построенной для мальчиков, и эта школа сейчас работает так же отлично, как и школа для мальчиков.
Др. Кану построил школу для девочек на 20 акрах земли, дарованной правительством Замбии
Неустанная забота Саи о школе в Замбии
Для Виктора и его группы это было, конечно, длинное трудное, однако плодотворное путешествие к достижению цели в этой миссии. И если он смог добиться успеха, то это благодаря, как говорят, «Силе внутри него». Баба всегда давал ему наставления физически каждый раз, когда Виктор приезжал в Путтапарти, а также другими способами. Он рассказал об одном из таких наставлений в выступлении перед студентами университета Бабы в Прашанти Нилаям в 2002 году.
«Позвольте мне рассказать об одном случае, произошедшем в прошлом году (2001), это был очень важный случай. Мы должны были переместиться, чтобы иметь пред-университетские классы, которые мы в Сатья Саи школе называем классы уровня «А» (Advanced level classes – классы, рассчитанные на подготовленных учеников). Я хотел отделить этих ребят от остальных учеников, давая им учебную информацию. Я позвонил нашему другу в США и спросил, сможет ли он найти для нас форму, которую обычно носят на Западе выпускники. У нас состоялась длительная беседа, и он спросил меня о цвете формы. Я сказал: «Пусть будет чёрной». На этом разговор закончился, и я пошёл спать. В ту ночь Свами пришёл в мой сон и сказал: «Какого цвета форма?» Я сказал: «Свами, чёрная» – «Нет, нет, не чёрная, пусть будет голубая». Он даже показал лоскут ткани и опять повторил, что она должна быть голубая, не чёрная. Я был в Ндоле, в Замбии, разговаривал по телефону с человеком из США, а Бхагаван поправил меня! Баба – Бог, Он присутствует во всём, во всех элементах».
Понятно, что Баба всегда гордился Виктором и его работой в Замбии. И всякий раз, когда Виктор приезжал в Прашанти Нилаям, Баба неизменно разговаривал с ним и изливал на него Свои благословения. Однажды, когда Виктор привёз в Путтапарти несколько детей из школы, Баба был так счастлив, что спросил студентов университета, сидевших рядом: «Вы знаете, откуда эти ученики?» А затем, указав на Виктора, Баба сказал: «То, что делает Виктор, поистине великое дело, он руководит этими подростками и указывает им цель. Это самое великое служение, которое вы можете выполнять для человечества».
Появление Африканского института Сатья Саи Образования
Со своей женой Женевьевой: спутники в своём путешествии любви и служения
Господь вдохновлял Виктора, руководил им и рукоплескал ему. Со своей стороны Виктор не имел другой миссии в своей жизни, кроме распространения любви и послания Бабы. Чтобы гарантировать, что качество образования, предоставляемого в Сатья Саи школе, поддерживается и улучшается со временем, а также для дальнейшего обучения человеческим ценностям в Африке, во время проведения Всеафриканской Саи конференции, проводившейся в Дурбане в 1999, было решено основать Африканский институт Сатья Саи образования. Миссией этого тела было обучение учителей системе обучения человеческим ценностям (EHV), а также изыскания и дальнейшее развитие программы EHV. Этот институт должен был стать вышестоящим органом для школы. И именно это происходит с 2000 года, когда он был основан. По окончании курса учителя из государственных школ получают дипломы. И Виктор внёс вклад в создание и расцвет этого чудесного института.
Говоря о большом успехе, которого Виктор добился в содействии миссии Бабы, Кальян Рей, председатель образовательного комитета Всемирной организации Шри Сатья Саи, говорит: «Его глубокая убеждённость в том, что человеческие ценности являются ключевым средством создания нового человека и нового общества и его экстраординарная способность убеждать привели к тому, ООН решило начать в 2001 году введение образовательной программы, основанной на ценностях, для охраны природы и ресурсов в Африке. Виктор, его жена Женевьева и преподаватели Африканского института Сатья Саи Образования неустанно работали почти десятилетие, чтобы представить программу обучения человечески ценностям для внесения в учебный план школ 14 африканских государств через программу ООН. За десять лет программа, начатая Виктором, распространилась за пределы Африки и достигла Азии и Латинской Америки».
ООН назначает Кану своим консультантом
Это началось в апреле 2001 года в Йоханнесбурге со встречи экспертной группы, на которую была приглашена интеллигенция со всей Африки. Они должны были обсудить проблемы воды на этом континенте. Это стало важной проблемой по многим причинам. Во-первых, население Африки столетие назад составляло около 150 миллионов, а в 2001 оно насчитывало 875 миллионов. По оценкам примерно через 25 лет оно, возможно, увеличится до 1.5 миллиардов человек. И всё это население Африки будет использовать те же самые водные ресурсы из рек и озёр, что и 100 лет назад. Поэтому вопрос обсуждения этой проблемы и оптимального использования воды стал основным. Во-вторых, существует проблема загрязнения и неправильного использования воды.
На конференции в Йоханнесбурге было представлено много докладов, статей и среди них был доклад Виктора по теме «Водное Образование – Подход с Точки Зрения Человеческих Ценностей». Он был так хорошо принят, что все присутствовавшие там члены единогласно приняли эту идею как возможное решение, которое дополнит существующие методы, используемые ООН. Затем его попросил представить такой же доклад на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 6 июня 2001 года. Эта презентация тоже была хорошо принята и одобрена. Впоследствии Виктора попросили возглавить субрегиональную встречу африканских стран в Ндоле, Замбии, и ещё одну в Западной Африке. Вскоре после этого он был назначен ООН консультантом по введению в учебный план школ Африки программу водного образования, основанную на человеческих ценностях, начиная с шести стран: Эфиопии, Кении, Замбии, Сенегала и Берега Слоновой Кости. Его задачей, в основном, было исправлять существующие программы и вводить в них программу водного образования, основанную на человеческих ценностях. И это должно было делаться на уровнях дошкольного образования, начального образования и среднего образования.
Успех программы SSEHV под руководством Виктора
Др. Кану руководит мероприятием в Сатья Саи школе
Виктор усердно работал по распространению этой программы, потому что не было никого, более убеждённого чем он, что если Африке суждено избавиться от многих проблем, которые парализуют развитие континента, начиная с загрязнений и включая коррупцию, это могло бы произойти не благодаря огромным средствам помощи и преобразовательным планам ООН, а посредством затрагивания умов и сердец людей и изменения их отношения. А это было возможно только с помощью привития им человеческих ценностей, как учил Баба. Виктор непреклонно шёл к этой цели.
«Он всегда первым напоминал нам, что суть системы образования Сатья Саи – трансформация, а не информация», – говорит Кальян Рей и продолжает. – «Для нас в международном комитете по образованию Виктор без усилий играл роль смотрителя нашей совести! Он всегда был бдительным, чтобы благодаря причудам нашего ума мы не попались в ловушку «современных» образовательных теорий и техник, чтобы мы не свернули с узкого и прямого пути Сатья Саи Образования, которое Свами дал нам через Свои древние чистые духовные учения. Этот выдающийся вклад нашего дорогого брата Виктора в развитие всеобъемлющих образовательных рекомендаций для Саи школ и институтов никогда не будет забыт. Виктор также указывал способ воплощения рекомендаций, много путешествуя по Африке, всегда забывая о своём слабом здоровье и преклонном возрасте».
Кишин Кубхчандани добавляет: «С благословения и под руководством Бабы кроме школы в Замбии Виктор основал Сатья Саи институты Обучения Человеческим Ценностям в Замбии и Кении и собирался основать такой институт в Нигерии».
Источник: http://media.radiosai.org/Journals/Vol_09/01OCT11/kanu5.htm
ЧАСТЬ 5
Секрет «Чудесной Школы»
Школа Сатья Саи в Замбии работает по соответствующей закону общей программе министерства образования республики Замбия. Она готовит мальчиков для получения аттестатов, одобренных главной комиссией по выдачи аттестатов. Кроме 14 классных комнат в отделении начальной школы и 10 классных комнат в отделении средней школы в школьном комплексе имеется административное здание, в котором находятся офисы директора школы, заместителя директора, директора по образованию и секретариата. Дополнительно к этому есть отдельная аудитория, где может разместиться 2000 учеников. Как было сказано ранее, мальчики, которые раньше были отнесены к группе «отказников, необучаемых» показывали самые лучшие результаты. Это, возможно, единственное учебное заведение в мире, которое с любовью принимает «провалившихся на экзаменах». Но как происходит эта удивительная трансформация в знаниях и характере учеников этой школы?
В специальной аудитории, пристроенной к школе, может разместиться 2000 учеников. И она используется в основном для собраний, показа культурных программ, празднований главных праздников мировых религий и показа спектаклей.
«Это благодаря программе обучения человеческим ценностям», – заявляет Виктор, – «они (руководство) увидели практическое воплощение Истины, Любви, Спокойствия, Праведности и Ненасилия нами – учителями, моей женой и мною. Мы воспитываем учеников, мы делаем из них образцы любви. Мы даём им почувствовать, что они наши дети. Мы просто изливаем на них любовь, любовь и ещё больше любви, это нечто, чего они никогда не ощущали дома».
Как именно Виктор и его группа «изливали любовь» на детей?
«Делясь тем, что мы имеем, и проводя с ними долгие часы, заботясь о них, жертвуя собой, своей жизнью ради них, и работая много часов, чтобы помочь им и заставить их поверить, что они не неудачники, а целеустремлённые люди, добивающиеся успеха. Делясь с ними, заботясь о них и прощая их ошибки. Исправляя их, не причиняя им обиды или боли. Как это делает Свами со всеми нами: Он даёт нам наставления, не причиняя нам ни боли, ни обиды. И когда мы на практике применяем все эти человеческие ценности, ученики откликаются! Они работают усердно и осваивают их. Именно так год за годом мы стали добиваться 100% успеха на выпускных экзаменах за 9 и 12 классы. Вскоре школа стала называться «Чудесной Школой». Это было чудом, потому что невозможное в Замбии стало возможным.
Сатья Саи школа в Замбии – первая Саи школа, открытая за пределами Индии
Секрет «Чудесной Школы» был простым – высвободить силу человеческих ценностей, страстно воплощая их в жизнь. Но все мы знаем, что это легче сказать, чем сделать. Могут ли человеческие ценности быть внесены в такие предметы, как биология, математика, английский язык? Если да, то как? Виктор объяснил:
«Бхагаван говорит нам: «Проявляйте человеческие ценности». Он говорит, что человеческие ценности содержатся не только внутри нас, они также находятся во всём, включая и предметы, которые мы преподаём. Поэтому мы не пытаемся придумывать или создавать ценности там, где их нет. Например, в школьном расписании мы рассматриваем каждый предмет и тему, чтобы это было правильно понято с академической точки зрения для целей сдачи экзаменов. Но мы также рассматриваем их с точки зрения, как извлечь из них скрытые в них ценности и объяснить это детям так, чтобы они могли применять их в своей жизни. Например, в самом английском языке, который мы сейчас используем для общения, содержится 26 букв: от A до Z, каждая буква стоит сама по себе, но чтобы каждая их них была более содержательной, имела больше смысла, она должна быть соединена с другими буквами алфавита. Именно так составляются слова, из слов – предложения, параграфы и т.д. Итак, мы видим здесь совместность, сотрудничество и единство – всё это можно извлечь как урок. Позвольте мне привести ещё один пример. Возьмите осмос – процесс питания растений. Это прекрасная тема. Очень трудно найти прямой корень, они все разветвлённые. Почему? Потому что они ищут воду. Они встречаются с препятствиями: камнями, глиной, песком или чем-то ещё, но они не останавливаются, они никогда не прекращают движение! Они находят альтернативные пути, они всегда находятся в поисках воды, выполняя в то же самое время свой долг. И когда они находят воду, они не оставляют её для себя, они делятся ею. Поэтому, когда дети узнают научное объяснение и наблюдают это в лаборатории, есть много других уроков, которые можно извлечь здесь. Таким образом, программа человеческих ценностей вносит в классную комнату то, что, возможно, было бы преподано вовне».
Власти одобряют, общество поддерживает, родители поражены
Именно этот новый подход к образованию, основанный на учениях Бабы, совершил чудо в Сатья Саи школе в Замбии. Но все ли приняли эту философию? Не было ли какого-то сопротивления в этой в основном христианской стране, где существует широкое разнообразие религиозных традиций, включая глубоко укоренившуюся веру в духов? Как Виктор справлялся с этим?
«Что, ж Свами советовал нам. Он всегда говорит, что образование должно основываться на культуре страны, где оно даётся, мы просто следовали Его совету. Под культурой мы имеем в виду верования и обычаи людей, сложившиеся веками, а традиция – это способ, каким эти верования и обычаи передаются от государства к государству. Итак, какие верования в Замбии? В терминах религии это христианство. Есть ли человеческие ценности в христианстве? Конечно есть. В школе мы провели исследования, в которых изучили Библию и выбрали все или большинство откровений, содержащих Истину, Любовь, Спокойствие, Праведность и Ненасилие, в действительности, вся Библия говорит об этих ценностях. Мы также посмотрели Коран. Пророк Мухаммед сказал: «50% религии – это праведность». Весь Коран посвящён этой ценности. У нас в школе есть Библия, Коран и Человеческие Ценности. И они говорят более-менее об одних и тех же вещах. Местное общество принимает это, потому что мы также учитываем и африканскую культуру».
Поэтому дети в Сатья Саи школе в Замбии имеют прочную основу для своей системы ценностей, и местное общество понимает её значение и одобряет инициативу. Кроме этих групп есть ещё одна часть, получающая огромное благо от этого уникального эксперимента – это родители.
Виктор наблюдал множество примеров такой трансформации жизни, явившейся результатом обучения человеческим ценностям в школе. Одним из самых вдохновляющих знаков для этого учебного заведения является то, что в день открытых дверей в школе участие и сотрудничество родителей – 100%. Неудивительно, что всего через несколько лет после начала работы эта школа, предназначенная для того, чтобы давать детям среднее образование, сегодня переполнена заявлениями о приёме. В эту школу сейчас обращаются не только бедные, в конкурсе на приём в школу участвуют и дети обеспеченных семей.
Виктор сказал: «В действительности, некоторые родители говорят: «Раньше я пил и курил, но теперь бросил, потому что моему сыну это не нравится, он говорит, что это плохо. Я раньше опаздывал в свой офис, но теперь я не могу этого делать, потому что я сначала должен привезти его в Сатья Саи школу вовремя. Когда я делаю это, то на работу прихожу первым. Благодаря этому я получил хорошее повышение, они говорят, что я – серьёзный человек». Другие говорят: «Спасибо Богу! Мой сын изменился. Теперь он очень вежливый, ведёт себя хорошо, усердно учится и подаёт в доме очень хороший пример – он даже помогает своей матери убирать в доме! Мы не знаем, как благодарить Сатья Саи». Как говорит ещё один человек: «Когда у меня возникают проблемы, мой восьмилетний сын говорит, не волнуйся, Баба поможет».
Об этом изменении Виктор сказал: «Что ж, когда мы открыли школу, нам было трудно найти людей, но сегодня всё больше детей приходит из семей среднего класса, живущих в городе, чем детей местных бедняков. Когда мы открыли школу, приезжал только один Мерседес, привозивший в школу мусульманского мальчика. Но сегодня приезжает много машин. Даже богатые люди привозят своих детей в эту школу. Теперь она признана как одна из лучших школ в стране»
Теперь среди учеников этой школы есть сыновья главных инспекторов полиции, министров, инспекторов школ, членов парламента, офицеров полиции и армии и других профессионалов. Однако никому из них не уделяется особое внимание, ко всем детям относятся одинаково. Мальчики с 1 по 11 класс убирают свои классные комнаты, территорию, кабинеты учителей, актовый зал, а также добровольно убирают туалеты, несмотря на то, что есть уборщики для этой работы. И они всё это делают вместе, радостно и поют при этом бхаджаны и религиозные песни.
Несколько лет назад большая правительственная комиссия из офиса вице-президента страны, включая заместителя министра по образованию, приехала проверить школу, чтобы дать оценку программе обучения, ориентированной на человеческие ценности. Их удивило, что нет ни надписей на стенах, ни мусора, ни одно стекло не разбито, а туалет на 51 человека безупречно чистый! В действительности, это произвело на них такое впечатление, что в официальном отчёте они написали: «Мы рекомендуем строительство Сатья Саи школ по всей стране».
Есть один интересный момент во всём этом – правительство некоторое время назад предоставило 20 акров земли на строительство Шри Сатья Саи школы для девочек. И Виктор начал строительство этой отдельной школы рядом с уже построенной для мальчиков, и эта школа сейчас работает так же отлично, как и школа для мальчиков.
Др. Кану построил школу для девочек на 20 акрах земли, дарованной правительством Замбии
Неустанная забота Саи о школе в Замбии
Для Виктора и его группы это было, конечно, длинное трудное, однако плодотворное путешествие к достижению цели в этой миссии. И если он смог добиться успеха, то это благодаря, как говорят, «Силе внутри него». Баба всегда давал ему наставления физически каждый раз, когда Виктор приезжал в Путтапарти, а также другими способами. Он рассказал об одном из таких наставлений в выступлении перед студентами университета Бабы в Прашанти Нилаям в 2002 году.
«Позвольте мне рассказать об одном случае, произошедшем в прошлом году (2001), это был очень важный случай. Мы должны были переместиться, чтобы иметь пред-университетские классы, которые мы в Сатья Саи школе называем классы уровня «А» (Advanced level classes – классы, рассчитанные на подготовленных учеников). Я хотел отделить этих ребят от остальных учеников, давая им учебную информацию. Я позвонил нашему другу в США и спросил, сможет ли он найти для нас форму, которую обычно носят на Западе выпускники. У нас состоялась длительная беседа, и он спросил меня о цвете формы. Я сказал: «Пусть будет чёрной». На этом разговор закончился, и я пошёл спать. В ту ночь Свами пришёл в мой сон и сказал: «Какого цвета форма?» Я сказал: «Свами, чёрная» – «Нет, нет, не чёрная, пусть будет голубая». Он даже показал лоскут ткани и опять повторил, что она должна быть голубая, не чёрная. Я был в Ндоле, в Замбии, разговаривал по телефону с человеком из США, а Бхагаван поправил меня! Баба – Бог, Он присутствует во всём, во всех элементах».
Понятно, что Баба всегда гордился Виктором и его работой в Замбии. И всякий раз, когда Виктор приезжал в Прашанти Нилаям, Баба неизменно разговаривал с ним и изливал на него Свои благословения. Однажды, когда Виктор привёз в Путтапарти несколько детей из школы, Баба был так счастлив, что спросил студентов университета, сидевших рядом: «Вы знаете, откуда эти ученики?» А затем, указав на Виктора, Баба сказал: «То, что делает Виктор, поистине великое дело, он руководит этими подростками и указывает им цель. Это самое великое служение, которое вы можете выполнять для человечества».
Появление Африканского института Сатья Саи Образования
Со своей женой Женевьевой: спутники в своём путешествии любви и служения
Господь вдохновлял Виктора, руководил им и рукоплескал ему. Со своей стороны Виктор не имел другой миссии в своей жизни, кроме распространения любви и послания Бабы. Чтобы гарантировать, что качество образования, предоставляемого в Сатья Саи школе, поддерживается и улучшается со временем, а также для дальнейшего обучения человеческим ценностям в Африке, во время проведения Всеафриканской Саи конференции, проводившейся в Дурбане в 1999, было решено основать Африканский институт Сатья Саи образования. Миссией этого тела было обучение учителей системе обучения человеческим ценностям (EHV), а также изыскания и дальнейшее развитие программы EHV. Этот институт должен был стать вышестоящим органом для школы. И именно это происходит с 2000 года, когда он был основан. По окончании курса учителя из государственных школ получают дипломы. И Виктор внёс вклад в создание и расцвет этого чудесного института.
Говоря о большом успехе, которого Виктор добился в содействии миссии Бабы, Кальян Рей, председатель образовательного комитета Всемирной организации Шри Сатья Саи, говорит: «Его глубокая убеждённость в том, что человеческие ценности являются ключевым средством создания нового человека и нового общества и его экстраординарная способность убеждать привели к тому, ООН решило начать в 2001 году введение образовательной программы, основанной на ценностях, для охраны природы и ресурсов в Африке. Виктор, его жена Женевьева и преподаватели Африканского института Сатья Саи Образования неустанно работали почти десятилетие, чтобы представить программу обучения человечески ценностям для внесения в учебный план школ 14 африканских государств через программу ООН. За десять лет программа, начатая Виктором, распространилась за пределы Африки и достигла Азии и Латинской Америки».
ООН назначает Кану своим консультантом
Это началось в апреле 2001 года в Йоханнесбурге со встречи экспертной группы, на которую была приглашена интеллигенция со всей Африки. Они должны были обсудить проблемы воды на этом континенте. Это стало важной проблемой по многим причинам. Во-первых, население Африки столетие назад составляло около 150 миллионов, а в 2001 оно насчитывало 875 миллионов. По оценкам примерно через 25 лет оно, возможно, увеличится до 1.5 миллиардов человек. И всё это население Африки будет использовать те же самые водные ресурсы из рек и озёр, что и 100 лет назад. Поэтому вопрос обсуждения этой проблемы и оптимального использования воды стал основным. Во-вторых, существует проблема загрязнения и неправильного использования воды.
На конференции в Йоханнесбурге было представлено много докладов, статей и среди них был доклад Виктора по теме «Водное Образование – Подход с Точки Зрения Человеческих Ценностей». Он был так хорошо принят, что все присутствовавшие там члены единогласно приняли эту идею как возможное решение, которое дополнит существующие методы, используемые ООН. Затем его попросил представить такой же доклад на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 6 июня 2001 года. Эта презентация тоже была хорошо принята и одобрена. Впоследствии Виктора попросили возглавить субрегиональную встречу африканских стран в Ндоле, Замбии, и ещё одну в Западной Африке. Вскоре после этого он был назначен ООН консультантом по введению в учебный план школ Африки программу водного образования, основанную на человеческих ценностях, начиная с шести стран: Эфиопии, Кении, Замбии, Сенегала и Берега Слоновой Кости. Его задачей, в основном, было исправлять существующие программы и вводить в них программу водного образования, основанную на человеческих ценностях. И это должно было делаться на уровнях дошкольного образования, начального образования и среднего образования.
Успех программы SSEHV под руководством Виктора
Др. Кану руководит мероприятием в Сатья Саи школе
Виктор усердно работал по распространению этой программы, потому что не было никого, более убеждённого чем он, что если Африке суждено избавиться от многих проблем, которые парализуют развитие континента, начиная с загрязнений и включая коррупцию, это могло бы произойти не благодаря огромным средствам помощи и преобразовательным планам ООН, а посредством затрагивания умов и сердец людей и изменения их отношения. А это было возможно только с помощью привития им человеческих ценностей, как учил Баба. Виктор непреклонно шёл к этой цели.
«Он всегда первым напоминал нам, что суть системы образования Сатья Саи – трансформация, а не информация», – говорит Кальян Рей и продолжает. – «Для нас в международном комитете по образованию Виктор без усилий играл роль смотрителя нашей совести! Он всегда был бдительным, чтобы благодаря причудам нашего ума мы не попались в ловушку «современных» образовательных теорий и техник, чтобы мы не свернули с узкого и прямого пути Сатья Саи Образования, которое Свами дал нам через Свои древние чистые духовные учения. Этот выдающийся вклад нашего дорогого брата Виктора в развитие всеобъемлющих образовательных рекомендаций для Саи школ и институтов никогда не будет забыт. Виктор также указывал способ воплощения рекомендаций, много путешествуя по Африке, всегда забывая о своём слабом здоровье и преклонном возрасте».
Кишин Кубхчандани добавляет: «С благословения и под руководством Бабы кроме школы в Замбии Виктор основал Сатья Саи институты Обучения Человеческим Ценностям в Замбии и Кении и собирался основать такой институт в Нигерии».
Источник: http://media.radiosai.org/Journals/Vol_09/01OCT11/kanu5.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий