воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Сегодня, 29 декабря, день памяти Андрея Тарковского... 

Один из самых значимых его фильмов для меня - "Зеркало"... Даже не знаю почему. Может быть, потому что в нем угадывается отзвук того прошлого, которое в некотором смысле тяготит и меня... Какая-то незавершенность отношений, фальшь, недовыученность и томяще-щемящая тоска, накрывающая своей безысходностью. Всякое случается...

Из воспоминаний Андрея Тарковского:
"Меня преследовал многие годы один и тот же сон. Я входил в дом, в котором родился, бесчленное количество раз переступал порог. Я всегда понимал, что мне это только снится, но было поразительное ощущение реальности пригрезившегося. Это было довольно тяжелое ощущение. Что-то тянет тебя назад, в прошлое, не оставляя ничего впереди. Мне казалось, что, реализовав этот странный образ, мне удастся освободиться от своих чувств. Сняв фильм, я действительно освободился от них, но мне показалось, что я и себя в каком-то смысле потерял"....

В моем понимании "потерять себя" - это освободиться от груза прошлого, в котором до поры до времени черпается вдохновение жить, пестовать и взращивать то, что называется личностью, но потом и оно, это вдохновение угасает, и превращает прошлое в кандалы... Не остается ничего из того, из чего непрерывно создается некий образ или представление о себе...

И еще фрагмент: 
«У меня был случай. Когда я монтировал в картине «Зеркало» испанскую хронику 38-го года: проводы детей на советский пароход, так у меня был один кадр, который никак не монтировался. Он был очень хорош сам по себе: революционный испанский солдат с винтовкой стоял на корточках перед своим ребенком, тот горько плакал. А солдат его целовал, и тот, обливаясь слезами, уходил за кадр, а отец смотрел ему вслед. Но этот кусок, куда бы мы его ни монтировали, всюду выпадал. Я пришел в отчаяние и просто хотел понять, в чем дело. Я попросил монтажера собрать весь материал — все, что было взято из фильмохранилища. И когда посмотрел, я вдруг с ужасом увидел, что таких кадров несколько — три дубля. То есть в тот момент, когда ребенок заливался слезами, оператор просил его повторить то, что он сделал: еще раз проститься, обнять, поцеловать. Этот кадр не влезал в монтаж. Потому что в нем поселился дьявол и никак не мог примириться в той среде, в которой находился, в среде искренности. Я его выбросил». 

Фильм "Зеркало" — это исповедь героя на смертном одре, последнее признание (вины или любви) как последнее усилие, которое открывает возможность преображения для другой жизни. А возможно, это и неозвученная исповедь каждого прожитого дня, который может быть последним....
По первому замыслу, картина должна была стать притчей о блудном сыне. Но все её главные мысли прозвучали в «Солярисе». «Человечество спасёт стыд. Мы здесь для того, чтобы научиться любить. Нам не нужен никакой космос — нам нужно зеркало! Человеку нужен человек!» 

...Еще до съемок Андрей говорил отцу: «Мне снилось, будто мы с тобой по очереди ходим вокруг большого дерева, то я читаю стихи, то ты...» 
Когда фильм вышел на экраны, Арсений Александрович Тарковский не сумел посмотреть «Зеркало» без слёз... «Я и представить не мог, что ты уже тогда так понимал!» — признался он. 
После он написал такие строки:

И это снилось мне, и это снится мне, 
И это мне еще когда-нибудь приснится, 
И повторится все, и все довоплотится, 
И вам приснится все, что видел я во сне. 
Там, в стороне от нас, от мира в стороне 
Волна идет вослед волне о берег биться, 
А на волне звезда, и человек, и птица, 
И явь, и сны, и смерть — волна вослед волне. 
Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду, 
Жизнь — чудо из чудес, и на колени чуду 
Один как сирота, я сам себя кладу, 
Один, среди зеркал — в ограде отражений 
Морей и городов, лучащихся в чаду. 
И мать в слезах берет ребенка на колени... http://www.youtube.com/watch?v=9Yn9q25NWAw



Ом Саи Рам http://www.sathyasai.ru/forum/topic/6262#entry126381

   Елена Волкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий