Саи Рам
«Божественная музыка – это помощник добродетели, это дар Божий, приносящий излечение и успокоение душе. Эта музыка может вознести ваш дух на более высокую ступень бытия, наполненную миром и радостью. Божественная музыка – это звучание настоящей жизни, мудрости и блаженства. Для этой музыки не существует географических границ, языковых барьеров, возрастных факторов; для нее не имеет значения уровень образования, она проникает глубоко в сердце и душу, священная и святая, как Бесконечное звучание славы, достигающее Божественного святилища.»
Свамини Турайясангитананда.
Возможно, для тех, кто знаком с миром джаза поближе, это имя - Свамини Турайясангитананда (или Элис Колтрейн) - известно. Мне случилось познакомиться с этой удивительной женщиной, джазовым музыкантом и певицей, исполняющей джазовые композиции не только на фортепиано, но на органе и арфе, совсем недавно. И вся джазовая музыка Элис наполнена глубоким духовным содержанием. Но более всего сблизил с ее творчеством и тот немаловажный момент, что она была преданной Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы...
Элис родилась в Детройте 27 августа 1937 года. Ее родители, Солон и Энни МакЛеод, были людьми очень религиозными и большими любителями музыки. В силу этих двух факторов, девочку очень рано, уже с семи лет, начали учить музыке, а конкретнее – игре на фортепиано, и очень рано она начала выступать в церкви, аккомпанируя на органе или фортепиано ансамблям, исполняющим музыку госпел. Обучение музыке наиналось с классических образцов. Традиционные этюды Черни, музыка Рахманинова, Чайковского, Бетховена заинтересовала Элис, ...но ее душой всецело завладел джаз.
В 1963 году она встретила Джона Колтрейна, и это было началом их семейного и творческого союза. Джон безусловно повлиял на отношение Элис к музыке. Он помог ей окончательно раскрепоститься и раздвинул границы ее музыкального сознания. «Джон показал мне не только как искать новые пути, но и как добиваться совершенства и отточенности при исполнении» - признавалась Элис.
Но есть сфера, в которой уже влияние Элис на Джона сомнений не вызывает. Элис глубоко и всесторонне интересовал мир Востока. Ее увлеченность Индией, индийской культурой, философией, верованиями передалась мужу. Ориентальные мотивы начали занимать в музыке Колтрейна все большее и большее место. И не только в музыке. Интересы жены становились их общими интересами. Один из сыновей Джона и Элис даже получил имя в честь выдающегося индийского музыканта, ситариста и композитора Рави Шанкара. Векторы духовной эволюции супругов явно совпадали. Но внезапная болезнь прервала дальнейший творческий и духовный путь Джона. В июле 1967 года, не дожив до сорока одного года, он скончался от скоротечного рака печени.
Элис осталась одна. С четырьмя детьми. В тридцать лет. В моральном плане – ситуация тяжелейшая (да и в материальном: у вдовы Колтрейна речь об элементарном куске хлеба не шла) для любой женщины, независимо от того, чем она занимается – музыкой, бизнесом или приготовлением пиццы. Но Элис смогла выдержать этот удар, сумела не сломаться, выстояла, хотя замуж так никогда больше и не вышла. Как ей это удалось – знала только она сама. Можно предположить, что ей помогли две вещи – вера и музыка. Увлечение Индией стало носить еще более глубокий характер, Элис Колтрейн приняла индуизм и взяла себе религиозное имя Турайя Апарна.
Именно период, последовавший непосредственно за смертью Джона – конец 60-х – первая половина 70-х годов – стал для Элис временем наиболее интенсивной творческой деятельности. Она словно стремилась заглушить музыкой боль, спрятаться от сердечной тоски в студиях звукозаписи. Уже в 1968 году на лейбле, с которым был связан и Джон, Impulse! Records, вышел ее первый сольный альбом - A Monastic Trio. В этом проекте с Элис работали старые партнеры ее мужа, а сама она играла на фортепьяно и на арфе. Уже название первой композиции альбома звучит весьма символично - "Lord, Help Me to Be", так же не случайно появляется здесь и посвящение мужу – пьеса Gospel Trane. Новизна материала, использование редчайшей в джазе арфы, вдохновенная игра Элис и ее партнеров способствовали успеху дебютного диска, который справедливо числится одним из лучших в ее дискографии.
И в дальнейшем, вплоть до середины 70-х, она не снижала темпа, концертируя и выпуская диски каждый год, а то и по несколько раз в год. Особенно урожайным в этом смысле стал 1972-й, отмеченный сразу тремя новыми работами. В этих дисках Элис постоянно расширяла свой инструментарий. В альбоме Universal Consciousness 1972-го года к арфе добавился орган, в последовавшем за ним World Galaxy и в более поздних – разнообразные индийские перкуссионные инструменты. В музыкальном плане эти работы мы могли бы сегодня отнести к world music, тогда этот термин еще не был в ходу. Джаз, чаще всего авангардный, с отчетливым ориентальным оттенком. Темы пьес очень часто связаны с религией, причем не только индуизмом (Hare Krishna, Sri Rama Ohnedaruth), но и с другими верованиями или древними культами (Battle At Armageddon, Oh Allah, Isis and Osiris). В альбоме World Galaxy (1972г.) Элис впервые представила свою версию самого, наверное, знаменитого произведения Джона Колтрейна –A Love Supreme. Есть у нее и композиция по мотивам «Жар-птицы» Стравинского. Если уж зашла речь о связях с академической музыкой, то уместно упомянуть, что, начиная с альбома 1972 года Lord Of Lords, Элис регулярно вводила в состав инструментов струнный оркестр, еще более сближавший ее работы с классикой.
Своим духовным наставником Элис считала Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу. Изучение Веданты (индийское религиозно-философское учение) привело ее в 1975 году к решению основать в Калифорнии, в Агура Хиллс, Веданта Центр, своеобразную духовную общину, где изучают индуизм и воплощают положения Веданты в повседневной жизни. Это решение она объясняла духовным озарением, мистически переданным ей непосредственно Богом. Став во главе общины, она приняла религиозное имя Свамини Турайясангитананда. Элис полностью отказалась от концертных выступлений, со временем передала сыну Рави Колтрейну управление творческим наследием Джона Колтрейна, ее редкие записи носили исключительно религиозный характер, это была музыка для молитв и медитаций. Но от сочинения и исполнения музыки она не отказалась, это просто стало частью ее служения Господу.
В последние годы она частично возобновила концертную деятельность, в сентябре 2004 года вместе с сыном Рави выпустила совместный альбом "Translinear Light".
А в последний год жизни Элис вела работу над новым альбомом духовной музыки, "Sacred Language of Ascension". Основной идеей проекта стало восхваление Бога, общее для религий Запада и Востока, основным средством – духовные гимны на иврите, санскрите, хинди, арамейском и английском языках. Основные записи уже были сделаны. Альбом первоначально планировалось выпустить в феврале 2007 года, но Элис не успела... Ее душа слилась со Свами в январе того же года...
(Источник: http://www.cultandar..._jelis_koltrejn)
Неоднократно члены ее общины (или Саи Ананта ашрама) бывали и бывают в Путтапарти. В 2010 году они выступали перед Свами... (Об этом можно прочитать здесь, на 4 странице: http://www.saiquest....tionJan2011.pdf)
Сайт Саи Анантам Ашрама: http://www.saiquest....ml/swamini.html
Ом Шри Саи Рам
«Божественная музыка – это помощник добродетели, это дар Божий, приносящий излечение и успокоение душе. Эта музыка может вознести ваш дух на более высокую ступень бытия, наполненную миром и радостью. Божественная музыка – это звучание настоящей жизни, мудрости и блаженства. Для этой музыки не существует географических границ, языковых барьеров, возрастных факторов; для нее не имеет значения уровень образования, она проникает глубоко в сердце и душу, священная и святая, как Бесконечное звучание славы, достигающее Божественного святилища.»
Свамини Турайясангитананда.
Возможно, для тех, кто знаком с миром джаза поближе, это имя - Свамини Турайясангитананда (или Элис Колтрейн) - известно. Мне случилось познакомиться с этой удивительной женщиной, джазовым музыкантом и певицей, исполняющей джазовые композиции не только на фортепиано, но на органе и арфе, совсем недавно. И вся джазовая музыка Элис наполнена глубоким духовным содержанием. Но более всего сблизил с ее творчеством и тот немаловажный момент, что она была преданной Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы...
Элис родилась в Детройте 27 августа 1937 года. Ее родители, Солон и Энни МакЛеод, были людьми очень религиозными и большими любителями музыки. В силу этих двух факторов, девочку очень рано, уже с семи лет, начали учить музыке, а конкретнее – игре на фортепиано, и очень рано она начала выступать в церкви, аккомпанируя на органе или фортепиано ансамблям, исполняющим музыку госпел. Обучение музыке наиналось с классических образцов. Традиционные этюды Черни, музыка Рахманинова, Чайковского, Бетховена заинтересовала Элис, ...но ее душой всецело завладел джаз.
В 1963 году она встретила Джона Колтрейна, и это было началом их семейного и творческого союза. Джон безусловно повлиял на отношение Элис к музыке. Он помог ей окончательно раскрепоститься и раздвинул границы ее музыкального сознания. «Джон показал мне не только как искать новые пути, но и как добиваться совершенства и отточенности при исполнении» - признавалась Элис.
Но есть сфера, в которой уже влияние Элис на Джона сомнений не вызывает. Элис глубоко и всесторонне интересовал мир Востока. Ее увлеченность Индией, индийской культурой, философией, верованиями передалась мужу. Ориентальные мотивы начали занимать в музыке Колтрейна все большее и большее место. И не только в музыке. Интересы жены становились их общими интересами. Один из сыновей Джона и Элис даже получил имя в честь выдающегося индийского музыканта, ситариста и композитора Рави Шанкара. Векторы духовной эволюции супругов явно совпадали. Но внезапная болезнь прервала дальнейший творческий и духовный путь Джона. В июле 1967 года, не дожив до сорока одного года, он скончался от скоротечного рака печени.
Элис осталась одна. С четырьмя детьми. В тридцать лет. В моральном плане – ситуация тяжелейшая (да и в материальном: у вдовы Колтрейна речь об элементарном куске хлеба не шла) для любой женщины, независимо от того, чем она занимается – музыкой, бизнесом или приготовлением пиццы. Но Элис смогла выдержать этот удар, сумела не сломаться, выстояла, хотя замуж так никогда больше и не вышла. Как ей это удалось – знала только она сама. Можно предположить, что ей помогли две вещи – вера и музыка. Увлечение Индией стало носить еще более глубокий характер, Элис Колтрейн приняла индуизм и взяла себе религиозное имя Турайя Апарна.
Именно период, последовавший непосредственно за смертью Джона – конец 60-х – первая половина 70-х годов – стал для Элис временем наиболее интенсивной творческой деятельности. Она словно стремилась заглушить музыкой боль, спрятаться от сердечной тоски в студиях звукозаписи. Уже в 1968 году на лейбле, с которым был связан и Джон, Impulse! Records, вышел ее первый сольный альбом - A Monastic Trio. В этом проекте с Элис работали старые партнеры ее мужа, а сама она играла на фортепьяно и на арфе. Уже название первой композиции альбома звучит весьма символично - "Lord, Help Me to Be", так же не случайно появляется здесь и посвящение мужу – пьеса Gospel Trane. Новизна материала, использование редчайшей в джазе арфы, вдохновенная игра Элис и ее партнеров способствовали успеху дебютного диска, который справедливо числится одним из лучших в ее дискографии.
И в дальнейшем, вплоть до середины 70-х, она не снижала темпа, концертируя и выпуская диски каждый год, а то и по несколько раз в год. Особенно урожайным в этом смысле стал 1972-й, отмеченный сразу тремя новыми работами. В этих дисках Элис постоянно расширяла свой инструментарий. В альбоме Universal Consciousness 1972-го года к арфе добавился орган, в последовавшем за ним World Galaxy и в более поздних – разнообразные индийские перкуссионные инструменты. В музыкальном плане эти работы мы могли бы сегодня отнести к world music, тогда этот термин еще не был в ходу. Джаз, чаще всего авангардный, с отчетливым ориентальным оттенком. Темы пьес очень часто связаны с религией, причем не только индуизмом (Hare Krishna, Sri Rama Ohnedaruth), но и с другими верованиями или древними культами (Battle At Armageddon, Oh Allah, Isis and Osiris). В альбоме World Galaxy (1972г.) Элис впервые представила свою версию самого, наверное, знаменитого произведения Джона Колтрейна –A Love Supreme. Есть у нее и композиция по мотивам «Жар-птицы» Стравинского. Если уж зашла речь о связях с академической музыкой, то уместно упомянуть, что, начиная с альбома 1972 года Lord Of Lords, Элис регулярно вводила в состав инструментов струнный оркестр, еще более сближавший ее работы с классикой.
Своим духовным наставником Элис считала Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу. Изучение Веданты (индийское религиозно-философское учение) привело ее в 1975 году к решению основать в Калифорнии, в Агура Хиллс, Веданта Центр, своеобразную духовную общину, где изучают индуизм и воплощают положения Веданты в повседневной жизни. Это решение она объясняла духовным озарением, мистически переданным ей непосредственно Богом. Став во главе общины, она приняла религиозное имя Свамини Турайясангитананда. Элис полностью отказалась от концертных выступлений, со временем передала сыну Рави Колтрейну управление творческим наследием Джона Колтрейна, ее редкие записи носили исключительно религиозный характер, это была музыка для молитв и медитаций. Но от сочинения и исполнения музыки она не отказалась, это просто стало частью ее служения Господу.
В последние годы она частично возобновила концертную деятельность, в сентябре 2004 года вместе с сыном Рави выпустила совместный альбом "Translinear Light".
А в последний год жизни Элис вела работу над новым альбомом духовной музыки, "Sacred Language of Ascension". Основной идеей проекта стало восхваление Бога, общее для религий Запада и Востока, основным средством – духовные гимны на иврите, санскрите, хинди, арамейском и английском языках. Основные записи уже были сделаны. Альбом первоначально планировалось выпустить в феврале 2007 года, но Элис не успела... Ее душа слилась со Свами в январе того же года...
(Источник: http://www.cultandar..._jelis_koltrejn)
Неоднократно члены ее общины (или Саи Ананта ашрама) бывали и бывают в Путтапарти. В 2010 году они выступали перед Свами... (Об этом можно прочитать здесь, на 4 странице: http://www.saiquest....tionJan2011.pdf)
Сайт Саи Анантам Ашрама: http://www.saiquest....ml/swamini.html
Ом Шри Саи Рам
Альбом Элис Колтрейн "Diving songs" http://www.youtube.com/watch?v=p8n-xwPD7Bw
Саи Рам http://www.sathyasai.ru/forum/topic/10911
Саи Рам http://www.sathyasai.ru/forum/topic/10911
Комментариев нет:
Отправить комментарий