вторник, 15 января 2019 г.

Описание жизни Шивы Апокриф

Глава 5. Подвиги Шивы

Глава 5. Подвиги Шивы

Появление мирового яда

Однажды боги решили поднять амриту из мировых вод.
Амрита — это небесный нектар, содержащий эссенцию всей жизни. Любой, кто выпивает его, становится бессмертным, живущим так же долго, как сам космос. Боги жаждали достичь этого.
Воды пролегали в бесконечности; чтобы вспахтать их, боги соорудили необыкновенную машину. Ее основой была Акупара, божественная черепаха. На ее спине была установлена гора Мандара, небесная ось, вокруг которой, как устройство для пахтания, пребывал Шеша, Змей вечности.
Адитьи и Дайтьи, боги света и тьмы, тянули за хвост и шею Змея, сначала в одну сторону, затем в другую. В результате воды стали вращаться и крутиться, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Пена собралась возле горы, и воды начали сворачиваться.
Боги проверили воды на первые признаки Амриты. Но, к их испугу, первое, что появилось на вспенившейся поверхности, было темным и липким, накипью-пеной, источающей едкие испарения; это был чудовищный яд Халахал! Яд начал растекаться вокруг, заражая воды и отравляя воздух. Шешу начало тошнить; Акупара потерял контроль над недрами. Все боги отравились и стали слишком слабы, чтобы даже позвать на помощь; само бытие космоса оказалось под угрозой.
В этот самый момент на месте событий появился Шива. Он вычерпнул смертоносную жидкость и выпил ее, как будто она была сладким вином.
Парвати, опасаясь за Шиву, взяла его за шею и остановила прохождение яда в его тело. Яд остался в горле Шивы. Он впитался в кожу его шеи и окрасил ее в синий цвет.
Действия Шивы спасли космос. С уходом яда воздух стал свежим, а океан — чистым. Боги восстановили свою силу и возобновили пахтание.
Когда, наконец, появилась Амрита, боги жадно выпили ее. Потом они вспомнили об ужасном Халахале. Вдруг они осознали, что желание вечной жизни чуть не разрушило всю вселенную.
Они поблагодарили Шиву за его своевременную помощь. Чтобы увековечить это великое событие, Вишну дал Шиве новое имя: Нилакантха, тот, у кого синяя шея.
Третий глаз

Однажды Парвати, играя, прикрыла глаза Шивы руками. Едва она так сделала, весь мир погрузился во тьму. Глаза Шивы содержат силу солнца. И они были закрыты Парвати.
«Спаси нас!» — воскликнули боги, демоны и люди. Без солнца весь космос был обречен.
Тогда Шива открыл свой третий глаз и через него выпустил свои энергии.
Солнце вновь ярко засветило.
Молитвы благодарности были поднесены всей вселенной трехглазому богу по имениТрилочан Махадэв.
Происхождение Ганги

Бхаджиратх, принц клана Икшаваку, однажды наткнулся на кучу пепла. Из нее донесся скорбный плач 60 000 юношей. Их печальные рыдания растревожили доброго принца. «Кто эти люди?» — спросил он своего деда, мудрого Аншумана.
Аншуман рассказал ему трагическую историю 60 000 сыновей Шагара.
«Давным-давно мой дед, царь Шагар, правил этой землей. Завидуя его растущей силе, Индра, царь небес, украл его лошадь. Мои дядья нашли ее в жилище мудреца Капилы. Они обвинили отшельника в краже, как и надеялся Индра. Разозленный этим обвинением, Капила призвал силы магии и сжег моих дядей дотла. Так как они были убиты раньше своего времени, их души застряли в сумеречной зоне, между жизнью и смертью».
«Есть ли для них хоть какая-то возможность?» — спросил Бхаджиратх.
«Да, но она невыполнима. Если их пепел буден предан Ганге, небесной реке, они смогут продвинуться к своей следующей жизни. Но Индра не позволит нам подняться на небеса, и Ганга никогда не спустится на землю. Так что наши предки обречены страдать целую вечность».
«Посмотрим, смогу ли я помочь. Я заставлю Гангу спуститься», — поклялся Бхаджиратх.
Бхаджиратх ушел из своего дворца и стал аскетом. Он постарался умилостивить богов практикой ужасных аскез. Его тапас, который включал сто лет голодания и воздержания, вынудил Индру позволить Ганге спуститься с небес.
Когда Ганга услышала про это, она презрительно рассмеялась: «Мое снисхождение с небес разрушит все до основания на земле, — сказала она. — Города, джунгли, даже горы будут смыты мощью моих вод».
Обеспокоенный гордыней Ганги, Брахма сказал Бхаджиратху обратится к Шиве: «Он великийКапардин-Джатадхари, обладатель густых волос. При помощи своих локонов, умащенных баньяновым соком, он поймает эту великую реку, как веревками спутывают блуждающих быков».
Бхаджиратх стал молиться Шиве: «Можешь ли ты помочь, Великий Господин?»
Шива сказал: «Пусть самолюбивая Ганга сойдет с небес. Я остановлю ее поток и разрушу ее тщеславие».
Шива стоял на горе Мандара, космической оси. Он смотрел на небеса в готовности поймать реку. Все собрались подле него, чтобы быть свидетелем этого события: боги, демоны, люди, птицы и звери.
Ганга обрушилась из своей небесной обители с силой, равной сотням тысяч океанических потоков. Звук был оглушительным. Казалось, что Ганга собиралась смыть всю землю. Мир затрепетал в ожидании.
Ганга упала точно на макушку головы Шивы. Она надеялась расколоть череп своей силой. Вместо этого она запуталась в его густых волосах. Спутанные пряди и плотные пучки волос поймали ее воды в ловушку, твердо сдерживая ее поток. Захваченная волосами Шивы, строптивая река, наконец, появилась из верхнего пучка волос, но не как сильный поток, а просто как струя, которая мягко текла в сторону моря и делала плодородной землю на своем пути.
Бхаджиратх бросил пепел своих предков в божественную реку. Они появились в виде духов и перед тем, как двинуться дальше к своей следующей жизни, дали Шиве имя Гангадхар, тот, кто управляет могущественной Гангой.
Ганга стала второй женой Шивы.
Даже сегодня люди бросают пепел своих предков в Гангу в надежде сделать безопасным путешествие в следующую жизнь.
Былинка

Однажды боги сидели перед Брахмой, хвастаясь своими умениями. «Я могу сжечь океан своим пламенем», — сказал Агни, бог огня. «Я могу сдуть горы порывами штормового ветра», — сказал Вайю, бог воздуха. А Индра, царь богов, повелитель молнии, сказал: «Я могу сокрушить всех демонов своим оружием, ваджрой».
Брахма впал в уныние от высокомерия своих сыновей.
Вдруг на сцене появился якша. Он держал былинку на своей ладони. «Может ли кто-нибудь из вас избавиться от этой былинки?» — спросил он. Агни извергнул огонь; он шипел и потрескивал, но к своему удивлению обнаружил, что былинка осталась невредимой. Вайю надулся и породил ураган, но былинка отказывалась даже пошевелиться. Индра применил ваджру и выпустил свою молнию, но былинка осталось такой же, как и была.
«Что это все значит?» — спросили боги.
«Это значит, что за каждой великой силой находится еще одна, более великая», — ответил якша.
«Кто это сказал?»
«Шива».
Якша исчез, и наступила тишина. Агни и Вайю, усмиренные произошедшим, повесили пристыженно головы. Но Индре этого было недостаточно: «Что он о себе возомнил, этот Шива?» Индра взял свою ваджру и отправился к Кайласу, чтобы преподать Шиве урок.
Он увидел перед собой нагого аскета, авадхута. «А где Шива?» — спросил Индра.
«Это я», — спокойно ответил аскет.
«Ты набрался дерзости учить меня, царя богов?»
Шива не ответил.
Его молчание взбесило Индру. Он поднял свою ваджру, чтобы поразить его. Шива открыл свой третий глаз. Брахма понял, что сейчас может произойти.
«Постой! — закричал он, умоляя Шиву не причинять вреда Индре. — Не убивай Индру. Он предводитель богов; без него будет потеряно космическое равновесие».
Тогда Шива сбросил свой огонь в океан.
«Скоро Индра повстречает равного противника, и его гордыня будет разрушена, — сказал Шива. — Он осознает, что хвастовством не выигрывают сражения».

Джаландхара — морской демон

Огонь Шивы обжег воды океана. Из пара возник демон по имени Джаландхара.
Сразу после своего рождения он стал предводителем демонов. Он повел их на борьбу против богов и одержал великую победу. Индра был совершенно унижен, повержен, покорен и выдворен с небес. Он был лишен своего трона, дворца, богатства, силы и власти, его ваджра была выброшена.
Индра пошел к Брахме за помощью. «Как я могу победить Джаландхара?» — спросил он.
«Ты не сможешь. Только Шива может», — ответил мудрый создатель.
Индра вспомнил и пожалел о высокомерии, которое он проявил не так давно.
«Поможет ли Шива тому, кто оскорбил его?» — поинтересовался он.
«Шива никогда не держит зла».
Джаландхара, как Индра перед Шивой, заявил: «Я самый великий воин в мире».
«Нет, ты не таков, пока не победишь Шиву», — сказал Индра.
«Кто этот Шива?» — спросил Джаландхара.
«Один отшельник».
Джаландхара рассмеялся и поспешил к Кайласу, чтобы сразиться с Шивой.
Шива улыбнулся и большим пальцем очертил круг на земле: «Я буду сражаться, только если ты сможешь удержать эту часть земли на своей голове».
«Да! Я смогу, — похвастался Джаландхара. Он вырвал часть земли, которую обозначил Шива, и поместил ее себе на голову. — Видишь, я могу это сделать».
Внезапно круглый кусок земли на голове Джаландхары начал крутиться, как диск, и увеличиваться в размере. Прежде чем он смог что-либо сказать, диск стал таким большим и настолько давящим, что расколол его череп и сломал его позвоночник.
Последнее, что услышал Джаландхара прежде, чем испустил дух, были слова Шивы: «Я ношу Луну на своей голове, а ты не можешь выдержать даже небольшой кусок земли. И при этом ты считаешь, что ты самое сильное существо во вселенной?»
Прикосновение Бхасмаки

Однажды Шива употребил целый горшок бханга, потерял рассудок и перестал отличать реальность от опьяняющих снов. В этом состоянии он даровал демону по имени Бхасмака силу убивать любое создание простым прикосновением.
Демон решил опробовать эту силу на самом Шиве. Он угрожающе потянул свои руки по направлению к Шиве.
Шива, мгновенно протрезвев, вскочил и убежал. Весь космос был свидетелем этого происшествия: Шива, преследуемый Бхасмакой.
Они бы рассмеялись, если бы не осознавали всей серьезности ситуации: разрушение Шивы привело бы к космическому уничтожению.
Шива поспешил к Вишну. «Помоги мне!» — прокричал он.
«Я помогу», — пообещал космический спаситель. Приняв восхитительную женскую форму, Мохини, Вишну появился перед Бхасмакой. Взглянув на нее, демон забыл про Шиву. «Могу ли я обнять тебя?» — спросил он.
Мохини заглянула в его глаза и сказала: «Только если ты потанцуешь со мной».
Мохини начала танцевать, и Бхасмака повторял все ее движения.
Когда она поставила левую ногу вперед, он сделал то же самое. Затем она положила правую руку себе на пупок, он сделал то же самое. Наконец, когда она положила свои руки на макушку головы, он сделал то же самое. Вместе с этим собственное тело Бхасмаки вспыхнуло в огне.
Вишну спас жизнь Шиве; за это Шива был очень ему благодарен.
Наука омоложения

Шукра (планета Венера) практиковал ужасные аскезы, чтобы изучить науку бессмертия.
«Нет такой науки. Все, что рождается, должно умереть», — сказал Шива.
«Тогда научи меня науке омоложения, Сандживани Видья, которая может излечить любое заболевание и залечить любую рану».
Шива, повелитель всех трав и всех лекарств, научил этой науке Шукру.
Шукра стал наставником демонов. Используя свои знания, он был способен оживлять и восстанавливать здоровье всех тех, кто был ранен в сражениях с богами. Поэтому асуры никогда не страдали от потерь на войне.
Брахма пожаловался Шиве: «Шукра нарушает космический баланс, оживляя асуров, погибающих в небесных баталиях. Сделай что-нибудь. Останови его! Убей его!»
«Я остановлю его, нет необходимости убивать его», — сказал Шива.
В следующий раз, когда боги и демоны сражались, странное существо появилось на горизонте. Это была великанша-людоедка по имени Критья, гана Шивы. Она втянула Шукру в своё тело. Там он и остался — нерождённый, неспособный использовать свою магию для помощи демонам. Благодаря этому сражения богов и демонов стали проходить честно.
Брахма посмотрел на Шукру, заключенного в утробе Критья, и улыбнулся изобретательности Шивы… только Махакала мог лишить существо жизни без того, чтобы убить его!
Три летающих города

Три демона однажды построили три летающих города, Трипуру. На этих летающих городах демоны появлялись везде со своими армиями и семьями; ни одна гора не была слишком высокой для них, ни один океан не был слишком широким. Словно соколы, налетали они на города для насилия, грабежа и террора вселенной. Они казались неостановимыми.
«Они должны быть уничтожены», — решили боги.
«Но как?» — поинтересовался Индра.
«Только при помощи единственной стрелы!» — сообщил Брахма, хранитель всех знаний.
«Но это невозможно, — пожаловались они. — Нет такого охотника, который мог бы убить двух птиц одной стрелой, не то что разрушить три летающих города».
«Это вполне возможно, если есть подходящий стрелок, обладающий нужным луком и стрелой, перемещающийся на подходящей колеснице», — сказал Вишну. Все знали, что он говорил про Шиву, который также известен как Шарва, космический стрелок-лучник.
«Он может это сделать», — согласились они.
«Но только когда три города будут расположены на одной линии», — напомнил Индра.
«Не беспокойтесь, — заверил Вишну. — Я просчитал курс этих трех городов, и я знаю, что очень скоро они выстроятся в одну линию, но лишь на мгновение. Если именно в этот момент Шива выпустит стрелу, они обязательно будут уничтожены».
«Если кто-нибудь и может это сделать, то только он», — сказал Брахма.
Боги обрадовались и тотчас принялись за работу.
Сначала они использовали всю свою энергию, чтобы собрать подходящую военную колесницу: сама земля вместе с солнцем и луной служили ей колесами. Брахма стал ее возничим, а звезды — лошадьми.
Затем они создали лук: Меру, король гор, служил аркой лука, а как Васуки, царь змей — тетивой. Ее звенящий от натяжения звук наполнял всю вселенную.
«Но у нас нет подходящей стрелы», — сказали боги.
«Есть», — ответил Вишну, который превратился в огненный снаряд, сверкающую шастру.
Шива манифестировался как Угра, свирепый бог войны, и взошел на космическую колесницу. Он взялся за небесный лук и преследовал три города по всем галактикам. Он следовал за ними вверх по яркому небосводу и вниз до мрачных вод нижнего мира. Он ожидал момента, когда три летающих города выстроятся в один ряд. И когда это случилось, через тысячу лет ожидания, Шива выпустил смертоносную стрелу — Вишну-шастру.
Снаряд прошел через основание трех городов. Тут же они погрузились в пламя и стали разваливаться. Крики демонов, их женщин и детей наполнили пространство. Все были убиты. Остатки городов превратились в космические осколки: кометы, астероиды и метеориты. После этой расправы Шива стал известен как Трипурантака, разрушитель трех городов.
Боги возрадовались подвигу Шивы. Но он не улыбался.
«Я не могу праздновать смерть ни одного существа, каким бы испорченным оно ни было». Лицо Шивы было сурово; слезы скатывались по щекам. Крики демонов, наполненные болью, звучали эхом в его ушах.
«Знайте, — сказал Шива всем, кто собрался вокруг него, — придет день, когда весь космос, каждый его атом будет испорчен. В этот момент я возьму мой лук снова и разрушу три мира».
И чтобы каждый запомнил это грозное предупреждение, он нанес три линии на своем лбу, горизонтальные, как труп, используя оставшиеся угли от трех летающих городов.

Другие статьи из Апокрифа:

Глава 6. Проявления Шивы

Глава 6. Проявления Шивы

У Шивы как бога есть множество форм.
Он — далекий и загадочный бог-глава Ишвара, благосклонный милостивый Шамбху, привлекательно-наивный Бхола, чдарит улыбку каждому.
Для учеников он — Дакшинамурти, мудрый знаток Вед, Шастр и Тантр. Для артистов он — вдохновенный танцор, Натеша, первоисточник всех художественных форм.
Перед безнравственными и злыми он предстает как гневный Бхайрава, размахивающий мечом, обагрённым кровью; перед раскаивающимися он проявляется как легко умилостиваемыйАшутош. Он обращается к жадным как скромный проситель Бхикшатан, с чашей в руке; он соблазняет романтичных, превращаясь в прекрасного Сомасундара, более красивого, чем сама луна.
В зависимости от потребностей мира, Шива принимает разные формы. Далее следуют различные истории о некоторых его проявлениях.

Сын Анасуйи

Однажды Шива появился в доме Анасуйи, жены мудреца Атри, изувеченный, весь в синяках и ушибах.
Анасуйя приняла его и занялась лечением его ран. Она искупала его, накормила и уложила спать. Она обращалась с ним, как мать ухаживает за своим ребенком. Шива остался доволен. Он раскрыл свой истинный лик и предложил ей любую награду.
«Даруй мне сыновей, которые будут похожи на тебя», — сказала она.
Шива дал ей трех сыновей: первый — Сома, который был таким же прекрасным, как и он; второй — Датта, который был таким мудрым, как он, и третий — Дурваса, который был таким же темпераментным, как и он сам. Анасуйя была счастлива.
Говорят, что Датта, также известный как Даттатрейя, содержит в себе сущность Брахмы, Вишну и Шивы. Он вырос мистиком, бродящим по свету со своей коровой и четырьмя собаками.
Он овладел Ведами и Тантрами; множество садху, саньясинов, натхов, аскетов, йогов, отшельников и таких мудрецов как Матсьендранатх и Горакхнатх стали его учениками.
Он также стал великим лидером канпхата-натх-пантхи, мистиков с расщепленными ушами, следующих по пути без названия.

Дракон Шарабха

Демон Хираньякашипу не мог быть убит ни человеком, ни зверем; ни снаружи, ни внутри дома; ни днем и ни ночью.
Вишну принял форму Нарасимхи, существа, которое было наполовину человеком и наполовину львом. Он атаковал Хираньякашипу, вырвал его сердце на пороге дома и выпил его кровь. Условия смерти были выполнены, и демон был уничтожен.
Опьянённый кровью демона, Вишну стал свирепствовать и начал нападать на невинных людей. «Помоги мне избавиться от этой формы, — взмолился Вишну: — Я уже не могу с этим справляться».
Тогда Шива в форме Шарабхи, дракона с восьмью ногами, часть которого была птицей, часть — змеёй, часть — львом, поймал Нарасимху и содрал живьем с него кожу, позволив духу Вишну освободиться.

Хари — Хара

Шива и Вишну отличаются друг от друга, и все же в чем-то очень похожи.
Шива выходит за пределы мира как йогин, отвергая чувства и ощущения. Он — нивритти-марги, тот, кто пассивно самоудаляется от мира. С другой стороны Вишну — это правритти-марги, активно участвующий в мирских делах и наслаждающийся удовольствиями мира.
Шива — светлый, Вишну — темный. Шива держит воды на своей голове, у Вишну они находятся под ногами. Шива располагает змею как украшение вокруг своей шеи, Вишну использует змея как ложе. Шива предпочитает жесткие листья баиля, Вишну любит мягкие листья тулси. Супруга Шивы сидит у него на колене, супруга Вишну — у его ног. Священный знак Шивы — горизонтальный, знак Вишну располагается вертикально. Вишну — яркий солярный бог, ясный для понимания и обращения, Шива — загадочный, это лунное божество, неоднозначное, скрывающееся в сумерках. Вишну — предводитель богов, Шива — прибежище и усмирение для асуров и демонов.
Эти два бога представляют два подхода к вселенной, к самой жизни. Они дополняют друг друга.
Когда Шива отказался участвовать в делах мира, Вишну принял женскую форму и стал восхитительной Мохини. Очарованный, Шива заключил его в объятия и перестал быть отшельником. Вместе они стали Хари-Хара.
В храме Лингарадж в Бхуванешваре, Орисса, линге подносятся как листья тулси, так и листья баиля, так как считается, что это символ Хари-Хара.

Шива как труп

Когда разложение, испорченность, развращенность во вселенной достигла внимания Парвати, она так разозлилась, что ее кожа почернела, а глаза стали красными. Боги, напуганные дикой формой Парвати, назвали ее Кали, темной богиней. Они стали распевать песни, чтобы умиротворить ее. Но Кали, недовольная состоянием мира, продолжала разрушать всё и вся, что попадалось на ее пути. Само существование вселенной оказалось под угрозой.
Чтобы остановить ее, Шива превратился в труп и лёг у неё на пути. Богиня, ослепленная яростью, споткнулась и наступила на своего мужа.
Думая, что она убила его, и искренне сожалея о своей жестокости, она решила вернуть его к жизни. Несмотря ни на что, она все-таки была энергией, Шакти, без которой Шива был простошава, труп.
Вернувшись к жизни, Шива успокоил Кали и стал танцевать с ней. Вместе они соединили восстановление разрушенного мира с ритмом жизни.

Шива как ребенок

После убиения демонов по имени Чанда и Мунда богиня Парвати стала Чамундой. Она осознала, что мир потерял свою чистоту, и продолжила пожирать его. Она стала Космической Убийцей и забыла свою роль Вселенской Матери.
Чтобы спасти мир, Шива принял форму ребенка и начал плакать. Увидев его, Чамунда мучительно возжелала стать матерью и испытала непреодолимую жажду позаботиться о нем. Сделав это, Чамунда вернула себе память о том, что она Вселенская Мать, сияющая Гаури.
Она была очень благодарна Шиве за то, что ярость обратилась любовью.

Жених Пуньякши

Боги не хотели, чтобы Пуньякши выходила замуж. Только будучи девственницей, могла она обладать силой убивать демонов.
Но Пуньякши страстно желала быть такой же, как другие девушки: иметь мужа и дом. Мужчины в ее деревне отказывались жениться на ней, ибо такова была воля богов. Тогда она стала молиться Шиве и просить его стать ей мужем. Он согласился.
«Какова цена невесты?» — спросил он.
«Сахарный тростник без колец на срезе, лист баиля без прожилок и кокосовый орех без двух глазков», — сказали боги.
Но такого не бывает в природе.
Настроенный жениться на Пуньякши, Шива использовал свои магические силы, чтобы создать эти не существующие в природе дары. «Вот ваш выкуп за невесту. Когда же мы сможем пожениться?» — спросил Шива.
Боги разозлились на Шиву; они решительно хотели помешать свадьбе. Поэтому они сказали: «Вы должны пожениться до восхода солнца и наступления завтрашнего дня, в противном случае вам придется ждать до окончания этого эона».
Это условие было настоящим препятствием, деревня Пуньякши была на южной окраине Джамбудвипы, тогда как Шива жил в горах, которые граничили с его северными границами. Такое расстояние никто не мог пересечь за один день, даже боги.
«Не бойся, Пуньякши, я полечу по небу и буду там вовремя, чтобы сделать тебя моей женой», — пообещал Шива.
Уверенная в его обещании, Пуньякши нарядилась как невеста. Ее отец пригласил всю деревню на свадьбу. Священники установили свадебный пандал, повара приготовили угощения. Все было готово.
Однако Шива не прибыл в назначенный час. Все были расстроены. Взошло солнце, и священники ушли. Так же поступили и гости. Они не поженятся, и не будет свадебного пира. Пуньякши была обречена остаться незамужней до конца своей жизни.
Обиженная и оскорбленная, девушка разбила горшки с едой, приготовленной для свадебного пиршества, и выбросила все украшения. Демоны, глядя на расстроенную девушку, насмехались над ней. «Почему бы тебе вместо этого не выйти замуж за нас?» — визжали они. В ярости она схватила серп и убила их всех.
Пуньякши стояла на краю Индии и решила ждать там до окончания эона, когда ей было суждено соединиться со своим повелителем. Она стала богиней Каньякумари, Вечной Девой. Еда, приготовленная для свадьбы, перемешалась с песком и навсегда окрасила пляж в Каньякумари.
Что касается Шивы, он на самом деле летел по небу, как и обещал. Но во время полета он услышал крики петухов перед рассветом. Полагая, что рассвет уже был, и что он опоздал на свадьбу, он решил не продолжать путь.
Но это была ещё только полночь!
Боги сыграли жестокую шутку: они обманули Шиву, заставив петухов прокричать задолго до наступления нового дня.
Шива в форме лингама все еще ждет Пуньякши в Сучиндрам, Тамил Наду.

Муж Минакши

Принцесса Мадурайя, Минакши, была рождена с тремя грудями и обладала совершенно мужским темпераментом. Она могла скакать на лошадях, укрощать слонов, бороться с тиграми и охотиться на львов.
Она направила свои армии, чтобы завоевать четыре стороны мира, побеждая многих царей и воинов, кто по глупости пытался преградить ей путь. Наконец она прибыла к подножию Гималаев и узнала об отшельнике, который отказывался признавать чье-либо превосходство.
Она вызвала отшельника на поединок. Но как только она взглянула на этого мужчину, она потеряла волю к борьбе. Ее лишняя грудь исчезла, и она стала скромной девой.
Прекрасный отшельник по имени Сундарешвар был не кем иным как Шивой. Минакши вышла за него замуж в присутствии богов.
Храм принцессы и ее мужа-отшельника до сих пор существует в Мадурайе, Тамил Наду. Каждый год празднование годовщины свадьбы является событием, которое ожидает каждый бхакта.

Натараджа, бог танца

В лесу деодар проживали мудрецы, которые проводили свою жизнь в изучении космоса, в поисках высшей Истины, санатана-дхармы. Они размышляли над ответом загадки человеческого существования и человеческого несчастья.
Но время шло, и они стали пребывать в иллюзии по поводу своей значимости, и их головы вскружились от гордости. Они заявили, что отказались от мира, однако в тайне они все ещё думали обо всех материальных удовольствиях. Они проповедовали отречение, все еще потакая практике всех форм чувственных наслаждений.
Чтобы преподать им урок, Шива появился в виде прекрасного молодого отшельника. Соблазненные его красотой, мудрецы и их жены побежали за ним.
«Оставайся с нами, оставайся с нами, — кричали они, — мы дадим тебе всё, что захочешь, если ты останешься с нами». Шива расхохотался. Это был аттахаса, презрительный смех, высмеивающий лицемерие и невежество.
Мудрецы обвинили Шиву в собственной несдержанности. Они решили разрушить это искушение.
При помощи своих магических сил они создали тигра, змею и гоблина и напустили их на Шиву. Шива содрал с тигра шкуру, закрутил змею вокруг шеи и, смеясь как сумасшедший, прыгнул на спину гоблина и стал танцевать на нем, как на сцене.
Его представление потрясло мудрецов: его руки дико вращались, сотрясая основание небосвода, его разлетающиеся волосы разрушали небесные тела, его удары ног раскалывали горы.
Боги сошли с небес, демоны оставили их сверкающие города, чтобы посмотреть на бога танца.
Пока он танцевал, мудрецы осознали, что Шива содрал шкуру с тигра их амбиций, укротил змею их страсти и уничтожил гоблина их эго. Его танец содержал ритм жизни, космический цикл порождения, созидания и разрушения; он заключал сущность космической истины.
В правой руке Шива держал грохочущий барабан, который издавал финальный звук смерти и воссоздавал первобытную вибрацию жизни.
В левой руке он держал огонь, который сжигал и разрушал, а также освещал и давал энергию.
Вокруг него отдельно крутилось огромное колесо сансары, наполненное бесконечными циклами рождений и перерождений.
Просветленные мудрецы смотрели на танец Шивы с благоговейным страхом. Он вдохновил Бхарата написать Натьяшастру, трактат, сформировавший основу классического индийского танца.
Так Шива стал известен как Натараджа, повелитель натья — танца и натака — театра.
Считается, что это событие происходило в Чидамбарам, Тамил Наду.

Глава 7. Воины Шивы

Глава 7. Воины Шивы


За границами каждого поселения находится мир, враждебный для человека и общества. Это жестокое королевство диких зверей и ужасных чудовищ.
Эти существа, персонификации темной стороны Природы, истребляют урожай, воруют скот, распространяют болезни, загрязняют колодцы… они могут вторгнуться в человеческую цивилизацию и полностью овладеть ею. Лучше держаться от них подальше.
Стены, заборы и ограждения почти бесполезны. Что-то более могучее, кто-то более сильный, какой-нибудь отважный воитель, вира, должен стоять на страже день и ночь. Поэтому жители молится Шиве, ибо только он может держать демонов и упырей в повиновении. И Шанкар,милостивый повелитель, выдвигает защитника для своих бхактов — порой одного из своих сыновей. Их имена Велан, Састха, Айяппа, Аийянар; порой одного из своих ганов, например Нанди, порой одно из своих воплощений, Вирабхадру или Бхайраву; иногда он появляется как Кхандака или Маллана.
Защитник спускается с небес на огромном белом жеребце, чтобы проверить границы поселений. Часто к нему присоединяется его супруга и ее лютые гончие. Так как кшетрапал — охранитель поселений, его мужество и сила даруют им процветание и безопасность.
Люди воздвигают храмы в честь своего охранителя на окраинах своих поселений, особенно возле кладбищ, где прячутся дикие духи мертвых и неумерших. Храмы — это обычно всего лишь разукрашенный камень, пинда, под баньяновым деревом.
Каждое индийское поселение имеет хотя бы одного такого виру, присматривающего за его благополучием. Он удерживает ужасных бхутов, претов, ветал, пишачей, дакини, якшей и ракшасов. Через эти простые символы обычный человек ищет милости Махадевы, великого личного божества, который есть также далёкий космический правитель, Ишана.
Вот некоторые из историй об этом.
Кхандака убивает Манни-Малла

Манни и Малла были двумя демонами, которые в обликах волков тревожили пастухов и фермеров на плато Деккана. Местные жители стали молиться, и Он появился для их спасения в форме Кхандаки со своей супругой Мхалсабай. Они изрубили двух демонов насмерть.
В благодарность крестьяне построили огромный храм великим убийцам Манни и Малла, прекрасный Малхари Мартанд, на склонах Джеджури, Махараштра. Похожие храмы были воздвигнуты в землях Андхры и Карнатаки.

Бхайрава убивает Нилу

Демон Нила в форме дикого слона, гаджасура, безумно носился в полях Каши. Шива повелел своему стражу, ужасному Бхайраве, спасти город. Бхайрава атаковал слона, отрезал ему хобот и содрал живьем шкуру.
Последним пожеланием перед смертью демона-слона было, чтобы его шкура послужила мантией Шиве. «Так тому и быть», — пообещал Бхайрава.
В других частях Индии Бхайрава известен под разными другими именами: Бхайро, Вирака, Вироба, Бхайраб, Бхайронатх. Его образ рождает ужас в сердцах людей, богов и демонов. Он отпугивает всех врагов от своего города.
Састха убивает Махиши

Махиши, кровожадная великанша-людоедка, сделала жизнь людей Кералы невыносимой. Они стали молиться Вишну и Шиве о помощи. Вишну принял форму Мохини, и вместе с Шивой они создали сына, Хари Харасуту, которого подарили местному королю. Мальчик по имени Састха был так силён, что мог доить тигриц, словно они были добрыми коровами. Когда Махиши вызвала его на схватку, он убил ее.
Так как он убил женщину, хоть и в честном поединке, Састха решил сохранять целибат и уединился в горах Сабарималаи. Даже сегодня молодым женщинам не разрешается входить в его храм-гробницу.
Хануман помогает Раме уничтожить Равану

Хануман — это не обычный вира. Он самый великий вира, Махавира. Он охранитель не города, а самого института общественности, брака и семьи.
Хануман — проявление силы и милости Шивы, рождённое Анджаной, женой обезьяны Кесари.
Он безбрачный воин, пожертвовавший собственными удовольствиями, чтобы обеспечить воссоединение мужа и его верной жены.
Равана, король клана ракшасов, похитил Ситу, жену Рамы, принца Айодхьи, которого изгнали силой в результате дворцовых интриг. Без армии в своем подчинении Рама не знал, как спасти свою любимую Ситу. Он попросил Шиву о помощи.
Помощь пришла в виде обезьяны по имени Хануман.
Хануман обошел весь мир и нашел Ситу на островном королевстве Равана — Ланке.
Тогда он собрал всех лесных существ, чтобы построить мост через море к Ланке. По этому мосту от имени Рамы он повел огромную обезьянью армию на битву с ужасными ракшасами для спасения Ситы.
Во время битвы Хануман много раз спасал жизнь Раме. Благодаря его поддержке Рама смог убить Равану и спасти Ситу.

Глава 8. Свита Шивы

Глава 8. Свита Шивы


Говорят, что любой отверженный всегда найдет прибежище у Шивы.
Демоны, упыри, духи и гоблины пугают всех. Но они тоже дети Брахмы и имеют такие же права в Природе, как и все. Шива любит их так же, как и всех остальных.
Шива никогда не отвергал ни богов, ни мудрецов. Кубера, король якшей; Равана, король ракшасов; Шукра, наставник асуров — это некоторые из преданных Шивы. Даже веталы, бхуты, преты, пишачи, духи, застрявшие между жизнью и смертью, поклоняются Шиве. Поклоняются ему и сиддхи, и тантрики, и агхори, и вратья, считающиеся чем-то вроде алхимиков, и маги, и колдуны. Каждая душа, божественная или дьявольская, ищет благословения Шивы.
Есть ещё ганы, его свита, дикая банда нарушителей законов, социальных неудачников, отщепенцев, существ, которые не вписываются ни в какое общество. Безобразные, уродливые, несчастные, они танцуют, распевают и пьют так, как им нравится, тогда, когда они захотят, не следуя ни правилам, ни закону. Он не различают священное и кощунственное. Только Шива может справляться с их необузданностью. Он поет и танцует к их восторгу и присоединяется к ним на пиршествах, удерживая их при этом от распространения хаоса.
Сами ганы — буйные и безответственные. Единственное, что для них важно — почитание Шивы.
Он их повелитель.
Вот некоторые истории о них.
Кубера — король якшей

Кубера, сын праджапати Вайшравы, был королем якшей, неуловимых лесных духов, хранителей тайных сокровищ, которые прячутся внутри старых деревьев и в укромных озёрах.
Кубера жил на Ланке, в золотом городе, находящемся на острове посреди широкого синего океана.
Однажды Равана, король ракшасов, вытеснил его и захватил во владение его корону, его богатства, его жен и его дворец.
Кубера скитался по пустынным землям, сопровождаемый лишь его преданными. Несмотря на собственные проблемы, он дал приют многим беспомощным существам, таким как киннары(полубоги с лошадиной головой) и кимпуруши. Он даже стал охранителем для некоторых пришедших в упадок культов, таких как вамачари. Боги были впечатлены его добротой.
Однажды, голодный и уставший, он проходил через какие-то развалины. Его последователи решили провести ночь там. Они чисто подмели место, вымыли его, зажгли лампы и собрали еду из окрестных джунглей. После принятия пищи они стали распевать песни, чтобы развлечь себя. Развалины были остатками древнего храма Шивы. Не зная того, они восстановили храм в его прежней славе. Кубера даже поднес немного фруктов и цветов на святой лингам. Это так понравилось Шиве, что он сделал Куберу локапалой, охранителем северного направления. «Ты должен поселиться в Алаке, на горе Кайлас, и жить под моей опекой».
Кубера стал великим преданным Шивы. Шива стал известен как Якшанатх, бог якшей.
Любовь Куберы к Шиве

Кубера был безобразным человеком. У него был круглый живот, косоглазие и грубые черты лица. Но Шива любил Куберу за его преданность.
Кубера так сильно обожал Шиву, что даже начал завидовать Парвати. Он сказал: «Моя любовь к Шиве больше, чем ее». Когда Парвати услышала это, она разозлилась. Она вырвала его левый глаз.
Кубера преисполнился раскаянием.
«Я верну тебе зрение, — сказала Парвати, — но, чтобы ты помнил о своей дерзости, твой левый глаз будет желтого цвета, желтый, как золото. Ты будешь известен как Пингалакша, тот, у кого желтый глаз».
Кубера кормит Ганешу

Кубера был так богат, что вместо ездового животного использовал человека.
Он часто купал Шиву и помогал ему одеваться. Если бы Шива захотел, Кубера мог дать ему прекрасные драгоценности из золота, инкрустированные дорогими камнями. Но Шива не принял бы ни одно из них. «Набедренная повязка и пепел вместо сандаловой пасты — приму», — вот что сказал бы Шива.
«Почему ты не накормишь моего сына Ганешу? Ему нравится кушать, а я бедный отшельник, вряд ли могу накормить его».
«Не волнуйся, мой повелитель. Я дам Ганеше столько еды, сколько он никогда не видел в своей жизни».
На следующий день Ганеша пошел в Алаку за своей едой. Он съел всё, что было приготовлено: рис, хлеб, бобовые, овощи, фрукты, молоко, йогурт, масло, сладости. Затем он попросил еще. Ганеша кушал и продолжал просить еще.
«Твой желудок лопнет», — сказал Кубера.
«Нет, не лопнет. Смотри, у меня есть змея в качестве пояса; это помогает всему, что я съем, остаться в желудке. Продолжай, принеси мне еще еды. Я все еще голоден».
Была приготовлена еще еда. Ганеша также всё это съел. Вскоре еда была принесена из других домов, так как запасы Куберы были опустошены. Затем Кубера послал своих якшей в другие миры купить еды на свои драгоценные камни. Ганеша поглотил все, что было куплено, и все просил еще. Кубера начал выпрашивать, занимать и даже воровать, чтобы удовлетворить голод Ганеши. Но Ганеша оставался ненасытным. «Будьте добры, еще еды», — просил он. Наконец Кубера упал к ногам Ганеши и молил его остановиться: «У меня больше ничего нет, чтобы предложить тебе».
«Но ты сказал, что у тебя достаточно денег, чтобы кормить меня целую вечность». Ганеша заулыбался, и Кубера осознал свою ошибку.
Послушание Киртимукхи

Однажды, разозленный наглостью якши, Шива создал великана, чтобы тот его съел живьем. Якша взмолился о пощаде, и Шива, гнев которого спадает быстрее, чем вспыхивает, отпустил его.
«А как же я? — спросил великан, которого только что создали. — Меня сделали, чтобы съесть якшу. Что я буду есть теперь? Я все-таки голоден».
«Ешь себя», — сказал в шутку Шива.
Великан принял слова Шивы всерьёз и начал поедать себя. Он съел свои руки, свои ноги, свое туловище, свое сердце, свои внутренности, он съел все части своего тела, и осталась только голова.
Шива изумился таким послушанием великана. Он сказал «Я доволен тобой. Отныне ты будешь известен как Киртимукха, лицо славы. Твоё лицо будет видно на каждой арке, помещенное даже выше богов».
Так и повелось, на каждой арке, в каждом храме и гробнице, вверху каждый может найти ужасное и все же благословенное лицо гана Шивы — Киртимукхи. Это прекрасный символ Жизни, питающей саму себя для выживания.
Боги бури
Дану, жена праджапати Кашьяпы, была беременна. Брахман сказал, что ребенок будет в семь раз сильнее, чем Индра, царь богов.
Чтобы предотвратить такую возможность, Индра взял молнии и разрубил плод в утробе Дану на семь частей. Затем каждый кусок он разрезал еще на семь частей. Крик ребенка Дану заполнил пространство и достиг Кайласа. Шива из милости даровал жизнь этим сорока девяти кускам плоти в утробе Дану, превратив их в сорок девять богов бури, называемых Марутами.

Третья нога Бхринги

Бхринги захотел обойти святое тело Шивы и совершить прадакшину. Когда он совсем был готов начать, Парвати остановила его. «Шива неполон без меня, — сказала она, — поэтому ты должен обойти вокруг нас обоих».
После того как Бхринги продолжил настаивать на ее исключении, Парвати вышла из себя. Она сплавила свое тело с телом Шивы. Они стали Ардханаранари, наполовину мужчина и наполовину женщина, сделав таким образом невозможным обойти вокруг только одного из них.
Но Бхринги был так решительно настроен сделать по-своему, что превратился в пчелу, проделал отверстие именно между телами Парвати и Шивы и облетел только вокруг правой части тела, принадлежащей Шиве. Решительность Бхринги впечатлила Шиву. Он заулыбался.
Но Парвати прокляла Бхринги, сделав его худым и истощенным, настолько слабым, что его две ноги не смогли удерживать его вертикально. Он рухнул на пол, поскольку ноги не могли поддерживать его тело.
Бедственное положение Бхринги тронуло Шиву. Он дал Бхринги еще одну ногу, при помощи которой он смог поддерживать себя и стоять ровно в присутствии своего повелителя. С тех пор гана Бхринги имеет три ноги вместо двух.
Океан историй

Шива часто рассказывал Парвати и своим ганам сказки, в которых фантастические персонажи оказывались в интригующих ситуациях. Однажды он решил развлечь только Парвати. Он отвел ее в самый темный угол пещеры и прошептал ей на ухо историю с сотнями линий и подтекстов и бесчисленными поворотами сюжета.
Неузнанный ими гана Пушпаданта все подслушал. Узнав об этом, Парвати разозлилась. Она выкинула его с Кайласа. Гана молил Шиву о прощении. Сочувствуя ему, Шива сказал: «Иди и поделись этой сказкой со всем миром. Возвращайся только после того, как все создания неба и земли узнают ее».
В соответствии с этим Пушпаданта развлек все человечество рассказом Шивы. Он стал известен как Катхасаритсагар, океан сказок.
Вьягхрапада

Один отшельник однажды попросил Шиву подарить ему ноги тигра. «Это поможет мне легко передвигаться по лесу и собирать листья баиля для поклонения тебе».
Это проявление преданности порадовало Шиву. Он назвал отшельника Вьягхрападой, «тот, у кого ноги тигра», и сделал его своим ганом.



Панчалика впитывает печаль Шивы

Однажды Шива вспомнил Сати, свою первую жену, и стал оплакивать ее. Воспоминания наполнили его существо, и начались конвульсии. Ганы попробовали утешить его, но не смогли. Они не знали, что делать.
«Дай мне твою печаль, о повелитель. Перелей ее из твоего существа в мое», — сказал гана Панчалика. Тотчас же печаль Шивы переместилась в его тело. Внутри Панчалики печаль рассеялась. Он трансформировал печаль в радость с видением надежды.
Шива был доволен Панчаликой. Он объявил: «Когда зимний холод уступает место теплу лета, когда печальные снега тают в весенние ручьи радости, все будут вспоминать тебя, Панчалика. Ты будешь ганой, которого будут почитать во время празднества цветов, Холи».
Патанджали-Каркотака

Каркотака был одним из змеев Шивы, тем, которого он носил вокруг шеи. Однажды Каркотака выпустил струю яда в Шиву. Раздраженный, Шива выкинул его с Кайласа. «Ты сможешь вернуться лишь тогда, когда увидишь меня танцующим от радости».
Каркотака в форме червя упал в руки девы по имени Гоника. Она назвала его Патанджали, тот, кто упал в ладонь. Патанджали ждал годы, чтобы увидеть танец Шивы. Когда, наконец, он его увидел, он заплакал от радости.
Барабанные удары Шивы вдохновили Патанджали написать трактат по грамматике, Махабхасья.
Напиток Кешина

Кешин, гана с длинными волосами, однажды увидел Шиву пьющим что-то из чаши из черепа. «О Повелитель, я тоже хочу пить», — сказал он.
Шива протянул свою чашу, — она содержала яд, все смертоносные элементы мира. Кешин посмотрел на нее и выпил все залпом, думая так: «Что бы ни предложил мой повелитель, это будет нектаром для меня».
Шива был доволен таким проявлением безграничной преданности. Он наградил Кешина видением трех миров: небес, земли и ада, в прошлом, настоящем и будущем.
Кешин сделался един с космосом, став очевидцем того, чего никто никогда не видел, самого сердца вселенной, самой ее сущности — ее красоты и ее уродства, ее вечной текучести-изменчивости и ее абсолютной неподвижности.
Кешин был в экстазе.

Глава 9. Преданные Шивы

Глава 9. Преданные Шивы


Бхакти, беззаветная преданность богу и абсолютная вера в его образ — это самый простой способ переживать божественность.
Было время, когда люди считали, что каждый нуждается в сложных ритуалах и участии священников для того, чтобы достичь Бога. Но это верование было заменено возвышенными доктринами о преданности, распространенными множеством святых, главными из которых были Наянары, шиваиты, проживавшие в землях Тамила между VII и X веками нашей эры. Их верования растворили все кастовые, половые и классовые противоречия.
Преданный, или бхакта, обладает безграничной верой в Шиву. Он верит, что все случается в жизни по воле Шивы. Хорошее или плохое, он принимает все как прасад, божественное подношение.
Среди бхакт Шивы встречаются мудрецы, воины, мужчины, женщины и даже боги и демоны. Вот некоторые из историй о них.
Лотосный глаз Вишну

Как-то раз Вишну пообещал Шиве 1008 лотосов. Но во всем мире он нашел только 1007 лотосов.
«Поэты говорят, что я камал-наян, что мои глаза прекрасны, как небесные лотосы. Я заменю цветок своим глазом». Сказав так, он выдернул свой глаз и положил его на лингам.
Шива был так впечатлен преданностью Вишну, что даровал ему могущественный диск,сударшан-чакру, при помощи которого он мог держать в повиновении всех демонов.
Равана поднимает Кайлас

Равана, царь ракшасов, был великим преданным Шивы. Каждый день он путешествовал от Ланки, его островного королевства на юге, до горы Кайлас, которая находилась на севере, чтобы лично выразить почтение Шиве.
Но по прошествии времени Равана стал находить эти ежедневные поездки на север все более утомительными. Он решил вырвать с корнем гору Кайлас и перенести ее на юг для своего удобства.
Равана обладал силой сотни богов. Голыми руками он поднимал гору Кайлас. Гора тряслась, и снега падали вниз. Парвати была обеспокоена дерзостью Раваны, так же как и Шива. Он вернул гору на место и заключил в ловушку царя ракшасов под ее основанием.
Равана взвыл от боли, но Шива отказался отпустить его. Чтобы умиротворить разозленного бога, Равана стал составлять гимны в честь Шивы. Красота этих гимнов растопила сердце Шивы, и он отпустил царя демонов с благословлениями.

Равана женится на жабе

Равана создал лютню, которую назвал рудра-вина, и подарил ее Шиве, повелителю музыки. Шива в свою очередь решил отблагодарить его.
«Я хочу, чтобы Парвати была моей женой».
«Да будет так, — сказал Шива, не раздумывая. Он же известен как Бхоленатх, простак, простодушный. — Ты найдешь ее купающейся на озере Манасаровар».
Ганы, пораженные поведением Шивы, поспешили к Парвати и всё ей рассказали. Она подняла жабу мандока и, используя свои магические силы, превратила ее в сладостную женщину Мандодари.
Когда Равана прибыл на озеро Манасаровар, он нашел Мандодари сидящей в одиночестве возле воды. Равана, окторый никогда до этого не видел Парвати, влюбился в нее. «Это должно быть Парвати!» — воскликнул он. Он схватил ее и забрал поддельную жену Шивы на Ланку, довольный собой.
Шестнадцатилетие Маркандейи

Маркандейя был обречен умереть в юном возрасте — в шестнадцать лет.
Смирившись со своей ужасной участью, он решил провести последние часы своей жизни, молясь Шиве.
Время прошло быстро. Не успел он и глазом моргнуть, как Яма, бог смерти, стоял перед ним, готовый поймать его арканом.
«Ты подождешь, пока я закончу мои молитвы?» — взмолился он. Яма рассмеялся: «Смерть никого не ждет, молодой человек». Сказав это, он достал свой аркан и начал вытягивать жизнь из тела Маркандейи.
Маркандейя вдруг осознал, что смерть означает разделение с богом. Он обхватил лингам и крепко прижался. «О мой Повелитель, помоги мне. Я не хочу оставлять тебя», — закричал он. Вопль Маркандейи сподвиг Шиву проявиться из лингама и остановить Яму.
«Но это его судьба. Он должен умереть, когда достигнет шестнадцати лет», — сказал повелитель смерти.
«В таком случае, Маркандейя никогда не достигнет 16-ти лет. Он будет оставаться мальчиком пятнадцати лет до того дня, когда он решит умереть», — сказал Шива.
Маркандейя, спасенный из челюстей смерти, расплакался от радости.
Арджуна борется с Шивой

Арджуна, гордый принц Хастинапура, захотел получить великое оружие Пашупата у Шивы. Он установил лингам посреди джунглей и начал поклоняться ему с использованием листьев баиля.
Однажды это поклонение было нарушено появлением дикого вепря. Раздраженный, он поднял свой лук и застрелил его. В то же самое время другая стрела также поразила вепря, она принадлежала дикому воину, кираата.
Оба объявили вепря своим трофеем. «Давай разрешим это дело по законам джунглей; будем бороться за него», — сказал кираата.
Так принц и дикарь стали бороться, сначала с оружием, затем голыми руками. Арджуна обнаружил, что его противник был намного сильнее его. «Ну что, сдаешься?» — спросил кираата. Арджуна, который никогда в жизни не проигрывал, не мог вынести такого унижения. Со слезами на глазах он взглянул на Шива-лингам и сказал: «О мой бог, пожалуйста, помоги мне».
Вдруг дикарь отпустил Арджуну. Когда Арджуна отошел, к своему великому удивлению, он обнаружил листья баиля на голове кираата — те же самые, которые он положил раньше на лингам. Дикарь улыбнулся, и до Арджуны дошло, что его соперник был не кем иным, как самим Шивой.
Шива благословил Арджуну и даровал ему оружие, которое он просил.
Наследство Набхаги

Когда отец Набхаги умер, его братья разделили семейную собственность между собой, ничего ему не оставив. «Наш отец дал тебе образование. Это твоя часть наследства», — сказали они и выкинули его из дома.
Набхага пошел в лес, размышляя, как он мог бы с пользой использовать свои знания. Он повстречал мудрецов Ангираса, проводивших великое жертвоприношение, яджна, которое помогло бы им подняться на небеса. Но жертвоприношение было незавершенным без необходимого гимна.
Набхага точно знал нужную мантру. Когда он раскрыл ее мудрецам, они были чрезвычайно ему благодарны. Когда они двинулись в направление неба, они оставили ему тысячу коров, достаточное богатство, чтобы начать новую жизнь.
Когда Набхага был готов принять коров, вдруг со стороны севера появилось свирепое существо в окружении собак. «Все, что осталось, принадлежит мне», — сказал он громовым голосом. «Кто ты?» — спросил Набхага. «Я — Рудра», — ответил он.
Набхага немедленно отошел в сторону. Он знал священный закон: всё, что остается от любого жертвоприношения, принадлежит Рудре и никому больше.
Рудра, который является не кем иным, как Шивой, остался доволен, увидев, что нищета и отчаяние не испортили честность Набхаги. «Тебе больше нужны эти коровы, чем мне», — сказал он и ушел со своими собаками.
Слава о Набхаге как об ученом широко распространилась по миру.
Нанда получает Даршан

Было время, когда священники запрещали людям из низших каст входить в храм Шивы. Они должны были находиться снаружи и там подносить свои молитвы.
Находиться снаружи означало, что лингам невозможно было увидеть вообще; именно напротив лингама находилось мурти Нанди, священного быка Шивы, закрывая всем просмотр.
Нанда, чернорабочий из низшей касты, был великим преданным Шивы. «Я мог бы стерпеть это несправедливое обращение, если я мог хотя бы видеть моего повелителя», — воскликнул он.
Шива посочувствовал Нанде и другим преданным из низших каст. Он попросил Нанди подвинуться немного в сторону так, чтобы те, кто находится внутри и снаружи храма, могли ясно его видеть. Нанди сделал так, как ему было велено. Нанда получил свой даршан. Он был счастлив.
Священники признали это чудо, но только через столетия спустя люди из низших каст получили доступ к святыням Шивы.
Тяжелый удар Байджу

Один лингам располагался в обветшалом храме, глубоко в джунглях Бенгалии. Местные священники забросили это отдаленное святое место.
Только Байджу, дровосек, с благоговением наносил удары по лингаму своим топором каждый божий день. В один из своих редких визитов священники увидели дровосека, ударяющего по лингаму. Они пришли в ужас. «Бог может уничтожить тебя своим третьим глазом», — закричали они.
Вдруг из лингама раздался голос: «Я не могу уничтожить Байджу; я люблю его. Он достаточно помнит обо мне, чтобы бить меня каждый день. Его поведение более осмысленное, чем ваши случайные безумные молитвы».
Байджу был благословлен Шивой и достиг освобождения.
С тех пор этот лингам, расположенный в Пурулиа в Бенгалии, стал известен как Байджьянатх; некоторые считают его джьотир-лингамом.
Пять мужей Драупади

Драупади, принцесса Панчала, желала совершенного мужа. Она обратилась с подношениями к Шиве.
«Я желаю мужа, который будет знатным», — попросила она.
«Да будет так», — сказал Шива.
«Я желаю мужа, который будет сильным», — попросила она.
«Да будет так».
«Я желаю мужа, который будет искусным», — попросила она.
«Да будет так».
«Я желаю мужа, который будет красивым», — попросила она.
«Да будет так».
«Я желаю мужа, который будет мудрым», — попросила она.
«Да будет так».
Драупади была довольна, не понимая, что Шива в своей божественной простоте подарил ей не одного, а пять мужей — Пандавов: Юдхистира — знатного; Бхима — сильного; Пратха — умелого; Накула — красивого; и Сахадэва — мудрого.

Каараикал-Аммайяр

В Каараикале жила женщина, которая обладала магическими силами. Она объясняла это своей верой в бога Шиву. «Это он совершает чудо, а я — всего лишь посредник», — говорила она.
Чтобы проверить ее силу, муж попросил ее достать манго на ужин, хотя ни в доме, ни на базаре не было ни одного. Она все равно принесла манго, используя свои силы. Ее муж был впечатлен. Он решил, что ему затруднительно принимать ее как жену.
«Я хочу, чтобы женой была обычная женщина, а не благословенная святая, как ты», — сказал он. Он приказал своей жене отречься от веры в Шиву и оставить силы, которыми она обладала.
Она отказалась. Вместо этого она оставила своего мужа, семейную жизнь и стала отшельницей, распевающей молитвы своему повелителю. Она стала известной как Каараикал Аммайяр — матриарх Каараикала.
Глаз Канаппа

На окраине одного леса находился лингам, которому поклонялись священник и дикарь.
Священник совершал подношения по предписанным правилам. Дикарь выражал свою преданность способом, который он знал лучше всего: относясь к лингаму, как к почитаемому другу.
Каждый вечер, после охоты, дикарь «кормил» лингам свежим мясом, удаляя из него кости и пережёвывая мясо, пока оно не становилось мягким. Он омывал лингам своим потом и слюной, украшал его цветами, которые приносил в своих волосах, и затем развлекал его непристойными и грубыми песнями, которые он знал.
Священник относился с презрением к такому способу поклонения.
Однажды лингам выпустил два настоящих «глазка»-ростка. Оба преданных восприняли это как чудо; их обоих охватила радость.
Но потом один из глазков закровоточил.
Священник посчитал, что это дурной знак, и поспешил удалиться.
Дикарь, переживая за своего повелителя, немедленно вырвал один из своих глаз и заменил им кровоточащий глаз идола. Как только он так поступил, другой глаз лингама также стал кровоточить. Не раздумывая, дикарь вырвал себе второй глаз тоже. Эта демонстрация беззаветной преданности оставила довольным Шиву. Он благословил дикаря.
Он стал известен как Канаппа Наянар, человек, который поднес богу свои глаза.

Глава 10. Символ Шивы

Глава 10. Символ Шивы


Нелегко придать осязаемую форму идее о Шиве. Он, прежде всего, является Маха-Ишварой, Махешварой, самым великим воплощением верховного бога, космического духа. Большинство людей предпочитают поклоняться символу, который наполняет ум благоговением и придает в подсознании форму мистической идее, стоящей за образом.
Символ Шивы, возможно, самый простой для постижения: обычный камень, который исходит из плодородной земли и достигает прикосновения с сияющим небом. Это лингам.
Значение лингама

Лингам буквально означает «характерный», или «характерная черта». В соответствии с Шветашватара Упанишадой, Брахман, космический дух, вечная, нерожденная душа вселенной, не имеет ни свойств, ни определений, ни формы, ни измерения. Другими словами, ни «лингама». Но большинство преданных нуждаются в чем-либо физическом, чтобы получить доступ к наивысшему. Следовательно, вертикальный камень используется как символ или лингам Брахмана.
Говорится, что Шива простоял на одной ноге несколько сотен тысяч лет, трансформируя себя вАджа-Экапада, одноногого повелителя, ось вращающегося космоса. Эта ось не имеет ни начала, ни конца; считается, что это великий лингам Шивы.
В соответствии с Махабхаратой и Матсья Пураной, лингам Шивы — это божественный фаллос, источник семядуш, который содержит внутри сущность целого мироздания. Из него создается вся жизнь. И когда жизнь разрушается, она возвращается к первоначальному фаллосу Шивы.
Вместе с йони-бхага, формирующей его основу, лингам представляет союз мужчины и женщины, Шивы и Шакти, вселенский дух, соединенный с космической материей, чтобы существование стало возможным.
Легенды, поясняющие почитание лингама

Рассказано много историй, поясняющих, почему Шиве поклоняются как лингаму.
По версии из Падма Пураны, мудрец Бхригу пришел на гору Кайлас и нашел Шиву и Парвати настолько потерявшимися и погруженными друг в друга от любви, что они даже отказались обратить внимание на его присутствие. В ярости мудрец проклял Шиву таким образом, что люди будут поклоняться ему без формы, как лингаму, охваченному йони.
Шива Пурана утверждает, что жены некоторых мудрецов влюбились в Шиву, когда он бродил по лесу деодар. В злости их мужья прокляли Шиву, чтобы он потерял свое прекрасное тело. Шива тут же превратился в огненный столб, джьотир-лингам, который угрожал уничтожить целый мир. Мудрецы взмолились о пощаде. В ответ на их молитвы богиня-мать Дэви приняла форму йони, вместилища, и удержала столб. Внутри нее ярость Шивы утихла. Шива попросил мудрецов поклоняться лингаму и йони и осознать глупость-безумие желания и гнева.
В соответствии с Линга Пураной, Вишну и Брахма натолкнулись на великий огненный столп, который, казалось, простирался через всю вселенную. Из него эманировался звук «ОМ». Приняв форму лебедя, Брахма взмыл вверх в небеса и попытался найти его вершину; в форме вепря Вишну стал рыть землю, пытаясь найти его основание. Оба потерпели неудачу, так как это был космический лингам Шивы, который простирается в бесконечность.
Брахма, тем не менее, соврал Вишну и сказал, что он достиг вершины. Как доказательство он предоставил цветок кетаки, который он предположительно нашел там. За эту ложь Брахма был лишен своих храмов и праздников. Цветок кетаки, согласившись быть соучастником лжи, вышел из милости. Шива отказался принимать его как подношение. Исключение было сделано только для святой ночи Шивы, шиваратри.


Установление поклонения лингаму

Вамана Пурана утверждает, что это сам Шива настаивал, чтобы ему поклонялись как лингаму. Приняв форму слона, он установил первый лингам рядом с озером в лесу деодар, под большим баньяновым деревом. Он стал местом первичного паломничества, тиртха. Каждое существо космоса — боги, демоны и мудрецы — подносили листья баиля этой первой святыне Шивы.


Сваямбхува и Пратиштитх лингам

Лингамы, которые никогда не были установленными, называются самосозданными,сваямбхува-лингам. Это естественные камни или образования изо льда, принявшие форму столба.
Многие лингамы, похожие на фаллос, были установлены различными бхактами. Некоторые вырезаны в скалах, из дерева или драгоценных камней, другие вылеплены из глины, песка или металла. Это сделанные пратиштитх-лингамы.
Члены секты Лингаятов или Вирашайвов в Карнатаке носят лингам в коробочке или кусочке ткани на шее, как символ их души.

Мукхалингам

Многие лингамы покрыты металлом и имеют изображения лица, чтобы бог был более доступен своим преданным. Это мукхалингамы. Некоторые из них имеют целый образ Шивы, вырезанный на их поверхности.
Панчамукха-лингам имеет пять голов, которые представляют собой пять элементов, пять чувств и пять органов действий, которые составляют наши тела.
Йони

Лингам стоит на основании. Эта основа обладает двумя функциями: первая — держать лингам вертикально; вторая — служить емкостью для собирания воды, поливаемой на лингам.
Иногда эта основа считается йони, или бхага, представляющей Богиню Мать, супругу Шивы.
Дхарапатра

Конический кувшин, дхарапатра, всегда находится над лингамом, постоянно капая водой из своего основания. Идея заключается в том, чтобы охладить огненный лингам.
Говорится, что Шива вечно находится в объятиях своей любимой шакти. Входя в святое место Шивы, поклоняющийся фактически мешает повелителю. Возлияние воды необходимо для того, чтобы заглушить жар божественного гнева. Он может быть Бхайравой, вспыльчивым аскетом; он также Ашутош, тот, кто быстро успокаивается.
Бхакта должен успокоить своего бога прежде, чем просить о милости.
Кувшин с капающей водой также считается самой Гангой, другой женой Шивы.
Змея

Металлическая змея всегда видна возле лингама; она свернута кольцами вокруг основания, ее капюшон служит зонтиком.
Змея представляет собой свернутую энергию кундалини, силу, которая дает возможность прорастать семенам и размножаться животным. Шива как повелитель трав и владыка зверей, первобытный «шаман», соприкасающийся с мистериями природы, имеет тесную взаимосвязь со змеями. Он также называется их повелителем, Наганатхом.
Говорится, что эта змея также является Ананта Шешей, великим змеем вечности, в кольцах которого покоится вселенная.
Шива всегда изображается носящим ядовитых змей, как украшения. Сыновья Шивы также ассоциируются со змеями. Картикейя держит одну змею под ногами, в то время как Ганапати повязывает змею вокруг талии.
Бык Нанди

Перед лингамом сидит Нанди — кроткий бык Шивы, с обожанием смотрящий на своего повелителя.
Несмотря на свое природное телосложение, он вряд ли является диким зверем, блуждающим по пастбищам в поисках противника, готовый забодать до смерти соперника своими мощными рогами.
Бык Шивы усмиренный, он служит своему господину средством передвижения, ваханой. Нанди также появляется на знамени Шивы как его отличительный знак. Бык со своим лингамоподобным горбом кажется вполне естественным, природным выбором.
Преданные в святых местах Шивы часто дотрагиваются до боков и ног быка Шивы в поисках силы и сдержанности. Также они пытаются увидеть шивалингам через рога каменного быка, таким образом получая прекрасную перспективу космического владыки.
Курма — черепаха

Между лингамом и Нанди находится образ черепахи. Некоторые говорят, что эта черепаха есть великая Акупара, на чьей спине покоится весь мир. Другие говорят, что эта черепаха является курмой — аватарой Вишну, которая держит сверху гору Мандара, которую боги использовали как мутовку, когда пахтали космический океан.
Важнее всего то, что в древности йоги были впечатлены способностью черепахи втягивать свои ноги и шею в панцирь и избегать искушений и угроз, исходящих из внешнего мира. Она стала символом пратьяхара, йогической практики, при помощи которой мистики отделялись от стимуляции органов чувств и возвращались к внутреннему миру.

Глава 11. Атрибуты Шивы

Глава 11. Атрибуты Шивы

Антропоморфические изображения Шивы служат лишь украшениями на стенах храма; они никогда не являются объектами подлинного поклонения. Эти изображения описывают его восемь форм: Бхава — существование, Шарва — космический стрелок, Пашупати — божественный пастух, Уградэв — яростный владыка войны, Махадэв — великий бог, Рудра — дикий мститель,Ишана — высший повелитель мира и Ашани — гром и надежда. Любое изображение Шивы, нарисованное или вырезанное, может быть распознано по некоторым из следующих атрибутов.
Физические характеристики

В своей полной манифестации как пятиголовый Панчамукха Шива проявляет пять аспектов своей сущности: Садджьота — сияющий, Вамадэва — прекрасный, Агхора — довольный,Татпуруша — совершенный человек и Ишана — божественное бытие.
Он — Карпура-Гоуранга, белоснежный, как камфора, тогда как Вишну, поддержатель жизни, тёмен. Между ними лежит спектр жизненных оттенков. Они как ян и инь в китайском мистицизме.
Когда Шива выпил ужасный яд Халахал, выпахтанный из океана богами, его шея стала синей, принеся ему титул Нилакантха.
Как Триамбака, трехглазый бог, он ипользует свой внутренний глаз для отличия истины от иллюзии и разрушения вожделения, которое погружает человека в сансару. Его третий глаз способствует его положению владыки йоги.
Шива известен как Капардин, потому что его длинные волосы, смазанные баньяновым соком, свернуты в форме морской раковины, капарди. Этими могущественными волосами он смог заключить в ловушку могучую реку Ганга; при помощи их он даже может усмирять неуправляемый ум.
Одежда и украшения

Растущая луна увенчивает голову Шивы, давая ему титул Чандрачуда. Как растущая и убываущая луна, Шива находится в гармонии с активностью и пассивностью космоса. На этой луне растет растение сома, чей сок является любимым напитком богов. Шива — хранитель этого священного растения — известен как Сомнатх.
Используя черную шкуру антилопы как верхнюю часть своей одежды, шкуру слона — как нижнюю и шкуру тигра как подстилку для сидения, Шива становится Криттиваса, носителем шкур животных.
В соответствии со своей андрогинной природой Шива часто показывается носящим мужскую сережку кундала в правом ухе и женскую татанка в левом.
Шива как Капалин обычно носит человеческий череп в своей руке, чтобы противостоять мирской морали. Иногда он использует верхушку черепа как чашу для питья. Иногда череп одевается на дубину, называемую Кхатванга, которая служит Шиве как булава. Также Шива носит гирлянду из черепов. Череп считается пятой головой Брахмы, отрезанной Шивой, разгневанным на гордыню и алчность Брахмы.
Повелитель также украшает себя семенами рудракши, появившимися из слез, которые он пролил, созерцая завершение мира. Ему также нравятся цветы дурмана и листья баиля.
Аскетические признаки

Шива покрывает себя пеплом, тем самым символически отвергая материальный мир и выражая презрение его мимолетности. Он предпочитает быть определяемым как вечная душа, которая находится внутри тела незатронутой. Пепел обычно наносится как три параллельные горизонтальные линии.
Как типичный саньясин, Шива носит камандалу, сосуд для воды для своих ритуалов; четки для помощи в концентрации; трубку, чилум, для курения конопли; чашу из человеческого черепа для питья виша — яда и бханга — снотворного напитка. В медитации Шива сидит со скрещенными ногами, связанными вместе поясом йога-патта, положив свои руки на подставку йога-данда.
Священные животные

Змеи, особенно кобры, обвиваются вокруг шеи Шивы, скользя вниз по телу, отражая его абсолютное отречение, его отказ реагировать или отвечать на любую угрозу или искушение. ОнНагешвар, повелитель змей.
Одна из эмблем Шивы — павлин. Как и у Шивы, у павлина синяя шея и хохолок на верхушке головы, подобный луне Шивы. Когда Шива принимает форму кираата, дикаря, он часто носит павлиньи перья в своих волосах и становится Шикхандешем, повелителем оперения. Говорится, что Шива танцует, как павлин, в окружении своих ганов в конце эона, когда он становится пожирателем времени, Калантакой.
Отличительный знак Шивы — бык, вришабха, по имени Нанди, символ укрощенной силы.
Шива держит в своих руках антилопу, она — Ушас, которая искала защиты от преследования Брахмы. Антилопа представляет всех существ, находящихся под защитой и милостью Шивы. Это также символическое представление беспокойного ума, приведенного к подчинению при помощи практикования йоги.
Хотя люди взирают на собак как на грязных и порочных, они дороги Шиве. Когда он странствует по миру как нищий, собаки часто сопровождают его.



Оружие

Шива — повелитель боевых искусств, Вирешвар, который подарил Вишну диск Сударшан-чакру; Раване меч Чандрахасу; воину-священнику Парашураме свой топор Парашу, а Арджуне — оружие Пашупата. Шива — это прообраз космического воина, обладающего множеством луков, известного как Пинака и Аджагава.
Шива всегда носит трезубец, «тришулу», чьи зубцы представляют троицу: Брахма, Вишну и Махешвара.
Своей петлей-арканом, «паса», Шива как Пашупати усмиряет и подчиняет своих пашу, всех существ космоса, включая нас самих.
Однажды Шива вошел в тело трупа и оживил его. Воскрешенный труп стал учителем оккультных докрин. Так как он носит дубинку-жезл, лакули, он стал известен как Лакулиша. Дубинка эта стала символом его науки и дисциплины, его способности удерживать пробужденную мужественность.
Музыкальные инструменты

Шива — это источник изначального звука, брахманады, из вибрации которого проявляется к существованию мироздание. Он — Пранав-Омкар, владыка священного «АУМ».
Шива носит дамару, который гремит во время его танца. Удары барабана представляют изначальный звук созидания, также как и последний гибельный удар.
Шива проявляется как Сангеетешвар, бог музыки, который играет на лютне, известной какрудра-вина. Равана, король ракшасов, создал ее при помощи одной из своих десяти голов в качестве звучного корпуса, своей руки в качестве древка, своих нервов как ее струн и своих пальцев как щипковых приспособлений. Творение Раваны так впечатлило Шиву, что он благословил его.
Как аскеты, которые звенят в колокольчик, когда созерцают звучание тишины, Шива носит на себе колокольчик гхантака.
Жёны

Супруга Шивы Парвати, дочь гор, также известная как Шайладжа или Гириджа, всегда сидит с левой стороны, имея при себе такой символ женственности как зеркало, или такой символ плодородия как попугай. Она — представительница Камы, бога любви, и, по некоторым источникам, манифестация Вишну, космического защитника, которая превратила Шиву в домохозяина и привела его к колесу жизни.
Вторая жена Шивы — это река Ганга, своенравная богиня, которая была им укрощена. Она живет в его спутанных волосах.

Местопребывание

Украшенный черепами и костями, Шива бродит по местам кремации, танцуя в свете погребальных костров, согревая себя горячими углями, натирая свое тело пеплом.
Как прекрасный лотос, который вырастает из отвратительной грязи, Шива может обитать в зловещих местах, не теряя своего духовного совершенства. Поэтому Шива часто изображается сидящим на этом цветке.
Дикие и опасные леса — места, в которых любит бывать Шива. Там он загадочный дикарь, рогатый бог, кираата, который втайне забавляется со своими жёнами и горячо почитается всеми племенами аборигенов.
Шива — источник всех рек, Синдхупати; он также владыка гор — Гириша, и владыка пещер — Гухешвар. Он медитирует в темных сырых пещерах и на берегах рек или восседает на вершинах гор, просто наблюдая мир, танцующий вокруг него.

Комментариев нет:

Отправить комментарий