пятница, 15 июля 2022 г.

Саттва

 Как обещала, расскажу о практическом смысле понятия «саттва».  


Согласно одному из аутентичных трактатов по Аюрведе, Чарака Самхите, «саттва — это разум, регулирующий состояние тела, посредством связи с душой». (ЧС, Виманастхана, VIII:119)


Санскритский корень САТ — это «бытие», или «суть», «истина».

Согласно общему смыслу индийской философии, саттва — состояние ума, находящегося в здесь и сейчас и балансирующего гармонично и динамически между активностью и бездействием. 


Но если пойти ещё глубже — это состояние «неделателя», состояние, когда не «я делаю», «я достигаю» (раджас, ориентированный на будущее, на результат), или «я избегаю» (тамас, ориентированный на фиксацию в привычном прошлом), а когда я ПРИСУТСТВУЮ, провожу жизнь через себя, являясь инструментом Бога/Мироздания/Жизни.


Избегание перемен — тамас — обусловлено сопротивлением материи. Физическое тело перемен не хочет, для него архи-важно поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза). Но бездействие — это путь к разрушению, потому что никак не противостоит энтропии, ведь даже поддержание гомеостаза требует активности. 


Жизнь в физическом мире всегда про движение. С точки зрения физики, тепло, признак жизни, — это результат движения частиц. Холод, как отсутствие тепла, или даже жизни (мы знаем, что при определённом снижении температуры всё живое впадает в анабиоз) — отсутствие движения частиц.


Жизнь всегда движется и… порой мне представляется, что НЕ ВПЕРЁД! Она как бы уходит под нашими ногами назад, в прошлое, а мы, чтобы как минимум оставаться на месте (не деградировать), или — что намного лучше — двигаться вперёд, развиваться, должны приложить серьёзные усилия.


Однако если наши усилия будут чрезмерными, мы просто не выдержим гонки и разрушим, буквально сожжём сами себя (выгорим), и жизнь не успеем вкусить. А она такая вкусная! 


Но эта вкусность часто подстёгивает раджас в поисках ещё более вкусного. Раджас — следствие беспокойного и недовольного ума, жаждущего «быстрее, выше, сильнее». Ему всегда будет всего мало, ведь ум, ориентированный вовне, всё время сравнивает и оценивает, и, разумеется, находит, что в чужом огороде капуста лучше. Не так ли устроена социальная гонка?

Юлия Синявская

Комментариев нет:

Отправить комментарий