ВЛЮБЛЁННОСТЬ В СВАМИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЛЮБВИ К СВАМИ
Часть 01
Мы говорим: «Мы любим Свами». Действительно ли мы любим Его?
Как и в предыдущих учебных кружках в обсуждении принимают участие м-р. Г.С. Шри Рангараджан (ГСС), модератор, Бишу Прусти (БП), Амей Дешпанде (АД), Саи Гиридхар (СГ) и К.М. Ганеш (КМГ)
Надпись на фото: Любить Свами – значит следовать Свами.
ГСС: «Мы любим Тебя, Свами!» Мы повторяли эти слова Бхагавану бесчисленное количество раз. Но сегодня мы будем обсуждать, что именно подразумевается под словами «Любить Бхагавана». Это просто любить Его физическую форму? Это следовать Его указаниям? Или это связано с тем, чтобы жить в соответствии с Его посланием?
Я хотел бы начать это исследование со своего собственного примера. Каждый день я делаю всё, что Свами хочет, чтобы я делал: я просыпаюсь утром, повторяю Его имя, выполняю ритуал поклонения, а вечером я пою бхаджаны. Я делаю всё это, потому что люблю Бхагавана. Итак, это именно то, что мы подразумеваем под любовью к Бхагавану, или существует ещё что-то кроме этого? Важно поразмышлять над этим, потому что во многих случаях мы обнаруживаем двойственное отношение, когда люди говорят: «Я делаю то, что говорит Свами. Существует ещё что-то, что ожидается от меня? Разве это означает, что мы должны буквально жить в соответствии с Его посланием всё время своей жизни?» Короче, давайте зададимся целью отыскать суть слов: «Мы любим Тебя, Свами».
АД: Я вспоминаю одно совершенно чудесное переживание, которое я испытал в Трейи Бриндаван (резиденции Свами в Вайтфилде, Бангалоре) во время сессии Трейи. Бхагаван сидел на качелях и в Своём неподражаемом стиле сказал: «Итак, ребята, вы любите Меня?»
В ответ мы громко сказали хором: «Да, Свами, мы любим Тебя!»
Однако реакция Бхагавана была совершенно другой. Покачав головой в знак несогласия, Он сказал: «Нет, Мои мальчики не любят Меня, Мои мальчики только влюблены в Меня, Я им просто нравлюсь».
Все захотели узнать, в чём разница между любовью к Бхагавану и влюблённостью в Него.
И тогда Свами в Своей прелестной манере объяснил это. Он сказал: «У вас есть собака дома, и вы ласкаете своего любимца, гладите его, купаете, кормите, хотите поиграть с ним и т.д. Но разве вы действительно находитесь рядом с собакой все моменты её жизни. Разве вы бежите за собакой повсюду, куда бы она ни побежала? Нет, вы этого не делаете. Тогда что вы можете сказать, вам собака нравится, или вы любите её?»
А затем Свами сказал нечто, что задело за живое, возможно, всех нас. Он сказал: «Мои мальчики относятся ко Мне точно так же, Я им просто нравлюсь. Они хотят находиться рядом со Мной, вокруг Меня, они хотят кормить Меня и видеть Меня счастливым, но не хотят следовать тому, что Я говорю». А затем Он сказал: «Любить Свами – значит следовать Свами».
На этой ноте давайте перефразируем название темы: «Любовь к Свами в отличие от влюблённости в Свами»
Разница между влюблённостью в Свами и любовью к Свами
ГСС: Прекрасно. Я думаю, существует большая разница между двумя этими понятиями. Гиридхар, что ты думаешь об этом?
СГ: Я думаю, Амей поднял глубокий вопрос. Я говорю это потому, что Свами часто говорил нам, студентам, что, находясь в Его присутствии, мы склонны выполнять все практики, которые Он требует от нас, и соблюдать дисциплину, но как только мы возвращаемся домой, мы начинаем смотреть телевизор, ходить в кино и предаваться другим развлечениям.
Вероятно, и я был жертвой этого шаблона поведения, пока несколько лет назад не понял, что условно следовать учениям Свами, искать удобства – это наш выбор. Например, Свами категорически заявил, что телевидение – это яд. На самом деле удивительно, пока мы находились в Прашанти Нилаям, мы были счастливы тем, что не имели возможности смотреть телевизор.
Но, как только я возвращался домой, я не знаю почему, но я смотрел телевизор всё время. И я полагаю, что существует нечто, отличающее влюблённость от любви. Как говорит Амей, любить – значит следовать учениям Бхагавана каждый момент своей жизни, а не только тогда, когда вы находитесь в Его непосредственном присутствии. Бхагаван повторял нам это много раз.
ГСС: Ты имеешь в виду не просто выполнение ритуала, а воплощение на практике сути поклонения? Бишу, что ты думаешь об этом?
БП: Как только что сказал Гиридхар, я могу поразмыслить над некоторыми ситуациями, с которыми большинство из нас встречалось. Например, вы видите людей, регулярно принимающих участие в бхаджанах и нагар санкиртане. Вы восхищаетесь ими за их обязательность, за то, что они находят время принимать участие в этом. Но каким-то образом вы чувствуете, что их преданность Свами ограничивается только этим. В то время как кто-то может думать, что они являются олицетворением «идеальных преданных», вы на самом деле, хотели бы видеть немного лучшее проявление черт, о которых Свами часто говорил нам.
Другими словами, вместо того, чтобы ограничивать любовь несколькими аспектами преданности, мы должны воплощать её во всём, что мы делаем в своей повседневной жизни.
ГСС: Другими словами, мы относим к разным категориям нашу «любовь» к Бхагавану и
«влюблённость» в Него и должны демонстрировать нашу преданность «здесь и сейчас».
БП: Я помню, во время даршана многие ребята или преданные занимали место в линии, а затем уходили попить воды. Если, когда они возвращались, их циновка была сдвинута хотя бы на дюйм, они испепеляющим взглядом смотрели на соседей. Но как только Свами появлялся на даршан, на их лицах тут же вспыхивала широчайшая улыбка.
Надпись на фото: Это влюблённость или любовь?
КМГ: К сожалению, многие из нас забывают, что мы сами имеем склонность поступать так.
БП: Мы довольно часто переживали это отношение.
ГСС: Но улыбку тоже можно интерпретировать как любовь к Свами.
БП: Ирония в том, что, в то время как человек абсолютно убеждён, что улыбка выражает любовь к Свами, его совершенно не беспокоит, что он только что ранил преданного этим жёстким взглядом.
КМГ: Вы также найдёте людей, говорящих: «Мы любим Свами», и готовых пожертвовать своим личным временем, семьёй, работой, деньгами во имя приверженности миссии Бхагавана. Но они также должны помнить, что необходимо сбалансировать принципы своей жизни. Существуют определённые обязательства, которые человек может иметь по отношению к своей семье или работе, и ими нельзя пренебрегать во имя работы для Свами. На самом деле Свами часто говорил, что вся работа – это Его работа.
БП: Верно.
КМГ: Я помню, один мальчик делился своими чувствами с одним из старших преподавателей. Он говорил о том, что его мама была преподавателем Бал Викас и была настолько погружена в работу Саи организации, что для своего собственного сына у неё не было времени. Она даже не уделяла и того минимума внимания, который ребёнок заслуживает получать от своей матери. Вот почему мы полностью утрачиваем понимание сути работы для Свами, если не научились находить равновесие. Вся работа – это Его работа.
Что такое настоящая любовь к Богу
ГСС: Теперь появляется понимание, что влюблённость в Бога – это нечто очень ограниченное; влюблённость эгоистичная, недалёкая, предвзятая и указывает на личную заинтересованность. С другой стороны, любить Бога – значит любить Его ради Него Самого. Вы следуете Его заповедям. Этот подход бескорыстный и неограниченный.
Давайте теперь немного поразмышляем над тем, как мы впервые начали пытаться любить Бога, а затем нас настолько одолели различные вещи, что мы бессознательно забыли, что не любим Бога, а, в действительности, создаём Ему неприятности, причиняем вред. Мы могли бы проиллюстрировать этот момент реальными жизненными переживаниями и рассказами. Бишу, может быть, ты первый поделишься с нами своими мыслями?
БП: Я вспомнил историю из жизни Будды. Ананда был Его кузеном, и когда Будда достиг просветления, Ананда решил проводить всё своё время с Ним. Но прежде чем получить инициацию, он хотел получить гарантию, что к нему не будут относиться так же, как и к остальным ученикам, он хотел оставить за собой статус старшего двоюродного брата Будды.
Поэтому он пошёл к Будде и сказал: «Поскольку ты мой младший брат, это твой долг, Будда, слушаться меня. После моей инициации ты станешь моим учителем, а я – твоим учеником, и я не смогу просить о чём-либо или что-то приказывать. Поэтому перед тем, как я приму инициацию, позволь мне попросить у тебя несколько вещей».
Будда сказал: «Как тебе угодно, проси, Ананда. Что ты хочешь?».
Ананда произнёс три своих желания. Его первое желание было: «Я всегда должен быть с тобой, ты никогда не должен втайне от меня разговаривать с кем бы то ни было и никогда не должен отсылать меня».
ГСС: Он устанавливал свои права на Бога!
БП: Да. Вторым желанием Ананды было: «Когда бы я ни пожелал встретиться с кем бы то ни было в любое время дня или ночи, ты не должен отказывать».
АД: По сути, он хотел посадить Будду в клетку!
БП: А вот третье желание: «Мы с тобой должны спать в одной и той же комнате, я всегда должен быть с тобой».
Произнеся эти три желания, он сказал: «Будда, не забывай эти мои желания. Теперь я готов к инициации».
ГСС: Вы бы назвали отношение Ананды к Будде любовью?
АД: Я не думаю, что это была любовь.
БП: У этой истории есть продолжение! Итак, Будда сказал: «Прекрасно, пожалуйста, получи инициацию». Ананда стал учеником Будды и буквально был тенью Будды. Он всегда был рядом с Ним.
Много лет спустя, когда для Будды пришло время уходить, Он сказал: «Завтра на рассвете я должен уйти. Созови всех монахов. Я хочу обратиться ко всем вам в последний раз»
По желанию Будды вокруг Него собралось около 1000 просветлённых монахов, все они были спокойными и уравновешенными. Никто не плакал и не выказывал видимых признаков горя – кроме Ананды.
Ананда сильно страдал. Он был безутешен, и другие монахи не знали, как успокоить его. Из сострадания Будда посмотрел на Ананда и улыбнулся. Он спросил: «Ананда, почему ты плачешь, я сделал всё, что ты от меня хотел. Я исполнил все твои желания, всё это время ты был рядом со мной».
Когда Будда сказал это, Ананда заплакал сильнее и сказал: «Будда, я не знаю, что теперь мне делать со своей жизнью. Я дышал тем же воздухом, что и ты, я делал то же, что и ты, но я не достиг просветления, и теперь я чувствую, что моя жизнь бесперспективна. Я не знаю, как жить без тебя».
Тогда Будда сказал: «Что я могу сделать, Ананда? Я делал то, что ты хотел от меня. Я всегда знал, что, если я буду исполнять твои желания, я буду только препятствовать твоему духовному развитию, но ты не хотел забывать, что я был твоим младшим братом. Ты хотел удержать все те привилегии; твоя преданность была условной».
Будда продолжил: «Возможно, моя смерть сделает её безусловной».
А затем Будда оставил Свою смертную оболочку. Все просветлённые монахи собрались в непосредственной близости. Это был момент глубокой интроспекции. Только Ананда не присутствовал на том собрании; он находился полностью в разбитых чувствах. Он провёл всю ночь в стенаниях, поскольку был беспомощным и одиноким.
А затем он осознал, что, хотя он видел всё, на самом деле он не видел ничего. Он понял, что пил из фонтана нектара, но не ощущал его вкуса. Впервые в своей жизни он ощутил пустоту.
И в ту ночь в глубокой тишине начался его процесс самоанализа. В ту ночь в нём началось глубокое само-исследование, в нём занималась заря реализации. И наступившее утро застало его поглощённым глубоким покоем. Со временем этот процесс самореализации углубился.
Братья, если мы посмотрим на пример Ананда, когда он был тенью Будды во время его жизни, я бы сказал, что в то время Будда ему только «нравился». Только после того, как Будда оставил свою смертную оболочку, Ананда начал «любить» Будду. Если бы только Ананда «любил» Будду, когда Он был с ним в физической форме, представьте, какое богатство духовного развития он обрёл бы для себя.
Источник: http://media.radiosa...ircle_07_01.htm
Часть 01
Мы говорим: «Мы любим Свами». Действительно ли мы любим Его?
Как и в предыдущих учебных кружках в обсуждении принимают участие м-р. Г.С. Шри Рангараджан (ГСС), модератор, Бишу Прусти (БП), Амей Дешпанде (АД), Саи Гиридхар (СГ) и К.М. Ганеш (КМГ)
Надпись на фото: Любить Свами – значит следовать Свами.
ГСС: «Мы любим Тебя, Свами!» Мы повторяли эти слова Бхагавану бесчисленное количество раз. Но сегодня мы будем обсуждать, что именно подразумевается под словами «Любить Бхагавана». Это просто любить Его физическую форму? Это следовать Его указаниям? Или это связано с тем, чтобы жить в соответствии с Его посланием?
Я хотел бы начать это исследование со своего собственного примера. Каждый день я делаю всё, что Свами хочет, чтобы я делал: я просыпаюсь утром, повторяю Его имя, выполняю ритуал поклонения, а вечером я пою бхаджаны. Я делаю всё это, потому что люблю Бхагавана. Итак, это именно то, что мы подразумеваем под любовью к Бхагавану, или существует ещё что-то кроме этого? Важно поразмышлять над этим, потому что во многих случаях мы обнаруживаем двойственное отношение, когда люди говорят: «Я делаю то, что говорит Свами. Существует ещё что-то, что ожидается от меня? Разве это означает, что мы должны буквально жить в соответствии с Его посланием всё время своей жизни?» Короче, давайте зададимся целью отыскать суть слов: «Мы любим Тебя, Свами».
АД: Я вспоминаю одно совершенно чудесное переживание, которое я испытал в Трейи Бриндаван (резиденции Свами в Вайтфилде, Бангалоре) во время сессии Трейи. Бхагаван сидел на качелях и в Своём неподражаемом стиле сказал: «Итак, ребята, вы любите Меня?»
В ответ мы громко сказали хором: «Да, Свами, мы любим Тебя!»
Однако реакция Бхагавана была совершенно другой. Покачав головой в знак несогласия, Он сказал: «Нет, Мои мальчики не любят Меня, Мои мальчики только влюблены в Меня, Я им просто нравлюсь».
Все захотели узнать, в чём разница между любовью к Бхагавану и влюблённостью в Него.
И тогда Свами в Своей прелестной манере объяснил это. Он сказал: «У вас есть собака дома, и вы ласкаете своего любимца, гладите его, купаете, кормите, хотите поиграть с ним и т.д. Но разве вы действительно находитесь рядом с собакой все моменты её жизни. Разве вы бежите за собакой повсюду, куда бы она ни побежала? Нет, вы этого не делаете. Тогда что вы можете сказать, вам собака нравится, или вы любите её?»
А затем Свами сказал нечто, что задело за живое, возможно, всех нас. Он сказал: «Мои мальчики относятся ко Мне точно так же, Я им просто нравлюсь. Они хотят находиться рядом со Мной, вокруг Меня, они хотят кормить Меня и видеть Меня счастливым, но не хотят следовать тому, что Я говорю». А затем Он сказал: «Любить Свами – значит следовать Свами».
На этой ноте давайте перефразируем название темы: «Любовь к Свами в отличие от влюблённости в Свами»
Разница между влюблённостью в Свами и любовью к Свами
ГСС: Прекрасно. Я думаю, существует большая разница между двумя этими понятиями. Гиридхар, что ты думаешь об этом?
СГ: Я думаю, Амей поднял глубокий вопрос. Я говорю это потому, что Свами часто говорил нам, студентам, что, находясь в Его присутствии, мы склонны выполнять все практики, которые Он требует от нас, и соблюдать дисциплину, но как только мы возвращаемся домой, мы начинаем смотреть телевизор, ходить в кино и предаваться другим развлечениям.
Вероятно, и я был жертвой этого шаблона поведения, пока несколько лет назад не понял, что условно следовать учениям Свами, искать удобства – это наш выбор. Например, Свами категорически заявил, что телевидение – это яд. На самом деле удивительно, пока мы находились в Прашанти Нилаям, мы были счастливы тем, что не имели возможности смотреть телевизор.
Но, как только я возвращался домой, я не знаю почему, но я смотрел телевизор всё время. И я полагаю, что существует нечто, отличающее влюблённость от любви. Как говорит Амей, любить – значит следовать учениям Бхагавана каждый момент своей жизни, а не только тогда, когда вы находитесь в Его непосредственном присутствии. Бхагаван повторял нам это много раз.
ГСС: Ты имеешь в виду не просто выполнение ритуала, а воплощение на практике сути поклонения? Бишу, что ты думаешь об этом?
БП: Как только что сказал Гиридхар, я могу поразмыслить над некоторыми ситуациями, с которыми большинство из нас встречалось. Например, вы видите людей, регулярно принимающих участие в бхаджанах и нагар санкиртане. Вы восхищаетесь ими за их обязательность, за то, что они находят время принимать участие в этом. Но каким-то образом вы чувствуете, что их преданность Свами ограничивается только этим. В то время как кто-то может думать, что они являются олицетворением «идеальных преданных», вы на самом деле, хотели бы видеть немного лучшее проявление черт, о которых Свами часто говорил нам.
Другими словами, вместо того, чтобы ограничивать любовь несколькими аспектами преданности, мы должны воплощать её во всём, что мы делаем в своей повседневной жизни.
ГСС: Другими словами, мы относим к разным категориям нашу «любовь» к Бхагавану и
«влюблённость» в Него и должны демонстрировать нашу преданность «здесь и сейчас».
БП: Я помню, во время даршана многие ребята или преданные занимали место в линии, а затем уходили попить воды. Если, когда они возвращались, их циновка была сдвинута хотя бы на дюйм, они испепеляющим взглядом смотрели на соседей. Но как только Свами появлялся на даршан, на их лицах тут же вспыхивала широчайшая улыбка.
Надпись на фото: Это влюблённость или любовь?
КМГ: К сожалению, многие из нас забывают, что мы сами имеем склонность поступать так.
БП: Мы довольно часто переживали это отношение.
ГСС: Но улыбку тоже можно интерпретировать как любовь к Свами.
БП: Ирония в том, что, в то время как человек абсолютно убеждён, что улыбка выражает любовь к Свами, его совершенно не беспокоит, что он только что ранил преданного этим жёстким взглядом.
КМГ: Вы также найдёте людей, говорящих: «Мы любим Свами», и готовых пожертвовать своим личным временем, семьёй, работой, деньгами во имя приверженности миссии Бхагавана. Но они также должны помнить, что необходимо сбалансировать принципы своей жизни. Существуют определённые обязательства, которые человек может иметь по отношению к своей семье или работе, и ими нельзя пренебрегать во имя работы для Свами. На самом деле Свами часто говорил, что вся работа – это Его работа.
БП: Верно.
КМГ: Я помню, один мальчик делился своими чувствами с одним из старших преподавателей. Он говорил о том, что его мама была преподавателем Бал Викас и была настолько погружена в работу Саи организации, что для своего собственного сына у неё не было времени. Она даже не уделяла и того минимума внимания, который ребёнок заслуживает получать от своей матери. Вот почему мы полностью утрачиваем понимание сути работы для Свами, если не научились находить равновесие. Вся работа – это Его работа.
Что такое настоящая любовь к Богу
ГСС: Теперь появляется понимание, что влюблённость в Бога – это нечто очень ограниченное; влюблённость эгоистичная, недалёкая, предвзятая и указывает на личную заинтересованность. С другой стороны, любить Бога – значит любить Его ради Него Самого. Вы следуете Его заповедям. Этот подход бескорыстный и неограниченный.
Давайте теперь немного поразмышляем над тем, как мы впервые начали пытаться любить Бога, а затем нас настолько одолели различные вещи, что мы бессознательно забыли, что не любим Бога, а, в действительности, создаём Ему неприятности, причиняем вред. Мы могли бы проиллюстрировать этот момент реальными жизненными переживаниями и рассказами. Бишу, может быть, ты первый поделишься с нами своими мыслями?
БП: Я вспомнил историю из жизни Будды. Ананда был Его кузеном, и когда Будда достиг просветления, Ананда решил проводить всё своё время с Ним. Но прежде чем получить инициацию, он хотел получить гарантию, что к нему не будут относиться так же, как и к остальным ученикам, он хотел оставить за собой статус старшего двоюродного брата Будды.
Поэтому он пошёл к Будде и сказал: «Поскольку ты мой младший брат, это твой долг, Будда, слушаться меня. После моей инициации ты станешь моим учителем, а я – твоим учеником, и я не смогу просить о чём-либо или что-то приказывать. Поэтому перед тем, как я приму инициацию, позволь мне попросить у тебя несколько вещей».
Будда сказал: «Как тебе угодно, проси, Ананда. Что ты хочешь?».
Ананда произнёс три своих желания. Его первое желание было: «Я всегда должен быть с тобой, ты никогда не должен втайне от меня разговаривать с кем бы то ни было и никогда не должен отсылать меня».
ГСС: Он устанавливал свои права на Бога!
БП: Да. Вторым желанием Ананды было: «Когда бы я ни пожелал встретиться с кем бы то ни было в любое время дня или ночи, ты не должен отказывать».
АД: По сути, он хотел посадить Будду в клетку!
БП: А вот третье желание: «Мы с тобой должны спать в одной и той же комнате, я всегда должен быть с тобой».
Произнеся эти три желания, он сказал: «Будда, не забывай эти мои желания. Теперь я готов к инициации».
ГСС: Вы бы назвали отношение Ананды к Будде любовью?
АД: Я не думаю, что это была любовь.
БП: У этой истории есть продолжение! Итак, Будда сказал: «Прекрасно, пожалуйста, получи инициацию». Ананда стал учеником Будды и буквально был тенью Будды. Он всегда был рядом с Ним.
Много лет спустя, когда для Будды пришло время уходить, Он сказал: «Завтра на рассвете я должен уйти. Созови всех монахов. Я хочу обратиться ко всем вам в последний раз»
По желанию Будды вокруг Него собралось около 1000 просветлённых монахов, все они были спокойными и уравновешенными. Никто не плакал и не выказывал видимых признаков горя – кроме Ананды.
Ананда сильно страдал. Он был безутешен, и другие монахи не знали, как успокоить его. Из сострадания Будда посмотрел на Ананда и улыбнулся. Он спросил: «Ананда, почему ты плачешь, я сделал всё, что ты от меня хотел. Я исполнил все твои желания, всё это время ты был рядом со мной».
Когда Будда сказал это, Ананда заплакал сильнее и сказал: «Будда, я не знаю, что теперь мне делать со своей жизнью. Я дышал тем же воздухом, что и ты, я делал то же, что и ты, но я не достиг просветления, и теперь я чувствую, что моя жизнь бесперспективна. Я не знаю, как жить без тебя».
Тогда Будда сказал: «Что я могу сделать, Ананда? Я делал то, что ты хотел от меня. Я всегда знал, что, если я буду исполнять твои желания, я буду только препятствовать твоему духовному развитию, но ты не хотел забывать, что я был твоим младшим братом. Ты хотел удержать все те привилегии; твоя преданность была условной».
Будда продолжил: «Возможно, моя смерть сделает её безусловной».
А затем Будда оставил Свою смертную оболочку. Все просветлённые монахи собрались в непосредственной близости. Это был момент глубокой интроспекции. Только Ананда не присутствовал на том собрании; он находился полностью в разбитых чувствах. Он провёл всю ночь в стенаниях, поскольку был беспомощным и одиноким.
А затем он осознал, что, хотя он видел всё, на самом деле он не видел ничего. Он понял, что пил из фонтана нектара, но не ощущал его вкуса. Впервые в своей жизни он ощутил пустоту.
И в ту ночь в глубокой тишине начался его процесс самоанализа. В ту ночь в нём началось глубокое само-исследование, в нём занималась заря реализации. И наступившее утро застало его поглощённым глубоким покоем. Со временем этот процесс самореализации углубился.
Братья, если мы посмотрим на пример Ананда, когда он был тенью Будды во время его жизни, я бы сказал, что в то время Будда ему только «нравился». Только после того, как Будда оставил свою смертную оболочку, Ананда начал «любить» Будду. Если бы только Ананда «любил» Будду, когда Он был с ним в физической форме, представьте, какое богатство духовного развития он обрёл бы для себя.
Источник: http://media.radiosa...ircle_07_01.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий